Научная статья на тему 'Церковные преобразования 1860–1880-х гг. на территории Пензенской епархии'

Церковные преобразования 1860–1880-х гг. на территории Пензенской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковные преобразования 1860–1880-х гг. / приходское духовенство / Пензенская епархия / региональная идентичность / church transformations of the 1860s–1880s / clergy / Penza diocese / regional identity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Васильевна Колпакова

Актуальность и цели. Реформы в Российской империи в 1860–1880-е гг. затронули практически все сферы жизни общества, в том числе и духовную. Исследование представляет интерес в контексте рассмотрения процесса формирования религиозной и гражданской идентичности на территории Пензенской губернии, ведь многие преобразования, происходившие в ходе религиозных реформ, играли значительную роль в формировании социального пространства российской провинции. Актуальность данной публикации определяется и недостаточной разработанностью данной проблематики, прежде всего на региональном уровне. Цель работы – рассмотреть церковные преобразования 1860–1880-х гг., их содержание и последствия на примере отдельной епархии – Пензенской. Материалы и методы. Исследование проведено на базе материалов, содержащихся в местной периодической печати, отчетах по Ведомству духовных дел православного исповедания и эго-источниках, что позволило определить ход и результаты церковных преобразований. Использованы сравнительно-исторический, историко-статистический методы научного исследования. Результаты. Были изучены религиозные преобразования на территории Пензенской епархии в 1860–1880-е гг., в частности, обращается внимание на главные задачи религиозных реформ – преодоление сословной замкнутости духовенства, улучшение его быта и преобразование церковно-приходского строя, изменения в сфере духовного образования. Выводы. Церковные преобразования способствовали оживлению религиозной жизни на территории Пензенской губернии, но многие задачи не были реализованы. На практике наследственность и замкнутость и после реформ были характерны для пензенского духовенства. Проведенные мероприятия, направленные на улучшение материального положения приходского духовенства, не привели к качественным изменениям благосостояния клириков Пензенской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church transformations of the 1860s–1880s on the territory of Penza diocese

Background. Reforms in the Russian Empire in the 1860s and 1880s affected almost all spheres of society, including the spiritual. The study is of interest in the context of considering the process of formation of religious and civic identity on the territory of Penza province, because many transformations that took place during religious reforms played a significant role in the formation of the social space of the Russian province. The relevance of this publication is also determined by the insufficient development of this issue, primarily at the regional level. The purpose of the study is to consider the church transformations of the 1860s–1880s, their content and consequences on the example of a separate diocese – Penza. Materials and methods. The study was conducted on the basis of materials contained in the local periodical press, reports on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession and ego sources, which allowed us to determine the course and results of church transformations. Comparative-historical, historical-statistical methods of scientific research were used. Results. In the course of writing the article, religious transformations in the territory of Penza diocese in the 1860s–1880s were studied, in particular, attention is drawn to the main tasks of religious reforms – overcoming the class isolation of the clergy, improving their way of life and transforming the church-parish system, changes in the field of spiritual education. Conclusions. Church transformations contributed to the revival of religious life on the territory of Penza province, but many tasks were not implemented. In practice, heredity and isolation were characteristic of Penza clergy even after the reforms. The measures taken to improve the financial situation of the parish clergy did not lead to qualitative changes in the welfare of the clergy of Penza diocese.

Текст научной работы на тему «Церковные преобразования 1860–1880-х гг. на территории Пензенской епархии»

УДК 93 (470.40)

