Научная статья на тему 'ЕПИСКОП АПОЛЛОС (БЕЛЯЕВ) И РАЗВИТИЕ ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ В 1866-1885 ГОДЫ'

ЕПИСКОП АПОЛЛОС (БЕЛЯЕВ) И РАЗВИТИЕ ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ В 1866-1885 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВЯТСКОЕ БРАТСТВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ / ГУБЕРНАТОР / АПОЛЛОС (БЕЛЯЕВ) / Н. А. ТРОЙНИЦКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Половникова М.Ю.

В статье при использовании преимущественно историко-сравнительного и историко-генетического методов рассматривается вопрос развития Вятской и Слободской епархии, совпадающей в границах с Вятской губернией, при епископе Аполлосе (Беляеве). Уделяется особое внимание процессу организации религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. Показано, что вплоть до назначения на должность епископа Аполлоса результаты данной работы были несущественными. Новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривает деятельность Вятского епископа Аполлоса в плане реализации общегосударственного религиозного курса, который включал активную просветительскую и миссионерскую работу местного духовенства. При епископе Аполлосе для повышения влияния духовенства на местное население, в том числе старообрядческое и неправославное, были проведены важные преобразования: в епархии было сформировано отдельное викариатство, открыты Вятский комитет Православного миссионерского общества и Вятское братство святителя и чудотворца Николая, а также реорганизована работа местного духовенства в целом. Это дало первые положительные результаты по усилению позиций Русской православной церкви среди местного населения Вятской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Половникова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BISHOP APOLLOS (BELYAEV) AND DEVELOPMENT OF VYATKA DIOCESE IN 1866-1885

Using mainly historical-comparative and historical-genetic methods, the issue of the development of the Vyatka and Slobodsk dioceses, which coincides within the borders with the Vyatka province, under Bishop Apollos (Belyaev), is considered in the article. The author pays special attention to the process of organizing religious, educational and missionary activities, and up to the appointment of Bishop Apollos, the results of this work were insignificant. The novelty of the research lies in the fact that for the first time it comprehensively examines the activities of the Vyatka Bishop Apollos in terms of the implementation of a nationwide religious course, which included active educational and missionary work of the local clergy. Under Bishop Apollos, to increase the influence of the clergy on the local population, including the Old Believers and non-Orthodox, important transformations were carried out: a separate vicariate was allocated in the diocese, the Vyatka Committee of the Orthodox Missionary Society and the Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Wonderworker were opened, and the work of the local clergy was also generally reorganized. This gave the first positive results in strengthening the position of the Russian Orthodox Church among the local population of the Vyatka diocese.

Текст научной работы на тему «ЕПИСКОП АПОЛЛОС (БЕЛЯЕВ) И РАЗВИТИЕ ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ В 1866-1885 ГОДЫ»

Половникова М. Ю. Епископ Аполлос (Беляев) и развитие Вятской епархии в 1866— 1885 годы / М. Ю. Половникова // Научный диалог. — 2021. — № 12. — С. 396—412. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-12-396-412.

Polovnikova, M. Yu. (2021). Bishop Apollos (Belyaev) and Development of Vyatka Diocese in 1866—1885. Nauchnyi dialog, 12: 396-412. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-12-396-412. (In Russ.).

j EBSCOhosf

WEBOF SCIENCE ERIHJUi-"'

U L R I С H ' S

PERIODICALS DIRECTORY,»

LIBRARy.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2021-12-396-412

Епископ Аполлос (Беляев) Bishop Apollos (Belyaev)

и развитие Вятской епархии and Development of Vyatka

в 1866—1885 годы Diocese in 1866—1885

Половникова Марина Юрьевна Marina Yu. Polovnikova

orcid.org/0000-0002-6903-9662 orcid.org/0000-0002-6903-9662

кандидат исторических наук, доцент PhD in History, Associate Professor,

кафедра истории Department of History

и политических наук and Political Sciences

usr06624@vyatsu.ru usr06624@vyatsu.ru

Вятский государственный университет Vyatka State University

(Киров, Россия) (Kirov, Russia)

© Половникова М. Ю., 2021

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

В статье при использовании преимущественно историко-сравнительного и исто-рико-генетического методов рассматривается вопрос развития Вятской и Слободской епархии, совпадающей в границах с Вятской губернией, при епископе Апол-лосе (Беляеве). Уделяется особое внимание процессу организации религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. Показано, что вплоть до назначения на должность епископа Аполлоса результаты данной работы были несущественными. Новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривает деятельность Вятского епископа Аполлоса в плане реализации общегосударственного религиозного курса, который включал активную просветительскую и миссионерскую работу местного духовенства. При епископе Аполлосе для повышения влияния духовенства на местное население, в том числе старообрядческое и неправославное, были проведены важные преобразования: в епархии было сформировано отдельное викариатство, открыты Вятский комитет Православного миссионерского общества и Вятское братство святителя и чудотворца Николая, а также реорганизована работа местного духовенства в целом. Это дало первые положительные результаты по усилению позиций Русской православной церкви среди местного населения Вятской епархии.

