УДК 170221+316.624
О. Г. ЛУКАШОВА,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ
В статье на основе результатов социологического исследования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, дана характеристика когнитивного компонента правовой культуры студенческой молодежи. Исследуются такие аспекты правовой культуры молодежи, как знание прав, гарантированных международным и белорусским законодательством в важнейших сферах жизнедеятельности, умение пользоваться источниками правовой информации, определение основных направлений повышения уровня правовой культуры.
Ключевые слова: молодежь, правовое сознание, правовая культура, правовые знания, источники правовой информации.
В новейшее время в условиях активных трансформационных процессов, происходящих в Беларуси, когда формируется правовая система суверенного демократического государства, совершенствуются механизмы ее функционирования, особую актуальность приобретает проблема формирования нравственно-правовой культуры населения. Процесс формирования законодательства Республики Беларусь отличается высокой динамичностью, что затрудняет восприятие гражданами изменений в правовом регулировании различных сфер их жизни, замедляет адаптацию к новым правовым условиям лиц, отличающихся низким уровнем правовых знаний.
Недостатки в формировании правовой культуры населения стали особенно заметны с развитием процессов демократизации политической жизни, разнообразием международных связей, либерализацией экономики, распространением частной собственности, развитием предпринимательства, возрастанием конкуренции во всех сферах жизнедеятельности общества. Одной из основных особенностей современной правовой культуры населения является отсутствие систематических и глубоких правовых знаний, что характеризует недостатки в практике формирования когнитивного компонента правового сознания населения. Недостаточная эффективность правового воспитания по формированию ценностно-правовых ориентаций граждан, их социально-правовой активности также проявляется в неразвитости поведенческо-волевого компонента правового сознания. Низкий уровень правовой культуры способствует распространению среди населения настроений недоверия, безразличия, непонимания регулирующей роли права в жизни общества, обусловлива-
Правовые знания как компонент правовой культуры...
511
ет широкое распространение негативных социальных отклонений в обществе, особенно в молодежной среде, появление новых форм девиантного поведения и видоизменение ранее известных его форм. Все это актуализирует задачу целенаправленного формирования высокого уровня нравственной и правовой культуры населения как совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых ею в процессе жизнедеятельности.
Характеризуя в данной статье отдельные аспекты состояния правовой культуры современной молодежи, мы будем опираться на результаты целевого социологического исследования нравственно-правовой культуры студентов и учащихся, проведенного в январе-феврале 2013 г. в 14 профессиональных учебных заведениях г. Минска (высших, средних специальных и профессионально-технических). Исследование осуществлялось в рамках проекта БРФФИ «Наука-ВУЗы» № Г11ОБ-097 под руководством автора статьи. Объектом данного социологического исследования была выбрана учащаяся молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Предметом исследования - особенности формирования нравственно-правовой культуры молодежи, ее ценностные ориентации, правовые знания, правовое поведение; деформации нравственноправового сознания молодежи, условия и факторы, обусловливающие распространение социальных девиаций.
Характеристика когнитивного компонента правовой культуры студентов и учащихся учреждений профессионального образования. Когнитивная составляющая правовой культуры личности представлена правовыми знаниями, правовой информированностью, правовым мышлением человека. В упомянутом социологическом исследовании для характеристики состояния когнитивного аспекта правового сознания молодежи в качестве одного из эмпирических показателей использовалась самооценка респондентами личного уровня правовых знаний. Студентам и учащимся предлагалось по трехбалльной шкале («знаю хорошо», «знаю в общих чертах» и «не знаю») оценить уровень знания своих прав, гарантированных международным и белорусским законодательством в важнейших сферах жизнедеятельности.
Обращает на себя внимание тот факт, что представители всех образовательных групп дифференцированно подошли к оценке знания своих прав и свобод в различных областях. Результаты показали, что более осведомленными студенты и учащиеся являются в области личных прав и свобод, менее всего знают свои экономические права.
Как и ожидалось, наиболее информированной группой молодежи в контексте знания своих прав является контрольная группа студентов-юристов. Большинство членов этой группы оценивают свои знания, как хорошие («знаю хорошо»), и эта оценка намного превышает распространенность оценок «знаю в общих чертах» и «не знаю».
В отличие от контрольной группы студентов-юристов, в трех выделенных по уровню образования группах студентов и учащихся (высшее не юридическое, среднее специальное и профессионально-техническое) респонденты
512
О. Г Лукашова
выбрали в качестве преобладающей оценки своих правовых знаний позицию «знаю в общих чертах». Распределение ответов по группам трех уровней образования представлено в табл. 1.
