Научная статья на тему 'Проблематика и приоритетные направления развития государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Крым'

Проблематика и приоритетные направления развития государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушко Юлия Владимировна

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются важной формой хозяйствования в Республике Крым, так как способствуют развитию конкуренции, заполнению свободных ниш на рынке, дают возможность эффективно решать вопросы, связанные с безработицей и социальной напряженностью. В статье выделены основные проблемы малых форм предпринимательства в республике Крым: недостаточность финансирования, несовершенство законодательства, сезонность, отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров, ресурсная блокада, слабое развитие социально значимых видов деятельности, износ основных фондов, долгий процесс продвижения проектов. Определены направления развития малого и среднего бизнеса, такие как развитие туризма, сельского хозяйства, промышленности, традиционной и нетрадиционной энергетики, информационно-коммуникационных технологий. Разработан механизм государственной поддержки в данной сфере, включающий доработку нормативно-правовой базы, системы налогообложения, создание программы поддержки начинающих предпринимателей, развитие государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика и приоритетные направления развития государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Крым»

УДК 334.012:35.078.51

Глушко Юлия Владимировна,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

г. Симферополь.

Glushko Yulia,

Ph.D. in Economics,

Associate Professor of the Department of State and Municipal Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ПРОБЛЕМАТИКА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

PROBLEMATICS AND PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются важной формой хозяйствования в Республике Крым, так как способствуют развитию конкуренции, заполнению свободных ниш на рынке, дают возможность эффективно решать вопросы, связанные с безработицей и социальной напряженностью. В статье выделены основные проблемы малых форм предпринимательства в республике Крым: недостаточность финансирования, несовершенство законодательства, сезонность, отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров, ресурсная блокада, слабое развитие социально значимых видов деятельности, износ основных фондов, долгий процесс продвижения проектов. Определены направления развития малого и среднего бизнеса, такие как развитие туризма, сельского хозяйства, промышленности, традиционной и нетрадиционной энергетики, информационно-коммуникационных технологий. Разработан механизм государственной поддержки в данной сфере, включающий доработку нормативно-правовой базы, системы налогообложения, создание программы поддержки начинающих предпринимателей, развитие государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, Республика Крым, бизнес.

The subjects of small and medium-sized business are an important form of management in the Republic of Crimea, as they contribute to the development of competition, filling free niches in the market, and providing an opportunity to effectively address issues related to unemployment and social tension. The article highlights the main problems of small forms of entrepreneurship in the Republic of Crimea: lack of funding, imperfect legislation, seasonality, lack of a system of training and retraining of personnel, resource blockade, weak development of socially significant activities, depreciation of fixed assets, long process of project promotion. Areas for the development of small and medium-sized businesses, such as the development of tourism, agriculture, industry, traditional and non-traditional energy, information and communication technologies. A mechanism for state support in this area has been developed, including the finalization of the regulatory and legal framework, the taxation system, the creation of a program to support start-up entrepreneurs, and the development of public-private partnerships.

Keywords: small business, state support, the Republic of Crimea, business.

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономической системе субъекты малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующими субъектами, гибкими и адаптивными в условиях кризиса. Однако, учитывая современные условия, такие виды бизнеса острее всего нуждаются в государственной поддержке, выступающей в качестве залога успешного развития малого и среднего предпринимательства в будущем.

В настоящее время доля малого бизнеса в ВВП РФ составляет около 20%, в то время как аналогичные показатели развитых стран варьируются в диапазоне от 50 до 70%. При этом малый и средний бизнес является высоко конкурентоспособным элементом, если он базируется на считающихся нормой в мировой практике методах стимулирования в интересах общества и государства, которые исходят из того, что малый бизнес выступает базисом всей национальной экономики. Осуществляя деятельность преимущественно на локальном рынке, этот сектор может оказывать активное влияние и на рынок национальный.

В период экономической дестабилизации, особенно ощущаемой в 2014-2015 годы, в Российской Федерации и в Крыму было положено начало развития поддержки малого и среднего бизнеса, как элементам, способным быстрее и эффективнее возродить экономику региона.

Изучением возникновения и развития малого и среднего бизнеса занимались такие ученые, как Абалкина Л.И., Акимова О.Ю., Альбекова А.У., Блинова А.О., Бусыгина Р.Н., Бухвальд Е.М., Горфин-

184

кель В.Я., Долгорукова И.В., Зельднер А.Г., Зиятдинова И.Т., Кондрачук В.В., Колесникова Н.Е., Лапу-сты М.Г., Меньшикова С.М., Чепуренко А.Ю., Черненко О.Б., и др.

