Научная статья на тему 'Роль педагога в организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений при изучении иностранного языка'

Роль педагога в организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INDIVIDUAL WORK / SELF-ORGANIZATION / FOREIGN LANGUAGE / MOTIVATION / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Юлия Николаевна, Курдубан Ольга Николаевна, Кайлы Марина Леонидовна

Важнейшим этапом в изучении иностранного языка является грамотно организованный процесс самостоятельной работы под непосредственным контролем педагога. Самостоятельной работе при изучении иностранного языка отводится больше времени, чем учебных часов. В статье рассматриваются основные виды самостоятельной работы и проведен анализ роли педагога в ее организации. Авторами рассмотрены основные составляющие педагогического сопровождения самостоятельной деятельности, сформулированы цели и задачи самостоятельной работы, что также является необходимым для приобретения навыков самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицына Юлия Николаевна, Курдубан Ольга Николаевна, Кайлы Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of teacher in organization of independent work of students of higher educational institutions when learning of foreign language

The most important step in the study of the foreign language is competently organized process of the individual work under the direct supervision of a teacher. Individual work in learning the foreign language is given with more time than teaching hours. The article discusses the main types of the individual work and analyzes the role of the teacher in its organization. The authors considered the main components of the pedagogical support of individual activities, formulated the goals and objectives of the individual work, which is also necessary for the acquisition of skills of individual work, self-organization and self-control.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений при изучении иностранного языка»

УДК 372.881.111.1

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Юлия Николаевна Синицына, кандидат филологических наук, доцент, Ольга Николаевна Курдубан, студент-магистр, Марина Леонидовна Кайлы, студент-магистр, Краснодарский государственный институт культуры

Аннотация

Важнейшим этапом в изучении иностранного языка является грамотно организованный процесс самостоятельной работы под непосредственным контролем педагога. Самостоятельной работе при изучении иностранного языка отводится больше времени, чем учебных часов. В статье рассматриваются основные виды самостоятельной работы и проведен анализ роли педагога в ее организации. Авторами рассмотрены основные составляющие педагогического сопровождения самостоятельной деятельности, сформулированы цели и задачи самостоятельной работы, что также является необходимым для приобретения навыков самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самоорганизация, иностранный язык, мотивация, педагогическое сопровождение.

ROLE OF TEACHER IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WHEN LEARNING OF

FOREIGN LANGUAGE

Yulia Nikolaevna Sinitsyna, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Kurduban, the student master, Marina Leonidovna Kayly, the student master, Krasnodar State Institute of Culture

Annotation

The most important step in the study of the foreign language is competently organized process of the individual work under the direct supervision of a teacher. Individual work in learning the foreign language is given with more time than teaching hours. The article discusses the main types of the individual work and analyzes the role of the teacher in its organization. The authors considered the main components of the pedagogical support of individual activities, formulated the goals and objectives of the individual work, which is also necessary for the acquisition of skills of individual work, self-organization and self-control.

Keywords: individual work, self-organization, foreign language, motivation, pedagogical support.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современных и быстро меняющихся тенденций в сфере образования перед преподавателем иностранных языков стоит задача в формировании иноязычной компетенции учащихся путем поиска различных инновационных методов преподавания и задействования инновационных средств. Изучение иностранного языка является важным составляющим образовательного процесса и успешного профессионального роста в дальнейшем. Применение иностранного языка на практике заключает в себе такие функции, как: коммуникативная, познавательная, развивающая. «Студент должен принимать активное участие в решении коммуникативных задач, которые могут быть в будущем трансформированы в реальные ситуации» [7, c. 372]. Таким образом, можно сказать, что изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие учащегося имеют важную составляющую, а

именно активизацию мыслительной и познавательной деятельности.

В настоящее время существует огромное количество различных методик и техник изучения иностранного языка. Нельзя сказать, что какая-то конкретная методика помогает быстрее усвоить грамматику или слуховое восприятие иностранного языка, быстрее преодолеть языковой барьер и т.д. Надо понимать, что изучение языка это, в первую очередь система, которая разбивается на цели и задачи и имеет конечный результат. Неоднозначным и открытым остается вопрос о том, как учить иностранный язык: каждый день по пятнадцать минут или один час в неделю; должно ли изучение иностранного языка сводиться только к изучению материала на занятиях; какова функция преподавателя в данном процессе и должен ли педагог выполнять роль наставника или же только осуществлять контрольно-проверочную деятельность. Согласно Полянской Н.М. «преподаватель - это не только профессия, состоящая в транслировании знаний, но и высокая миссия сотворения и воспитания личности студента, утверждения человека в человеке» [5, с.3].

