Научная статья на тему 'Роль поэтических произведений в работе с детьми с диагнозом ОНР'

Роль поэтических произведений в работе с детьми с диагнозом ОНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1040
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ОНР / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самойлова Ирина Александровна

В данной статье мы рассматриваем чтение и заучивание стихотворений с детьми, у которых диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) 3-го уровня. Такие дети посещают логопедические группы в основном два года (старшие и подготовительные группы). Особое внимание мы хотим уделить ознакомлению детей, посещающих группу коррекции, с классическими стихотворными произведениями, которые рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Самойлова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль поэтических произведений в работе с детьми с диагнозом ОНР»

И. А. Самойлова

Роль поэтических произведений в работе с детьми с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи)

Анализ методических пособий, статей из опыта работы, касающихся работы с детьми с диагнозом ОНР, свидетельствует, что в группах коррекции из-за их специфики с опаской относятся к классическим поэтическим произведениям.

И. А. Самойлова - воспитатель логопедической группы Юго-Западного административного округа г. Москвы.

ГОУ № 2037

Роль поэзии в работе с детьми логопедических групп имеет особое значение. Именно с помощью поэтических произведений формируется и развивается слуховое восприятие, которое играет важную роль в преодолении серьезных речевых нарушений у детей. Российский педагог Е. И. Тихеева указывала на роль поэтических произведений для развития детей: «...стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует прежде всего на душу ребенка силой и обаянием ритма».

Исследователи отмечают, что у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом имеет место не только первичное недоразвитие слухового восприятия. Нарушено внимание. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. У детей, имеющих полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, весьма своеобразное наглядно-образное мышление.

В данной статье мы рассматриваем чтение и заучивание стихотворений с детьми, у которых диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) 3-го уровня.

Такие дети посещают логопедические группы в основном два года (старшие и подготовительные группы).

Особое внимание мы хотим уделить ознакомлению детей, посещающих группу коррекции, с классическими стихотворными произведениями, которые рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В ознакомлении со стихотворной классикой в логопедических группах следует учитывать

некоторые особенности. Дети в таких группах имеют разную степень речевых нарушений. У одних плохое звукопроизношение, у других, помимо дефектных звуков, ущербная грамматика, бедная лексика. У многих детей страдает слоговая структура слов.

Заучивание стихотворений начинается, когда логопед поставит все звуки, проработает основные грамматические формы и приставочные конструкции. Если звуки не поставлены, то при заучивании закрепляется неправильное звукопроизношение. Это касается и других сторон речи: дети переставляют слова в стихотворной строке, искажают окончания слов.

В этот период особое значение имеет чтение стихотворных произведений детям. Стихи читаются постоянно, многократно, и, если у ребенка есть потребность повторять отдельные стихотворные строки, мы должны помогать ему их заучить.

В логопедии к каждой лексической теме, лежащей в основе планирования коррекцион-ной работы, подобран определенный литературный материал, в том числе стихотворный. Это высокохудожественные стихотворные тексты. Такие стихи помогают закреплять и переводить в активный словарь детей слова по изучаемой теме.

Приведем пример: мы изучаем тему «Овощи», называем, показываем, загадываем загадки. А для закрепления читаем стихотворение Ю. Тувима в пересказе С. Михалкова «Овощи». Дети лучше запоминают названия овощей, так как в этом произведении при их перечислении существует определенный стихотворный ритм. При последующем чтении

я

этого стихотворения в определенной житейской ситуации (знакомясь с меню) дети легко цитируют стихотворные строки, и это им нравится:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! Но только дидактических текстов, даже высокохудожественных, недостаточно. Необходимо знакомить детей с лучшими образцами русской классической поэзии.

Русскую классическую поэзию нельзя втиснуть в рамки лексических тем. Она влияет на развитие личности ребенка в целом, на формирование у него умственных, нравственных и других способностей и качеств.

Поэзия развивает у детей слуховое внимание, чувствительность к языку. Красивые, образные, ритмически выстроенные строки сами по себе являются для детей образцом правильно построенных предложений (у детей-логопатов предложения часто неправильны и бедны). А поскольку поэтические строки запоминаются быстрее, то их изучение бывает эффективнее в работе над фразовой речью, чем любые пояснения педагогов.

Стихотворные образы, наличие большого количества точных и необычных определений обогащают речь детей, делают ее более образной и яркой.

Полноценное восприятие детьми классических стихотворений в логопедической группе требует выполнения особых условий:

• любовь и знание воспитателем русской классической литературы;

• хорошее знание речевых особенностей и нарушений у детей своей группы. Это дает возможность подобрать стихотворение, доступное детям;

• тщательная подготовка воспитателя к прочтению и разбору стихотворения с детьми.

Воспитатель должен предварительно поработать со стихотворным текстом: понять, как расположена каждая поэтическая фраза, уловить интонационную суть каждого слова и его места в целостной фразе. Иногда и одно слово несет эмоциональную и смысловую нагрузку. Необходимо продумать паузы в стихотворении, но это не должно мешать целостному восприятию ребенком стихотворного произведения.

