Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / БАКАЛАВР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ACADEMIC PERFORMANCE / PSYCHOLOGICAL CONDITION / BACHELOR DEGREE NURSING STUDENTS / LEADERSHIP / ACTIVE TEACHING METHODS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадрина Юлия Евгеньевна, Радыш Иван Васильевич

Рассматриваются эмоциональный интеллект и психологическое состояние студентов как факторы их академической успеваемости. Обсуждаются особенности эмоционального интеллекта. Приводятся результаты психодиагностического исследования влияния эмоционального интеллекта и психологического состояния студентов направления «Сестринское дело» на их учебные достижения. Показана положительная корреляция эмоционального интеллекта и успеваемости. Предложены рекомендации по учету результатов исследования в ходе психолого-педагогического сопровождения обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шадрина Юлия Евгеньевна, Радыш Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND FEATURES OF PSYCHOLOGICAL STATE AS FACTORS OF STUDENTS’ ACADEMIC PERFORMANCE

Emotional intelligence and psychological state of students are considered as factors of their academic performance. Features of emotional intelligence are discussed. The results of a psychodiagnostic study of the influence of emotional intelligence and psychological state of students of the "Nursing" direction on their educational achievements are presented. A positive correlation between emotional intelligence and academic performance is shown. Recommendations for taking into account the results of the study in the course of psychological and pedagogical support of students ' education are offered

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.12.P.52 УДК 378.14

Ю.Е. Шадрина, И.В. Радыш,

Российский университет дружбы народов

Эмоциональный интеллект и особенности психологического состояния как факторы академической успеваемости студентов

Российский университет дружбы народов

Введение

Эмоциональный интеллект как предмет исследования интересует ученых уже более 100 лет. Большую роль в его изучении сыграли исследования Дж. Мейра и П. Сэловея [14], Д. Гоулмана [6], И.Н. Андреевой [1, 2], Д.В. Люсина и Д.В. Ушакова [11, 12].

Издавна люди связывают успех в различных сферах жизни не только с интеллектуальной активностью, но и со способностью управлять эмоциями. В связи с этим исследователи начали все глубже изучать эмоциональный интеллект и его возможности. Были созданы различные методики, благодаря кото-

рым можно определить состояние эмоционального интеллекта. Назовем среди них методику М. Холла, методику «Самоотчет: тест на эмоциональный интеллект» (Self Report Emotional Intelligence Test), методику «Эмоциональный интеллект - 2», тест «ЭмИн» Д. Люсина.

Как известно, на социальный статус и экономическое положение человека влияет большое количество факторов: это и наследственность, и образование, и происхождение, а также сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности. Несмотря на то, каким бы благополучным (или не очень)

было наше становление как личности, если мы не умеем управлять своими чувствами и разбираться в чувствах окружающих нас людей, мы не сможем добиться больших успехов.

Эмоции не обходят стороной и студентов. Все неудачи и успехи в учебе вызывают у них различные эмоции. Кто-то их переносит спокойно, кто-то будет мотивировать себя на исправление ошибок, а кто-то опустит руки и сдастся. Ученые из Университета Ланкашира и Университета Эдж Хилл провели исследование влияния эмоционального интеллекта на академическую успеваемость, результаты которого доказывают, что эмоциональная компетентность позволяет предсказывать академическую успеваемость, социальное и когнитивное развитие. Более того, отсутствие эмоциональной компетентности у подростков приводит к академической неуспеваемости — в том числе к антисоциальному поведению и прогулам [7].

На академическую успеваемость положительно влияет способность выделять стрессогенные факторы и справляться с ними. Эмоциональный интеллект воздействует на то, как студенты регулируют свое поведение на занятиях, сколько усилий они прикладывают к той или иной стратегии обучения, как они справляются со сложностями в обучении, насколько они устойчивы к стрессам, а в результате - на то, как они принимают решения. Напротив, недооценка важности эмоциональ-

© Шадрина Ю.Е., Радыш И.В., 2020

юлия ЕВГЕНьЕВНА шАдриНА российская Федерация, г. москва

старший преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью медицинского института Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: педагогика и психология высшей школы, эмоциональный интеллект, возрастная психология. Автор 7 опубликованных научных работ. Электронная почта: shaclrina-yue@rucln.ru

yulia е. shadrina

Moscow, Russian Federation

Senior Lecturer of the Department of Nursing Management at the Medical Institute of the RUDN University. Sphere of scientific interests: pedagogics and psychology of higher education, emotional intelligence, developmental psychology. Author of 7 published scientific papers Email address: shadrina-yue@rudn.ru