doi: 10.21685/2072-3024-2023-3-2

Церковные преобразования 1860-1880-х гг. на территории Пензенской епархии

О. В. Ко. такова

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия al.olga3443@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Реформы в Российской империи в 1860-1880-е гг. затронули практически все сферы жизни общества, в том числе и духовную. Исследование представляет интерес в контексте рассмотрения процесса формирования религиозной и гражданской идентичности на территории Пензенской губернии, ведь многие преобразования, происходившие в ходе религиозных реформ, играли значительную роль в формировании социального пространства российской провинции. Актуальность данной публикации определяется и недостаточной разработанностью данной проблематики, прежде всего на региональном уровне. Цель работы - рассмотреть церковные преобразования 1860-1880-х гг., их содержание и последствия на примере отдельной епархии - Пензенской. Материалы и методы. Исследование проведено на базе материалов, содержащихся в местной периодической печати, отчетах по Ведомству духовных дел православного исповедания и эго-источниках, что позволило определить ход и результаты церковных преобразований. Использованы сравнительно-исторический, историко-статистический методы научного исследования. Результаты. Были изучены религиозные преобразования на территории Пензенской епархии в 1860-1880-е гг., в частности, обращается внимание на главные задачи религиозных реформ - преодоление сословной замкнутости духовенства, улучшение его быта и преобразование церковно-приходского строя, изменения в сфере духовного образования. Выводы. Церковные преобразования способствовали оживлению религиозной жизни на территории Пензенской губернии, но многие задачи не были реализованы. На практике наследственность и замкнутость и после реформ были характерны для пензенского духовенства. Проведенные мероприятия, направленные на улучшение материального положения приходского духовенства, не привели к качественным изменениям благосостояния клириков Пензенской епархии.

Ключевые слова: церковные преобразования 1860-1880-х гг., приходское духовенство, Пензенская епархия, региональная идентичность

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-20015.

Для цитирования: Колпакова О. В. Церковные преобразования 1860-1880-х гг. на территории Пензенской епархии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 26-35. doi: 10.21685/2072-3024-2023-3-2

Church transformations of the 1860s-1880s on the territory

of Penza diocese

O.V. Kolpakova

Penza State University, Penza, Russia al.olga3443@yandex.ru

© Колпакова О. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Abstract. Background. Reforms in the Russian Empire in the 1860s and 1880s affected almost all spheres of society, including the spiritual. The study is of interest in the context of considering the process of formation of religious and civic identity on the territory of Penza province, because many transformations that took place during religious reforms played a significant role in the formation of the social space of the Russian province. The relevance of this publication is also determined by the insufficient development of this issue, primarily at the regional level. The purpose of the study is to consider the church transformations of the 1860s-1880s, their content and consequences on the example of a separate diocese - Penza. Materials and methods. The study was conducted on the basis of materials contained in the local periodical press, reports on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession and ego sources, which allowed us to determine the course and results of church transformations. Comparative-historical, historical-statistical methods of scientific research were used. Results. In the course of writing the article, religious transformations in the territory of Penza diocese in the 1860s-1880s were studied, in particular, attention is drawn to the main tasks of religious reforms - overcoming the class isolation of the clergy, improving their way of life and transforming the church-parish system, changes in the field of spiritual education. Conclusions. Church transformations contributed to the revival of religious life on the territory of Penza province, but many tasks were not implemented. In practice, heredity and isolation were characteristic of Penza clergy even after the reforms. The measures taken to improve the financial situation of the parish clergy did not lead to qualitative changes in the welfare of the clergy of Penza diocese. Keywords: church transformations of the 1860s-1880s, clergy, Penza diocese, regional identity

Financing: the research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-18-20015.

For citation: Kolpakova O.V. Church transformations of the 1860s-1880s on the territory of Penza diocese. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(3):26-35. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2023-3-2

В 1860-е гг. очевидной являлась необходимость реформирования церковной сферы, данные преобразования являлись закономерным продолжением начатых реформ в государственном и общественном строе. Важнейшую роль в жизни Русской православной церкви в середине XIX в. играло государство, многие направления деятельности церкви зависели от политического курса самодержавия. Л. А. Таймасов отмечал, что «церковь по сути превратилась в одно из государственных ведомств» [1, с. 138]. Духовенство городских приходов в провинциальных городах зависело от местной администрации, его деятельность проявлялась в формах, разрешенных Священным синодом и губернатором [2, с. 36].

