УДК 93(470.40)
doi:10.21685/2072-3024-2022-3-9
Основные служебные функции приходского духовенства Пензенской епархии во второй половине XIX в.
О. В. Колпакова
Пензенский агропромышленный колледж, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. В последние десятилетия отечественная историческая наука проявляет повышенный интерес к истории Русской православной церкви и духовенства. Приходское духовенство играло важную роль во взаимодействии государства и населения, в процессе формирования религиозной и гражданской идентичности в целом. Цель данной работы - рассмотреть основные служебные функции приходского духовенства во второй половине Х1Х в. Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе использования неопубликованных документов из Российского государственного исторического архива, а также материалов местной периодической печати - издания Пензенской епархии «Пензенские епархиальные ведомости». Особое место в корпусе источников занимают сведения, содержащиеся в ежегодных отчетах епископов Пензенской епархии. Методологическую основу данного исследования составили принципы основных исторических методов исследования, применялись хронологический, проблемный и историко-статистический методы. Результаты. В ходе исследования были изучены основные служебные функции приходского духовенства Пензенской епархии во второй половине Х1Х в., к которым относилось проповедование, требоисполнение, ведение приходской документации и т.д. Выводы. На духовенстве помимо решения непосредственно богослужебных задач лежали обязанности по пропаганде идей православия, постоянному общению с паствой, заботе о содержании храмов. Пастырская деятельность обеспечивала ментальное воспреемство и нравственное развитие народа (проповедничество), формировало предметную среду религиозной и гражданской повседневности (организация приходских праздников, крестных ходов и т.д.).
Ключевые слова: приходское духовенство, Пензенская епархия, проповедничество, требоисполнение, преподавательская деятельность, религиозная и гражданская идентичность
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-20015.
Для цитирования: Колпакова О. В. Основные служебные функции приходского духовенства Пензенской епархии во второй половине Х1Х в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 99-107. doi:10.21685/2072-3024-2022-3-9
The main service functions of the parish clergy of Penza diocese in the second half of the 19th century
O.V. Kolpakova
Penza Agro-Industrial College, Penza, Russia [email protected]
© Колпакова О. В., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Abstract. Background. In recent decades, Russian historical science has shown an increased interest in the history of the Russian Orthodox Church and clergy. The parish clergy played an important role in the interaction of the state and the population, in the process of formation of religious and civil identity in general. The purpose of this work is to consider the main official functions of the parish clergy in the second half of the 19th century. Materials and methods. The implementation of the tasks was achieved through the use of unpublished documents from the Russian State Historical Archive, as well as materials from the local periodical press - publications of the Penza diocese "the Penza Diocesan Gazette". A special place in the source corpus is occupied by the information contained in the annual reports of the bishops of the Penza diocese. The methodological basis of this study was the principles of the main historical research methods, chronological, problematic and historical-statistical methods were used. Results. In the course of writing the article, the main official functions of the parish clergy of the Penza diocese in the second half of the nineteenth century were studied, which included preaching, making demands, maintaining parish documentation, etc. Conclusions. In addition to the liturgical tasks, the clergy had the difficult duties of promoting the ideas of Orthodoxy, constant communication with the flock, and taking care of the maintenance of churches. Pastoral activity ensured the mental succession and moral development of the people (preaching), formed the subject environment of religious and civil everyday life (organization of parish holidays, religious processions, etc.).
Keywords: parish clergy, Penza diocese, preaching, fulfillment of requirements, teaching, religious and civil identity
Acknowledgments: the research was financed by the RSF grant No. 22-18-20015.
For citation: Kolpakova O.V. The main service functions of the parish clergy of Penza diocese in the second half of the 19th century. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2022;(3):99-107. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2022-3-9
Основание Пензенской епархии, образованной по указу Павла I, и определение места пребывания правящего архиерея, титул управляющего епархией выступают важнейшими по своему значению факторами формирования региональной идентичности (прежде всего религиозного и гражданского ее компонентов). Так, решением высшей имперской власти в 1799 г. первоначально была сформирована самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия, но из-за выбора места пребывания титул управляющего епархией изменился. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской. После окончательного установления пределов губернии границы епархии на последующие сто лет совпадали с границами Пензенской губернии.