иван васильевич радыш российская Федерация, г. москва

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры управления сестринской деятельностью медицинского института Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: хронофизиология, адаптационная и этническая физиология, ну-трициология, медицинская элементология, интегративная медицина. Автор 98 опубликованных научных работ. Электронная почта: radysh-iv@rudn.ru

IVAN V. RADYsH Moscow, Russian Federation

Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Nursing Management of the Medical Institute of the RUDN University. Sphere of scientific interests: chronophysiology, ethnic adaptation and physiology, nutrition science, medical elementology, integrative medicine. Author of 98 published scientific papers. Email address: radysh-iv@rudn.ru

Рассматриваются эмоциональный интеллект и психологическое состояние студентов как факторы их академической успеваемости. Обсуждаются особенности эмоционального интеллекта. Приводятся результаты психодиагностического исследования влияния эмоционального интеллекта и психологического состояния студентов направления «Сестринское дело» на их учебные достижения. Показана положительная корреляция эмоционального интеллекта и успеваемости. Предложены рекомендации по учету результатов исследования в ходе психолого-педагогического сопровождения обучения студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, академическая успеваемость, психологическое состояние, бакалавр сестринского дела, лидерские качества, активные методы обучения, адаптация.

Emotional intelligence and psychological state of students are considered as factors of their academic performance. Features of emotional intelligence are discussed. The results of a psychodiagnostic study of the influence of emotional intelligence and psychological state of students of the "Nursing" direction on their educational achievements are presented. A positive correlation between emotional intelligence and academic performance is shown. Recommendations for taking into account the results of the study in the course of psychological and pedagogical support of students ' education are offered

Key words: emotional intelligence, academic performance, psychological condition, bachelor degree nursing students, leadership, active teaching methods, adaptation.

ной стороны в жизни, ее игнорирование, ведут к возрастанию аффективных расстройств, конфликтов и эмоциональных взрывов.

Сказанное определяет актуальность исследования эмоционального интеллекта в современных условиях. Поняв, как эмоции и успеваемость влияют на студентов, можно предупредить неблагоприятные изменения в психологическом состо-

янии обучающихся, избежать необдуманных поступков, предотвратить негативные последствия. Особенно важно это для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «помогающих профессий», среди которых одно из первых мест занимает профессия медицинской сестры.

Цель нашего исследования, результаты которого освещены в на-

стоящей статье, - проанализировать текущее психологическое состояние студентов, получающих образование по направлению подготовки «Сестринское дело», определить показатели их эмоционального интеллекта и установить взаимосвязь этих показателей с успеваемостью обучающихся. На основе полученных данных разработать памятку для студентов с рекомендациями, которые помогут им адаптироваться к условиям вуза и успешно учиться на протяжении всего периода обучения.

Предмет и методы исследования

Благодаря эмоциям наша жизнь разнообразна и насыщенна. Ориентироваться в ней нам помогают эмоции. Люди, владеющие развитым эмоциональным интеллектом, как правило, намного успешнее и продуктивнее. Они способны контролировать не только свои эмоции, но и разбираться в чувствах других людей. Благодаря этому они могут разрешать различные сложные и критические ситуации.

Осознание собственных эмоций, управление ими, эмпатия и как результат - приобретение эффективных навыков в общении, которые позволяют понять себя, свои мотивы и управлять эмоциональным состоянием других людей. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует проявлению и демонстрации лидерских качеств и меняет отношение к жизни.

В основу нашего практического исследования легли работы Д. Гоул-мана, Д.В. Люсина, И.Н. Андреевой. Мы опирались также на публикации В.Н. Соловьева [17], Г.В. Кошелевой [9], Е.Р. Слободской [16], связанные с изучением факторов, влияющих на успеваемость студентов.

А.С. Ашырбекова [3], И.В. Городецкая, В.Г. Захаревич, Е.В. Кочергина [4], Дж. Най, Е.А. Орёл, С.А. Пакули-на [8], С.М. Кетько, Ю.П. Поваренков [13] и другие исследователи изучали особенности психологического состояния студентов, их мотивацию к успеху и потребности в профессиональной деятельности. Результаты

Что такое эмоциональный интеллект и что он значит в нашей жизни?

этих исследований также были учтены в нашей работе.

