Научная статья на тему 'Роль правовых традиций в механизме правового регулирования'

Роль правовых традиций в механизме правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2998
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL TRADITIONS / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / LAW ENFORCEMENT / LAW CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулипов Руслан Султанович

Приводятся примеры правовых традиций, сложившихся в российском праве, рассматривается характер их влияния на всех стадиях правового регулирования. Особое место отводится вопросу о воздействии правовых традиций на правоприменение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of legal traditions in mechanism of legal regulation

The author gives some examples of legal traditions of Russian law and shows their influence at all stages of legal regulation. Special attention is paid to the influence of legal traditions on law enforcement

Текст научной работы на тему «Роль правовых традиций в механизме правового регулирования»

УДК 34.01

РОЛЬ ПРАВОВЫХ ТРАДИЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ROLE OF LEGAL TRADITIONS IN MECHANISM OF LEGAL REGULATION

Р.С. СУЛИПОВ (R.S. SULIPOV)

Приводятся примеры правовых традиций, сложившихся в российском праве, рассматривается характер их влияния на всех стадиях правового регулирования. Особое место отводится вопросу о воздействии правовых традиций на правоприменение.

Ключевые слова: правовые традиции, механизм правового регулирования, правоприменение,

правовая культура.

The author gives some examples of legal traditions of Russian law and shows their influence at all stages of legal regulation. Special attention is paid to the influence of legal traditions on law enforcement.

Key words: legal traditions, mechanism of legal regulation, law enforcement, law culture.

Механизм правового регулирования -комплексная категория, которая представляет собой «совокупность всех правовых средств, организованных последовательным образом, при помощи которой обеспечивается результативное специально-юридическое воздействие на общественные отношения» [1].

По результатам анализа научных работ по теории права можно сделать вывод, что стадиями механизма правового регулирования являются создание норм права и реализация этих норм в общественных отношениях, а сам механизм правового регулирования

- совокупность взаимосвязанных правовых средств, то есть система правовых средств.

Реализация права представляет собой процесс претворения в жизнь правовых предписаний. Применение норм права - это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Так как целью правоприменения выступает воплощение в действительность содержания норм права, применение права в полной мере может охватываться стадией реализации прав и обязанностей.

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования, поскольку для стабильного функционирования правовой системы требуется использо-

вать в процессе реализации права меры государственно-властного характера. Применяя предписания правовых норм, государство обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Механизм правового регулирования испытывает на себе влияние различных явлений и категорий права. В частности, на всех стадиях ощутимо воздействие правовых традиций. Обострение общественного интереса к правовым традициям происходит обычно в кризисные моменты развития общества, в них ищут выход из создавшихся затруднений. В соответствии с двумя основными проблемами, решаемыми на каждом новом этапе развития правовой системы - сохранение порядка в обществе и поиски оптимальных путей развития права - в кризисные моменты традиции играют двоякую роль. С одной стороны, они отвлекают внимание населения от проблем современности, концентрируя его на отдалённом прошлом, а с другой - подсказывают решение социальных проблем, создающих социальную напряженность, дестабилизацию общества и нарушающих его целостность.

Правовые традиции представляют собой единство исторически и логически сформировавшегося коллективного опыта право-

© Сулипов Р.С., 2011 34

творчества и правоприменения, основанного на господствующих в обществе представлениях о праве и справедливости, сохранение и воспроизведение которого обеспечивает устойчивость правовой системы и её последовательное развитие.

При создании норм права правовые традиции выступают выражением тех правовых ценностей, которых достигло право в предыдущие периоды. Выражение правового опыта в правовых традициях позволяет придать вновь создаваемой норме права свойство эффективности.

Законодателю легче принять закон и ввести его в действие, если он основан на традициях. В этом случае право воздействует на материальную сферу общественных отношений, закрепляет императив поведения, опирающегося на принудительную силу закона, а традиции воздействуют на духовную сферу. Таким образом, эти два компонента дополняют друг друга, делают правовое регулирование более эффективным. Традиции складываются под влиянием ценностных ориентиров и регулируют повседневное поведение индивида даже в тех случаях, когда он этого не осознаёт, поскольку в структуре социальных действий большую часть составляют традиционные акты - поступки по правилу «так поступают все». Традиции заложены в основе социального порядка и влияют на общество в большей степени, чем правовая система. Права нарушаются, когда следование нормы права противоречит социальным образцам.

