Научная статья на тему 'Первичное размещение ценных бумаг как инструмент привлечения инвестиций для развития бизнеса'

Первичное размещение ценных бумаг как инструмент привлечения инвестиций для развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / ПЕРВИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПУБЛИЧНАЯ КОМПАНИЯ / INITIAL PUBLIC OFFERING / INVESTING STRATEGY / PUBLIC CPMPANY / IPO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов Е. Л., Николаевский И. Н.

В статье рассмотрен актуальный вопрос в рамках инвестиционной стратегии компании первичное размещение ценных бумаг. Используя первичное размещение, компания привлекает денежные средства рыночных инвесторов на беспроцентной основе и приобретает статус публичной, в результате чего происходит качественное улучшение имиджа компании в глазах общественности и инвесторов. В статье представлены преимущества сравнительно нового инвестиционного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL PUBLIC OFFER AS THE INSTRUMENT OF ATTRACTION OF INVESTMENTS FOR BUSINESS DEVELOPMENT

In article topical issue within investment strategy of the company initial public offering is considered. Using primary placement, the company raises money of market investors on an interest-free basis and gets the status public therefore there is a high-quality improvement of image of the company in the opinion of the public and investors. Advantages of rather new investment tool are presented in article.

Текст научной работы на тему «Первичное размещение ценных бумаг как инструмент привлечения инвестиций для развития бизнеса»

Проблемы экономики и менеджмента

финансы, денежное обращение и кредит

УДК 336.767

Е.Л. Балашов

канд. экон. наук, ст. преподаватель, кафедра управления,

Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова» в г. Севастополе

И.Н. Николаевский,

студент,

факультет экономики и управления, Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе»

ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Аннотация. В статье рассмотрен актуальный вопрос в рамках инвестиционной стратегии компании - первичное размещение ценных бумаг. Используя первичное размещение, компания привлекает денежные средства рыночных инвесторов на беспроцентной основе и приобретает статус публичной, в результате чего происходит качественное улучшение имиджа компании в глазах общественности и инвесторов. В статье представлены преимущества сравнительно нового инвестиционного инструмента.

Ключевые слова: первичное размещение, первичное предложение, инвестиционная стратегия, публичное предложение, публичная компания.

E.L. Balashov, Sevastopol branch of Moscow State University, Sevastopol

I.N. Nikolaevskiy, Sevastopol branch of Moscow State University, Sevastopol

INITIAL PUBLIC OFFER AS THE INSTRUMENT OF ATTRACTION OF INVESTMENTS FOR BUSINESS DEVELOPMENT

Abstract. In article topical issue within investment strategy of the company - initial public offering is considered. Using primary placement, the company raises money of market investors on an interest-free basis and gets the status public therefore there is a high-quality improvement of image of the company in the opinion of the public and investors. Advantages of rather new investment tool are presented in article.

Keywords: IPO, initial public offering, investing strategy, public cpmpany.

Первичное размещение - наилучшая возможность для продажи ценных бумаг компанией, которая заинтересована в привлечении инвестиций. Initial public offering или первичное размещение - установленная законом процедура торгов ценными бумагами на фондовой бирже, в результате чего компания-эмитент получает оплату за свои акции. Ценными бумагами, при первичной эмиссии, чаще выступают акции молодых компаний, которые желают внешний акционерный капитал и ищущих публичный рынок для своих акций. Первичное публичное предложение всегда связанно с рисками инвесторов, которые они готовы принять ради получения наибольшей прибыли.

Данная процедура регламентируется и регулируется законодательством страны, в которой находится биржа, через которую проходит первичное публичное размещение акций компании. Однако существует необходимость соблюдения законодательства и

118

№ 6 (46) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

выполнения требований иностранными компаниями в странах их регистрации [3]. К примеру, если говорить о российских компаниях, то при желании разместить свои акции на зарубежных площадках, российские эмитенты обязаны в первую очередь выполнить требования российского законодательства, и лишь впоследствии требования законодательства страны, в которой находится биржа. Первичное размещение предполагает, что компания впервые сталкивается с публичным предложением своих акций, но если рассматривать примеры, можно столкнуться с вопросом, а именно: можно ли считать процедурой первичного публичного размещения на зарубежных биржах, если акции компании уже были выпущены в стране регистрации в национальной бирже.

