Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / LEGAL KNOWLEDGE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / LEGAL INFORMING / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL UPBRINGING / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEGAL SOCIALIZATION / ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / OFFICIAL AND UNOFFICIAL LEGAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Р.А.

Статья посвящена исследованию такой важной в условиях современных российских реалий категории, как правовая информированность, и ее воздействия на формирование и развитие правосознания личности. Правосознание образуется посредством особого процесса - правовой социализации, в результате которого происходит формирование знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения, т. е. поведения, соответствующего интересам общества и государства. Описывается различие влияния официальной и неофициальной правовой информации на правовую социализацию и правосознание личности. Анализируется соотношение категорий «правовое информирование» и «правовое воспитание», которые рассматриваются как две стороны одного и того же процесса, направленного на повышение уровня правосознания личности и общества в целом. Автор делает вывод, что правовая информированность высокого уровня выступает естественным препятствием для развития деформаций правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LEGAL KNOWLEDGE IN THE FORMING AND DEVELOPMENT OF LEGAL AWARENESS OF A PERSONALITY

The article is devoted to the searching of such important category in the condition of modern Russian reality as legal knowledge and its influence of the forming and development of legal awareness of a personality. Legal awareness is being formed through special process - legal socialization, in the result of which legal information, views and motives of lawful behavior corresponded to interests of society and state are generated. The difference of influence of official and unofficial legal information on legal socialization and legal awareness is described. The correlation of the categories «legal informing» and «legal upbringing» considered as two sides of the one and the same process directed to the improving of the level of legal awareness of a personality and society as a hole is analyzed. Besides the author came to the conclusion that the legal knowledge of the high level is the natural obstacle to the development of deformations of legal awareness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

• ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО •

Р.А. Осипов, R.A. Osipov,

аспирант кафедры теории государства Post-graduate student,

и права Саратовской государственной Saratov State Law Academy

юридической академии magistr_sar@mail.ru

Роль правовой информированности в формировании и развитии правосознания личности

Аннотация: статья посвящена исследованию такой важной в условиях современных российских реалий категории, как правовая информированность, и ее воздействия на формирование и развитие правосознания личности. Правосознание образуется посредством особого процесса — правовой социализации, в результате которого происходит формирование знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения, т. е. поведения, соответствующего интересам общества и государства. Описывается различие влияния официальной и неофициальной правовой информации на правовую социализацию и правосознание личности. -Q Анализируется соотношение категорий «правовое информирование» и «правовое воспитание», которые ГО рассматриваются как две стороны одного и того же процесса, направленного на повышение уровня право-5 сознания личности и общества в целом. Автор делает вывод, что правовая информированность высокого

уровня выступает естественным препятствием для развития деформаций правосознания. < Ключевые слова: правовая информированность, правосознание, правовое информирование,

CD О m

сЕ

с

правовое воспитание, правовая социализация, официальная и неофициальная правовая информация.

Role of legal knowledge in the forming and development of legal awareness of a personality

s Abstract: the article is devoted to the searching of such important category in the condition of modern

Russian reality as legal knowledge and its influence of the forming and development of legal awareness of a ^ personality. Legal awareness is being formed through special process — legal socialization, in the result of c which legal information, views and motives of lawful behavior corresponded to interests of society and state CK are generated. The difference of influence of official and unofficial legal information on legal socialization m and legal awareness is described. The correlation of the categories «legal informing» and «legal upbringing»

considered as two sides of the one and the same process directed to the improving of the level of legal awareness

m

<C of a personality and society as a hole is analyzed. Besides the author came to the conclusion that the legal a knowledge of the high level is the natural obstacle to the development of deformations of legal awareness.

106

Keywords: legal knowledge, legal awareness, legal informing, legal upbringing, legal socialization, official and unofficial legal information.

