Научная статья на тему 'Образ и авторитет современного учителя начального образования в восприятии общества'

Образ и авторитет современного учителя начального образования в восприятии общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ / TEACHER / АВТОРИТЕТ / AUTHORITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / IMAGE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ордон У.

Рассматриваются качественные изменения в образе и общественном восприятии деятельности учителя начального образования в Польше. Прослеживаются перспективы развития образа учителя в обществе. В литературе подробно исследуется вопрос об актуальных функциях учителя начальной школы. Обращается внимание на разные мнения ученых о наиболее значимых компетенциях современного педагога в Польше. Отмечается дискуссия о приоритетности различных личностных качеств и компетенций. Ключевые слова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The portrait and the authority of modern primary school teacher as seen by Polish society

The article discusses a qualitative change in image and public perception of teacher of primary education in Poland. Discusses the prospects of development of the image of teachers in society. In the literature the article studies the question about the actual functions of primary school teacher. Attention is drawn to the different opinions of scientists about the most important competences of a modern teacher in Poland. There is debate about the priority of various personal qualities and competencies.

Текст научной работы на тему «Образ и авторитет современного учителя начального образования в восприятии общества»

УДК 371.123: 371.13

У. ОРДОН

ОБРАЗ И АВТОРИТЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ПОЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

Рассматриваются качественные изменения в образе и общественном восприятии деятельности учителя начального образования в Польше. Прослеживаются перспективы развития образа учителя в обществе. В литературе подробно исследуется вопрос об актуальных функциях учителя начальной школы. Обращается внимание на разные мнения ученых о наиболее значимых компетенциях современного педагога в Польше. Отмечается дискуссия о приоритетности различных личностных качеств и компетенций. Ключевые слова: учитель, авторитет, образ учителя, профессиональные компетенции, начальное образование, общество.

The article discusses a qualitative change in image and public perception of teacher ofprimary education in Poland. Discusses the prospects of development of the image of teachers in society. In the literature the article studies the question about the actual functions ofprimary school teacher. Attention is drawn to the different opinions of scientists about the most important competences of a modern teacher in Poland. There is debate about the priority of various personal qualities and competencies.

Keywords: teacher, authority, image of the teacher, professional competence, primary education, society.

Динамично меняющийся мир порождает новые вызовы и ставит перед современным учителем новые задачи. Изменению подвергаются образ и авторитет учителя. Современный учитель в Польше - это в большей степени высокообразованный специалист, компетентный профессионал, отличающийся высокой этикой и любовью [17, с. 189]. Он становится инициатором и творцом качественных перемен как в образовании, так и в обществе. При этом учитель уважает интересы и творческое развитие школьника, открыт для инноваций, стрессоустойчив при выполнении различных профессиональных ролей. Выполнение функций и соответствующих задач требует от него богатого запаса

© Ордон У., 2017

знаний и умений, а также открытости к новым знаниям и опыту. В контексте указанных требований в образе современного учителя выделяется преимущество компетентностной модели профессиональной подготовки [1]. Как отмечает К. Denek, всякие действия, связанные с подготовкой учителей к реализации обозначенных для них обязанностей и задач, охватывают прежде всего эффективную организацию процесса образования, повышение квалификации и профессионального усовершенствования в областях практической и психолого-педагогической подготовки, методической гибкости в образовании, постоянного профессионального совершенствования [1].

В научной литературе Польши отмечается ряд функций и учительских задач.

По мнению B. Surmа, уделяется внимание не только хорошей существенно-деловой подготовке, но прежде всего образованию ключевых компетенций [16], которые позволяют быть хорошим «организатором образовательного процесса (воспитания и образования), диагностом, новатором, терапевтом, профилактом, а также способным сотрудничать с семьей ребенка и его локальной средой» [16]. Среди учительских функций существенными считаются также функции гида, менеджера, тьютора, вдохновителя, универсалия [1].

Как отмечает J. Szempruch [18, c. 188], в профессиональной деятельности для польского учителя необходимы открытость, которая означает понимание современного мира, и осознание своего места в этом мире. Профессиональные умения учителя, его знания о жизни, понимание проблем современного мира и прежде всего потребность в совершенствовании и эмоциональном участии в повседневной педагогической работе повышают качество образования. Такое образование делает ученика субъектом образования, стимулирует и активизирует его, развивает интерес, созидатель-ность [18].

