Научная статья на тему 'Роль педагога в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста'

Роль педагога в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазько Н. В.

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Как известно, старший дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазько Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

5. Петрова. В. Творческие задания и упражнения / В. Петрова // Дошкол. воспитание. - 1992. - № 1. - С. 105-106.

6. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера.

7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986.

8. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 1.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 2000.

10. Тихомиров О.К. О видах познавательной деятельности и процессов управления: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / О.К. Тихомиров; под ред. И.И. Ильясова [и др.]. - М., 1981.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Лазько Н.В.*

Детский сад № 78 «Гномик», г. Белгород

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Как известно, старший дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир познает способы общения, поведения, отношения и т.д. и использует для этого собственные наблюдения, делает выводы и умозаключения, подражает взрослым. Развиваясь путем проб и ошибок овладевает элементарными нравственными нормами жизни в человеческом обществе. Однако самостоятельный путь освоения нравственных норм не всегда эффективен и не достаточно обеспечивает освоение глубины морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача педагога - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно, определить какой механизм должен быть положен в основу педагогического воздействия.

Основная задача педагога в процессе нравственного воспитания старших дошкольников состоит прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка станови-

* Воспитатель.

лись более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране - более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения - более прочно и естественно, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено на воспитании у детей потребности в оказании естественной взаимопомощи, в формировании волевых качеств, и накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через накопление ребенком социального опыта и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Дошкольники знакомятся с правилами культуры поведения и общения в детском саду: обращаться к воспитателю по имени и отчеству, на «вы», здороваться, прощаться, использовать вежливые обороты речи. Дети упражняются в выполнении правил культуры поведения путем участия в практических ситуациях, (встречаем гостя, обращаемся с просьбой, предлагаем свою помощь), в игровых ситуациях, имитирующих разные жизненные обстоятельства, в театральных инсценировках, демонстрирующих детям формы культурного поведения, в оказании практической помощи и т.д. Воспитатель поощряет самостоятельность детей в выполнении знакомых правил общения со взрослыми и сверстниками в привычной обстановке. Предварительно напоминает правила и показывает пример культурного поведения в новой обстановке. Приучает говорить со старшими в доброжелательном тоне, учитывать их настроение, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду.

Педагог побуждает детей выполнять правила культурного поведения в среде сверстников: обращаться друг к другу по имени, избегать грубого тона, быть приветливыми и т.д. Развивает доброжелательность, обращает внимание детей на то, что мальчикам и девочкам бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе: подойти, поговорить, предложить игрушку. Если мы будем внимательны друг к другу, всем в детском саду будет хорошо и весело.

Содержание образовательной области «Социализация» и освоение раздела «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания (Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других) основной об-

щеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой позволяют сформулировать задачи нравственного воспитания, которые должны реали-зовываться в старшем дошкольном возрасте:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям: понимать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть их проявление в мимике, жестах или интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие). Правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей, сверстников.

3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание по побуждению или показу старших выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

4. Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

5. Обогащать социальные представления о людях - взрослых и детях, правилах отношений между взрослыми и детьми [1].

Анализируя содержание задач нравственного воспитания можно определить основной путь нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста - постоянное практическое приучение к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям на собственном примере.

Воспитательный метод исключительной силы - пример. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей, дети овладевают социальным и нравственным опытом. Ребенок подражает тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию вызывают люди смелые, волевые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. К сожалению, жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание дошкольников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы просто необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравствен-

ном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений [2].

Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Таким образом, стержнем нравственного воспитания дошкольников является накопление ребенком социального опыта и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Особое значение в накоплении нравственного опыта играет роль педагога обладающего развитыми профессиональными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности.

Список литературы:

1. Детство: Примерна основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

2. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи: материалы межрегиональной научно-практической конференции (2 марта 2010). -Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования», 2010 - 380 с.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

© Охулкова И.В.*

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Проблема формирования самостоятельности мышления является сегодня одной из актуальных в педагогической теории и практике. Ведутся активные

* Доцент кафедры Дошкольной педагогики, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.