Исследование уровня развития эмоционального интеллекта проводилось нами в течение 2019/2020 учебного года с помощью опросника Д.В. Люсина. Этот опросник позволяет определить уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам. Для оценки самочувствия, активности и настроения студентов была использована методика «САН», разработанная В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым. Уровень академической успеваемости определялся на основе анализа сводных данных ведомостей успеваемости согласно балльно-рейти-новой системе Российского университета дружбы народов.

В исследовании приняли участие 30 студентов четвертого курса, обучающихся по направлению подготовки «Сестринское дело». Возраст респондентов составлял от 20 до 24 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе анализа результатов, полученных после диагностики уровня эмоционального интеллекта, выяснилось следующее.

Показатели шкалы «Межличностный интеллект» у респондентов в большей степени имеют среднее (40%) и низкое (37%) значение. У 6% студентов наблюдается очень низкое значение данного показателя и только у 17% высокое. Это говорит о том, что большая часть студентов плохо разбирается в эмоциях окружающих людей и не может управлять ими.

Как и данные о межличностном интеллекте, показатели по шкале «Внутриличностный интеллект» показали, что в большей степени интеллект является средним (27%), низким (40%) и очень низким (23%). Высокий и очень высокий показатель интеллекта выявлен только у 10% студентов. Отсюда делаем вывод, что студенты также плохо разбираются как в своих эмоциях, так и в чужих.

Отнюдь не радужную картину нам демонстрируют результаты по шкале

«Понимание эмоций», где у большинства студентов тоже есть проблемы. Из 30 респондентов лишь 14 (47%) хорошо понимают, что происходит с человеком и почему. У 30% респондентов показатель по этой шкале имеет низкое значение, у 10% высокое и у 13% очень низкое значение.

В управлении эмоциями также доминирует значение среднего и низкого эмоционального интеллекта, их показатели составили по 37%. Это означает, что 17% студентов с очень низким показателем не способны совладать со своими эмоциями, а тем более эмоциями других людей. И только 6% респондентов имеют высокий и 3% очень высокий показатель управления эмоциями. Из этого следует, что у большинства студентов уровень общего эмоционального интеллекта является по большей части средним (37%) и низким (30%). Только у 13% респондентов установлен очень высокий показатель общего эмоционального интеллекта, тогда как у 20% он является очень низким.

Таким образом, можно прийти к выводу, что у большей части студентов, обучающихся по направлению «Сестринское дело», эмоциональный интеллект развит плохо. А значит, что они плохо различают эмоциональные состояния других людей, не способны увидеть происходящие в них изменения и исправить ситу-

ацию. Студенты с плохо развитым эмоциональным интеллектом не могут быстро переключиться с одной эмоции на другую. Вместо поиска путей решения эмоциональных коллизий они будут долго переживать, думать о произошедшем.

Каждому человека нужно выделять время на отдых и смену деятельности. А студентам это еще более необходимо, так как накапливаемая усталость сказывается на самочувствии, умственной и физической активности и настроении, что неизбежно ведет к снижению академической успеваемости. По итогам исследования респондентов с использованием теста «САН» выявлены следующие показатели самочувствия студентов: низкое значение определено у 6% испытуемых; у большей части опрошенных (59%) наблюдалось среднее самочувствие, а высокое значение этого показателя оказалось у 39% респондентов.

Активность 65% студентов оказалась на среднем уровне. Только у 12% она оказалась низкой, а высокую активность показали 23% студентов.

Что же касается настроения студентов, то в отличие от других показателей психологического состояния в этой сфере доминирует высокое значение: хорошее настроение было определено у 53% респондентов, среднее было определено у 29% студентов. И только у 18% из них

было плохое настроение. Также следует отметить, что показатели активности и самочувствия студентов находятся на среднем уровне.

Как же эти показатели сказываются на академической успеваемости студентов?

С использованием данных из сводной ведомости успеваемости студентов нами был произведен подсчет средних баллов по основным дисциплинам по каждому студенту, принимавшему участие в исследовании. Распределив полученные данные при помощи балльно-рейтин-говой системы Медицинского института Российского университета дружбы народов, мы получили следующие результаты: уровень успеваемости на четвертом курсе чуть выше среднего и составляет 56,7%. Наибольшее число респондентов имеют средние баллы (57%). У 40% респондентов низкий средний балл. У 3,3% студентов показатели успеваемости очень низкие. К сожалению, высокого среднего балла среди респондентов не выявлено.