МЕТОДИКА

В качестве материала исследования выступает процесс организации самостоятельной работы, так как данный вид учебной деятельности является доминирующим в изучении иностранного языка. В качестве основного метода исследования в данной статье применяется метод сравнительного анализа различных видов самостоятельной работы, а также степени их результативности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Процесс современного образования состоит из взаимосвязи преподавателя и студентов, в этом случае педагог должен направлять, корректировать учебный процесс обучающихся, помогать анализировать информацию, составлять и излагать свою точку зрения, делать выводы, уметь думать и размышлять. Все это определяет преподавателя как наставника. «Особенно актуальной будет помощь преподавателя в корректировке разработанной учебной программы путем адаптации ее к индивидуальным способностям и личностным особенностям изучающего язык» [3, с. 122]. Исходя из этого можно сказать, что преподаватель должен «учить учиться».

Самостоятельная работа (СР) обучающихся - это вид учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности студентов характеризующаяся выполнением различных видов заданий индивидуально, под руководством педагога, но без его прямого вмешательства.

Самостоятельная работа делится на три вида: аудиторная, внеаудиторная, инициативная.

Аудиторная СР - выполнение определенных заданий во время основного учебного процесса под контролем преподавателя. В качестве примера рассмотрим возможные виды самостоятельной деятельности студентов во всех видах самостоятельных работ. Под определение аудиторная самостоятельная работа попадают все виды тестирования по пройденной теме:

- multiple-choice: может охватывать грамматику, лексику, устойчивые выражение, фразовые глаголы;

- тест на сравнение определенных грамматических конструкций: present perfect/ past simple; present simple/ present continuous; артиклей: a, an/the;

- сочинение-описание: с применением конструкции there is/ there are;

- сочинение-рассуждение с применением conditional sentences; I wish/ if only.

- метод наглядности в описании предметов, аудитории с отработкой степеней прилагательных английского языка.

- построение диалогов в парах с применением модальных глаголов: could you/ would you; may I/ can I;

- direct and indirect speech: просмотр отрывков театральных постановок, новостей на английском языке с последующим обсуждением и пересказом, переводя прямую речь в косвенную he has said/ he has said that. ... and so on.

- создание портфолио (написание резюме, сопроводительных писем, рекомендаций) на английском языке.

Внеаудиторная СР - работа, выполняемая студентом вне занятий при взаимодействии с преподавателем, но без его прямого участия. В данный вид учебной деятельности включаются различные виды домашней и исследовательской работы. Может проходить как индивидуально, так и в группах:

- выполнение упражнений для отработки и закрепления изученного материала: грамматика, лексика;

- чтение и просмотр аутентичного материала в рамках заданного на занятиях;

- работа в группах для составления сценок, подготовки докладов, презентаций. Преимущества данной СР в изучении иностранного языка огромны: за счет групповой работы происходит коммуникация учащихся как на родном языке, так и на иностранном. Развивается познавательная активность, появляется интерес к дальнейшему изучению языка. С помощью выполнения таких заданий студенты не только знакомятся с историей, культурой и традициями различных стран, но и погружаются в языковую среду изучаемого языка. Такая разновидность СР способствует повышению мотивации к изучению языка.

Инициативная СР - подразумевает научно-исследовательскую деятельность, проводимую самим студентом, для изучения или углубления знаний в какой-либо области. Инициативной работе, как правило, свойственно индивидуальная работа. «Индивидуальная самостоятельная работа - форма организации учебного процесса, обеспечивает реализацию творческих возможностей студента через индивидуально направленное развитие способностей, научно-исследовательскую работу и творческую деятельность» [8]. В инициативную СР может входить:

- чтение художественной литературы и газет на иностранном языке: pleasure reading;

- просмотр документальных фильмов;

- задействование Интернет-ресурсов для развития навыков разговорной речи. Такие web сайты как: italki.com; busuu.com; rocketlanguages.com и множество других помогут расширить словарный запас, преодолеть языковой барьер, повысить качество разговорной речи.

Таким образом, можно классифицировать задачи самостоятельной работы на:

- закрепление уже пройденного материала или же в изучение дополнительной информации.

- формирование навыков самоорганизации и усидчивости, способности работать с необходимой литературой и источниками.

- закрепление полученных знаний и навыков на практике.

