Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945–1955 гг.)'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945–1955 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945–1955 гг.)»

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1955 гг.)

Э. Горлофф

Анализируя развитие педагогического образования в Польше после Второй мировой войны, следует помнить о существенном влиянии политических, социальных и экономического условий того времени. С точки зрения педагогического образования период с 1945 по 1955 г. можно разделить на две части. Основная идея первого периода (1945-1948 гг.) заключалась в оказании поддержки в организации оптимальной подготовки к учебновоспитательной работе. Именно тогда политическими и образовательными органами была разработана единая централизованная система подготовки преподавателей. Второй период (1949-1955 гг.) ознаменовался созданием единой структуры учреждений педагогического образования1, которая обеспечила полный контроль над всеми формами подготовки преподавателей с точки зрения организации и программ, а также была направлена на формирование их идеологической позиции.

В первые послевоенные годы обеспечение школ учителями всех уровней являлась одной из наиболее актуальных проблем. Острая нехватка преподавателей стала результатом уничтожения польской интеллигенции оккупантами, призыва многих учителей в армию, перехода педагогов на более высокооплачиваемую работу и даже неприязнь к новым властям2. Поэтому производился поспешный набор учителей, которые не обладали необходимой квалификацией. С учетом данного дефицита основной целью первого периода стало создание системы педагогического образования как для неквалифицированных учителей, так и для педагогов, обладающих квалификациями в соответствии с занимаемым положением3. В сфере педагогического образования наблюдались две тенденции: во-первых, подготовка за пределами рабочего места в форме курсов, семинаров и конференций; во-вторых, консультационные услуги, в большинстве случаев предоставлявшиеся по месту работы преподавателя, включая консультации для педагогов, открытые уроки, организацию школьных педагогических конференций и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что в то время учителя главным образом повышали свою квалификацию путем самообразования. Для обеспечения этой деятельности еще в 1945 г. Министерством образования были организованы учебно-педагогические центры, аналогичные по применяемой методике центрам, действовавшим во время Второй Польской республики. Они не формировали единого учреждения, а чаще всего представляли собой группу

1 Следует отметить, что данная система существовала до 1970-х гг. Z. Ratajek, Przegl^d form doskonalenia nauczycieli w okresie 40-lecia // Nowa Szkota. 1984. No 10. С. 438-439.

2 Grzybowski R. Wyzsze Szkoty Pedagogiczne w Polsce w latach 1946-1956, Gdansk 2000. С. 28-30.

3 Krawcewicz S. Ksztatcenie i doskonalenie nauczycieli. Problemy i tendencje. Warszawa 1974.

С. 84.

114

преподавателей по отдельным предметам, которые в основном набирались из числа учителей средних школ1. Вскоре вопросами самообразования педагогов стал заниматься Союз польских учителей, проводивший региональные конференции, известные еще с предвоенного периода, организация которых при поддержке местных органов образования началась на освобожденных территориях еще весной 1945 г.2 В ноябре 1945 г. министр образования издал распоряжение о передаче полномочий по организации региональных конференций Союзу польских учителей, закрепив за ним покровительство над данной формой педагогического образования. Кроме того, министр признал участие в конференциях обязательной формой подготовки для всех учителей и уполномочил школьных инспекторов освобождать участвующих в конференциях учителей от проведения занятий3. На первом этапе содержание учебной деятельности Союза польских учителей главным образом сводилось к общепедагогическим предметам и охватывало знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Кроме того, в цели региональных конференций входило улучшение методов работы учителей. Их программа корректировалась с учетом текущих потребностей педагогического сообщества в каждом конкретном регионе. Насыщенная программа конференций часто дополнялась отдельными занятиями для участников и периодическими лекциями, которые получили признание среди многих учителей. Однако следует отметить, что уже в то время Союз польских учителей предпринимал попытки унифицировать данную форму обучения с точки зрения программы и организации, а содержание самообразования во всех случаях определялось с учетом указаний образовательных и политических органов4. С целью стандартизации программы и организации системы педагогического образования в 1948 г. Министерство образования приняло решение о создании сети учебно-педагогических центров в региональных и районных центрах. В сентябре 1948 г. министром образования был учрежден Центральный учебнопедагогический центр в г. Отвоцк для обеспечения предметной и методической подготовки учителей. В столицах регионов работали региональные учебно-педагогические центры, а в районах - районные5. Их основная задача сводилась к повышению качества работы учителей и обеспечению их идеологического просвещения.

1 Potyrata B. Oswiata w Polsce w latach 1949-1956, Prace Pedagogiczne LXXXIV. Wroclaw 1992. С. 121.

2 Kahl E. Zwi^zkowe doskonalenia nauczycieli w Polsce (1944-1989). Uwarunkowania, Przejawy Konsekwencje, Krakow 2008. С. 31-33.

3 Распоряжение министра образования от 9 ноября 1945 г., Официальный бюллетень министерства образования ( Dz. Urz. MO) 1945. № 7. P. 295. См. также: E. Gorloff. Sytuacja zawodowa nauczycieli szkot ogolnoksztatc^cych wojewodztwa gdanskiego w kontekscie migracji powojennych [in:] Edukacja w warunkach zniewolenia i autonomii (1945-2009) edited by E. Gorloff. R. Grzybowski and A. Kotakowski. Krakow, 2010. С. 140.

