ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ В ПОЛЬШЕ в 70-80-х гг. XX в.:
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ
Э. Горлофф
В 70-80-х гг. XX в. в Польше проводились значительные преобразования системы профессионального обучения учителей. Они были обусловлены социальной и политической ситуацией в стране, внедрением новой модели системы образования, продвигаемой Польской объединённой рабочей партией (ПОРП - Polska Zjednoczona Partia Robotnicza, PZPRJ, и идеей непрерывного образования, набиравшей в то время популярность. Как доказывал в то время Станислав Кравцевич, идея непрерывного образования позволила охватить цели, содержание, формы и другие вопросы, связанные с развитием умений в свете комплексного процесса профессионального развития учителей1. В начале 70-х г. XX в. в Польше началась подготовка к проведению реформы образования, нацеленной на введение 10-летнего общего образования как основного звена образовательного процесса, путём реорганизации системы высшего образования, включая и систему обучения учителей. Основной задачей данной реформы, проводимой политическим руководством и органами народного образования, стала подготовка молодёжи к меняющимся условиям жизни и труда, «сложившимся в результате третьей промышленной революции», и «воспитание информированных и идеологически грамотных строителей социализма»2. Реформа была провозглашена на 4 съезде ПОРП в 1971 г. и утверждена решением сейма от 13 октября 1973 г.3 В резолюции об обучении, совершенствовании и развитии профессиональных умений указано на необходимость дополнить образование, предлагаемое учреждениями высшего образования, обучением преподавателей и учителей в магистратуре, а также системой непрерывного развития профессиональных умений учителей. Система повышения квалификации учителей и школ была закреплена и проработана также и в других правительственных документах. Кроме того, Учительская хартия4 обязала учителей продолжать повышать свою педагогическую и воспитательную квалификацию и назвала принятые формы повышения профессиональной квалификации, указав, что его следует проводить путём самообразования, а также на курсах, организованных школьной администрацией и учреждениями, уполномоченными государственными органами, а также в аспирантуре5.
1 Krawcewicz S., KsztaCenie ustawiczne nauczycieli, Warszawa 1976, pp. 15-16.
2 O aktywny udziaf mlodego pokolenia w budowie socjalistycznej Polski, “Nowe Drogi”, VII Plenum KC PZPR 27-28 November 1972, 1972, No. 12.
3 “Monitor Polski”, 1973, No. 44, item 260.
4 Хартия прав и обязанностей учителей - закон о труде учителей, регулирующий их права и обязанности.
5 Act of 27 April 1972, Charter of Teacher Rights and Responsibilities, Polish Journal of Laws, 1972, No. 16, item 114.
110
Всех учителей следовало включить в процесс идеологического и образовательного развития. Перестройка учебного процесса началась в 1972 г., когда был учреждён Институт обучения учителей (Instytutu Ksztatcenia Nauc-zycieli - IKN). Институт был отделом Министерства образования и отвечал за реализацию идей, разрабатываемых Министерством и ПОРП в области обучения и профессионального развития учителей. Кроме того, он проводил научные исследования. Местные отделения Института подготовки учителей, учреждённые в девятнадцати областных центрах, назывались Институтами подготовки учителей и педагогических исследований (Instytut Ksztatcenia Nauczycieli i Badan Oswiatowych - IKNiBO) и Центрами обучения учителей (Centrum Doskonalenia Nauczycieli - CDN). Значительная часть всей деятельности, проводимой этой централизованной и высокобюрократической системой, была связана с обучением учителей. Институт подготовки учителей и педагогических исследований занимался организацией курсов для учителей, в т. ч. и проводимых между семестрами, и в период отпусков, для директоров школ и учителей основных школьных предметов, а также подготовкой к учёбе в вузах. Центры обучения учителей отвечали за обучение организаторов народного образования в аспирантуре, в вузах и на дополнительных курсах. Кроме того, в их обязанности входила организация консультативных центров для учителей и других лиц, занятых в секторе образования, повышение их квалификации, проведение научных исследований и внедрение новых программ1 2.
Кроме того, партия считала, что образованием должны заниматься и СМИ (радио, телевидение, пресса). В 1974 г. было принято решение об учреждении Радио- и телеуниверситета для учителей (Nauczycielski Uniwersytet Radiowo-Telewizyjny - NURTJ, ставшего учебным заведением - Институтом обучения учителей. Занятия, предлагаемые в рамках этого университета были обязательными для всех учителей, желающих повысить профессиональную квалификацию на заочных и вечерних курсах. Университет передавал программы по радио и телевидению в течение учебного года и прекращал занятия на три месяца летних отпусков. Тексты всех радио- и телелекций (с добавлением часто задаваемых вопросов) издавались в журнале «Образование 2
и преподавание» .