Горовец H.A. отмечает, что «Малые формы предпринимательства, не требуя значительных затрат со стороны государства, способны обеспечить экономике Крыма необходимую мобильность, быстро заполнить ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупиться, стабилизировать социальную ситуацию в стране, решить проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является определение основных проблем и приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым, а также разработка механизмов государственной поддержки в исследуемой сфере. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Механизм формирования и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в должной степени способен функционировать только при наличии полноценной системы, организованной самим государством, и которая включает в себя исторически-сложившиеся тенденции развития субъектов МСП, стратегии, формы и приоритетные направления развития, законодательную базу, инструментарий и инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и т. д.

При этом, инструментарием являются программы федерального, регионального, муниципального уровня по государственной поддержке МСП, а инфраструктуру составляют структуры, которые контролируют развитие МСП в зависимости от уровня реализации:

• на федеральном уровне поддержку оказывают Министерства и Ведомства методом проведения конкурсов на получение субсидий, грантов, путем налогового стимулирования и др.;

• на региональном уровне государственную поддержку осуществляют государственные фонды, региональные Департаменты поддержки и развития МСП и др. ;

• на муниципальном уровне поддержку осуществляют центры занятости, которые оказывают финансовую поддержку, осуществляют льготные и бесплатные аутсорсинга по ведению бухгалтерской отчетности и пр., муниципальные фонды по развитию и поддержки МСП.

Такая система позволяет оказывать субъектам МСП и организациям, осуществляющим поддержку этих субъектов, финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Эти формы поддержки закреплены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и являются базовыми для форм поддержки в субъектах Российской Федерации [6].

Для сравнения в Законе Республики Крым от 09.07.2014 г. № ЗО-ЗРК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в следующих формах:

1) имущественная поддержка;

2) финансовая поддержка;

3) информационная поддержка;

4) правовая и консультационная поддержка;

5) поддержка в продвижении на рынок производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услуг.

Уязвимой стороной малых форм предпринимательства является относительно небольшой капитал, ограниченная возможность привлечения дополнительных ресурсов, полная ответственность за результаты деятельности» [2].

Рассматривая уязвимые стороны малого и среднего предпринимательства выделим следующие проблемы:

1) необходимость переоформления прав собственности и всей сопутствующей документации, приведение её в соответствие с российской нормативно-правовой базой;

2) низкий уровень знания российского законодательства;

3) низкая конкурентоспособность по сравнению с предприятиями материковой части России;

4) внешние факторы и угрозы: ресурсная блокада со стороны Украины, санкции, введенные в отношении Крыма и России, снижающие производственные возможности местных предприятий;

5) отсутствие четкой системы подготовки и переподготовки желающих открыть свое дело;

6) запущение некоторых сфер деятельности, активно развивавшихся в СССР, и заброшенных ныне;

185

7) финансовая нестабильность и отсутствие крупных банков для получения кредитных ресурсов;

8) сезонность;

9) износ основных фондов обрабатывающих производств;

10) долгий процесс продвижения проектов к реализации

Для решения этих проблем выделены задачи, которые необходимо решить:

• сглаживание внешних угроз;

• расширение государственной поддержки в области обеспечения ресурсами;

• развитие внутренней инфраструктуры региона;

• одновременное возрождение утраченных потенциалов и развитие инновационной сферы.

• преодоление неграмотности населения, осуществляющих или желающих осуществлять предпринимательскую деятельность, как в теоретической части, так и улучшение навыков;

• развитие инвестиционного потенциала;

• использование дополнительных инструментов стимулирования развития приоритетных отраслей Республики Крым;

• создание единого корректорского центра на базе существующих органов исполнительной власти Республики Крым, занимающихся подготовкой проектов, для ускорения доработки проектов и их дальнейшего продвижения.

В нынешнее время большую часть этих проблем и задач пытаются решать на всех уровнях власти. На основе Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года разрабатываются меры республиканской и местной поддержки, воплощаются в жизнь федеральные программы оказания помощи субъектам МСП. Но с учетом этапов реализации, решение задач осуществляется медленно и качественное развитие всех сфер экономической деятельности, а не только субъектов МСП, затруднено.