Ключевые слова:

Вятская губерния; Вятская епархия; Вятское братство святителя Николая; губернатор; Аполлос (Беляев); Н. А. Тройницкий.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

Using mainly historical-comparative and historical-genetic methods, the issue of the development of the Vyatka and Slobodsk dioceses, which coincides within the borders with the Vyatka province, under Bishop Apollos (Belyaev), is considered in the article. The author pays special attention to the process of organizing religious, educational and missionary activities, and up to the appointment of Bishop Apollos, the results of this work were insignificant. The novelty of the research lies in the fact that for the first time it comprehensively examines the activities of the Vyatka Bishop Apollos in terms of the implementation of a nationwide religious course, which included active educational and missionary work of the local clergy. Under Bishop Apollos, to increase the influence of the clergy on the local population, including the Old Believers and non-Orthodox, important transformations were carried out: a separate vicariate was allocated in the diocese, the Vyatka Committee of the Orthodox Missionary Society and the Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Wonderworker were opened, and the work of the local clergy was also generally reorganized. This gave the first positive results in strengthening the position of the Russian Orthodox Church among the local population of the Vyatka diocese.

Key words:

Vyatka province; Vyatka diocese; Vyatka brotherhood of St. Nicholas; governor; Apollos (Belyaev); N. A. Troinitsky.

УДК 94(470.342)"1866/1885"

Епископ Аполлос (Беляев) и развитие Вятской епархии

1. Введение

В середине XIX столетия, в первую очередь после реформ 1860-х годов, в Российской империи произошли изменения, коснувшиеся всех сфер деятельности государства. Время требовало изменений и в церковной сфере. Разрыв между обществом и государством в период реформ усиливался. Российская православная церковь также теряла свои позиции, но ее связи с прихожанами оставались важным рычагом в проведении политического курса Российского государства.

В силу подобных обстоятельств начались религиозные преобразования, целью которых стало активное ведение миссионерской работы среди населения Российской империи, в том числе за счет создания многочисленных религиозно-просветительских и миссионерских обществ и братств. Эти изменения в религиозной сфере коснулись всех епархий Российской империи, в том числе Вятской.

Во второй половине XIX века «по величине... Вятская губерния занимает 8-е место в числе Европейской России и превосходит 3 европейских государства, взятые вместе: Грецию, Бельгию и Нидерланды» [Статистическое описание., 1875, с. 5]. Численность населения Вятской губернии, совпадающей в границах с Вятской епархией, также была значительной: на 1875 год на территории Вятской губернии проживало 2 450 000 человек (из них мужчин — 1 176 524 человека, женщин — 1 273 498 человека) [Там же, с. 9]. Основную часть населения представляли лица православного вероисповедования: их насчитывалось 2 281 200 человек православного вероисповедования, а также 5 371 единоверец. Численность старообрядческого населения составляла примерно 2,25 %, или 54 960 человек [Там же, 1875, с. 39—40]. Также в Вятской губернии проживали католики (780 человек), протестанты (224 человека), а также англикане (6 человек), мусульмане (94 819 человек), иудеи (814 человек). Также на территории Вятской епархии проживали язычники, преимущественно в Елабужском, Малмыжском и Сарапульском уездах, численностью 11 826 человек.

На 1890 год численность населения Вятской губернии составляла 2 975 000 человек, из которых православными были 2 756 000 человек (православным было все русское население, исключая 82 000 старообрядцев,

в 1866—1885 годы

© Половникова М. Ю., 2021

а также почти все удмурты, марийцы, «пермяки, бесермяне и часть татар и тептярей»). Мусульман насчитывалось примерно 127 000 человек (эту религию исповедовали татары, башкиры и часть тептярей). Языческое население составляло менее 10 000 человек и было представлено преимущественно марийцами, проживающими в Елабужском, Малмыжском, Сарапульском и Уржумском уездах [География Вятской губернии, 1890, с. 46—48].

Православное население было преобладающим в Вятской губернии на протяжении второй половины XIX — начала XX веков: на 1875 год численность православного населения составляла 93,1 %, на 1889—1890 годы — 92,5 % от общей численности населения [Отчет о состоянии ЦПШ..., 1891, с. 83]. Но при этом сохранение такого баланса требовало большого напряжения сил со стороны местных властей и духовенства [Макурина, 2002; Маку-рина, 2009; Немчанинова и др., 2019; Половникова, 2017]. Особую озабоченность со стороны местного епископа вызывала проблема снижения авторитета местного духовенства среди населения Вятской епархии, а также разложение общества. Это было связано с тем, что работа среди детей и молодежи в церковно-приходских школах со стороны духовенства велась зачастую без приобщения учащихся к церковным таинствам. Кроме того, произошло «расслоение в религиозно-нравственном отношении. между простым народом, преимущественно сельским, и образованными.» [Очерки., 2007, с. 204].

Ослабление влияния Русской православной церкви во второй половине XIX века стало проблемой для светской и духовной властей Российский империи, которые стали проводить последовательные преобразования в религиозной сфере. В Вятской губернии проведение мероприятий по укреплению положения Русской православной церкви было связано с именем епископа Аполлоса.

2. Епископ Аполлос (Беляев): основные биографические сведения

Для Вятской епархии второй половины XIX — начала XX веков характерно, как и для большинства других российских епархий, частое перемещение архиереев с кафедры на кафедру. Епископ Аполлос был одним из немногих представителей духовной власти, управлявших епархией почти 19 лет. Его предшественник, епископ Агафангел (Соловьев), за годы своего руководства кафедрой (1860—1866 годы) заложил основу для укрепления положения православной церкви: наладил связи с Афоном, стал инициатором издания «Вятских епархиальных ведомостей», стремился снизить накал страстей, возникший в крестьянской среде после реформы 1861 года, стоял у истоков женского образования на Вятской земле.

