Педагогика
УДК 378
директор Мамаев Руслан Гусейнович
ЧПОУ «Медицинский колледж имени Башларова» (г. Махачкала)
РОЛЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО
КОЛЛЕДЖА
Аннотация. Исследуется роль развития правовых знаний в системе профессиональной подготовки лиц, обучающихся в современных медицинских колледжах. Перед началом её изучения рассмотрению подвергаются наиболее существенные черты развития современного российского социума. Доказывается, что успешная профессиональная деятельность среднего медицинского персонала в таких условиях представляется возможной лишь в случае наличия у его представителей достаточного уровня развития системы правовых знаний. Далее демонстрируются её роль и место в общей структуре компетентности профессионала соответствующего профиля. Предлагаются пути реализации возможностей, предоставляемых современной системой среднего профессионального образования, для развития у него соответствующих компетенций.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, медицинский колледж, правовые знания, студент, преподаватель.
Annotation. The role of the legal knowledge development in the persons studying in modern medical colleges professional training system is investigated. Before starting its study, the most significant features of the modern Russian society development are examined. It is proved that the successful professional activity of the nursing staff in such conditions is possible only if its representatives have a sufficient level of the legal knowledge system development. Further, its role and place in the general structure of the appropriate profile professional competence are demonstrated. The ways of realizing the opportunities provided by the modern secondary vocational education system for the development of their appropriate competencies are proposed.
Key words: secondary vocational education, medical college, legal knowledge, student, teacher.
Введение. Сегодня фиксируется возрастание потребности общества в специалистах среднего звена [9, С. 124]. Выпускники учреждений СПО должны характеризоваться уровнем подготовки, достаточным для осуществления различных видов деятельности в динамично меняющихся социально-экономических и культурных условиях (С.В. Королёва, А.Я. Найн, В.П. Панасюк, З.М. Уметбаев, В.А. Фёдоров) [11, С. 77]. При сохранении важности профессиональных компетенций в структуре компетентности таких выпускников особое значение приобретает система надпрофессиональных знаний, умений и навыков (А.Г. Асмолов, М.С. Добрякова, Л.Г. Зверева, А.В. Костюк) [2, С. 166]. Существенную роль в ней играют правовые знания (М.С. Артюхина, Э.К. Арутюнова, З.Н. Ибрагимова, В.Н. Савин, Е.И. Санина, И.Н. Улитин, С.Т. Шацкий) [10, С. 159].
Сказанное в полной мере относится к системе подготовки профессионалов соответствующей квалификации для такой важной и динамично развивающейся отрасли как медицина. Вопросам формирования правовых знаний с использованием средств, предоставляемых соответствующей системой, посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Как уже говорилось во Введении, требованиями, предъявляемыми современным социумом к выпускнику медицинского колледжа, обусловлена необходимость его более серьёзной, чем ранее, правовой подготовки. Кроме того, особенности осуществления профессиональной деятельности современными медицинскими работниками в немалой степени способствуют интенсификации поисков инновационных педагогических подходов к обучению их правовым дисциплинам на ступени СПО [3, С. 42-43]. Их реализация должна быть направлена на вооружение будущих медиков следующими знаниями:
- основных принципов права;
- прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закреплённых в Конституции Российской Федерации;
- основных отраслей права и законодательства, особенно - связанных с их будущей профессиональной деятельностью;
- государственного устройства РФ [9, С. 126].
При этом в условиях современного медицинского колледжа преподаватель правовых дисциплин должен стремиться к формированию у обучающихся не только суммы вышеперечисленных знаний, но также и понимания их важности в ходе осуществления учебной, а затем - и профессиональной деятельности. В ходе данного процесса повышенное внимание следует уделять создаванию педагогических условий, обеспечивающих самоактуализацию и самореализацию студентов [7, С. 29].
Таким образом, оптимизация процесса развития системы правовых знаний лиц, обучающихся в медицинском колледже, предполагает воспитание у них правового сознания [4, С. 66]. Основным показателем уровня его развития является степень сформированности умений и навыков, связанных с эффективными действиями в юридически значимых ситуациях, могущих возникнуть по ходу осуществления будущей профессиональной деятельности [5, С. 81-82].
В ходе формирования правового сознания студентов медицинского колледжа следует учитывать, что значимой тенденцией в процессе развития современной системы СПО является цифровизация. Последняя предполагает расширение использования информационных и интернет-технологий в образовательном процессе, в т.ч. при обучении студентов правовым дисциплинам [10, С. 160]. Соответственно определённые изменения с неизбежностью должна претерпеть методическая система их освоения.
Действительно, в условиях современного медколледжа на изучение соответствующего блока дисциплин, как правило, отводится достаточно ограниченное количество времени, порядка 54 часов [11, С. 78]. Таким образом, возрастает значение значение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся. Её эффективность обеспечивается использованием возможностей информационно насыщенной образовательной среды. Большинству современных студентов открыт доступ к электронным библиотекам и интернет-ресурсам. Он позволяет существенно оптимизировать процесс подготовки к семинарским и практическим занятиям. Широкое использование ИКТ в ходе самостоятельной работы обучающихся по формированию системы правовых знаний также оказывает положительное влияние на их личностный и профессиональный рост путём активизации их познавательной деятельности [2, С. 165].
