Библиографический список
1. Котляревский С А. Конституционное государство // Избранные труды / сост. К.А. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века). С. 27-252.
2. Ким А.И., Барнашов А.М. Народное представительство в СССР. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. 88 с.
3. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Типография Грачева, 1866. 552 с.
4. Попов КА, Орешкина И.Б. Об особенностях федерального и регионального законодательства России // Современные проблемы регулирования социально-правовых и экологических отношений: материалы Международной научно-практической конференции на тему «Актуальные проблемы защиты экологических прав человека и гражданина в России и других странах». 2017. С. 237-240.
5. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1996. 269 с.
References
1. Kotlyarevsky S.A. Constitutional State // Selected works / comp . K.A. Soloviev. Russian political encyclopedia ( ROSSPEN ) , 2010 ( Library of Russian public thought from ancient times to the beginning of the XX century ) . P. 27-252 .
2. KimA.I., Barnashov A.M. The People's Representation in the USSR. Tomsk: Tomsk University Publ., 1982. 88 p.
3. Chicherin B.N. On the People's Representation. M.: Grachev publishinf house, 1866. 552 p.
4. Popov K.A., Oreshkina I.B. About Features of the Federal and Regional Legislation of Russia // Modern problems of regulation of social, legal and ecological relations: materials of the International scientific and practical conference on "Actual problems of protection of ecological rights of the person and the citizen in Russia and other countries". 2017. P. 237-240.
5. Novgorodtsev P.I. Introduction to the Philosophy of law. The Crisis of Modern Legal Consciousness / ed. by V.N. Kudryavtsev. M.: Science, 1996. 269 p.
УДК 340.1
Р.А. Осипов
К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Введение: в современной России все большее значение приобретает право на информированность — право человека получать достоверную, полную и своевременную политико-правовую информацию по жизненно важным вопросам, обеспечиваемое обязанностью компетентных органов и должностных лиц по правовому информированию в соответствующих областях и возможностью наступления юридической ответственности в случае ее невыполнения, а также деятельностью средств мас-
© Осипов Роман Алексеевич, 2019
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Osipov Roman Alekseevich, 2019
Candidate of law, lecturer, Theory of state and law department (Saratov State Law Academy) 63
совой информации. Цель: исследование такого юридического явления, как правовая информированность и определение его роли в развитии правосознания личности, а также выявление факторов, способствующих и препятствующих ее формированию и развитию. Методологическая основа: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, логический метод, формально-юридический метод, метод межотраслевых юридических исследований. Результаты: в статье проведен общетеоретический анализ категории «правовая информированность». Данное понятие трактуется как особое состояние индивидуального либо общественного сознания. Проанализированы факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на ее формирование и развитие. Выводы: основными объективными факторами, способствующими повышению уровня правовой информированности населения, выступают достоверность, открытость и доступность правовой информации, понятность языка нормативных правовых актов, всеобщая грамотность населения, препятствующими ее развитию — разбалансированное состояние современного российского законодательства, отсутствие должным образом организованной системы правового информирования.
Ключевые слова: правовая информированность, правовая информация, правовое информирование, средства массовой информации, правосознание.
R.A. Osipov
ON THE ISSUE OF FACTORS DETERMINING THE LEVEL OF LEGAL AWARENESS OF THE INDIVIDUAL
Background: right to be informed — the right of a person to get reliable, full and timely political-legal information about vital questions, provided by the duty of authorized organs and officials to execute legal informing in the certain spheres and the possibility of liability in case it isn't fulfilled as well as by the activity of mass media becomes more meaningful in the modern Russia. Objective: to search such legal phenomenon as legal awareness and to find its place in forming a person's legal consciousness and to determine factors providing and restraining its forming and development. Methodology: dialectic, abstraction, analysis, synthesis, deduction, logical method, legalistic method, interbranch legal research. Results: theoretical analysis of the category «legal awareness» has been made by the author of the article. This concept is interpreted as a special state of individual or social consciousness. The factors that have a positive and negative impact on its formation and development have been analyzed. Conclusions: the main objective factors contributing to raising the level of legal awareness of the population are the reliability, openness and availability of legal information, clarity of the language of normative legal acts, general literacy of the population, preventing its development — the unbalanced state of modern Russian legislation, the lack of a properly organized system of legal information.