Для целостного рассмотрения изучаемого вопроса отметим некоторые особенности правового и социального положения православного духовенства до преобразований Александра II. Деятельность православного духовенства, для которого были характерны замкнутость и наследственность, прежде всего была связана со служением церкви. В состав духовного сословия входили служащие члены клира, а также их семейства. Дети лиц православного духовенства не могли самостоятельно определять род деятельности (до 1860-х гг.). Согласно законодательству в состав белого духовенства могли вступать и представители других сословий, но условием служила нехватка лиц духовного звания. Также необходимо было иметь соответствующее образование.

Духовное сословие имело определенные льготы: оно освобождалось от оплаты податей и рекрутской повинности, постоя, а также не подвергалось телесным наказаниям. Но стоит согласиться с мнением С. В. Римского в том, что реальное положение духовного сословия зависело от таких факторов, как материальное положение, взаимоотношение с прихожанами, определенных житейских обстоятельств [3, с. 168].

Проектирование церковной реформы было поручено министру внутренних дел П. А. Валуеву. В своем Дневнике 18 августа 1861 г. он написал: «Приготовлял отправление докладов в Крым, в том числе написал два секретных своеручно. Из них первый о предоставлении предстоящим губернским собраниям права заниматься обсуждением некоторых административных вопросов, специально им указанных, чтобы таким образом отвлечь их от несвоевременных и неудобных заявлений и требований, по вопросам общим, им не указанным, о чем ходят различные толки. Второй с испрошением разрешения государя представить ему новую записку о преобразовании (или улучшении, как обыкновенно говорится) быта духовенства. Эта мысль, так давно меня занимавшая, быть может, теперь осуществится. Поводом служит плачевное положение православной церкви в Западном крае и существование особого Комитета для обеспечения тамошнего сельского духовенства. Почему обеспечивать один Запад? Почему только обеспечить, а не возвысить? Вчера подробно объяснялся по сему предмету с Урусовым. План моих действий составлен. Что скажет государь?» [4, с. 107].

Преобразования, представленные П. А. Валуевым в отношении духовенства, заключались в наделении сельского духовенства землей, в предоставлении некоторых прав и преимуществ детям духовенства, окончившим курс в семинариях и академиях [5, с. 87-88].

К началу реформ императора Александра II духовное сословие являлось одним из наиболее обособленных от других слоев общества. В ходе реформ императора Александра II в правовом положении приходского духовенства произошли существенные изменения. Прежде всего был затронут вопрос о сословности духовенства. С 1863 г. обучающиеся, которые завершили курс семинарии, могли поступать в университеты (положение было отменено в 1879 г.). В 1867 г. был устранен порядок передачи священнических мест членам семьи.

Преодоление сословной замкнутости было связано с возможностью детям православного духовенства выбирать путь к обеспечению своего существования в гражданской деятельности (Указ от 26 мая 1869 г.). Согласно указу, дети лиц духовного сословия могли заниматься торговлей, промышленными делами или посвятить себя военной или гражданской службе [6, с. 205-206].

На практике наследственность приходов на территории Пензенской епархии сохранялась и после религиозных преобразований 60-70-х гг. XIX в. Замкнутость и наследственность по-прежнему были характерны для пензенского духовенства, что было связано с их образом жизни и спецификой деятельности. Церковнослужители, к которым относились звонари, певчие, сторожа при церквях, были исключены из духовного звания, но сохранили за собой свободу от податей и рекрутства [7, с. 336].

Следующая задача была связана с улучшением материального положения приходского духовенства, что было возложено на учрежденное в 1862 г. Особое присутствие.

Губернские присутствия по рассмотрению данного вопроса были созданы в 1863 г. и до 1864 г. стали появляться на всей территории Российской империи. Присутствием было обращено внимание на вопросы о составе церковного причта, сокращении числа приходов, поиске местных способов содержания, что являлось средствами к решению вопроса обеспеченности духовного сословия.

Согласно Указу от 16 апреля 1869 г. личный состав приходского духовенства теперь при каждой церкви должен был включать священника и причетника в звании псаломщика. В приходе по новым правилам должно было состоять не менее 1000 человек мужского пола.

