28. Бенхабиб С. Притязание культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер с англ.; под ред. В.И. Иноземцева. - М., 2003. - С. 59.
29. Жеребцова Е.В. Специфика конфликтной ситуации в крымском регионе в постсоветский период // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2008. - № 1. - С. 227.
30. Бабинов Ю. К вопросу о толерантности в межконфессиональных отношениях // Гражданское общество и религия / Под ред. О. Габриэляна. - Симферополь, 2005. - С. 35-47.
31. Харабуга В. Власти Украины расшатали межнациональные отношения в Крыму и теперь вряд ли сумеют найти управу на исламистов // Крымская Правда. - 2009. - 10 октября.
32. Ислам - реальный фактор общественной жизни. Вопросы главного редактора «Голос Крыма» Эльдара Сеитбекирова - заместителю председателя комитета по делам религий Айдеру Булатову // Голос Крыма. - 12.11.09.
33. Особое мнение. Встреча Президента Украины с Президиумом Меджлиса крымско-татарского народа // Крымская Правда. - 5 июля 2009.
34. Гайворонский О. Повелители двух материков. - Киев; Бахчисарай: Оранта, 2007. - С. 22.
35. В Киеве не хотят Вавилонской башни // Независимая Газета. - 23.09.10.
36. Крымские татары ни в коем случае не могут считаться коренным народом // Крымское время. - 17 августа 2004.
37. Украинское мнение // Хрещатик. - 22 июня 2010.
38. Кто есть за кого // Корреспондент. - 4 мая 2010.
39. www.zn.na/3000/3050/48238.
40. Ішин А.В., Беднарский І.Г., Швец О.Б. До питання щодо проявів етнополітичньїх суперечностей в Криму на сучастному етапі. - Сімферополь, 2005. - С. 33.
РОЛЬ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗГРОМЕ КОЛЧАКОВЩИНЫ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В АЛТАЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1917-1922 ГГ. © Гордон Э.В.*
Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина,
г. Бийск
В статье на различных опубликованных источников и исследовательских работ, попытка раскрыть роль партизанского движения в разгроме колчаковщины в период Гражданской войны в Алтайской губернии в
1917-1922 гг.
* Аспирант кафедры Отечественной истории.
Партизанское движение в 1917-1922 гг. в период Гражданской войны в Советской России - вооруженная борьба трудящихся в тылу белогвардейцев и интервентов в защиту завоеваний Великой Октябрьской революции. Антисоветский террористический режим, насаждавшийся белогвардейцами и интервентами на оккупированной ими территории, и восстановление дореволюционных порядков вызвали вооруженное сопротивление широких масс трудящихся, начавших партизанскую борьбу.
Характер и масштабы партизанского движения определялись конкретными социально-экономическими и географическими условиями, расстановкой классовых сил в различных районах страны.
Основная задача и методы революционной борьбы против белогвардейской диктатуры и иностранной интервенции в Сибири были определены по указанию ЦК РКП (б) на третьей подпольной Сибирской областной партийной конференции, состоявшейся 20-21 марта 1919 г. в Омске.
В резолюции Сибирской партийной подпольной конференции по тактическим вопросам указывалось: «Методы революционной борьбы в Сибири определяются необходимостью уничтожения вооруженной силы буржуазной реакции и практикой борьбы, усвоенной и применяемой в данное время массами, и обстановкой борьбы в условиях военной диктатуры [1, с. 57]:
1. главный метод - организованное вооруженное восстание рабочих, крестьянских и солдатских масс, имеющее целью установить в обширных районах и, если возможно, во всей Сибири Советскую власть;
2. всесторонняя поддержка стихийно начинающихся восстаний крестьянских, рабочих и солдатских масс и введение этих восстаний в организованное русло с целью возможно большего расширения базы восстания и восстановления в районах Советской власти;
3. партизанская война, вовлекающая массы в активную борьбу, отвлекающая значительные силы белых на поддержание «порядка», уничтожающая пути и средства сообщения, запасы снабжения, дезорганизующая тыл противника;
4. саботаж во всех областях хозяйственной жизни страны, парализующий организацию и передвижение боевых сил белых;
5. усиленная агитация среди рабочих, крестьянских и, самое важное, солдатских масс, подталкивающая их к активной борьбе и разлагающая организованную живую силу противника в тылу и на фронте;
6. агитация среди иностранных военных частей, находящихся в Сибири» [2, с. 19].
