УДК 631.16
Нехайчук Юлия Серафимовна,
к. э. н., доцент,
кафедра финансов предприятия и страхования,
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского,
г. Симферополь.
Ногас Ирина Любомировна,
аспирант,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Nekhaychuk Yuliya Serafimovna,
Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
Nogas Irina Liubomirovna,
Postgraduate student,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА
TRENDSAND PROBLEMS OF DEVELOPMENT AGRICULTURAL ENTERPRISES
IN CRIMEA
На основе фактического материала по аграрному комплексу Республики Крым рассмотрены некоторые проблемы сельскохозяйственных предприятий. Проанализированы основные показатели развития аграрной отрасли. Определены основные тенденции развития сельского хозяйства региона. Сформулированы выводы и рекомендации, которые направлены на улучшение ситуации в аграрном секторе Республики Крым.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное предприятие, продукция сельского хозяйства.
On the basis of an actual material on an agrarian complex of Republic of Crimea some problems of the agricultural enterprises are considered. The basic parameters of progress of agrarian branch are analysed. The basic tendencies of progress of an agriculture of region are certain. Conclusions and recommendations which are directed on improvement of a situation in agrarian sector of Republic of Crimea are stated.
Keywords: agriculture, agro-industrial complex, agricultural enterprise, agricultural products.
ВВЕДЕНИЕ
Сельское хозяйство — одна из приоритетных отраслей экономики государства. Приоритетность данной отрасли определяется тем фактом, что государственная безопасность невозможна без продовольственной безопасности. Эффективно развитая система сельского хозяйства способствует экономическому и социальному благосостоянию государства и общества, содействует решению важных государственных проблем. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Начиная с 2014 г. отмечается ряд преобразований в сельскохозяйственной отрасли Крыма. Сельхозпредприниматели оказались в новой для них среде. Целью данной статьи является определение основных проблем в деятельности сельскохозяйственных предприятий в Крыму и тенденций их современного развития. РЕЗУЛЬТАТЫ
Сельское хозяйство всегда занимало важное положение в экономике Республики Крым. Однако подавляющее большинство продуктов питания завозилось с материковой части Украины. Местные сельскохозяйственные предприятия находились в депрессивном состоянии, использовали устаревшую и низкопроизводительную технику.
40
С 2014 года условия деятельности сельхозпредприятий глобально изменились: расширились масштабы государственной поддержки, был получен значительный приток инвестиций, предприятиям удалось частично модернизировать технику.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2015 году доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте Крыма составляла 21,9 % (рис. 1).
Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство 21,9%
Добыча полезных ископаемых 3,1%
Об раб атывающие производства 4,7%
Про изводство и распределение электроэнергии, газа и воды
6,5%
Предо ставлгние
прочих ко мму нальных, социальных и персональных услуг 1,7%
Здравоохранение и предоставление социальных у слуг 10,7%
Образование
6,3%
Го судар ственное управление; обязательное социальное обеспечение 10,1%
Операции с недвижимым имуществом
3,2%
Тран спо рт и связь
7,2%
Строительство
5,7%
Гостиницы и рестораны 1,8%
Оптовая и розничная то рговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 17,1%
Рис. 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в Республике Крым в 2015 г.
(Составлено на основании [7])
Однако перед сельхозпроизводителями стал новый спектр проблем, таких как:
1. Ограниченные внешнеэкономические отношения. Финансово-экономические санкции со стороны западных стран привели к фактической изоляции Крыма. Ограниченность экспортно-импортных отношений крымских предприятий, высокие цены на поставки сырья и товаров нанесли ущерб экономике Крыма и его субъектам хозяйствования. Это негативно отразилось и на развитии сельского хозяйства. Снизился приток иностранных инвестиций, ограничились возможности закупок высокоэффективной сельскохозяйственной техники.
2. Дефицит водоснабжения сельскохозяйственных предприятий Крыма. В 2014 г. были остановлены поставки воды из Северо-Крымского канала, который обеспечивал 80-87 % объёма забора воды полуострова. В результате этого орошаемое земледелие Крыма понесло значительные убытки. Из 140 тыс. гектаров орошаемых угодий в Крыму в 2014 году осталось лишь 17 тыс. гектаров, орошаемых из местных источников. Аграрная отрасль стала переходить на засухоустойчивые культуры, а также на капельное орошение из местных источников, где таковые имеются, прекратилось возделывание риса [5].
3. Ограниченность финансовых ресурсов. В результате присоединения Крыма к России региональная банковская система была разрушена. Крупные российские банки не спешат внедряться
41
в банковскую систему полуострова, свою деятельность на полуострове развернули в основном мелкие банки, что существенно уменьшает возможности крымских предпринимателей в получении доступных кредитов. На сегодня данная проблема частично нивелирована с помощью ряда государственных программ, предполагающих поддержку сельскохозяйственных предприятий в Крыму.
