Sources:
1. Zhuravleva T.A., Grevtseva N.A. Analysis of health care financing in Russia and its assessment
for preserving the health of the nation // Financial Hfe-2016.-N^4.-С.75-80.
2. The main indicators of medical services for the population of the Orel region in 2016. Official site
of the budgetary health care institution of the Oryol region "Medical Information and Analytical
Center" [Electronic resource]. -Mode of access -http: //zdravorel.ru/miac/
С.П. Кирильчук
зав. кафедрой «Экономики предприятия», д.э.н., профессор, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
S.P. Kirilchuk
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Enterprise Economics Institute of Economics and Management ([email protected],
89788297298) Е.В. Бондаренко аспирант 1 курса
08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
E. V. Bondarenko
graduate student 1 course 08.00.05. Economy and management of national economy
Institute of Economics and Management (ev_bondarenko_krrk@mail. ru, 89 78829 7298)
РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль предпринимательской деятельности в развитии экономики страны и региона. Проанализирована предпринимательская активность на территории Республики Крым, в контексте взаимосвязи таких показателей как: количество действующих организаций, объем товарооборота предприятий, инвестиции в основной капитал. Сформулированы выводы по эффективности деятельности свободной экономической зоны Крыма и г. Севастополя. Определено предположение о наличии зависимости между ростом конкуренции на рынке и объемами капитальных вложений фирм и организаций. Выявлено, что прирост инвестиций в основной капитал является одним из резервов роста объемов выручки крымских организаций. Сформулированы рекомендации, призванные улучшить инвестиционный климат в Республике Крым, что вызовет дополнительный приток инвестиций, и, как следствие, благоприятным образом скажется на активизации предпринимательства.
Annotation. This article examines the role of entrepreneurial activity in the development of the economy of the country and the region. The entrepreneurial activity in the territory of the Republic of Crimea is analyzed, in the context of the interrelation of such indicators as: the number of operating organizations, the volume of turnover of enterprises, and investments in fixed assets. Conclusions on the effectiveness of the free economic zone of the Crimea and the city of Sevastopol are formulated. An assumption is made about the existence of a relationship between the growth of competition in the market and the volumes of capital investments of firms and organizations. It was revealed that the increase in investments in fixed assets is one of the reserves of growth in the revenues of Crimean organizations. Recommendations formulated to improve the investment climate in the Republic of Crimea are formulated, which will cause an additional influx of investments, and as a result, will have a positive effect on the activation of entrepreneurship.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; конкуренция; инвестиции.
Key words: entrepreneurial activity; competition; investments.
Об уровне развития экономики страны частично можно судить по степени интенсификации предпринимательской активности внутри неё. Малое, среднее и крупное предпринимательство является основой для гармоничного развития экономики страны, выраженное, в том числе, в росте валового внутреннего продукта.
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
ВВП, рассчитанный производственным методом, представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех видов экономической деятельности в основных ценах плюс чистые налоги на продукты [1].
Для правильного и полного понимания исследуемой темы обратимся к определению понятия «предпринимательская деятельность».
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [2].
Предпринимательская активность напрямую влияет на динамику роста ВВП. Это связано с тем, что предприятия оказывают услуги, производят разнообразную продукцию, стимулируют инвестиционный процесс, оплачивают налоги в бюджет страны и выполняют государственные заказы. Также, отечественные предприятия участвуют в международной торговле.
Исходя из метода расчета ВВП по расходам, применим формулу (1): Y = C + I + G + Д (1)
Как можно заметить исходя из данной формулы (1), предприятия участвуют во всей цепочке формирования ВВП страны.
В условиях рыночной экономики, при наличии большого количества экономических агентов, поддержание высокого уровня конкурентоспособности предприятия является одной из важнейших задач.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [3].