Кроме того, все учителя участвовали во всеобщем процессе самообразования, который проводился в виде семинаров на собраниях преподавательского состава. За процесс самообразования, ориентированный на идеологическую и педагогическую подготовку, отвечал Союз польских учителей (Zwiqzek Nauczycielstwa Polskiego - ZNP), который проводил теоретические и педагогические конференции. Следует подчеркнуть, что в соответствии с ранее указанным разделением задач предложения о предметном и методическом самообразовании вносил Институт обучения учите-
1 Przeglqd form doskonalenia nauczycieli w okresie 40-lecia, “Nowa Szkota”, Ratajek Z., 1984, No. 10, pp. 440-441; Krawcewicz S., op. cit., pp. 127-128 and 140-142.
2 Krawcewicz S., op. cit., pp. 143-154.
111
лей1 2. Все это было нацелено на объединение всей системы профессионального обучения учителей. Кроме того, его программы знакомили учителей с новейшими теориями в области образования и предоставляли учителям возможность эффективно претворять в жизнь идеалы и цели социалистического образования. Например, программы по самообразованию отражали прежде всего вопросы, связанные с идеологией, образованием, мировоззрением, политикой в области образования и социальной политикой государства и партии. Программы, транслируемые Радио- и телеуниверситетом для учителей, в большей степени касались марксистской философии, социальной теории развития и рудиментов политологии с элементами политической экономики социализма, чем образования и психологии2.
Последующие изменения в системе обучения учителей происходили в 80-е гг. XX в. Они были вызваны социальной, политической и экономической ситуацией в Польше. Резкой критике подверглась и вся система образования, а также отношение государства к образованию и преподаванию. Социальное давление привело к отказу от дальнейших попыток введения 10-летней общеобразовательной системы. Вследствие нехватки учителей изменились и процедуры трудоустройства, и система образования учителей, в результате чего преподавательские должности смогли занять лица, не имевшие надлежащего образования. Требования преподавательских кругов привели к изменениям в системе обучения учителей. Здесь, однако, следует подчеркнуть, что действия, предпринятые правительством в этой области, были главным образом нацелены на изменение его структуры и сохранение идеологической составляющей. В результате в 1981 г. Институт обучения учителей был реорганизован, а Центры обучения учителей были преобразованы в областные и внутриобластные учебные подразделения. При этом сфера их деятельности по сравнению с Центрами обучения учителей не изменилась. Кроме того, в это время изменились и формы самообразования, предлагаемые Союзом польских учителей. Местные конференции были перенесены и заменены теоретическими и педагогическими конференциями, что учителя резко критико-вали3. Новшеством в системе обучения учителей стало введение степеней профессионального развития, которые, как предполагалось, стимулировали учителей к самообразованию путём их перевода на равноценную должность4. Следует подчеркнуть, что в исследуемый период всё профессиональное обучение учителей стало централизованным и официально закреплённым. Оно было полностью подчинёно идеям социализма и внушало их всем учителям в Польше.
1 Kahl E., Zwi^zkowe doskonalenie nauczycieli w Polsce (1944-1989). Uwarunkowania. Przejawy. Konsekwencje, Krakow, 2008, pp. 137-140; P^cherski M., System oswiatowy w Polsce Ludowej na tle porownawczym, Wroctw-Warszwa-Krakow-Gdansk, 1981, p. 310.
2 Krawcewicz S., op. cit., pp. 148-150; P^cherski M., op. cit. p. 311.
3 Kahl E., op. cit., pp. 170-175.
4 Directive of the Minister of Education dated 30th July 1982, Official Journal of the Ministry of Education from 1982, No. 10, item. 92.
112
В конце 80-х гг. система образования, подготовки и повышения квалификации учителей подверглась критике. В отчёте об условиях и направлении развития польской системы образования, опубликованном комитетом экспертов, отмечалось, что необходимо увеличить количество мест в аспирантуре с целью повышения квалификации активных учителей путём получения ими знаний и умений, позволяющих преподавать другой предмет. В отчёте также отмечалась необходимость в разработке новой концепции непрерывного образования учителей в плане её юридической и организационной структуры1.
Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»
1 Education as National Priority. Report on the Condition and Development Directions of Polish National Education in the People's Republic of Poland, Warszawa-Krakow 1989, pp. 411-414.
113