Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕНЗЕНСКОГО ЦЕРКОВНОГО ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ПЕНЗЕНСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»)'

РОЛЬ ПЕНЗЕНСКОГО ЦЕРКОВНОГО ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ПЕНЗЕНСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Православная Церковь / Пензенская епархия / «Пензенские епархиальные ведомости» / православное духовенство / общество / Церковный историко-археологический и статистический комитет / история повседневности / Russian Orthodox Church / Penza diocese / Penza Diocesan Gazette / Orthodox clergy / society / church historical-archaeological and statistical committee / history of everyday life

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Домнин Сергей Викторович

В статье анализируется деятельность Пензенского церковного историко-археологического и статистического комитета по сохранению истории и описанию повседневной жизни городов, сел и приходов Пензенской епархии. В качестве источника для изучения данной проблемы использованы материалы «Пензенских епархиальных ведомостей» (1866–1917), где публиковались статьи и очерки членов Комитета. Изучены документы по организации Пензенского церковного историко-археологического и статистического комитета, а также многочисленные публикации его членов. Исследованы причины организации Комитета, его место и роль в системе историко-архивных учреждений Пензенской губернии, организационная структура и состав; выполнен количественный и качественный анализ результатов деятельности; дана характеристика восприятия священнослужителями приходской жизни в городах и селах Пензенской епархии, а также особенностей сословной организации российского общества в эпоху модернизации на примере крестьянства и духовенства. Историко-археологический и статистический комитет действовал при Пензенской духовной семинарии с 14 февраля 1902 г. до 1918 г. Данный орган сыграл заметную роль в формировании общественного интереса к местной истории и провинциальной повседневности. Православное духовенство было вовлечено в экспедиционные изыскания провинциальной «живой истории», не зафиксированной в исторических документах, а передающейся от поколения к поколению в устной традиции. Описание современного состояния приходов осуществлялось, говоря современным языком, посредством «включенного наблюдения» самих священников. Деятельность Комитета существенно дополняла результаты исследований Губернского статистического комитета и Пензенской ученой архивной комиссии. Анализ публикаций в «Пензенских епархиальных ведомостях» убеждает в том, что представители православного духовенства, имея первоначальную цель — собрать и обобщить сведения по истории Русской Церкви в Пензенском крае, описывая историю населенных пунктов, храмов, монастырей и приходов, обнаружили кризисные тенденции в развитии всего российского общества. При описании повседневной жизни провинции выяснилось, что духовенство и крестьянство претерпевали неблагоприятные исторические обстоятельства. Широко распространенными и повседневными явлениями стали острое малоземелье; недостаточный уровень развития образования и медицины, технической оснащенности крестьянских хозяйств; отсутствие результативных практик возделывания земли, массовая бедность, низкая урожайность и рецидивы голода; вынужденная миграция в условиях «отхожих» промыслов и т. д. Последствиями вышеперечисленных явлений стали угасание культурных традиций крестьянского мира, разрыв устойчивых социальных связей в обществе. Духовенство в полной мере разделило тяготы повседневной жизни крестьянства, испытывая бедственное материальное положение. Очерки по истории сел и приходов, составленные членами Комитета, являлись сигналом для глубокого реформирования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PENZA CHURCH HISTORICAL, ARCHAEOLOGICAL AND STATISTICAL COMMITTEE IN SHAPING PUBLIC INTEREST IN PROVINCIAL EVERYDAY LIFE (BASED ON THE MATERIALS OF THE PENZA DIOCESAN GAZETTE)

The article analyses the activities of Penza Church Historical, Archaeological and Statistical Committee for the Preservation of the History and Description of the Daily Life of Cities, Villages and Parishes of the Penza Diocese. As a source, the materials of the Penza Diocesan Gazette (1866—1917) were used, on the pages of which articles and essays of members of the Committee were published. Documents on the organisation of Penza Church Historical, Archaeological and Statistical Committee, as well as numerous publications of its members, have been studied. The article describes the reasons for the organisation of the Committee, its place and role in the system of historical and archival institutions of Penza Province, its organisational structure and composition. The article also carries out quantitative and qualitative analysis of the results of the activity; makes a description of the clergy’ perception of parish life in the cities and villages of Penza diocese, as well as the peculiarities of the class organisation of Russian society in the era of modernisation, using the example of the peasantry and clergy. The historical, archaeological and statistical committee acted at Penza Theological Seminary from February 14 (27), 1902 until 1918. This institution played a prominent role in shaping public interest in local history and provincial everyday life. The Orthodox clergy was involved in expeditionary research of the provincial “living history”, not recorded in historical documents, but transmitted from generation to generation according to oral tradition. The description of the modern state of the parishes was carried out, in modern terms, through the “participant observation” of the priests themselves. The activities of the Committee significantly complemented the research results of the Provincial Statistical Committee. The analysis of publications in Penza Diocesan Gazette convinces that representatives of the Orthodox clergy, having the initial goal of collecting and summarising information on the history of the Russian Church in Penza Province, describing the history of settlements, churches, monasteries and parishes, discovered crisis bias in the development of the entire Russian society. While describing the daily life of the province, it turned out that the clergy and peasantry underwent unfavourable historical circumstances. The acute shortage of arable land became widespread and everyday phenomena; the insufficient level of development of education and medicine, as well as technical equipment of peasant farms; lack of productive land-cultivation practices, mass poverty, the low crop capacity and recurrent hunger; forced migration in the conditions of “latrine” industries, etc. The consequences of the above-listed phenomena were the extinction of the cultural traditions of the peasant world, the rupture of stable social ties and crisis phenomena in the religious and moral state of society. The clergy fully shared the hardships of the daily life of the peasantry, experiencing a poor financial situation. Essays on the history of villages and parishes, compiled by members of the Committee, were a signal for the deep reform of society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕНЗЕНСКОГО ЦЕРКОВНОГО ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ПЕНЗЕНСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин Сергей Викторович), ректор Пензенской духовной семинарии Пензенской епархии Русской Православной Церкви Россия, г. Пенза serafim.mitr@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-2483-5921

2023. Вып. 113. С. 66-82

Б01: 10.15382Миг112023113.66-82

Роль Пензенского церковного историко-

АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (по материалам «Пензенских епархиальных ведомостей»)