В этих условиях первичным звеном, ответственным за трансляцию и утверждение общенациональных и региональных ценностей, являлось духовенство, профессиональная когорта служителей культа. Религиозное «воинство» упорядочивало пространство повседневности, наполняло жизнь локального сообщества соответствующими образами и смыслами, обеспечивало ментальную преемственность.
Основная обязанность приходского духовенства заключалась в проповедовании. Священники и дьяконы, получившие должное образование, произносили свои собственные поучения, другие священнослужители читали поучения из писаний и специальных книг [1]. Настоятель церкви, не окончивший семинарского курса, имел право первенствовать в соборном служении
со священниками, которые завершили полный курс, но были моложе его, так как в данном случае право старшинства обусловливалось не степенью образования, а служебным положением священнослужителей [2, с. 24-25]. В приходских церквях лучшие священники назначались цензорами. В 1869 г. в Пензенской епархии насчитывалось 70 цензоров, которые рассматривали проповеди собственного сочинения священнослужителей, получивших академическое или семинарское образование [3, л. 13-13 об.].
В кафедральном соборе проповедовали священнослужители, прошедшие полный курс обучения, из г. Пензы и пригородных церквей (Терновской, Кривозерьевской, Валяевской, Новочеркасской и Бессоновской). Священнослужители, завершившие курс во 2 разряде, обязаны были, по постановлению консистории, представлять цензору перед произнесением с церковной кафедры все свои поучения. Священнослужители из студентов семинарии могли произносить свои проповеди и без предварительной цензуры, но с тем, «чтобы в конце каждой трети произнесенные проповеди представлялись цензору для просмотра и должной отметки». Цензоры читали представляемые им проповеди, записывали содержание и достоинство их в заведенную у себя тетрадь, а затем возвращали проповеди составителю с описанием: одобряются ли они к произнесению, а если нет, то по каким причинам.
В катехизических поучениях священники систематически объясняли прихожанам основные догматы православной веры. Духовенство г. Пензы и некоторые пригородные священники по очереди выступали в Пензенском кафедральном соборе [4, л. 8 об. - 9]. В 1880 г. в епархии проповедовали 532 священнослужителя, из них 508 протоиереев и священников, 4 дьякона и 20 псаломщиков [5, с. 1-2]. Численность проповедников в 1883 г. несколько снизилась и составила протоиереев и священников - 461, 1 дьякон и 11 псаломщиков. В общей сложности за этот год было произнесено 3639 проповедей (в Пензенском уезде - 280, Саранском - 275, Инсарском - 709, Керенском -297, Нижнеломовском - 253, Краснослободском - 533, Городищенском - 356, Мокшанском - 285, Наровчатском - 268, Чембарском - 383) [6, с. 9-10].
Богослужения совершались священниками лично, только болезнь или случаи, требующие обязательного участия, могли стать исключением. Без уважительных причин нельзя было служить в других церквях и приглашать других священников вместо себя. Часто к священнику обращались за различными советами, например по излечению болезни. Приходское духовенство оказывало содействие властям в борьбе с различными эпидемиями, ведь именно священник доносил до населения сведения о необходимости соблюдения мер предосторожности и предписаний специалистов [7, с. 163].
Пастыри обеспечивали нравственное развитие народа, показывая пример своим поведением и проповедуя определенные ценности. Приходское духовенство осуществляло церковное наказание, вид и продолжительность которого определялись пастырем, а также чтение поучений публично и индивидуально.