Рассматривая категории «правосознание» и «правовая информи-о рованность», мы неизбежно приходим к выводу об их тесной взаимосвязи. ^ Бесспорно, что информационные средства современных коммуникаций оказы-п вают огромное воздействие на уровень правосознания как отдельной личности, так и общества в целом [1, с. 72]. Об этом говорит и Л.В. Бутько, подчеркивая, что все, что происходит в информационном пространстве, объединяющем различные информационные потоки, влияет и на состояние правосознания [2, с. 43—46].

Основы правосознания закладываются в процессе правовой социализации личности. Под социализацией в общем плане подразумевается процесс развития

индивида во взаимодеиствии с окружающим миром, целью которого выступает его превращение в полноценного члена общества [3, с. 3—4]. Что касается правовой социализации, то, исходя из данной трактовки, ее можно определить как процесс формирования знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения, т. е. поведения, соответствующего интересам общества и государства.

Правовая социализация — процесс непрерывный. Он осуществляется при участии ряда субъектов, которые меняются в зависимости от того или иного этапа развития личности. Начальные знания, позволяющие «запустить» процесс социализации, а следовательно, и формирование зачатков правосознания, и человек получает в семье. Далее в процесс социализации включаются школа, фф досуговые учреждения, друзья и знакомые. И сегодня уже на начальном эта- М пе становления личности огромное влияние на психику ребенка оказывают р средства массовой информации (прежде

Все вышеперечисленное отражает воздействие неофициальной правовой О информации на сознание индивида, посредством чего происходит его начальная и и последующая правовая социализация. Однако это вовсе не означает, что офи- 1 циальная правовая информация исключена из процесса правовой социализации фО личности. Нормы права, выступающие, как мы знаем, основным источником официальной правовой информации, также играют определенную роль в формировании правосознания человека. Помимо этого, влияние на него оказывает и официальная правовая информация, содержащаяся в юридической практике, однако в большей степени это относится к профессиональному правосознанию.

При этом следует различать характер и степень влияния официальной и неофициальной правовой информации на сознание личности. Известно, что информация воспринимается и запоминается существенно лучше, если она сопряжена с определенными эмоциями (как положительными, так и отрицательными). С этой позиции, значение официальной правовой информации в процессе формирования правосознания довольно «скромно». Сама по себе она 3 не несет никакого эмоционального «заряда», отражает факты «в чистом виде», Н поэтому воспринимается такой, какая она есть. Активность индивида в ее по- 1 иске и качество усвоения напрямую связаны с его интересами. Иначе говоря, Ч среднестатистический человек обращается к тому или иному правовому акту ° (нормативному или ненормативному) только в случае его непосредственной и (либо вероятной в будущем) связи с конкретной жизненной ситуацией. Вся же остальная официальная правовая информация «проходит мимо», даже в юу случае, если по формальным признакам она доведена до индивида. -

Неофициальная правовая информация, напротив, редко бывает нейтральной. Она практически всегда эмоционально окрашена (причем негативно 2 гораздо чаще, чем позитивно), а значит, возможности оперирования ею в 0 целях воздействия на сознание граждан куда более широки. Так, сейчас ни | один человек не мыслит своей жизни без средств массмедиа. Однако, как § отмечает А.В. Железняк, такая привязанность имеет как положительную (возможность оперативного и непрерывного получения новой информации), так и отрицательную (опасность информационного давления на население, манипулирования общественным мнением) стороны [4, с. 39—42].

тэ о л

"О 0) ш о

о ш

и

и ы ш

и

При этом потенциал положительного влияния СМИ на правосознание российских граждан, прежде всего, молодежи, огромен, поскольку для человека (а для подростка — особенно) телевидение и Интернет являются источниками целенаправленного получения информации. Для реализации данного потенциала их деятельность должна быть подчинена не задаче повышения рейтинга любой ценой, а приоритету доведения до граждан достоверной, полной и своевременной правовой информации — актуальных сведений о юридически закрепленных правилах поведения и о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить вследствие их нарушения.

