Научная статья на тему 'Влияние средств массовой коммуникации на формирование правовой культуры граждан'

Влияние средств массовой коммуникации на формирование правовой культуры граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ЗАЩИТА ЗАКОННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна

Правовая информированность населения формируется посредством разнообразных коммуникационных каналов. Проведенное общероссийское исследование общественного мнения по оценке уровня правовой культуры показало, что граждане в целях получения информации о существующих законодательных нормах и их изменениях в основном используют неспециализированные источники информации средства массовой информации (далее СМИ) (телевидение, радио, новостные интернет-издания), а также социальные сети, форумы и др. При этом сведения, получаемые из таких источников, характеризуются стихийностью, отсутствием полноты и зачастую несут противоречивую информацию. Это во многом сказывается на уровне правовых знаний граждан, на их правовом поведении, а также на их возможностях отстаивать свои законные права и интересы в случае каких-либо нарушений со стороны органов власти или недобросовестных работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой коммуникации на формирование правовой культуры граждан»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

DOI 10.22394/1818-4049-2018-83-2-45-52 УДК 316.77:340.01

А. Н. Покида Н. В. Зыбуновская

Влияние средств массовой коммуникации на формирование правовой культуры граждан

Правовая информированность населения формируется посредством разнообразных коммуникационных каналов. Проведенное общероссийское исследование общественного мнения по оценке уровня правовой культуры показало, что граждане в целях получения информации о существующих законодательных нормах и их изменениях в основном используют неспециализированные источники информации - средства массовой информации (далее - СМИ) (телевидение, радио, новостные интернет-издания), а также социальные сети, форумы и др. При этом сведения, получаемые из таких источников, характеризуются стихийностью, отсутствием полноты и зачастую несут противоречивую информацию. Это во многом сказывается на уровне правовых знаний граждан, на их правовом поведении, а также на их возможностях отстаивать свои законные права и интересы в случае каких-либо нарушений со стороны органов власти или недобросовестных работодателей.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, источники правовой информации, правовая культура, правовая информированность, защита законных прав и интересов, правовое поведение.

Основная функция правовой культуры заключается в обеспечении гармоничного состояния правовой системы, устойчивого и эффективно действующего механизма ее развития. Обеспечение такого состояния трудно представить без определенного набора знаний, представлений о правилах и нормах, регулирующих поведение людей в социально значимых ситуациях, допустимых средствах достижения целей. Эти знания и представления аккумулируются из всего ценного, что есть в правовой культуре, в том числе того, что

перешло от прошлых поколений или было заимствовано из других стран.

В этой связи большое значение имеет коммуникативная функция правовой культуры, которая состоит в передаче правовой информации с целью не только уведомления населения о действующих правовых нормах, но и для формирования уважительного отношения к ним. Правовая культура может функционировать только в обществе, являясь «публичным феноменом социальной жизни» [Баумова, 2008. С. 30].

Андрей Николаевич Покида - канд. социол. наук, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82). E-mail: [email protected]

Наталья Владимировна Зыбуновская - научный сотрудник Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82). E-mail: [email protected]

Источники правовой информации

Для трансляции правовой информации существуют разнообразные коммуникационные каналы. Примером передачи правовой информации может служить информирование граждан об официальной позиции государства в отношении правовых норм, допустимых или запрещенных способов действий, последствий нарушения норм права. В целях такого информирования производится, например, обнародование нормативных правовых актов через официальные печатные издания, СМИ, Интернет. Сложность и особенность правовой коммуникации заключается в том, что получатели (адресаты) правовой информации должны обладать достаточным уровнем правовой культуры, чтобы воспринять и проанализировать поступающую к ним информацию [Социологическая энциклопедия, 2003. С. 581].

Каналы передачи правовой информации довольно разнообразны, кроме уже упомянутых, в целях информирования населения используются научные публикации юридического характера, художественная и кинопродукция, система образовательных учреждений, юридические

службы на предприятиях и др. Существуют специализированные поисковые системы, предоставляющие юридическую информацию (тексты законов, кодексов, приказов, комментарии к документам и др.): Гарант, Консультант Плюс. Граждане могут получить правовую информацию также на официальных интернет-порталах органов власти. Например, государственная система правовой информации http://pravo.gov.ru/. Немаловажное значение имеют неформальные источники информации - беседы с друзьями, родственниками, знакомыми.

Проведенное общероссийское исследование1 общественного мнения по оценке уровня правовой культуры показало, что правовую информированность большинства граждан формируют не специализированные источники о праве, а прежде всего СМИ (рис. 1). Например, по данным опроса, на официальных интернет-порталах органов власти получают необходимую правовую информацию только 28,5% респондентов, из справочных правовых систем (Гарант, Консультант или др.) - 19,4%, при обращении в юридическую консультацию - 14,6%.