Будущий епископ Аполлос, в миру Иоанн Егорович Беляев, родился 11 апреля 1812 года в селе Волохове Александровского уезда Владимир-

ской губернии в семье священника. Иоанн Беляев поступил в 1830 году во Владимирскую семинарию, затем обучался в Киевской духовной академии [Слово при погребении., 1885, с. 670]. 25 сентября 1838 года, за год до окончания курса академии, был пострижен в монахи с именем Апол-лос [РНБ, ф. 608, оп. 1., д. 2901, л. 1]. После окончания курса в академии Аполлос был определен «29 сентября 1839 года в Орловскую Духовную Семинарию учителем Церковной Истории, в том же году 27 октября получил назначение в Тверскую Семинарию на класс Библейской Истории и Священного Писания, 27 августа 1841 г. переведен во Владимирскую Семинарию на класс Богословских наук, где более года исправлял должность инспектора...» [Извлечение., 1885, с. 681]. 29 мая 1845 года Аполлос был причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской Лавры.

31 октября 1847 года Аполлос был назначен инспектором Астраханской семинарии и профессором по классу Священного Писания. В скором времени 20 августа 1849 года Аполлос становится настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря, где 29 августа был возведен в сан игумена. Через два года, 9 ноября 1851 года, Аполлос был рукоположен в сан архимандрита. 21 февраля 1854 года Аполлос был назначен ректором Астраханской семинарии и профессором богословских наук, а также настоятелем Спасопреображенского второклассного монастыря. 26 октября 1856 года архимандрит Аполлос был переведен на должность ректора Псковской семинарии с одновременным определением его настоятелем Псково-Печерского Успенского первоклассного монастыря.

1864 год стал поворотным в духовной карьере архимандрита Аполлоса. «Высочайшим Указом, данным Святейшему Синоду 21 января 1864 года, повелено ему быть Епископом Старорусским, Викарием Новгородской Епархии» [Извлечение., 1885, с. 681—682], в должность которого он был рукоположен в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 16 февраля того же 1864 года. Через два года, 22 февраля 1866 года, епископ Аполлос был переведен на Ладожскую кафедру, он стал викарием Санкт-Петербургским. Но на данной кафедре Аполлос служил менее года.

13 декабря 1866 года, в возрасте 54 лет, «по указу. определен епископом Вятским и Слободским» [РНБ, ф. 608, оп. 1, д. 2901, л. 8], в должности которого состоял до 7 июня 1885 года. С этой должности епископ Аполлос ушел на покой в 73 года. За время своего пребывания на Вятской кафедре епископ Аполлос также 14 октября 1868 года был назначен настоятелем Слободского Крестовоздвиженского монастыря, в котором доживал свои последние месяцы после увольнения с должности.

За период руководства кафедрой в силу тесной связи светской и духовной властей епископ Аполлос контактировал с пользой для Вятской епархии

с вятскими губернаторами и вице-губернаторами, которых за этот период сменилось немало. «Так, епископ Аполлос за период управления Вятской епархией находился в отношениях со следующими вятскими губернаторами: Н. В. Компанейщиковым (возглавлял губернию в 1866—1869 годы, В. И. Ча-рыковым — вятский губернатор с 1869 по 1875 годы, Н. А. Тройницким — возглавлял губернию с 1876 по 1882 годы, а также А. Н. Волковым (вятский губернатор с 1882 181 по 1887 год). Конечно, при такой частой смене вятских губернаторов религиозный курс Вятской епархии полностью зависел от деятельности епископа Аполлоса» [Половникова и др., 2020а, с. 106].

Кроме того, по Указу Святейшего Синода от 20 мая 1879 года «состоял Присутствующим Святейшего Синода с 15 июня 1879 г. по 11 мая 1880 г.» [Извлечение., 1885, с. 682]. 20 апреля 1880 года епископ Аполлос был возведен в сан архиепископа. За свою жизнь епископ Аполлос также «был членом Консисторий — Астраханской и Псковской; проходил должность Благочинного монастырей в Астраханской и Псковской Епархиях, состоял председателем в Новгородском Губернском Комитете по учреждению училищ, Председателем в Санкт-Петербургском Губернском Присутствии по обеспечению православного духовенства, Председателем Историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской Епархии, Председателем Губернского Присутствия по обеспечению духовенства Вятской епархии,. членом Астраханского Попечительного тюремного Комитета, Вице-директором Новгородского тюремного Комитета, с 1867 года Вице-директором Вятского тюремного Комитета,. сотрудником-корреспондентом Императорского Вольного Экономического общества, почетным членом Вятского Губернского Статистического Комитета, членом Общества попечения о раненых и больных воинах, членом Комитета и попечителем Вятской Публичной библиотеки, членом Комитета грамотности при Императорском С.-Петербургском Вольном Экономическом обществе, действительным членом Вятского Благотворительного Общества, почетным членом Общества покровительства животных, почетным членом Общества врачей в г. Вятке, членом-соревнователем Мариинского Попечительства для призрения слепых, почетным членом Богоявленского Общества при Киевской Духовной Академии,. почетным членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Вятской гимназии» и др. [Извлечение., 1885, с. 683].

Епископ Аполлос за свою активную административную и научно-просветительскую деятельность был отмечен различными наградами. Так, в 1867 году он получил Высочайшую признательность за заботу о благосостоянии духовно-учебных заведений Вятской губернии, в 1872 году был награжден орденом св. Анны 1 степени [Там же], в 1877 году — орденом св. Владимира 2 степени большого креста [РНБ, ф. 608, оп. 1., д. 2901, л. 12].

