о соД'Ио,^
** А \
Исследования молодъхученых
ЧИППКРО
УДК 371.12+371.69:004.3
Культура использования
педагогом дополнительного профессионального образования информационно-коммуникационных технологий
Н. Ю. Хафизова
Culture of use by teacher of additional professional ICT education
N. Y. Khafizova
Аннотация. Важный аспект развития информационной культуры - это культура использования информационных коммуникационных технологий в педагогических исследованиях, пропаганда этики и культуры применения ИКТ в образовательной деятельности. В статье рассматриваются вопросы развития культуры использования педагогом дополнительного профессионального образования ИКТ и новейших достижений в области информационных технологий в преподавательской, методической, исследовательской и научной деятельности. Высокий уровень ИКТ-компе-тентности педагога дополнительного профессионального образования, являясь необходимым условием более эффективного достижения целей учебного занятия, выступает стимулом профессионального развития слушателя.
В качестве основного механизма развития культуры использования ИКТ выступает мотивация профессионального развития и саморазвития педагога дополнительного профессионального образования, осуществляющаяся путем создания комплексной мотивационной среды, сконцентрированной на опережающем характере профессионального развития педагога, в соответствии с уровнем его профессиональной компетентности, современным нормативным требованиям в области информационно-коммуникационных технологий.
Abstract. An important aspect of the development of information culture is culture of ICT use in educational research, promotion of ethics and culture of ICT use in educational activities. The article deals with the questions of use culture development of additional professional education ofICT by the teacher and the latest achievements in the
field of information technology in teaching, methodical and scientific activity.
As the basic mechanism of use culture development of ICT is motivation of professional development and self-development of the teacher of additional professional education, by creating a comprehensive motivational environment centered on the advance nature of the professional development of teachers, according to the level of his professional competence, modern regulatory requirements in the field of information and communication technologies.
Ключевые слова: информационная культура, культура использования ИКТ, единая информационная среда, ИКТ-компетентность, профессиональная компетентность учителя.
Keywords: information culture, culture of ICT use, unified information environment, ICT competence, professional competence of teacher.
В настоящее время достаточно актуально для системы дополнительного профессионального образования стоит вопрос о наличии сформированной и развивающейся информационно-образовательной среды. Образовательную среду учреждения дополнительного профессионального образования следует рассматривать как совокупность различных составляющих образовательной деятельности и межличностных отношений, устанавливающихся в процессе взаимодействия участников и позволяющую обеспечить профессиональную подготовку педагогов по приоритетным направлениям в соответствии с их способностями и возможностями, а также готовности к выполнению профессиональных функций и творческой самореализации [1]. Планомерная работа по раз-
Научно-теоретический журнал
108
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Н Ю. Хафизова
Культура использования педагогом дополнительного профессионального образования.
ЧИППКРО
витию единой информационной среды может заключаться не только в развитии материально-технической базы учреждения, но и в освоении педагогом дополнительного профессионального образования новых форм информационного взаимодействия в рамках образовательной деятельности. Соответствующие ресурсы постоянно обновляются с учетом современных требований и возможностей, а именно визуализации, виртуальной, дополненной реальности, облачных вычислений и т. д. Соответственно, характер их применения в реальной преподавательской и методической деятельности весьма широк.
Собственно поэтому в программе развития учреждения дополнительного профессионального образования должна быть выделена задача развития культуры использования педагогами ИКТ и новейших достижений в области информационных технологий в преподавательской, методической и научной деятельности.
При этом задача должна состоять не только в формировании желания преподавателя использовать эти ресурсы. Важно уметь самому педагогу дополнительного профессионального образования на учебном занятии демонстрировать слушателям технические и информационные возможности учреждения, которые, подбираются под индивидуальные запросы каждого конкретного слушателя, а также современные требования рынка.
В образовательный процесс системы дополнительно профессионального образования должны планомерно внедряться современные образовательные и информационные технологии, которые позволяют отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развить технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою самообразовательную деятельность.
