Научная статья на тему 'Роль правовых традиций в формировании правовой культуры'

Роль правовых традиций в формировании правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1035
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО / LEGAL TRADITION / LEGAL CULTURE / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулипов Руслан Султанович

Рассматриваются вопросы соотношения правовой традиции и правовой культуры. Исследуются влияние правовых традиций на правовую культуру, пути повышения правовой культуры современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Legal Traditions in the Formation of Legal Culture

The questions about legal tradition and legal culture correlation are considered in this article. The work researches the influence of legal traditions upon legal culture and ways to increase legal culture in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Роль правовых традиций в формировании правовой культуры»

Роль правовых традиций в формировании правовой культуры

ББК 340.1

Р.С. Сулипов

Роль правовых традиций в формировании правовой культуры

R.S. Sulipov

Role of Legal Traditions in the Formation of Legal Culture

Рассматриваются вопросы соотношения правовой традиции и правовой культуры. Исследуются влияние правовых традиций на правовую культуру, пути повышения правовой культуры современного российского общества.

Ключевые слова: правовая традиция, правовая культура, право.

Состояние правовой культуры современного российского общества в настоящее время далеко от идеала. Негативные изменения, затронув все стороны социальной жизни, коснулись и сферы правовой культуры россиян. Можно констатировать общее понижение правовой культуры, что выражается в растущей криминализации и коррупционности общества, все большем отчуждении населения от правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву.

Для дальнейшего развития и совершенствования правовая культура нуждается в формировании ценностных правовых ориентаций. Особое значение в этом процессе должно быть отведено правовым традициям. На это же обращает внимание О. В. Сазанов, отмечая, что «продвижение любых, в том числе и правовых, реформ в России не может быть осуществлено без осознания особенностей ментальности и специфики правового сознания. Отсюда актуальной задачей становится соотнесение изменений российской правовой культуры с уже существующими правовыми традициями» [1, с. 4].

Представляется, что заметные позитивные изменения в правовой культуре российского общества наступят только тогда, когда у большинства россиян появится уверенность в последовательном, эффективном, прогрессивном развитии государства и общества, которое будет гармонировать с традиционными российскими ценностями: справедливостью, подлинным равенством, социальной защищенностью, сопричастностью частного к общему [2, с. 15].

Говоря о роли правовых традиций в формировании правовой культуры, нельзя обойти вопрос о соотношении названных понятий. Преемственность в правовой традиции, а также ее детерминированность национально-этническими, религиозными и прочими факторами обусловливают то, что в современной отечественной юридической науке часто происходит вза-

The questions about legal tradition and legal culture correlation are considered in this article. The work researches the influence of legal traditions upon legal culture and ways to increase legal culture in modern Russian society.

Key words: legal tradition, legal culture, law

имная подмена категории «правовая традиции» термином «правовая культура».

Некоторые авторы предлагают отождествлять традиции с культурой в целом. Например, В. И. Максименко указывает, что «до известной степени между культурой и традицией может быть поставлен знак равенства. Это, по сути дела, разные способы обозначения одного и того же: исторически возникающего и внебиологически наследуемого нормативного регулятора общественной жизнедеятельности» [3, с. 28].

Встречаются и иные мнения. Так, К. С. Гаджиев выделяет политическую традицию в качестве составного элемента политической культуры, а традицию в целом, включая национально-исторические, религиозные, национально-психологические традиции, определяет как базовый компонент, оказывающий доминирующее влияние на формирование политической культуры [4, с. 56-57].

Полагаем, что предпочтительнее относить правовую традицию к элементу правовой культуры. Аналогичное мнение высказано А. С. Никулиным, который при определении правовой культуры отмечает, что это система ценностей, в том числе культурных, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, нравов, правовых традиций и обычаев, принятых членами общества и используемых для регулирования их деятельности [5, с. 5].

Отождествление же правовых традиций с правовой культурой значительно сужает рамки для исследования каждого из указанных правовых явлений. Рассмотрение правовых традиций как элемента правовой культуры позволит наиболее полно раскрыть их значение в правовом пространстве.

В правовой системе культура осуществляет связь между историей правовых отношений и современным уровнем правового развития общества и характеризует степень данного развития в контексте его связей

ПРАВО

со всем предшествующим правовым опытом. Правовая культура демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы правового поведения и мышления, восприняты опыт и традиции правовой деятельности прошлого.

Правовая культура общества — это составная часть созданных им духовных ценностей. Она включает в себя такие показатели, как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитая правовая система, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантий, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическая грамотность населения, четкая работа правоохранительных органов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства [6, с. 86].

Правовая культура обусловлена духовным уровнем развития общества, а следовательно, подвержена влиянию правовых традиций. На это же обращает внимание Д. С. Горелик, по мнению которого, «среди значимых элементов правовой культуры можно назвать и определенный уровень правового сознания, и развитую правовую систему, и эффективное независимое правосудие, надежные гарантии прав и свобод гражданина, прочные правовые традиции, юридическую грамотность граждан и многие другие факторы, которые определяют правовую жизнь государства» [7, с. 125-126].

В современной российской правовой культуре сочетаются как традиционные черты, исторически присущие отечественной правовой культуре, так и относительно новые, которые только формируются в условиях принципиально иной реальности в результате колоссальных изменений, происходящих в обществе.

К характеристикам современной правовой культуры можно отнести: устойчивое представление

об оправданности подчиненного положения самой личности по отношению к государству — этатизм, одновременно сочетающийся с недоверием населения к власти; отчетливый приоритет морали как социального регулятора по отношению к праву — этико-центризм; существенный разрыв между позитивным (должным) и реальной жизнью (сущим), между предписываемым и осуществляемым; неоднородность правовой культуры в связи с многонациональностью и дифференцированностью социальных групп [2, с. 29].

Практически все названные характеристики правовой культуры представляют собой проекции правовых традиций России. Так, например, невозможно отрицать, что традиции приоритета нравственности над законом пронизывают весь исторический путь России. А на традицию недоверия гражданина к власти указывают практически все авторы, которые исследуют проблемы правовой культуры и правосознания [8, с. 3].

Особенности российской правовой культуры обусловлены сущностью правовых традиций, их (эти особенности) необходимо учитывать при осуществлении современных трансформаций. Современное правовое развитие российского общества и государственности не отличается идейной наполненностью. Это неизбежно и достаточно сильно накладывает негативный «отпечаток» на российское право, его смысловое, доктринальное, аксиологическое, нормативное содержание, на практику его реализации. Такое положение вещей лишь ослабляет и без того малоустойчивую, зачастую подверженную отрицательным воздействиям правовую культуру.

Именно от наследования положительных культурных ценностей, в том числе правовых традиций, зависит дальнейшее развитие общества, культуры и права.

Библиографический список

1. Сазанов О. В. Правовая культура России: проблема модернизации : автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Ростов на/Д., 2006.

2. Петручак Л. А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2012.

3. Максименко В. И. Востоковедная политология в поисках своего предмета // Политические отношения на Востоке: общее и особенное. — М., 1990.

4. Политическая культура: теория и национальные модели / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г В. Каменская. — М., 1994.

5. Никулин А. С. Правовая культура как фактор формирования современных культурных ценностей : автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М., 2009.

6. Айдарбекова Г. Б. Правовая культура в Киргизии: истоки и современное состояние // Журнал российского права. — 2012. — № 4.

7. Горелик Д. С. Правовая культура гражданского общества // Известия Саратовского университета. — 2009. — Т. 9, вып. 1.

8. Бондаренко С. О. Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России: социологический анализ : автореф. дис. . канд. социол. наук. — Саратов, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.