Таким образом, правосознание возникает и далее развивается в том или ином направлении в ходе правовой социализации, которая детерминируется и поддерживается благодаря поступлению к индивиду правовой информации во всем многообразии ее форм и видов. При этом важно осознавать, что зарождение и все дальнейшие трансформации правосознания личности подвержены воздействию как объективных, так и субъективных факторов. Другими словами, правосознание может формироваться как целенаправленно, так и стихийно. Однако, как указывает М.Д. Чеснокова, то, что выглядит стихийно, нередко оказывается осознанным, целенаправленным воздействи-^ ем через различные каналы [5, с. 80]. И роль правового информирования ^ заключается как раз в упорядочении, «концептуализации» данного процесса са, т. е. подчинении его определенным рамкам и условиям, направлении в

«правильном» русле, соответствующем общественным интересам. ш Необходимость концептуального подхода к повышению качественного уровня правосознания личности отмечается не только в научных кругах, но и ^ на государственном уровне, о чем свидетельствуют утвержденные Президентом <5 РФ в 2011 г. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [6]. Распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность, в печатном, электронном, аудиовизуальном и к ином виде, а также с помощью средств массовой информации рассматривается т в данном документе в качестве одного из основных факторов, способствующих ш формированию правовой культуры и позитивного типа правосознания. Тем с самым официально признается связь между должным образом организованным правовым информированием и высоким уровнем правосознания населения. 108 Анализ данного документа позволяет сделать вывод, что законодатель рас- сматривает проблему повышения уровня правосознания сквозь призму такого

процесса, как правовое воспитание. В этом с ним солидарны и ученые, подчеркивающие, что формирование и развитие правосознания личности и социальных групп происходит под воздействием совокупности социальных факторов и п целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности компетентных субъектов [7, с. 33]. Возникает вопрос понимания правового воспитания, от которого зависит соотношение его роли и роли правового информирования в решении задачи повышения уровня правосознания отдельной личности и общества в целом.

Мы придерживаемся широкой трактовки понятий правового воспитания и правового информирования, что позволяет характеризовать их как две стороны единого по своей направленности процесса, естественно, с соот-

с

о

с

о

сч

ветствующими акцентами. В процессе правового воспитания складывается база и повышается уровень правовой информированности населения, а правовое информирование способствует формированию воспитанных в юридическом плане граждан. Подлинное правовое воспитание, как утверждает Г.Ш. Хамитова, должно быть направлено на то, чтобы правовая информация, § полученная в процессе обучения, закладывала основы устойчивой привычки ^ правомерного поведения в любых условиях [8, с. 48]. В

При этом оба процесса влияют на то, высокий или низкий уровень право- 0 вого сознания в итоге мы имеем в обществе. Если в отношении правового вос- 5 ' питания данное утверждение вопросов не вызывает, поскольку правосознание ф выступает непосредственным объектом его воздействия, то применительно 1 к правовому информированию, это, возможно, не столь очевидно. Тем не 1 менее, опосредованно, создавая качественную базу знаний содержания норм § права, целей их принятия, социального назначения и способов реализации, Н правовое информирование формирует основы правосознания и способствует Т его развитию в правильном направлении. В

Таким образом, правовая информированность образует необходимую базу о своевременной, планомерной правовой социализации личности, в результате чего происходит формирование ее правосознания, ядром которого выступает строгая установка на законопослушное поведение, поддерживаемая и развиваемая посредством организации в обществе качественной и эффективной системы правового воспитания.

Кроме того, правовая информированность должного, высокого уровня является естественным препятствием развития деформаций правосознания, в качестве которых выступают правовой инфантилизм, правовой негативизм, правовой эгоцентризм, правовой идеализм и, наконец, наиболее распространенный в современной российской действительности правовой нигилизм. Полная и достоверная информация о содержании нормативных правовых о актов, целях их принятия, предмете и пределах действия, практике реали- Н зации и последствиях нарушения юридических предписаний, своевременно я доведенная до адресатов, способствует формированию адекватного отно- и шения личности к праву как к социальному регулятору и демократической 0 ценности, исключающему как отрицание значимости, так и переоценку его и возможностей, а также утилитарные намерения по его использованию.