Роль педагога в организации самостоятельной работы студента, на первый взгляд, может показаться несущественной. В процессе самостоятельной работы вся ответственность ложится на студента, но именно в грамотно организованном процессе самостоятельной работы, правильной постановки целей и задач, расстановки приоритетов заключается высокий конечный результат самостоятельной деятельности. Евдокарова Т. В. в своей статье «Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов в контексте новой образовательной парадигмы» характеризует педагогическое сопровождение как профессиональную деятельность преподавателя, который осуществляет свое взаимодействие со студентом в условиях образовательной среды и образовательного процесса вуза» [2, c.129]. Для получения высокой результативности в процессе самостоятельной работы преподаватель должен для себя дать оценку интеллектуальным способностям каждого студента, учитывать возможности студентов при работе с информацией и источниками, видеть потенциал учащихся. Из этого можно сделать вывод, что основная цель самостоятельной работы

- это создание фундамента в развитии творческих и интеллектуальных способностей студента [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные проблемы организации самостоятельной работы заключаются в отсутствии у студентов навыков самоконтроля, должной мотивации, неумении планировать время на СР. Для минимизации данных проблем преподавателю необходимо, помимо педагогических качеств, проявлять еще и такие личностные качества как креативность, нестандартность мышления, творческий подход. Преподавателю должен не только опираться на существующий опыт в преподавании, но и прислушиваться к студентам. Из этого следует, что педагогу следует, в первую очередь, саморазвиваться, повышая свой педагогический потенциал с помощью разработки и внедрения различных методик [1].

Самым важным фактором в изучении не только иностранного языка, но и любого предмета является мотивация. «При изучении второго языка легко утверждать, что учащийся будет успешным с надлежащей мотивацией. Такие утверждения, конечно, не ошибочны, поскольку многочисленные исследования и эксперименты в области обучения людей показали, что мотивация является ключом к обучению» [9, с.128]. Для поддержания мотивации студента на высоком уровне педагог может задействовать свой творческий потенциал для разработки методического материала, подбора и составления упражнений. Изучаемый материал, методические пособия должны быть максимально адаптированы к уровню обучающихся. При выполнении заданий студент должен осознавать и видеть собственный прогресс в изучении иностранного языка. Важным фактором в повышении мотивации является тематика самостоятельной работы. Разнообразные и комплексные по своему содержанию упражнения или задания помогут студентам поддерживать заинтересованность в дальнейшем изучении. «Именно комплексный подход сможет в итоге реально переориентировать студентов на формирование искомых компетенций, связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, организацией коммуникаций, преодолением проблем, рефлексии промежуточных этапов и проекта в целом, командной работы с одной стороны и способности к усвоению знаний и навыков, с другой» [6, с.14].

ВЫВОДЫ

Для организации успешной и максимально результативной самостоятельной работы необходима заинтересованность, как со стороны педагога, так и студента. Различные факторы и условия предопределяют самостоятельную работу как необходимый этап в профессиональном росте учащегося. Самостоятельная работа поможет выработать необходимый алгоритм изучения иностранного языка и с успехом применяться в других областях. Говоря о помощи педагога в организации самостоятельной работы, можно с уверенностью сказать о фундаменте, который закладывается в основы развития личности. Взаимодействие с преподавателем на протяжении всего процесса самостоятельной работы выстраивается как коммуникативный фактор профессионального развития студента, учит его грамотно планировать собственные временные траты, быть самоорганизованным. Самостоятельная работы невозможна без определенных условий, без грамотной мотивации, без четко поставленных задач и прослеживаемого алгоритма действий на протяжении всего процесса. Все эти факторы напрямую зависят от компетенции преподавателя и говорят о том, что не только студенты должны совершенствовать свой профессиональный уровень за счет педагога, но и педагог, разрабатывая различные системы и подходы к организации СР, повышает свой педагогический опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галченко, О.В. Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования / О.В Галченко, И.В. Ченцова // Актуальные вопросы

современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. - Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - С. 6-8.

2. Евдокарова, Т.В. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов в контексте новой образовательной парадигмы / Т.В. Евдокарова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сборник научных трудов. - Ялта, 2017. - Вып. 57, ч. 9. - С. 128-132.

3. Евдокимова, Е.Л. О некоторых аспектах организации управляемой самостоятельной работы при изучении иностранных языков / Е.Л. Евдокимова // Иностранный язык в системе среднего и высшего образования : материалы международной научно-практической конференции 12 октября 2011 года. - Пенза, Москва, Решт : Социосфера, 2011. - С. 119-123.

4. Липатова, Л.Н. Самостоятельная работа студентов: цель, задачи, принципы и формы / Л.Н. Липатова // Мир науки и образования. - 2015. - № 2 (2) - С. 8-12.

5. Полянская, Н.М. Роль преподавателя в повышении качества образовательного процесса в высшем учебном заведении / Н.М. Полянская // Мир науки. - 2015 - № 3. - Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN315.pdf (дата обращения: 01.04.2019).