Аннотация: В статье анализируется деятельность Пензенского церковного историко-археологического и статистического комитета по сохранению истории и описанию повседневной жизни городов, сел и приходов Пензенской епархии. В качестве источника для изучения данной проблемы использованы материалы «Пензенских епархиальных ведомостей» (1866—1917), где публиковались статьи и очерки членов Комитета. Изучены документы по организации Пензенского церковного историко-археологического и статистического комитета, а также многочисленные публикации его членов. Исследованы причины организации Комитета, его место и роль в системе историко-архивных учреждений Пензенской губернии, организационная структура и состав; выполнен количественный и качественный анализ результатов деятельности; дана характеристика восприятия священнослужителями приходской жизни в городах и селах Пензенской епархии, а также особенностей сословной организации российского общества в эпоху модернизации на примере крестьянства и духовенства. Историко-археологический и статистический комитет действовал при Пензенской духовной семинарии с 14 февраля 1902 г. до 1918 г. Данный орган сыграл заметную роль в формировании общественного интереса к местной истории и провинциальной повседневности. Православное духовенство было вовлечено в экспедиционные изыскания провинциальной «живой истории», не зафиксированной в исторических документах, а передающейся от поколения к поколению в устной традиции. Описание современного состояния приходов осуществлялось, говоря современным языком, посредством «включенного наблюдения» самих священников. Деятельность Комитета существенно дополняла результаты исследований Губернского статистического комитета и Пензенской ученой архивной комиссии. Анализ публикаций в «Пензенских епархиальных ведомостях» убеждает в том, что представители православного духовенства, имея первоначальную цель — собрать и обобщить сведения по истории Русской Церкви в Пензенском крае, описывая историю населенных пунктов,

С. В. Домнин

© Домнин С. В., 2023.

храмов, монастырей и приходов, обнаружили кризисные тенденции в развитии всего российского общества. При описании повседневной жизни провинции выяснилось, что духовенство и крестьянство претерпевали неблагоприятные исторические обстоятельства. Широко распространенными и повседневными явлениями стали острое малоземелье; недостаточный уровень развития образования и медицины, технической оснащенности крестьянских хозяйств; отсутствие результативных практик возделывания земли, массовая бедность, низкая урожайность и рецидивы голода; вынужденная миграция в условиях «отхожих» промыслов и т. д. Последствиями вышеперечисленных явлений стали угасание культурных традиций крестьянского мира, разрыв устойчивых социальных связей в обществе. Духовенство в полной мере разделило тяготы повседневной жизни крестьянства, испытывая бедственное материальное положение. Очерки по истории сел и приходов, составленные членами Комитета, являлись сигналом для глубокого реформирования общества.

Ключевые слова: Российская Православная Церковь, Пензенская епархия, «Пензенские епархиальные ведомости», православное духовенство, общество, Церковный историко-археологический и статистический комитет, история повседневности.

Во второй половине XIX в. возрос общественный интерес к местной истории и краеведению, отчасти потому, что реформы Александра II стали стимулом для организационных усилий государственных структур по сбору сведений о состоянии разных частей империи в условиях масштабных экономических и социальных перемен. В условиях отмены крепостного права стремительно видоизменялся исторический облик российского общества.

Попытки государства организовать систематическую и целенаправленную деятельность по сбору достоверных сведений предпринимались еще за четверть века до начала знаменитых реформ. В 1834 г. в Министерстве внутренних дел было образовано статистическое отделение, занимавшееся разработкой сведений, получаемых из департаментов и от губернаторов, после чего повсеместно стали создаваться Губернские статистические комитеты (ГСК). Примечательно, что в составе ГСК обязательно присутствовал член духовной консистории по избранию епархиального архиерея1.

Однако деятельность ГСК, например в Пензенской губернии, была нерегулярной, длительные периоды он фактически бездействовал. Только после создания Пензенской ученой архивной комиссии (ПУАК) дело собирания и исследования исторических источников, изучения местной истории в губернии было упорядочено и приведено в систему2.

1 См.: Первушкин В. И. Роль губернских статистических комитетов в формировании научных знаний в российской провинции // Актуальные проблемы источниковедения: Материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии. Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2019. С. 76-80.

2 См.: Дорошин Б. А. Организация и деятельность Пензенской губернской ученой архивной комиссии: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 1999. С. 3.

ПУАК была создана 9 августа 1901 г., члены комиссии занимались составлением губернского исторического архива, сбором сведений о древностях края, организацией музея, охраной памятников старины, публикацией материалов по истории, археологии и этнографии края3. В губерниях, где отсутствовали университеты, эти учреждения заложили основы научной работы и целенаправленных краеведческих исследований 4.

Однако, несмотря на уже имеющиеся в губернии статистический комитет и ученую архивную комиссию, при Пензенской духовной семинарии был создан Историко-археологический и статистический комитет (далее — Комитет), который действовал с 14 февраля 1902 до 1918 г. Открытие было разрешено Указом Святейшего Синода 9 ноября 1901 г. и приурочено к 100-летию Пензенской духовной семинарии5.

Следует заметить, что церковно-археологические учреждения были явлением массовым. По подсчетам исследователей, с 1872 по 1916 г. было открыто не менее 45 подобных учреждений в разных епархиях. Высказано мнение, что одной из причин их открытия стали предписания Святейшего Синода6.

Интересно ответить на вопрос, возможно ли расширить перечень исторических причин создания церковно-археологических и статистических учреждений на основе анализа деятельности Пензенского комитета? Ведь во многих губерниях уже существовали учреждения, нацеленные на систематизацию исторических и статистических сведений. Почему оказались недостаточными усилия высших сословий и потребовалось участие духовенства для достижения данной цели?

Фактическое открытие Пензенского историко-археологического и статистического комитета состоялось в ходе Общеепархиального съезда духовенства, начавшегося 12 февраля 1902 г. На съезд прибыли благочинные церквей Пензенской епархии, состоящие непременными членами Комитета. В актовом зале семинарии вечером 14 февраля происходило торжественное открытие Комитета. Кроме благочинных на открытие Комитета прибыли члены консистории, епархиальный и уездные наблюдатели церковных школ, инспектор классов епархиального женского училища, смотрители духовных мужских училищ, некоторые протоиереи и священники г. Пензы, а также преподаватели семинарии. Отец-ректор семинарии, протоиерей Петр Алексеевич Позднев, назвал основную цель учреждаемого Комитета — собрать и обобщить сведения по истории Русской Церкви в Пензенском крае, описывая историю населенных пунктов, храмов, монастырей и приходов.

3 См.: Первушкин В. И. Пензенская губернская ученая архивная комиссия // Пензенская энциклопедия. URL: Шр8://ретаепс.ги/дак1/Пензенская_губернская_ученая_архивная_ко-миссия (дата обращения: 01.03.2023).

4 См.: Первушкин В. И. Роль губернских статистических комитетов в формировании научных знаний в российской провинции. С. 76—77.

5 См.: Смирнов Н. По поводу открытия при Пензенской духовной семинарии церковного историко-археологического и статистического комитета // Пензенские епархиальные ведомости. 1902. № 1. С. 28.

6 См.: Полякова Е. А. Церковно-археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX — начале XX века // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5. С. 256-260.

