Научная статья на тему 'Проповедничество приходского духовенства Пензенской и Самарской епархий в пореформенный период'

Проповедничество приходского духовенства Пензенской и Самарской епархий в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО / ЕПАРХИЯ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кошелева Алла Игоревна

В пореформенный период активизировалась деятельность приходского духовенства в области проповедничества, развивались различные направления информационно-просветительской работы священников. Серьезное внимание развитию проповедничества уделяли Пензенские и Самарские епархиальные ведомости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проповедничество приходского духовенства Пензенской и Самарской епархий в пореформенный период»

УДК 94(47).082

А.И. Кошелева*

ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ И САМАРСКОЙ ЕПАРХИЙ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

В пореформенный период активизировалась деятельность приходского духовенства в области проповедничества, развивались различные направления информационно-просветительской работы священников. Серьезное внимание развитию проповедничества уделяли Пензенские и Самарские епархиальные ведомости.

Ключевые слова: проповедничество, епархия, приходское духовенство, внебогослужебное собеседование.

В эпоху Великих реформ произошло заметное оживление церковно-общественной деятельности, в том числе и проповедничества [1, с. 7]. Духовенство в церковной проповеди пыталось осмыслить современные общественные вопросы с христианской точки зрения. Клирикам (особенно в начале 1880-х гг.) разрешалось проповедовать без предварительной цензуры [2, с. 196].

В это время в церковных академических кругах появляются новые труды по гомилетике — дисциплине, изучающей объект и содержание проповеди [3. Л. 10].

Во многих епархиях проповедничество стало для духовенства обязательным, составлялись графики чтения проповедей в кафедральных соборах городов, которые публиковались в «Епархиальных ведомостях» [4, с. 15].

Отвлеченность проповедей, невнятное чтение и произношение еще сохранялись, но, тем не менее, проповедь становилась сильным орудием борьбы с пороками, средством пробуждения религиозных интересов в обществе.

За неисполнение проповеднического долга полагались взыскания в административном порядке [5. Л. 20]. В епархиях разрабатывались собственные методы усиления проповеднической деятельности приходского духовенства [6, с. 8].

Появление «Епархиальных ведомостей» расширило возможности Православной церкви в ведении проповеднической деятельности. Практически в каждом номере неофициальной части издания публиковались статьи в форме бесед и проповедей, посвященные истории православия, символу веры, разъяснению смысла заповедей, доказательству заблуждений раскольнических и сектантских учений и критике пережитков языческих традиций и обычаев.

Однако, несмотря на доступный язык, интересную и разнообразную тематику этих публикаций, аудитория епархиального печатного органа не выходила за пределы духовенства. Прежде всего публикации в местных «Епархиальных ведомостях» были нужны для самих священников, особенно в сельской местности, где для подготовки собственных проповедей не хватало дополнительной литературы.

В ежегодных отчетах епископов в Св. Синод проповедничеству уделялось особое место. Архиереи подробно рассказывали об уровне развития проповеднической дея-

* © Кошелева А.И., 2011

Кошелева Алла Игоревна (alla-kosheleva@mail.ru), кафедра государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, 440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40.

зические поучения. Они преследовали цель разъяснения слушателям вопросов веры, изложенных в катехизисе. Поучения должны быши, по возможности, заключать в себе объяснения сначала на символ веры, затем на Молитву Господню и десятисло-вие. Катехизические поучения обычно произносились составителями за литургией по воскресным и праздничным дням перед окончанием богослужения. Катехизаторов назначал архиерей, далеко не каждый священник имел право произносить катехизические поучения.

Число катехизаторов в епархиях год от года росло [7. Л. 53]. В Пензенской епархии их число увеличилось с 18 в 1878 г. [8. Л. 33—34] до 66 в 1885 г. [9. Л. 42-44], в Самарской епархии — с 41 в 1878 г. [10. Л. 53] до 133 в 1889 г. [11. Л. 24].

Другой наиболее распространенный способ пастырского учительства заключался в составлении и произнесении священниками в храмах поучений и речей в дни воскресные, праздничные и особых случаях. Назидая в правилах веры и нравственности, пастыри старались бороться с застарелыми пороками народа — испорченностью нравов, злословия, пьянства, семейных разделов, учили христианскому воспитанию детей, повиновению власти и закону, сохранению в обществе мира и взаимной любви [12. Л. 53].

Различные явления в жизни природы и общества — вихри, град и неурожаи — также служили для пастырей побуждением к объяснению в проповеди их смысла и значения на основании Слова Божьего с нравственным обращением к пастве [13. Л. 53-54].

В 1885 г. в Пензенской епархии было составлено самими проповедниками и прочитано по печатным сочинениям известных пастырей не менее 20 000 поучений [14. Л. 54].

В 1893 г. в Пензенской епархии представлено на цензуру и произнесено 3 970 проповедей, в 1894 г. — 4 115 [15. Л. 11].

Для населения как Пензенской, так и Самарской епархии 1892 г. оказался весьма тяжелым. На долю местного населения выпало испытание голодом и холерой. Именно приходское духовенство утешало и ободряло упавшее духом население. Пастырское слово самарских священников сыграло значительную роль в прекращении местных народных волнений. Об особо потрудившихся на пользу приходов во время голода и холеры священниках епархии было особо донесено Св. Синоду с ходатайством о их награждении за отличное ревностное служение церкви [16. Л. 28—30].