6. Семенова, В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования / В.Г. Семенова // Организация самостоятельной работы студентов : материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Саратов : Новый Проект, 2013. - С. 10-15.

7. Синицына, Ю.Н. Интерактивные методы обучения деловому английскому языку в глобальной информационной среде / Ю.Н. Синицына // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018 г.) / Краснодарский государственный институт культуры. - Краснодар, 2018. - С. 370-374.

8. Самостоятельная и индивидуальная работа и самообразовательная деятельность студентов. Раздел «Педагогика» : основы дидактики // URL : http://uchebnikirus.com/pedagogika/os-novi_didaktiki_chayka_vm/samostiyna_individualna_robota_samoosvitnya_diyalnist_studen-tiv_umovah_ktsonp.htm (дата обращения: 01.04.2019).

9. Brown, Douglas H. Principles of language learning and teaching / H. Douglas Brown. - 4th ed. - Sun Francisco State University, Addison Wesley Longman, Inc., 2000. - 234 c.

REFERENCES

1. Galchenko, O.V and Chentsova I.V. (2015), "Creativity of the teacher as the norm of professional activity in the context of modern educational standards", Actual problems of modern pedagogy: materials of the VIIIntern. Scientific conf, LLC "Publishing House ASGARD", Samara, August 2015, pp. 6-8.

2. Evdokarova, T. V. (2017), "Pedagogical support of students' independent work in the context of a new educational paradigm", Problems of modern teacher education. Ser.: Pedagogy and Psychology, Collection of scientific papers, Yalta, Vol. 57. Part 9. pp. 128-132.

3. Evdokimova, E.L. (2011), "On some aspects of the organization of managed independent work in the study of foreign languages", Foreign Language in Secondary and Higher Education: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, October 1-2, 2011, Sociosphere Scientific Publishing Center Penza - Moscow - Rasht, pp. 119-123.

4. Lipatova, L.N. (2015), "Independent work of students: the goal, objectives, principles and forms", The world of science and education, No. 2 (2), pp. 8-12.

5. Polyanskaya, N.M. (2015), "The role of the teacher in improving the quality of the educational process in higher education", Internet Journal World of Science", No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN315.pdf (accessed 23.02. 2019).

6. Semenova, V.G. (2013), "Independent work of students as the most important form of organization of the educational process within the competence model of education", Organization of independent work of students: Proceedings of the reports of the IIAll-Russian scientific and practical Internet conference Organization of independent work of students'December 6-9, 2013, Publishing House "New Project", Saratov, pp. 10-15.

7. Sinitsyna, Yu. N. (2018), "Interactive methods of teaching business English in the global information environment", Innovative processes in the information and communication sphere: a collection of materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference, March 15, 2018, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, pp. 370-374.

8. Independent and individual work and self-education activities of students. Section "Pedagogy": The fundamentals of didactics, available at:

http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_//chayka_vm/samostiyna_individualna_robota_sa-moosvitnya_diyalnist_studentiv_umovah_ktsonp.htm (accessed 04.02.2019).

9. Brown, Douglas H. (2000), Principles of language learning and teaching, 4th ed., Sun Francisco State University, Addison Wesley Longman, Inc.

Контактная информация: krohka_200986@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2019

УДК 796.011

ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХМАО-ЮГРЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Руслан Ильтизарович Садыков кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Николай Николаевич Синявский, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В работе представлен анализ теоретических знаний, интеллектуальных умений, способностей, обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры на основе проведения конкурса «Лучший по предмету физическая культура», который позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и проблемы методического характера в преподавании учебного предмета.

Ключевые слова: конкурс, обучающиеся, интеллектуальные умения, задания практического характера, учебный предмет «физическая культура».

ASSESSMENT OF THEORETICAL AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF COMPREHENSIVE INSTITUTIONS IN KHMAO-YUGRA BASED ON THE CONTEST "THE BEST IN PHYSICAL CULTURE" Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexey Va-lerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ruslan Iltizarovich Sadykov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Nikolay Nikolaevich Sinyavskiy, the master student, Surgut State Pedagogical University

Annotation

The article presents the analysis of theoretical knowledge, intellectual skills and abilities of students of comprehensive institutions in KHMAO-Yugra based on the contest "The best in physical culture". The analysis allowed defining the problems both of content-related and methodical nature in teaching the discipline.

Keywords: contest, students, intellectual skills, practical tasks, the discipline "Physical culture".

ВВЕДЕНИЕ

В принятой концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы отмечается, что в методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется: созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта, методикам выявления одаренных детей в области физической культуры.

Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся направлены, прежде всего, на выявление одаренных детей в области физической культуры, а также на объективную оценку теоретических знаний, интеллектуальных умений, способностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.