Церковный комитет при семинарии являлся общим институтом для духовно-учебного и епархиального ведомств в пределах Пензенской епархии и должен был «привлечь к себе и соединить силы как духовно-учебных корпораций, так и духовенства, не исключая и других лиц, могущих быть для него полезными в том или другом отношении»7.

Комитет состоял из почетных и действительных членов, а также членов-корреспондентов, которые избирались на общем собрании и утверждались председателем совета комитета. Новоучрежденный комитет не ограничивался кругом семинарской корпорации. В его состав вошли лица других духовно-учебных заведений епархии, епархиального ведомства, а также другие деятели, «заявившие себя трудами по истории, археологии и статистики епархии или изъявившие готовность работать на этом поприще» (§ 8 Устава комитета). Начальствующие всех местных духовно-учебных заведений, члены консистории, все благочинные епархии, настоятели и благочинные монастырей, епархиальный и уездные наблюдатели церковно-приходских школ являлись непременными членами комитета (§ 7)8.

Председателем комитета был назначен ректор семинарии протоиерей П. А. Позднев (позже протоиерей М. С. Архангельский), товарищем председателя — А. Е. Попов, секретарем — К. Соколов. Действительными членами избраны все преподаватели Пензенской духовной семинарии, Пензенского, Тихоновского и Краснослободского духовных училищ, бывший преподаватель Пензенской семинарии А. Троицкий, бывший учитель Тихоновского духовного училища М. Сацердотов, редактор «Народного образования» И. Мироносиц-кий, член ученого комитета А. Ф. Селиванов, уездный врач Саранского уезда Г. Петерсон, священник Введенской г. Пензы церкви Н. Быстров, священник Смоленской церкви г. Краснослободска И. Голубинский, священник Казанской церкви г. Саранска А. Любимов и священник Вознесенской церкви г. Саранска И. Добронравов, как уже «заявившие себя трудами по описанию приходских храмов и монастырей»9.

Почетными членами избраны: преосвященный Глазовский Варсанофий, преосвященный Сумский Стефан, преосвященный Сарапульский Владимир, директор канцелярии Святейшего Синода С. В. Керский, профессора духовной академии В. О. Ключевский, Ф. А. Курганов, Ст. Т. Голубев, И. Г. Троицкий, профессор Казанского университета А. С. Архангельский, почетный блюститель по хозяйственной части Пензенской семинарии Ф. П. Неронов, главный инспектор нар. училищ Туркестанского края Ф. М. Керенский, бывший директор Пензенской учительской семинарии В. X. Хохряков и протоиереи г. Пензы Ф. А. Быстров, И. Н. Кронтовский и А. В. Терновский. В состав Совета Комитета, согласно § 13 Устава, избраны преподаватели семинарии Н. К. Смирнов и А. Л. Хвощев10.

7 Смирнов Н. По поводу открытия при Пензенской духовной семинарии церковного историко-археологического и статистического комитета. С. 29.

8 См.: Там же. С. 28.

9 Открытие церковного историко-археологического и статистического комитета с церковным древлехранилищем при Пензенской духовной семинарии // ПЕВ. 1902. № 5. С. 215.

10 См.: Там же.. С. 216.

Известный историк В. О. Ключевский одновременно являлся не только почетным членом Церковного историко-археологического и статистического комитета, но и Губернского статистического комитета (ГСК). В. Х. Хохряков и А. Ф. Селиванов были членами не только ГСК, но и Пензенской ученой архивной комиссии (ПУАК). Почетными членами ПУАК были также А. Е. Попов и А. Л. Хвощев.

Первая попытка создания Комитета для исторического описания Пензенской епархии состоялась еще в 1850 г. Тогда Святейший Синод в целях составления полного и специального курса истории Русской Церкви счел необходимым собрать и обобщить церковно-исторические и статистические сведения, которые хранятся в разных местах духовного ведомства. Синод предложил архиереям программу исторического и статистического описания вверенных им епархий, в соответствии с которой требовалось собрать нужные сведения из подлинных актов, хранящихся в архивах, библиотеках и других местах епархиального ведомства. Во исполнение этого поручения в Пензе преосвященный Амвросий II образовал под председательством ректора семинарии архимандрита Евпсихия церковно-исторический комитет. В состав комитета вошли инспектор семинарии архимандрит Серафим, кафедральный протоиерей Ф. П. Островидов, преподаватель (впоследствии инспектор) семинарии Г. П. Бурлуцкий. Присланная из Святейшего Синода программа, по которой комитет должен был составить описание епархии, состояла из следующих разделов: Начало и распространение христианской религии; Время учреждения епархии; Епархиальные архиереи в непрерывном порядке; Монастыри, находящиеся в епархии, с историческими сведениями о каждом из них; Сведения о соборах, приходских, домовых и других церквах, «с особенными указаниями на замечательнейшие из них по древности или по каким-либо важным обстоятельствам»; Сведения о святых угодниках, почивающих в монастырях или других местах; Сведения о святых иконах, чудотворных, «явленных или замечательных по особенной древности»; Сведения о благочестивых обычаях и установлениях, существующих в епархии, «каковы: особенные посты, крестные ходы, путешествия для поклонения св. угодникам и проч.»11.

С 1866 г., с момента начала издания «Пензенских епархиальных ведомостей» (далее — Ведомости), труды членов Комитета публиковались на страницах данного печатного епархиального органа. В результате были опубликованы обширные исторические сведения о распространении христианской религии в Пензенском крае; времени учреждения Пензенской епархии; чудотворных, явленных или древних иконах; благочестивых обычаях и установлениях.

К 1901 г. уже были опубликованы биографические сведения практически обо всех епархиальных архиереях, за исключением двух епископов — Амвросия II (Морева) и Антония I. Существующие в Пензенской епархии монастыри были описаны все, кроме одного — женского Троицкого монастыря в г. Пензе. Однако раздел о церквах нуждался в значительном увеличении информации, т. к. на страницах Ведомостей было опубликовано описание только двух соборов — Керенского и Краснослободского, а также некоторых приходских церквей городов

11 Смирнов Н. Указ. соч. С. 31.

Пензы, Чембара, Саранска, Краснослободска. Между тем, в епархии насчитывалось большое число других церквей, замечательных в историческом и археологическом отношениях и потому требующих особого описания. Даже Пензенский кафедральный собор, насчитывающий к началу ХХ в. более 100 лет со времени своего основания, не был описан. Кроме того, в журнале было недостаточно сведений о святых, почитаемых в крае. Для полного церковно-исторического очерка епархии члены Комитета были нацелены составить подробное описание всех городов и всех сельских приходов, составляющих епархию. Ведь из 12 городов епархии были описаны в Ведомостях только Краснослободск и Саранск, а также 36 сел с приходами12. Но это число не составляло и десятой части всех приходов Пензенской епархии. Перед новым составом Комитета, возобновившего свою деятельность, стояла масштабная задача описать еще 10 городов и свыше 650 сельских приходов. К тому же, некоторые опубликованные описания сел нуждались в исправлениях и дополнениях.