7 июня 1885 года, «находясь уже в преклонном возрасте, владыка подал прошение об увольнении его на покой в Слободской мужской монастырь» [Очерки., 2007, с. 172]. Еще за три года до этого «он составил духовное домашнее завещание и до этого еще просился на покой в здешний монастырь. Судя по его бывшим силам и деятельности, Свят. Синод долго не увольнял его от управления епархиею, и тогда уже уволил его, когда он не мог ходить и находился почти в неизлечимой болезни» [Слово при погребении., 1885, с. 669]. Также епископ заблаговременно подготовил место своего пребывания после оставления Вятской кафедры — он активно занимался благоустройством Слободского Крестовоздвиженского монастыря. После долгожданного увольнения на покой епископ Аполлос переехал в монастырь, где через несколько месяцев, 26 ноября 1885 года, скончался. 1 декабря 1885 года епископ Аполлос был погребен в заранее подготовленном им месте — в Троицкой церкви Слободского Крестовозд-виженского монастыря, в склепе «под серединою храма, против царских врат» [Погребение., 1885, с. 678].

Так, прожив достойную и богатую событиями жизнь, епископ Аполлос нашел свое последнее пристанище в епархии, для развития которой сделал многое. На протяжении почти девятнадцати лет он постепенно трансформировал роль приходского духовенства в жизни населения Вятской губернии, способствуя укреплению положения Русской православной церкви и распространению православной веры.

3. Управление Вятской епархией (1866—1885 годы)

Взойдя на Вятскую кафедру, епископ Аполлос приступил к активной деятельности по развитию Вятской епархии в духе требований религиозной политики второй половины XIX века. Хотя он был переведен на Вятскую кафедру с более значимой должности — Ладожского викариатства Санкт-Петербургской епархии, но за время служения Вятская епархия «своею добротою, простотою и набожностью понравилась ему так, что он не хотел никуда переходить отсюда в другие даже лучшие епархии» [Слово при погребении., 1885, с. 669].

Выделим основные направления работы епископа в управлении епархией: в первую очередь он стремился организовать управление епархией в соответствии с требованиями времени и проводимыми в религиозной сфере реформами с наименьшими потерями для приходского духовенства, а также старался укрепить православную веру и авторитет местного духовенства и Русской православной церкви в Вятской епархии. Во-вторых, епископ Апол-лос активно занимался просвещением местного населения, стараясь через повышение уровня образования укрепить православную веру в народе.

В-третьих, при нем была организована деятельность основных религиозно-просветительских и миссионерских обществ в Вятской губернии для ведения работы с неправославным нерусским населением епархии.

Епископ был человеком сведущим, стремящимся к усилению православной церкви в Вятской губернии. В плане управления епархией он понимал, что территория Вятской губернии обширна по своей площади, а местное духовенство не может охватить работой все население губернии. Действительно, «пространство. занимает 13.904.020 д.[есятин] составляющие 134.537 кв. верст или 2,780 кв. миль. По величине Вятская губерния занимает 8-е место в числе губерний Европейской России» [Статистические данные., 1875, с. 4—5]. В связи с этим епископ Аполлос стал инициатором выделения в составе епархии викариатства, которое, после удовлетворения просьбы Святейшим Синодом, было создано в 1868 году. С открытием Сарапульского викариатства у епархиального архиерея появился помощник в лице викария, который брал на себя ряд полномочий (например, викарии брали на себя «наложение штрафов, дела о церков-но-приходских попечительствах,. о судебных епитимиях,. утверждали в должности школьных законоучителей,. отвечали за распределение и сбор кружечных доходов, изыскание земли для причтов, решали все метрические вопросы, расторгали браки, взыскивали долги.» [Очерки.., 2007, с. 174]). Викарий стал первым помощником архиерея. Также Сара-пульский викарий ведал всеми религиозными вопросами викариатства, следил за деятельностью местного духовенства и его потребностями, оказывал содействие организации религиозно-просветительской и миссионерской работы на территории викариатства. Епископ Аполлос добился создания викариатства в сложной в религиозном плане местности Вятской губернии. Сарапульский викарий взял на себя значительную долю забот по ведению религиозной работы среди местного языческого и старообрядческого населения, что позволило епархиальному архиерею уделить больше внимания остальным делам Вятской епархии.

Кроме того, епископ Аполлос понимал проблемы духовенства и населения, всеми силами стремился улучшить положение духовенства, в первую очередь ратовал за высокоморальность и материальное благосостояние. Закон 1869 года, выводивший детей духовенства из духовного сословия, разорвал преемственность в передаче не только приходов от отца к сыну, но и в плане принятия новых священников местным населением. Данный закон также породил нехватку священнослужителей, что проявилось не сразу, но стало проблемой, в том числе для Вятской губернии, уже в середине 1870-х годов. Епископ Аполлос стремился улучшить ситуацию, в большинстве случаев поддерживая оказание материальной по-

мощи нуждающимся представителям духовенства Вятской епархии через епархиальную консисторию. Но нехватка священнослужителей зачастую восполнялась за счет священников, не прошедших полный курс обучения, что сказывалось на знаниях таких священников, а также на их моральном облике и неумении наладить контакт с населением прихода.