Key-words: legal awareness, legal information, legal informing, mass media, legal consciousness.
В условиях стремительного распространения современных цифровых технологий информация становится главной ценностью и доминантой общественного развития. Личность, не обладающая достоверной, полной и своевременной информацией, оказывается фактически беспомощной в самых различных жизненных ситуациях. Должный же качественный уровень информированности граждан, в т.ч. в правовой сфере, способствует поддержанию баланса публичных и частных интересов, выступает основой законности и правопорядка в стране.
Правовая информированность как состояние личности, причем юридически обогащаемое (постоянно пополняемое) представляет собой результат совокупности воздействия на нее различных факторов, которые носят как позитивный, так и негативный характер, т.е. как способствовать ее формированию, укреплению, дополнению, так и оказывать обратное, деструктивное влияние.
Прежде всего, отметим, что качество правовой информированности определяется в равной степени и субъективными, и объективными факторами. Субъективные факторы отражают зависимость правовой информированности личности от ее активности. Каждый человек сам для себя решает, представляет ли для него ценность правовая информация, и если представляет, то он стремится ее получить и в дальнейшем использует для удовлетворения своих интересов. Правовые знания помогают личности бороться с нарушениями ее прав и свобод всеми законными способами, вплоть до обращения в суд.
Однако субъективная готовность личности к поиску и восприятию актуальной правовой информации не возникает внезапно, сама по себе, а выступает результатом долгой планомерной работы по правовому воспитанию граждан в духе уважения к праву и признания его важнейшей социальной ценностью. Другими словами, желание субъекта иметь правовые знания (быть информированным) детерминируется его правовыми установками, которые закладываются с детского возраста, а правовые установки также есть правовые знания базового характера о сущности, принципах, ценности права. Получается, что во многих отношениях правовая информированность «порождает» сама себя, и средства государства, вложенные в рациональную организацию процесса по ее обеспечению на раннем этапе развития личности в итоге многократно приумножатся.
Активность личности в поиске актуальной правовой информации, безусловно, т важна для формирования должного уровня ее правовой информированности. I Однако не менее важны и объективные факторы, то есть наличие необходимых а условий для ее обеспечения, создавать которые призвано государство. В литера- § туре приводится перечень таких условий, среди которых ведущее положение, ° по мнению В.М. Сырых, занимают следующие: у
1) качественные характеристики правовой информации, содержащейся в с официальных источниках российского права для всех, кто может быть в ней н заинтересован; й
2) понятность языка нормативных правовых актов, возможность его восприя- | тия и уяснения неподготовленными субъектами; Ч
3) всеобщая грамотность населения; о
4) реальность получения квалифицированной помощи по правовым вопросам I при обращении в различные инстанции [1, с. 209]. м
Качественными характеристиками правовой информации, под которой пони- I маются конкретные сведения, закладываемые законодателем в норму при при- № нятии закона или подзаконного акта, а также все иные сведения, относящиеся к 2 сфере права, касающиеся его особенностей, принципов, институтов и т.д., иными т словами, основными требованиями к ней, на наш взгляд, выступают достовер- § ность, доступность для получения (открытость), доступность для восприятия (понятность), достаточность для совершения юридически значимых действий.
Для полной, всесторонней характеристики правовой информированности необходимо также выявить факторы, препятствующие формированию высокого уровня правовой информированности населения. К ним относятся две актуальные проблемы современной российской правовой действительности: а) неудовлет- 65
ворительное состояние российского законодательства; б) отсутствие должным образом организованной системы правового информирования населения.