Для непрерывности поучений по городам в соборных церквях учреждалось очередное проповедование городских и окрестных священнослужителей, в воскресные и праздничные дни - по назначению епархиального начальства и под личным надзором преосвященных. Также назначались на целый год
особые катехизические поучения, в воскресные дни - в соответствии с местными потребностями приходов и способностями священников [8, с. 10]. Катехизаторов назначал архиерей, далеко не каждый священник имел право произносить катехизические поучения. В 1876 г. катехизические учения произносились в 36 церквях епархии, кроме этого, с церковной кафедры было произнесено 2562 проповеди [9, л. 33].
Проповедники были обязаны вести миссионерскую деятельность, воздействуя на религиозные убеждения раскольников и сектантов. Так, поим-ский миссионер (настоятель местной единоверческой Николаевской церкви) в воскресные дни св. Четыредесятницы вел с сектантами публичные беседы, на которые они собирались в храм, при большом стечении и православных прихожан. Кроме публичных бесед велись и частные собеседования при удобных случаях [10, с. 11-12].
Предметную среду религиозной и гражданской повседневности за пределами храма духовенство формировало посредством организации торжественных шествий, например крестных ходов или переноса святых икон. Согласно постановлению Св. Синода от 1866 г., ежегодно 4 апреля в губернских городах и селах Пензенской епархии проходил крестный ход как воспоминание избавления императора от угрожавшей опасности [11, с. 154]. Так, 4 апреля 1867 г. крестный ход состоялся в с. Покровское Наровчатского уезда Пензенской епархии [12, с. 410-411]. И если символическое значение храма в представлениях локального сообщества отражало пространственные ориентиры, определяло центр сельского мироздания, то образ священника был прочно прописан как исключительный гарант нравственного совершенствования, дающий надежду на спасение.
Одной из основных обязанностей приходского духовенства являлось требоисполнение (крещение, причащение, брак, погребение умерших и т.д.). Священники, не имеющие приходов, совершали требы только с согласия местных приходских священников [13, с. 23-24]. Посещали прихожан и на дому, исполняя различные случайные требы [14, с. 67]. Духовенство присутствовало почти при всех важных событиях семьи, как радостных, так и печальных (крещении новорожденного, частном домашнем обручении и бракосочетании в храме, при болезни членов семейства).
Духовенство играло важную роль в деле народного образования. Согласно указу 1866 г., сельские священники обязывались в проповедях и поучениях располагать крестьян к грамотности и обучению [15, с. 289]. На территории Пензенской епархии при приходских церквях возникали училища, которые часто учреждались силами духовенства, священники несли обязанность законоучителей при местных школах. В начале 60-х гг. Х1Х в. на территории епархии в селах находилось 65 училищ казенного ведомства и 399 приходских школ при церквях [16, л. 15 об.]. Более того, священникам и дьяконам приписывалось проводить воскресные и праздничные беседы и вне храма с целью христианского просвещения народа [4, л. 6]. К концу века в епархии при церквях насчитывалось уже 395 школ (в Городищенском уезде - 50, Инсарском - 60, Керенском - 28, Краснослободском - 47, Мокшанском - 54, Наровчатском - 34, Нижнеломовском - 31, Пензенском - 14, Саранском - 42, Чембарском - 33, 2 образцовые школы при семинарии и епархиальном женском училище). Учащихся насчитывалось 14 752
(12 144 мальчиков и 2608 девочек) [17, с. 347]. В 1897 г. Пензенский епархиальный училищный совет постановил, что заведование церковными школами и преподавание Закона Божия являются обязанностью священника, поэтому, принимая приход, необходимо было взять в свое ведение и школу, не дожидаясь формального утверждения в должности заведующих и законоучителей школ [18, с. 204]. Согласно 19 параграфу Правил о церковноприходских школах и 2 параграфу Правил о школах грамоты, заведование церковными школами возлагалось на священников. Заведующие церковноприходскими школами были обязаны:
- заботиться о благосостоянии школы (наблюдать, чтобы школы имели удобное для учебных целей помещение, искать местные средства на содержание школы);
- наблюдать, чтобы школьное помещение содержалось в порядке, своевременно ремонтировалось и было застраховано от огня;
- заботиться о снабжении школы в достаточном количестве учебными книгами и классными принадлежностями;
- наблюдать за тем, чтобы учение в школе начиналось и завершалось в установленные епархиальным училищным советом сроки и велось согласно изданными Священным синодом программами и объяснительными к ним записками;
- заботиться о религиозно-нравственном развитии учащихся и осуществлять надзор за тем, чтобы дети посещали школу исправно;
- преподавать Закон Божий и следить за правильным ходом преподавания других предметов [19, с. 55-57].