Выявление факторов, влияющих на общую академическую успеваемость, позволило провести корреляционный анализ эмоционального интеллекта и успеваемости, полученный показатель оказался равен 0,41. Это означает, что связь эмоционального интеллекта и успеваемости является прямой, хотя в нашем случае умеренной. При подсчете корреляции всех показателей результаты эмоционального интеллекта и успеваемости являются наиболее взаимосвязанными. Результаты корреляции говорят о том, что чем выше будет один показатель, тем больше будет и другой. Следовательно, эмоциональный интеллект влияет на успеваемость, и наоборот: успеваемость влияет на эмоциональное состояние студента.

При корреляции эмоционального интеллекта и самочувствия выявлена слабая положительная корреляция. Она составила 0,21. А значит, можно сделать вывод, что влияние этих показателей друг на друга имеется, но оно незначительно.

Полученный результат в корреляции эмоционального интеллекта и активности, составивший 0,12, указывает на наличие корреляционной связи, которая является положительной и слабой. Таким образом, можно предположить, что эмоциональный интеллект особенно не влияет на активность и не испытывает обратного влияния.

В случае корреляции успеваемости и самочувствия результат намного меньше и составляет 0,04. Он тоже является положительным, но при этом очень слабым. То есть влияние этих показателей друг на друга значимой роли не играет.

Корреляция между успеваемостью и активностью составила 0,30. Связь в данном случае является положительной и умеренной. В связи с данным результатом можно сделать вывод, что при повышении активности студента повысится успеваемость и наоборот.

Как и в случае корреляции эмоционального интеллекта с настроением, так и при корреляции успеваемости с настроением результат получился отрицательным: -0,20. То есть связь между этим показателями является обратной и слабой. В силу этого изменения одного из показателей не окажут заметного влияния не другой.

Во всех случаях корреляционного анализа связи изучаемых показателей с успеваемостью она является положительной. Это означает, что при увеличении значения успеваемости значения всех показателей будут также увеличиваться: общий эмоциональный интеллект (ОЭ) - успеваемость, г = 0,41; межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) - успеваемость, г = 0,26; внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) - успеваемость, г = 0,31; понимание эмоций (ПЭ) - успеваемость, г = 0,39; управление эмоциями (УЭ) - успеваемость, г = 0,31.

При корреляционном анализе показателей эмоционального интеллекта и психологического состояния были получены как по-

ложительные, так и отрицательные результаты. Прямые связи обнаружились между: ОЭ - самочувствие (С), г = 0,21; ОЭ - активность (А), г = 0,12; МЭИ - С, г = 0,04; МЭИ - А, г = 0,16; МЭИ - настроение (Н), г = 0,13, ВЭИ - С, г = 0,24; ПЭ - А, г = 0,26; УЭ - С, г = 0,37; УЭ -Н, г = 0,06.

Обратная корреляционная связь между: ОЭ - Н, г = -0,002; ВЭИ - А, г = -0,02; ВЭИ - Н, г = -0,03; ПЭ - С, г = -0,09; ПЭ - Н, г = -0,12; УЭ - А, г = -0,05.

По данным корреляции успеваемости и психологического состояния были получены следующие показатели: успеваемость - С, г = 0,04; успеваемость - А, г = 0,30; успеваемость - Н, г = -0,20.

Корреляционный анализ всех полученных показателей позволил установить, что наиболее сильными оказались связи между такими показателями, как общий эмоциональный интеллект и успеваемость (г = 0,41), понимание эмоций и успеваемость (г = 0,39), управление эмоциями и самочувствие (г = 0,37), управление эмоциями и успеваемость (г = 0,31). Все эти связи являются положительными, а это означает, что при изменении каждого из показателей будет изменяться и значение другого показателя.

Заключение

Резюмируя, отметим, что наше исследование достигло поставленной цели. В результате его выполнения удалось установить, насколько эмоциональный интеллект влияет на академическую успеваемость студентов и их психологическое состояние в целом.

Полученные в ходе исследования материалы позволяют проанализировать и проследить взаимосвязь психологических особенностей студентов с повышенным эмоциональным интеллектом. Данные исследования зафиксированы в виде рекомендаций для студентов и преподавателей, использование которых может способствовать развитию умений контролировать свои эмоцио-

нальные способности и психологическое состояние, а также улучшить успеваемость. Приведем некоторые положения этих рекомендаций.

