Научная статья на тему 'Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников'

Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Н. А.

В статье рассматривается категория «социально-коммуникативное развитие детей дошкольного» возраста согласно основным положениям ФГОС ДО, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе анализа теоретических источников определены показатели социально-коммуникативного развития детей, отвечающие целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Автор рассматривает игру как средство, обеспечивающее освоение детьми дошкольного возраста норм и правил поведения в социуме и овладение определёнными социальными компетенциями. В статье раскрываются особенности реализации программы-технологии позитивной социализации дошкольников «Жизненные навыки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников»

Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников

Колесова Наталья Александровна

преподаватель кафедры развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

В статье рассматривается категория «социально-коммуникативное развитие детей дошкольного» возраста согласно основным положениям ФГОС ДО, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, на основе анализа теоретических источников определены показатели социально-коммуникативного развития детей, отвечающие целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.

Автор рассматривает игру как средство, обеспечивающее освоение детьми дошкольного возраста норм и правил поведения в социуме и овладение определёнными социальными компетенциями.

В статье раскрываются особенности реализации программы-технологии позитивной социализации дошкольников «Жизненные навыки».

Ключевые слова: дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие, социализация, социальные компетенции, игра.

В современных условиях развития общества особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано первым уровнем в системе общего образования [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребенка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей [2]. В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) переносится на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень замотивирован-ными на получение образования в школе.

Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС дошкольного образования, является их социально-коммуникативное развитие, организация и программно-методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в ДОО.

Необходимость социально-коммуникативного развития детей дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательного отношения друг к другу, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми, в связи с чем современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Особую актуальность вопросы социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром приобретают на современном этапе, поскольку основные личностные качества закладываются в дошкольном периоде детства [3].

Социально-коммуникативное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [4]. Согласно ФГОС ДО социально-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

сч

f» SI

Z

коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста, как образовательная область реализуется через четыре направления: патриотическое воспитание, основы безопасности, труд и игра.

Из перечисленных направлений форм реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» остановимся на игре, так как игра является одним из основных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также одной из важнейших форм социализации ребенка. Через различные виды игр дети усваивают нормы и правила поведения в социуме, овладевают определенными умениями и социальными навыками.

Рассмотрим некоторые виды игр, которые, на наш взгляд, оказывают наибольшее влияние на развитие и формирования социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста:

• сюжетно-ролевые игры, например, «Ателье»; цель игры: формирование культуры поведения в общественных местах, выстраивание взаимоотношений между детьми, выбравшими определенные социальные роли (приемщик, заказчик, закройщик, швея);

• игры-драматизации, например, «Лисичка со скалочкой»; цель: сформировать у детей восприятие Лисички - персонажа сказки, как социального партнера по общению; подготовить детей к пониманию, что в поведении персонажа имеются как положительные, так и отрицательные стороны: обманывать - отрицательное качество, вежливость при разговоре с хозяевами дома- положительное качество;

• дидактические игры, пример, «Путешествие в мир эмоций»; цель игры: познакомить детей с эмоциями и способами их выражения (удивление, восхищение увиденным, радость, гнев);

• подвижные игры, например, «Ловишки»; цель данной игры заключается в развитии у детей способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.

Таким образом, игра оказывает как прямое, так и косвенное влияние на формирование у детей тех или иных социальных компетенций. Для того, чтобы отобранные педагогом игры способствовали

эффективному развитию детей и формированию у них социальных компетенций, необходимо организовать в пространстве группы определенные условия для их реализации, а именно пополнять и обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы атрибутами, развивающими играми и пособиями, художественной литературой, картами-схемами правил поведения и др.

На сегодняшний день есть множество вариантов формирования социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста. Рассмотрим один из них - это программа-технология позитивной социализации дошкольников «Жизненные навыки» под общей редакцией С.В. Кривцовой [5].

Разработчики программы выделяют пять групп социальных и эмоциональных навыков:

• адаптации к образовательному учреждению;

• обхождения со сверстниками (навыки дружелюбия);

• обхождения с чувствами;

• альтернативы агрессии;

• преодоления стресса.