Священно- и церковнослужители занимались ведением обширной приходской документации. Священнослужители составляли сведения о службе лиц духовного звания - клировые ведомости. Штатные дьяконы обязаны были, по распоряжению настоятеля, вести церковное письмоводство наравне с псаломщиками.
В двухштатных приходах, по предложению Херсонской консистории, письмоводство необходимо распределить следующим образом: записи метрической и обыскной книг, выдача метрических выписок и справок возложить на дьякона; записи исповедных росписей и указной книги, составление списков по воинской повинности и годовых ведомостей - на псаломщика; ведение и представление земской статистики, а также венчиковой книги -на младшего священника как получающего равное содержание со старшим. За старшим священником оставалась обязанность вести всю по приходу и церкви переписку с разными местами и лицами, вести рекрутские записи и всю годовую отчетность, на нем же лежало руководство по ведению церковной письменности и главная ответственность за ее неисправность [20, с. 30].
Для ежегодной отчетности священники должны были представлять данные по численности православного населения в приходе. Приходскому духовенству необходимо было вести статистические данные о рождении, браках, смерти, а также осуществлять контроль над исповедовавшимися, не пришедшими на исповедь. К приходским священникам часто обращались волостные правления с требованием метрических выписок и разного рода справок из метрических и исповедных книг.
Священники обязывались доставлять сведения о состоянии раскола и сектантства, составленные по определенной программе. Отчеты представлялись священниками через определенные промежутки времени, но непременно по всем вопросам программы (кроме исторических), или ежегодно, по сокращенной программе [21, с. 203].
Приходское духовенство составляло отчеты о своих доходах, сборах и пожертвованиях. Согласно указу от 9 ноября 1879 г. сведения о сборах и пожертвованиях в церкви за каждый год необходимо было доставлять к 1 марта следующего года. Благочинным церквей Пензенской епархии вменено в обязанность все сведения, входящие в отчет по ведомству православного исповедания, доставлять по данным формам к 1 декабря, о кружечных и кошельковых сборах - не позже 20 февраля [22, с. 2].
Духовенство участвовало в сборе сведений о памятниках древности, если последние располагались в непосредственной близости от прихода. Во второй половине Х1Х в. многие священники активно включились в деятельность церковно-краеведческих учреждений [23, с. 54, 64]. Выполняло духовенство и информационную функцию, которая была связана с объявлением государственных указов, разъяснением их содержания. Для противодействия распространению среди сельского населения неверного толкования правительственных распоряжений манифесты необходимо было прочитывать в церквях своевременно и с соответствующими комментариями. Кроме вышеперечисленных обязанностей существовал и ряд неформальных функций, таких как наблюдение за порядком и чистотой в храме, предотвращение церковных краж и т.д. [24, с. 134].
Таким образом, социокультурная миссия духовенства выходила далеко за пределы собственно богослужебной деятельности. Создание и развитие епархии формировало центры присутствия бога и императорской власти, упорядочивало процессы локального взаимодействия, обеспечивало нравственную основу цивилизационного развития. Функционал приходского духовенства, подобно кристаллической решетке, отражал структуру значимых каналов социальной коммуникации, отвечая за возведение осей интеграции, создавая ментальные скрепы и предметную среду, закрепляющую присутствие православия в качестве основы духовной общности населения Пензенской губернии.