Первичные публичные предложения акций многих российских компаний зачастую не оправдывают возложенных на них надежд, вследствие чего все меньше инвесторов поддерживают первичное размещение российских эмитентов. Происходит это вследствие того, что большинство компаний не учитывают риски, планируют размещение очень рано и при этом переоценивают стоимость собственных акций. Причиной данного феномена является отсутствие грамотного и эффективного корпоративного управления, уход от его стандартов. Еще одним фактором можно выделить нежелание российских компаний увеличивать прозрачность фирмы, что приводит к недостаточной открытости бухгалтерской отчетности и сомнениям инвесторов.

Среди других наиболее распространенных источников привлечения инвестиций необходимо выделить:

- нераспределенная прибыль;

- бюджетные средства и государственные ссуды;

- банковские кредиты;

- облигационные займы, размещаемые компаниями на открытом рынке [3].

В некоторых случаях, первичное публичное размещение акций может рассматриваться компаниями как единственный способ привлечения долгосрочных инвестиций. Дело в том, что к облигационным займам прибегают крупные и широко известные на рынке компании. Для небольших, но перспективных компаний традиционное облигационное заимствование невозможно. Но из-за неразвитости финансового рынка и малой популярности и изученности процесса первичного размещения, компании малого и среднего бизнеса в России редко используют этот инструмент для привлечения большого количества инвестиций. Однако первичное размещение имеет ряд преимуществ перед другими источниками привлечения инвестиций, представленных в таблице 1.

Первичное размещение является собой длительный и структурированный процесс, при котором компания взаимодействует со многими участниками рынка, а также меняет не только свою структуру, но и ее политику, а иногда и стиль корпоративного управления. К подготовительным этапам можно отнести такие процессы, как: Due diligence эмитента, подготовка и аудит финансовой отчетности, юридическая экспертиза бизнеса, оценка технологического и кадрового потенциала, а также маркетинговый анализ деятельности компании [3]. Происходит оценка бизнеса, реорганизация компании и оптимизация корпоративного управления, с целью привлечения более широкого круга инвесторов (табл. 2).

№ 6 (46) - 2015

119

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Преимущества первичного размещения перед другими источниками

привлечения инвестиций

Источники инвестиций Преимущество IPO перед ними

Нераспределенная прибыль одинарное большое поступление капитала, с независимостью от будущей экономической конъюнктуры

Бюджетные и государственные средства оперативность поступления инвестиций, с отсутствием социальных обязательств

Кредиты банков отсутствие лишних затрат, независимость от конкретного финансового института, не требует целевого использования и залогового обеспечения

Облигационные займы безвременный срок привлечения ресурсов, отсутствие обязательств обслуживания займа, не требует временных затрат

Личные средства акционеров отсутствуют ограничения в объемах привлечения инвестиций

Источник: разработано автором на основе материалов [1, 3].