4. Недостатки нормативно-правового обеспечения. Несогласованность действий органов местного самоуправления, общественности и бизнеса, высокий уровень коррупции, правовой нигилизм населения приводит к торможению развития сельскохозяйственной отрасли, препятствует эффективной реализации разработанных государственных программ.
Кроме того, ряд объектов сельского хозяйства Крыма находится в неудовлетворительном состоянии. На крымских предприятиях применяются устаревшие технологии и способы организации производства, не соответствующие современному уровню развития.
Описанные выше проблемы обусловили отрицательные темпы роста объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2014-2015 гг. (рис. 2). Так, в 2015 г. общее падение объемов сельскохозяйственной продукции составило 6,6 %, что произошло за счет уменьшения объемов продукции растениеводства на 2,6 % и животноводства — на 11,7 %.
102-1 1009896949290888684-
100,4
------97,8
93,4
97,7
94,8
88,3
82-
Продукция сельского Продукция Продукция
хозяйства растениеводства животноводства
Рис. 2. Индексы продукции сельского хозяйства в 2014-2015 гг., % (Составлено на основании [7])
При этом сальдированный финансовый результат растениеводческих организаций в 2015 г. был положительным и составил 629 млн руб. (-1986 млн руб. в 2014 г.), а животноводческих — отрицательным --790 млн руб. (-2705 млн руб. в 2014 г., рис. 3).
Рентабельность продукции растениеводства в 2015 г. значительно возросла от 3,5 % в 2014 г. до 26,4 %, однако это ниже почти на 10 %, чем в среднем по Российской Федерации. Рентабельность продукции животноводства несколько снизилась от 26,8 % в 2014 г. до 22 % в 2015 г. Значения этого показателя на 6,6 % выше, чем в среднем по России (табл. 1).
В условиях кризисного состояния сельского хозяйства Крымского полуострова, ограниченного доступа к кредитным ресурсам, необходимости импортозамещения основных видов продукции сельского хозяйства существенное значение приобретает государственная поддержка отрасли.
С 2015 года финансовая поддержка аграрного сектора Республики Крым осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рын-
42
1000 -500 -0 --500 --1000 --1500 --2000 --2500 -
-3000 - Растениеводство Животноводство
□ 2014 г. -1986 -2705
□ 2015 г. 629 -790
Рис. 3. Сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных организаций, млн руб.
(Составлено на основании [7])
Таблица 1. Рентабельность продукции сельского хозяйства в 2014-2015 гг., % *
Уровень Продукция растениеводства Продукция животноводства
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Российская Федерация 20,2 35,4 18,3 15,4
Республика Крым 3,5 26,4 26,8 22
* Составлено автором на основании [7]
ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423. Программа направлена на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной безопасности республики, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий. В рамках реализации ведомственных целевых программ в области растениеводства и животноводства предусмотрены значительные объемы ассигнований, направленных не только на оказание поддержки сельхозпроизводителям, но и на техническую и технологическую модернизацию, стимулирование эффективного развития. Так, по ВЦП «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства» предусмотрен объем ассигнований в размере 1700 млн руб., а по ВЦП «Экономически значимая региональная программа в области животноводства» — 1100 млн руб. (рис. 4, 5).
Кроме того, Правительство Крыма в 2014 году создало ряд фондов поддержки мелкого и среднего предпринимательства, видами деятельности которых выступает как инвестиционное кредитование, так и выдача гарантий для получения инвестиционного кредита в банковском учреждении. Целью создания данных фондов было восстановление экономики полуострова и стимулирование инвестиций.
Так, микрофинансовая организация «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым» выдает кредиты до 3 миллионов рублей сроком до 36 месяцев на пополнение оборотных средств и малые инвестиции. Фонд осуществляет и кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов. При сумме займа более 150 тыс. руб. требуется залог, в качестве которого могут быть автомобили или сельхозтехника. Кредиты выдаются под 8-10 % годовых.
43
□ 2014 г.
□ 2015 г.
Кредитование 1 1 22,2 ! ! — 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Строительство и модернизация объектов АПК 165,1 1 1
1 1 1 1 1 1
Приобретение семян 166,7 1 1
1 1 1 1 1 I
Строительство оросительныхсистем 196,3 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1
Техническая модернизация 1433,3
Оказание несвязанной поддержки 1465 9
1111
Закладка садов и виноградников _| 541,2
-1-1-1-1-
0 100 200 300 400 500 600
Рис. 4. Финансирование мероприятий ВЦП «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства» на 2016 год, млн руб. [3]
Альтернативное разведение животноводства Кредитование в животноводстве Наращение поголовья Развитие племенного животноводства За произведенное и реализованное молоко Техническая модернизация Строительство и модернизация объектов АПК
Покупка кормов
0,9 ] 5,6
24
] 79,9
] 156
] 185,8
Ц 218,9
] 428,8
0 100 200 300 400 500
Рис. 5. Финансирование мероприятий ВЦП «Экономически значимая региональная программа в области животноводства» на 2016 год, млн руб. [3]
Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства предоставляет поручительство по обязательствам на срок от года до пяти лет и на сумму от 1 млн руб. до 35 млн руб. Условиями является отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам и кредитным обязательствам. Поручительство может составить до 70 % от суммы обязательств заемщика. На сегодня у Фонда 8 банков-партнеров, где можно получить кредит под его гарантию. Это Байкал-банк, ФиаБанк, КБ «Финансовый стандарт», КБ «Рублев», Северный кредит, ГЕНБАНК, РНКБ и Тальменка-банк [6].
