Научная статья на тему 'Роль полиции в выявлении неблагополучных семей с целью превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

Роль полиции в выявлении неблагополучных семей с целью превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1256
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНЦИЯ / ДЕЛИКТНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION / OFFENCES / ADVERSE PARENTS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / SUBJECTS OF PREVENTION / DELINQUENCY / JUVENILE OFFENDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Ж.П., Махина С.Н., Александров А.Н.

Статья посвящена проблемам превенции административной деликтности и безнадзорности несовершеннолетних. В статье рассмотрена и раскрыта роль отдельных субъектов системы профилактики в своевременном выявлении неблагополучных родителей с целью ранней превенции административных деликтов среди несовершеннолетних и безнадзорности последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дорофеева Ж.П., Махина С.Н., Александров А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police role in identifying deprived families to prevent negligance and juvenile offenders delinquency

The article is devoted to the problems of administrative delinquency and negligance of juveniles’ prevention. The article deals with the role of certain subjects of preventive system in before-the-fact detection of adverse parents to prevent timely juvenile administrative delinquency and their negligance.

Текст научной работы на тему «Роль полиции в выявлении неблагополучных семей с целью превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ВЫЯВЛЕНИИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПРЕВЕНЦИИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

POLICE ROLE IN IDENTIFYING DEPRIVED FAMILIES TO PREVENT NEGLIGANCE AND JUVENILE OFFENDERS

DELINQUENCY

УДК 343.85

Ж.П. ДОРОФЕЕВА,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России)

С.Н. МАХИНА,

доктор юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Zh.P. DOROFEEVA,

рostgraduate

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

S.N. MAHINA,

doctor of law,

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

A.N. ALEKSANDROV,

the candidate of Jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: статья посвящена проблемам превенции административной деликтности и безнадзорности несовершеннолетних. В статье рассмотрена и раскрыта роль отдельных субъектов системы профилактики в своевременном выявлении неблагополучных родителей с целью ранней превенции административных деликтов среди несовершеннолетних и безнадзорности последних.

Ключевые слова: превенция, деликтность, правонарушения,

несовершеннолетние, неблагополучные родители, административная

ответственность, субъекты профилактики.

Abstract: the article is devoted to the problems of administrative delinquency and negligance of juveniles' prevention. The article deals with the role of certain subjects of preventive system in before-the-fact detection of adverse parents to prevent timely juvenile administrative delinquency and their negligance.

Keywords: prevention, delinquency, offences, juvenile offenders, adverse parents, administrative responsibility, subjects of prevention.

"В условиях глубоких перемен в экономической, политической и социальной сферах наиболее острой на сегодняшний день для современного общества остается проблема превенции правонарушений и безнадзорности

несовершеннолетних.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] в данную систему профилактики входят такие субъекты, как: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, здравоохранения, труда и занятости, социальной защиты, опеки и попечительства, правоохранительные и другие. Каждый из субъектов системы профилактики выполняет свои функции и задачи, возложенные на них

законодательством. Но при этом хотелось бы отметить, что важным субъектом данного направления все же является семья, играющая особую и немаловажную роль, так как именно она является главным институтом воспитания детей и именно она закладывает в ребенка базовые ценности и жизненные ориентиры.

Нельзя не согласиться с высказыванием Вирджинии Сатир о том, что: «Ни один ребенок не рождается, имея четкий план того, что он должен делать и кем быть. Обо всем этом он узнает от тех людей, в обществе которых живет..."[2].

Семья для ребенка - это первейшая ступень в приобретении всех тех качеств, которые он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Именно родители для ребенка являются первыми воспитателями и имеют на них самое сильное влияние. Именно родители относятся к ребенку и любят его больше, чем другие близкие люди. Но, к сожалению, при этом никакой другой социальный институт не может нанести столь огромный вред и ущерб своему ребенку, сколько может сделать сама семья.

И на сегодняшний день, к большому сожалению, все чаще можно встретить факты безразличия родителей к судьбе ребенка, поэтому главной причиной административной деликтности и безнадзорности несовершеннолетних остается семейное неблагополучие и рост числа родителей, которые не исполняют или не желают исполнять должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей.

А в соответствии с Конституцией Российской Федерации, забота о детях, их воспитание - равные право и обязанность родителей [3].

Содержание и порядок выполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей регулируются нормами как статьи 5.35 КоАП РФ [4], так и ст. 63-65, 80, 137, 147, 150, 152 СК РФ [5], что соответствует требованиям статей 18 и 27 Конвенции ООН «О правах ребенка» [6].

При этом Семейный кодекс Российской Федерации содержит лишь общую, не конкретизированную норму об обязанностях по воспитанию, содержанию и обучению ребенка. Поэтому понятие надлежащего или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка является скорее оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.05.1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Злоупотребление родительскими правами может иметь место при создании родителями препятствий в обучении детей, склонении их к попрошайничеству, воровству, проституции, к употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.

Выявление причин и условий, способствующих противоправной деятельности несовершеннолетних, должно осуществляться совместными усилиями всех субъектов системы профилактики, заинтересованных в решении данной проблемы.