4 См.: Pulinska U. Doskonalenie zawodowe nauczycieli szkot ogolnoksztatc^cych na Warmii i Mazurach w latach 1945-1989. Olsztyn 2005. С. 40-42. Grzes B. Zwi^zek Nauczycielstwa Polskiego od korzeni po wspotczesnosc, Warszawa 2000. С. 94-95; Smotalski A. ZNP na Dolnym Sl^sku w latach 1945, Wroctaw 1976. С. 24-25.

5 Распоряжение министра образования от 9 сентября 1948 г., Dz. Urz. MO 1948. № 11. P. 1971.

115

После 1948 г. в системе педагогического образования в Польше произошли значительные изменения, главным образом под влиянием политической ситуации, связанной с созданием Польской объединенной рабочей партии и укреплением моновласти в стране. Это был период так называемого «построения социалистического общества» на основе марксистско-ленинской доктрины. Все направления деятельности государства, включая систему педагогического образования, были подчинены достижению этой цели. В начале 1950 г. в Министерстве образования был создан департамент образования и подготовки кадров. Его задачи в сфере педагогического образования сводились к обеспечению идеологического самообразования учителей, подготовке мероприятий и курсов, проводимых в период каникул, реорганизации учебно-педагогических центров1. В 1951 г. на смену существующей системе педагогического образования пришло новое организационное решение в форме Центрального учебно-педагогического центра. Кроме того, действовали региональные и районные (муниципальные) учебно-педагогические центры. Региональные центры должны были выполнять три основные группы задач: (1) повышение уровня идеологических и политических знаний преподавателей, (2) оказание поддержки школам, (3) управление районными центрами. Районные центры должны были проводить идеологическую подготовку учителей и повышать их квалификацию путем предоставления практической помощи и управления межшкольными методическими группами2. Именно так появилась новая централизованная система образования, тесно связанная с системой контроля и директорами школ. Параллельно с реорганизацией учебно-педагогических центров проводились семинары по подготовке педагогических кадров. Первый такой семинар состоялся в г. Быдгощ. Первый курс обучения для руководителей школ из сельскохозяйственных регионов был проведен в декабре 1950 г. Затем курсы были организованы в Медзезине, Отвоке, Лодзе и Гданьске3.

Необходимо отметить, что в то время решением задач в сфере подготовки учителей также занимался Союз польских учителей. Таким образом, работа проводилась по двум основным направлениям: с одной стороны, органами управления образованием, с другой - Союзом польских учителей. При этом данные организации тесно сотрудничали между собой4. Преобразования в системе педагогического образования в 1950 г. главным образом носили формальный и организационный характер и не создавали условий для внедрения новых форм подготовки учителей в Польше5. Главную роль по-прежнему играли конференции в различных формах, в том числе педагогические, методические, региональные и районные. С 1949 г. начали проводиться так называемые «августовские» конференции. Они представляли собой

1 AAN. Министерство образования. Д. 2470. Отчеты о деятельности департамента образования и подготовки кадров за первый квартал 1950 г.

2 Распоряжение министра образования от 7 июля 1951 г., Dz. Urz. MO 1950. № 12. Р. 1931

3 AAN, МО. Д. 2470. Отчеты о работе департамента образования и подготовки кадров за четвертый квартал 1950 г.

4 AAN МО. Д. 2470. Отчеты о работе департамента образования и подготовки кадров за первый, второй и четвертый кварталы 1950 г.

5 Ratajek Z. цит. соч. С. 439.

116

двухдневные совещания учителей районных школ, в ходе которых, помимо освещения конкретных предметов, направленные на обогащение методов работы преподавателей, широко обсуждались идеологические вопросы, в том числе в области марксизма-ленинизма1 2. Со временем августовские конференции стали местом идеологической обработки преподавательского сообщества. Другой распространенной формой являлись методические курсы, которые приобрели популярность с 1950 г. В их основные задачи, в том числе, входило выявление профессиональных навыков и организационных способностей с идеологической точки зрения, а также подготовка молодых учителей со всей страны, повышение уровня идеологических знаний преподавателей, изучение основных вопросов социалистической педагогики. Кроме

того, участники данных курсов получали знания о новых программах и гото-

2

вились к их реализации на практике .

В заключение следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода образовательные и политические органы3 уделяли большое внимание идеологической подготовке. Данная политика стала более явно проявляться после 1948 г., когда с идеологией было большей частью связано не только содержание проводившихся в то время конференций, но и направление самообразования учителей, и данной цели, среди прочего, служило приложение к журналу «Gtos Nauczyciela» («Глас учителя»)4.

1 Potyrata B. цит. соч. С. 122-125.

2 AAN МО. Д. 2516. Посещение департаментов образования, отвечающих за средние школы и педагогические курсы, письмо министерства образования о летних курсах.

3 В 1945-1948 годах — Польская рабочая партия, после 1948 г. - Польская объединенная рабочая партия (прим. авт.).

4 aAn мО. Д. 2470. Отчеты о работе департамента образования и подготовки кадров за первый, второй и четвертый кварталы 1950 г.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.