Научная статья на тему 'Тувинский фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Тувинский фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛОВИЦЫ / ЗАГАДКИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДЕТИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / PROVERBS / RIDDLES / SPEECH DEVELOPMENT / CHILDREN / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караоол Любовь Салчаковна, Иргит Шораана Марат-Ооловна

В данной работе рассматриваются возможности использования малых жанров тувинского устного народного творчества для развития речи у детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN FOLKLORE AS A WAY OF DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL DEFICIENCY OF SPEECH

This paper examines the possibilities of using small genres of Tuvan folk art for the development of the speech of children with a general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Тувинский фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

УДК 8.80

ТУВИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кара-оол Л.С., Иргит Ш.М. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

TUVAN FOLKLORE AS A WAY OF DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL DEFICIENCY OF SPEECH

Kara-oolL.S., IrgitSh.M. Tuvan State University, Kyzyl

В данной работе рассматриваются возможности использования малых жанров тувинского устного народного творчества для развития речи у детей с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: пословицы, загадки, развитие речи, дети, общее недоразвитие речи. This paper examines the possibilities of using small genres of Tuvan folk art for the development of the speech of children with a general speech underdevelopment.

Keywords: proverbs, riddles, speech development, children, general speech underdevelop-

ment.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, направленный на всестороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, ставит перед педагогами находить новые формы работы с детьми дошкольного возраста. Поиск новых форм работ с детьми общим недоразвитием речи (ОНР) связан с изменениями требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса, который должен осуществляться во взаимосвязи с гуманистической антропогенной культурой, творческими способами усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества [4].

До настоящего времени существует недостаточно исследований, в которых раскрывается зависимость успешного преодоления ОНР от использования в коррекцион-но-логопедической работе произведений устного народного творчества. Хотя содержание и специфика использования фольклорных форм при работе с детьми дошкольного возраста рассматриваются в работах многих авторов, например, А.М. Бородина, Г. Клименко, Т.А. Пескишева, В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, Г.С. Виноградова, В.И. Даля и др.

В дошкольных образовательных учреждениях Тувы не полностью используется развивающий потенциал тувинского фольклора как средства развития речи детей с ОНР: не разработана система специальных занятий для преодоления ОНР средствами фольклора, хотя практика показывает, что комплексная методика развития речи детей с ОНР средствами различных жанров народного фольклора просто необходима.

Для дошкольников с ОНР характерны а) низкий словарный запас; б) несформи-рованность грамматического строя речи; в) недостаточно высокий уровень связной речи. Поэтому для их преодоления целесообразно использование малых фольклор-

ных форм, которые будут способствовать формированию речемыслительной деятельности детей, обогащению словарного запаса, улучшению понимания речи окружающих, освоению системы родного языка [4].

На практике малые формы устного народного творчества используются на разных занятиях:

- по формированию правильного звукопроизношения;

- по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

- по развитию лексико-грамматических средств языка;

- по формированию навыков связного рассказывания;

- логоритмических занятиях и т.д.

Методисты-практики советуют на начальных этапах работы развивать интерес к малым жанрам фольклора. Для этого, по нашему мнению, самым эффективным будет метод, используемый Г. Клименко и И. Поповой [2, 5] - самая доступная и интересная форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР. Они рекомендуют завести альбом для записи известных детям пословиц. Затем сделать альбом-раскладушку, в который записываются только новые выражения народной мудрости.

Следуя этой системе, мы во время практики сделали два альбома-раскладушки: в первый альбом записывали только пословицы и приклеивали рисунки соответствующие их содержанию, а во второй альбом записывали загадки, которые дети знали, и с помощью родителей рисовали к ним картинки.

Дети с удовольствием приклеивали рисунки к пословицам и загадкам, объясняли, что означает та или иная пословица или загадка, и в каких случаях можно употреблять пословицы. Родители тоже заинтересовались данными заданиями, они, помогая детям, узнавали для себя новые пословицы или загадки, многие просили альбом домой, и вместе с детьми рисовали рисунки или приклеивали картинки.

При использовании пословиц и поговорок дети учатся не только ясно и выразительно выражать свои мысли, но и развивается у них умение правильно использовать слово, образно описать предметы.

Методисты рекомендуют использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с текстами художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

- перед чтением сказки сделать анализ пословицы, чтобы подвести детей к осознанию идеи сказки;

- для правильного понимание идеи сказки обсудить ее названия или значение пословицы, соответствующей ее содержанию;

- подбор пословиц, соответствующих содержанию и идее сказки или рассказа [2, 5].

Во время практики мы попытались использовать и эти методы. Например, перед

чтением тувинской народной сказки "Чыраа кулун" (Жеребенок-иноходец) мы выясняли, как понимают дети выражение "артык сеткил" (высокомерие). Дети говорили, как они понимают пословицу "Артык сеткил башка халдаар" (Высокомерие может обернуться бедой). После обобщения ответов, предложили внимательно прослушать сказку и решить, что довела волка до беды. Затем придумывали другое название к сказке

- «Угаанныг кулун» (Умный жеребенок), «Артык сеткилдиг бeрY» (Высокомерный волк).

