Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / UNIVERSITY TEACHER / STUDENTS / LEVEL OF EMOTIONAL DEVELOPMENT / EMOTIONAL INTELLIGENCE / FACTORS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чотбаева Эркингуль Айтмурзаевна, Усубалиев Кутманалы Назаралыевич

Рассматривается роль университетского преподавателя в формировании эмоционального интеллекта студентов. Охарактеризованы изменения в деятельности преподавателей и учебно-познавательной деятельности студентов, характерные для современного периода. Проанализирован феномен эмоционального интеллекта. Показано, что в процессе обучения студентам передаются не только знания и умения, но и стиль поведения, эмоциональные особенности и эмоциональный интеллект преподавателя. Обоснована гипотеза о личности преподавателя и его педагогической деятельности как источниках и важнейших факторах развития эмоционального интеллекта студентов.The role of the university teacher in the formation of students' emotional intelligence is considered. Characterized by changes in the activities of teachers and teaching and learning activities of students, characteristic of the modern period. Analyzed the phenomenon of emotional intelligence. It is shown that in the process of teaching students not only knowledge and skills are transferred, but also the style of behavior, emotional characteristics and emotional intelligence of the teacher. The hypothesis about the personality of a teacher and his pedagogical activity as sources and the most important factors in the development of students' emotional intelligence is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чотбаева Эркингуль Айтмурзаевна, Усубалиев Кутманалы Назаралыевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.08.P.69 УДК 37.011.31: 159.922.72

Э.А. Чотбаева, К.Н. Усубалиев,

Международная высшая школа медицины (г. Бишкек, Кыргызская Республика)

Роль преподавателя в формировании и развитии эмоционального интеллекта студентов

К настоящему времени увидело свет значительное число работ, где рассматриваются проблемы формирования эмоционального интеллекта (emotional quotient - EQ) студентов высших учебных заведений. Однако факторы его развития изучены еще недостаточно. Между тем именно эти факторы, как очевидно, являются определяющими для понимания движущих сил становления эмоционального интеллекта.

В связи с этим в настоящей статье на основе анализа и обобщения результатов исследований, проведенных у нас в стране и за рубежом, предпринята попытка рассмотреть значение и роль преподавателя в качестве одного из главных факторов генерирования и развития эмоционального интеллекта студентов.

В изучении проблематики, составившей предмет статьи, авторы опирались на методы концептуального синтеза и сравнительно-исторического анализа.

В частности, мы следовали точке зрения, согласно которой расширение масштабов высшего образования и увеличение его вклада в социально-экономическое развитие требует переосмысления роли университетского преподавателя в образовательном процессе. Известно, что роль эта, как и обосновывающие ее педагогические концепции, менялась каждую историческую эпоху. В наши дни под влиянием глобализации она претерпевает новые метаморфозы. Уходит в прошлое

© Чотбаева Э.А., Усубалиев К.Н., 2019

Международная высшая школа медицины в Бишкеке

отношение к преподавателю вуза лишь как к источнику готовых знаний и предписаний. Он все больше выступает в качестве организатора процесса обучения и все чаще действует как руководитель и партнер студента. Одновременно меняется и взгляд на обучающегося, который рассматривается не как пассивный объект, а как активный субъект воспитания и обучения.

Овладение преподавателем ролью руководителя и партнера студента вызывает определенные сдвиги и в его сознании. В контексте последних достижений в области педагогики и психологии становится очевидным, что необходимой составляющей личных качеств пре-

подавателя вуза становится обладание определенным уровнем развития эмоционального интеллекта.

Работы в области эмоционального интеллекта в последние годы привлекают внимание многих исследователей. Это связано с тем, что эмоциональность признается современной психологией ключевым фактором достижения личностью успеха, причем даже более существенным, чем интеллектуальные способности. Если раньше подразумевалось, что эмоции лишь сопровождают когнитивные процессы человека, то ныне многие психологи считают доказанным, что эмоциональные реакции часто предшествуют рациональным [1, с. 280-281].