Рис. 1. Источники информации о действующих нормативно-правовых документах

или принимаемых законах (в %)

1 Социологическое исследование проведено Научно-исследовательским центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС. Опрос проведён с 17 по 24 мая 2018 г. среди 1600 чел. в возрасте 18 лет и старше в 35 субъектах Российской Федерации по репрезентативной общероссийской выборке.

Однако чаще всего граждане получают информацию о действующих нормативно-правовых документах или принимаемых законах из неспециализированных источников коммуникации. По телевидению и радио обычно получают правовую информацию 43,0% опрошенных. Новостные интернет-издания, социальные сети, различные форумы являются трансляторами правовых знаний и представлений для 35,3% респондентов. Окружающие люди (родственники, близкие, знакомые и др.) служат источником информации о текущем законодательстве и его изменении для 22,3% респондентов. Подобная значимость СМИ и личных контактов для получения сведений правового характера была отмечена в исследовании, проведенном в 2001 г. Центром социального прогнозирования [Шереги, 2001. С. 139].

Правовая информация, получаемая населением из таких источников, характеризуется, как правило, стихийностью, отсутствием регулярности в ее получении. При анализе конкретных ситуаций она может носить проблемный, дискуссионный характер. Она часто неполная и весьма противоречивая, может быть

в разной степени искажена в связи с ее произвольным толкованием.

С этим суждением согласно большинство респондентов, участвовавших в опросе. По их мнению, при использовании таких источников информации, как окружающие люди (родственники, близкие, знакомые и др.), новостные интернет-издания, социальные сети, форумы, телевидение и радио, существует высокая вероятность столкнуться с недостоверными или неполными сведениями о действующих нормативно-правовых документах или принимаемых законах (рис. 2). При этом следует подчеркнуть, что среди граждан, пользующихся выделенными средствами коммуникации как источником знаний о правовых нормах, качество информирования вызывает больше сомнения. Например, среди тех, кто обычно получает правовую информацию из новостных интернет-изданий, социальных сетей, на различных форумах, 41,6% отметили высокую вероятность столкнуться на данных информационных ресурсах с недостоверными или неполными сведениями о действующем законодательстве или принимаемых законах.

1 35.fi

Рис. 2. Вероятность столкнуться с недостоверными или неполными сведениями о действующих нормативно-правовых документах или принимаемых законах при использовании различных источников информации (в %)

Стоит обратить внимание, что, с одной стороны, данные неспециализированные источники правовой информации обладают, по мнению граждан, высоким риском получения недостоверных и неполных сведений, а, с другой стороны, являются наиболее распространенными источниками правовых сведений, во многом формирующими правовую культуру граждан.

Обращения к тем или иным источникам правовой информации зависят от социально-демографических и профессиональных характеристик респондентов. К информационным источникам, представленным на различных интернет-ресурсах, вне зависимости от их качества обращаются молодое поколение и граждане средних возрастных групп, обладающие более высоким социальным и образовательным статусом. Печатной информацией чаще всего пользуются люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Специфика выбора конкретного источника правовой информации во многом связана с профессиональным статусом человека. Например, предприниматели, работники образования, науки, культуры, инженеры, работники банков, страховых компаний, государственных служащие и др., то есть работники и специалисты, чья деятельность связана в большей степени с необходимостью владения определенным уровнем правовых знаний, чаще обращаются к специализированным официальным источникам правовой информации (официальные интернет-порталы органов

власти, справочные правовые системы, специальные сайты правовой информации, юридическая литература).

Влияние различных источников информации на правовую культуру граждан

Для анализа влияния различных источников информации на правовую культуру граждан были выделены две группы правовой коммуникации. Первая группа под названием «специализированные ресурсы» включает респондентов, которые получают правовую информацию из официальных интернет-порталов органов власти, справочных правовых систем (Гарант, Консультант), печатных изданий по праву и юриспруденции, на различных специализиро-ваных сайтах правовой информации. Общая численность данной группы составила 15% респондентов от общего количества опрошенных. Вторая группа, представляющая пользователей «неспециализированных ресурсов», включает респондентов, которые обычно пользуются неофициальными, неформальными источниками, а именно такими, как социальные сети, форумы, окружающие люди (родственники, близкие, знакомые), а также новостные интернет-издания, телевидение и радио, позволяющими получать правовую информацию. Вторая группа составляет 40% от общего количества опрошенных. Стоит отметить, что граждане, пользующиеся и теми, и другими ресурсами, в составе выделенных групп отсутствовали.