Таблица 2 - Ключевые блоки оценки готовности компании к первичному размещению

Анализ налого- Налоговое Целостность Анализ предло- Разработка стра- Налого-

вого состояния планирова- и надежность женной структу- тегии выхода для вый кон-

компании ние данных ры размещения акционеров троль

Налоговые обязательства

Система корпоративного управления

Управление Системам Разработка Корпоративная Обучение ру- Внутренний

рисками внутреннего структуры социальная ководства аудит

контроля компании ответственность компании

Финансовая отчетность

Подготовка Подготовка Управленческая IT - под- Отчет о деятельно-

финансовой и прогнозирование отчетность держка сти всех отделов

отчетности бюджета компании

Кадровые ресурсы

Привлечение Развитие Система Обзор и реструкту- Обучение

ключевых руководи- и обучение вознаграждения и ризация корпора- руководства

телей и системы топ- кадровых мотивации тивной организаци- компании

менеджмента ресурсов персонала онной структуры

Поддержка организационных изменений в компании

Распространение

информации

Эффективное сотрудничество с инвесторами

Соответствие политики компании ее целям

Увеличение

прозрачности

компании

Анализ

происходящих

изменений

Консалтинг

Консультирование по нормативным требованиям

Консалтинг по взаимодействию с биржей_______

Координация работы других консультантов

Стратегическое и

юридическое

консультирование

Подготовка эмиссии ценных бумаг и отчетность

Андеррайтер

PR-сопровождение первичного размещения

Регистрация заявок инвесторов

Поиск потенциальных инвесторов и Investor Relations

Организация и

сопровождение

Road-show

Подготовка инвестиционного и информационного меморандумов

Нормативно-правовое обеспечение сделки

Правовая экспертиза готовности компании

Подготовка всех необходимых документов______

Правовая поддержка изменений в компании

Надзор за подготовкой компании к первичному размещению

Проверка всех договоров и устава компании

Корпоративные финансы

Консультации Обзор Привлечение фи- Long Form Отчет об Отчеты

по оценке стратегиче- нансирования для Report (пол- оборотном независи-

средней цены ских вариан- первичного раз- ный отчет) капитале мых экс-

акций тов мещения компании пертов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: разработано автором на основе материалов [2, 3].

120

№ 6 (46) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Наилучшими примерами успешного первичного размещения служат компании ОАО «ВТБ» и Hilton Worldwide. Гостиничный оператор Hilton Worldwide продал 119 млн своих акций по цене 19 долларов за бумагу, что дает ему рыночную капитализацию в 19,7 млрд дол. - больше, чем у Starwood Hotels & Resorts Worldwide и Marriott International - по 13,8 млрд дол. и Hyatt Hotels - 7,3 млрд дол. Акций было продано больше, чем планировалось, однако цена осталась близка к верхней границе намеченного диапазона, что подтверждает экономическую теорию предложения. Ранее компания заявляла о намерении реализовать 112,8 млн бумаг по цене от 18 до 21 доллара за штуку, но реализовала 119 млн акций по цене 19 долларов за штуку. Особенностью первичного размещения Hilton Worldwide является то, что фонд прямых инвестиций Blackstone, выкупивший данную компанию, удерживает 76% акций из общего запаса акций компании. Фонд прямых инвестиций Blackstone постепенно продает свой пакет акций заинтересованному кругу инвесторов, по цене выше среднерыночной, увеличивая стоимость компании и прибыль от первичного размещения.

Первичное размещение ОАО «ВТБ» стало самым массовым в России за всю историю национального фондового рынка. Всего в размещении ВТБ поучаствовали 131 тыс. частных инвесторов, вложивших свои инвестиции в акции компании на сумму 1,6 млрд дол. Активность граждан обуславливается доступной минимальной ценой заявки, равной 30 тыс. руб., а цена размещения была установлена в размере 13,6 коп. за одну акцию [4].

После первичного размещения 2007 года, в 2008 году активы ОАО «ВТБ» увеличились на 35,9%, достигнув рекордных для банка 125,8 млрд долларов США [4]. Кредитный портфель увеличился на 50,3%, до 90,2 млрд долларов США, благодаря значительному приросту как корпоративных, так и розничных кредитов. Динамику роста капитала и активов банка можно проследить по годовым отчетам. Инвестиционный бизнес ОАО «ВТБ» занял лидирующие позиции во всех основных сегментах рынка, включая рынки долгового и акционерного капитала, а также рынок торговых операций с финансовыми инструментами. В 2009 году ВТБ стал абсолютным лидером среди организаторов выпусков облигаций и еврооблигаций на рынке СНГ и Восточной Европы, а его аналитики в очередной раз были признаны одними из лучших на рынке. Инвестиционный бизнес ВТБ перевыполнил задачу по выходу на уровень безубыточности в течение первого года операционной деятельности, получив по итогам года рекордную доналоговую прибыль в размере 16,4 млрд рублей [4]. Развитие корпоративного, инвестиционного и розничного бизнесов позволило банку продемонстрировать высокий уровень доходов по итогам 2009 года. После первичного размещения, в отчетном периоде доход группы ВТБ от основной деятельности увеличился на 33,3% — до 173,2 млрд рублей, при этом чистый процентный доход до создания резервов вырос на 34,0%, а комиссионный доход - на 28,8% [4].