Таким образом, именно учёт законодателем правовых традиций национальной правовой системы позволит создать такую норму права, соблюдение которой будет обеспечиваться не только принуждением государства, но и внутренним убеждением человека в её справедливости и необходимости.

Ещё Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Человек соблюдает законы несмотря на то, что у него имеются побуждения, благородные или низкие, поступать несогласно с нормальным поведением. При этом он поступает согласно с законом не потому, что опасается невыгодных последствий, которыми угрожает ему закон за уклонение, а в силу усвоенной им привычки следовать законным предписани-

ям» [2]. Чувство законности зависит от благоприятной общественной среды, где царствует «постоянное и последовательное применение законов, уважение к ним, как со стороны имеющих власть, так и со стороны подчиненных им» [3].

Кроме того, на стадии создания норм права правовые традиции, сложившиеся в национальной правовой системе, могут выступать в качестве фактора, определяющего юридическую технику. Они могут определять специфику технических приёмов, используемых при создании нормативно-правовых актов, способов кодификации, систематизации законодательства. Нарушение преемственности в языке, заимствование иной правовой нормы влечёт за собой как вторжение речевых конструкций, буквально переведённых с иностранного языка, так и использование иностранных юридических терминов, затрудняющих восприятие правила, и без того изложенного специфическим языком (бартер, траст, мониторинг, форфейтинг, лизинг и т. д.)

Основой для правотворчества должны служить правовые традиции, из которых государство и право должны черпать «народный дух». Роль традиций в правотворческой деятельности особенно наглядно проявлялась в поземельных отношениях крестьян, которые не были предусмотрены в действующем законодательстве того времени. В связи с этим все сложные юридические вопросы решались общиной на основе традиций и обычаев. Таким образом, сфера землепользования была областью постоянного правового творчества народа и школой формирования правосознания, гражданской активности [4]. Творчество в области правовых традиций было для крестьян повседневным делом. «Будучи в несвязанной с землепользованием и государственными повинностями сфере общественной жизни практически предоставленными самим себе, крестьяне в форме неписанного права выработали уникальный социальный опыт, направленный на выживание в неблагоприятных социальных и природных условиях» [5].

Изменения в социальной и экономической сферах настоятельно требовали совершенствования как правовых традиций, так и законодательства. Причём система традиций

зачастую реагировала на эти изменения быстрее, чем государственное законодательство.

В любом обществе субъекты правотворчества стремятся к тому, чтобы создать правовую норму, которая будет эффективно регулировать общественный отношения. Однако помимо создания такой эффективной правовой нормы государство стремится создать реально действующий механизм применения, реализации этой нормы.

На стадии реализации нормы права учёт правовых традиций необходим для её эффективного воздействия на общественные отношения. В России, в отличие от ряда иных европейских стран, где право является своеобразным дополнением к морали, законодательство должно строго соответствовать моральным устоям граждан. В противном случае правовая норма не реализуется, то есть не находит своего применения.

Одним из основных факторов, влияющих на реализацию правовой нормы, является совпадение внутреннего убеждения человека с требованиями нормы права, что определяет её соблюдение. В сознании русского человека укоренилось представление, что законы неразрывно связаны с запретительными, карательными санкциями, которых человек стремится избегать, и это становится основой его взаимодействия с правоприменителем, что порождает активную неприязнь к закону. Однако следует уточнить, что менталитет русского человека характеризуется скорее негативным отношением к закону, нежели к праву.

Характерной особенностью западной правовой ментальности является уважительное отношение к праву, прежде всего как к действующему закону, чему активно способствовала католическая религиозная традиция. Исходя из западного правопонимания, «закон есть закон», что во многом обусловлено преобладанием разума (рациональности) над духовностью (нравственностью). Западный человек вряд ли станет соизмерять закон и нравственность или же думать, соответствует ли этот закон традиции, так как такое некритическое отношение к закону (если это закон, то он не может быть несправедлив) присуще для этой же правовой традиции и составляет ядро западноевропейского правового менталитета.

Правоприменение является факультативной стадией механизма правового регулирования, представляя собой одну из форм реализации права. Оно вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удаётся и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

В рамках правоприменения можно отчетливо проследить влияние правовых традиций на правовую систему. Правоприменение связано с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц). В настоящее время явно заметен рост роли властных структур, основная деятельность которых носит правоприменительный характер. Одной из правовых традиций в российском праве является представление об оправданности подчиненного положения личности по отношению к государству. Личности традиционно отводится подчинённое положение [6].