ЭРКИНГУЛЬ АЙТМУРЗАЕВНА ЧОТБАЕВА (Кыргызская Республика)

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Международной высшей школы медицины в г. Бишкек. Сфера научных интересов: инновационные методы обучения в высшей школе, формирование эмоционального интеллекта и проблемы эмоционального выгорания студентов-медиков. Автор 25 опубликованных научных работ. Электронная почта: chotbaeva56@list.ru

КУТМАНАЛЫ НАЗАРАЛЫЕ-ВИЧ УСУБАЛИЕВ (Кыргызская Республика)

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургии Международной высшей школы медицины в г. Бишкек. Сфера научных интересов: инновационные методы обучения в высшей школе, формирование эмоционального интеллекта и проблемы эмоционального выгорания студентов-медиков. Автор 14 опубликованных научных работ. Электронная почта: kutman10@mail.ru

Рассматривается роль университетского преподавателя в формировании эмоционального интеллекта студентов. Охарактеризованы изменения в деятельности преподавателей и учебно-познавательной деятельности студентов, характерные для современного периода. Проанализирован феномен эмоционального интеллекта. Показано, что в процессе обучения студентам передаются не только знания и умения, но и стиль поведения, эмоциональные особенности и эмоциональный интеллект преподавателя. Обоснована гипотеза о личности преподавателя и его педагогической деятельности как источниках и важнейших факторах развития эмоционального интеллекта студентов.

Ключевые слова: преподаватель вуза, студенты, уровень эмоционального развития, эмоциональный интеллект, факторы развития эмоционального интеллекта, интерактивные методы обучения.

The role of the university teacher in the formation of students' emotional intelligence is considered. Characterized by changes in the activities of teachers and teaching and learning activities of students, characteristic of the modern period. Analyzed the phenomenon of emotional intelligence. It is shown that in the process of teaching students not only knowledge and skills are transferred, but also the style of behavior, emotional characteristics and emotional intelligence of the teacher. The hypothesis about the personality of a teacher and his pedagogical activity as sources and the most important factors in the development of students' emotional intelligence is substantiated.

Key words: university teacher, students, level of emotional development, emotional intelligence, factors of development of emotional intelligence, interactive teaching methods.

Введенный Говардом Гарднером в книге «Структура разума» термин «эмоциональный интеллект» описывает ту область человеческого сознания, которой определяется его способностью адекватно выражать свои эмоции, оценивать эмоциональные состояния и мотивы поведения других людей, выбирать эффективные способы общения и в проблемных ситуациях справляться с трудностями [14]. Оказалось, что умение распознавать, адекватно выражать чувства и справляться с ними, мало соотносится с интеллектуальными способностями, однако именно эти умения необходимы для благополучия и успеха в жизни.

Д. Гоулман считал, что уровень эмоционального развития определяет жизненную и профессио-

нальную успешность людей. Это он связывал с тем, что жизненный успех человека детерминируется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенностями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной регуляции, умением выражать свои чувства, понимать состояния других людей и тонко реагировать на них [4, с. 419-421].

Была выявлена тесная связь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью. В частности это было доказано на примере студентов-медиков и профессионального успеха практикующих врачей. Студенты с более высоким эмоциональным интеллектом демонстрировали более позитивное социальное поведение, более высокие по-

казатели успеваемости и обычно оценивались окружающими положительно [13, с. 88-103; 15].

Ряд исследователей, и Д. Гоулман в частности, уверены в том, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать, так как нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Для этого они предлагают использовать в школе специальное обучение, направленное на развитие эмоциональной компетентности. По мнению этих исследователей, подобное «эмоциональное образование» может осуществляться как через прямое обучение, так и через создание определенного психологического климата, вовлечение учеников, учителей и родителей в совместную деятельность. [1, с. 283; 5, с. 343-348]. Считается, что для развития эмоционального интеллекта, особенно в детском и юношеском возрасте, необходимо создание внешних условий.