В просветительском направлении епископ вел обширную работу с населением Вятской епархии. Но при этом с появлением возможности получения образования для низших слоев населения рост образованности был сопряжен с ростом ухода из-под опеки Русской православной церкви. В конце 1860-х годов стала прослеживаться угрожающая церкви тенденция: «Быстрое развитие и смена новых, разнообразных учений, упорный труд в приобретении обширных и многосторонних познаний, нескончаемый ряд. открытий дают, по-видимому, право нашему веку увлекать всех за своею колесницею, быстро несущеюся вперед. Кто не успел узнать и усвоить новость, явившуюся в последнее время, тот почитается отставшим от века, отодвигается в область прошедшего, понятие истинности и жизненности соединяется только с понятием современности» [Христианский взгляд., 1869, с. 1—2]. При таком подходе церковь оказывалась далекой от современности. Данную тенденцию понимал и епископ Аполлос, который при непосредственном общении с прихожанами, в том числе во время объездов епархии, видел ее проявление в недоверии к православной церкви и ее представителям. Но все же «православный русский народ тверд в вере, усердно исполняет важнейшие христианские обязанности и строго блюдет установления св. Церкви» [РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 950, л. 5]. Епископ Аполлос видел решение проблемы в активной работе священнослужителей в каждом приходе, в первую очередь в плане работы местного духовенства по приобщению детей к церкви и церковным таинствам, а также в получении полноценного образования.

В тот период происходят изменения в системе духовного образования, которое становится все более светским. Если говорить о начальной ступени, то после 1864 года поддержка церковно-приходских школ со стороны государства была практически ликвидирована в пользу развития земских школ. В Вятской епархии церковно-приходские школы продолжили работу за счет инициативного духовенства, преподавателей и жертвователей. Только в конце 1870-х годов государственная власть вновь признала важную роль церкви в организации образовательного процесса, а позднее узаконило школы грамотности и церковно-приходские школы.

При епископе Аполлосе в Вятской губернии продолжает свою работу Епархиальное женское училище, открытое в 1863 году, которому епископ оказывал посильную помощь в развитии. Кроме того, в 1871 году Вятское

епархиальное училище и Вятская духовная семинария перешли на новые Уставы, по которым учащиеся должны были получать не столько богословское, сколько академическое образование. Такие преобразования соответствовали духу времени, поэтому епископ Аполлос постепенно способствовал их реализации.

Также «в 1870 году по благословению еп.[ископа] Аполлоса в. г. Вятке состоялось открытие Вятской епархиальной библиотеки» [Очерки, 2007, с. 241]. Сам епископ пожертвовал библиотеке 197 томов редких и ценных книг, считая, что через чтение население будет обогащаться духовно.

Сам епископ Аполлос был известен своей ученостью, ораторским и писательским талантами. Епископ Аполлос ратовал за укрепление веры в духовенстве и простом населении, поэтому постоянно обращался к ним с наставлениями [Аполлос, 1882, с. 155], что было отмечено представителями епархии. В дальнейшем, в начале XX века, когда встал вопрос о методах ведения проповеднической работы, духовенство вернулось к наставлен-ческому опыту епископа Аполлоса. Стоит отметить, что анализ приемов, которыми он пользовался, был представлен на страницах «Ярославских епархиальных ведомостей», а затем перепечатан в «Вятских епархиальных ведомостях». Так, указывалось, что «бывший архиепископ Вятский Аполлос в своем архипастырском наставлении по предмету церковного проповедничества приводит два приема из практики священнической, показывающие, как должно вести беседы с простым народом с благотворным влиянием на него, пользуясь всяким удобным случаем и местом» [Влияние на слушателей., 1911, с. 793]. Также ряд его наставлений, обращенных как к духовенству, так и к прихожанам был опубликован во время его пребывания на Вятской кафедре и сохранился либо отдельными брошюрами, либо на страницах «Вятских епархиальных ведомостей».

В плане организации религиозно-просветительской и миссионерской работы необходимо отметить, что две основные религиозные организации возникли в Вятской губернии в период руководства епископа Аполлоса. Речь идет об открытии Вятского комитета Православного миссионерского общества и Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая. Кроме того, епископ являлся почетным членом Императорского Православного Палестинского общества (его отдел в Вятской губернии открылся только в 1894 году, после смерти епископа Аполлоса).

В 1870 году миссионерская деятельность в Российской империи была централизована — было создано Всероссийское Православное миссионерское общество. Сразу же начали создаваться отделения общества на территории России. 28 мая 1870 года был открыт Вятский комитет Православного миссионерского общества. Каждый епархиальный комитет, в соответствии

с Уставом общества, состоял из председателя, его товарища и членов, которые «избираются местным общим собранием, в числе от 4 до 8 человек» [Никольский, 1895, с. 12], а также казначея и делопроизводителя. Так, Вятский комитет состоял «из председателя комитета, товарища председателя и седьми человек» [ЦГА КО, ф. 811, оп. 1, д. 218, л. 1]. Первым председателем Вятского комитета стал Аполлос, епископ Вятский и Слободской. Но в силу своей загруженности, основываясь на примечании к § 4 Устава Православного миссионерского общества, 30 июня 1870 года председательство было «возложено на Его Преосвященство, Преосвященнейшего Геннадия, епископа Сарапульского, викария Вятской епархии» [Распоряжение., 1870, с. 267].

Несмотря на то, что епископ Аполлос так недолго занимал должность председателя Вятского комитета, он внес заметный вклад в его работу: принимал активное участие в жизни Вятского комитета, много сделал для налаживания миссионерской работы комитета среди неправославного и нерусского населения Вятской губернии, а также в плане организации деятельности миссионерских школ. Кроме того, преосвященный Аполлос обеспечил Вятскому комитету поддержку со стороны светской власти: он предложил действительному статскому советнику, вятскому губернатору Валерию Ивановичу Чарыкову «по силе 51 § устава. принять звание товарища председателя Вятского Комитета Миссионерского общества, на что Его Превосходительство согласился» [О личном составе., 1870, с. 310]. С тех пор традиционно епископ предлагал занимать должность товарища председателя Вятского комитета губернатору. Это обеспечивало прямую поддержку деятельности Вятского комитета со стороны светской власти и подчеркивало важность работы организации.

