Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕРВИЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЫТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Тоирова Ление Серановна

На современном этапе процесс экономического воспитания характеризуется наличием разнообразных взглядов относительно его сущности и технологий в контексте дошкольного образования. Вместе с экономическим воспитанием актуальность приобретает рассмотрение одного из компонентов социализации ребенка - экономической социализации, составляющими которой являются элементарные экономические знания, сформированные способы поведения, a также личностные образования, которые мы сочтем необходимыми для успешной экономической деятельности. Несмотря на определенную теоретическую и методическую разработанность обозначенных вопросов, один из самых весомых аспектов проблемы формирования у детей дошкольного возраста первооснов экономической культуры, связанный с приобретением первичного экономического опыта для ее обеспечения, остается малоисследованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRIMARY ECONOMIC EXPERIENCE IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SOCIALIZATION AND EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

At the present stage, the process of economic education is characterized by the presence of diverse views on its essence and technologies in the context of preschool education. Along with economic education, consideration of one of the components of a child's socialization - economic socialization, the components of which are elementary economic knowledge, formed behaviors, as well as personal education, which we consider necessary for successful economic activity, becomes relevant. Despite a certain theoretical and methodological elaboration of these issues, one of the most significant aspects of the problem of the formation of the first principles of economic culture in preschool children, associated with the acquisition of primary economic experience to ensure it, remains little explored.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. На современном этапе процесс экономического воспитания характеризуется наличием разнообразных взглядов относительно его сущности и технологий в контексте дошкольного образования. Вместе с экономическим воспитанием актуальность приобретает рассмотрение одного из компонентов социализации ребенка - экономической социализации, составляющими которой являются элементарные экономические знания, сформированные способы поведения, a также личностные образования, которые мы сочтем необходимыми для успешной экономической деятельности. Несмотря на определенную теоретическую и методическую разработанность обозначенных вопросов, один из самых весомых аспектов проблемы формирования у детей дошкольного возраста первооснов экономической культуры, связанный с приобретением первичного экономического опыта для ее обеспечения, остается малоисследованным.

Ключевые слова: экономическое воспитание, первичный экономический опыт, социализация ребенка.

Annotation. At the present stage, the process of economic education is characterized by the presence of diverse views on its essence and technologies in the context of preschool education. Along with economic education, consideration of one of the components of a child's socialization - economic socialization, the components of which are elementary economic knowledge, formed behaviors, as well as personal education, which we consider necessary for successful economic activity, becomes relevant. Despite a certain theoretical and methodological elaboration of these issues, one of the most significant aspects of the problem of the formation of the first principles of economic culture in preschool children, associated with the acquisition of primary economic experience to ensure it, remains little explored.

Key words: economic education, primary economic experience, socialization of the child.

Введение. Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического воспитания и социализации детей как фундаментальной базы для дальнейшего экономического образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации вообще.

В государственных образовательных программах детей дошкольного возраста понятие «экономическая социализация» отождествляется с понятием «экономическое воспитание» и рассматривается в сочетании с другими аспектами воспитания. Следует учесть нынешнее стремительное становление механизмов экономических отношений, a вместе с тем и создании определенного стиля экономической культуры. Исходя из измененных экономико-социальных условий, необходимо пересмотреть и разработать другие методики и направления обучения детей.

Изложение основного материала статьи. В широком смысле экономическую социализацию можно рассматривать как процесс становления экономического мышления, в том числе процесс интериоризации новой реальности, включающей познание экономической действительности, усвоение экономических знаний, формирование навыков экономического поведения и реализация их в реальной действительности [14].

Процесс экономической социализации в детстве связан не только с повседневной жизнью ребенка, но и с достаточно общими социально-экономическими проблемами. Чтобы избежать одностороннего подхода, необходимо использовать систему качественно-количественных показателей, что позволяет раскрыть процесс экономической социализации в детстве с учетом различных форм ее проявления [16]. Ведущая роль здесь принадлежит реальному включению ребенка в те области деятельности, в которых происходит усвоение экономических знаний и опыта экономического поведения. Относительно дошкольного возраста понятие экономической социализации иногда заменяют понятием потребительской социализации, связанной с формированием навыков потребительского (покупательского) поведения и усвоение знаний об экономических понятиях разных аспектов, характеризующих потребление: деньги, покупка, место покупки и т.п [15]. Потребительское поведение в детстве имеет специфические черты, проявляющиеся в ограниченности уровня потребительских ресурсов; значительной внешней зависимости покупательских возможностей; реализации возможности приобретения детьми типовых продуктов и услуг (сладости, игры, развлечения) только под присмотром взрослых и непродолжительное по времени планирования покупок [10].