Поэтому инициаторы создания Комитета особые надежды возлагали на участие духовенства:

В этой обширной области пастыри могли бы оказать неоценимую помощь церковному комитету, учрежденному при семинарии. Описание того или другого прихода всего сподручнее сделать конечно приходскому священнику, и те села, о которых сведения помещены в Епархиальных Ведомостях, действительно описаны пастырями или другими членами именно приходских причтов. Ввиду всего сказанного является полное основание надеяться, что и новой призыв пастырей Пензенской епархии к сотрудничеству в деятельности историко-археологического и ста Укатистического комитета при семинарии не останется безуспешным13.

Вышесказанное убеждает, что спустя полвека после первой попытки создания Церковного исторического комитета, в начале ХХ столетия, возникла потребность продолжить деятельность по собиранию и обобщению сведений по истории Русской Церкви. Поводом для повторного открытия Комитета стал

12 «Из 12 городов епархии описаны в Ведомостях только два: Краснослободск (1867 г. № 19-22; 1868 г. № 11-15) и Саранск (1880 г. № 18 и 19; 1881 г. № 6 и 7); из сел имеют описания: Чирково (1870 г. № 9 и 10), Русский Качим (1870 г. № 22), Каменный Брод (1871 г. № 21 и 22; 1872 г. № 4-9), Тархово (1872 г. № 18), Кувак-Никольское (1879 г. № 6), Потьма (1880 г. № 12), Старая Кутля (1880 г. № 18 и 19), Поляны (1881 г. № 13-15), Кириклеевский Майдан (1881 г. № 18 и 19), Владыкино (1881 г. № 20 и 21; 1882 г. № 3 и 5; 1883 г. № 8-11), Ромоданово (1882 г. № 7-10), Большой Вьяс (1882 г. № 17 и 18), Макаровка (1882 г. № 23), Новоямская Слобода, Красносл. У. (1883 г. № 13-15), Чиуш-Каменка (1883 г. № 16 и 17), Кочетовка (1883 г. № 18), Головинщина (1885 г. № 4 и 6), Степановка (1885 г. № 7-16), Бояркино (1885 г. № 18-21), Никольское, Буды тож (1887 г. № 13), Белый Ключ (1887 г. № 17 и 18), Дворянский Умыс (1888 г. № 14), Ямская Слобода, Инсар. у. (1890 г. № 22-24), Рамзай (1891 г. № 4), Говорово (1891 г. № 18), Старое Пшенево (1892 г. № 12), Казачья Пелетьма (1895 г. № 4), Новая Нявка (1897 г. № 10), Новое Акшино (1898 г. № 9), Лемдяйский Майдан (1899 г. № 4 и 5), Новая Федоровка (1899 г. № 10), НовоШишкеевская Слобода (1899 г. № 12-14), Архангельское Куракино (1899 г. № 15), Старая Федоровка (1900 г. № 20), Нечаевка, Ивановское тож (1901 г. № 5) и НовоТроицкое (1901 г. № 8) — всего 36 сел (с их приходами)» (Смирнов Н. Указ. соч. С. 33).

13 Там же. С. 34. Цитирование производится по современным правилам орфографии и пунктуации.

100-летний юбилей Пензенской епархии. Преподаватель семинарии Алексей Егорович Попов обратился к собранию с речью о цели и задачах Комитета: Достопочтенные Отцы и Милостивые Государи! <...> Мысль о церковном историко-археологическом и статистическом Комитете с церковным древлехранилищем возникла в среде семинарской корпорации еще в 1899 году, когда она готовилась праздновать 100-летие епархии и семинарии. Празднования таких событий обычно сопровождаются открытием каких-либо учреждений и приготовлением исторических записок. Празднование 100-летия епархии по некоторым обстоятельствам не состоялось. Подготовительные к такому празднованию работы показали, что полной и обстоятельной истории Пензенской епархии в настоящее время составить нельзя, за недостатком нужных для сего материалов. Выяснилось также, что составление истории епархии не по силам отдельному лицу; только совокупными силами многих, близких к делу лиц, возможно более или менее успешно выполнить намеченную задачу. Самыми близкими лицами, в данном случае, естественно являются пастыри церкви и те, кто трудятся в деле подготовления и образования сих пастырей в духовно-учебных заведениях. Отсюда-то и возникла мысль об образовании при Пензенской духовной семинарии Пензенского церковного историко-археологического и статистического Комитета с древлехранилищем14.

А. Е. Попов, автор книги «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии»15, напомнил собравшимся, что на ее страницах было высказано пожелание, чтобы сообщенные там краткие историко-статистические сведения послужили началом новых капитальных трудов по сему предмету. А. Е. Попов выразил надежду, что новоучрежденный Комитет «действительно принял на себя эту задачу»16.

В § 1 устава Комитета была указана цель его деятельности — «дать подробное описание Пензенской епархии в ее прошлом и настоящем состоянии, равно отдельных приходов епархии, храмов, монастырей и разных достопримечательностей в отношениях церковно-историческом, археологическом и статистическом»17.

Для осуществления данной цели предполагалось дать точное и подробное описание каждого храма, села, прихода, а также каждого монастыря. Этому описанию отдельных пунктов уезда должна была предшествовать история уездного города и уезда. Члены Комитета планировали выполнить фундаментальный труд, а именно: для 10 уездов епархии издать 10 томов, приблизительно от 50 до 70 печатных листов каждый. После опубликования названных 10 томов планировалось издать 11-й том, посвященный обозрению истории и современного состояния всей епархии.

По уставу (§ 2) при Комитете создавалось церковное древлехранилище для собирания и сохранения древних церковно-исторических вещественных и

14 Открытие церковного историко-археологического и статистического комитета... С. 209.

15 Попов А. Е. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии / сост. А. Попов. Пенза: тип. губ. правления, 1896. 272 с.

16 Открытие церковного историко-археологического и статистического комитета. С. 210.

17 Там же.

письменных памятников: «а) старопечатные богослужебные книги, а также и другие старинные книги религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, как на славянском, так и на русском языках; б) древнейшие рукописи религиозно-нравственного и исторического содержания; в) замечательные по древности принадлежности православного храма, как-то: св. кресты, иконы, украшения их, сосуды и разного рода церковная утварь, а также и другие памятники»18.