Еще одной знаковой для Вятской епархии организацией дореволюционного периода стало Вятского братство Святителя и Чудотворца Николая, которое из местного братства (подобные открывались повсеместно на территории Российской империи по решению Святейшего Синода) в начале XX века превратилось в ведущую религиозную организацию Вятского губернии, наладив связи с местными отделами общероссийских обществ.

Открытие Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая связано с возникшим недопониманием со стороны светской и духовной властей Вятской губернии [Половникова и др., 2020б]. Изначально епископ Аполлос поддерживал идею открытия противораскольнического братства, но стремился, чтобы содержание общества и уже действовавшей противорас-кольнической школы, открытой отцом Стефаном Кашменским, не коснулось средств Вятской епархии и действовало при поддержке со стороны жертвователей. Но губернатор Н. А. Тройницкий выступал в качестве ходатая перед Святейшим Синодом и «указывал, что не видит никакой про-

блемы в оказании содействия С. Кашменскому со стороны епархиального и губернского начальства, но на деле именно епархиальные власти стали создавать препятствия для открытия братства и передачи ему школы. Епископ Вятский и Слободской Аполлос по-другому относился к данному вопросу» [Половникова и др., 2020б, с. 425], «и он же желает выпустить это учреждение из-под ведения Консистории, и потому не соглашается на учреждение братства» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 58, л. 66]. Епископ Аполлос в ходе переписки со Святейшим Синодом изменил свое мнение по вопросу учреждения Вятского братства и в скором времени «дал Консистории предложение войти в суждение об учреждении братства против раскола в Вятской епархии» [РГИА, ф. 1574, оп. 2, д. 87, л. 2].

Так, при содействии светской и духовной властей 31 октября 1882 года, с разрешения Святейшего Синода, «согласно предложению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Аполлоса, Архиепископа Вятского и Слободского, состоялось открытие Братства Святителя и Чудотворца Николая в г. Вятке» [Открытие Вятского братства., 1882, с. 563]. В честь такого события епископ Аполлос подарил братству новый «принадлежащий архиерейскому дому двухэтажный флигель для братской школы» [Открытие Вятского братства., 1882, с. 567] на берегу р. Вятка, расположенный в северо-восточном углу архиерейского сада. Это здание было предназначено для размещения братской школы, у которой до этого не было постоянного помещения, и для проживания ее учащихся.

Нужно отметить, что епископ Аполлос был любим населением Вятской епархии. Во время объездов епархии (эту обязанность епископ Аполлос разделял с Сарапульским викарием, тем самым охватывая больше отдаленных территорий) население всегда приветливо встречало епископа Аполлоса, готовясь к подобным приездам заранее и с большим усердием. Приезд епископа воспринимался как праздник для местного населения, особенно в самых отдаленных местностях епархии. Епископ Аполлос старался либо ежегодно, либо раз в два года совершать подобные поездки. Так, в 1874 году «все путешествие Владыки совершилось в 19 дней, причем сделано 1231 верст пути» [Обозрение., 1874, с. 3]. Благодаря таким поездкам епископ Аполлос контролировал состояние местных церквей и соборов, а также состояние местного духовенства, следил за выполнением своих поручений, выявлял проблемы в приходах, а также напрямую общался с простым населением, пытаясь словом укреплять православную веру.

4. Заключение

Епископ Аполлос (Беляев) является ярким представителем высшего духовенства в Вятской губернии, а также многогранной личностью. При нем

Вятская епархия переживает ряд преобразований: в силу новых требований со стороны светской власти и изменений времени были проведены важные трансформации в работе с населением Вятской губернии, была преобразована религиозная работа духовенства. Епископ Аполлос проявил себя как смелый, умный и активный руководитель, стремящийся всеми способами достичь поставленной цели — укрепления авторитета Русской православной церкви и положения духовенства Вятской епархии среди населения.

Для достижения поставленной цели епископ Аполлос поддерживал тесное сотрудничество с вятскими губернаторами, причем всегда находил у них необходимую поддержку. Он находился во главе Вятской епархии длительный период — с 1866 по 1885 годы, за который сменилось четыре вятских губернатора. Поэтому положение в Вятской губернии было довольно стабильным, что позволяло епископу зачастую действовать независимо от светской власти и принимать самостоятельные решения, без оглядки на нее.

Руководя Вятской кафедрой, епископ Аполлос содействовал укреплению веры и положения духовенства Русской православной церкви среди населения Вятской губернии, улучшению положения местного духовенства, просвещению населения и развитию образования. При нем в Вятской епархии проводилась религиозная политика государства, создавалась система религиозно-просветительских и миссионерских организаций.

Епископ Аполлос стремился словом и делом укреплять веру как в среде духовенства, так и среди простого населения, приветствовал изменения в подготовке приходского духовенства и в системе духовного образования. В Вятской губернии стала развиваться библиотечная сеть: библиотеки возникали практически при каждом храме, новыми изданиями пополнялись как архиерейская библиотека, так и библиотеки духовных учебных заведений.