Таблица 1. Оценка студентами ВУЗов не юридических специальностей (В) и учащимися ССУЗов (С) и ПТУЗов (П) уровня знания прав и свобод, гарантированных международным и белорусским законодательством, %
Личные права и свободы Социальные и культурные права Политические права Экономические права
В С П В С П В С П В С П
Знаю хорошо 45,7 44,4 44,4 32,1 29,6 29,6 29,3 21,1 20,4 13,6 11.3 19,7
Знаю в общих чертах 48,6 51,4 51,4 64,3 61,3 64,1 60,0 66,2 66,2 75,7 76,1 76,1
Не знаю 5,7 3,5 3,5 2,9 8,5 5,6 10,0 12,0 12,7 10,0 12,0 3,5
Обращает на себя внимание низкая самооценка знаний, которую дают студенты ВУЗов не юридических специальностей. Она практически не отличается от оценок учащихся ССУЗов и ПТУЗов, а в отношении оценки знания экономических прав даже ниже, чем у учащихся профессионально-технических лицеев и колледжей (ответы «знаю хорошо» дали соответственно 13,6 % студентов ВУЗов и 19,7 % учащихся ПТУЗов). Полученные данные позволяют ставить вопрос о невысоком качестве и недостаточном объеме правовых знаний, предоставляемых ВУЗами студентам технических и гуманитарных (не правовых) специальностей.
Таким образом, эмпирически установлено, что, за исключением контрольной группы студентов-юристов, во всех трех выделенных по уровню образования группах студентов и учащихся уровень правовых знаний, замеряемых по самооценке знания основных прав и свобод, отличается незначительно. То есть не дифференцируется по уровню получаемого образования.
Направленность на прагматизацию образования в высшей школе, свертывание курсов обществоведческих дисциплин, в том числе и этико-правовой направленности, ведут к существенному сужению объема правовых знаний будущих молодых специалистов, а следовательно, и снижению способности к ценностной ориентации, морально-правовому выбору в своем поведении.
Следует рассмотреть еще один аспект правовых знаний молодежи, непосредственно касающийся их нынешнего статуса студентов и учащихся. В ходе исследования предполагалось выяснить, насколько хорошо молодые люди знают свои права студента (учащегося), знакомы с положениями Устава и Правилами, установленными в учебном заведении, и с тем, какую ответственность они могут понести в случае нарушения этих правил.
Ответы студентов-юристов фиксируют самую низкую среди выделенных образовательных групп степень знания Устава своего учебного заведения. Так, отметили, что хорошо знают положения Устава только 23,1 % будущих юристов. Знают в общих чертах - 60,0 %. Свои права студента знают хорошо
Правовые знания как компонент правовой культуры...
513
49,2 %, знакомы в общих чертах - 48,5 % студентов-юристов. В отношении знания наступающей ответственности за нарушение установленных в учебном заведении правил полученная картина оценок меняется в направлении увеличения объема знаний. 57,7 % студентов-юристов хорошо знают, какую ответственность могут понести. В общих чертах о ней знают 36,2 %. Но 5,7 % студентов-юристов не знакомы с предусмотренными санкциями.
Полученные данные по группам студентов и учащихся трех различных уровней образования представлены в табл. 2.
Таблица 2. Оценка студентами ВУЗов не юридических специальностей (В), учащимися ССУЗов (С) и ПТУЗов (П) уровня знаний положений Устава учебного заведения, прав учащихся, ответственности за нарушение правил учебного заведения, %
Оценка Положения Устава учебного заведения Права студента (учащегося) Ответственность, установленная за нарушение правил
В С П В С П В С П
Знаю хорошо 31,4 27,5 52,8 42,1 52,1 58,5 54,3 56,3 58,5
Знаю в общих чертах 53,6 62,7 45,8 53,6 45,8 41,5 35,0 37,3 38,7
Не знаю 15,0 9,9 1,4 4,3 1,4 - 10,0 5,6 2,8
Как видно из таблицы, молодежь в своем большинстве лишь поверхностно знакома с Уставом своего учебного заведения. Свои права студенты и учащиеся знают хуже, чем меры ответственности, которые будут к ним применены в случае допущенных нарушений. Виден недостаток в работе администраций учебных заведений по организации информирования студентов и учащихся о правах молодежи, предусмотренных законодательством.
Лишь относительно знания санкций за нарушение установленных правил молодежь демонстрирует более высокие оценки («знаю хорошо»). На наш взгляд, это связано с преобладанием профилактических мер предостережения («запугивания») в воспитательной работе в учебных заведениях. В любом случае, в ответах учащихся заметен дисбаланс между оценкой знания своих прав и знания мер взыскания за нарушения.