1. Для обеспечения высокой академической успеваемости студентов к выпускному курсу необходимо с первых дней обучения в вузе взять под контроль развитие эмоционального интеллекта. В первую очередь следует определить уровень эмоционального интеллекта, а затем наметить траекторию его развития.

2. Для успешной адаптации студентов-первокурсников следует создавать благоприятные психоэмоциональные условия. С этой целью преподаватели могут использовать различные способы проведения занятий, например применять активные методы обучения, которые не только стимулируют студентов к творческому мышлению, развивают любознательность и мотивируют к самообучению, но и способствуют психологическому преодолению собственной стеснительности, неуверенности и страха перед публичным выступлением [18]. Подобные методы работы на занятиях помога-

ют гармонично включить студента в образовательный процесс в вузе.

3. Развитый эмоциональный интеллект формирует уверенность человека в себе и его лидерские качества [10]. Бакалавр сестринского дела - это медицинская сестра с высшим образованием, то есть специалист, на которого ложится ответственность за организацию и сопровождение лечебного процесса. Неуверенный, сомневающийся в своих профессиональных компетенциях молодой специалист будет требовать к себе повышенного внимания со стороны коллег, что может вызвать у них недоверие, потерю уважения и личностного интереса.

4. Повысить академическую успеваемость можно с помощью усиления мотивации студента к обучению. Первоначально необходимо разобраться в причинах потери интереса к учебе. В какой момент пропало желание учиться? Как это проявляется и как влияет на общее самочувствие студента? Необходимо в индивидуальном порядке разобраться в причинах снижения интереса к учебе и попытаться разре-

шить душевные коллизии студента. Следует учитывать, что студент не всегда может решиться обратиться за помощью к специалисту или к вызывающему доверие преподавателю. Поэтому одна из задач кураторов - тьюторов по учебной и внеучебной работе - использовать личностно ориентированный подход в своей повседневной работе и стараться разобраться с каждым студентом индивидуально.

5. Психологическое состояние студентов во многом зависит от поддержки со стороны родителей. В условиях внедрения дистанционного обучения, сопровождаемого вынужденной самоизоляцией в кругу семьи, помощь и внимание родителей могут стать дополнительным инструментом в адаптации студента к обучению в вузе.

Эти и другие положения подготовленных по итогам нашего исследования рекомендаций целесообразно использовать в ходе реализации системы психолого-педагогического сопровождения обучения студентов в высшем учебном заведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментально-сти: 6-я Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2004. С. 22-26.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

3. Ашырбекова А.С. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становления специалистами // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 7.

4. Городецкая И.В., Захаревич В.Г. Оценка факторов, положительно и отрицательно влияющих на успеваемость студентов. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-faktorovpolozhitelno-i-otritsatelno-vliyayuschih-na-uspevaemost-studentov (дата обращения: 29.09.2020).

5. Гоулман Д. С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 9-36.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем I0. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 с.

7 Как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость. URL: https://psychology.sredaobuchenia.ru/emotionalintelligence

(дата обращения: 01.10.2020).

8. Кочергина Е.В., Най Дж В.К., Орёл Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. № 27. С. 4.

9. Кошелева Г.В., Фионова Ю.Ю. Факторы, влияющие на успеваемость студентов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 7. С. 331-333.

10. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 25-35.

11. Люсин Д.В, Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

12. Марченко А.В., Борзилова Н.С. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 292-296.

13. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2010. № 24. С. 1-11.

14. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск: КРОСТ, 1991. 132 с.

15. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0) Руководство. М.: Институт психологии РАН, 2010. 176 с.

16. Слободская Е.Р. Сафронова, Ахметова О.А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 70-79.

17. Соловьев В.Н. Влияние различных двигательных режимов на успеваемость и адаптацию студентов к учебному процессу в вузе // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 92-93.

18. Шадрина Ю.Е., Снегирева Т.Г. Из опыта интеграции традиционных и активных методов обучения // Высшее образование сегодня. 2019. № 9. С. 28-32. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.09

LITERATURA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreeva I.N. (2004) Ponyatie i struktura e*mocional*nogo intellekta // Social*no-psixologicheskie problemy* mental*nosti [The Concept and structure of emotional intelligence]. Socio-psychological problems of mentality: 6th international scientific and practical conference. Smolensk. Pp. 22-26. (In Russian).

2. Andreeva I.N. (2011) E'mocional'ny'j intellekt kak fenomen sovremennoj psixologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk: PSU. 388 p. (In Russian).

