понимание текста невозможно» [4,с.180]. Чтение представляет собой сложный процесс. Часть чтения проходит на уровне подсознания (восприятие языковых знаков), а часть — на уровне сознательной работы (переработка содержательной информации).
Таким образом, в процессе чтения иностранного текста принципы активности и сознательности находятся в тесной зависимости друг от друга. Предшествующую позицию занимает активность, которая может быть сознательной и бессознательной, когда дается подстрочный перевод текста. Задача учителя — наделить учеников на когнитивный подход к процессу чтения и понимания иностранного текста, когда подключаются мыслительные операции, и тем самым добиваться адекватного перевода текста в сфере заданной тематики. Поэтому соединение принципов активности и сознательности прогнозирует повышение качества обучения иностранным языкам.
Библиографический список
I. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
2. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977.
3. Москальская О.И. Понятие «Практическое овладение иностранных языков в средней школе» // ИЯШ. 1971. №1.
4. Трусова А.В., Цветкова З.М. Опыт анализа типичных ошибок в иноязычной речи учащихся 2-х и 3-х классов //Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М., 1972.
5. Фрумкина P.M. Психолингвистика. Учебникдля студентов высших учебных заведений. — М., 2001.
6. Ярцева В.Н. Взаимоотношение грамматики илексики в системе языка. Исследование по общей теории грамматики. М., 1968.
7. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. Изд. 2. М., 1974.
8. Гальперин П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке //Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М„ 1972.
КОМАРИЦКАЯ Галина Васильевна, доцент кафедры немецкого языка № 2.
Дата поступления статьи в редакцию; 29.09.2006 г. © Комарицкая Г.В.
УДК 378.14
Е. В. РАКУЛЬЦЕВА
Омский государственный педагогический университет
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В статье изложена авторская позиция относительно роли современного педагога в профилактике школьной дезадаптации подростков.
Проведённое исследование позволяет рассматривать предупреждение школьной дезадаптации подростков как актуальное направление подготовки в системе повышения квалификации педагогических кадров Омского региона.
Переходное, сложное, кризисное время, формирует, по свидетельству многих учёных, новый тип человека, получившего название гомо-цвишенс (нем. zwischen — между) — человека дезориентированного, но потенциально способного занять любую социальную нишу. Представители современной науки и практики заняты поисками основ, способных сделать устойчивым человека, живущего в неустойчивом обществе. В этом плане подростки, в силу своей уязвимости, нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны специалистов всех уровней.
Школьная дезадаптация подростков — одна из тех проблем, которые, с одной стороны, находят своё отражение в трудах психологов и педагогов, а с другой, -являются сверхактуальными в практике работы образовательных учреждений и специалистов, ежедневно соприкасающихся с проблемами школьного детства. В работах Б.Г.Алмазова, А.С.Белкина, П.Н.Бережновой, С.А.Беличевой, С.В.Бойковой, А.Г.Козловой, Н.Г.Ми-ловановой, Т.Д.Молодцовой, В.Н.Мясищева, Н.Н.Сур-таевой, Д.И.Фельдпггейна, Л. Н.Якушевой и других, изучены такие аспекты проблемы как: проявление дезадаптации, причины возникновения, определение видов, подвидов и уровней дезадаптации, а также путей предупреждения некоторых проявлений дезадап-
тации в образовательном процессе школы.
Существующие в науке дефиниции понятия «школьная дезадаптация» в качестве ключевого момента выделяют конфликт школьника и школьной среды. Только в одном случае школьная дезадаптация понимается, как неспособность ребёнка адаптироваться к конкретным микросоциальным условиям, а в другом, — как производная несовершенства самого пространства школьного образования.
Нам близка позиция Н.В. Вострокнутова, состоящая в том, что школьная дезадаптация — это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребёнка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребёнка) конфликтом между требованиями образовательной среды и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующим возрастному психическому развитию. Оценка школьной дезадаптации традиционно производится по следующим критериям: неуспешность в обучении по программам, отвечающим возрасту и способностям ребёнка, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению и повторяющиеся, некорригируемые нарушения в поведении.