Соглашаясь с мнением этих ученых, считаем важным дополнить изложенную точку зрения положением о том, что в качестве необходимого условия и одного из основных факторов развития эмоционального интеллекта нужно в первую очередь участие в его формировании преподавателя. Но, конечно, преподавателя, обладающего особыми параметрами эмоциональной зрелости, обладающего эмоциональной креативностью, эмоциональным мышлением, эмоциональной компетентностью и эмоциональной культурой.

В настоящее время в российской научной литературе и научной литературе других зарубежных стран можно найти немало работ, касающихся определения уровня развития эмоционального интеллекта, его составляющих, связи с другими компонентами интеллекта, а также методов его развития [1, с. 171; 2, с. 54-65; 7, с. 23; 8, с. 59-60]. Ряд российских авторов считает, что хорошо развитый эмоциональный интеллект является структурообразующим компонентом профессио-

нальной культуры педагогов, служит неотъемлемой личностной составляющей педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность [5, с. 343-348; 6, с. 121-123].

Однако, как уже отмечалось, проблема заключается именно в том, что основательных работ, посвященных определению основных факторов развития эмоционального интеллекта, пока нет. При этом собственно эти факторы являются одним из необходимых звеньев в цепи, ведущей к развитию и совершенствованию эмоционального интеллекта обучающихся. В связи с этим мы предполагаем, что преподаватель вуза и является одним из ключевых факторов, непосредственно влияющих на развитие эмоционального интеллекта студентов.

Наше предположение базируется на законах подражания Жана Габриэля Тарда, который видел в них одно из оснований всех социальных законов. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Тард полагал, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие примера (подражания). В этом смысле, по мнению исследователя, все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение «учитель -ученик». Он рассматривал подражание в тесной связи со взаимовлиянием людей друг на друга. Общество, по мысли ученого, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и др. Наиболее типичным видом социального подражания Тард считал подражание низших слоев высшим [9, 10]. Мы же можем добавить к этому также процессы подражания студентов преподавателю. В учебных заведениях, начиная с младшей школы и кончая высшими учебными заведениями, происходит не только трансляция учащим-

ся знаний и умений, но и передача им стиля поведения, эмоциональных особенностей, эмоционального интеллекта учителя/преподавателя согласно законам подражания.

По мнению последователей Тар-да, в обществе реализуется три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, подражание идеалу. Отсюда можно сделать вывод о том, что чем ближе находится личность учителя к идеалу человека и специалиста в представлении обучающихся, тем сильнее у последних будет проявляться желание подражать своему

подавателю необходимо мобилизовать все свои душевные и физические силы. При этом применение инновационных технологий требует от него еще большей отдачи, еще более высоких энергетических затрат. Здесь мы бы поставили знак равенства между энергетическими и эмоциональными затратами, т.е. энергетические затраты преподавателя можно выразить его эмоциональными затратами.

Таким образом, чем больше преподаватель выложится в эмоциональном плане, тем больших результатов можно ожидать. Более того, в

Студенты Международной высшей школы медицины - участники и призеры студенческой научно-практической конференции

учителю. При этом предполагаем, что чем выше EQ учителя, тем быстрее и успешнее будет достигнута цель, т.е. передача теоретических знаний, практических навыков, а также формирование и развитие эмоционального интеллекта у студентов.

Сейчас уже стало неоспоримым фактом то, что использование инновационных технологий, интерактивных методов обучения преподавателем вуза способствует развитию эмоционального интеллекта студентов [1, с. 283; 11, с. 93-97]. В целях достижения обучающимися более глубокого понимания учебного материала, формирования необходимой системы знаний, навыков и приемов умственной работы пре-

ходе интерактивного диалогового обучения осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, а также студентов между собой (при использовании техники индивидуального и группового взаимодействия). Здесь происходит обмен положительной энергетикой, положительными эмоциями между всеми участниками учебного процесса [12, с. 42-44]. Следовательно, уровень и характеристики эмоционального интеллекта преподавателя приобретают высокую ценность, учитывая тот факт, что, в отличие от умственных способностей, эмоциональный интеллект можно развивать и перенимать через подражание.

