Научная статья на тему 'Роль преподавателя иностранных языков в процессе подготовки студентов к участию в научно-практической конференции на иностранном языке в техническом вузе'

Роль преподавателя иностранных языков в процессе подготовки студентов к участию в научно-практической конференции на иностранном языке в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СОТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / STUDENT CONFERENCE / TEACHER / CO-CREATION / STUDENT INITIATIVE / RESEARCH ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масютина Наталья Михайловна, Яновская Галина Самойловна

Статья описывает важность проведения студенческих научных конференций на иностранном языке в техническом ВУЗе и определяет роль преподавателя в этом процессе. Отражены основные этапы организации и проведения конференции на кафедре И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» в соответствии с опытом преподавателей. Авторы анализируют совместную работу преподавателей и студентов. Статья раскрывает не только публичные, но и личностные результаты, которые обозначаются спецификой иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масютина Наталья Михайловна, Яновская Галина Самойловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TEACHER OF FOREING LANGUAGES IN THE PROCESS OF PREPARING STUDENT TO PARTICIPATE IN THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE IN A FOREIGN LANGUAGE AT A TECHNICAL UNIVERSIRY

The article discusses the importance of holding students’ scientific conferences in a foreign language in a technical university and designates the role of the tutor in this process. It shows the main stages of organization and holding of the conference at the department of "Foreign language for aerospace specialties" in MAI according to the teacher's experience. The authors analyze the results of tutors and student co-work during their preparation for a presentation. The article clears up not only public, but also personal results which are designated by the specificity of the foreign language.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя иностранных языков в процессе подготовки студентов к участию в научно-практической конференции на иностранном языке в техническом вузе»

Принцип соединения обучения с производительным трудом связывается с организацией производственного обучения: работа в учебных цехах, на участках, на предприятиях и организация самостоятельного учебного производства.

Выводы. Таким образом, в качестве путей совершенствования содержания профессионального образования можно считать следующие:

- учет требований производства в интегративной деятельности рабочих, которые определяют расширение профилей их подготовки и профессиональной мобильности;

- введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, ориентация на формирование универсальных профессиональных компетенций;

- включение в содержание образования элементов, имеющих прогностическую функцию;

- повышение значимости общетехнических знаний, определяющих профиль профессиональной подготовки и формирование технической культуры;

- дифференцированный характер всех элементов содержания; включение в структуру свободно выбираемых учебных предметов, факультативов;

- переход к интеграции содержания учебных материалов на внутрипредметном и межпредметном уровнях;

- поэтапное овладение профессиональными компетенциями.

Литература:

1. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Особенности формирования практической готовности будущего учителя в условиях многоуровневого обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 111-116.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

3. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-3. С. 597-600.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Образовательная система: управление и социальное партнерство: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.

5. Цыплакова С.А., Кривоногова А.С. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 5.

6. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 102-104.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Масютина Наталья Михайловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (г. Москва); старший преподаватель Яновская Галина Самойловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (г. Москва)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья описывает важность проведения студенческих научных конференций на иностранном языке в техническом ВУЗе и определяет роль преподавателя в этом процессе. Отражены основные этапы организации и проведения конференции на кафедре И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» в соответствии с опытом преподавателей. Авторы анализируют совместную работу преподавателей и студентов.

Статья раскрывает не только публичные, но и личностные результаты, которые обозначаются спецификой иностранного языка.

Ключевые слова: Студенческая конференция, преподаватель, сотворчество, студенческая инициатива, научно-исследовательская деятельность, внеаудиторная работа.

Annotation. The article discusses the importance of holding students' scientific conferences in a foreign language in a technical university and designates the role of the tutor in this process. It shows the main stages of organization and holding of the conference at the department of "Foreign language for aerospace specialties" in MAI according to the teacher's experience. The authors analyze the results of tutors and student co-work during their preparation for a presentation.

The article clears up not only public, but also personal results which are designated by the specificity of the foreign language.

Keyword: Student conference, teacher, co-creation, student initiative, research activities, extracurricular activities.