Главное присутствие упраздняло приходы, присоединяя их церкви к другим. Необходимо отметить, что действие Указа от 16 апреля 1869 г. проявилось не сразу, первые годы после издания законоположения обозначились увеличением количества церквей. В 1870 г. прибавилось 140 церквей, в 1871 г. - 66, в 1872 г. - еще 67. В 1872 г. всех приходских церквей было 31 832. На территории Пензенской епархии также шло сокращение причтов и числа служащего духовенства, мелкие приходы соединялись в более крупные. На действие закона о сокращении приходов оказывал влияние и такой фактор, как прирост православного населения в Пензенской губернии, так как это останавливало процесс упразднения и побуждало восстанавливать некоторые приходы [8, с. 23].

Составление правил к собиранию сведений для дальнейшего преобразования приходов и причтов Пензенской епархии было завершено в 1869 г.

Согласно Постановлению Пензенского губернского по обеспечению духовенства присутствия Пензенская духовная консистория определила, что, наряду с прочими епархиями, по Пензенской также предстояло составление нового расписания церковных приходов и причтов. Составлению нового расписания предшествовал пересмотр существующих приходов и причтов, к исполнению призывалась местная епархиальная власть и духовенство. С учетом последовательности изготовления благочинными с их помощниками расписаний, Пензенское губернское по обеспечению духовенства присутствие назначало сроки открытия по уездным городам действия особых уездных присутствий, учреждаемых для всестороннего рассмотрения, проверки и, в случае необходимости, исправления расписания. Особое уездное присутствие составлялось под председательством местного уездного предводителя дворянства, протоиереев Кафедрального и уездных городских соборов, благочинных уездов и некоторых их помощников [9].

В 1876 г. в Присутствие поступило на утверждение новое расписание приходских церквей Пензенской епархии. Согласно расписанию было проектировано 523 священника и 875 псаломщиков [10, л. 28-28 об.].

После окончательного утверждения расписания городских и сельских приходов и причтов на территории Пензенской епархии числилось 55 городских церквей (10 протоиереев, 51 священник, 10 дьяконов и 84 псаломщика) [10, л. 96]; в сельских приходах - 616 церквей с составом причтов в 485 настоятелей, 135 помощников и 802 псаломщика [10, л. 117 об.].

В рассматриваемое время меняются количественные показатели дьяконов как составной части клира на территории Пензенской епархии. В 1855 г. по штату было положено 304 дьякона [11, с. 16], в 1858 г. - 164 [12, с. 20], в 1860 г. - 182 [13, с. 20], в 1865 г. - 189 [14, с. 20].

В середине 80-х гг. XIX в. церковь снова подверглась преобразованиям по инициативе К. П. Победоносцева. В 1885 г. Присутствие было упразднено и отменен закон 1869 г. о составе штатов духовенства. На территории Пензенской епархии в качестве составной части клира восстанавливается дьяконство. Если в 1883 г. по штату было положено 136 дьяконов [15, с. 18], то в 1886 г. - 423 [16, с. 18], в 1889 г. - 435 [17, с. 18], в 1893 г. - 417 [18, с. 14]. Общее количество церквей на территории Пензенской епархии в 1880 г. составляло 788, упраздненных - 27 (3,4 %).

Введение новых штатов в 1885 г. было связано с осознанием того, что проведенные мероприятия по пересмотру состава причтов не привели к качественным изменениям материального положения приходского духовенства. На территории Пензенской епархии данная задача также не была реализована, определенное увеличение доходов наблюдалось, но все же инфляция и дороговизна росли быстрее, чем доходы [19, с. 644].

Согласно указу Священного синода от 1885 г. приходы могли восстанавливаться, если позволяли местные средства. Разделение священников на настоятелей и помощников настоятеля было отменено [20, с. 2-3].

В ходе церковных преобразований с начала 1860-х гг. возникают приходские попечительства, которые стали функционировать на территории практически всей Российской империи. В Пензенской епархии они возникают с 1868 г. Церковно-приходские попечительства представляли собой благотворительные общественные организации, которые стали создаваться после издания положения «О приходских попечительствах при православных церквах».