Площадь Ала-Тоо в Бишкеке

Последний период отмечен бурным развитием онлайн-образова-ния, не предусматривающего непосредственных коммуникаций преподавателя и студента. Существует точка зрения, что успехи в развитии искусственного интеллекта создадут условия для реализации своего рода безлюдных педагогических технологий, когда учить и осуществлять контроль результатов обучения будет специализированный программный комплекс, работающий в сетевом режиме.

Результаты исследований эмоционального интеллекта позволяют предположить, что такого рода технологии, видимо, могут быть эффективны в передаче информации, но не в формировании личности обучающихся, в том числе ее социального и профессионального компонентов [3]. Иначе говоря, именно эмоциональный интеллект опре-

деляет человеческое качество образования. В этом смысле уровень его развития может и должен стать одним из критериев отбора преподавателей, учителей и воспитателей.

На наш взгляд, дальнейшие исследования в области эмоционального интеллекта открывают новые перспективы перед педагогической психологией и педагогикой. Но, резюмируя содержание настоящей статьи, мы не будем предвосхищать результаты этих исследований, а ограничимся самыми очевидными выводами.

Первое. Личность преподавателя вуза, его педагогическая деятельность являются источником и одним из главных факторов формирования и развития эмоционального интеллекта студентов.

Второе. В процессе обучения происходит передача обучающимся не только знаний и умений, но и стиля

поведения, эмоциональных особенностей, эмоционального интеллекта педагога (учителя, преподавателя). А коль скоро эмоциональный интеллект обучающихся до определенного возраста находится в процессе становления, то в его формировании уровень развития и особенности эмоционального интеллекта преподавателя вуза во многом имеют решающее значение.

Третье. Чем ближе в представлениях студентов личность преподавателя к идеалу человека и специалиста, тем сильнее проявляется стремление обучающихся подражать учителю. При этом чем выше эмоциональный интеллект преподавателя, тем быстрее и успешнее может осуществляться процесс передачи знаний и умений, а также процессы генерирования и развития эмоционального интеллекта студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 387 с.

2. Белобородов А.М., Любякин А.А., Оконечникова Л.В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 57-65.

3. Битва за профессии: в чем роботы не заменят людей // ROBOSAPIENS. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/bitva-za-professii-v-chem-robotyi-ne-zamenyat-lyudey/ (дата обращения: 30.04.2019).

4. Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Минск: Попурри, 2005. 672 с.

5. Донина И.А., Салха Э. Эмоциональный интеллект педагогического коллектива школы как фактор развития его организационной культуры // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сб. статей по материалам Междунар. науч.-практич. конф. (Великий Новгород, 24-25 апреля 2017 г.). Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2017. С. 343-348.

6. Ларина А.Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-4 (52). С. 121-123.

7 Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2011. 25 с.

8. Станько В.Ю. Особенности эмоционального интеллекта студентов гуманитарных и технических вузов // МНСК-2018: Психология: материалы 56-й Междунар. научной студенческой конф. Новосибирск, 2018. С. 59-60.

9. Тард Г. Социальные законы. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2009. 64 с.

10. Теория подражания. Идеи Г. Тарда // Социология. URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pL?id=1174&page=1 (дата обращения: 18.12.2018).

11. Чотбаева Э.А. Использование инновационных технологий обучения иностранных студентов биологии в высшей школе медицины // Актуальные вопросы науки. 2016. № XXV. С. 93-97.

12. Чотбаева Э.А. К вопросу об оптимальном соотношении классических и инновационных систем обучения иностранных студентов биологии в высшей школе медицины // Научный обозреватель. 2016. № 6 (66). С. 42-44.

13. Brackett M.A., Rivers S.E., Salovey P. Emotional Intelligence: Implications for Personal, Social, Academic, and Workplace Success // SocPersonalPsycholCompass. 2011. No. 5. P. 88-103.