Список литературы: 109

1. Шевченко, И.В. Правовая социализация и правосознание молодежи // -

Общество и право. — 2011. — № 2. — С. 69—72. ^

2. Бутько, Л.В. Информационное значение права и правовой реальности в ^ контексте их воздействия на правосознание // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2012. — № 5. — С. 43—46.

4. Железняк, А.В. Механизмы влияния на политическую психологию и правосознание людей через СМИ // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - № 2. - С. 39-42.

5. Чеснокова, М.Д. Влияние на правосознание населения социальных результатов действия закона (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции») // Журнал российского права. — 2013. — № 8. — С. 79-89.

"U

о ш

и

"U

и со ш

"U

и

S

3. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с. о

6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г. // Российская газета. — 2011. — 14 июля.

7. Симоненко, А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.В. Симоненко.

— М., 2005. — 43 с.

8. Хамитова, Г.Ш. Взаимосвязь правового образования молодых граждан и распространения правового нигилизма в молодежной среде // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 4. — С. 47-48.

References:

1. Shevchenko, I.V. Pravovaja socializacija i pravosoznanie molodezhi // Obshhestvo i pravo. — 2011. — № 2. — S. б9-72.

2. But'ko, L.V. Informacionnoe znachenie prava i pravovoj real'nosti v kontekste ih vozdejstvija na pravosoznanie // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. — 2012. — № 5. — S. 43-4б.

3. Mudrik, A.V. Socializacija cheloveka / A.V. Mudrik. — M.: Akademija, 200б. — 304 s.

4. Zheleznjak, A.V. Mehanizmy vlijanija na politicheskuju psihologiju i pravosoznanie ljudej cherez SMI // Nacional'naja bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. — 2014. — № 2. — S. 39-42.

^ 5. Chesnokova, M.D. Vlijanie na pravosoznanie naselenija social'nyh rezul'tatov dejstvija

§ zakona (na primere Federal'nogo zakona «O protivodejstvii korrupcii») // Zhurnal rossijskogo * prava. — 2013. — № 8. — S. 79-89.

к б. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitija pravovoj

g gramotnosti i pravosoznanija grazhdan : utv. Prezidentom RF 4 maja 2011 g. // Rossijskaja m gazeta. — 2011. — 14 ijulja.

7. Simonenko, A.V. Kriminologicheskie problemy vospitanija i ego rol' v preduprezhdenii prestuplenij : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk / A.V. Simonenko. — M., 2005. — 43 s.

8. Hamitova, G.Sh. Vzaimosvjaz' pravovogo obrazovanija molodyh grazhdan i rasprostranenija pravovogo nigilizma v molodezhnoj srede // Fundamental'nye issledovanija.

— 2007. — № 4. — S. 47-48.

IZ

с О IZ

g Д.Ю. Тарасов, D.Y. Tarasov,

аз аспирант Post-graduate student,

SE

с

110

кафедры теории государства и права Ural State Law University Уральского государственного

юридического университета tarasovDenis@mail.ru

Проблема оценки эффективности норм права,

1л регулирующих экономические отношения:

о возможные варианты

сч

п Аннотация: в статье анализируются традиционные и новые для отечественной юридической

науки подходы к проблеме эффективности норм права, регулирующих экономические отношения. Российской юридической наукой проблема эффективности норм права окончательно не решена. Движению вперед в этом направлении будет способствовать выработка консенсуса о критериях и показателях эффективности норм права. Автор исходит из того, что оценка эффективности правовых норм возможна в отношении правовых предписаний регулятивного вида. Показателями экономической эффективности норм права признаются такие виды количественной информации, которые способны демонстрировать результативный сдвиг (или отсутствие такового) в правовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.