Приоритетные направления определены Стратегией социально-экономического развития Республики Крым и характеризуются отраслевой специализацией наиболее важных видов деятельности:

1) развитие туризма и санаторно-курортного лечения, развитие яхтенного туризма; повышения качества оказания медицинских и санаторно-курортных услуг;

2) развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса;

3) развитие добывающей промышленности (увеличение добычи углеводородов на шельфе, строительных материалов);

4) развитие высокотехнологических производств (производство медицинской техники, биотехнологической и фармацевтической продукции и прочих);

5) развитие сельскохозяйственного и транспортного машиностроения (создание сборочных производств, в т. ч. легких самолетов);

6) развитие традиционной и возобновляемой (ветряной, солнечной, геотермальной, био) энергетики;

7) развитие информационно-телекомунникационных технологий;

8) развитие транспортно-логистического комплекса (создание транспортно-логистических центров, развитие морского транспорта, улучшение качества и увеличение пропускной способности автомагистралей);

9) развитие подотраслей креативной индустрии.

Для реализации этих направлений регион должен задействовать такие механизмы как:

• создание льготного налогового режима для МСП;

• субсидирование кредитных ставок, в имеющихся банках;

• использование и продвижение институтов развития региона;

В настоящее время в Республике Крым работает программа льготного кредитования субъектов МСП в рамках Соглашения с Министерством экономического развития РФ. рассмотрим данную программу в рамках условий, предлагаемых наиболее крупным банком в Республике, Российским национальным коммерческим банком (РНКБ).

Основными требованиями к заемщику являются:

• заемщик — субъект МСП согласно 209-ФЗ;

• деятельность в приоритетных отраслях экономики;

• заемщик — налоговый резидент РФ;

• отсутствие дел о банкротстве;

• отсутствие задолженности по бюджетным платежам, налогам и сборам;

• отсутствие задолженности по заработной плате;

• заемщик не должен иметь в течение периода, равного 180 календарным дням, предшествующего не более чем на 3 месяца дате принятия уполномоченным банком решения о предоставлении заемщику кредита, просроченных на срок свыше 30 календарных дней платежей по обслуживанию кредитного портфеля;

• доля участия государства, муниципальных образований, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов в структуре собственников субъекта МСП не превышает 25%;

186

• доля иностранных ЮЛ и ЮЛ, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49% в структуре собственников субъекта МСП;

• количество наемных сотрудников субъекта МСП не превышает 100 человек для малых предприятий и находится в диапазоне 101-250 человекдля средних предприятий;

• годовая выручка не более 800 млн руб. для малых предприятий, не более 2 млрд руб. для средних;

• субъект МСП не занимается реализацией подакцизных товаров (Статья 181 НК РФ) и добычей и реализацией полезных ископаемых;

• субъект МСП не является кредитной или страховой организацией, ломбардом, инвестиционным или негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг;

• субъект МСП не является участником соглашений о разделе продукции и не осуществляет деятельность в сфере игрового бизнеса.

Для заемщиков, соответствующих вышеизложенным требованиям, определены следующие льготные условия кредитования.

Таблица 1. Условия кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым*

Целевое использование • Инвестиции в основные средства • Пополнение оборотных средств

Размер кредита • 3 млн- 1 млрд руб. для инвестиционных кредитов • 3 млн- 100 млн руб. для оборотных кредитов

Срок кредитования • Инвестиционные кредиты: до 10 лет • Оборотные кредиты: до 3 лет Но не более сроков, регламентируемых ВИД Банка

Процентная ставка для клиента • 6,5% годовых до 31.12.2020г. • коммерческая ставка с 01.0 1.2021г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комиссии • Отсутствуют, за исключением комиссии за резервирование кредитной линии, комиссии за досрочное погашение, штрафных санкций за неисполнение условий кредитного договора

* Составлено на основании данных Дирекции развития малого бизнеса РНКБ

Различные банки имеют различные предлагают различные условия кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Но все они являются более выгодными, чем кредитные условия, предлагаемые до введения системы государственной поддержки и позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства получить необходимые для развития финансовые ресурсы.

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются важной составляющей эффективного функционирования экономики Крыма. Благодаря товарам и услугам, предоставляемым ими, заполняются свободные ниши регионального рынка, конкуренция способствует улучшению качества товаров, субъекты МСП благоприятно влияют на решение вопросов безработицы и качества жизни.