Кроме того, информатизация интересующего нас процесса расширяет также возможности для применения интерактивных методов обучения. В их основе лежит диалог [6, С. 54]. При условии такого рода взаимодействия между субъектами образовательных отношений возможными представляются:
- развитие у будущих медиков умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения;
- активизация профессионального мышления;
- рост учебной мотивации студентов;
- превращение полученных правовых знаний в убеждения [9, С. 127].
Интерактивное обучение, в особенности, осуществляемое с широким использованием ИКТ и мобильных технологий, позволяет вовлечь в процесс познания всех членов учебной группы [7, С. 28-29].
Далее, охарактеризованные выше особенности требований современного российского социума к специалистам среднего звена делают необходимым, а возможности образовательной среды современного медицинского колледжа существенно облегчают применение учебно-ролевых игр и веб-квестов в ходе изучения правовых дисциплин (Н.С. Абрамова, М.Н. Гладкова, М.М. Кутепов) [8, С. 180].
С точки зрения эффективного формирования у студентов медицинского колледжа системы правовых знаний определённая эффективность также присуща некоторым традиционным формам обучения [5, С. 82]. К таковым относятся:
- дебаты;
- мозговой штурм [9, С. 127].
Практико-ориентированное направление указанных организационных форм проведения семинарских занятий обеспечивается за счёт обсуждения важных для будущих медиков среднего звена проблем, касающихся норм УК РФ, прав и обязанностей пациентов и медицинских работников, различных правонарушений, совершаемых медиками. При этом студенты пользуются знаниями, полученными не только в ходе изучения правовых дисциплин, но и истории, философии, этики. Важно, что в ходе работы на занятиях, где используются подобные организационные формы, обучающиеся могут опираться и на собственный опыт [1, С. 151].
Анализ специальной литературы (Э.К. Арутюнова, З.Н. Ибрагимова, Д.С. Костылев, Л.И. Кутепова, В.Н. Савин, Е.И. Санина, И.Н. Улитин), а равно и личного опыта педагогической деятельности автора настоящей статьи, позволяют с определённой долей уверенности говорить о шести принципах эффективного формирования системы правовых знаний у студентов медицинского колледжа (Табл. 1).
Таблица 1
Принципы эффективного формирования системы правовых знаний у студентов медицинского колледжа
Принцип Характеристика
Открытости образовательного пространства Позволяет углублять и расширять наличествующие у студентов знания за счёт информационной насыщенности среды, а также ИКТ, обеспечивающих её эффективное функционирование [10, С. 160].
Диалогичности обучения Способствует повышению эффективности педагогического общения с учётом возрастных особенностей учащихся.
Развития всех видов познавательной деятельности Подразумевает активизацию самостоятельной, творческой и исследовательской работы студентов [7, С. 29].
Нелинейности Направлен на всесторонность и синхронность изучения объекта. Являясь альтернативой традиционному принципу последовательности обучения, не нарушает принцип преемственности обучения.
Самоорганизации Определяет перспективу развития самостоятельной деятельности, как учебной, так и профессиональной [1, С. 152-153].
Вариативности форм и методов обучения Обеспечивает свободу осознанного выбора участниками образовательного процесса способов достижения целей и задач изучения правовых дисциплин.
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня выпускники организаций СПО должны характеризоваться уровнем подготовки, достаточным для эффективного осуществления различных видов деятельности в динамично меняющихся социально-экономических и культурных условиях.
При сохранении важности профессиональных компетенций в структуре их компетентности особое значение приобретает система надпрофессиональных знаний, умений и навыков.
В ней, в свою очередь, немаловажную роль играет совокупность правовых знаний.
Далее, ключевые особенности осуществления профессиональной деятельности современным медицинским работником в немалой степени способствуют интенсификации поисков инновационных педагогических подходов к обучению его правовым дисциплинам на ступени колледжа. Их реализация должна быть направлена на вооружение будущих медиков знаниями основных принципов права, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закреплённых в Конституции РФ, основных отраслей права и законодательства, особенно - связанных с будущей профессиональной деятельностью, государственного устройства РФ.
Оптимизация процесса развития системы правовых знаний лиц, обучающихся в медицинском колледже, предполагает воспитание у них правового сознания.
Значимой тенденцией в процессе развития современной системы СПО является цифровизация. Она предполагает расширение использования информационных и интернет-технологий в образовательном процессе, в т.ч. при обучении студентов правовым дисциплинам. Соответственно определённые изменения с неизбежностью должна претерпеть методическая система их освоения.
Информатизация интересующего нас процесса расширяет возможности для применения интерактивных методов обучения. В основе последних лежит диалог, позволяющий существенно оптимизировать следующие слагаемые его успешности: развитие у будущих медиков умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения; активизация профессионального мышления; рост учебной мотивации студентов; превращение полученных правовых знаний в убеждения.