Традиционно больше внимания уделяется дезадаптации младших школьников, однако школьная деза-
даптация - не менее редкое явление в подростковом
и старшем школьном возрасте. В отдельных случаях дезадаптацию подростка можно считать закономерным продолжением таковой в начальной школе, иногда она провоцируется изменившимися условиями жизни, обучения или воспитания. Дезадаптация подростка, как правило, видна не только в школе, но и сопровождается усиливающимися с возрастом чертами социально-психологической дезадаптации [1 ].
Многообразие проблем детства определяет актуальность различных подходов к их решению в педагогической теории и практике. Такими подходами могут быть названы: реабилитация, коррекция, перевоспитание, защита, помощь, поддержка и предупреждение. Данные подходы имеют довольно существенные различия по целям, категориям детей, на которых они направлены, а также позиции подростка (субъектной или объектной) в процессе вмешательства взрослых в его жизнедеятельность. Каждый из обозначенных подходов может применяться в целях преодоления проблем дезадаптации.
Поиски подхода, оптимального подоле затрачиваемых усилий и более целесообразного в логике организации педагогического взаимодействия привели нас к идее предупреждения проблем учеников. Предупреждение не нарушает внутренней логики развития подростка и с этой позиции является наиболее безболезненным для личности. Ученику в данном случае не приписывается необходимость соответствовать некоему социально-педагогическому нормативу, а взрослый ориентирован не на исправление уже совершённых ошибок, а на их предотвращение.
Педагогам, работающим с подростками, необходимо помнить о том, что явление дезадаптации неизбежно возникает в течение жизни практически каждого школьника. Определяющим моментом является то, что процессы школьной адаптации и дезадаптации всегда сопровождаются рядом неучтённых факторов, находящихся вне сферы педагогического влияния. В связи с этим мы понимаем школьную дезадаптацию как процес с в некоторой степени не поддающийся педагогическому управлению. Тем не менее, считаем, что профилактика школьной дезадаптации оправдана, целесообразна и требует решения широкого круга профессиональных задач.
Н.В. Чекалёва отмечает: «Ориентация педагогического образования на личностно-гуманитарную парадигму, особенно в условиях модернизации образования, позволяет по-новому определить сущность педагогической деятельности учителя: создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ученика; актуализации его жизненного опыта; овладение им (учеником) ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощь и подаержка ребёнка в решении жизненных проблем; опора на достижения и успех ребёнка. И тогда меняется парадигма преподавания предметов от «знай свой предмет и умей излагать его ясно» к «знай свой предмет и его возможности для развития ребёнка»» |2]. Таким образом, идеи развития и самореализация ребёнка в образовательном процессе становятся сегодня ориентиром в образовании.
Понимание сущности предупреждения школьной дезадаптации подростков, ориентация на новую парадигму образования, позволяют ответить на два вопроса:
Вопрос: Что предупреждать?
Ответ: Предупреждать нужно неуспешность в обучении, эмоциональное отвержение школы, образовательного процесса и учителя, стойкие, некорри-гируемые нарушения в поведении.
Вопрос: Как предупреждать?
Ответ: Своевременно диагностировать школьные трудности учеников, устанавливать их причины и разрабатывать индивидуальные программы, направленные на самореализацию подростков в образовательном процессе.
Особая роль в предупреждении школьной дезадап тации подростков принадлежит классному руководителю и учителю как специалистам, ближе нсего стоящим к повседневной жизни учащихся. Педагоги наблюдают подростков на уроках, в трудовой, творческой деятельности и общении. Обладая наиболее полной информацией о своих учениках, знаниями о способах работы с ними, педагоги могут предупредить неблагоприятную ситуа: шга в развитии школьников.