По мнению K. Denka, родителям надо искать хорошую школу, которая в повседневном труде дидактико-воспита-тельной активности пытается быть учреждением динамичным, современным, быстро реагирующим на меняющуюся действительность, где уделяют внимание одаренным ученикам и поддерживают тех, у кого успехи слабее, где по-своему решают проблему общественного равенства, стремясь к всестороннему развитию личности своих учащихся в условиях развития ответственности за уровень их сознательности, различный выбор, решения и поступки.

Обязанности и задачи учителя в современной школе Польши

Осуществляемые образовательные перемены, внедрение реформ на разных просветительских уровнях вызывают модификацию учительских функций и задач. Учитель перестает быть незаменимым источником информации и нерушимым научным авторитетом, как это есть в традиционном образовании, но становится в большей степени путеводителем в мире образования, консультантом и тренером, аниматором, творцом новой системы образования, вдохновителем перемен и сторонником диалога [12]. Чтобы учитель мог правильно исполнять опекунские, дидактические и воспитательные функции, ему необходим авторитет среди учеников, а также феномен харизмы, как подчеркивает A. M^czynska-Dilis [9].

Проектируя образ современного педагога, следует отметить, что он должен иметь высокую профессиональную квалификацию независимо от уровня образования, на котором он решает свои профессиональные задачи. Он должен быть специалистом высокого класса в своей области, а также обладать квалификацией, позволяющей преподавать другие, близкие дисциплины, как отмечает D. Dziewulak [2].

Масштабные задачи, стоящие перед учительством как социльно-професси-ональной группой, требуют создания оптимальной модели современного педагога для польской системы начального образования. Она должна охватывать такие квалификации и компетенции, которые позволят качественно выполнить профессиональные задачи. Профессиональные компетенции наряду с профессиональными квалификациями являются существенным компонентом образа

учителя. По мнению I. Samborskа [14], это сложные личные способности, формирующиеся на основе этики, профессиональных знаний, способности развивать собственную практику. Компетенции педагога представляют собой способности и готовность осуществлять соответствующие действия в определенном общественном и культурном контексте с учетом образовательных ситуаций [13].

Существенной становится разработка такой концепции польского педагога, которая соответствовала бы вызовам времени, актуальным общественным потребностям (ожидаемым участниками и творцами образовательного процесса: родителями, учениками, учителями), мировым тенденциям и требованиям европейской образовательной действительности [11].

В научной литературе [19], определяя перспективы учителя «завтрашнего дня», ученые приписывают ему следующие характеристики, которые обусловливают развитие современного образования.

• Высокий уровень специализации. Учитель должен быть хорошим специалистом в своей области, способным не только передавать знания, но, что самое главное, - вырабатывать у детей ориентацию (мотивацию) и формировать потребность в самостоятельном, непрерывном образовании, совершенствовании собственной интеллектуальной культуры.

• Умение пользоваться техническими средствами, какие дает ему технический прогресс.

• Педагогический профессионализм. Учитель должен быть хорошим и справедливым воспитателем, доброжелательным и профессиональным консультантом для родителей, понимающим индивидуальные интересы и потребности детей.

• Инициативность и общественная активность. Учитель должен быть аниматором, организатором различных образовательных и социокультурных мероприятий.

• Саморазвитие. Учитель должен осознавать потребность собственного развития и совершенствования. Появляется новая социальная генерация - общество знаний. В связи с этим учитель должен быть активным, открытым и инновационным, отличающимся высоким уровнем творчества и стремлением к познанию.

Образ учителя в начальном образовании Польши

Учитель начального образования является самым важным лицом и первым проводником ребенка, вводящим его в новый мир образования. Он выполняет функции адаптации и приспособления ребенка в преодолении школьного барьера, обеспечивая чувство безопасности. Х Karbowniczek и А. КНт- КН-maszewska [3, 4] подчеркивают, что первые отношения учителя с учениками должны быть содержательно наполнены положительным, доброжелательным отношением к детям, пониманием, уважением их прав, радостью совместного преодоления образовательных трудностей. Одновременно с образовательной деятельностью учитель на первоначальном этапе образования выполняет воспитательные и опекунские функции, обеспечивает индивидуальную поддержку всестороннего развития вос-питуемых. Надо подчеркнуть особое значение близости и эмоциональной связи учителя с учеником в первые годы обучения. Близость отношений, возникающая между ребенком и учителем в детском саду, в первых трех классах

начальной школы, никогда не будет такой на других уровнях школьного образования [3, 4]. Специфика труда учителя начального образования состоит также и в том, что он является не только воспитателем и опекуном, но также проводником и советчиком. При этом он еще и отвечает за жизнь и здоровье порученных ему детей.