После прочтения тувинской сказки «Деспиде эът» (Мясо в корытце) задавали детям следующие вопросы: "Скажите коротко, о чем сказка? Она похожа на сказку «Чыраа кулун»? Вспомните пословицы, которые бы подошли к ней по содержанию". И дети приводили примеры пословиц: «Сагыш улуг чорбас, шаан бодап чоруур» (Не желай большего, учитывай свои возможности), «Биче сеткилдиг кижи хYндYткелдиг» (Скромному человек - почет), «Сеткилдиц бичези херек, эртемниц улу херек» (Самомнения поменьше, а знаний - побольше). А после чтения авторской сказки К. Тю-люша «Улуургак, билииргек Дагаажык» (Заносчивый, зазнавшийся цыпленок), дети сразу привели пословицу "Болбас тенек бодун мактаар" (Хвастун хвалит себя), так как автор в доступной форме рассказывает детям о том, как зазнавшийся хвастун-цыпленок чуть не лишился жизни, решив показать себя храбрецом.

Дети на занятиях знакомились с новыми пословицами и поговорками, и им объясняли как можно по ним составлять свои сказки. И на занятиях по развитию речи дети сами пытались составить маленькую сказку или рассказ по предложенной пословице. А на другом занятии после прочтения сказки вспоминали ту пословицу, которая бы подошла к ней по содержанию.

Методисты советуют детей дошкольного возраста приучать слышать, понимать, запоминать и использовать простые по содержанию пословицы и поговорки. Им трудно освоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, которые его составляют [5], например, «карак кызыл» (трудолюбивый), «ак сеткилдиг» (доброжелательный), «артык сеткил» (высокомерие) и т.п. Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «уран кыс» (искусница), «ус оол» (умелец), «адын камна» (береги имя, т.е. честь) и т.п.

Во время практики, изучив опыт воспитателей и логопедов, мы учили детей различать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице простые ситуации из жизни ребенка, с использованием наглядности [1, 2, 5]. Объясняли им, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы, например, нога, рука, нос, стул, стол, окно или совершаемые действия: положи, клади, убери, открой, заруби, стирай, которых мы хорошо знаем. Но, если объединить их в одно выражение, например, «Думчууцга кертип ал» - «Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Думчууцга кертип ал» - значит «запомни крепко (эки сактып ал), усвой (билип ал). Обобщая, приходили к выводу: чтобы правильно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова, а надо подумать, о чем здесь идет речь.

Таким образом, формировали у детей лексические умения. Главное, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки - это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать в нем или поменять местами, то значение пословицы теряется и получается совсем другое словосочетание.

Г. Клименко рекомендует один раз в неделю во второй части занятия по родному языку планировать работу с пословицами, со скороговорками и загадками [2]. Формы и методы работы могут быть самыми различными. Например,

1) игры-соревнования по рядам: кто больше вспомнит примеры пословиц или загадает загадки;

2) дидактическая игра "Продолжи пословицу":

- педагог или воспитатель говорит начало, а дети продолжают, например, Эки аданын оглу ... (сергек), эки иенин кызы ... (шевер) - У хорошего отца сын - ... (бодрый), у хорошей матери дочь - ... (искусница); Куш -... (уялыг), кижи -... (чурттуг). -У птицы - ... (гнездо), у человека - ... (родина);

- начало пословицы говорит один ребенок, а другой ее заканчивает, например, Адааргак болбас, (олутпай чорбас) - Не надо быть завистливым, (не надо быть ленивым); Аът болуру (кулунундан), кижи болуру (чажындан). - Кон вырастает (из жеребенка), человеком становятся (с детства).

3) дидактические игры с картинками или рисунками: детям раздаются рисунки или сюжетные картинки, а они должны найти подходящую пословицу или вспомнить загадку о предмете, изображенном на картине. Или предложить детям загадывать загадки по определенной теме, например, о животных, о посуде, о природных явлениях и т.д.

4)заучивание скороговорок:

Скороговорки - это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Они широко используются в процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука, а также на занятиях по логоритмике.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи А.С. Бухвостова, А.М. Бородич и другие методисты рекомендуют использовать специфичное упражнение - заучивание скороговорок (дурген чугаа). В своей работе мы придерживались методики A.M. Бородич, который рекомендует заучивать одну - две скороговорки в месяц [1, с. 158]. Прежде всего, нужно подобрать нужное количество скороговорок, распределив их по трудности.

Мы использовали в основном скороговорки из двух, трех или четырех строк, например,

Эзирни хоюстум, (Орла спугнул,)

Эзерни чазадым. (Седло смастерил).