Можно рассматривать формирование и развитие культуры использования ИКТ в нескольких контекстах:
- более эффективное достижение целей учебного занятия;
- свидетельство высокой компетентности педагога дополнительного профессионального образования в области ИКТ, что также будет являться достаточно существенным стимулом для профессионального развития слушателей;
- демонстрация возможностей новейших средств ИКТ.
Высокий уровень ИКТ-компетентности педагога дополнительного профессионального образования, являясь необходимым условием более эффективного достижения целей учебного занятия, выступает стимулом профессионального развития слушателя. Вместе с тем очень важно на учебном занятии преподавателю эффективно демонстрировать слушателям технические и информационные возможности новейших средств ИКТ, а также учреждения.
Культура использования ИКТ в системе дополнительного профессионального образования означает не только глубокое знание и необходимость использования, но и глубокое понимание смыслов, видение в нем реального ресурса для повышения качества своей деятельности.
В качестве основного механизма развития культуры использования ИКТ может выступать мотивация профессионального развития и саморазвития педагога дополнительного профессионального образования, осуществляющаяся путем создания комплексной мотивационной среды, сконцентрированной на опережающем характере профессионального развития педагога, в соответствии с уровнем его профессиональной компетентности, современным нормативным требованиям в области информационно-коммуникационных технологий. В этой связи положительное влияние окажет практика внутрифирменных обучающих семинаров и консультационных мероприятий. Педагоги, владеющие уникальным набором компетенций, могут быть привлечены к подобного рода мероприятиям. Одним из мотивационных условий выступает возможность этих педагогов делиться своим опытом и обучать коллег. Мероприя-тийно это выражается в привлечении таких педагогов к проведению обучающих семинаров, демонстрации фрагментов занятий, включение в конкурсные мероприятия и т. п. Совокупность таких технологий в обучении обеспечивает его действенность и продуктивность, слушатели осваивают знания, у них вырабатывается ситуационный опыт их применения. Кроме того, интерактивный режим взаимодействия с лектором позволяет слушателям получить ответы на все имеющиеся вопросы [2].
Использование такого приема позволяет выйти за рамки некоторого «навязывания» вне-
Исследования молодыхученых
дрения ИКТ в образовательную деятельность и, в то же время, представить реальный практический опыт педагога. В данной связи уместно говорить о позитивной конкуренции в ходе освоения конкретным преподавателем возможностей, используемых коллегами. Таким образом, позитивно насыщенная конкурентная среда выступает в качестве вспомогательного механизма формирования культуры использования ИКТ педагогами дополнительного профессионального образования.
Имеющиеся и приобретаемые преподавателями компетенции в области использования ИКТ в образовательной деятельности позволяют развивать и оптимизировать элементы модели дистанционного обучения слушателей. В частности, расширяется спектр видов взаимодействия субъектов образовательного процесса через использование: Skype-лекции и консультации, Skype-защиты дипломных работ, организации совместной работы в системе GOOGLE-документов.
Новые возможности в реализации дистанционного обучения слушателей предоставляет система видеоконференцсвязи. Объединяя технологические достижения в компьютерной области, телефонии и видео, такой вид связи на сегодняшний день представляет собой самый современный уровень коммуникаций. Во время общения с использованием видеоконференцс-вязи участники образовательной деятельности могут не только видеть и слышать собеседников, но и обмениваться данными, визуальной информацией и обрабатывать ее в режиме реального времени.
Существующее на сегодняшний день большое количество готовых решений, предоставляемых, в том числе, бесплатно, открывают возможности создания виртуальной образовательной среды для учреждений, отдельных структурных подразделений или конкретных курсов. Речь идет, в частности, об «облачных» технологиях и приложениях Google Apps.