Кроме того, в ходе реформ было принято решение о создании епархиальных съездов духовенства, что способствовало более активному участию духовенства в епархиальной жизни. Согласно определению Пензенской духовной консистории от 24 апреля 1869 г. благочинным Пензенской епархии было разрешено, по соглашению с подведомственными им причтами, организовывать повременные благочиннические съезды духовенства.

Благочиннические съезды священников разрешались по всей Пензенской епархии, но при этом отмечалось, что съезды носят характер и значение не официального учреждения, а частных бесед с целью обсуждения определенных вопросов пастырской практики и епархиальной жизни.

Согласно проекту учреждения повременных благочиннических съездов священнослужителей Пензенской епархии, съезды собирались по приглашению местного благочинного и проходили под его председательством. Принимали участие все священнослужители благочиннического округа, т.е. священники и дьяконы, а также псаломщики, завершившие полный курс семинарии [21, с. 286, 291].

Масштабные изменения, связанные с обновлением церковной организации, не могли обойти стороной и сферу духовного образования.

Данные преобразования были связаны с материальным обеспечением духовных учебных заведений и с изменениями в учебной и административной

части. Предложения Комитета, учрежденного в 1860 г. Священным синодом, для поиска способов улучшения состояния духовных училищ были разосланы епархиальным преосвященным в 1862 г. для обсуждения и учета местных условий. Сведения, отзывы и предположения, поступающие из различных уголков Российской империи, составили систематический свод. В ожидании общего преобразования учебного дела по некоторым епархиям были сделаны частные улучшения и изменения относительно духовных учебных заведений. Например, Митрополит Московский назначил из неокладных сумм Московской кафедры повышение содержания служащим Московской духовной академии по 7795 руб. в год начиная с сентября 1865 г. На территории Пензенской епархии предполагалось изменить поступление свечного и венчикового доходов, что привело бы к увеличению дохода [22, с. 161].

Новый устав и штаты духовно-учебных заведений были утверждены 14 мая 1867 г. Одним из важных изменений явилось разрешение воспитанникам духовных семинарий самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Возглавил управление духовными школами Духовно-учебный комитет, созданный вместо Духовно-учебного управления.

Считалось, что необходимо начать в 1867 г. преобразование в тех епархиях, где нашлись местные средства к улучшению содержания духовно-учебных заведений. В Пензенской семинарии преобразования могли начаться позже, но на практике начались в 1867 г., что было связано с деятельностью преосвященного Антония (Смолина), управлявшего в данное время Пензенской епархией. Преосвященный решил преобразовать семинарию, не дожидаясь, когда до нее дойдет очередь со стороны высшей власти, для чего был учрежден комитет для обсуждения вопроса о скорейшем введении устава в действие [23, с. 44-47]. По Уставу 1867 г. сохранялась профессиональная направленность духовного образования.

В Устав 1867 г. были внесены изменения в 1884 г. Общая особенность измененного устава заключалась в усилении богословского курса. До четвертого класса не изучался ни один из богословских предметов, кроме священного писания, которое заменяло Закон Божий в светских учебных заведениях и служило продолжением религиозного обучения, которому начало положено в духовных училищах. По объему курс равнялся курсу гимназии. В пятый и шестой классы, где изучался богословский курс, поступали только те воспитанники, которые чувствовали призвание к духовному сану и духовно-учебной деятельности. Образование, которое получали воспитанники в низших четырех классах, было подготовительной ступенью к тому образованию, которое отличало эти учебные заведения от других средних, и было необходимо для практической деятельности.

В измененном уставе духовных семинарий разграничение курсов общеобразовательного и специально-богословского было ликвидировано. Семинарское образование представляло собой один курс. Распределение учебных предметов и место, отведенное им в семинарском курсе по измененному уставу, напоминало устав 1808 г. (в семинарский курс включались библейская история и сравнительное богословие). Управление семинарией по этому уставу также сходно с формой управления, которая существовала до 1867 г. [24, с. 18-24].