Эник ээрзин, (Пусть щенок лает)

Элик огурзун. (а косуля кричит)

Элик шуут огурзун, (Пусть косуля вообще кричит)

Эник шуут ээрзин! (и щенок вообще лает)

Новую скороговорку сначала дети произносили в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки, а для повторения скороговорки сначала вызывали детей с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом давали указание: говорить медленно, четко или говорить громче или тише, не меняя темпа. Затем скорого-

ворку произносили хором, затем с отдельными детьми. Меняли темп только тогда, когда она была правильно заучена всеми детьми.

5) занимательные упражнения. При выполнении занимательных упражнений мы использовали не только скороговорки, но пословицы и загадки, с помощью которых учили детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности, синонимику и антонимику.

а) упражнения на изменения в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения психического ударения [1]. Используя в своей работе данный метод, мы увидели, что дети легко и с удовольствием выполняют такие задания. Например,

Кижи чугаалажып таныжар, (Человек знакомится во время общения)

Аът киштежип таныжар. (Лошадь знакомятся во время ржания)

Кижи чугаалажып таныжар, (Человек знакомится во время общения)

Аът киштежип таныжар. (Лошадь знакомятся во время ржания)

Кижи чугаалажып таныжар, (Человек знакомится во время общения)

Аът киштежип таныжар. (Лошадь знакомятся во время ржания)

6) упражнения в форме диалога, построенного форме «вопрос - ответ». Например,

Вопрос: «Эки кижээ эш хвй?» (У хорошего человека друзей много?)

Ответ: «Эки кижээ эш хвй» (У хорошего человека друзей много.)

Вопрос: Бичии чалгаа улуг чалгаага чедирер? (Маленькая лень доводит до большой лени?)

Ответ: Бичии чалгаа улуг чалгаага чедирер. (Маленькая лень доводит до большой лени.)

б) упражнения творческого характера (выразить настроение, свои желания или намерения). Например, перед ребенком ставили задачу - выразить огорчение («Кортуу ховаган дег, дезии дээлдиген дег» - Труслив как бабочка, неуловим как коршун), удивление («Двв дагныц дажы ак, бо дагныц дажы так» - У этой горы камень белый, у этой горы камень прочный), просьбу, нежность или ласку (ХYннезе, хYннезин, хYЛYмзYPYп хYннезин. - Если солнце светить, пусть светит ярко и ласково).

в) отгадывание загадок.

При отгадывании загадок, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна [4]. Для этого надо организовать соревнование: «Кто правильно докажет?», «Кто полно и точно докажет?», «Кто интереснее докажет?»

При загадывании загадки, надо по несколько раз повторять ее, чтобы дети лучше запомнили ее и выделили признаки, а также предложить план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки.

Таким образом, использование малых жанров фольклора в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, рас-

ширению словарного запаса и развитию выразительной связной речи, а также способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Библиографический список

1. Бородин А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 255 с.

2. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. 1983. №5. С.34-35.

3. Матпаадыр. Уругларга аас чогаалы (Матпаадыр. Детский фольклор). Кызыл, 1991.

270 с.

4. Пескишева Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи. АКД. М., 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-malykh-folklomykh-form-v-logopedicheskoi-rabote-s-detmi-4-7-let-s-obshchim-ned#ixzz5YU6kIYhY. (Дата обращения: 15.03.2018 г.)

5. Попова И.Е. Развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/ pedsovet/razvitiya-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-razlichnyx-form-folklora.html (Дата обращения: 20.03.2018 г.)

Bibliograficheskij spisok

1. Borodin A.M. Metodika razvitiya rechi detej. M.: Prosveschenie, 1981. 255 s.

2. Klimenko G. Ispolzovanie poslovits i pogovorok v rabote s detmi (podgotovitelnaya k shkole gruppa) // Doshkolnoe vospitanie. 1983. 5. S. 34-35.

3. Matpaadyr. Uruglarga aas chogaaly (Matpaadyr. Detskij folklor). Kyzyl, 1991. 270 s.

4. Peskisheva T.A. Ispolzovanie malykh folklornykh form v logopedicheskoj rabote s detmi 4-7 let s obschim nedorazvitiem rechi. AKD. M., 2008. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-malykh-folklornykh-form-v-logopedicheskoi-rabote-s-detmi-4-7-let-s-obshchim-ned#ixzz5yu6kiyhy. (Data obrascheniya: 15.03.2018 g.)

5. Popova I.E. Razvitiya rechi detej doshkolnogo vozrasta sredstvami razlichnykh form folklora [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitiya-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-razlichnyx-form-folklora.html (Data obrascheniya: 20.03.2018 g.)

Кара-оол Любовь Салчаковна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета, E-mail: lkaraool61@mail.ru

Иргит Шораана Марат-ооловна - студентка 4 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование) Тувинского государственного университета, г. Кызыл.

Kara-ool Lyubov Salchakovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy of Tuvan State University, E-mail: lkaraool61@mail.ru

Irgit Shoraana Marat-oolovna - 4th year student of the specialty (defectological) education at the Tuvan State University, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.