40.2

Хорош) знаком Имею некоторое Читал, но ничего Никогда не читал Затруднились пр едставлеппе ре иимрю ответите

Рис. 3. Уровень знаний граждан основных положений Конституции России в зависимости от типа используемых источников информации (в %)

Очевидно, что граждане, получая необходимую информацию из неспециализированных источников (телевидение, социальные сети, окружающие люди), правовой контент которых, по мнению респондентов, не всегда отличаются достоверностью и полнотой, не могут высоко оценивать свою информированность об основных правах и обязанностях.

На рисунке 3 представлены данные, характеризующие уровень осведомленности граждан об основных положениях Конституции РФ в зависимости от канала получения информации.

Данные рисунка 3 демонстрируют, что знания основополагающего правового документа у граждан не высоки. По большей части они имеют лишь некоторые представления об основных его положениях. Кроме того, знания сильно дифференцированы в зависимости от источника получения правовой информации. У граждан, ориентирующихся на специализированные источники, уровень знаний основополагающего до-

кумента России существенно выше, чем у предпочитающих общедоступные неспециализированные источники информации. Например, 36,5% пользователей специализированных ресурсов заявили, что хорошо знают основные положения Конституции России, среди пользователей неспециализированных ресурсов таких насчитывается только 6,0%.

Схожая ситуация наблюдается со знаниями основных положений Трудового Кодекса России: 44,1% и 9,5% соответственно.

В этой связи можно предположить, что в силу специфики своей деятельности у многих граждан не возникает потребности в широкой осведомленности о действующем законодательстве. Они вполне могли бы существовать без определенного набора правовых знаний. Однако, как показывают данные опроса, именно респонденты, которые обладают невысокой правовой информированностью, чаще других испытывают в них потребность (рис. 4).

75,в

64,9

Да

Нет Зятрудлнлнсь ответить

■ Не сне Циализи роч пнные ресурсы

■ Снеди аллл и роь анные ресурсы

3 Р целсш по №

Рис. 4. Достаточность имеющихся правовых знаний в зависимости от типа используемых источников информации (в %)

На достаточность правовых знаний указали только 20,2% пользователей неспециализированных общедоступных каналов получения правовой информации. При этом качество полученных знаний, то есть реальная их достаточность, в обеих группах существенно различается (рис. 5). Если среди респондентов, которые считают, что им достаточно правовых знаний, каждый второй пользователь специализированных правовых ресурсов заявил, что сможет самостоятельно отстаивать свои права и интересы в случае их нарушения,

то граждане, пользующиеся неспециализированными каналами информации, практически не видят такой возможности. Только 16,1% из них заявили о готовности к самостоятельному решению ситуации. Большая часть указала, что без помощи юриста свои законные права и интересы в случае их нарушения защитить не получится. При этом не стоит забывать, что привлечение консультантов требует от заявителей немалых материальных издержек, которые многим гражданам данной группы просто не «по карману».

ЮрНЕТП

IСпециализированные ресурсы ■ Неспециализированные ресурсы □ В целом по РФ

Рис. 5. Возможность самостоятельной защиты своих законных прав и интересов в случае их нарушения в зависимости от типа используемых источников информации (в %)

Результаты опроса показали, что наличие у граждан знаний законов может способствовать предотвращению нарушений их прав со стороны чиновников и недобросовестных работодателей, а также увеличивает их возможности по защите своих прав и интересов. Последнее связано с тем, что работники при необходимости могут аргументированно отстаивать свои права, а также знают, в какие инстанции они могут обратиться для защиты своих прав. Они больше

рассчитывают на свои силы в случае необходимости защиты своих прав, в отличие от других менее информированных граждан, которые меньше рассчитывают на себя и свои возможности, а в большей степени - на добросовестность работодателей. Кроме того, следует отметить, что пользователи специализированных ресурсов правовой информации выше оценивают свои возможности в случае необходимости получить защиту в суде или других органах власти (рис. 6).

55,2 -

28,62 5,2

53,3

17,6

I.

9,4

Нет ншсэг^и уверенности

Есть НЁШЭторал уверенность

Есть твердая уверенность

3 яг^днилгаа ответить

I НеспЕщнализнрованнькресурсы

и Спецнализир се энный ресурсы °В целом но РФ

Рис 6. Возможность при необходимости получить защиту в суде или других органах власти в зависимости от типа используемых источников информации (в %)

Правовая культура

это не только совокупность знаний о праве, о возможностях защиты своих интересов, умения их отстаивать законными методами, но и соблюдение правовых норм и правил поведения. «Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений обще-

ственной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок» [Чупров, Зубок, 2006. С. 37].