Члены комитета не надеялись на обнаружение многочисленных памятников старины, т. к. «епархия Пензенская не принадлежит к числу древних». Кроме того, «многие из сих памятников вероятно погибли в тяжкие годины Пензенского края, например, во время бунта Стеньки Разина (1670 г.), большого Кубанского погрома (1717 г.), пугачевщины (1774 г.)». Констатировалось, что некоторые памятники «гибнут от всесокрушающего времени, а может быть и от нашей небрежности и неумения ценить памятники старины; многие, наконец, может быть, лежат в неизвестности где-либо на чердаках, в подвалах, кладовых и ждут той же печальной участи — быть истребленными и испорченными. Но чем меньше осталось этих памятников, тем они дороже. Нужно вызвать их на свет, сохранить их на память о давно минувшей жизни края, увековечить на страницах истории местной церкви и сделать достоянием науки»19.

От имени членов Комитета редколлегия журнала «Пензенские епархиальные ведомости», на страницах которого обнародовались труды по истории приходов и сел, поясняла читателям причину своей заинтересованности: «Нет надобности говорить подробно о важности и полезности такого труда. История местного края для нас сама по себе представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Каждому близка и дорога своя родина и знание ее весьма приятно».

Один из инициаторов создания Комитета, профессор Пензенской духовной семинарии, кандидат богословия Алексей Лукич Хвощев подчеркнул значимость изучения истории не только из патриотических мотивов, но и для понимания современности:

Смеем думать, что изучение родины в прошлом и настоящем ее состоянии дорого и крайне интересно для всякого, кто желает сознательно отнестись к окружающему, сознательно понять и оценить те факторы, которые создали и направляют современную жизнь в ней20.

Редактор «Пензенских епархиальных ведомостей» Николай Ксенофонтович Смирнов подчеркнул значение изучения истории для православного духовенства: Кто ныне сомневается, что прогрессивное движение вперед возможно лишь при надлежащем изучении прошлого и что церковная жизнь не составляет в этом отношении исключения? Важность для пастырей церкви —

18 Открытие церковного историко-археологического и статистического комитета... С. 210211.

19 Там же. С. 213-214.

20 Хвощев А. Несколько слов о цели учреждения Пензенского церковного комитета и о программе историко-статистического описания приходов епархии // ПЕВ. 1902. № 4. С. 139.

изучение местного края в церковно-историческом отношении, ознакомление с религиозно-нравственным состоянием предков своих паств и с опытами пастырской деятельности своих предшественников составляют одно из важнейших условий правильного направления и успеха их собственных действий на поприще пастырского служения21.

Кроме того, члены Комитета заметили, что многие пастыри имеют «малую связь» со своей паствой, что объясняется «незнакомством его с паствой, с ее прошлым и настоящим». По мнению инициаторов создания Комитета,

знание этой истории и современного состояния прихода поможет пастырю, особенно молодому, разобраться в массе явлений, его окружающих, введет его в курс жизни, сделает своим в этой среде, воодушевит его к работе и поможет осуществлению пастырского долга в широком смысле, ибо в настоящее время священник уже не есть только учитель веры и требоиспра-витель, но часто и руководитель, и устроитель жизни пасомых. При каждом воспоминании этого прошлого он будет находить себе указания путей и способа деятельности и набираться силы и энергии. Нечего говорить уже о значении истории местного края для уразумения общей истории церковной жизни нашего отечества22.

Организаторы Комитета не сомневались в заинтересованности и способности духовенства сотрудничать в деле изучения края и церковной истории:

Духовное сословие бесспорно может дать все нужное в настоящем случае. В сочувствии нет оснований сомневаться. За это ручаются уже то образование, которое в настоящее время получает духовенство, а также интерес дела и польза его <...> Достигнуть этого всего ближе, естественнее и удобнее для пастырей церкви, тесно связанных с исторической жизнью своих приходских храмов. И можно твердо надеяться, что духовенство Пензенской епархии внесет свою лепту в сокровищницу науки, посвятит часть своих досугов на собирание памятников Пензенской старины, для уяснения прошлого родной церкви и родного края23.

Почему вновь создаваемый комитет был назван статистическим? Ответ дал Алексей Лукич Хвощев:

Однако цель деятельности новоучрежденного церковного комитета состоит не только в занятиях историей и археологией местного края. Она гораздо шире. Комитет имеет своей задачей изучить Пензенскую епархию не только в прошлом, но и в настоящем ее состоянии. В уставе эта задача комитета выражена в наименовании его "статистическим". Не следует думать, как обыкновенно думают, что этот термин непременно предполагает собою только работу над цифрами, иначе говоря— имеет целью выразить в цифрах те или иные стороны в современной (и конечно, прошедшей) жизни

епархии24.

21 Смирнов Н. Указ. соч. С. 29.

22 Открытие церковного историко-археологического и статистического комитета. С. 211.

23 Там же. С. 214.

24 Хвощев А. Указ. соч. С. 141.

Далее Алексей Лукич приводит многочисленные примеры значения статистики для изучения численности населения мужского и женского пола в исторической ретроспективе, с учетом национального происхождения, вероисповедной принадлежности. По мнению профессора, такая статистика необходима для изучения отношений «русских и инородцев, христиан и иноверцев». Кроме того, сведения о численности грамотного населения «дадут возможность судить, как широко распространена грамотность и просвещение в народе, насколько быстро оно развивается и нужно ли и что нужно предпринимать для поддержания и развития просвещения в народе»25. Даты открытия школ всех типов и ведомств, по его мнению, «дадут материал для истории насаждения в крае просвещения, для истории просветительной деятельности министерства народного просвещения, земства и епархиального училищного совета»26.

Алексей Лукич обращал внимание на необходимости статистического анализа доходов причта:

Цифры получаемого причтом обеспечения от прихода за прежнее время (10, 20, 30 и более лет назад) дадут возможность судить о материальном положении духовенства в былое время, а в связи с другими актами и указаниями дадут возможность понять и оценить пастырскую деятельность духовенства — ее успешность и безуспешность. Цифры современного содержания духовенства из разных источников дадут возможность разностороннее осветить современное материальное положение его, — понять нужды и потребности духовенства, а равно могут указать, и то, что и как нужно делать в этом отношении27. Однако инициаторы создания Комитета подчеркивали, что «цифры в работах комитета несомненно будут иметь очень важное значение. Но одними цифрами далеко не ограничивается дело»28. Комитету предстояло, объединив усилия православного духовенства, описать быт, нравы, верования, суеверия местного населения, степень понимания православными истин христианского вероучения, главные занятия населения, отхожие промыслы, степень материального обеспечения и т. д.

Хотя члены Комитета имели в виду, собственно, не губернию, а епархию, т. е. не гражданскую, а церковно-административную единицу, но их интересы выходили за рамки «исключительно дел церкви и веры». Профессор Хвощев подчеркивал ошибочность мнения, что «церковному комитету было бы интересно и нужно знать лишь о степени христианского просвещения населения, о состоянии его нравственности— и более ни о чем. На самом деле, такое мнение нам кажется далеко не состоятельным»29. Ученый высказал убеждение, что христианское просвещение и социальное положение народа взаимосвязаны: .та или другая степень материального положения, тот или иной род занятий и промыслов очень заметно отзываются на христианском просвещении населения. Известно, например, что материальная необеспеченность

25 Хвощев. Указ соч. С. 141

26 Там же. С. 142.