Существенное значение в образе учителя Польши играют его личностные качества. Исходя из этого, он должен обладать значительными положительными качествами, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей. В научной литературе существенными достоинствами учителя считаются самосознание, саморегуляция, понимание другого человека, чувство юмора, мотивация, способности, интеллигентность, энтузиазм, уравновешенность, такт, деликатность, оптимизм, коммуникабельность, заинтересованность в профессиональных результатах, ответственность и справедливость. В учительской профессии, как полагают многие ученые-педагоги, важны хорошая презентабельность, физическое и психическое здоровье, личная культура и умение выстраивать хорошие общественные отношения. Безусловно, востребован учитель, для которого моральные ценности являются приоритетом. Е. Когс-zewska [7, с. 564] сформулировала требования к этике учителя. • Быть убежденным в том, что хочет служить своим воспитанникам. Исполняя профессию учителя в контексте призвания, миссии, надо сознавать, что ее предназначение состоит не в верности идеи, а в любви к детям. Ребенку требуется человек, который откроет ему мир, приблизит его. Этот человек своего рода гид, навигатор в окружающем мире ребенка.

• Быть убежденным - учитель должен много знать и уметь, чтобы соответствовать избранной профессии. Любознательность ребенка в познании мира требует, чтобы знания и умения учителя были обширными.

• Принципиальность предполагает совместное с детьми определение принципов для сотрудничества в группе, обязательное их соблюдение.

• Потребность непрерывно учиться, развиваться - это требование, которое должно сопутствовать любой повседневной активности не только профессиональной, но и жизненной. Самообразование - это одно из основных условий для того, чтобы быть хорошим учителем.

• Доброжелательность - поддержка в развитии, познании мира ребенком, помощь ему в приобретении опыта жизни вне семейной среды, способствование доверительным отношениям, убеждению, что ученик получит необходимую помощь в любой сложной ситуации [7]. Польский учитель начального образования выполняет ведущую роль в образовании ребенка. А. Klim-Klimaszewska [4] подчеркивает, что он определяет содержание воспитательно-образовательной деятельности, отбирает эффективные педагогические методы. Личностные качества и профессиональные компетенции являются существенным аспектом общественного представления этой профессии. Требуемые квалификации являются обязательным условием при приеме на работу. Они выступают в роли некоего гаранта того, что учитель, приобретая квалификацию, стал подготовленным к реализации ожидаемых от него профессиональных обязанностей [7].

Учитель является специалистом, подготовленным к образовательно-воспи-

тательной работе, кроме этого, как подчеркивают многие педагоги, необходим внутренний «призыв к профессии» [7, с. 151]. Задачей учителя является реализация основных образовательных функций и задач: дидактической, опекунской, социальной и воспитательной, социализирующей, которые обеспечивают ему условия к самореализации. Задачей учителя также является создание условий для творческого развития ребенка. Это должно способствовать его развитию, преодолению возрастающих трудностей, формированию умения жить в окружающей действительности (ключевые умения) [7]. Важно, чтобы на начальном уровне образования детей учитель выполнял в равной мере все перечисленные функции. Они, по мнению Х КагЬс№п^ек и А. Klim-Klimaszewskа [3, 4], взаимосвязаны, поэтому исполнение одной компетенции, как правило, есть обязательное условие реализации других. Роль учителя начальной школы выходит за пределы функций, определенных программой обучения и воспитания, и подразумевает деятельность учителя в общественной среде и создание условий для оптимального развития ребенка.

Вне сомнения, роль и позицию учителя на уровне начального образовании определяют его высокие профессиональные компетенции. Важно, чтобы действия, предпринимаемые педагогом для оптимального развития личности конкретного ребенка, положительно воспринимались последним как главным субъектом образования.

Главное, чтобы педагог в Польше осознавал, что ребенок занимает в образовательном процессе центральное место, и необходимо стремиться к созданию условий для его всестороннего развития [10]. При этом следует учиты-

вать, что учителем не становятся сразу, это длительный процесс формирования знаний, умений, способностей и компетенций.

Обобщая изложенное, подчеркнем, что динамика общественных перемен, происходящих в Польше за последние годы, смена модели школы, влияют на смену имиджа учителя. Изменениям подвергаются общественные ожидания и требования к подготовке педагога. Они связаны с получением специализации, с профессионализмом, с высокими профессиональными квалификациями и необходимостью их постоянного совершенствования и развития. Традиционные функции, выполняемые учителем, подвергаются переменам на фоне происходящих образовательных преобразований.

Изменения в функциях и обязанностях польского учителя отражают три потребности и тенденции: индивидуализацию и персонализацию; переход с позиции научной устойчивости к поискам и созданию знаний; смена доминирующей позиции учителя пониманием, диалогом, поиском компромисса, а также открытость для проникновения общественных образовательных изменений и потребностей людей.

