Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего возраста
Шиманская Виктория Александровна, Центр развития эмоционального интеллекта ' 'Академия Монсиков",
г. Москва (Россия)
Хмыз Марина Рашитовна, Центр развития эмоционального интеллекта "Академия Монсиков",
г. Москва (Россия)
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детская психология, дошкольное образование, игра
Роль эмоционального интеллекта в развитии детей сложно переоценить и в последнее время это признают большинство психологов, педагогов дошкольного и школьного образования. Эмоциональный интеллект - это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного взаимодействия с окружающим миром. [1] Если ребенок не понимает, какие эмоции он испытывает в тот или иной момент, как ими управлять, у него начинается процесс искаженного представления реальности, что приводит к депрессиям, апатии и нервным заболеваниям. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит то, как дети, а потом и взрослые, учатся, строят отношения с окружающими, карьеру и свою жизнь в целом. [2], [4] Методика развития эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков» представляет собой комплексную программу системного развития эмоционального интеллекта, направленную на повышение уровня социализации детей. Программа позволяет за 5 шагов раскрыть для ребенка все богатство и возможности эмоционального мира: эмоции, черты личности, чувства и переживания, а также позволяет освоить все необходимые навыки социализации. А добрые сказочные герои Монсики, проводники ребенка в мир эмоций, помогают освоить эти 5 шагов через игровой процесс. [5] Игра, а тем более игра, в которой есть герои, является самым эффективным методом обучения детей. Ассоциируя себя со сказочными персонажами, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают соответствующие привычки. [3] В результате занятий по программе: 1) развиваются психомоторные навыки, сенсорные системы, речевые навыки (чтение, слушание, говорение, выступление); психические качества (память, внимание, мышление, воображение); эмоционально-волевые функции и социализация (уважение к собственной личности, личностям взрослых и сверстников). 2) формируется тезаурус эмоциональной сферы (теоретические предметные понятия), доверие к себе и к миру; 3) улучшается восприятие информации и развивается способность к осознанию эмоций - как своих, так и окружающих. Эмоциональные реакции становятся более зрелыми и эффективными. Также результатом занятий становится повышение самооценки ребенка, ускорение адаптации к новым обстоятельствам. Ребенок быстрее устанавливает контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, эффективнее находит выход из различных ситуаций, учится разрешать конфликты.
Список литературы:
1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 429 с.
2. Деклер Д., Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.
3. Иванова Н. Я. О строении сюжета детских игр //Дошкольное воспитание. - 1965. - № 5.
4. Медина Д. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 304 с.
5. Шиманская В. и Г. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить: важная книга для детей и родителей/Виктория и Глеб Шиманские. - Москва: Издательство «Э», 2017. - 128 с.