Научная статья на тему 'Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона'

Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона»

Из жизни вуза

107

сотрудничество с зарубежными партнерами по организации на-учно-исследовательс-кой деятельности студентов. Так, например, во время стажировки в США студенткой 5-го курса И. Ко-уровой выполнено исследование на тему «Лингвистические особенности малых диалектов американского английского». В свою очередь, студентка Гамбургского университета (Германия) провела научное исследование на базе Тобольского педагогического института по теме «Стратегии обучения немецкой лексике русскоязычных студентов».

Подводя итоги, можно отметить позитивные тенденции в области международного сотрудничества. Сделаны серьезные шаги для органичного включения вуза в

международную образовательную систему, формирования имиджа ТГПИ как надежного партнера зарубежных университетов, международных фондов и организаций, а также привлекательного образовательного учреждения для российских и иностранных студентов, аспирантов и преподавателей.

Роль педагогического вуза в сохранении национальной культуры региона

Ф. САЙФУЛИНА, доцент, зав. кафедрой татарского языка, литературы и методик преподавания

Среди регионов РФ Тюменская область занимает особое место как поликуль-турное, многонациональное, разноязычное пространство, население которого обладает собственной ментальностью, неповторимым историческим прошлым, своим нравственным сознанием.

Национальная школа имеет свои особенности, присущие только ей, поэтому на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. именно регионализация выступила содержанием реформ отечественной средней школы, основой построения вариативных образовательных моделей. В связи с этим назрела необхо-

димость в обучении и воспитании детей в школе с учетом традиций этноса, специфики психологии, педагогики, этики, эстетики, быта, хозяйственной деятельности народа, являющегося коренным населением на данной территории. Чтобы образование могло исполнить свою национальную функцию и региональную направленность, нужно быть особенно внимательным к истории, литературе, культуре местных этносов. Таким образом, необходимость осуществления национального образования как фактора сохранения и развития единого образовательного про-

108 Высшее образование в России • № 11, 2007

странства РФ продиктована объективными причинами.

Высшие учебные заведения, задачей которых является подготовка преподавательских кадров для национальных школ, имеют свои специфические особенности. При внедрении в жизнь образовательной политики в регионе от них требуется выработка комплексного, системного представления о многих важных процессах развития малочисленных народов.

Подготовку учителей для национальных школ области проводит кафедра татарского языка, литературы и методик преподавания, существующая в вузе около 50 лет. Именно учитель родного (татарского) языка с дополнительной специальностью «Русский язык и литература», «Иностранный язык (английский, немецкий)» удовлетворяет потребности региона в национальных специалистах. За последние десятилетия подготовлено более 250 учителей родного (татарского) языка и литературы, большинство из которых работают в сфере национального образования. Выпускники татарского отделения с успехом трудятся и в качестве журналистов в средствах массовой информации, в частно-

сти в областной татарской газете, ведут радио- и телепередачи. Студенты живо интересуются историей и культурой родного народа, занимаются научными исследованиями, участвуют в разнообразных мероприятиях, посвященных проблемам татарского языкознания и литературоведения, являются победителями конкурсов, в том числе организованных Всемирным Конгрессом татар, Министерством образования и науки Республики Татарстан и др.

На кафедре татарского языка, литературы и методик преподавания накоплен богатый опыт использования курсов национально-регионального блока в воспитании студентов-билингвов. Преподаватели кафедры считают приоритетным духовнонравственное воспитание студентов, основанное на народной педагогике.

Научная деятельность членов кафедры осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

• изучение проблем билингвизма в регионе;

• анализ диалектного материала, изучение языковых особенностей сибирских татар;

• изучение татарской литературы Тюменского региона;

• сбор, классификация и анализ сибирско-татарского фольклора;

• воспитание студентов на знании истории, культуры, устного народного творчества родного края.

Результаты исследований по данным направлениям представляются на научнопрактических и научно-методических конференциях всероссийского и регионального уровней (Сулеймановские чтения, Зан-киевские чтения), традиционно организуемых на базе кафедры при активном участии преподавателей и студентов отделения.

Из жизни вуза

109

Сотрудники кафедры участвуют в различных проектах и программах (УрРАО, областных научно-технических программах), конкурсах грантов (РГНФ, губернатора Тюменской области, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа и др.). Нужно отметить также научные результаты, полученные лабораторией «Текстологические исследования древнетатарской письменности», созданной под руководством доктора филологических наук профессора Ф.З. Яхина.

Открытие в 2002 г. аспирантуры по специальностям 10.02.02 - «Языки народов РФ (татарский язык)», 10.01.02 - «Литература народов Российской Федерации (татарская литература)» дало возможность выпускникам продолжить образование и получить научную степень. Диссертанты занимаются решением проблем функционирования татарского языка в современном этнокультурном пространстве, системноструктурного описания диалектов языка сибирских татар, современного татарского языкознания, сравнительно-сопоставительного анализа русского и татарского языков, изучения древнетюркских письменных памятников и др. Особое внимание уделяется исследованию языка сибирских татар на фонетическом, морфологическом, лексическом уровнях, анализу устного народного творчества сибирско-татарского народа, сохранившихся источников древнетатарской письменности. Результаты этой научной работы способствуют сохране-

нию и развитию родного языка через формирование и широкое функционирование двустороннего татарско-русского двуязычия, определению этнополитической, социально-демографической, языковой ситуации целом в стране и Тюменской области в частности.

С 2004 г. в вузе действует региональный диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 10.02.02 - «Языки народов РФ (татарский язык)», 10.01.02 - «Литература народов Российской Федерации (татарская литература)». Он является единственным в регионе советом данного профиля. Специалисты, подготовленные в нашем институте, работают не только в вузах Тюменского региона, но и далеко за его пределами.

Таким образом, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева является центром подготовки национальных педагогических кадров, обеспечивает получение основополагающих знаний по родному (татарскому) языку и литературе и предоставляет возможности воспитания студентов в традициях этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.