Предупреждение шксльнойдезадаптации подростков в деятельности педагогов общеобразовательной школы можно рассматривать как систему профессиональных действий, связанных с устранением дефицитов и поме\, вызывающих тс или иные недостатки когнитивног о, поведенческого и (или) эмоционального характера и созданием благоприятных условий, способствующих приобретению подростком возможностей для самореализации и самоактуализации.
Профессиональная деятельность педагога позволяет ему заниматься профилактикой школьной дезадаптации на уроках, во внеклассной работе со школьниками, на уровне конструирования содержания учебно-воспитательного процесса, использования форм, методов и приёмов, а также педагогических технологий, подчинённых логике предупреждения дезадаптации. Профессиональная позиция педагога, проявляющаяся в принятии подростков, понимании их проблем, готовности к оказанию своевременной превентивной помощи, также выступает важным фактором предупреждения школьной дезадаптации.
Профилактика школьной дезадаптации подростков понимается нами как возможное и необходимое направление работы с подростками нормы и с подростками группы риска школьной дезадаптации при появлении начальных признаков, называемых преддеза-даптацией, минимальной или парциальной школьной дезадаптацией. К таким признакам могут быть отнесены следующие проявления: лёгкие нарушения поведения, невнимательность, сложности самоорганизации, выполнение только тех заданий, которые вызывают интерес, неудачи в изучении отдельных предметов или в большинстве из них, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, низкий социальный статус подростка (3]. Исследователи отмечают, что каждый из этих факторов редко встречается в чистом, изолированном виде. Как правило, один фактор сочетается с другими. В работе с данными категориями подростков педагог, на основе организации оптимального взаимодействия с остальными субъектами учебно-воспитательного процесса, должен стремиться предотвратить школьную дезадаптацию.
К сожалению, деятельность педагога по предупреждению школьной дезадаптации, созданию условий для самореализации учащихся в образовательном процессе не находит своего отражения в нормативных документах деятельности школы. В функциональных обязанностях учителя и классного руководителя определены только наиболее общие моменты, связанные с организацией учебно-воспитательной работы. Современный учитель работает с подростком главным образом на индивидном, а не на личностном уровне, то есть в поле зрения оказывается главным образом интеллект, операциональная успешность, исполнение предписанных функций, а не жизненные смыслы, личностная самореализация, личностные функции ребён-
ка. Предметно подготовленный в вузе учитель (А. Маслоу) может научить воспитанника вполне конкретным вещам, упуская при этом главную, сущностную функцию педагогической деятельности — образование человека вообще.
Такое понимание роли учителя современной общеобразовательной школы привело нас к необходимости изучения состояния проблемы подготовки педагогов к профилактической деятельности в условиях повышения квалификации.
Анализ содержания информационного и научно-методического обеспечения, учебных планов, программ и проектов, реализуемых в системе повышения квалификации специалистов образования Омской области, свидетельствует о том, что подготовка педагогов в системе повышения квалификации к предупреждению школьной дезадаптации подростков является недостаточно освоенным направлением.
Результаты фокус-групповых исследований, опросов учителей ряда школ города Омска в 2005 году показали, что менее 10% опрошенных педагогов признают себя готовыми к предупреждению школьной дезадаптации подростков. В анкетах педагогов отмечены следующие профессиональные затруднения в сфере профилактики: «отсутствие теоретических знаний» - (65%), «отсутствие умений» - (50%), «отсутствие опыта» - (20%), «неумение проанализировать ситуацию, определить причины дезадаптации ребёнка»- (15%), «незнание особенностей детей», «незнание ситуации ребёнка, его условий жизни» - (10%).
Осознание невозможности помочь ребёнку, переживающему трудности, приводит к снижению профессиональной самооценки педагога, признанию некомпетентности в сфере предупреждения школьной дезадаптации. Даже наличие специально разработанных программ не поможет решению этого вопроса, если не будет достаточного числа педагогов, подготовленных к внедрению программ в образовательную практику. Важно отметить, что многие педагоги школ осознают недостаточность своей подготовки, говорят о своих профессиональных потребностях, проявляют заинтересованность и готовность к повышению квалификации по этому направлению.