27 Там же. С. 141-143.

28 Там же. С. 143.

29 Там же.

крестьянства (вследствие малого душевого надела, дурного качества земли, неблагоприятных условий аренды и т. д.) в сильнейшей степени препятствует широкому распространению среди него просвещения. Народное же невежество несомненно вредит чистоте Христовой веры». Невежество, по его мнению, поддерживает и развивает суеверия, «отнимая у народа возможность критической оценки и сознательного отношения к окружающему». Материальная необеспеченность, а вследствие этого и потребность в более интенсивной, продолжительной работе не только препятствует участию населения в религиозной жизни, но и толкает на отхожие промыслы, фабрики и заводы, где рабочие могут оказаться под влиянием сектантов30.

Профессор Хвощев, будучи не только богословом, но и историком-краеведом, охарактеризовал провинциальную повседневность следующим образом: Пензенский край не принимал особенно заметного участия в государственной жизни страны, не ознаменован какими-либо громкими выдающимися событиями. В большинстве случаев жизнь здесь текла довольно мирно, мирно и незримо совершалась культурная работа над обрусением инородцев, над развитием производительных сил края, а главное — сравнительно незаметно и постепенно Церковь Христова завоевывала себе здесь новых чад и прочное, благоустроенное положение31.

Хотя мыслитель не увидел ничего выдающегося в повседневном «пейзаже» провинции, он подчеркивал, что членам Комитета предстоит иметь дело с «чрезвычайно обширным и сложным материалом». Поэтому для деятельности Комитета разработана программа:

Подобная программа даст членам-корреспондентам и известного рода руководство располагать передаваемые ими комитету сведения в более или менее систематическом порядке и связном виде, что, конечно, может чрезвычайно облегчить труды комитета32.

Но подчеркнул, что Комитет не требует, чтобы поступающие сведения точно соответствовали данной программе. Комитет был готов принять любую информацию, которую авторы сочтут важной. Особенно данное обстоятельство касалось тех авторов, кто уже «изъявили себя литературными трудами». От членов-корреспондентов, пожелавших предоставлять сведения по определенной программе, Комитет ожидал, что авторы ответят по возможности на все пункты программы, ответят с возможной для них точностью, правдивостью и ясностью и, пожалуй, сжатостью. Но для Комитета, подчеркивали организаторы,

всего дороже то, что касается веры и Церкви, а потому главное внимание при описании приходов должно быть обращено, с одной стороны, на религиозно-нравственное состояние прихожан; а с другой — на деятельность приходских пастырей, чтобы таким образом описания приходов были не только интересны, но и полезны для современного пастырства33.

30 Хвощев А. Указ. соч. С. 144.

31 Там же. С. 138.

32 Там же. С. 144.

33 Там же. С. 148.

Организаторы Пензенского церковно-исторического и статистического комитета не являлись авторами данной программы и ссылались на документы Святейшего Синода, Императорского Русского Археологического общества, а также труды известных археологов и этнографов.

Программа описания приходов и сел включала следующие разделы: 1) географическое и топографическое описание прихода, села К; 2) история прихода; 3) история храма; 4) причт; 5) население прихода; 6) достопримечательности прихода; 7) современное состояние прихода34.

Каждый раздел включал не только широкий перечень сведений, но и анализ их причинно-следственной обусловленности. Например, при описании причта авторам следовало указать изменения в его составе с момента открытия прихода, попытаться объяснить причины данных изменений; указать образовательный уровень священнослужителей, назвать «лучших и усерднейших пастырей»; рассказать, как замещались места причта (наследственно, по выбору прихожан или назначению начальства, под влиянием помещиков); подсчитать средства содержания причта в прежнее время (руга, доход от треб и богослужения, положение от помещика и т. д.); описать домашний и хозяйственный быт духовенства, охарактеризовать отношения с крестьянами и помещиками.

В результате обнаружилась картина совпадения отдельных признаков повседневной жизни священнослужителей и крестьян. Например, священник А. Гроздов так описал жизнь духовенства в селе Селищи Краснослободского уезда Пензенской епархии: «Довольствуясь малым содержанием, духовенство прежнего времени было очень скромно в требованиях к жизни и в своем домашнем быту ненамного отличалось от крестьян». Далее священник сообщал, что одежду носили своего приготовления, обувались в лапти. Сапоги имели только священники и некоторые из диаконов, надевали их только для богослужения, в обычное же время и священники ходили в лаптях. Питались очень скудно, а чай пили изредка, как лакомство. Помещались в незавидных домах и жили грязно. Причетники жили даже хуже крестьян. По отношению к крестьянам духовенство держало себя очень просто. Некоторые из причетников не гнушались и родниться с мужичками; отдавали замуж за крестьян своих дочерей. Неученых детей приписывали к крестьянскому сословию35.

Священник села Никольское-Борнуки Городищенского уезда Пензенской епархии А. Росницкий тоже поделился своими наблюдениями:

Если по отношению к помещику причт держался на далеком почтительном расстоянии, зато с крестьянами жил на равную ногу: вместе гуляли, вместе и горевали. Кичиться ему пред мужиками было нечем. Та же соха-борона, точно такая же бедность и общая крепостная забитость тесно сближали его с мужиком36.

34 См.: Программа историко-статистического описания церквей и приходов Пензенской епархии // ПЕВ. 1902. № 4. С. 148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Гроздов А., свящ. Село Селищи Краснослободского уезда Пензенской епархии (исто-рико-статистический очерк) // ПЕВ. 1903. № 17. С. 714.

36 Росницкий А., свящ. Село Никольское-Борнуки Городищенского уезда, Пензенской епархии (историко-статистический очерк) // ПЕВ. 1904. № 15. С. 593.

Похожая ситуация была в сотнях других сел и деревень. Например, священник Кл. Столыпин из села Блохино Саранского уезда свидетельствовал: Домашний быт блохинского духовенства в прежнее время мало отличался от крестьянского. Исполняя свои специальные обязанности, все члены причта вместе с тем были такими же землепашцами, как их прихожане. Жили они все, не исключая и священников, в обыкновенных курных избах; выезжали наравне с прихожанами на полевые работы — пашню и жнитво; наравне с ними возили и молотили хлеб; во время сенокоса их можно было встретить в любой артели косарей»37.