Обращает на себя внимание позиция учащихся ПТУЗов, в ответах которых доминируют самые высокие оценки своих знаний по всем трем исследуемым вопросам. Вероятно, это связано с субъективным завышением уровня своих знаний учащимися ПТУЗов, стремлением подать себя с лучшей стороны. Но причиной может служить и хорошо поставленная воспитательно-разъяснительная работа, эффективный контроль со стороны администрации лицеев и колледжей за поведением молодежи в стенах ПТУЗов, что обусловлено их более молодым возрастом (16-18 лет).
Особенности использования источников правовой информации различными образовательными группами студентов и учащихся. Реформирование правовой системы обусловило актуальность проблемы предоставления своевременной и достоверной правовой информации гражданам. Существенным
514
О. Г Лукашова
показателем правовой культуры молодежи является умение пользоваться источниками правовой информации. Для характеристики когнитивной составляющей правовой культуры молодежи важно знать, какой информационный ресурс задействуют молодые люди для восполнения своих правовых знаний.
Полученные эмпирические данные позволяют определить, как формируются правовые знания белорусской молодежи в зависимости от уровня образования. Очевидно, что профессиональная подготовка студентов-юристов предоставляет им множество возможностей для получения правовых знаний высокого уровня. Для них характерно пользование самыми полными и достоверными источниками правовой информации. В перечне таких источников первые пять ранговых позиций занимают: Национальный правовой Интернет-портал, учебные правовые дисциплины, компьютерные правовые базы, Национальный реестр правовых актов (НРПА), специальная юридическая литература, которыми пользуются от 85,4 % до 50,8 % студентов-юристов.
Для молодежи оставшихся трех групп перечень приоритетных источников совсем иной. На первом месте у всех находится телевидение: это главный источник правовой информации для 68,6 % студентов ВУЗов не юридического профиля, 74,6 % студентов ССУЗов и 78,2 % учащихся ПТУЗов. Чем ниже уровень образования, тем популярнее телевидение в качестве источника правовой информации. Но на телевизионных каналах крайне мало программ правового характера.
Следующие ранговые позиции (ранг 2-5) для трех выделенных групп студентов (не юристов) и учащихся занимают: неспециализированные Интернетпорталы (для студентов ВУЗов - 67,1 %, ССУЗов - 61,3 %, ПТУЗов - 53,5 %); разъяснения родственников и друзей (особенно для учащихся ССУЗов - 58,7 % и ПТУЗов - 54,2 %); учебные правовые дисциплины (особенно для студентов ВУЗов - 51,4 % и ССУЗов - 45,8 %), периодическая печать (газеты, журналы).
Наименее популярны в качестве источников правовой информации «общественные юридические приемные», студенческие «юридические клиники», что объясняется недостаточной их распространенностью. И если для студен-тов-юристов и студентов ВУЗов их значение невелико, то в среде учащихся ССУЗов и ПТУЗов их услуги более востребованы. Важно, чтобы работа этих добровольных общественных организаций была приближена к учащимся именно этих типов учебных заведений. Не пользуются особой популярностью у молодежи Публичные центры правовой информации, созданные при районных и городских библиотеках для широкого круга граждан. Они более востребованы у студентов-юристов (10,9 %), чем в остальных образовательных группах (от 2,9 % у студентов ВУЗов не юридического профиля до 4,9 % в обеих группах учащихся ССУЗов и ПТУЗов).
Мнение молодежи о направлениях повышения уровня правовой культуры. В подавляющем большинстве студенты и учащиеся признают необходимость в повышении уровня своих правовых знаний и своей правовой культуры в целом. Что же, по мнению молодежи, будет этому способствовать?
Правовые знания как компонент правовой культуры...
515
Доминирующим мнением в каждой из образовательных групп учащихся является мнение о необходимости выработки навыков и умений защиты своих прав и законных интересов - так считают 43,8 % юристов, 40,7 % студентов ВУЗов, 45,8 % учащихся ССУЗов и 33,8 % учащихся ПТУЗов. На второе место среди направлений повышения правовой культуры молодые люди поставили самообразование - самостоятельное получение правовых знаний (студенты-юристы - 43,1 %, не юридических ВУЗов - 39,3 %, учащиеся ССУЗов - 40,8 %, ПТУЗов - 26,1 %).
В ряду эффективных направлений, способствующих повышению правовой культуры личности, молодежь называет и получение юридического образования (в среднем, 31,8 %). В проведении консультаций юристов по разъяснению запутанных и сложных для понимания правовых норм видят выход 29,1 % учащихся. Примерно четверть (23,3 %) учащихся и студентов считают, что им необходим опыт работы в общественных объединениях правовой направленности.