Развитие инновационных предприятий играет немаловажную роль в странах с хорошо развитой экономикой. В Крыму развитие малых форм предприятий инновационной направленности находится на стадии разработки и постепенного внедрения.

Учитывая экономические тенденции последних лет в Крыму, назрела необходимость выделить пути решения первоочередных проблем посредством следующих рекомендаций на региональном и местном уровнях:

1. Создать условия для благоприятного предпринимательского климата:

а) довести нормативно-правовую базу Крыма до состояния, готового отображать все аспекты государственной поддерживающей политики;

б) ввести систему щадящего налогообложения и налоговых льгот, частично возмещать процентные ставки по кредитам малому и среднему бизнесу, реализующему инновационную деятельность;

2. Вовлекать безработных в развитие предпринимательства, предоставляя им одноразовое пособие для открытия собственного дела, которое даст возможность создания новых рабочих мест, уделить должное внимание подготовке и переподготовке будущих кадров — проводить дополнительные тренинги, семинары и курсы;

3. Создать программу поддержки начинающих предпринимателей в сельской местности, включающей предоставление материальной помощи, если бизнес ориентирован на экологически чистое производство или развитие «зеленого туризма», способствующей снижению рабочей миграции из сел в города и притоку рабочей силы в сельскую местность.

187

4. Развить государственно-частное партнерство в сферах производства экологически чистых строительных материалов, строительства электрозаправочных станций, работающих от солнечных батарей.

5. Дополнительно финансировать развитие «зеленых» производств, производств в инновационных сферах, поощрять внедрение энергосберегающих и природоохранных технологий.

6. Создать благоприятные условия ведения бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере приоритетных направлений развития Крыма.

Для наглядности соотнесем проблемные аспекты с возможными путями их решения с помощью таблицы 2.

Таблица 2. Анализ проблем развития государственной поддержки субъектов МСП в Республике Крым *

№ п/п Проблемная ситуация Решение Направление поддержки, особенности

1 Низкий уровень знания российского законодательства Повышение уровня правосознания граждан еще со школы, проведение викторин на знание законодательства среди молодежи. Проведение бесплатных консультационных семинаров среди взрослого населения Правовая и консультационная. Дополнительное финансирование не требуется

2 Отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров Развитие системы курсов профессиональной подготовки на базе уже существующей инфраструктуры поддержки МСП Правовая и консультационная, информационная. Дополнительное финансирование не требуется

3 Внешние факторы: ресурсная блокада, санкции Сглаживание внешних угроз, расширение государственной поддержки в области обеспечения ресурсами Имущественная, финансовая. Требуется привлечение федерального или регионального бюджета

4 Слабое развитие социально-значимых видов экономической деятельности Привлечение инвестиций для приоритетных направлений развития, развитие инновационной сферы Информационная, финансовая. Требуется привлечение бюджетных средств, частных инвестиций

5 Финансовая нестабильность Субсидирование кредитных ставок, в имеющихся банках, льготный налоговый режим для МСП Финансовая. Требуется привлечение бюджетных средств

6 Сезонность Развитие МСП в отраслях, независимых от сезона (например, производство экологически чистых строительных материалов, развитие традиционной и возобновляемой энергетики, 1Т-технологий) Имущественная, финансовая, информационная. Частично требуется привлечение бюджетных средств, частных инвестиций

7 Износ основных фондов обрабатывающих производств Государственная поддержка при вводе новых основных фондов Финансовая. Требуется привлечение бюджетных средств.

8 Долгий процесс продвижения проектов к реализации Создание единого корректорского центра проектов, для ускорения доработки проектов и продвижения их к реализации. Информационная. Дополнительное финансирование не требуется

* Составлено автором

Стоит отметить, что для улучшения конкурентоспособности региона и повышения инвестиционной привлекательности ключевым преимуществом является свободная экономическая зона (СЭЗ) действующая до 31 декабря 2039 года. СЭЗ создана в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Особенностями режима являются налоговые льготы, льготные ставки социальных взносов, возможность применения процедуры свободной таможенной зоны. Ключевые преференции включают:

• снижение ставки налога на прибыль организаций;

• освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;

• применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2;

• освобождение от уплаты земельного налога организациями — участниками СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения догово-

188

ра об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

• пониженные тарифы страховых взносов — 7,6% (для участников, зарегистрированных в первые 3 года действия СЭЗ);