Описанные в тексте статьи особенности требований современного российского социума к специалистам среднего звена делают необходимым, а возможности образовательной среды современного медицинского колледжа существенно облегчают применение учебно-ролевых игр и веб-квестов в ходе изучения правовых дисциплин.
С точки зрения эффективного формирования у студентов медицинского колледжа системы соответствующих знаний определённая эффективность также присуща некоторым традиционным формам обучения.
Можно выделить ряд принципов её эффективного формирования.
Например, принцип открытости образовательного пространства позволяет углублять и расширять наличествующие у студентов знания за счёт информационной насыщенности среды, а также ИКТ, обеспечивающих её эффективное функционирование.
Принцип диалогичности обучения способствует повышению эффективности педагогического общения с учётом возрастных особенностей учащихся.
Принцип развития всех видов познавательной деятельности подразумевает активизацию самостоятельной, творческой и исследовательской работы студентов.
Принцип нелинейности направлен на всесторонность и синхронность изучения объекта.
Принцип самоорганизации определяет перспективу развития самостоятельной деятельности, как учебной, так и профессиональной.
Принцип Вариативности форм и методов обучения обеспечивает свободу осознанного выбора участниками образовательного процесса способов достижения целей и задач изучения правовых дисциплин.
Литература:
1. Андриевских, Н.В. Осуществление межпредметных связей в курсе основной школы средствами STEM-образования / Н.В. Андриевских, Е.А. Селезнева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 151-153
2. Жукова, Т.А. Стратегические ориентиры для устойчивого развития системы высшего педагогического образования в условиях усиления миграционных процессов в мультикультурном регионе / Т.А. Жукова, О.А. Ивашкина,
B.И. Богословский // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 164-167
3. Каширгов, А.Х. Применение личностно ориентированных стратегий повышения квалификации сотрудников полиции для совершенствования культуры профессионального мышления / А.Х. Каширгов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 42-45
4. Кожин, Д.А. Значение правосознания будущих педагогов-правоведов в образовательном процессе вуза и проблемы его формирования на современном этапе / Д.А. Кожин // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 3. - С. 63-68
5. Кузнецов, С.А. Методологические основы формирования нормативно-правовой культуры специалиста сферы социального туризма / С.А. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - № 14(3). - С. 80-84
6. Лошкарева, Д.А. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения / Д.А. Лошкарева, О.И. Ваганова, А.В. Макеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. -
C. 53-56
7. Можаев, А.В. Вопросы преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования / А.В. Можаев // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 9. - С. 27-30
8. Особенности разработки образовательного веб-квеста / А.А. Жидков, К.С. Гордеев, О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 7(33). - С. 178-182
9. Правовое воспитание студентов техникума / Е.А. Челнокова, А.С. Челноков, К.А. Максимова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 3(45). - С. 124-128
10. Родина, В.П. Формирование правовой культуры студентов медицинского колледжа: методический аспект / В.П. Родина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 159-161
11. Щербакова, И.А. Управление качеством профессиональной подготовки посредством педагогического сопровождения студентов технического колледжа / И.А. Щеобакова, Н.Я. Сайгушев // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 1(92). - С. 76-79
Педагогика
УДК 378
доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич
Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск);
студент Саприна Анна Сергеевна
Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)
АДАПТАЦИЯ ВУЗОВСКОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Трансформация высшего и среднего образования невозможна без интеграции образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью университета. Для обеспечения этой интеграции необходимы новые организационные и содержательные подходы в обучении старшеклассников. С целью развития Дальневосточного Федерального Округа была представлена программа «Приоритет 2030. Дальний Восток». Она предполагает модернизацию системы подготовки профессиональных кадров как главного инструмента формирования человеческого капитала Дальнего Востока. Одним из вузов-победителей данной программы стал Благовещенский государственный педагогический университет. Важной задачей является профессиональная ориентация абитуриентов к поступлению в педагогический вуз за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов. С этой целью были созданы педагогические классы, которые могут заниматься инженерно-техническим направлением на площадке технопарков БГПУ, так как часть оборудования технопарков предназначена для учащихся средних школ. В связи с этим необходима разработка лабораторного практикума для старшеклассников психолого-педагогических классов. В настоящей статье предлагается лабораторная работа с методическими рекомендациями для учащихся психолого-педагогических классов по исследованию фигур Хладни.
Ключевые слова: Приоритет 2030, психолого-педагогические классы, физика, лабораторная работа, фигуры Хладни, школа, университет.
Annotation. The transformation of higher and secondary education is impossible without the integration of the educational process with the research activities of the university. To ensure this integration, new organizational and content approaches in teaching high school students are needed. In order to develop the Far Eastern Federal District, the program "Priority 2030. Far East" was presented. It involves the modernization of the system of training professional personnel as the main tool for the formation of human capital in the Far East. Blagoveshchensk State Pedagogical University became one of the universities-winners of this program. An important task is the professional orientation of applicants for admission to a pedagogical university through the use of modern pedagogical technologies, means of training and education based on the practice of educational research and projects. For this purpose, pedagogical classes were created that can be engaged in the engineering and technical direction at the site of the technoparks of the Belarusian State Pedagogical University, since part of the equipment of the technoparks is intended for secondary