Введение. Высокая конкуренция на рынке труда среди новых специалистов ставит перед преподавателями, которые занимаются их подготовкой, новые задачи. В частности, для полноценной подготовки специалиста необходимо, чтобы он мог не только быстро получать необходимую информацию, но и активно применять ее в жизни. Важную роль в обучении таких специалистов играет их участие в экспериментальных работах и в научно-исследовательских мероприятиях. Л.Н. Соколова отмечает, что «для создания и последующего совершенствования умений и навыков в области научных исследований необходимо как можно раньше приобщать учащихся ВУЗа к научной работе, помогать им развиваться и совершенствоваться творчески, самостоятельно добиваться поставленных целей». Самой результативной формой привлечения учащихся к работе в различного рода научных исследованиях будет самостоятельная подготовка, организация, а также проведение конференций. Проведение научных конференций можно

отнести к современным образовательным технологиям, которые способствуют максимальному погружению будущего специалиста в иноязычную речевую среду в области технической специальности. Это позволяет смоделировать в реальных условиях процесс коммуникации специалистов, обсуждения узкоспециализированных тем на иностранном языке. На кафедре И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» в МАИ уделяется значительное время для внеурочной работы с учащимися технических факультетов. Каждый год на кафедре И-11 организуется исследовательская научно-практическая конференция на изучаемом иностранном языке.

Изложение основного материала статьи. Как и любой педагогический процесс, участие студентов в конференции - это путь между «выходом» (результатом) и «входом» (целью процесса), где важная роль отводится роли преподавателя [2, С. 48]. Рассмотрим подробнее эти два эквивалента в контексте эмпирического рассмотрения проведения конференции для студентов МАИ на иностранном языке и определения роли педагога в этом процессе (рисунок 1).

«Вход»

(Цель процесса): Организовать качественное выступление по технической

специальности на

иностранном языке

Выход»

(Результат процесса):

1. Повышение профессионального уровня студента (как технического, так и лингвистического)

2. Создание мотивационного задела для дальнейшего погружения в профессиональную среду и тему исследования

3. Развитие коммуникационной компетенции, совершенствование навыков ораторского мастерства.

4. Формирование отношений с преподавателем, основанных на взаимном сотрудничестве и взаимоуважении.

Рисунок 1. Взаимодействие цели и результатов конференции на изучаемом языке на кафедре И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» МАИ

При подготовке к конференции между преподавателем и студентом возникает активная обратная связь, позволяющая оценить действия обучаемого и осуществлять корректировку процесса подготовки. Подготовку к конференции можно отнести к творческому процессу, так как он тесно связан с умением обобщать, анализировать, соблюдать логическую последовательность аргументации и тезисов, пробуждать научный интерес к своему делу. Так, подготовка к выступлению - это творческий процесс как со стороны обучающего, так и со стороны студента.

Роль преподавателя сложно недооценить на каждом из этапов подготовки к выступлению. Перечислим следующие этапы подготовки преподавателем студента к выступлению на исследовательской конференции, которую преподаватели кафедры И-11 в МАИ проводят на английском и немецком языке:

1. Отбор наиболее сильных студентов с наилучшим уровнем владения иностранным языком (относительно остальных учащихся).

2. Организация встреч со студентами для подготовки материала.

3. Разъяснительная работа по требованиям к материалам для участия в конференции.

4. Совместная работа над материалом, представляемым обучающимися (сюда входит стилистическая работа с текстом, оценка новизны подобранного материала, анализ степени интересности материала, работа над лексико-грамматическими заданиями, а также особенностями перевода технического текста - самая важная задача для преподавателя).

5. Прослушивание выступления на иностранном языке с последующей корректировкой.

6. Организация репетиции конференции, где ребята в условиях, полностью соответствующих реальным, смогут отрепетировать свое выступление.

7. Кураторство в процессе проведения самого мероприятия (определение времени и места проведения и доведение соответствующей информации до участников и слушателей, определение ведущих мероприятия и очередности выступлений и другое).

На каждом из представленных этапов при работе со студентами роль преподавателя представляется определяющей. Особенность данной работы состоит в индивидуальных встречах со студентами в процессе подготовки выступления. В это время преподаватель выступает в новом качестве - он является консультантом и наставником, способным раскрыть способности каждого студента, ориентируясь на уровень его подготовки и личностные возможности [1, С.143]. При этом в ходе обучения следует уделять внимание не только конечному результату, но и усилиям, которые потребовалось приложить для его достижения. Ценность таких встреч очень велика, так как в процессе внеаудиторных занятий преподаватель может найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, помочь ему раскрыть его способности, подчеркнуть сильные стороны и поработать над слабыми [3].

Результаты. Внеучебная деятельность по иностранным языкам способствует привлечению преподавателей к подготовке студентов к выступлению на конференции и предназначена для развития такого качества, как способность студентов к сотворчеству и работе в кооперации с другими специалистами.