В селе Блохино сохранилось много рассказов о священнике Адриане Иоси-фове. Это был в полном смысле слова — «иерей-лапотник». Были у него сапоги, но хранились в церкви; надевал он их в великие праздники — на литургии Пасхи, Рождества и др.; утреню же совершал в лаптях. Дома любимым его занятием было плетение лаптей:

Большой искусник, говорят, был он в этом отношении. Наплетет, бывало, целый ворох лаптей — больших и маленьких — и дарит их своим многочисленным кумовьям и крестникам. Нередко его можно было встретить бредущим в какую-нибудь деревню и непременно во всеоружии: в кафтане, натуго перетянутом кушаком; с одного боку, за кушаком, замкнут «кочедык», с другого — пучок лык; за спиной — лапти, из экономии снятые во время пути; за пазухой — требник, а иногда и крестильный ящик. Придет в деревню — и живет там три-четыре дня: ходит под окнами и спрашивает: «нет ли каких треб?» Где случится, — окрестит младенца, или даст молитву родильнице, освятит новый колодец; не досмотрит баба, — попадет какая нечисть в кадку с капустой, — он лезет сам в погреб и освящает оскверненную снедь38. При описании повседневной жизни провинции представителями духовенства выяснилось, что крестьянское сословие находилось в крайне неблагоприятных исторических обстоятельствах. Широко распространенными и повседневными явлениями стали острое малоземелье; недостаточный уровень развития образования и медицины, технической оснащенности крестьянских хозяйств; отсутствие результативных практик возделывания земли, массовая бедность, низкая урожайность и рецидивы голода; вынужденная миграция в условиях «отхожих» промыслов и т. д. Последствиями вышеперечисленных явлений стали угасание культурных традиций крестьянского мира, разрыв устойчивых социальных связей в обществе.

Духовенство в полной мере разделило тяготы повседневной жизни крестьянства. Но, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, многие священнослужители Пензенской епархии откликнулись на призыв стать исследователями истории городов, сел и приходов. На страницах «Пензенских епархиальных ведомостей» были опубликованы труды более 50 священников. Количество авторов рукописных трудов определить не представляется возможным, поскольку многие источники не сохранились.

37 Столыпин Кл., свящ. Село Блохино Саранского уезда (историко-статистический очерк) // ПЕВ. 1907. № 21. С. 1027.

38 Столыпин Кл., свящ. Указ. соч. С. 1027.

В 1912 г. Совет Комитета обобщил итоги многолетней деятельности членов-корреспондентов и составил список городов и сел Пензенской епархии, приходы которых получили описания в печатном или рукописном виде.

По Городищенскому уезду: г. Городище; села: Архангельское Куракино, Воскресенская Лопуховка, Юлово, Бояркино, Домосердки, Русский Качим, Барнуки-Никольское, Гремячевка, Ильмино, Кравково.

По Инсарскому уезду: г. Инсар; села: Арбузовка, Потижский Острог, Ямская Слобода, Бестужево, Болдово, Бутурлино, Палаевка, Украинцево, Сиа-леевский Майдан, Огарево, Старое Пшенево, Воскресенская Саловка, Ново-Шишкеевская Слобода, Тепловка, Шувары, Новое Акшино, Болотниково, Конопать, Лемдяйский Майдан, Ново-Троицкое, Перхляи, Новая Федоровка.

По Керенскому уезду: г. Керенск; села: Котел, Большая Лука, Ртищево, Чиуш-Каменка, Шелдаис, Дубасово, Знаменское, Большой Буртас, Большая Ижмора, Коповка, Пятницкое.

По Краснослободскому уезду: г. Краснослободск; села: Гумны, Долговиряс, Синдорово, Усад, Большой Азяс, Булдыга, Михайловское, Оброчное, Мордовские Юнки, Селищи, Аксел, Брод Каменный, Ельники, Кабаново, Ковыляй, Пурдошки, Пурдошки Новые, Слобода Ново-Ямская, Чукалы.

По Мокшанскому уезду: г. Мокшан; села: Михайловское, Липяги, Царевщи-на, Юлово, Кириловка, Кутля Старая, Ломовка, Пелетьма Казачья, Степановка.

По Наровчатскому уезду: г. Наровчат; села: Кавендра, Перевесье, Шадрино, Козловка, Абашево, Высокое, Красаевка, Краснополье, Лашма Малая, Орловка, Покровское, Чепурновка, Чердак, Буды, Дракино Старое, Кочетовка, Майдан Кириклейский, Майдан Шадымский, Шадым.

По Нижне-Ломовскому уезду: г. Н-Ломов, села: Козлятское, Нявка Новая, Потьма, Атмис, Головинщино, Куваки.

По Пензенскому уезду: г. Пенза; села: Дубасово, Рамзай, Арчада Покровская, Борисовка, Каменка.

По Саранскому уезду: г. Саранск; села: Блохино, Воеводское, Макаровка, Нечаевка, Семилей, Вьяс Большой, Гузынцы, Дешлевка, Ключ Белый, Кочку-рово, Тавла Подлесная, Умыс Дворянский, Анненково, Вырыпаево, Говорово, Константиновка, Ромоданово, Салма, Саморуково, Смольково.

По Чембарскому уезду: г. Чембар; села: Грязнуха, Поляны, Тархово, Высокое, Владыкино.

Мужские монастыри Пензенской епархии были описаны все, а из женских следующие: Пензенский Троицкий, Параскево-Вознесенский (Пайгармский), Знаменский при селе Ключищах (Инсарского уезда), Керенский Тихвинско-Богородицкий, Краснослободский Успенский, Мокшанский Казанский, Н-Ломовский Успенский, Тихвинский при деревне Куриловке (Саранского уезда) и Ново-Серафимовская Пустынь39.

Хотя были составлены очерки истории более 100 сел и приходов, но, к сожалению, не удалось опубликовать фундаментальный труд по церковно-исто-рическому описанию всех уездов и самой епархии, состоящий, как планирова-

39 См.: Список городов и сел Пензенской епархии, приходы которых уже имеют свои описания (в печатном или рукописном виде) // ПЕВ. 1912. № 9. С. 377.

лось изначально, из 11 томов. Но редакция «Пензенских епархиальных ведомостей» все-таки опубликовала один том историко-статистического описания Пензенской епархии40, который существенно дополнил предыдущие издания41. В исправленном и дополненном виде в книгу вошли краткий исторический очерк Пензенской губернии и епархии, географический этнографический очерк Пензенской губернии, статистические сведения по губернии и епархии, информация о епархиальном управлении, учреждениях духовного ведомства, духовно-учебных заведениях, церквах, причтах и приходах, а также о монастырях. Кроме того, А. Л. Хвощев в 1922 г. опубликовал первый обобщающий труд по пензенскому краеведению «Очерки по истории Пензенского края»42. Автор в качестве источников использовал многочисленные статьи по истории из «Пензенских епархиальных ведомостей».

Итак, результаты деятельности Комитета не совпали с ожиданиями его организаторов. Члены Совета Комитета констатировали, что не смогли приступить к публикации собрания томов, поскольку прекратилось поступление от настоятелей церквей текстов и находок старины для древлехранилища43.