Для дальнейшей успешной деятельности ОАО «ВТБ» после размещения, рекомендуется установление партнерских отношений с основными группами покупателей российских рисков - крупнейшими пенсионными и инвестиционными фондами, хедж-фондами США, Западной Европы, Азии и Ближнего Востока, создание аналитической службы, входящей в топ-3 на рынке по макроэкономике и основным отраслям промышленности, позволяющей генерировать инвестиционные идеи.

№ 6 (46) - 2015

121

Проблемы экономики и менеджмента

Первичное публичное размещение Hilton Worldwide оказалось более успешным, чем ожидали эксперты, выручив рекордную для гостиничного бизнеса сумму в 2,35 млрд долларов [5]. Компания продала 117,6 млн акций по $20, это на 5 млн акций больше, чем планировалось, и по цене, близкой к верхней границе ценового коридора. Blackstone Group, купившая Hilton на пике в 2007 году за $26 млрд, воспользовалась подъемом фондового рынка США, восстановлением гостиничного сектора, а также улучшением показателей самой сети отелей Hilton и успешно провела первичное размещение ее акций в Нью-Йорке. От продажи 117,6 млн акций инвесторов по $20 за штуку компания выручила $2,35 млрд [5]. Это стало рекордным результатом для гостиничного сектора и вторым по величине IPO 2013 года в США, уступающим лишь показателям октябрьского первичного размещения акций компании Plains GP Holdings, принесшего $2,91 млрд. С учетом цены размещения рыночная стоимость всего Hilton составляет около $19,7 млрд, что больше рыночной стоимости Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Marriott International и Hyatt Hotels.

Для более удачной работы корпорации Hilton на российском рынке, рекомендуется открыть своей представительство в нашей стране, так как при его отсутствии, некому представлять ее интересы. Все конкурирующие гостиничные компании уже позаботились о своих собственных представительствах в стране.

В заключении, необходимо отметить, что любое публичное привлечение средств -это, прежде всего, продажа будущего компании таким, каким видят его текущие собственники. Чтобы размещение получилось удачным, необходимо четко сформулировать и довести до сведения участников рынка свои цели и стратегию. Нередко компании направляют все усилия на достижение краткосрочных результатов, которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Но гораздо плодотворнее сконцентрироваться на долгосрочных целях и помочь инвесторам поверить в способность компании их достичь. Построение правильной стратегии развития и осознание первичного размещения как очередного шага на пути к ее реализации станет именно тем фактором, который позволит инвесторам поверить в успех компании, а перед самой компанией откроет новые горизонты.

Список литературы:

1. Килячков А. А. Рынок ценных бумаг: учебное издание / А. А. Килячков, Л. А. Чалдаева. М.: Экономистъ, 2006.

2. OOO «PWC» или общество с ограниченной ответственностью, аудиторская фирма «ПрайсвoтерхаусКуперс (Аудит)». Путеводитель по выходу на IPO. Руководство по размещению ценных бумаг на бирже. 2013.

3. Лукашов А. Могин. IPO от I до O: пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Годовая отчетность ОАО «ВТБ» за 2009 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Ytb.ru/upload/iblock/859/vtb_godovoi_otchet_2009.pdf (дата обращения: 5.06.2015).

5. Полный финансовый отчет о деятельности компании Hilton в SEC [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.sec.gov/Archives/edgar/data/1585689/

000119312513364703/ d593452ds1.htm#toc (дата обращения: 5.06.2015).

122

№ 6 (46) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.