В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю, вместо равенства - идея иерархии, вместо формального равенства и свободы - идея долга, служения, уважения к рангу. Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов и механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско-ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юриди-

ческой практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в том числе и правовой действительности. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учёта в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

Когда речь заходит о правоприменении, в сознании человека это связывается с негативными (причём в большинстве случаев -неоправданно негативными) последствиями.

Доверие к закону как естественному и действенному инструменту решения разнообразных проблем развивается очень медленно - с провалами и откатами, поскольку непосредственным результатом опыта 90-х гг. стало усиление недоверия граждан к государству, к «властям вообще», переживание социальной несправедливости, уязвленность и неудовлетворенность жизнью... Отсутствие у граждан уверенности в том, что право может «нормально работать» в российском обществе, укрепляет традиционную идею: власть не подчиняется закону [7].

Отсюда вытекает ещё одна традиция национального права - недоверие к органам власти. Граждане России испытывают двойственное чувство: с одной стороны, многие ищут поддержку в государственной власти, а с другой - не доверяют ей и даже боятся, особенно правоохранительных органов. «Не вызывают доверия и уважения у граждан и представители исполнительных органов власти, которые нередко подменяют закон целесообразностью, издают множество подзаконных актов, усложняющих механизм реализации законодательных предписаний» [8].

По мнению В.В. Сорокина, истоки нигилистического отношения к закону логичнее всего искать не в исторической неготовности субъектов к коренным правовым преобразованиям, а в отсутствии цивилизованных демократических процедур разрешения обостряющихся правовых противоречий. Однако данная тенденция ни в коем случае

не является чертой национальной правовой культуры какого-либо народа [9].

Обсуждая законопроект «О противодействии экстремистской деятельности», в средствах массовой информации стали появляться следующие комментарии: «Учитывая наши традиции правоприменения, можно заранее предсказать: когда закон будет принят, любой, даже самый робкий ропот на отключение, например, горячей воды начальство будет воспринимать не иначе как “акт экстремизма”. Позволивший себе возмущаться -повышением тарифов, невыполнением обязательств властями, невыплатой зарплаты -будет назван “экстремистом”, препятствующим “законной деятельности органов местного самоуправления”» [10]. Таковы рассуждения народа о применении норм права.

Правоприменительная деятельность в современной России испытывает влияние глобализационных процессов. Одно из направлений такого воздействия - приведение в соответствие национального законодательства с международным правом, регулирующим правоприменительную деятельность. В данном направлении происходит взаимодействие национальных правовых традиций с нормами международного права. Другое направление развития правоприменения связано с учётом международных принципов права в российской правовой системе, где также проявляется взаимосвязь правовых традиций с международными принципами.

В Проекте Методики гармонизации (сближения, унификации) законодательств государств-членов Евразийского экономического сообщества закреплено, что «отказ от специфики национальных традиций права, принципов и особенностей формирования национальных правовых систем не является целью гармонизации законодательства».

«В условиях сближения правовых систем понимание отечественных традиций правовой сферы, самобытности правового уклада и перспектив развития национального законодательства в сравнении с зарубежным юридическим опытом способствуют гармонизация права России.

Однако необходимо сказать и о наметившихся негативных аспектах в праве как в российском, так и других стран, которые, потеряв в своей основе связь с традициями,

окажут влияние на весь механизм правового регулирования, в том числе на правоприменение.

Это - прежде всего сфера семейного права. В семейно-брачных отношениях проявляется постепенное разрушение вековых основ, на которых зиждилась семья. Результатом этого является то, что современное государство берет на себя многие функции прежней семьи, в частности, обеспечивает заботу о людях пенсионного возраста, детях, инвалидах. Бесспорно, что поддержка государством социально незащищенных - шаг на пути к построению правового государства. Беря на себя функции по улучшению социального положения людей пенсионного возраста, государство законодательно закрепляет традиции почитания, уважения старших. Действительно, на протяжении всей истории человечества старшим оказывали заботу, у отдельных народов это становилось традицией. На современном этапе развития правовой системы, всё большего законодательного регулирования различных сфер жизни данная традиция нашла своё отражение в законодательстве: пенсионерам гарантируются льготы, субсидии.