Главная черта развития экономических представлений в детстве заключается в установлении прямой зависимости знания от сформированного опыта, приобщение ребенка к экономическим отношениям. Для формирования экономических представлений детей дошкольного возраста ведущим является поведенческий компонент, a с началом обучения в школе усиливается роль когнитивного компонента. Считаем необходимым уточнить и наполнить конкретным содержанием понятия «экономическая социализация» детей дошкольного возраста [3].

В определении составляющих экономической социализации опираются на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре экономической социализации три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [1].

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы экономического поведения, которые ребенок усвоил и присвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к экономической реальности. Составляющие процесса экономической социализации, отражают изменения, происходящие в детстве.

Так, индифферентное, возможно, негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитание, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к экономической действительности. Отметим, что именно позитивное восприятие экономической реальности станет основой для дальнейшей экономической социализации [2].

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно экономически компетентное поведение, так и во время экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия.

Когнитивная переменная экономической социализации в дошкольном возрасте характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности [5].

Поведенческая переменная экономической социализации в детстве зависит от того, какие условия создают взрослые для формирования потребительских и трудовых умений, воспитание положительного отношения к труду и экономики, от того, каким является восприятие экономической реальности ребенком [4]. Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное - способствует развитию интереса и мотивации ребенка к участию в экономической сфере жизнедеятельности [12].

H.Г. Грамма, очерчивая в своих трудах понятия «экономического воспитания» и «экономической культуры», замечает, что «культуру следует понимать как характеристику определенной эпохи, соотносить с уровнем объема знаний, умений, навыков, творческих способностей. Воспитание - процесс целенаправленного действия для достижения определенного уровня. Однако культура не является чем-то законченным. Она также постоянно развивается, совершенствуется, и с этой точки зрения культуру можно сравнивать с процессом» [9].

Одним из показателей экономической культуры является наличие сложившегося экономического опыта человека. Экономически культурный человек понимает значение экономических терминов, целесообразно использует собственные знания, придерживается морально-этических норм в процессе собственной экономической деятельности. Все это является достоянием человека в процессе экономической деятельности, что составляет его первичный экономический опыт [8].

Заметим, что первичный экономический опыт детей старшего дошкольного возраста формируется на начальном уровне именно в процессе экономической социализации: через наблюдение за действиями взрослых, попытки копировать их действия, общения со сверстниками, просмотра телевидения и тому подобное. Сформированный таким образом опыт пригодится для дальнейшего формирования опыта во время специально организованного процесса экономического воспитания [19]. Чем опытнее ребенок в начале этого процесса, тем легче он будет осваивать новые знания и способы поведения в дальнейшем обучении. Но экономическое воспитание не может происходить вне экономической социализации. Как было указано выше, экономическое воспитание является частью экономической социализации ребенка, поскольку экономическое воспитание является специально организованным процессом, в отличие от экономической социализации, которая продолжается в процессе жизнедеятельности ребенка и охватывает почти все сферы жизни [13].

Экономическая социализация с целенаправленным экономическим воспитанием обеспечивает приобретение ребенком экономического опыта и способствует реализации их главной цели - формирования экономической культуры [6].

Первичный экономический опыт состоит из мотивационного, информационного, операционного компонентов. Эти компоненты невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Следовательно, необходимо организовать такую деятельность, в результате которой происходило бы комплексное формирование всех компонентов первичного экономического опыта. Возможности экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода рассмотрела А.Д. Шатова, которая отметила, что целесообразным является синтез нравственного, трудового и экономического аспектов обучения и воспитания [20].

Проблема экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, содержит много противоречий:

I. Детей очень привлекает экономическая сфера жизнедеятельности, но в большинстве дошкольных учреждений не существует специально организованного процесса экономического воспитания детей.

2. Воспитатели используют все возможные методы организации процесса формирования экономической грамотности детей через недостаточную собственную осведомленность.

3. Родители считают необходимой подготовку ребенка к участию в экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только дошкольное учреждение.

Взаимодействие между воспитателями и родителями с целью формирования экономической грамотности детей отсутствует [18].

Для устранения указанных противоречий в некоторых детских садах осуществляется работа по экономическому воспитанию новых программ экономической подготовки детей дошкольного возраста, авторами которых являются Л. Дрозденко Л. Кнышова, E. Курак, Н. Смелянская и др. [17]. Во всех указанных программах авторы прежде всего обращают внимание на отборе доступных для детей дошкольного возраста знаний из области экономики.

Важной для нашего исследования является серия занятий по экономическому воспитанию Г. Жадан и Г. Григоренко, на которых в игровой форме не только раскрывается содержание основных экономических понятий, но и предоставляется возможность детям ознакомиться с типичными социально-экономическими ситуациями и попробовать самостоятельно выполнить элементарные экономические действия в условно созданной игровой ситуации [11].