От степени правовой информированности, ее качества во многом зависит

законопослушное поведение человека, поскольку отсутствие знаний основных норм действующего законодательства может приводить к различного рода нарушениям со стороны самих граждан. Например, исследование фиксирует, что граждане, пользующиеся непроверенными источниками знаний, чаще нарушают свои трудовые обязанности (прогулы, опоздания, недобросовестное выполнение своих обязанностей) (19,3%), чем пользователи официальных правовых источников (14,6%). Более того, по данным опроса, граждане с невысоким уровнем информированности о законах терпимее относятся к возможным нарушениям правовых норм в обществе, например, чаще допускают возможность уклонения от уплаты налогов.

Кроме того, в целом повышение правовой осведомленности придает населению больше оптимизма. Граждане больше видят положительных изменений в уровне правопорядка в стране, их меньше беспокоят потеря работы или неопределённость будущего.

Следовательно, можно отметить, что формирование правовой культуры граждан во многом зависит от источника получения правовых сведений. В целом, как показывают данные опроса общественного мнения, использование качественных, проверенных каналов получения правовой информации, в частности порталов органов власти, справочных правовых систем, иных специализированных ресурсов, способствует формированию правовой грамотности, предоставляющей гражданам больше возможностей по защите своих законных прав, интересов и, в какой-то

мере, ограничивающей формирование противоправного поведения.

Использование неофициальных каналов коммуникации (социальные сети, форумы, окружающие люди, телевидение) создает повышенную вероятность столкнуться с неполными, противоречивыми, а иногда недостоверными сведениями о действующих нормативно-правовых документах или принимаемых законах. Такая ситуация создает почву для формирования различных асоциальных проявлений, нивелирует ценность закона, отражается на доверии правоохранительным органам.

В этой связи органам государственного управления следует обратить внимание на развитие доступных, качественных средств доставки правовой информации рядовым гражданам, уделять больше внимания правовому воспитанию населения, особенно молодого поколения.

Список литературы:

1. Наумова М. Г. Коммуникативная функция правовой культуры // Вестник Ярославского государственного университета. 2008. № 10. С. 30-33.

2. Социологическая энцикло педия: В 2 т. Т. 2 / руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин // Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. С. 581.

3. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социологические исследования 2006. № 6. С. 37-46.

4. Шереги Ф. Э. Социология права: прикладные исследования Спб.: ААлетейя, 2001. 447 с.

Библиографическое описание статьи

Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование правовой культуры граждан // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2 (83). С. 45-52. РР1 10.22394/1818-4049-2018-83-2-45-52_

Andrey N. Pokida - Candidate of Sociology, director of the research Center of social and political monitoring at the Institute of public policy, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadskogo prosp., Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Natal'ya V. Zybunovskaya - research worker, the research Center of social and political monitoring at the Institute of public policy, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadskogo prosp., Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The influence of mass communication on formation of legal culture of the citizens

Legal awareness of the population is formed through a variety of communication channels. An all-Russian survey of public opinion on assessing the level of legal culture has shown that citizens use mainly non-specialized sources of information, such as mass media (television, radio, news Internet publications), as well as social networks in order to obtain information on existing legislative norms and their changes, forums, etc. At the same time, information obtained from such sources is characterized by spontaneity, lack of completeness and often carries conflicting information. This largely affects the level of legal knowledge of citizens, their legal behavior, as well as their ability to assert their legitimate rights and interests in the event of any violations by authorities or unscrupulous employers.

Keywords: media, sources of legal information, legal culture, legal awareness, protection of legal rights and interests, legal behauior.

References:

1. Baumova M.G. Communicative function of legal culture [Communicative function of legal culture] // Bulletin of the Yaroslavl State University [Herald of the Yaroslavl State University], 2008, no. 10, pp. 30-33.

2. Sociological Encyclopedia: 2 m. T.2 / National Socio-Scientific Foundation / Head of the Scientific Project G.Yu. Semigin. M.: Thought, 2003, p. 581.

3. Chuprov V. I., Zubok Yu. A. The legal culture of youth in the perspective of transformation strategies [The Legal Culture of Youth in the Perspective of Transformational Strategies] // Sociologicheskie Issledo-vaniya [Sociological Research], 2006, no. 6, pp. 37-46.

4. Sheregi F. E. Sociology of law: applied research [Sociology of law: applied research]. St. Petersburg: Aleteyya, 2001, p. 447.

Reference to the article

Pokida A. N., Zybunovskaya N. V. The influence of mass communication on formation of legal culture of the citizens // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 2 (83). Pp. 45-52 DOI 10.22394/1818-4049-2018-83-2-45-52_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.