Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка позитивной социализации ребёнка'

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка позитивной социализации ребёнка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1659
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Житная Инна Викторовна

Целью статьи является рассмотрение проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта позволяет определить возможности и аспекты педагогической работы по их развитию. Осмысление современных требований и актуальных задач дошкольного образования обуславливает поиск путей их решения, среди которых разработка системы педагогической деятельности с учетом социальных реалий и образовательных ресурсов, обеспечивающей позитивную социализацию ребёнка, становится приоритетной. Одним из современных требований российского дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО, является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания у детей в дошкольном возрасте. Деятельность ДОО должна обеспечивать психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект как система, компоненты которой характеризуют способность осознавать и выстраивать отношения с окружающими людьми на основе понимания их эмоционального состояния и прогнозирования их эмоциональных реакций. Структура эмоционального интеллекта включает ряд компонентов, которые применительно к периоду дошкольного возраста требуют уточнения. Социальный и эмоциональный интеллект находятся в содержательной и структурной взаимосвязи. Их функциональные позиции в дошкольном возрасте различаются. Эмоциональный интеллект способствует определению характера эмоционального состояния и выбору способа эмоционального контакта ребёнка, а социальный интеллект обеспечивает формирование модели поведения, ориентированной на социальное признание. Для исследователей и педагогов-практиков встает задача поиска путей и средств развития эмоционального интеллекта детей в дошкольном возрасте. Разработка системы педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также влияния социальных агентов и своеобразия современной социально-образовательной среды позволит определить траекторию социального продвижения детей на основе возможностей развития эмоционального интеллекта. Одной их стержневых идей системы педагогической работы, на наш взгляд, может выступить идея многообразия. Эмоциональное состояние, которое испытывает сам ребёнок, окружающие его сверстники и взрослые, является выражением интересов и побуждений, стремлений и оценок в системе социальных отношений. Ребёнок способен определить знак и характер эмоциональных состояний, отраженных в произведениях искусства музыкальном, живописном, литературном. Также дети определяют эмоциональное состояние объектов природной среды и отождествляют объекты предметного окружения с определёнными эмоциональными эталонами. Все это создает возможность открыть ребёнку существующие взаимосвязи и обозначить общую «эмоциональную» картину мира. Организационным принципом построения и реализации системы педагогической работы может выступить принцип интеграции. В ситуациях сопоставления, сравнения, отождествления, комбинирования и взаимодействия перед ребёнком встает необходимость раскодирования различных эмоциональных состояний через разные способы и средства выражения чувств и переживаний. Развитие эмоционального интеллекта детей в дошкольном возрасте может рассматриваться как научно-практическая задача, решение которой связано с формированием потенциального ресурса социальной успешности в долгосрочном плане. Так как позитивная социализация детей в дошкольном возрасте выступает в качестве одного из показателей эффективности деятельности ДОО и качества дошкольного образования, то именно развитие эмоционального интеллекта детей будет способствовать достижению положительного характера социального определения ребёнка и результативности его социальных притязаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Житная Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка позитивной социализации ребёнка»

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка

позитивной социализации ребёнка

Житная Инна Викторовна ЮФУ г.Ростов-на-Дону

Ключевые слова:

дошкольники, эмоциональный интеллект, позитивная социализация

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта позволяет определить возможности и аспекты педагогической работы по их развитию. Осмысление современных требований и актуальных задач дошкольного образования обуславливает поиск путей их решения, среди которых разработка системы педагогической деятельности с учетом социальных реалий и образовательных ресурсов, обеспечивающей позитивную социализацию ребёнка, становится приоритетной.

Одним из современных требований российского дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО, является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания у детей в дошкольном возрасте. Деятельность ДОО должна обеспечивать психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект как система, компоненты которой характеризуют способность осознавать и выстраивать отношения с окружающими людьми на основе понимания их эмоционального состояния и прогнозирования их эмоциональных реакций. Структура эмоционального интеллекта включает ряд компонентов, которые применительно к периоду дошкольного возраста требуют уточнения.

Социальный и эмоциональный интеллект находятся в содержательной и структурной взаимосвязи. Их функциональные позиции в дошкольном возрасте различаются. Эмоциональный интеллект способствует определению характера эмоционального состояния и выбору способа эмоционального контакта ребёнка, а социальный интеллект обеспечивает формирование модели поведения, ориентированной на социальное признание.

Для исследователей и педагогов-практиков встает задача поиска путей и средств развития эмоционального интеллекта детей в дошкольном возрасте. Разработка системы педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также влияния социальных агентов и своеобразия современной социально-образовательной среды позволит определить траекторию социального продвижения детей на основе возможностей развития эмоционального интеллекта.

Одной их стержневых идей системы педагогической работы, на наш взгляд, может выступить идея многообразия. Эмоциональное состояние, которое испытывает сам ребёнок, окружающие его сверстники и взрослые, является выражением интересов и побуждений, стремлений и оценок в системе социальных отношений. Ребёнок способен определить знак и характер эмоциональных состояний, отраженных в произведениях искусства - музыкальном, живописном, литературном. Также дети определяют эмоциональное состояние объектов природной среды и отождествляют объекты предметного окружения с определёнными эмоциональными эталонами. Все это создает возможность открыть ребёнку существующие взаимосвязи и обозначить общую «эмоциональную» картину мира.

Организационным принципом построения и реализации системы педагогической работы может выступить принцип интеграции. В ситуациях сопоставления, сравнения, отождествления, комбинирования и взаимодействия перед ребёнком встает необходимость раскодирования различных эмоциональных состояний через разные способы и средства выражения чувств и переживаний.

Развитие эмоционального интеллекта детей в дошкольном возрасте может рассматриваться как научно-практическая задача, решение которой связано с формированием потенциального ресурса социальной успешности в долгосрочном плане.

Так как позитивная социализация детей в дошкольном возрасте выступает в качестве одного из показателей эффективности деятельности ДОО и качества дошкольного образования, то именно развитие эмоционального интеллекта детей будет способствовать достижению положительного характера социального определения ребёнка и результативности его социальных притязаний.

Список литературы:

- Куликовская И.Э., Исаева И.Ю. 2011. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта в период дошкольного детства. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ.

- Пашкевич Т.Д. 2014. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия. ФГОС. Волгоград, Учитель.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17

октября 2013г. N 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.

- Житная И.В. 2015. Педагогическая поддержка социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 5. С. 94-100.

- Житная И.В., Лосева И.И. 2015. Эмоциональное благополучие как условие сохранения психосоматического здоровья ребёнка. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 10. С. 47-53.

- Житная И.В. 1998. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребенка. // Ребенок в мире культуры. / Под ред. Р.М. Чумичевой. Ставрополь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.