• применение на территории СЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Однако, корректировка зоны СЭЗ не помешает, включая расширение территории действия режима свободной таможенной зоны, изменение момента начала отсчета льготы по налогу на прибыль, смягчение режима привлечения сезонных иностранных работников, продление сроков, в течение которых инвестор имеет право воспользоваться пониженным тарифом страховых взносов. ВЫВОДЫ

Для эффективного развития малого и среднего предпринимательства необходимо решение ряда вопросов экономической, организационной, финансовой, правовой направленности. Решение всех этих вопросов важно, т. к. субъекты малого и среднего предпринимательства Крыма — это основа здоровой экономики региона. В Республике Крым представлено разнообразие программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — федеральные программы, республиканские программы, муниципальные программы и программы поддержки в различных сферах деятельности МСП. В качестве организаций, поддерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, выступают министерства, Фонды, Центры, Корпорация МСП, создаются новые учреждения поддержки, такие как: «Дом предпринимателя», Центр инвестиций и регионального развития и пр. Совокупность программ государственной поддержки и организаций, её осуществляющую, предопределяет большое количество проводимых мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса — от консультаций, обучения, тренингов и семинаров, до реализации кластерных проектов и организации сбыта продукции, работ и услуг. Стратегия развития малого и среднего бизнеса должна формироваться из единственного системного документа — Стратегии развития региона. Это один из документов, который определяет направление работы субъектов МСП. При этом государственная поддержка не должна идти вразрез со Стратегией развития региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушко Ю.В. Политика создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым / Ю.В. Глушко, В.Н. Глухова//Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. —2017. —№ 1(38). — С. 92-96.

2. Горовец H.A. Влияние государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Крыму /H.A. Горовец//Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. — 2016. — Том 2 (68). — №1. — С. 26-34.

3. Грицунова C.B. Развитие малого предпринимательства в России / C.B. Грицунова, K.M. Лотарева [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». — 2015. — № 2. — Режим доступа: mir-nauki.com/PDF/07KMN215.pdf, свободный (дата обращения: 04.04.2018).

4. Зиятдинов И.Т. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / И.Т. Зиятдинов [Электронный ресурс] // Студенческий форум: электронный научный журнал. — 2017. — № 3 (3). — Режим доступа: nauchforum.ru/journal/stud/3/19299 (дата обращения: 15.04.2018).

5. Хаирова Э.А. Малый бизнес в экономике Крыма: тенденции развития / Э.А. Хаирова // Культура народов Причерноморья. — 2014. —№274. —С. 177-180.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_PAW_52144/(дата обращения: 08.04.2018).

SPISOK LITERATURY

1. Glushko Yu.V. Politika sozdaniya blagopriyatnogo investitsionnogo klimata v Respublike Krym / Yu.V. Glushko, V.N. Glukhova //Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 1(38). —S. 92-96.

2. Gorovets N.A. Vliyaniye gosudarstvennoy podderzhki na razvitiye malogo i srednego predprinimatePstva v Krymu / N.A. Gorovets//Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravleniye. — 2016. — Tom 2 (68). — №1. — S. 26-34.

3. Gritsunova S.V. Razvitiye malogo predprinimatePstva v Rossii / S.V. Gritsunova, K.M. Potareva [Elektronnyy resurs] // Internet-zhurnal «Mir nauki». — 2015. — № 2. — Rezhim dostupa: mk-nauki.com/PDF/07KMN215.pdf, svobodnyy (data obrashcheniya: 04.04.2018).

4. Ziyatdinovl.T. Metody gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva/I.T. Ziyatdinov [Elektronnyy resurs] // Studencheskiy forum: elektronnyy nauchnyy zhurnal. —2017. —№ 3 (3). —Rezhim dostupa: nauchforum.ru/journal/ stud/3/19299 (dataobrashcheniya: 15.04.2018).

5. KhairovaE.A. Malyy biznes v ekonomikeKryma: tendentsiirazvitiya/E.A. Khairova//Kul'turanarodovPrichernomor'ya. — 2014,—№274,—S. 177-180.

6. О razvitii malogo i srednego predprinimatePstva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_TAW_52144/(data obrashcheniya: 08.04.2018).

Статья поступила в редакцию 4 мая 2018 го да Статья одобрена к печати 21 мая 2018 го да

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.