Таким образом, церковные преобразования в Пензенской епархии осуществлялись в контексте общегосударственных. Изменения в области реформирования церковной организации во многом являлись не завершенными, и новое правительство после гибели императора Александра II сделало выводы о неудаче церковной реформы, положения которой были пересмотрены в 1880-е гг. Результаты реформ имели половинчатый характер. К концу 1870-х гг. церковная реформа так и не решила всех задач, ради которых она предпринималась, в частности проблему материального обеспечения приходского духовенства. Поэтому в конце XIX в. проблема обеспеченности причта по-прежнему волновала духовное сословие. В рассматриваемое время происходит внедрение элементов самоуправления в церковное устройство, что было связано с организацией попечительств при церквях и учреждением епархиальных съездов духовенства. Кардинальных изменений в результате реформирования духовно-учебных заведений по новому уставу не произошло, а введение некоторых положений свидетельствовало о возвращении к нормам старой духовной школы. В целом церковные преобразования 1860-1880-х гг. способствовали оживлению религиозной жизни российской провинции.

Список литературы

1. Таймасов Л. А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX в. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 523 с.

2. Карнишина Н. Г. Церковные реформы в России второй половины XIX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 3 (35). С. 34-40.

3. Римский С. В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX века // Отечественная история. 1995. № 2. С. 166-175.

4. Валуев П. А. Дневник Валуева министра внутренних дел : в 2 т. Т. 1: 1861-1864 гг. М. : Изд-во АН СССР, 1961. 420 с.

5. Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (18551870). СПб. : Тип. А. П. Лопухина, 1902. 184 с.

6. Высочайшие повеления // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № 13. С. 205-206.

7. Лавицкая М. И. Правовое положение духовного сословия в России в XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 8. С. 335-343.

8. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-1841 по 1890-1891 гг. СПб. : Тип. Сиб. акц. общ. печ. дела в России, 1897. 236 с.

9. Занятия Пензенского губернского по делам об обеспечении православного духовенства Присутствия // Пензенские губернские ведомости. 1870. № 6.

10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 804. Оп. 1. Раздел 1.

Д. 182.

11. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1856 г. СПб. : Синодальная типография, 1857. 112 с.

12. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1859 г. СПб. : Синодальная типография, 1861. 142 с.

13. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1861 г. СПб. : Синодальная типография, 1864. 140 с.

14. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1866 г. СПб. : Синодальная типография, 1867. 127 с.

15. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884 г. СПб. : Синодальная типография, 1886. 127 с.

16. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1887 г. СПб. : Синодальная типография, 1889. 123 с.

17. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890 и 1891 гг. СПб. : Синодальная типография, 1893. 235 с.

18. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 гг. СПб. : Синодальная типография, 1898. 159 с.

19. Догаева В. П. Церковная реформа 1860-1870-х гг. в Пензенской губернии // Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 643-645.

20. Определения Святейшего Синода // Пензенские епархиальные ведомости. 1885. № 8. С. 1-5.

21. Распоряжения Пензенского епархиального начальства // Пензенские епархиальные ведомости. 1870. № 16. С. 286-298.

22. Всеподданнейшая докладная записка Обер-прокурора Святейшего Синода, графа Д. Толстого, о деятельности православного духовного ведомства с июня 1865 г. по январь 1866 г. // Пензенские епархиальные ведомости. 1867. № 10.

23. Пензенские епархиальные ведомости. 1901. № 3. С. 41-48.

24. Масловский А. Измененный устав духовных семинарий // Пензенские епархиальные ведомости. 1884. № 20. С. 18-26.

References

1. Taymasov L.A. Pravoslavnaya tserkov' i khristianskoe prosveshchenie narodov Sred-nego Povolzh'ya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. = The Orthodox Church and Christian education of the peoples of the Middle Volga region in the second half of the 19th - early 20th centuries. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2004:523. (In Russ.)

2. Karnishina N.G. Church reforms in Russia in the second half of the 19th century. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2015;(3):34-40. (In Russ.)

3. Rimskiy S.V. Church reform of the 60-70s of the 20th century. Otechestvennaya isto-riya = National history. 1995;(2):166-175. (In Russ.)