Исследователи подчеркивают, что в дошкольном возрасте целью экономического образования должно быть только формирование навыков экономического мышления, a не тщательное, всестороннее изучение тех или иных экономических категорий, поэтому не стоит перегружать ребенка теорией, оторванной от реальной жизни, ведь главная цель в экономическом воспитании детей дошкольного возраста - формирование первичного экономического опыта [7].

Выводы. Таким образом, первичный экономический опыт определяется как элементарная форма отражения экономической деятельности, что, с одной стороны, является совокупностью полученных ранее знаний о сущности экономических отношений и понятий, сформированных элементарных экономических умений и навыков, с другой -выступает необходимым условием для дальнейшего их обогащения. Именно поэтому чрезвычайно важным является воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, адекватно реагировать на общественные изменения, владеть навыками экономически целесообразного поведения.

Литература:

1. Алиева, Т. Экономика: жизнь и игра [Текст] / Т. Алиева // Обруч. - №1. - 2010. - С. 3-5.

2. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания [Текст] / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Детский сад от А до Я. - №4. - 2003. - C. 55-57.

3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: Воспит. и обуч. шестилетних детей / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 2007. - 344 с.

4. Аношина, Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников процессе ознакомления с новыми профессиями [Текст] / Л.М. Аношина // Детский сад от А до Я. - №4. - 2003. - C. 103-106.

5. Архипов, А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического воспитания и образования [Текст] / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. - № 8. - 2000. - С. 95-101.

6. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: [Текст]: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.Л. Беляева; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2009. - 23 с.

7. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание подрастающего поколения / Ю.К. Васильев, И.А. Сасова // Педагогика - 2017. - № 1. - С. 89.

8. Грамма, Н.Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н.Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.

9. Грамма, Н.Г. Формирование экономической грамотности у детей дошкольного возраста: Монография / Н.Г. Грамма. - Одесса, 2017. - 216 с.

10. Детский экономический словарь [Текст] / Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова. - М.: Просвещение, 2000. - 105 с.

11. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Табих. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 45 с.

12. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественного достояния // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В.Г. Нечаевой / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2007. - 205 с.

13. Кларина, Л.И. Экономика и экология для малышей / Л.И. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 2005. - 144 с.

14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

15. Лукин, В.А. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок [Текст] / В.А. Лукин, Т.А. Бахор, О.Б. Лобанова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

16. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. еженед. прил. к Учительской газете» [Текст] // В. Лысенко. - 1997. - №15. - С. 2.

17. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. - СПб.: « Детство - пресс », 2011. - 176 с.

18. Фенько, А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации [Текст] / А.Б. Фенько // Вопросы психологии. - № 2. - 2000. - С. 46-52.

19. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР; В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. - Москва: Просвещение, 1968. - 384 с.

20. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8 - 46 с.

Педагогика

УДК 37.013.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Величко Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Шишкина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования Шутова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов к формированию гибких компетенций обучающихся в процессе художественно-эстетического образования. Дается анализ современных гуманитарных исследований, раскрывающих данную проблему с точки зрения компетентностного, знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов. Рассматриваются педагогические условия подготовки студентов к формированию интеллектуальных, личностных, коммуникативных, регулятивные гибких компетенций обучающихся в ходе преподавания профильных учебных дисциплин художественно-эстетического цикла. К данным условиям относятся: активизация мотивов художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности обучаемых; моделирование художественно-познавательной деятельности студентов в форме решения учебно-познавательных задач; использование технолого-методического инструментария знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов и другие.

Ключевые слова: подготовка специалистов, компетенция, гибкие компетенции, художественно-эстетическое образование, обучающиеся.

Annotation. The article deals with the problem of training specialists to form flexible competencies of students in the process of artistic and aesthetic education. The analysis of modern humanitarian studies revealing this problem from the point of view of competence, knowledge, personality-oriented and culturological approaches is given. The conditions of the effectiveness of preparing students for the formation of intellectual, personal, communicative, regulatory flexible competencies of students during the teaching of specialized academic disciplines of the artistic and aesthetic cycle are considered. These conditions include: activation of motives of artistic-cognitive and artistic-creative activity of trainees; modeling of artistic-cognitive activity of students in the form of solving educational and cognitive tasks; use of technological and methodological tools of knowledge, personality-oriented and culturological approaches, and others.

Key words: training of specialists, competence, flexible competencies, artistic and aesthetic education, students.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Подготовка специалистов к формированию гибких компетенций у обучающихся в процессе

художественно-эстетического образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.