В наследственном праве можно увидеть нововведения, негативно влияющие на семейно-брачные отношения. Так, многие государства сокращают число колен родства и родственников, на которых распространяются правовые установления, связанные с получением наследства. Тем самым государство не поощряет, а подталкивает к разрыву родственных связей. Нет сомнения, что подобная правовая политика противоречит традициям отдельных народов и стран и, следовательно, ведёт к разрыву устоявшихся социальных отношений и нарушению общественно-правового порядка. Приятно отметить, что России удалось преодолеть такое явление, и по сравнению с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. мы вернулись к большему количеству родственников, которые могут призываться к наследованию.

Традиции - это сложившиеся с годами принципы построения какой-либо социальной системы, в том числе и системы права, отражающие не только специфику развития правовых систем в мировом масштабе, но и национальные особенности системы права каж-

дого конкретного государства [11]. Традиции обеспечивают исходную базу для развития права в виде уже накопленных правовых ценностей. Они соединяют воедино прошлое, настоящее и будущее в праве, вводят в жизнь уже готовые достижения в правовой области, что не только имеет большое значение для развития права в целом, делая его более динамичным, но и оказывает благотворное влияние на весь правотворческий процесс. Традиции в праве сокращают путь поисков оптимальных решений в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Обострение общественного интереса к правовым традициям происходит обычно в кризисные моменты развития общества, в них ищут выход из создавшихся затруднений. Правовая система любого общества посредством укоренившейся правовой идеологии и правовой доктрины придает особое значение праву, его авторитету. В рамках сложившейся правовой традиции юридическая и моральная сила всех правовых систем так или иначе покоится на их неразрывной связи с прошлым, и все они сохраняют эту связь на уровне юридического языка, юридической практики и правоприменения.

Игнорирование традиции может существенно уменьшить эффективность воздействия права на общественные отношения, поскольку при таком подходе оно рискует утратить свои культурные корни, прежде всего систему ценностей, являющуюся одним из элементов культуры, выступающую основанием нормотворческой и правоприменительной деятельности [12]. Правовые традиции отражают достигнутый уровень нормативнорегулятивной культуры. Являясь нормативным образованием, они несут в себе идею развития разумных юридических начал в жизни людей и этноса в целом. Правовая традиция - это не переходная форма на пути к закону, а фундаментальное явление, проходящее через всю правовую историю. Она воплощает в себе связь между прошлым, настоящим и будущим, между историей и современностью. Правовые традиции обладают вневременной ценностью.

В механизме правового регулирования необходимо органично сочетать существующие правовые традиции, но правовая система не может эффективно функционировать в

меняющихся социально-исторических условиях без притока новых идей, ценностей и убеждений.

Сохранить всё лучшее, что накоплено в нашей правовой системе, заимствовать всё лучшее, что создано в зарубежном праве, при этом, не отвергая устоявшиеся и проверенные временем ценности, осторожно подходя как к выбору элементов для заимствования, так и к срокам их постепенной адаптации к российским условиям, - это путь перспективный и плодотворный.

1. Шундиков К. В. Механизм правового регулирования. - Саратов, 2001. - С. 54.

2. Шершеневич Г. Ф. О чувстве законности. Публичная лекция, читанная 10 марта 1897 г.

- Казань, 1897. - С. 8.

3. Там же. - С. 10.

4. Краснова М. В. Духовно-нравственные ценности русской общины и правосознание крестьян // Философия права : матер. Междунар. науч. конф. - СПб., 2007. - С. 155-156.

5. Крисанов А. А. Правосознание крестьянства и развитие юридического мировоззрения в Рос-

сии // Философия права : матер. Междунар. науч. конф. - СПб., 2007. - С. 159.

6. Смоленский М. Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. -2009. - № 4. - С. 15.

7. Арутунян М., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России. - М., 2008. - С. 150.

8. Петручак Л. А. Особенности российской правовой культуры // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Государство и право: вызовы ХХІ века» (Кутафинские чтения) : сборник тезисов. - М., 2010. - С. 253.

9. Сорокин В. В. Теория государства и права переходного периода : учебник. - Барнаул, 2007. - С. 367.

10. Михайлюк К. Жалуешься в ЖЭК? Экстремист. Сам пойдешь работать дворником // Новая Газета. - 2002. - № 41. - 10 июня.

11. Glenn P. La tradition juridique nationale // Rev. intern. de droit compare. - P., 2003. - P. 270.

12. Бибик О. Н. Культурологический подход к исследованию права и государства // Журнал российского права. - 2009. - № 5. - С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.