Конференция утвердила также специальную инструкцию «По организации деревенских комитетов, крестьянских штабов и отрядов» [3]. Для успешной подготовки восстания и развертывания партизанской борьбы эта инструкция предусматривала создание в каждой деревне тайного ре-
волюционного комитета из 5-10 грамотных и способных земледельцев и ремесленников. При этом в первую очередь должны были привлекаться старые фронтовики, бывшие во время революции на фронте и в больших городах и состоявшие там, в партийных большевистских и солдатских организациях [1, с. 60].
Деревенские комитеты должны были объединяться и создавать районные революционные штабы, связанные непосредственно с губернским или областным военно-революционным штабом, организуемым партийным комитетом.
Партизанские отряды рекомендовалось создавать из проверенных и активно сочувствующих Советской власти крестьян, представителей национальных меньшинств, красноармейцев, бежавших из пленах, скрывающихся в деревнях рабочих, а также из призывников, уклоняющихся от мобилизации в белую армию [4, с. 125] (наряду с организацией партизанских отрядов районные штабы должны были приобретать оружие, боеприпасы и другие военные материалы, а также заготовлять продовольствие, фураж, подготавливать транспортныесредства - прим. авт.).
В другой инструкции «для революционно-партизанских и повстанческих отрядов» [3], также принятой на конференции, указывались боевые задачи отрядам. Они должны были: «а) захватывать склады оружия и снаряжения на линии ж/д в слабо охраняемых городах; б) захватывать денежные средства в местах хранения крупных сумм...; г) готовить крестьян к революционной мобилизации и в случае надобности их мобилизовать, уничтожать отдельные отряды белых; д) помогать ближайшим другим партизанских отрядам, причем мелкие отряды должны стремиться объединиться для выполнения более серьезных операций, захватов» [3].
Особое значение инструкция придавали установлению твердой военной дисциплины в партизанских отрядах и во всей системе партизанского движения. Она требовала беспрекословного выполнения приказов вышестоящих штабов, комитетов и командиров отрядов.
Таким образом, третья Сибирская партийная конференция, руководствуясь указаниями ЦК РКП (б), не только поставила общую цель революционной борьбы против белогвардейской диктатуры и интервентов в Сибири, но и дала детальные практические указания по организации и руководству вооруженным восстанием и партизанским движением как главными формами этой борьбы в создавшихся условиях [1, с. 64].
Решения конференции, отражавшие и обобщавшие опыт самих масс, нашли широкое применение в работе партийных организаций на местах. Руководствуясь этими решениями и применяя их в соответствии с конкретной обстановкой областей Сибири, партийные организации развернули подлинно народную войну против иноземных захватчиков и их белогвардейских пособников.
Работа большевиков среди широких масс трудящихся и, как следствие этого, рост политического сознания рабочих и крестьянства, их непреодолимое стремление к свержению Колчака нашли свое яркое выражение в открытых вооруженных выступлениях, вскоре вылившихся в мощную партизанскую войну против Колчака.
На этот важный шаг трудящиеся массы были вдохновлены партией большевиков, она идейно и практически руководила партизанских движением.
Развертывание партизанского движения имело важное политическое и практическое значение.
Во-первых, это означало активизацию широких масс трудящихся, рост их политической сознательности и революционного энтузиазма. С началом партизанского движения вопрос о власти ставился особенно резко: или Колчак, или Советы (лозунг о передаче власти Советам стал девизом для рабочих и подавляющей массы крестьянства Сибири, и Алтая, в частности - прим. авт.).
Во-вторых, партизанское движение в тылу колчаковских армий оказывало большую практическую военную помощь наступавшим частям регулярной Красной Армии (партизаны громили тылы и коммуникации Колчака, наносили значительный урон его войскам в технике и живой силе -прим. авт.).