Следует отметить позитивный опыт педагогов в использовании социальных сетей для создания учебных сетевых сообществ с целью организации образовательной деятельности в рамках реализации программ профессиональной переподготовки в межсессионный период с тьюторским сопровождением. Тьюторство в современном образовании - это педагогическая
позиция, которая связана с организованной специальным образом системой образования, при этом учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются исходя из познавательного интереса, склонностей и способностей обучающегося [3]. О значимости такого подхода изложено в методических рекомендациях Т. В. Уткиной [4].
При этом, организовывая образовательную деятельность в сетевой образовательной среде, преподаватель должен владеть не только знаниями и навыками в работе с информационными технологиями, но и обладать принципиально новым типом мышления, связанным с моделированием многовариантных образовательных взаимодействий в виртуальной среде.
Информационно-образовательная среда позволяет реализовывать на современном уровне функции не только обучения, но и управления образовательной деятельностью и качеством образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий являются основой оптимизации процессов управления. Возможность оперативного обмена документами, создания и использования единой базы данных справочной информации и нормативной документации, проведение мониторинговых исследований контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий педагогами дополнительного профессионального образования в рамках внутренней системы оценки качества образования в учреждении.
Таким образом, инновационная направленность профессиональной деятельности педагога дополнительного профессионального образования при развитии культуры использования ИКТ носит регламентирующий характер: сочетает в себе опору на многообразие возможностей информационно-коммуникационных технологий и новейших достижений в области информационной коммуникации в преподавательской, методической и научной деятельности и соблюдения принципа регулируемого эволюционирования [5].
Учитывая современные тенденции изменения и развития технических, технологических и методических средств, целенаправленная работа по развитию информационно-образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования является важным
Научно-теоретический журнал
110
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Н Ю. Хафизова
Культура использования педагогом дополнительного профессионального образования.
▲
ЧИППКРО
звеном информационно-методического обеспечения развития профессиональной компетентности учителя.
Библиографический список:
1. Хафизова Н. Ю. Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования / Н. Ю. Хафизова // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. -С. 192-195.
2. Коликова Е. Г. Организация модульных курсов в рамках внутрифирменного обучения / Е. Г. Коликова, И. Б. Быкова // Символ науки. -2016. - № 12-2. - С. 194-196.
3. Клишина О. Н. Роль тьютора в проектной деятельности учащегося / О. Н. Клишина // Инновационная наука. - 2016. - № 6-2. -С.220-223.
4. Уткина Т. В. Термодинамика биологических систем : метод. рекомендации к учебному модулю для профильных классов общеобразовательных учреждений / Т. В. Уткина. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012.
5. Ильясов Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике : монография / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. - М. : владос, 2003. - 336 с.
References:
1. Khafizova N. Y. Independent work of teachers in the conditions of additional professional education [Samostojatel'naja rabota pedagogov v uslovijah dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovanija] / N. Y. Khafizova // Innovative Science, 2016, No. 8-2, pp. 192-195.
2. Kolikova E. G., Bykova I. B. Organization of modular courses in the framework of in-house training [Organizacija modul'nyh kursov v ramkah vnutrifirmennogo obuchenija] / Symbol of science, 2016, No. 12-2, pp. 194-196.
3. Klishina O.N. The role of tutor in design activity of student [Rol' t'jutora v proektnoj deja-tel'nosti uchashhegosja] / O. N. Klishina // Innovative science, 2016, No. 6-2, pp. 220-223.
4. Utkina T. V. Thermodynamics of biological systems: the methodological recommendations for training modules for specialized classes of educational institutions [Termodinamika biologicheskih sistem: metod. rekomendacii k uchebnomu modul-ju dlja profil'nyh klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij] / T. V. Utkina. Chelyabinsk: CI-RIPSE, 2012.
5. Ilyasov D. F. Principle of Regulated Evolving in Pedagogics / D. F. Ilyasov, G. N. Serikov. Moscow: VLADOS, 2003. 336 p.