Значительные возможности в развитии для сельхозтоваропроизводителей создает режим свободной экономической зоны, который был установлен на территории Крымского полуострова в 2014 году согласно Федеральному закону «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 377-ФЗ.
Срок функционирования СЭЗ — 25 лет (до 31 декабря 2039 года). Для участников СЭЗ предусмотрен ряд налоговых льгот, представленных в таблице 2. Кроме того, участникам СЭЗ предоставляется ряд других преференций, направленных на восстановление эффективности экономики
44
Таблица 2. Налоговые льготы для участников СЭЗ в Крыму *
Льготы Описание
Снижение ставки налога на прибыль в федеральный бюджет— 0 % на 10 лет; бюджет Крыма — 2 % в первые 3 года; • 6 % — 4 по 8 годы; • 13,5 % — с 9-го года
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет
Освобождение от ушаты земельного налога участниками СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок
Пониженные тарифы страховых взносов 7,6 %, в том чжле: • Пенсионный фовд РФ — 6%, • Фонд социального страхования РФ — 1,5%, • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,1 %
* Составлено на основании [8]
полуострова. Необходимо отметить, что налоговые льготы распространяются только на резидентов СЭЗ, зарегистрировавшихся только в первые три года.
В настоящее время из 737 зарегистрированных участников СЭЗ в сельском хозяйстве реализуется 111 инвестиционных проектов, в рамках которых заявленный объем капитальных вложений составляет более 5,6 млрд рублей, планируется создание более 4 тысяч рабочих мест [1].
На сегодня можно говорить о том, что состояние сельского хозяйства Крыма несколько улучшилось. В 2016 г. индекс производства продукции сельского хозяйства впервые за последние несколько лет продемонстрировал рост — за январь — ноябрь он составил 101,2 %. Однако такой рост нельзя назвать значительным на фоне того объема финансовых вложений, которые были осуществлены в 2014-2016 гг.
ВЫВОДЫ
Государственные вложения в 2014-2016 гг. в сельскохозяйственную отрасль Крыма значительно способствовали восполнению недостающих финансовых ресурсов сельхозпроизводителей полуострова. Произошли первые шаги по выведению отрасли из кризисного состояния. Однако проведенная оценка финансово-экономических результатов внедряемой политики свидетельствует о том, что для повышения эффективности предприятий сельского хозяйства Крыма необходимы коренные преобразования, которые займут довольно продолжительный период. Повышение производительности сельскохозяйственных предприятий обуславливает не только модернизацию технических и технологических процессов, но и совершенствование системы управления различными аспектами хозяйственной деятельности: производством, финансами, системой сбытовых и маркетинговых мероприятий, то есть изменение отношения к принципам хозяйствования, борьбу с коррупцией, бюрократизмом, повышение социальной ответственности бизнеса. Неотложного решения требует проблема водоснабжения полуострова, без чего сложно говорить о наращении объема производства продукции растениеводства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В Крыму реализуется 111 сельскохозяйственных инвестпроектов на общую сумму более 5,6 млрд рублей / Анна Коваленко [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Республики Крым. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/354887.htm (дата обращения: 21.02.2017).
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] //
45
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. — Режим доступа: www.mcx.ru/ documents/document/show/22026.htm (дата обращения: 21.02.2017).
3. Итоги развития агропромышленного комплекса Республики Крым в 2016 году и освоение бюджетных средств по программам поддержки сельхозтоваропроизводителей [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Республики Крым. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/ file/itogi_razvitiya_12012017.pdf, свободный (дата обращения: 21.02.2017).
4. Кредитные операции [Электронный ресурс] // Российский национальный коммерческий банк. — Режим доступа: www.rncb.ru/ru/juridicheskim-licam/kreditnye-operacii/ (дата обращения: 21.02.2017).
5. Минсельхоз РФ делает ставку на развитие в Крыму засухоустойчивых культур и капельное орошение [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Крыминформ». — Режим доступа: www.c-inform.info/news/id/19661 (дата обращения: 21.02.2017).
6. Предпринимательство в Крыму // Современный предприниматель. Налоги и учет для малого бизнеса. — Режим доступа: spmag.ru/articles/predprinimatelstvo-v-krymu (дата обращения: 21.02.2017).
7. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2016 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/ Main.htm (дата обращения: 21.02.2017).
8. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (дата обращения: 21.02.2017).
Статья поступила в редакцию 15 марта 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года
46