Состояние законодательства Российской Федерации на настоящий момент можно охарактеризовать как нестабильное, разбалансированное [2, с. 10-14]. Это определяется такими его недостатками, как хаотичность в формировании массива нормативных правовых актов; несоблюдение приоритетов правового регулирования; принятие новых законов без их увязки с действующим национальным законодательством и нормами международного права [3, с. 8]; нарушение системных связей между законами и подзаконными актами, законами и нормативными договорами; отсутствие единства терминологии и несоблюдение других правил юридической техники [4, с. 4-5].
Современное отечественное законодательство чрезвычайно обширно, громоздко, но при этом, увы, бессистемно. Знать все законы (нормативные правовые акты) сложно даже профессионалам. Правовая информированность юристов, как правило, также не всеобъемлюща и ограничивается областью их специализации. Как уже говорилось, они детально знают только ту сферу, которая составляет предмет их непосредственной работы, т.е. те законы, с которыми они сталкиваются ежедневно. Во всем остальном массиве нормативных правовых актов им достаточно ориентироваться, чтобы в случае необходимости найти нужный и применить его на практике.
Простому же гражданину (не имеющему юридического образования) разобраться в нагромождении нормативных правовых актов гораздо сложнее. Впрочем, даже юристы зачастую имеют разные позиции по одному и тому же вопросу а и обусловлено это, с одной стороны, имеющимися в законодательстве пробелами,
0 „
? с другой — неустраненными коллизиями, т.е. прямыми противоречиями. а Качество российского законодательства напрямую связано с проблемами,
| возникающими в процессе правотворчества. Преодолеть их, в частности, можно
1 посредством планирования правотворческой деятельности, что позволит суще-| ственно сократить и предотвратить в будущем появление таких недостатков ! законодательства, как нестабильность правового регулирования, поспешность § в издании нормативных правовых актов, дисбаланс смыслообразующих положе-| ний взаимосвязанных законов, излишняя зависимость выбора тематики акта от | сиюминутных общественных потребностей [5, с. 74]. Потенциал данного приема 'I (планирования) необходимо использовать и в рамках деятельности по правовому | информированию населения, которая в идеале должна осуществляться вместе с | правотворчеством, ибо принятие любого нормативного правового акта бессмысленно в случае, если его содержание будет оставаться неизвестным его адресатам.
С несовершенством российского законодательства, порожденным проблемами ё в правотворчестве, связан второй основной фактор, служащий препятствием § формированию высокого уровня правовой информированности населения — от-| сутствие должным образом организованной системы правового информирования. | Правовая информированность как состояние индивидуального либо обще-
ственного сознания, не может и не должна быть результатом «случайности» — фрагментарных, отрывочных знаний, получаемых гражданами от родственников, друзей, коллег или же посторонних людей (в магазине, у врача, в очереди в государственном учреждении). К сожалению, также зачастую некачественные, неполные либо даже не соответствующие объективной действительности знания 66 населению дают, причем иногда сознательно, средства массовой информации,
освещая выборочные юридические вопросы или конфликты, причем с той стороны, с которой им выгодно (в целях повышения рейтинга программы (канала) на телевидении, посещаемости сайта в Интернете, популяризации печатного издания). А ведь известно, что наибольший интерес у простого обывателя вызывает не нейтральная, а эмоционально окрашенная информация (скандалы, разоблачения, критика власти и ее решений). Несмотря на получение личностью из средств массовой информации определенных знаний, так или иначе касающихся юридической сферы, говорить о качественном уровне ее правовой информированности категорически нельзя. В условиях спекуляции информацией и манипуляции общественным мнением, скорее, следует вести речь о правовой дезинформированности населения нашей страны.
Состояние правовой информированности в том виде, в котором она должна присутствовать в обществе, достигается посредством правового информирования — системной, планомерной деятельности специально уполномоченных субъектов, осуществляемой с использованием различных средств, способов и приемов. Проблемой концептуального характера современной российской правовой действительности является отсутствие государственной программы по правовому информированию населения.