Учитывая неоценимую роль партизанской борьбы в деле разгрома Колчака, ЦК РКП (б) в решении от 19 июля 1919 г. наметил мероприятия по усилению партизанского движения в Сибири, объединению отдельных отрядов и согласованию действий красных партизан с частями Красной Армии.
Партизанское движение на Алтае приняло широкий размах и явилось неоценимым вкладом в дело разгрома Колчака.
Возникновение партизанского движения на Алтае было порождено глубокими социальными причинами, стремлением народных масс покончить с Колчаком и установить Советскую власть.
История партизанского движения на Алтае в период гражданской войны 1917-1922 гг. разбивается на 2 периода.
Первый период - период народных восстаний до колчаковского переворота. Партизанское движение, вспыхнувшее в нескольких районах, не имело еще прочной взаимосвязи, не принимало еще столько широких масштабов, каких оно достигает в 1919 г. Подпольные организации большевиков ведут усиленную работу по мобилизации масс на вооруженную борьбу путем развернутой политической агитации, увеличения сети подпольных организаций.
В первый период под руководством подпольной организации большевиков вспыхнуло Чернодольское восстание крестьян (это произошло 2-9 сентября 1918 г. - прим. авт.). Крестьяне села Черный Дол Славгородского уезда (в 10 верстах от Славгорода - прим. авт.), доведенные до крайности
всевозможными поборами в пользу армии и жестокостью Временного Сибирского правительства, подняли восстание и отказались послать в армию по мобилизации молодежи.
Одновременно с Чернодольским вспыхнуло Змеиногороское восстание, которое также было подавлено в виду его изолированности. Партизанское движение разрасталось с новой силой.
Второй период развертывания партизанского движения на Алтае (с 1919 г. - прим. авт.) характерен массовостью, организованностью и взаимодействием отдельных отрядов. Создаются целые партизанские армии со штабами и различными службами, вводится строгая военная дисциплина (в этот период на территорииАлтаяувеличивается число основных очагов партизанского движения - прим. авт.).
Во второй период под руководством подпольной большевистской организации, созданной в селе Зимино Барнаульского уезда группой петербургских рабочих-коммунаров во главе с Г.С. Ивкиным в августе 1919 г. организовали восстание (Зиминское восстание - одно из самых массовых вооруженных выступлений трудящихся Алтая против колчаковщины -прим. авт.). Зиминское восстание сыграло большую роль в организации на Алтае массового партизанского движения.
К началу 1920 г. колчаковщина по всей Сибири и Алтаю, в частности, была разгромлена. Сам Колчак со своим министром внутренних дел Пепеляе-вым по приговору Иркутского Ревкома были расстреляны 7 февраля 1920 г.
Так закончилась одна из наиболее значительных попыток свержения Советской власти силами внешней интервенции внутренней контрреволюции.
Что же дало силу партизанскому движению, чем оно было вызвано к жизни?
В чем кроется причина успехов борьбы почти безоружной массы сибирских рабочих и крестьян против хорошо вооруженной армии Колчака?
Во-первых, единственно правильная политика большевистской партии и величие идей, за которые боролись трудящиеся нашей страны, в том числе и партизаны Алтая, успехи Красной Армии, повседневная работа подпольных большевистских организаций по руководству партизанским движением, правильная постановка политической агитации среди трудящихся масс Сибири, в том числе и Алтая, сыграли важную роль как в разоблачении классовой сущности колчаковщины, так и в непосредственном создании вооруженных партизанских отрядов. С именем большевистской партии алтайские партизаны связывали свои успехи и боевых делах против Колчака.
Руководители партизанского движения на Алтае в подавляющем большинстве являлись большевиками, к ним в первую очередь относятся М.И. Ворожцов («Анатолий»), И.В. Громов, Ф.И. Голиков, Решетников и другие.
О положительном воздействии большевистской пропаганды не только на трудящиеся массы Сибири и Алтая, но и на солдат колчаковской армии
в свое время говорило колчаковское командование (сам Колчак вынужден был признать тот факт, что его «многие части находятся в состоянии полного разложения» [5, с. 21] и издать еще 17 мая 1919 г. специальный приказ о самых жестоких мерах наказания для молодых солдат (из числа мобилизованных - преимущественно) [6] за добровольную сдачу в плен час-тямрегулярной КраснойАрмии или партизанам - прим. авт.).