В роли таких субъектов выступают в первую очередь родители, так как они напрямую заинтересованы в том, чтобы их ребенок не вел асоциальный образ жизни. Вторым же субъектом должно выступать государство в лице подразделений ПДН ОВД и других органов внутренних дел, так как оно заинтересовано в законопослушных гражданах.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в Российской Федерации на сегодняшний день около полумиллиона несовершеннолетних детей живут в неблагополучных семьях.

Если взять данные в целом по стране, то в Белгородской области ситуация в этом плане выше среднестатистической по России. Это результат в первую очередь проводимой правительством области политики в отношении семьи и детства. Немаловажным фактором становится тесное сотрудничество подразделений по делам несовершеннолетних ерриториальных органов внутренних дел, областного департамента здравоохранения и управления социальной защиты региона.

За 9 месяцев 2013 года на территории Белгородской области за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей было составлено 3029 протоколов об административных правонарушениях по ст. ч.1 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (АППГ 2012 - 2851), в суды направлен 101 материал для решения вопроса о лишении родительских прав (АППГ 2012- 114), в результате рассмотрения данных материалов 52 родителя лишены родительских прав (АППГ 2 012-54) в отношении 8 6 (АППГ 2 012 - 90) несовершеннолетних детей; привлечены к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей по ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации 11 родителей (АППГ 2012 - 13). На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 1046 неблагополучных родителей (АППГ 2012 - 1118), детей, проживающих в неблагополучных семей в 2013 году - 1651 (АППГ 2012 -1713).

В соответствии с данной статистикой можно сделать вывод о том, что работа, проводимая с неблагополучными семьями, совместно со всеми субъектами системы профилактики, дает положительные результаты, но все же оставляет желать лучших результатов.

Все неблагополучные семьи ставятся на профилактический учёт с целью исполнения за ними постоянного профилактического контроля. Сотрудниками отделений по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции систематически проводятся беседы профилактического характера с родителями данной категории с целью улучшения обстановки в семье. Родителям, которые злоупотребляют спиртными напитками или страдают наркотической зависимостью, предлагается пройти лечение. Так, в г. Белгороде оказывает безвозмездную помощь в избавлении от алкогольной зависимости неблагополучных родителей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, медицинская благотворительная организация «Красный крест». Через службу занятости сотрудники полиции помогают родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, устроиться на работу. Благодаря такой поддержке у алкоголиков и наркоманов, имеющих на иждивении несовершеннолетних и малолетних детей, появляется возможность нормально устроить свою жизнь, начать все сначала. Но, к сожалению, пользуются этим шансом совсем немногие.

Участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, сотрудники вневедомственной охраны совместно с сотрудниками отделений по делам несовершеннолетних проводят совместные рейды профилактического характера с целью выявления неблагополучных семей, а также

взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность. Также при выявлении указанных категорий семей и несовершеннолетних лиц УУП, ППСП, ОВО в кратчайшие сроки информируют отделения по делам несовершеннолетних о выявленных фактах с целью проведения проверки и принятия соответствующих мер. Управление уголовного розыска территориальных органов внутренних дел также относится к субъекту системы профилактики, в одну из задач которой входит своевременное информирование сотрудников по делам несовершеннолетних о выявленных семьях, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и имеющих несовершеннолетних детей, а также занимаются розыском несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома.

Если же неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего соединяется с жестоким обращением с несовершеннолетним, то в отношении родителей может наступить уголовная ответственность, предусмотренная ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сожалению, не все родители, лишенные единожды права воспитания своих детей или временно ограниченные в таком праве, желают становиться на путь исправления. И не все родители желают вернуть своего ребенка обратно в семью с целью дальнейшего воспитания, содержания и обучения, несмотря на меры, принимаемые к ним как сотрудниками полиции, так и другими органами профилактики с целью оздоровления обстановки в семье. Если же все меры, предпринимаемые субъектами системы профилактики, не дают положительной динамики в исправлении родителей, то собирается материал о лишении или ограничении родительских прав для передачи его в суд и принятия дальнейшего решения.

Поэтому в отдельно взятых случаях, на наш взгляд, необходимо ужесточить меры административного принуждения к родителям и лицам, их заменяющим, за ненадлежащее обеспечение духовного и физического развития несовершеннолетних и с целью недопущения совершения в семье правонарушений и преступлений против несовершеннолетнего ребенка. А также мы согласны с мнением О.В. Катаевой и А.И. Никулина о том, что участковым уполномоченным полиции необходимо повысить качество отработки жилого сектора с целью выявления на административных участках лиц, допускающих нарушения в сфере семейно-бытовых отношений и передачи в кратчайший срок информации в подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел для своевременного оказания помощи несовершеннолетним детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также превенции правонарушений в отношении детей [7, с. 85].

1. Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // СПС КонсультантПлюс, 2013.

2. Вирджиния Сатир. Психотерапия семьи. Интернет-ресурс: htt://www.psychologos.ru/articles/view/virdzhinija_satir.

3. Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

6. Конвенция о правах ребенка, принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1) // СПС КонсультантПлюс, 2013.

7. Катаева О.В., Никулин А.И. Современные проблемы профилактики семейно-бытовых конфликтов участковыми уполномоченными полиции // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2 013. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.