При поддержке светской и духовной властей при епископе Аполло-се начинает действовать Вятский комитет Православного миссионерского общества — местный отдел общероссийской организации, ведущий работу среди нерусского неправославного населения Вятской губернии посредством миссионерской работы местного духовенства, а также создания миссионерских школ в приходах епархии для обучения в первую очередь детей неправославного нерусского населения. Также в конце служения епископа было учреждено Вятское братство Святителя и Чудотворца Николая для ведения работы среди старообрядческого населения Вятской губернии. Вятское братство организовало миссионерскую работу и подготовку миссионеров в специальной братской школе (действовала только мужская школа в г. Вятка). Кроме того, Вятское братство создавало сеть братских школ для обучения детей преимущественно из старообрядческих

и неправославных семей. Таким образом, просветительской работой на территории Вятской епархии занимались как церковно-приходские школы, так и миссионерские и братские школы (старались, чтобы в каждом приходе была хотя бы одна школа из перечисленных).

Период управления епископом Аполлосом стал ключевым для развития Вятской епархии в долгосрочной перспективе: появилось новое викариатство, была налажена религиозно-просветительская и миссионерская работа, созданы отделения общероссийских организаций и местное братство, в дальнейшем игравшее ключевую роль в религиозной жизни Вятской губернии. Епископ Аполлос стоял у истоков религиозных изменений в Вятской епархии. Большая часть этих изменений была начата или реализована самим Аполлосом при поддержке светской власти, местного духовенства и населения Вятской губернии. Эти преобразования были продолжены и развиты некоторыми последующими вятскими архиереями.

Источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Аполлос, архиепископ Вятский. Архипастырское наставление приходским священникам / Аполлос // Вятские епархиальные ведомости. — 1882. — № 10. — С. 155—

2. Влияние на слушателей простого слова // Вятские епархиальные ведомости. — 1911. — № 35. Отдел неофициальный. — С. 793—796.

3. География Вятской губернии. Курс родиноведения для городских училищ / Сост. К. В. Лаврентьевич. — Вятка : Типография Маишеева, 1890. — 222 с.

4. Извлечение из послужного списка Преосвященнейшего Архиепископа Аполло-са // Вятские епархиальные ведомости. — 1885. — № 24. Отдел духовно-литературный. — С. 681—683.

5. Обозрение Вятской епархии Его Пресвященством Преосвященнейшим Апол-лосом, Епископом Вятским и Слободским, в 1874 году // Вятский губернские ведомости. — 1875. — № 1. — С. 3.

6. Открытие Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. — 1882. — № 22. Отдел духовно-литературный. — С. 563—568.

7. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Вятской епархии за 1889/90 учебный год // Вятские епархиальные ведомости. — 1891. — № 4. — С. 83—102.

8. О личном составе Вятского Комитета Православного Миссионерского Общества // Вятские епархиальные ведомости. — 1870. — № 15. — С. 309—311.

9. Погребение Преосвященнейшего Архиепископа Аполлоса // Вятские епархиальные ведомости. — 1885. — № 24. Отдел духовно-литературный. — С. 678—680.

10. Распоряжения Епархиального начальства // Вятские епархиальные ведомости. — 1870. — № 13. — С. 267—268.

11. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 950.

12. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1574. Оп. 2. Д. 58.

13. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1574. Оп. 2. Д. 87.

14. Российская национальная библиотека (РНБ). Ф. 608. Оп. 1. Д. 2901.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

159.

15. Слово при погребении Высокопреосвященнейшего Аполлоса, бывшего архиепископа Вятского и Слободского, произнесенное Преосвященнейшим Макарием, епископом Вятским и Слободским, в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, 1 декабря 1885 года // Вятские епархиальные ведомости. — 1885. — № 24. Отдел духовно-литературный. — С. 666—671.

16. Статистическое описание Вятской губернии и справочные сведения / Сост. Н. Спасский. — Вятка : Губернская типография, 1875. — 394 с.

17. Христианский взгляд на современность // Вятские епархиальные ведомости. — 1869. — № 1. Отдел неофициальный. — С. 1—10.

18. Центральный государственный архив Кировской области (ЦГА КО). Ф. 811. Оп. 1. Д. 218.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макурина В. В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX — начале XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / В. В. Макурина. — Санкт-Петербург, 2002. — 323 с.

2. Макурина В. В. Приходская и миссионерская деятельность на территории расселения удмуртов в Вятской епархии (вторая половина XIX — начало XX вв.) / В. В. Ма-курина // Религии народов Вятского края : учебно-справочное пособие. — Киров : [б. и.], 2009. — С. 62—74.

3. Немчанинова Е. Н. Губернатор и епископ в системе церковно-государственных отношений во второй половине XIX — начале XX в. (на материалах Вятской губернии) / Е. Н. Немчанинова, М. Ю. Половникова // Вестник Томского университета. История. — 2019. — № 62. — С. 72—79. — DOI: 10.17223/19988613/62/9.

4. Никольский А. Православное миссионерское общество. Историческая записка о деятельности Общества за истекшее двадцатипятилетие (1870—1895 гг.) / А. Никольский. — Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1895. — 146 с.

5. Очерки истории Вятской епархии (1657—2007) : 350-летие Вятской епархии / Под. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. — Вятка : Буквица, 2007. — 640 с. — ISBN 978-5-9901101-3-7.

6. ПоловниковаМ. Ю. Взаимодействие власти и духовенства Русской православной церкви в организации религиозно-просветительской и миссионерской деятельности во второй половине XIX — начале XX в. (на материалах Вятской губернии) / М. Ю. По-ловникова, Е. Н. Немчанинова. — Киров, 2020а. — 227 с. — ISBN 978-5-6044635-6-7.