Каждая группа включает в себя целый ряд умений, например, умение выражать благодарность, умение заявлять о своих потребностях, умение присоединяться к играющим детям, умение играть по правилам, умение делится, умение выражать чувства, умение справляться со страхами, умение спрашивать разрешение, умение принять последствия собственного выбора, умение проигрывать, умение адекватно реагировать на отказ и т. д. Всего таких умений сорок пять, каждое из которых формируется посредством занятий-путешествий, в основу которых заложена игровая и продуктивная деятельность детей.

Необычность данной программы заключается в ее комбинаторности, так как нет жесткой необходимости использовать напрямую предложенные сценарии проведения регламентированных педагогических мероприятиях, а они могут легко перестроиться педагогом, исходя из учета индивидуальных особенностей детей группы. Педагог может составить из предложенных сценариев картотеку игр на формирование или закрепление группы навыков или отдельных умений, и повторять отдельные игры не только в регламентированных педагогических мероприятиях, но и в режимных моментах. Еще одно преимущество программы: для ее реализации не нужно создавать специальные условия и ее может реализовывать образовательная организация с любой материально-технической базой. Но обязательной частью организации такой деятельности является проведение во время регламентированных педагогических мероприятиях, на которые необходимо всего 30 минут в неделю, ритуала приветствия и прощания, который способствует погружению и вовлечению детей в предлагаемую педагогом деятельность. А также для достижения положительного эффекта необходимо данные мероприятия проводить в системе.

Указанная выше программа апробировалась нами на базе МБДОУ «Дс №472 г. Челябинска» на протяжении года, во всех старших и подготовительных к школе группах. Педагоги, реализующие данную программу, отмечают, что дети не учатся чувствам и эмоциям, а проживают их, у детей есть право на свободное проявление любых чувств и это принимается (реализуется правило «никого не обижать»), ребенок не просто знает «как правильно» нужно себя вести, но и знает, что он при этом чувствует. Опыт, полученный ребенком, запечатлевается, он присваивает себе свои чувства, если в семье для ребенка по каким-либо причинам существует запрет на проявление чувства, то эту способность он реализует и в игре, и на занятиях. В рамках предложенного, разработчиками программы, комплекса игр создаются условия и возможности для эмоционального и социального развития ребенка.

Таким образом, основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, то есть социализованные. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. -М.: Эксмо, 2018 - 144с. - (Законы и кодексы).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2018 - 23с.

3. Родионова Л. А., Пазухина С. В. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф.

(г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (дата обращения: 23.06.2019).

4. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 799-803.

5. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников / под общ. ред. С. В. Кривцовой. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. -334, [2]с. - (счастливые люди в детском саду).

Organization of social and communicative development of the

senior preschool children Kolesova N.A.

Chelyabinsk Institute of retraining and advanced education staff In article the category "social and communicative development of children of preschool" of age according to basic provisions of FGOS is considered TO, the relevance of social and communicative development of children of the advanced preschool age is proved, on the basis of the analysis of theoretical sources the indicators of social and communicative development of children answering to target reference points at a stage of end of preschool education are defined. The author considers a game as the means providing development by children of preschool age of norms and rules of conduct in society and mastering certain social competences. In article features of implementation of the program technology of positive socialization of preschool children "Life skills" are revealed.

Keywords: preschool education, social and communicative

development, socialization, social competences, game. References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" with amendments for 2018 - M .: Eksmo, 2018 - 144s. - (Laws and codes).

2. The federal state educational standard for pre-school education

is approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013. # 1155 -Ekaterinburg: Publishing House "Openwork", 2018 - 23c.

3. Rodionova L. A., Pazukhina S. V. Socio-communicative development of senior preschool children as one of the priority areas for children's education [Text] // Aspects and trends in pedagogical science: materials of the III Intern. scientific conf. (St. Petersburg, December 2017). - SPb .: Own publishing house, 2017. - p. 63-65. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (access date: 06/23/2019).

4. Medzhidova E.S. Socio-communicative development of children

of preschool age as a scientific and pedagogical problem // Young Scientist. - 2016. - № 6. - p. 799-803.

5. Life skills for preschoolers. Lessons-travel: Program-technology

of positive socialization of preschoolers / under total. ed. S.V. Krivtsova. - M .: Klever-Media-Group, 2015. - 334, [2] p. -(happy people in kindergarten).

о о и n m 5 m

О m

m й А

X £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.