Кроме проповедей и поучений с церковной кафедры, духовно-просветительская деятельность священников выражалась в воскресных и праздничных собеседованиях.

В Самарской епархии воскресные собеседования с прихожанами о предметах веры и нравственности были учреждены в 1866 г. На собеседования стекался народ, жаждущий услышать учение Святой церкви общедоступным разговорным языком, разъяснение житейских истин и пастырский совет. На них священники излагали догматические истины, события священной и церковной истории, объясняли первоначальные молитвы, воскресные и праздничные Евангелия, Жития святых, назидательные статьи из духовных журналов. В сектантских селениях читались противораскольничес-кие сочинения.

Где была возможность, священники использовали для объяснения событий Священной истории «туманные картинки».

Воскресные собеседования проводились либо в храмах, либо в церковных сторожках, либо в зданиях училищ между утреней и Литургией или в послеобеденное время по зову в колокол. По отзывам благочинных, сельское население с усердием посещало собеседования особенно в тех приходах, где настоятели были заинтересованными лицами, умели в занимательной форме, а также живой речью передать поучения. Такие священники пользовались уважением и доверием у прихожан.

Проповедничество приходского духовенства Пензенской

и Самарской епархий в пореформенный период 73

Собеседования были не только прекрасным средством к более тесному сближению пастырей и прихожан, они также представляли возможность священникам узнавать духовные нужды паствы. Преосвященный Серафим, епископ Самарский и Ставропольский приводит многочисленные конкретные примеры, как пастырское слово воздействовало на паству [17. Л. 28—31].

В Пензенской епархии собеседования иногда сопровождались пением церковных песнопений, что привлекало много слушателей. По отзывам благочинных, влияние внебогослужебных собеседований на народ было самым благоприятным: там, где проходили собеседования, народ привыкал проводить дни Господни согласно учению Слова Божия и отвыкал от грубых, растлевающих удовольствий и разгула [18. Л. 54].

Насколько сильное влияние имело на прихожан пастырское слово и к каким последствиям могло привести неосторожное обращение с ним, иллюстрирует следующий случай, описанный в журнале Пензенской духовной консистории за 1882 год [19. Л. 65-70].

Священник с. Колопина Краснослободского уезда Пензенской губернии Василий Пазельский 26 февраля 1882 г. по окончании богослужения по случаю празднования дня рождения Государя Императора Александра Александровича обратился к прихожанам в церкви со следующими словами: «Хорошо сделали, что пришли помолиться за Царя; есть слух, что новый Царь хочет дать крестьянам земли по восемь десятин на душу». Эти неосторожные и неуместные слова возбудили оживленные толки сначала среди жителей с. Колопина, а затем и других окрестных селениях.

Собеседование это, по объяснению священника Пазельского, имело цель воодушевить прихожан к большему усердию в молитвах о здравии и долгоденствии Государя Императора в виду торжественности дня.

Пензенская духовная консистория после долгой переписки с разными ведомствами и высокопоставленными чиновниками государства приказала строго внушить священнику впредь не распространять в народе такие слухи, которые могут волновать умы населения.

Как отмечают многие исследователи, церковно-общественное оживление эпохи реформ Александра II благоприятно сказалось в том числе и на проповедничестве. Действительно, опыт Пензенской и Самарской епархий показывает, что епархиальное начальство стало относиться к развитию проповедничества как к одной из первостепенных задач, а приходское духовенство по мер сил и возможностей старалось посредством проповеди стать ближе к своей пастве. Однако в борьбе за искоренение народных пороков пастыри не могли в полной мере использовать необходимую в таких случаях строгость и обличительность, поскольку их бедственное материальное положение делало их зависимыми от собственных прихожан.

Библиографический список

1. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 1997.

2. Freeze G. Clergy in Nineteehth Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

3. ОР РНБ. Ф. 26. Ед. хр. 10. Ед. хр. 1.

4. Пензенские епархиальные ведомости (ПЕВ). Официальный отдел. 1880. 15 декабря. № 24.

5. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1305.

6. Смирнов Н. О мерах к развитию проповедничества в Пензенской епархии // ПЕВ. Неофициальная часть. 1880. 15 августа. № 16.

7. PrHA. O. 796. On. 442. A- 1091

8. PrHA. O. 796. On. 442. A. 747.

9. PrHA. O. 796. On. 442. A. 807.

10. PrHA. O. 796.

11. PrHA. O. 796.

12. PrHA. O. 796.

13. PrHA. O. 796.

14. PrHA. O. 796.

15. PrHA. O. 796.

16. PrHA. O. 796.

17. PrHA. O. 796.

18. PrHA. O. 796.

19. rAQO. O. 182.

On. 442. A. 1091

On. 442. A. 1305

On. 442. A. 1091

On. 442. A. 1091

On. 442. A. 1091

On. 442. A. 1462

On. 442. A. 1414

On. 442. A. 807.

On. 442. A. 1091

On. 1. A 31 2

A.I. Kosheleva*

THE PARISH CLERGY PREACHING IN PENZA AND SAMARA DIOCESES IN THE POST-REFORM PERIOD

In the post-reform period activity of the parish clergy in preaching area was considerably stirred up, various directions of priest information-educational work developed. The close attention to the development of preaching was given by the Penza and Samara diocesan sheets.

Key words, preaching, diocese, parish clergy, extradivine service interview.

* Kosheleva Alla Igorevna (alla-kosheleva@mail.ru), the Dept. of State-Legal Disciplines, Penza State University, Penza, 440026, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.