3. Ashy*rbekova A.S. (2019) Psixologo-pedagogicheskie faktory* akademicheskoj uspevaemosti i neuspevaemosti studentov v processe stanovleniya specialistami [Psychological and pedagogical factors of academic success and failure of students in the process of becoming specialists]. Modern problems of science and education. No. 3. P. 7. (In Russian).

4. Gorodeczkaya I.V., Zaxarevich V.G. (2016) Ocenka faktorov, polozhitel'no i otriczatel'no vliyayushhix na uspevaemost'studentov [Assessment of factors that positively and negatively affect the performance of students]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-faktorovpolozhitelno-i-otritsatelno-vliyayuschih-na-uspevaemost-studentov (accessed: 29.09.2020). (In Russian).

5. Goulman D. (2005) S chego nachinaetsya lider [Where the leader begins]. Moscow: Alpina Business books. Pp. 9-6. (In Russian).

6. Goulman D. (2019) E'mocional'ny'j intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intelligence. Why it can mean more than IO]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. 544 p. (In Russian).

7 Kak e'mocional'ny'j intellekt vliyaet na uspevaemost* [How emotional intelligence affects academic performance]. URL: https://psychology.sredaobuchenia.ru/emotionalintelligence (accessed: 01.10.2020). (In Russian).

8. Kochergina E.V., Naj Dzh V.K., Oryol E.A. (2013) Faktory* «Bol'shoj pyaterki» kak psixologicheskie prediktory* akademicheskoj uspevaemosti studentov vuzov [Factors of the "Big five" as psychological predictors of academic performance of University students]. Psychological research. No. 27. P. 4. (In Russian).

9. Kosheleva G.V., Fionova Yu.Yu. (2015) Faktory*, vliyayushhie na uspevaemost* studentov. Aktual'ny'e napravleniya nauchny'x issledovanij XXI veka: teoriya i praktika. 2015. № 7. S. 331-333.

10. Lyusin D.V. (2000) Sposobnost* k ponimaniyu e*mocij: Psixometricheskij i kognitivny*j aspekty*[Ability to understand emotions: Psychometric and cognitive aspects]. Social cognition in an era of rapid political and economic change. Moscow: Institute of psychology RAS. Pp. 25-35. (In Russian).

11. Lyusin D.V., Ushakov D.V. (2004) Social'ny'j intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow: Institute of psychology RAS. 176 p. (In Russian).

12. Marchenko A.V., Borzilova N.S. (2016) Lichnostny*e osobennosti studentov s raznoj akademicheskoj uspevaemost*yu [Personal characteristics of students with different academic performance]. Young scientist. No. 24. Pp. 292-296. (In Russian).

13. Pakulina S.A., Ket*ko S.M. (2010) Metodika diagnostiki motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza [Method of diagnostics of teaching motivation of pedagogical University students]. Psychological science and education. No. 24. Pp. 1-11. (In Russian).

14. Povarenkov Yu.P. (1991) Psixologiya professional'nogo stanovleniya lichnosti [Psychology of professional formation of personality]. Kursk: KROST. 132 p. (In Russian).

15. Sergienko E.A., Vetrova I.I. (2010) Test Dzh. Me'jera, P. Se'loveya, D. Karuzo «E'mocional'ny'j intellekt» (MSCEIT v 2.0) Rukovodstvo [Test J. Mayer, P. Saloway, D. Caruso "Emotional intelligence" (MSCEIT V. 2.0) Guide.]. Moscow: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. 176 p. (In Russian).

16. Slobodskaya E.R. Safronova, O.A. (2008) Axmetova Lichnostny*e osobennosti i stil* zhizni kak faktory* shkol*noj uspevaemosti podrostkov [Personal characteristics and lifestyle as factors of school performance of teenagers]. Psychological science and education. No. 2. Pp. 70-79. (In Russian).

17.Solov*ev V.N. (2004) Vliyanie razlichny*x dvigatel*ny*x rezhimov na uspevaemost* i adaptaciyu studentov k uchebnomu processu v vuze [Influence of various motor modes on students ' academic performance and adaptation to the educational process at the University]. Advances in modern natural science. No. 3. Pp. 92-93. (In Russian).

18. Shadrina Yu.E., Snegireva T.G. (2019) Iz opy*ta integracii tradicionny*x i aktivny*x metodov obucheniya [From the experience of integrating traditional and active teaching methods]. Higher education today. No. 9. Pp. 28-32. DOI: 10.25586/RNU.HET.19. 09. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.