4. Valuev P.A. Dnevnik Valueva ministra vnutrennikh del: v 2 t. T. 1: 1861-1864 gg. = Diary of Valuev, Minister of Internal Affairs: in 2 volumes. Volume 1: 1861-1864. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1961:420. (In Russ.)

5. Papkov A.A. Tserkovno-obshchestvennye voprosy v epokhu tsarya-osvoboditelya (1855-1870) = Church and social issues in the era of the Tsar-Liberator (1855-1870). Saint-Petersburg: Tip. A.P. Lopukhina, 1902:184. (In Russ.)

6. Highest commands. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza Diocesan Proceedings. 1869;(13):205-206.

7. Lavitskaya M. I. Legal status of the clergy in Russia in the 19th - early 20th centuries.

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2009;(8):335-343. (In Russ.)

8. Preobrazhenskiy I. Otechestvennaya tserkov' po statisticheskim dannym s 1840-41 po 1890-1891 gg. = The Russian Church according to statistical data from 1840-41 to 1890-1891. Saint Petersburg: Tip. Sib. akts. obshch. pech. dela v Rossii, 1897:236. (In Russ.)

9. Classes of Penza Provincial on matters of ensuring the Orthodox clergy of the Presence.

Penzenskie gubernskie vedomosti = Penza Provincial Proceedings. 1870:(6). (In Russ.)

10. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA). F. 804. Op. 1. Razdel 1. D. 182 = Russian State Historical Archive. Fund 804. Item 1. Section 1. File 182. (In Russ.)

11. Izvlechenie iz otcheta po Vedomstvu dukhovnykh del pravoslavnogo ispovedaniya za 1856 g. = Extract from the report on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession for 1856. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1857:112. (In Russ.)

12. Izvlechenie iz otcheta po Vedomstvu dukhovnykh del pravoslavnogo ispovedaniya za 1859 g. = Extract from the report on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession for 1859. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1861:142. (In Russ.)

13. Izvlechenie iz otcheta po Vedomstvu dukhovnykh del pravoslavnogo ispovedaniya za 1861 g. = Extract from the report on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession for 1861. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1864:140. (In Russ.)

14. Izvlechenie iz otcheta po Vedomstvu dukhovnykh del pravoslavnogo ispovedaniya za 1866 g. = Extract from the report on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession for 1866. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1867:127. (In Russ.)

15. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1884 g. = The most humble report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1884. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1886:127. (In Russ.)

16. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1887 g. = The most humble report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1887. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1889:123. (In Russ.)

17. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1890 i 1891 gg. = The most humble report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1890 and 1891. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1893:235. (In Russ.)

18. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1894 i 1895 gg. = The most humble report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev for the Department of Orthodox Confession for 1894 and 1895. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1898:159. (In Russ.)

19. Dogaeva V.P. Church reform of the 1860s-1870s in Penza province. Penzenskaya entsiklopediya = Penza Encyclopedia. Moscow, 2001:643-645. (In Russ.)

20. Definitions of the Holy Synod. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza Diocesan Proceedings. 1885;(8):1-5. (In Russ.)

21. Orders of the Penza diocesan authorities. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza Diocesan Proceedings. 1870;(16):286-298. (In Russ.)

22. The most humble memorandum of the Chief Prosecutor of the Holy Synod, Count D. Tolstoy, on the activities of the Orthodox spiritual department from June 1865 to January 1866. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza Diocesan Proceedings. 1867;(10). (In Russ.)

23. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza Diocesan Proceedings. 1901;(3):41-48. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Maslovskiy A. Amended charter of theological seminaries. Penzenskie eparkhial'nye vedomosti = Penza Diocesan Proceedings. 1884;(20):18-26. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Ольга Васильевна Колпакова

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Olga V. Kolpakova Candidate of historical sciences, senior researcher of the subdepartment of history of Russia and methods of teaching history, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

кафедры истории России и методики преподавания истории, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: al.olga3443@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 03.03.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.05.2023 Принята к публикации / Accepted 01.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.