В 1902 г. инициаторы открытия Комитета предполагали, что возможны лишь затруднения в средствах, и надеялись на появление «частных благотворителей из любителей старины родного края». Другим препятствием, по их мнению, было отсутствие епархиальной типографии44. Тогда еще невозможно было предвидеть, что деятельность православного духовенства по сохранению исторической памяти будет прервана стремительным нарастанием революционных процессов, вступлением страны в Первую мировую войну и крушением монархии, последствием которого станут гонения на Русскую Церковь.

Однако Историко-археологический и статистический комитет, действовавший при Пензенской духовной семинарии с 14 февраля 1902 до 1918 г., сыграл существенную роль в формировании общественного интереса к местной истории и провинциальной повседневности.

Православное духовенство было вовлечено в экспедиционные изыскания провинциальной «живой истории», не зафиксированной в исторических документах, а передающейся от поколения к поколению в устной традиции. Описание современного состояния приходов осуществлялось, говоря современным языком, посредством «включенного наблюдения» со стороны самих священников.

Деятельность Комитета существенно дополняла результаты исследований Губернского статистического комитета и Пензенской ученой архивной комис-

40 См.: Пензенская епархия: Историко-статистическое описание. Издание редакции «Пензенских епархиальных ведомостей». Пенза, 1907. 321 с.

41 В 1896 г. в качестве приложения к «Пензенским епархиальным ведомостям» была издана книга «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии», в 1897 г. — «Памятная книжка Пензенской епархии».

42 Хвощев А. Очерки по истории Пензенского края. [Пенза]: Государственное издательство, Пензенское отделение, 1922. 150 с.

43 См.: От Совета Пензенского церковного историко-археологического и статистического комитета // ПЕВ. 1912. № 1. С. 22.

44 См.: Открытие церковного историко-археологического и статистического комитета. С. 214.

сии. Очерки по истории сел и приходов, составленные членами Комитета, являлись сигналом для глубокого реформирования российского общества.

Труды Пензенского церковного историко-археологического и статистического комитета не утратили своего научно-источниковедческого значения даже более века спустя после их написания. Современники имеют возможность увидеть глазами православных священников подробную картину повседневности российской провинции на рубеже XIX—XX веков.

Список литературы

Дорошин Б. А. Организация и деятельность Пензенской губернской ученой архивной

комиссии: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 1999. Первушкин В. И. Пензенская губернская ученая архивная комиссия // Пензенская энциклопедия. URL: https://реша-епс.га^1й/Пензенская_губернская_учёная_архив-ная_комиссия (дата обращения: 01.03.2023). Первушкин В. И. Роль губернских статистических комитетов в формировании научных знаний в российской провинции // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии. Витебск, 25—27 апреля 2019 г. 2019. С. 76—80. Полякова Е. А. Церковно-археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX — начале XX века // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5. С. 256-260.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 113. P. 66-82 DOI: 10.15382/sturII2023113.66-82

Metropolitan Seraphim (Sergey Domnin), Rector of Penza Theological Seminary, Penza, Russia serafim.mitr@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-2483-5921

The Role of Penza Church Historical, Archaeological and Statistical Committee in Shaping Public Interest in Provincial Everyday Life (Based on the Materials of the Penza Diocesan Gazette)

S. Domnin

Abstract: The article analyses the activities of Penza Church Historical, Archaeological and Statistical Committee for the Preservation of the History and Description of the Daily Life of Cities, Villages and Parishes ofthe Penza Diocese. As a source, the materials ofthe Penza Diocesan Gazette (1866—1917) were used, on the pages ofwhich articles and essays of members of the Committee were published. Documents on the organisation of Penza Church Historical, Archaeological and Statistical Committee, as well as numerous publications of its members, have been studied. The article describes the reasons for the

organisation of the Committee, its place and role in the system of historical and archival institutions of Penza Province, its organisational structure and composition. The article also carries out quantitative and qualitative analysis of the results of the activity; makes a description of the clergy' perception of parish life in the cities and villages of Penza diocese, as well as the peculiarities of the class organisation of Russian society in the era of modernisation, using the example of the peasantry and clergy. The historical, archaeological and statistical committee acted at Penza Theological Seminary from February 14 (27), 1902 until 1918. This institution played a prominent role in shaping public interest in local history and provincial everyday life. The Orthodox clergy was involved in expeditionary research of the provincial "living history", not recorded in historical documents, but transmitted from generation to generation according to oral tradition. The description of the modern state of the parishes was carried out, in modern terms, through the "participant observation" of the priests themselves. The activities of the Committee significantly complemented the research results of the Provincial Statistical Committee. The analysis of publications in Penza Diocesan Gazette convinces that representatives of the Orthodox clergy, having the initial goal of collecting and summarising information on the history of the Russian Church in Penza Province, describing the history of settlements, churches, monasteries and parishes, discovered crisis bias in the development of the entire Russian society. While describing the daily life of the province, it turned out that the clergy and peasantry underwent unfavourable historical circumstances. The acute shortage of arable land became widespread and everyday phenomena; the insufficient level of development of education and medicine, as well as technical equipment of peasant farms; lack of productive land-cultivation practices, mass poverty, the low crop capacity and recurrent hunger; forced migration in the conditions of "latrine" industries, etc. The consequences of the above-listed phenomena were the extinction ofthe cultural traditions ofthe peasant world, the rupture of stable social ties and crisis phenomena in the religious and moral state of society. The clergy fully shared the hardships of the daily life of the peasantry, experiencing a poor financial situation. Essays on the history of villages and parishes, compiled by members of the Committee, were a signal for the deep reform of society.

Keywords: Russian Orthodox Church, Penza diocese, Penza Diocesan Gazette, Orthodox clergy, society, church historical-archaeological and statistical committee, history of everyday life.

References

Pervushkin V. Penzenskaia gubernskaia uchionaia arkhivnaia komissiya, available at https:// penza-enc.ru/wiki/Penzenskaya_gubernskaya_uchyonaya_arhivnaya_komissiya (accessed 01.03.2023, in Russian).

Pervushkin V. (2019) "Rol' gubernskikh statisticheskikh komitetov v formirovanii nauchnykh znanii v rossiiskoi provintsii", in Aktual'nye problemy istochnikovedeniia: materialy VMezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii k 110-letiiu Vitebskoi uchenoi arkhivnoi komissii, Vitebsk, 25—27aprelia 2019g., Vitebsk, pp. 76—80 (in Russian).

Polyakova E. (2014) "Tserkovno-arkheologicheskie uchrezhdeniia Rossii i ikh strukturnye podrazdeleniia vo vtoroi polovine XIX — nachale XX veka". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, 2014, vol. 5, pp. 256-260 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

The article was submitted 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.