Список литературы
1. Устав духовных консисторий: с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената. СПб. : Юрид. кн. маг. Н. К. Мартынова, 1900. 232 с.
2. По богослужебной практике // Пензенские епархиальные ведомости. 1889. № 21. С. 24-33.
3. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 336.
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 385.
5. Проповедничество в Пензенской епархии за 1880-й год // Пензенские епархиальные ведомости. 1881. № 21. С. 1-2.
6. Церковное проповедничество в Пензенской епархии за 1883 год, по отчетам цензоров // Пензенские епархиальные ведомости. 1884. № 24. С. 6-20.
7. Залога И. В. Повседневность русского сельского священника конца ХУШ - первой половины Х1Х в. // Труды Белгородской духовной семинарии. 2019. № 9. С. 159-168.
8. Охранение православной веры в Отечестве // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. 1858. Ч. 2. С. 3-54.
9. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 696.
10. Действия по обращению раскольников в Пензенской епархии по Всеподданнейшему отчету Обер-прокурора Св. Синода за 1877 год // Пензенские епархиальные ведомости. 1879. № 5. С. 11-13.
11. От 20 Апреля 1866 г. за № 802. Об учреждении повсеместного крестного хода и молебствия, ежегодно 4 Апреля, в воспоминание избавления Его Императорского Величества от угрожавшей опасности // Пензенские епархиальные ведомости. 1866. № 11. С. 154-155.
12. Праздник 4-го Апреля 1867 года Наровчатского уезда в селе Покровском // Пензенские епархиальные ведомости. 1867. № 13. С. 410-413.
13. О том, чтобы священники, не имеющие приходов, и священники домовых церквей не совершали треб в приходах без согласия приходских настоятелей // Пензенские епархиальные ведомости. 1881. № 10. С. 23-24.
14. Нечаев П. И. Учебник по практическому руководству для пастырей. Полный курс для духовных семинарий. СПб. : Типо-лит. Дома призрения малолетних бедных, 1884. 359 с.
15. Колпакова О. В. Деятельность приходского духовенства Пензенской епархии в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. // Былые годы. 2020. № 55 (1). С. 287-294.
16. РГИА. Ф. 804. Оп. 1. Р. 1. Д. 48.
17. Статистические данные о церковных школах Пензенской епархии в 1898 г. // Пензенские епархиальные ведомости. 1899. № 9. С. 347-350.
18. От Пензенского епархиального училищного совета // Пензенские епархиальные ведомости. 1897. № 20. С. 204.
19. Об обязанностях заведующих церковно-приходскими школами и школами грамоты // Пензенские епархиальные ведомости. 1897. № 2. С. 56-59.
20. Заметки по пастырской практике // Пензенские епархиальные ведомости. 1889. № 12. С. 27-31.
21. О необходимости и способах изучения раскола // Пензенские епархиальные ведомости. 1899. № 6. С. 193-205.
22. Распоряжения епархиального начальства // Пензенские епархиальные ведомости. 1882. № 23. С. 1-3.
23. Первушкин В. И. Губернские статистические комитеты и провинциальная историческая наука. Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. 212 с.
24. Калашников Д. Н. «Молитесь чаще, нам прибыли больше!»: к вопросу о материальном обеспечении приходского духовенства во второй половине XIX - начале ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 10. С. 129-135.
References
1. Ustav dukhovnykh konsistoriy: s dopolneniyami i raz"yasneniyami Svyateyshego Si-noda i Pravitel'stvuyushchego Senata = Charter of the spiritual consistories: with additions and clarifications of the Holy Synod and the Governing Senate. Saint Petersburg: Yurid. kn. mag. N.K. Martynova, 1900:232. (In Russ.)
2. According to liturgical practice. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1889;(21):24-33. (In Russ.)
3. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA). F. 796. Op. 442. D. 336 = Russian State Historical Archive. Fund 796. Item 442. File 336. (In Russ.)