Модернизация производства, внедрение инноваций, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также создание принципиально нового типа продукции или услуг, напрямую связано с политикой государства в сфере инвестиций. Успешно вложенные инвестиции имеют высокий уровень рентабельности и доходности, что позволяет достичь расширения производственных мощностей и обеспечивает рост конкурентоспособности предприятия. Следовательно, формирование эффективного механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности, путём воздействия на инвестиционную сферу и формирования благоприятного инвестиционного климата, позволит повысить уровень предпринимательской активности.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, количество действовавших предприятий,
отнесенных к категории малого предпринимательства (без микропредприятий), действовавших в 2016 г. составило 1016 шт., при объемах инвестиций в основной капитал — 1 855 772 тыс. руб. В 1 квартале 2017 г. количество предприятий выросло до 1382 шт. [4] Рост в натуральном выражении составил 366 шт. или 36,02%. Объёмы инвестиций составили за этот же период времени — 970 222 тыс. руб., что составляет 52,28% от уровня совокупных инвестиций за
В качестве индикатора характеризующего динамику изменения товарооборота малых организаций взят показатель - отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акциза).
В 2016 г. данный показатель составил 29 626 523,00 тыс. руб., а за период января-сентября 2017г. - 33 580 360,00 тыс. руб. [4] Таким образом, темпы роста составили 113,35%, а в стоимостном выражении рост составил - 3 953 837,00 тыс. руб. Исходя из положительных оценок рыночной конъюнктуры, можно предположить, что максимального значения товарооборот достигнет к концу текущего года.
Анализ данного показателя позволяет продемонстрировать, что рост товарооборота, за счет эксплуатация собственных производственных мощностей, обеспечен, в том числе, ростом капитальных вложений в развитие производства за аналогичный период времени.
Таким образом, на территории Республики Крым наблюдается интенсивный рост количества действующих предприятий, что способствует росту уровня конкуренции между ними. Наряду с тем, что при создании новых организаций капитальные расходы неизбежны, так как они обеспечивают автономность предприятия для ведения бизнеса, без привлечения арендуемого оборудования или заключения договоров субподряда, основой притока инвестиций в основной капитал служит стремление предпринимателей занять более доминирующую позицию на рынке. Это выражается в техническом перевооружении и модернизации производства для повышения конкурентоспособности фирмы, что позволит поднять качество производимой продукции и производительность труда.
Рассмотрим инвестиционную активность крупных предприятий
Рисунок 1. Инвестиции в основной капитал (без субъектов МСП и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), тыс. руб.
*январь-сентябрь
Как можно заметить из данной диаграммы, наблюдается активный рост инвестиций в основной капитал со стороны крупного предпринимательства. Так за январь-сентябрь 2017 г. объемы инвестиции превысили аналогичный показатель за весь 2016 г. Темпы роста составили 156,64% или в стоимостном выражении рост составил -22 766,61 тыс. руб. Исходя из благоприятного прогноза ры-
2016г.
(рис. 1.) [4].
2017 г.*
ночной конъюнктуры 2017 г., можно предположить о том, что данный показатель будет иметь еще большее значение к концу года.
Активизация предпринимательской активности, выраженная в росте: количества экономических агентов, товарооборота, объёмов капитальных инвестиций, основана, в том числе, на благоприятном налоговом климате в рамках свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) Крыма и г. Севастополя.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2015 г. статус участника свободной экономической зоны получили 366 хозяйствующих субъектов. Из них 94 - в г. Севастополе, 272 - в Республике Крым. При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относилось 322 участника, что составляет 88% от их общего числа [5].
Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны составил за 2015 г. 4 406,0 млн. руб. Их них 75% (3 209,0 млн. руб.) относится к капитальным вложениям [5].
Совокупный объем выручки всех участников СЭЗ от продажи товаров и услуг за 2015 г. составил 11 884,7 млн. руб.[5]
В 2016 г. зарегистрировано 604 новых участников СЭЗ (141 - в г. Севастополе и 463 - Республика Крым). При этом доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве организаций-резидентов СЭЗ выросла до 92,8 % [5].
Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны за 2016 г. составил 19 027,0 млн. руб. Из них 74 % (14 025,0 млн. руб.) приходится на капитальные вложения[5].
Суммарный объем выручки участников свободной экономической зоны от продажи товаров, работ и услуг за 2016 г. составил 146 013,1 млн. руб. [5] Визуализируем полученные данные на рис. 2.
Соовкупный объем выручки участников СЭЗ, млн.руб.
Общий объем капитальных инвестиций, млн. руб.
Кол-во участников СЭЗ, шт.
604,00 366,00
46 013,10
0,00
2016 г. 2015 г.
50 000,00
100 000,00
150 000,00
Рисунок 2. Сопоставление ключевых показателей деятельности СЭЗ
Как можно увидеть из рисунка 2, наблюдается положительная тенденция, выраженная в росте всех анализируемых показателей.
Количество участников СЭЗ выросло в 2016 г., в сравнении с 2015 г., на 238,00 шт., а темпы роста составили - 165,03%. При этом объем капитальных инвестиций вырос на 10 816,00 млн. руб., а темпы роста составили - 437,05%. Совокупный объем выручки участников СЭЗ вырос на 134 128,40 млн. руб., темпы роста составили - 1 228,58%.
На рисунке 3. отражены данные по количеству заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ, за период времени с 2015-2017 гг. [5]
700 600 500 400 300 200 100 0
605
404144
100
304
461
^07
лш
75
332
I Заключено договоров об условиях деятельности в СЭЗ (Севастополь)
Заключено договоров об условиях деятельности в СЭЗ (Крым)
2015 г. 2016 г. 2017 г.
Рисунок 3. Количество заключенных договоров об условиях деятельности
в СЭЗ (2015-2017 гг.)
Таким образом, анализируя данные, представленные на рисунке 3, можно сделать вывод, что в 2016 г., в сравнении с 2015, наблюдается рост количества заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ. В абсолютных значениях рост составил - 201 ед., а темпы роста - 149,75%. В 2017 г. наблюдается замедление процесса регистрации новых договоров об условиях деятельности в СЭЗ. Так, по состоянию на 24.11.2017 г., количество заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ в Крыму ниже аналогичного показателя в 2016 г. на 27,98%, что может быть связано с наличием определённых бюрократических барьеров в процессе рассмотрения заявок потенциальных инвесторов. Однако, количество заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ в Крыму к концу года может быть сопоставимым с значением 2016 г., так как в течение декабря может произойти активизации процессов, как подачи, так и рассмотрения заявок. Это связано с тем, что инвесторы могут получить наибольшие налоговые преференции в случае регистрации в качестве резидента СЭЗ в течении первых трёх лет с момента создания свободной экономической зоны. Количество заключенных договоров об условиях деятельности в СЭЗ в Севастополе меньше аналогичного показателя за 2016г. на 47,92%. В целом, можно сделать вывод, что совокупное количество договоров за три года выросло до отметки в 1097 шт.
Анализ статистических данных позволяет сделать следующее предположение: «Рост инвестиций напрямую связан с ростом количества предприятий в экономике региона, вследствие роста общей конкуренции».
В тоже время, одним из основных резервов роста конкурентоспособности предприятия является осуществление капитальных инвестиций для расширения и обновления производства. В свою очередь, капиталовложения в развитие производства позволяют повысить его эффективность, повышая конкурентоспособность и объемы выручки предприятия.
Таким образом, для роста предпринимательской активности приоритетным направлением государственной политики является создание оптимальных условий для осуществления инвестиционного процесса.
Наличие развитой банковской системы, а также обеспечение доступности кредитных ресурсов для населения и предприятий, оказывает благоприятное влияние на развитие экономики и привлечение инвестиций в регион и в страну в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что грамотное кредитование, с применением оптимальных процентных ставок, позволяет обеспечить население денежными средствами, что в свою очередь стимулирует рост потребления и ВВП. Также, контролируемое кредитование организаций и предприятий, позволяет добиться прироста инвестиций, в том числе в основной капитал, так как предприятия не всегда имеют свободные денежные средства в нужном объёме для проведения модернизации своего производства. Оптимальные значения процентных ставок по
кредиту позволяют добиться роста кредитования, в допустимых рамках, во избежание активизации инфляционных процессов. Благодаря данному мероприятию растёт не только кредитный портфель банка, но и величина его прибыли, а также капитализация. Совокупный эффект выражается в росте объёмов кредитования населения и предприятий, обеспеченного ресурсами банка.