Предупреждение школьной дезадаптации подростков оценивается 56,5% педагогов как перспективный проект профессиональной самореализации, 30,7% опрошенных выражают неопределённую позицию и только у 13,5% педагогов проект не вызвал интереса.
Результаты опроса, ориентированного на изучение мнений о предупреждении школьной дезадаптации, показали, что отношение к педагогической деятельности как условию профессиональной самореализации отмечается у 78,5% педагогов, 22% не разделяют эту позицию. Позитивная ориентация на себя в проекте предупреждения школьной дезадаптации отмечается у 56,5% педагогов, позитивная ориентация на предупреждение школьной дезадаптации — у 43% педагогов. По отношению к ученику педагоги на 70 % принимают позицию ребёнка и максимально стремятся поддержать их и оказать им помощь. В 8,7% ответов присутствуют безразличное отношение к проблемам ребёнка и непринятие их. Опрос показал также, что у 74,5% педагогов имеют нереализованные возможности, которые они стремятся в дальнейшем осуществить. Потребность в переменах ощущает большинство педагогов.
Анализ полученных данных приводит к пониманию того, что в целом уровень готовности педагогов школы к принятию идеи предупреждения школьной дезадаптации учащихся выше среднего. Предпосылками к принятию данной идеи служат достаточно вы-
сокий уровень рефлексии на саморазвитие педагогов школ и положительный настрой на проект предупреждения школьной дезадаптации учащихся. Общий вывод, к которому мы пришли, - многие педагоги омских школ нуждаются в помощи для расширения своих возможностей как специалистов, перестройки профессиональной деятельности в соответствии с новым социальным заказом. Таким образом, может быть сделан прогноз о том, что подготовка педагогов в логике предупреждения дезадаптации подростков пройдёт успешно, а проект предупреждения школьной дезадаптации подростков имеет шансы «прижиться» в школах города.
Содействие развитию компетентности педагога, проявляющейся в решении профессиональных педагогических задач предупреждения школьной дезадаптации подростков, предполагает специальную подготовку в системе повышения квалификации на уровнях от регионального до различных форм «повышения квалификации на рабочем месте». Актуальность приобретает разработка содержания, внедрение инновационных форм, проектирование технологий подготовки взрослых с учётом накопленного ими профессионального опыта, Результатом подготовки педагогов в системе повышения квалификации к предупреждению школьной дезадаптации подростков должна стать профессиональная готовность педагогов, которую мы рассматриваем как особый вид компетентности, проявляющийся в знаниях, умениях и профессионально важных качествах. Готовность следует характеризовать как системное образование, где профессионально-личностное развитие педагога коррелирует с подготовкой его к предупреждению школьной дезадаптации подростков.
Таким образом, современному педагогу необходимо приобрести понимание своей значимости в предупреждении школьной дезадаптации подростков, которая состоит в приведении школьной дезадаптации в границы нормальной реакции подростка, предотвращении дальнейшей отрицательной динамики, создании условий для успешной адаптации. Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к предупреждению школьной дезадаптации подростков — важное, специфическое направление повышения квалификации, требующее нового понимания роли учителя, работающего в современной школе и открывающее возможность практического решения проблемы школьной дезадаптации. Подобная подготовка может дать положительные результаты в сочетании с другими компонентами системы подготовки педагогов на региональном уровне.
Библиографический список
1. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - С. 20.
2. Чекалёва Н.В. Подготовка студентов к реализации идей модернизации образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Ч. 1 : Сб. науч. ст. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 39.
3. Бойкова C.B. Теория и практика педагогики поддержки. - С-Пб.: Экспресс, 2006. - С. 31.
РАКУЛЬЦЕВА Екатерина Викторовна, аспирантка кафедры педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 19.09.2006 г. © Ракульцева Н.В.