В процессе подготовки роль преподавателя так же сводится к развитию у студентов умения работать с профессиональными книгами, справочниками, наиболее продуктивными дидактическими пособиями,

зарубежными источниками по теме исследования, изданиями на иностранном языке и словарями, что способствует повышению результативности внеучебной деятельности.

На этапе подготовки к выступлению главная задача для преподавателя - помочь студенту выработать навыки по эффективному самообучению, по поиску, обработке информации и ее интерпретации, в том числе и на иностранном языке. Преподаватель, работая со студентом над докладом, должен формировать у него положительные мотивы в учебе, активизировать мышление, стимулировать инициативу и познавательную активность.

Говоря о специфической направленности работы преподавателя в контексте иностранного языка следует отметить формирование следующих умений у студентов технических факультетов:

• овладеть свободной коммуникацией на иностранном языке,

• улучшить свой уровень владения лексическими и грамматическими особенностями,

• проработать произношение,

• пополнить словарный запас (не только по своей специальности, но и бытовые и обще коммуникативные термины) и др. [4, С. 567].

Выводы. Таким образом, роль преподавателя иностранного языка при подготовке студентов к участию в конференции можно оценить, как ключевую. От действий преподавателя, его настроя и умения мотивировать, зависит качество выступления и желание для дальнейшего изучения иностранного языка.

Литература:

1. Карлинская Л.И., Коваленко С.В. Подготовка докладов на студенческую научно-практическую конференцию как элемент индивидуализации обучения английскому языку. Вестник международного института рынка. Изд-во: Международный институт рынка (Самара), №2, 2017 С. 142-146.

2. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. Изд-во: «Сфера», 2004.

3. Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146 (дата обращения: 18.12.2018).

4. Zhdanova G. A. Extracurricular Work of Students in Teaching Foreign Languages/ World Applied Sciences Journal 27 (5), 2013. P. 566-569.

Педагогика

УДК 378.147.88

старший преподаватель кафедры педагогики, аспирант Менкиева Байрта Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Манджиева Надежда Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Болтырова Татьяна Манджиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

«ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМЕ СЕТЕВЫХ СОБЫТИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 НАПРАВЛЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)»

Аннотация. На сегодняшний день детские сады остро нуждаются в специалистах, которые наряду с качественной теоретической подготовкой, обладают умениями и навыками деятельности по разработке и реализации образовательных программ дошкольного образования и их отдельных компонентов, организации и проведении учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, использовать диагностический инструментарий и анализировать результаты образования. ФГОС ВО в требованиях к результатам освоения программ бакалавриата определяет эти умения и навыки как общепрофессиональные компетенции. Хотя компетенция реализуется уже во время трудовой деятельности, ВУЗ на сегодняшний день ставит перед собой задачи по формированию общепрофессиональных компетенций в рамках освоения программы бакалавриата. Поскольку в общеобразовательных программах предусмотрен небольшой объем практик студентов, необходимо разработка других форм взаимодействия ВУЗа и дошкольной образовательной организации. В статье дается описание организации взаимодействия ВУЗа и детского сада в форме сетевого события, т.е., мероприятий, проводимых согласно плану. Сетевые события позволяют наглядно ознакомиться с различными сторонами деятельности детского сада, без лишней заорганизованности реализовать образовательную деятельность студентов от наблюдения за проведением режимных моментов в детском саду (в том числе и занятий с детьми) до участия в разработке и реализации образовательных программ и других мероприятиях с педагогами ДОО. Такой широкий диапазон видов деятельности студентов позволяет попробовать силы в разных ролях, получить представления о содержании деятельности педагога дошкольной организации в реальных условиях.

Ключевые слова: педагогика, дошкольное образование, ФГОС, ВУЗ.

Annotation. Today kindergartens are in great need in experts who along with high-quality theoretical preparation, have skills of activities for development and implementation of educational programs of preschool education and their separate components, the organization and carrying out teaching and educational activity according to requirements of federal state standard of preschool education, to use diagnostic tools and to analyze results of education. The federal state educational standard of the higher education in requirements to results of development of programs of a bachelor degree defines these skills as all-professional competences. Though the competence is implemented already during work, the HIGHER EDUCATION INSTITUTION sets the tasks of formation of all-professional competences within development of the program of a bachelor's degree today. As small volume the practicing of students is provided in general education programs, it is necessary development of other forms of interaction of HIGHER EDUCATION INSTITUTION and preschool educational organization. In article the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.