Необходимо помнить, что правовая информированность не есть раз и навсегда заданное состояние. Высокий уровень ее в обществе можно констатировать лишь на какой-то определенный момент времени. При этом без приложения усилий по его постоянному поддержанию он может быстро снизиться. Другими словами, правовая информированность — явление не вариативное. В этом и заключается еще одна ее важнейшая характеристика, предопределяющая алгоритм е действий информирующего субъекта по планомерному обновлению имеющейся и у населения информации согласно эволюционирующим общественным потреб- а ностям. Требования к уровню правовой информированности имеют тенденцию о к неуклонному повышению. Однако при всей ее объективности не стоит ставить I цель добиться такого состояния правовой информированности населения, при о
с
которой отпала бы необходимость существования услуг оказания профессио- а нальной юридической помощи [6, с. 92]. в
е
В идеальном варианте логическая цепочка выглядит следующим образом: про- о исходят изменения в объективной действительности — проводится их правовое ю
Т5
урегулирование путем принятия, изменения или отмены нормативных правовых и
актов — предпринимаются действия по доведению соответствующей информа- I
ции до всех, кого она затрагивает или гипотетически может затронуть. «Порок» а
может случиться в любом из звеньев приведенной цепочки. В первом случае за- |
конодатель вовремя не реагирует на возникновение общественной потребности в ии
правовом урегулировании новых отношений, что, безусловно, крайне негативно №
сказывается на качестве правовой жизни, во втором — упущение происходит на 11
стадии обеспечения правовой информированности, в результате чего граждане )
не получают вовремя актуальную правовую информацию. Но и в первой, и во § второй ситуации индивид не может организовать свое поведение в соответствии с общественным интересом, который либо не отражен в юридических нормах, либо не доведен до сведения потенциального субъекта правоотношений.
Таким образом, на уровень (качество) правовой информированности как постоянно пополняемого, т.е. юридически обогащаемого состояния личности
оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. Первые 67
отражают зависимость правовой информированности личности от активности самого субъекта, вторые определяются условиями, создаваемыми государством, которые могут либо способствовать ее повышению, укреплению, пополнению (достоверность, открытость и доступность правовой информации, понятность языка нормативных правовых актов, возможность его восприятия и уяснения неподготовленными субъектами, всеобщая грамотность населения), либо оказывать обратное, деструктивное воздействие (разбалансированное состояние современного российского законодательства, отсутствие должным образом организованной системы правового информирования).
Библиографический список
1. Социология права: учебник / В.М. Сырых. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. 472 с.
2. Белоусов СА. Внутриотраслевой законодательный дисбаланс: понятие, причины и пути устранения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25). С. 10-14.
3. Лопатин В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотворчества в России // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 3-13.
4. Ильин А.В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики) / под ред. С.А. Комарова. СПб.: Изд-во юридического института, 2005. 309 с.
5. Мазуренко А.П., Лаврик А.Ю. Актуальные проблемы формирования института правотворческой политики. М.: Спутник, 2009. 220 с.
6. Червяковский А.В. Актуальные проблемы правового информирования // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. 2009. № 4. С. 91-96.
References
1. Sociology of Law: textbook / V.M. Syryh. 5 edition, revised and supplemented. М.: Justicia, 2016. 472 p.
2. Belousov S.A. Interbranch Legislative Disbalance: Notion, Reasons and Ways of Elimination // Legal science and practice: Bulletin of Nizhegorodskay Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 1 (25). P. 10-14.
3. Lopatin V.N. Constitutional Legality and Problems of Law-making in Russia // Journal of Russian law. 2004. № 5. P. 3-13.
4. Ilyin A.V. Optimization of Law-making Activity in the Modern Russia (questions of theory and practice) / ed. by S.A. Komarov. Saint-Petersburg: Publishing of law institute, 2005. 309 p.
5. Mazurenko A.P., Lavrik A.Y. Actual Problems of Forming of the Institute of Law-making Policy. M.: Sputnik, 2009. 220 p.
6. Chervyakovskiy A.V. Actual Problems of Legal Awarness // Bulletin of Omsk university. Ser. «Law». 2009. № 4. P. 91-96.