© Д.П. Тибилов, Н.Н. Крутченко, 2008
УДК 65.011.12
Д.П. Тибилов, Н.Н. Крутченко
РОЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРИВЛЕЧЕНИИ КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
Семинар № 7
ЖЭ настоящее время в подходах к финансовому управлению компании происходят масштабные преобразования, связанные с тем, что современная экономика носит глобальный, транснациональный характер. Процессы глобализации экономики приводят к тому, что рынкам капитала становится тесно в национальных рамках - и они становятся интернациональными.
Ключевым подходом как для России в целом, так и для отдельно взятой угольной компании должен стать концептуальный подход к развитию бизнеса, предполагающий наличие четко разработанной концепции эффективного привлечения капитала, позволяющий реализовать стратегические цели угольной компании и заключающийся в применении современных принципов финансового управления компании.
Выход на мировые финансовые рынки предполагает наличие у компании необходимых к размещению финансовых инструментов. В качестве основных финансовых инструментов, размещаемых на фондовых рынках, выступают акции и облигации.
Первичное размещение акций на международных финансовых рынках (IPO) позволяет получить рыночную оценку эффективности бизнеса, а также является эффективным способом «выхода из бизнеса» для существующих владель-
цев, желающих продать свои бумаги дороже. При этом, в отличие от заемного капитала, привлеченный акционерный капитал не нужно возвращать или выплачивать процент за его использование.
Выстраивая свою программу привлечения акционерного капитала, угольная компания должна иметь четкую и понятную для инвестора структуру своего бизнеса и являться прозрачной с точки зрения раскрытия информации в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В противном случае часть инвесторов может отказаться от предлагаемых им бумаг, что неизбежно приведет к снижению их цены, и компания не доберет необходимого объема инвестиций.
Однако, для принятия окончательного решения о размещении акций на фондовых биржах угольным компаниям необходимо оценить и сравнить различные способы привлечения капитала, учитывая тот факт, что акции не всегда являются эффективным инструментом привлечения денежных средств. Положительные и отрицательные моменты для угольной компании в привлечении фи-нансирова-ния путем проведения IPO или раз-мещения облигационного займа при-ведены на рис. 1.
ПРОВЕДЕНИЕ IPO
Привлечение долгосрочных финансовых ресурсов Отсутствие необходимости возврата привлеченных средств
Возможность увеличить долговое финансирование в будущем
Справедливая рыночная оценка
Повышение капитализации и ликвидность активов Улучшение имиджа, повышение узнаваемости брэнда
Инвесторы оценивают компанию во всех аспектах
ОБЛИГАЦИОННЫМ ЗАИМ
Привлечение финансовых ресурсов (на срок от 2 до 7 лет)
Кредиторы не получают права собственности
Размещение облигаций - «серийный» продукт, в то время как IPO - «штучный»
Облегчение доступа к банковским кредитам
Возмо^ость привлечения средств при ОПФ (организационноправовая форма) - ОАО, ЗАО, ООО, а такжэ создание БРУ
«Размывание» долей акций
Право на получение дивидендов
Право на получение части имущества общества в случае его ликвидации
Ограничения и привязка размещаемых акций ________к количеству объявленных акций_________
Необходимость считаться с мнением инвестиционного сообщества
Отсутствие гарантий удачного размещения Обязательства по систематическому раскрытию информации
Проведение IPO возможно только при ОПФ - ОАО
В большинстве случаев заимствования предусматривают оферты (письменное предложение продавца или покупателя о заключении договора) с периодичностью 1 раз в 0,5-1,5 года
Компания обязана выплачивать номинальную стоимость или номинальную стоимость и проценты
Ограничения и привязка выпущенных облигаций к размеру УК или обеспечению, а также к сроку существования общества
Обязательства по систематическому раскрытию информации
Инвесторы, прежде всего, оценивают кредитную историю и ____________________надежность заемщика_____________________
Рис. 1. Плюсы и минусы привлечения финансирования от проведения IPO и размещения облигационного займа с точки зрения эмитента *
*(SPV (Special Purpose Vehicle), в терминологии бизнеса - компания, создаваемая специально для реализации определенного проекта, например, привлечения внешнего финансирования путем выпуска векселей и размещения облигаций. В российской практике подобные компании часто имеют в своем названии приставки «Финанс», «Инвест»).
Проведение IPO необходимо для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов. С этой точки зрения IPO необходимо для реализации стратегически важных задач, стоящих перед угольными компаниями, таких как освоение новых технологий, строительство новых промышленных объектов, обновление основных производственных фондов, и т.д.
Эффективное планирование работ и рациональное распределение ресурсов при подготовке угольной компании к выходу на мировые биржи, является залогом успешного размещения акций. Учитывая аналогичный опыт в смежных отраслях (металлургия, электроэнерге-
тика и т.д.), проведение IPO предусматривает 3 последовательных этапа, каждый из которых включает в себя ряд мероприятий:
1) подготовительный;
2) непосредственно выход на международные финансовые рынки (МФР);
3) деятельность после выхода на МФР.