Обобщая изложенное, подчеркнем, что в контексте смены образовательных парадигм и возрастания количества функций и задач учителя начального образования складываются его образ и формальные квалификации (высшее, специальное, профессиональное образование). Образ учителя начального образования постепенно образует сложное сочетание профессиональных компетенций и богатства разносторонне развитой личности, в которой приоритетное место занимают общественное признание, гуманитарная направленность и этическая позиция.

I ЛИТЕРАТУРА

1. Denek K. Edukacja jutra. Miqdzy idealem a codziennosciq/ Wyd. Humanitas. Sosnowiec, 2016. C. 269-279.

2. Dziewulak D. Systemy szkolne Unii Europe-jskiej/ Wyd. Akademickie Zak. Warszawa, 1997. C. 143.

3. KarbowniczekJ. Zmiany w edukacji wczesnosz-kolnej po wprowadzeniu reformy systemu oswiaty / Wyd. AJD. Czqstochowa, 2008.

4. Klim-Klimaszewska A. Pedagogika przedszkol-na / Instytut Wydawniczy Erica. Warszawa, 2012.

5. Kobylecka E. Nauczyciel wobec wspolczesnych zadan edukacyjnych / Oficyna Wydawnicza «Impuls». Krakow, 2005.

6. Kompetencje nauczyciela edukacji poczqtkowej/ red. K. Zegnalek; Wyd. Wyzszej Szkoly Pedagogicznej TWP. Warszawa, 2008.

7. Korczewska E. Kompetentny nauczyciel w przedszkolu - zadanie dyrektora, [w:]Nowy nadzor pedagogiczny w przedszkolu / Wyd. Forum. Poznan, 2009-2013.

8. Kucharska. Nauczyciel nowych czasow, [w:] Polski system edukacji po reformie 1999 roku / Stan. Perspektywy. Zagrozenia, red. Z. Andrzejak, L. Kasprzak, K. Pajqk. Poznan - Warszawa, 2005.

9. Mqczynska-Dilis A. Sila nieuchwytna i niez-definiowana // Gazeta Szkolna. 2004. № 41.

10. MielczarekJ. Kompetencje nauczyciela edukacji elementarnej, [w:]Profil kompetentnego nauczyciela w europejskiej szkole / red. M. Blachnik-Gqsiarz, D. Kukla; Wyd. WSL. Czqstochowa, 2008.

11. Muszkieta R. Nauczyciel w reformujqcej si$ szkole / Wyd. Arka. Poznan, 2001. C. 5-19.

12. Pachocinski R. Ksztalcenie umiejqtnosci myslenia w nowoczesnej szkole // Nowe w Szkole. 1998/1999. № 5. C. 9.

13. Sajdak A. Paradygmaty ksztalcenia stu-dentow i wspierania rozwoju nauczycieli akademick-ich. Teoretyczne podstawy dydaktyki akademickiej / Oficyna Wydawnicza Impuls. Krakow, 2013. C. 203.

14. Samborska I. Kompetencje nauczyciela edukacji elementarnej // Edukacja Elementarna w Teorii i Praktyce. Kwartalnik Instytutu Nauk o Wychowaniu. Wydawnictwo Akademii Ignatianum. Krakow, 2014. № 31. C. 41.

15. Suchodolski B. Wychowanie jako naprawa ludzkiego swiata, [w:] Oswiata i wychowanie w okresie cywilizacyjnego przelomu / red. J. Nowak. Warszawa, 1988.

16. Surma B. Wst^p. Nauczyciel edukacji elementarnej // Edukacja Elementarna w Teorii i Praktyce. Kwartalnik Instytutu Nauk o Wychowaniu. Wydawnictwo Akademii Ignatianum. Krakow, 2014. № 31. C. 9.

17. Szempruch J. Nauczyciel w warunkach zmiany spolecznej / Wyd. Impuls. Krakow, 2012.

18. SzempruchJ. O funkcjonowaniu zawodowym nauczyciela w zmieniajqcej siq szkole, [w:] Profil kompetentnego nauczyciela w europejskiej szkole/ red. M. Blachnik-G^siarz, D. Kukla, Wyd. WSL. Czqstochowa, 2008.

19. Woloszyn S. O potrzebie badan nad rolq nauczyciela w perspektywie szkoly jutra i ksztalcenia ustawicznego, [w:] Nauczyciel - tradycje, wspolczesnosc, przyszlosc / red. S. Woloszyn // Studia Pedagogiczne. 1987. T. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.