4. RGIA. F. 796. Op. 442. D. 385 = Russian State Historical Archive. Fund 796. Item 442. File 385. (In Russ.)
5. Preaching in the Penza diocese in 1880. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1881;(21):1-2. (In Russ.)
6. Church preaching in Penza diocese in 1883, according to the reports of the censors. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1884;(24):6-20. (In Russ.)
7. Zaloga I.V. Everyday life of the Russian rural priest at the end of the 18th century - the first half of the 19th century. Trudy Belgorodskoy dukhovnoy seminarii = Proceedings of Belgorod Theological Seminary. 2019;(9):159-168. (In Russ.)
8. Protection of the Orthodox faith in the Fatherland. Pravoslavnyy sobesednik, izda-vaemyy pri Kazanskoy dukhovnoy akademii = Orthodox interlocutor, published at the Kazan Theological Academy. 1858;(part 2):3-54. (In Russ.)
9. RGIA. F. 796. Op. 442. D. 696 = The Russian State Historical Archive. Fund 796. Item 442. File 696. (In Russ.)
10. Actions for the conversion of schismatics in the Penza diocese according to the Most Submissive Report of the Chief Procurator of the Holy Synod for 1877. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1879;(5):11-13. (In Russ.)
11. From April 20, 1866 No.802. On the establishment of a universal religious procession and prayer, annually on April 4, in memory of the deliverance of His Imperial Majesty from the threatening danger. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1866;(11):154-155. (In Russ.)
12. Feast of April 4, 1867 of the Narovchat district in the village of Pokrovsky. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1867;(13):410-413. (In Russ.)
13. That priests who do not have parishes and priests of house churches should not perform rites in parishes without the consent of the parish priests. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1881;(10):23-24. (In Russ.)
14. Nechaev P.I. Uchebnik po prakticheskomu rukovodstvu dlya pastyrey. Polnyy kurs dlya dukhovnykh seminariy = A textbook on practical guidance for shepherds. Complete course for theological seminaries. Saint Petersburg: Tipo-lit. Doma prizreniya maloletnikh bednykh, 1884:359. (In Russ.)
15. Kolpakova O.V. Activities of the parish clergy of the Penza diocese during the Russian-Japanese war of 1904-1905. Bylye gody = Bygone years. 2020;(55):287-294. (In Russ.)
16. RGIA. F. 804. Op. 1. R. 1. D. 48 = Russian State Historical Archive. Fund 804. Item 1. Section 1. File 48. (In Russ.)
17. Statistical data on church schools of the Penza diocese in 1898. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1899;(9):347-350. (In Russ.)
18. From Penza Diocesan School Council. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1897;(20):204. (In Russ.)
19. On the duties of heads of parochial schools and schools of literacy. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1897;(2):56-59. (In Russ.)
20. Notes on Pastoral Practice. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1889;(12):27-31. (In Russ.)
21. On the necessity and methods of studying the schism. Penzenskie eparkhial'nye ve-domosti = Penza diocesan bulletin. 1899;(6):193-205. (In Russ.)
22. Orders of the diocesan authorities. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza diocesan bulletin. 1882;(23):1-3. (In Russ.)
23. Pervushkin V.I. Gubernskie statisticheskie komitety i provintsial'naya istoricheskaya nau-ka = Provincial statistical committees and provincial historical science. Penza: Izd-vo PGPU im. V.G. Belinskogo, 2007:212. (In Russ.)
24. Kalashnikov D.N. "Pray more often, we have more profit!": on the issue of material support for the parish clergy in the second half of the 19th - early 20th century. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2010;(10):129-135. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Ольга Васильевна Колпакова Ol'ga V. Kolpakova
преподаватель, Пензенский Teacher, Penza Agro-Industrial
агропромышленный колледж College (22 Lesozaschitnaya street, (Россия, г. Пенза, ул. Лесозащитная, 22) Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 01.08.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 09.09.2022 Принята к публикации / Accepted 25.09.2022