Например, строчки из стихотворения И.А. Бунина:

Осень. Чащи леса.

Мох сухих болот.

и

Уже первое слово является самодостаточной поэтической фразой, если его не отделить паузой, то текст сливается. Умение донести эмоциональную составляющую стихотворения до ребенка очень важно. Слушая стихотворение, ребенок воспринимает его сначала чувствами, радуется красивой соразмерности слов. Потом он их осмыслит и поймет. Этот чувственный опыт способствует развитию образного мышления.

Очень важный момент - правильный разбор стихотворения. Воспитатель должен спросить у детей: «Почему так прочитано стихотворение?»

Впоследствии, если работа по чтению стихов ведется регулярно, дети самостоятельно находят точные, определяющие настроение стихотворения. Таким образом лексика детей обогащается и активизируется, опираясь на

эмоции, которые испытывает ребенок, слушая поэтические произведения.

При чтении всех стихотворных классических произведений проводится разбор непонятных слов и выражений, показываются картинки незнакомых детям предметов. Перед прочтением стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» мы показывали картинку с избушкой («лачужкой»), а на веретено ходили смотреть в музей русского национального быта «Изба», где нам рассказали о его назначении. На занятиях по чтению и заучиванию стихотворений могут быть использованы репродукции художников и музыкальные классические произведения.

Знакомясь со стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», дети прослушали пьесу «Октябрь» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского

и

и рассмотрели репродукцию картины И. Левитана «Осенние листья».

При чтении детям стихотворных произведений обогащается их словарь эпитетами и необычными образами. Разбирая стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», дети обратили внимание, что на самом деле дорога дремать и мечтать не может, а вот в стихотворении она как человек - мечтает. Впоследствии при чтении и заучивании дети всегда старались найти подобные поэтические образы.

Помимо занятий мы можем вспоминать стихотворные строки в повседневной жизни. Осенью, на прогулке, воспитатель, наблюдая с детьми, как увядает природа, читает: Осень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые кусты.

(А. Плещеев)

Дождик льет, дети не идут гулять, видят из окон групповой комнаты пасмурное, хмурое небо, поникшие кусты и деревья, и воспитатель опять читает А. Плещеева: Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца...

Рассматривая с детьми березу, покрытую снегом, на участке в морозный зимний день, воспитатель читает есенинскую «Березу»: На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

Нет, наверное, таких явлений в природе (снег, гром, гроза, буря, цветение, увядание, дождь, солнце и т. д.), не описанных в поэзии, доступной детям. А подбор стихотворных отрывков зависит от знаний и поэтического вкуса воспитателя.

Обмениваясь опытом, мы часто слышим, что, заучивая стихи, дети повторяют их хором. Делать этого нельзя.

Классические стихотворения очень сложны и разнообразны по своему ритмическому рисунку, поэтической фразе, несущей эмоциональную и смысловую нагрузку. Вот такими поэтическими фразами, имеющими определенную ритмическую и смысловую законченность, мы и заучиваем стихотворение. (В некоторых источниках их называют «логически завершенная мысль или логически завершенный поэтический блок»).

Есть два пути анализа стихотворения после его прочтения при заучивании. Первый путь: после прочтения стихотворения спросить: «Какое оно по настроению?» При необходимости подсказать: грустное, бодрое, веселое... Далее идет логический анализ всего текста. После чего стихотворение заучивается по логически завершенным блокам (поэтическим фразам).

Второй путь наиболее подробно представлен в книгах В. В. Гербовой. После прочтения стихотворения, его характеристики воспитатель повторяет первую логически завершенную стихотворную фразу, просит детей прочесть ее, подсказав, как лучше это сделать (дети принимают это задание как упражнение в выразительном чтении, что им очень нравится), и практически запоминают эти строчки.

Рассмотрим способ заучивания на примере стихотворения И. А. Белоусова «Осень» (в сокращении).

«В прошлый раз, - говорит воспитатель, -нам было грустно, потому что листья с нашей сливы облетели, а на клумбе цветы засохли и почернели, как в этом стихотворении: Садик мой веселый, Где твои цветы?

Четверо-пятеро детей читают эти строчки индивидуально. Далее воспитатель вновь повторяет их и присоединяет две следующие: Под дождем осенним Изменился ты.

Уточняет, что же случилось с садиком. Далее воспитатель повторяет четверостишье и присоединяет к нему следующие четыре строчки:

Как тебя утешить Что тебе сказать? Жди - весна вернется, Зацветешь опять!

Нацеливая ребенка на прочтение стихотворения, мы никогда не ставим логопедическую задачу определяющей: «Прочти так, чтобы все окончания были четкими. Дети начинают выделять и выкрикивать окончания слов. Это не значит, что мы не решаем речевую задачу, но делаем это ненавязчиво, поправляя ребенка, если он ошибается. Ребенку мы говорим: «Постарайся прочесть так, как тебе хочется, выразительно, и не бойся забыть что-нибудь, я тебе помогу».

Чем больше мы читаем детям хороших стихов и чаще их повторяем, тем быстрее развивается речь детей. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.