Роль практик социально-эмоционального обучения в реализации существующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Шиманская Виктория Александровна
CaseID г.Москва (Россия)
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социально-эмоциональный интеллект, социально-эмоциональное обучение, образование будущего, дошкольное образование
В дошкольном возрасте у детей формируются навыки и умения, которые предопределяют его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являются базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития личности и ее возможностей (социальных) в различных сферах жизни.
Последней возрастной ступенью дошкольного периода развития в настоящее время является возраст (от пяти до семи лет). В этот период у детей складываются познавательные способности и личностные особенности ребенка. Сегодня многие дети начинают ходить в школу уже возрасте шести лет. Это очень важный и очень значительный шаг в жизни каждого, поэтому именно в этот период необходимо уделять должное внимание особенностям (и в первую очередь, социально-эмоциональным) ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется с учетом «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». То есть образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) должен быть направлен не только на развитие компетенций, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую (эмоциональную) готовность ребёнка к школе. И в данном случае целесообразным является внедрение образование практики социально-эмоционального обучения.
Социально-эмоциональное обучение создает условия для последовательного формирования коммуникативных компетенций, необходимых для личностного развития в эмоциональном и интеллектуальном аспектах, позитивной социализации в части развития социально-эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту игровых и творческих видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, программы социально-эмоционального обучения могут дополнить основную общеобразовательную программу дошкольного образования и призваны:
1) развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций ребёнка, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию;
2) научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и предпосылок принятия решений, повысить интерес к получению знаний и навыков;
3) сформировать навыки работы в группе, взаимоуважительную культуру общения;
4) решить проблемы низкой мотивации ребенка к познанию, повышенной конфликтности и сложностей в коммуникации.
Список литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - Москва: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.
2. Медина Д. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. -Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 304 с.
3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. [Текст]. — СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Тоистева О.С. Педагогическое образование в России. 2013. №2. «Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации».
5. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. [Текст]. — 1998. — № 1. — С. 3-20.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры.— Педагогика, 1976.— 304 с.