В рамках данной статьи был проведен анализ рынка банковских услуг в Крыму, в контексте исследования уровня процентных ставок по кредиту для нефинансовых организаций, а также сопоставление их уровня со среднероссийскими значениями, за 2017 г. Для оценки уровня кредитных ставок в Крыму были проанализированы открытые данные, двух крупнейших банков региона: АО «ГЕНБАНК» и РНКБ Банк (ПАО) (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнение процентных ставок по кредиту для нефинансовых организаций в Крыму со среднероссийским значением, 2017 г. [6; 7; 8]_
Уровень Кредитные программы Срок кредитования Процентная ставка
В среднем по России - до 1 года, включая "до востребования" от 11,22%
- свыше 1 года от 11,66%
Генбанк (Крым) Ген-Бизнес свыше 1 года от 19,0%
Ген-Тендер до 1 года от 18,0% годовых с залогом; от 20,0% годовых без залога
Ген-Овердрафт Доверие до 1 года от 17,5%
РНКБ (Крым) Кредит «Оборот» до 1 года, включая "до востребования" от 14,5%
Кредит «На развитие бизнеса» свыше 1 года от 14,00%
Исходя из данных представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что уровень процентных ставок по кредиту для нефинансовых организаций в Крыму находится на более высоком уровне, нежели среднероссийское значение данного показателя. Так, наиболее комфортные условия для кредитования нефинансовых организаций, предоставляет РНКБ Банк (ПАО). Однако, процентная ставка РНКБ банка по кредиту до 1 года выше среднероссийской на 3,28%, а свыше 1 года - на 2,34%.
Данная ситуация может быть частично объяснима наличием сложных условий для ведения банковской деятельности на территории Крыма, сопряжённых с экономическими и финансовыми санкциями со стороны США и ЕС.
В целом, более дорогие кредитные ресурсы в Крыму, в сравнении со среднероссийским уровнем, сдерживают потенциальный рост экономики региона, замедляя темпы роста потребления и инвестирования.
Снижение уровня кредитных ставок позволит активизировать приток инвестиций в Республику Крым, так как помимо снижения стоимости кредитных ресурсов, будет достигнуто снижение величины ставки дисконтирования, в проектах, в которых используется заёмный капитал. Это позволит достичь более высокого уровня рентабельности инвестиций, в сравнении с проектами, привлекшими заёмный капитал по менее выгодным условиям.
Исходя из полученных результатов исследования, сформулированы следующие выводы, направленные на совершенствование эффективности инвестиционной деятельности:
1). Идея: снижение размера налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации
Цель: снизить налоговое давление на субъекты инвестиционной деятельности и обеспечить прирост инвестиций в инновационные сферы производства, а также эффективно реализовывать политику импортозамещения.
Предложения: ограничения, права и обязанности, изложенные в Постановлении Правительства РФ «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» от 16 июля 2015 г. № 708 предполагается оставить в текущем состоянии — не вносить изменения. В части, что касается Налогового кодекса РФ, глава 25, статья 284.3. «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками региональных инвестиционных проектов», рекомендуется снизить размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации до 0%.
2). Идея: снижение уровня кредитных ставок в крымских банках.
Цель: достижение среднероссийских значений кредитных ставок в банковской сфере Республики Крым.
Предложения:
Усилить контроль над банковской сферой на территории Республики Крым Центральным банком Российской Федерации и утвердить на законодательном уровне пиковые значения ставок по кредиту в банковской сфере крымского региона, не превышающих среднероссийский уровень ссудного процента, на период действия экономических и финансовых санкций со стороны США и ЕС, с целью создания благоприятного инвестиционного климата в Крыму.