Таким образом, молодые люди, обучающиеся в профессиональных учебных заведениях, оценивают свой уровень правовой культуры преимущественно как средний. При этом, чем ниже уровень образования группы, тем выше оценки своих правовых знаний.
С учетом изложенного выше, следует обратить внимание на следующие направления работы по повышению уровня правовой культуры молодежи: организация правового просвещения учащихся и студентов. Для информирования об изменениях в законодательстве по молодежным вопросам необходимо создавать службы информационной поддержки обучающихся. С помощью СМИ, молодежных инфоцентров, общественных организаций обеспечить учащимся доступ к информации об их правах и обязанностях, о возможности реализации прав на образование, социальное обслуживание, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых и т. д.;
работа по активизации самоконтроля учащихся за соблюдением правил поведения в учебных заведениях во время занятий, проведения мероприятий, в стенах общежития через включение их в различные формы студенческого самоуправления. Обязательным должно стать изучение Устава учебного заведения, Правил поведения на его территории;
обучение студентов навыкам пользования полными и достоверными источниками правовой информации, таким как НРПА, Национальный правовой Интернет-портал, компьютерные правовые базы, правовые издания. С учетом того факта, что значительная часть молодежи рассматривает телевидение как основной канал получения правовой информации, требуется существенное расширение диапазона молодежных правовых телевизионных программ;
внедрение обучающих программ по формированию критического мышления в восприятии и оценке социальных отклонений, демонстрируемых СМИ, социальным окружением, молодежными субкультурами. Современный уро-
516
О. Г Лукашова
вень развития информационных технологий, широкое приобщение молодежи к Интернету выдвигает перед учреждениями образования, преподавателями задачу научить молодежную аудиторию критически оценивать экономическую, политическую, социальную информацию, поступающую из разных источников;
выработка у молодежи навыков правового разрешения конфликтных ситуаций, информирование о порядке обращения в официальные органы за защитой прав. Овладение комплексом умений и навыков, помогающих молодым людям действовать в рамках правового поля и норм морали, использовать правовые нормы для реализации своих интересов, защиты прав.
Для повышения правовой активности и формирования практических навыков необходимо интенсифицировать включение учащихся в работу добровольных общественных объединений по охране правопорядка, общественных юридических приемных, в деятельность благотворительных организаций и т. д.
Задача повышения уровня правовой культуры граждан должна находиться в тесной взаимосвязи с политикой в сфере образования, направленной на создание системы, позволяющей получать глубокие и всесторонние правовые знания. Это положение нашло подтверждение в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 20112015 годы, утвержденной постановлением Министерства образования от 24.05.2011 № 16, где отражена необходимость проведения в учреждениях образования активной работы по гражданско-патриотическому, правовому воспитанию молодежи, повышению уровня правовой культуры обучающихся [1]. Среди мероприятий, предусмотренных Программой, особое внимание придается реализации учебных программ факультативных занятий, направленных на формирование правовой культуры учащихся; организации студенческих правовых олимпиад; молодежных клубов правовой и воспитательной направленности.
Распространение и внедрение правовых знаний, нравственных норм в сознание и поведение молодых людей следует осуществлять через обучение, воспитание, традиции и обычаи, организацию массовых мероприятий.
Первостепенное значение для формирования нравственно-правовой культуры человека имеет глубокое усвоение молодежью теоретических знаний в области морали, права, идеологии. Поэтому обеспечение высокого качества преподавания правовых и обществоведческих дисциплин находится в ряду первоочередных задач учебных заведений. При этом в процессе изучения следует отдавать предпочтение практическим занятиям: семинарам, коллективным обсуждениям актуальных проблем, деловым и ролевым играм, разбору практических ситуаций, различным тренингам.
Важным является превращение правовых знаний и морально-этических норм в личностные установки, убеждения молодых людей. Для решения этой задачи процесс формирования нравственно-правовой культуры молодежи должен строиться в соответствии с основными ее компонентами и включать когнитивный, эмоционально-ценностный и практический аспекты.
Правовые знания как компонент правовой культуры...
517
Литература
1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы : утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 24 мая 2011 г., № 16 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 99. - 8/24085.
О. G. LUKASHOVA
LEGAL KNOWLEDGE AS A COMPONENT OF LEGAL CULTURE
in assessments of student youth of Belarus
Summary
In the article on the base of the results of sociological research in institutions providing vocational, secondary specialized and higher education, the characteristic of cognitive component of the legal culture of the student youth is given.
Such aspects of the legal culture of youth as knowledge of the rights guaranteed by international and Belarusian legislation in the most important spheres of life, the skill to use sources of legal information, determination of main directions of improving the legal culture - are considered.
Keywords: youth, legal consciousness, legal culture, legal knowledge, sources of legal information.
Поступила 03.10.2014 г.