7. Половникова М. Ю. Религиозно-просветительская и миссионерская деятельность Русской православной церкви во второй половине XIX — начале XX вв.: на материалах Вятской епархии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / М. Ю. По-ловникова. — Киров, 2017. — 296 с.

8. ПоловниковаМ. Ю. Создание Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая в контексте взаимодействия светских и духовных властей Вятской губернии / М. Ю. По-ловникова, Е. Н. Немчанинова // Научный диалог. — 2020б. — № 9. — С. 420—433. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-9-420-433.

MATERIAL RESOURCES

Apollos, Archbishop of Vyatka. Archpastoral instruction to parish priests. (1882). Vyatka Diocesan Vedomosti, 10: 155—159. (In Russ.).

Extract from the service record of His Grace Archbishop Apollos. (1885). Vyatka Diocesan Vedomosti, 24: Department of Spiritual and literary. 681—683. (In Russ.).

Geography of the Vyatka province. The course of homeland studies for city schools. (1890). Vyatka: Maisheev Printing House. 222 p. (In Russ.).

Influence on listeners of a simple word. (1911). Vyatka diocesan Gazette, 35: Unofficial department. 793—796. (In Russ.).

On the personnel of the Vyatka Committee of the Orthodox Missionary Society. (1870). Vyatka diocesan Gazette, 15: 309—311. (In Russ.).

Opening of the Vyatka Brotherhood of St. Nicholas the Wonderworker. (1882). Vyatka diocesan Gazette, 22: Department of Spiritual and literary. 563—568. (In Russ.).

Orders of the Diocesan authorities. (1870). Vyatka diocesan Gazette, 13: 267—268. (In Russ.).

Report on the state of parochial schools and literacy schools of the Vyatka diocese for the 1889/90 academic year. (1891). Vyatka diocesan Vedomosti, 4: 83—102. (In Russ.).

Review of the Vyatka Diocese by His Most Reverend Apollos, Bishop of Vyatka and Sloboda, in 1874. (1875). Vyatka gubernskie Vedomosti, 1: 3. (In Russ.).

Russian state historical archive (RGIA). F. 796. Op. 442. D. 950. (In Russ.).

Russian state historical archive (RGIA). F. 1574. Op. 2. D. 58. (In Russ.).

Russian state historical archive (RGIA). F. 1574. Op. 2. D. 87. (In Russ.).

Russian national library (RNB). F. 608. Op. 1. D. 2901. (In Russ.).

Statistical description of the Vyatka province and background information. (1875). Vyatka: Provincial printing house. 394 p. (In Russ.).

The burial of His Grace Archbishop Apollos. (1885). Vyatka Diocesan Vedomosti, 24: Department of Spiritual and Literary. 678—680. (In Russ.).

The Central State Archive of the Kirov region (CGA KO). F. 811. Op. 1. D. 218. (In Russ.).

The Christian view of modernity. (1869). Vyatka diocesan Vedomosti, 1: The department is unofficial. 1—10. (In Russ.).

The word at the burial of His Eminence Apollos, former Archbishop of Vyatka and Sloboda, pronounced by His Grace Makarii, Bishop of Vyatka and Sloboda, in the Slo-boda Holy Cross Monastery, December 1, 1885. (1885). Vyatka Diocesan Vedo-mosti, 24: Department of spiritual and literary. 666—671. (In Russ.).

References

Essays on the History of the Vyatka Diocese (1657—2007): 350th anniversary of the Vyatka Diocese. (2007). Vyatka: Bukvitsa. 640 p. ISBN 978-5-9901101-3-7. (In Russ.).

Makurina, V. V. (2002). Missionary activity of the Russian Orthodox Church in Udmurtia in the second half of the XIX — early XX century. PhD Diss. St. Petersburg. 323 p. (In Russ.).

Makurina, V. V. (2009). Parish and missionary activity on the territory of the settlement of Udmurts in the Vyatka diocese (the second half of the XIX — beginning of the XX centuries). In: Religions of the peoples of the Vyatka region: an educational reference guide. Kirov: [b. i.]. 62—74. (In Russ.).

Nemchaninova, E. N., Polovnikova, M. Y. (2019). Governor and bishop in the system of church-state relations in the second half of the XIX — early XX century. (based on the materials of the Vyatka province). Bulletin of Tomsk University. History, 62: 72—79. DOI: 10.17223/19988613/62/9. (In Russ.).

Nikolsky, A. (1895). Orthodox Missionary Society. Historical note on the activities of the Society for the past twenty-five years (1870—1895). Moscow: Printing House of A. I. Snegireva. 146 p. (In Russ.).

Polovnikova, M. Y. (2017). Religious-educational and missionary activity of the Russian Orthodox Church in the second half of the XIX — early XX centuries: on the materials of the Vyatka diocese. PhD Diss. Kirov. 296 p. (In Russ.).

Polovnikova, M. Y., Nemchaninova, E. N. (2020a). Interaction of the authorities and clergy of the Russian Orthodox Church in the organization of religious-educational and missionary activities in the second half of the XIX — early XX century (based on the materials of the Vyatka province). Kirov. 227 p. ISBN 978-5-6044635-6-7. (In Russ.).

Polovnikova, M. Yu., Nemchaninova, E. N. (2020b). Creation of Vyatka Brotherhood of Saint Nicholas Miracle Worker in Context of Interaction of Secular and Spiritual Authorities of Vyatka Province. Nauchnyi dialog, 9: 420—433. DOI: 10.24224/2227- 1295-2020-9-420-433. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.