3). Идея: снижение уровня риска ведения инвестиционной деятельности.
Цель: снизить степень неопределённости, за счёт чего уменьшится величина заложенных рисков в ставках дисконтирования инвестиционных проектов.
Предложения:
Расширить представленную информацию на сайте «Инвестиционный портал Республики Крым», дополнительными блоками, позволяющими потенциальным инвесторам проанализировать экономическую ситуацию в Крыму, что поможет сопоставить эффективность деятельности своего будущего проекта с аналогичными, уже реализуемыми проектами в рамках СЭЗ.
Создать в рамках Министерства экономического развития отдел, в чьи функции входило бы проведения маркетинговых исследований рынка, с целью дальнейшего предоставления актуальной информации потенциальным инвесторам
Рекомендуется стимулировать кооперацию инвесторов, для формирования инвестиционных пулов.
4). Идея: снижение темпов роста инфляции.
Цель: обеспечить оптимальный уровень роста цен на товары и услуги, минимизировать снижение покупательной способности рубля.
Предложения:
Достижение этого эффекта возможно в случае ужесточения контроля и мониторинга банковской сферы. Данное мероприятие должно быть выражено в контроле над соответствием величины уставного капитала банка существующим нормативам финансовой политики в российском законодательстве, а также обеспечением оптимального соотношения между величиной сбережений в банках и величиной предоставляемых банками кредитных ресурсов населению и предпринимателям.
Важную роль в развитии инфляционных процессов играет приток иностранной валюты, прежде всего, за счет активного торгового баланса. Получаемая предпринимательская прибыль от экспорта отечественной продукции за рубеж увеличивает величину денежной массы внутри нашей страны, в итоге срабатывает
механизм уравновешивания и цены на отечественные товары растут для обеспечения паритета с возникшим новым объёмом денежной массы. Таким образом, на законодательном уровне необходимо реализовать предложение о том, что предпринимательская выручка отечественных экспортёров продукции, имеющих сверх рентабельное производство, должна размещаться в иностранных банках для обеспечения снижения темпов инфляции. В современных санкционных условиях привилегированное предпочтение должно отдаваться банкам СНГ и банкам Евразийского экономического союза.
Ещё одной рекомендацией, призванной снизить темпы роста инфляции в России, на наш взгляд, является обеспечение равновесия между импортом и экспортом, поддерживающим значение российского внешнеторгового баланса близким к нулю. Данная рекомендация основана на представлении о том, что основой экспорта России являются нефтепродукты, чья себестоимость значительно ниже рыночной цены, по которой они реализуются. Вследствие этого, образуется избыточная денежная масса, которая стимулирует развитие инфляционных процессов.
США также сталкивались с подобной проблемой, так как страна на протяжении длительного времени является одним из лидеров среди стран-экспортёров в мире [9]. Проблема избыточной инфляции решается путём наращивания объёмов импортной продукции, вследствие чего сальдо торгового баланса США принимает отрицательные значения, однако это не оказывает негативный эффект на развитие данной страны [10]. Источники:
1. Приказ Росстата от 14.01.2014 N 21"Об утверждении Методики расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации"
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) " от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции"
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым — режим доступа: http://crimea.gks.ru/. — Дата доступа: 30.11.2017 г.
5. Министерство экономического развития Российской Федерации — режим доступа: economy.gov.ru. — Дата доступа: 30.11.2017 г.
6. ГЕНБАНК: банковские услуги для населения и бизнеса — режим доступа: https://www.genbank.ru/. — Дата доступа: 30.11.2017 г.
7. РНКБ— режим доступа: http://www.rncb.ru/. — Дата доступа: 30.11.2017 г.
8. Центральный банк Российской Федерации — режим доступа: https://www.cbr.ru/. — Дата доступа: 30.11.2017 г.