1 этап. Подготовительный (3-4 года после принятия решения о выходе на МФР)
• Формирование кредитной истории: использование инструментов кредитов, вексельных и облигационных займов; выполнение кредитных обязательств;
• Подготовка финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами;
• Выбор банка-андеррайтера (инвестиционный банк, финансовый институт, обслуживающий процесс размещения ценных бумаг. Основные функции банка: консультирование эмитента по вопросам, связанным с эмитируемыми ценными бумагами (акции или облигации), цена размещения, время эмиссии и выхода на финансовый рынок, методы размещения и др.), а также по выбору регистратора, депозитария, фондовой биржи либо организатора. При этом при выборе биржи в первую очередь следует учитывать, какие страны являются основными потребителями продукции угольной компании, а также условия размещения на различных биржах.
• Реализация премаркетинга: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков с целью определения точного размера и ценового диапазона размещения;
• Принятие советом директоров угольной компании решения о выпуске (или дополнительном выпуске) акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров;
• Выбор партнёров:
о финансового консультанта для
создания инвестиционного ядра (одной или нескольких компаний, входящих в состав угольной компании по которым можно будет формировать отчетность и раскрывать информацию);
о юридического консультанта для формирования прозрачной юридической структуры компании;
о консультанта по маркетингу для определения информационной политики компании, организация 1Я и РЯ политик (политики по внешним связям и связям с инвесторами, связям с общественностью), 1Я - агентства для реализации
информационного сопровождения проекта;
o агентства для поиска независимых директоров и их ввода в состав совета директоров компании, которые имеют свою точку зрения и принимают соответствующие решения;
o аудитора корпоративного управления для определения позиции рейтинга корпоративного управления.
• Подготовка решения о выпуске проспекта ценных бумаг. Утверждение решения о выпуске проспекта ценных бумаг;
• Подготовка аналитических отчётов (длительность 6 месяцев) о:
o отрасли и рынке;
o показателях деятельности компании;
o стратегии компании;
o менеджменте компании.
• Проведение due - diligence юри-
дическим консультантом, аудитором, финансовым консультантом, банком-
адеррайтером (комплексная юридическая проверка каждого участвующего в сделке юридического лица);
• Государственная регистрация документов в ФСФР (Федеральная служба РФ по финансовым рынкам, длительность 6 месяцев); подготовка проспекта по результатам due -diligence; обновление оценки стоимости размещаемого пакета (по результатам due-diligence и оценки конъюнктуры рынка);
• Раскрытие информации о компании среди широкого круга инвесторов; определение диапазона цены; выпуск предварительного проспекта (содержит информацию о бизнесе, корпоративной структуре эмитента, описание размещаемых ценных бумаг и рисков их потенциальных владельцев); проведение независимого анализа проспекта эмиссии аудитором;
| Выбор и согласование способа подготовки финансовой отчетности
Подготовка финансовой отчетности
формирование
проектной группы
Разработка план-графика работ
Упорядочение юридической структуры
Выбор банка-андеррайтера
Повышение рейтинга корпоративного управления Регистрация документов ^>* Проведение РР-компании
Определение диапазона цены | резентация размещения
!> Ні
[^> [^>| Подготовка проспекта эмиссии, оплата типографских услуг | Размещение акций на бирже
Стабилизация цены акции (30 дне|й)
Рис. 2. Календарный план работы компании по выходу на международные финансовые рынки
• Организация ознакомительного роад-шоу (маркетинговые мероприятия, рекламная презентация); выпуск окончательного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта аудитором.
• Страхование профессиональной ответственности. Еще одним существенным пунктом расходов является страхование профессиональной ответственности руководителей компании — полис D & О (directors and officers liability insurance), без которого путь на западные биржи закрыт. Ставки вознаграждения по данному виду страхования варьируются от 2-3 % до 15 % от страховой суммы. Страховая сумма в российских страховых договорах начинается от 5 млн. долл. и доходит до 100 млн долл.
2 этап. Выход угольных компаний на МФР. Размещение акций на бирже
3 этап. Деятельность во время обращений акций на бирже
• Подготовка и утверждение советом директоров отчета об итогах выпуска, публикация информации о существенном факте;
• Регистрация отчета об итогах эмиссии в ФСФР;
• Стабилизация (в течение 30 дней);
• Организация вторичного обращения акций на бирже;
• Регулярная работа с инвесторами, подготовка и публикации регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни компании, выпуск аналитических отчетов, проведение road - shows , организация конференций между топ-менеджментом компании и инвестиционными аналитиками, организация выступлений топ-менедж-мента на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ-менеджеров с крупными инвесторами или фонд-менедже-рами, организация пресс-сопровожде-ния деятельности компании.
На рис. 2 представлен укрупненный календарный план работы компании по выходу на международные финансовые рынки.
С момента принятия руководством компании решения о размещении акций на мировых финансовых биржах до момента размещения акций на бирже, всю необходимую работу целесообразно выполнять в соответствии с разработанным в компании планом работ. Наличие четкого плана эффективного привлечения капитала на международных финансовых рынках позволит угольным компаниям рационально и эффективно организовать работу, поможет распланировать ресурсы и ускорит подготовку к выходу на фондовые рынки, птш
— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------
Тибилов Д.П., Крутченко Н.Н. - Московский государственный горный университет.
Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 7 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р экон. наук, проф. М.Х. Пешкова.
А