14. Gardner H. Frames of МЫ: The Theory of Multiple Intelligences. Basic Book. 1983. 440 p.

15. Romanelli F., Cain J., Smith K.M. Emotional Intelligence as a Predictor of Academic and/or Professional Success. Am J Pharm Educ. 2006. Vol. 70 (3). P. 69.

LITERATURA

1. Andreeva I.N. E'mocionaL'ny'j inteLLekt kak fenomen sovremennoj psixoLogii. NovopoLoczk: PGU, 2011. 387 s.

2. Beloborodov A.M., Lyubyakin A.A., Okonechnikova L.V. Aktivny'e metody* formirovaniya e'mocionaL'nogo inteLLekta studentov-psixoLogov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 11. S. 57-65.

3. Bitva za professii: v chem roboty* ne zamenyat Lyudej // ROBOSAPIENS. URL: https://robo-sapiens.ru/stati/bitva-za-professii-v-chem-robotyi-ne-zamenyat-Lyudey/ (data obrashheniya: 30.04.2019).

4. Goulman D. Destruktivny'e e'mocii. Minsk: Popurri, 2005. 672 s.

5. Donina I.A., Salxa E'. E'mocionaL'ny'j inteLLekt pedagogicheskogo koLLektiva shkoLy* kak faktor razvitiya ego organizacionnoj kuL'tury* // Razvitie detsko-vzrosLy'x soobshhestv v usLoviyax mnogoobraziya: sb. statej po materiaLam Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. (VeLikij Novgorod, 24-25 apreLya 2017 g.). VeLikij Novgorod: Novgorodskij gos. un-t, 2017. S. 343-348.

6. Larina A.T. RoL* e'mocionaL'nogo inteLLekta v predotvrashhenii e'mocionaL'nogo vy'goraniya pedagogov // Mezhdunarodny'j nauchno-issLedovateL'skij zhurnaL. 2016. № 10-4 (52). S. 121-123.

7. Meshheryakova I.N. Razvitie e'mocionaL'nogo inteLLekta studentov-psixoLogov v processe obucheniya v vuze: avtoref. dis. ... kand. psixoL. nauk. Kursk, 2011. 25 s.

8. Stan'ko V.Yu. Osobennosti e'mocionaL'nogo inteLLekta studentov gumanitarny'x i texnicheskix vuzov // MNSK-2018: PsixoLogiya: materiaLy* 56-j Mezhdunar. nauchnoj studencheskoj konf. Novosibirsk, 2018. S. 59-60.

9. Tard G. SociaL'ny'e zakony*. Izd. 2-e. M.: Librokom, 2009. 64 s.

10. Teoriya podrazhaniya. Idei G. Tarda // SocioLogiya. URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/articLe.pL?id=1174&page=1 (data obrashheniya: 18.12.2018).

11. Chotbaeva E'.A. IspoL'zovanie innovacionny'x texnoLogij obucheniya inostranny'x studentov bioLogii v vy'sshej shkoLe mediciny* // AktuaL'ny'e voprosy* nauki. 2016. № XXV. S. 93-97.

12. Chotbaeva E'.A. K voprosu ob optimaL'nom sootnoshenii kLassicheskix i innovacionny'x sistem obucheniya inostranny'x studentov bioLogii v vy'sshej shkoLe mediciny* // Nauchny'j obozrevateL*. 2016. № 6 (66). S. 42-44.

13. Brackett M.A., Rivers S.E., Salovey P. EmotionaL InteLLigence: ImpLications for PersonaL, SociaL, Academic, and WorkpLace Success // SocPersonaLPsychoLCompass. 2011. No. 5. P. 88-103.

14. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of MuLtipLe InteLLigences. Basic Book. 1983. 440 p.

15. Romanelli F, Cain J, Smith KM. EmotionaL InteLLigence as a Predictor of Academic and/or ProfessionaL Success // Am J Pharm Educ. 2006. VoL. 70 (3). P. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.