9. Statista. Statistics and facts about U.S. export — режим доступа: https://www.statista.com/topics/1715/us-export/ — Дата доступа 30.11.2017 г.
10. Заорский, Г.В. О причинах и последствиях кризисных явлений в экономике России в 1998 и 2014 годах / Г.В. Заорский. — Москва: «Экономика строительства», № 2, 3 — 2015., с. 3-17; с. 18-29.
11. Кирильчук, С.П. Инфляция как многофакторное явление экономической теории / С.П. Кирильчук, Д.А. Христос/в монографии : "Проблемы современной экономики". - Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - 262 с. (С.139-161).
Sources:
1. Order of Rosstat of January 14, 2014 N 21 "On approval of the methodology for calculating the
indicators" The share of high-tech and high-tech industries in the gross domestic product "and" The share of high-tech and high-tech industries in the gross regional product of the subject of the Russian Federation "
2. "The Civil Code of the Russian Federation (Part One)" of November 30, 1994, No. 51-FZ (as
amended on July 29, 2017) (as amended and supplemented, effective from 06.08.2017)
3. Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 (as amended on July 29, 2017) "On the Protection of
Competition"
4. Territorial authority of the Federal State Statistics Service in the Republic of Crimea - access
mode: http://crimea.gks.ru/. - Date of access: 11/30/2017.
5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation - access mode: economy.gov.ru.
- Date of access: 11/30/2017.
6. GENBANK: banking services for the population and business - access mode: https://www.genbank.ru/. - Date of access: 11/30/2017.
7. RNSB-access mode: http://www.rncb.ru/. - Date of access: 11/30/2017.
8. Central Bank of the Russian Federation - access mode: https://www.cbr.ru/. - Date of access:
11/30/2017.
9. Statista. Statistics and facts about U.S. export - access mode: https://www.statista.com/topics/1715/us-export/ - Access date on November 30, 2017.
10. Zaorsky, G.V. On the causes and consequences of crisis phenomena in the Russian economy in 1998 and 2014 / G.V. Zaorsky. - Moscow: "Economics of Construction", No. 2, 3 - 2015., p. 3-17; from. 18-29.
11. Kirilchuk, S.P. Inflation as a multifactor phenomenon of economic theory / S.P. Kirilchuk, D.A. Christos / in the monograph: "Problems of the modern economy." - Under the Society. Ed. S.S. Chernov. - Novosibirsk: Publisher CRNS, 2016. - 262 p. (P.139-161).
Е.Н. Клочко
профессор кафедры менеджмента, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
E.N. Klochko
Dr. econ. sciences, professor of department of management
Kuban state agricultural university (magadan. [email protected], 89298285896)
В.Н. Муха
заведующая лабораторией «Центр социологических исследований», к.соц.н., Кубанский государственный технологический университет
W.N. Mukha
edging. sociologist. sciences, head of the laboratory "Center of sociological researches " Kuban state technological university ([email protected], 89298285896)
Р.А. Шичиях доцент кафедры менеджмента, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
R.A. Shichiyakh
edging. econ. sciences, associate professor of management Kuban state agricultural university ([email protected], 89298285896)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ЭТНИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Аннотация. В статье рассмотрены перспективы кластеризации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства в Краснодарском крае, определено, что она способствует повышению эффективности взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса, а также росту их внутреннего потенциала в сложивших экономических условиях хозяйствования. В ходе исследования выявлено, что отсутствие инфраструктуры по реализации производимой этнической продукции, является одной из главных проблем этнического хозяйства любого региона Российской Федерации. Авторы считают, что «успешная» этническая продукция должна иметь определенную известность, быть экологичной, соответствовать определенным стандартам качества и обладать оригинальной упаковкой.
Annotation. In article prospects of a clustering of business activity in the sphere of ethnic economy in Krasnodar Krai are considered, it is defined that she promotes increase in efficiency of interaction of subjects of small and medium business and also growth of their internal potential in the put economic conditions of managing. During