Во-вторых, карательная политика Колчака, проводимая в отношении широких масс трудящихся города и деревни, подтвердила конкретными фактами правильность линии большевиков по отношению к Колчаку и тем самым во много раз увеличила число сторонников Советской власти в среде этихмасс1 [7].
В-третьих, Колчак не мог разрешить национального вопроса [8, 9] (не следует останавливаться на отношении к Колчаку нерусских национальностей, проживавших за пределами Алтая, об этом отношении можно судить по примеру алтайского народа - прим. авт.).
Достаточно сказать, что алтайский народ сражался в рядах партизан Горного Алтая под командованием И.Л. Никифорова и П. Д. Кокорина. Неоценимую услугу оказали партизаны-алтайцы в роли проводников при разгроме банд А.П. Кайгородова и Д.В. Сатунина [10, 11].
В-четвертых, революционный энтузиазм и революционное творчество широких трудящихся масс Сибири и Алтая в борьбе против Колчака выдвинули новые формы военной организации - формы партизанской борьбы, выдвинули из среды масс выдающихся вожаков партизанского движения, породили небывалый революционный героизм командиров и рядовых бойцов-партизан (в этом сказались результаты работы большевиков с широкими массами партизан и их вожаками - прим. авт.).
Таким образом, партизанское движение, охватившее сотни тыс. рабочих и крестьян, сыграло большую роль в гражданской войне. Оно дезорганизовало тыл белогвардейцев и интервентов и оказало значительную помощь Красной Армии в разгроме врагов. Партизанское движение было преимущественно крестьянским и явилось одним из проявлений возникновения и укрепления военно-политического союза рабочего класса и трудящегося крестьянства.
Список литературы:
1. Плотников И.Ф. Героическое подполье Урала и Сибири в годы интервенции и гражданской войны 1918-1920 гг. - М.: Мысль, 1968.
2. Стишов М.И. К истории большевистского подполья в Сибири в
1918-1920 гг. // Вопросы истории. - 1962. - № 1.
1 Ленин В.И. писал по этому поводу: «Колчак дал нам миллионы сторонников Советской власти в самых отдаленных от промышленных центров районах, где нам трудно было бы их завоевать. Вот чем кончилась власть Колчака».
3. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 1. Д. 5. Л. 48-49.
4. История гражданской войны в СССР. 1917-1922. Т. 3-5. - М., 1957-60.
5. Голуб П.А. Стратегический фактор защиты революции // Вопросы истории. - 1981. - № 5.
6. Шипко Л. Колчак против колчаковщины // Красноярский рабочий. -17 января 2008.
7. Назаров М.В. Тайна России. Историософия XX в. // Альманах «Русская идея». - 1999. - Вып. 6. - С. 27.
8. Аманжолова Д. Национальный вопрос в годы гражданской войны в России // История. - 16-22 мая 2003.
9. Ганин А. Враздробь, или почему Колчак не дошел до Волги? // Родина. - 2008. - № 3.
10. Наземцева Е.Н. Из истории гражданской войны на Алтае: взаимодействие «Народной армии» есаула А.П. Кайгородова с отдельным Оренбургским корпусом генерал-лейтеннта А. С. Бакича (приграничные сражения) // Горный Алтай: исторический сборник. Вып. 7. - Горно-Алтайск; Бийск: Универ-Принт, 2003. - С. 70.
11. Тадыев Г.Е. Гражданская война в Горном Алтае (1919-1920 гг.).
МОНАРХИЧЕСКАЯ ИДЕЯ В СИСТЕМЕ НОВЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ © Пономарева М.А.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Статья посвящена рассмотрению проектов модернизации России трех основных направлений современной монархической мысли: «не-предрешенцев», («антикирилловцев»), «легитимистов» («кириллов-цев») и «соборников». Акцентируется внимание на уровнях взаимосвязей между теоретической разработкой проектов и их практическим воплощением в рамках различных политических и общественных движе-ний. Доказывается наличие кризиса современной монархической идеи, выражающегося в невозможности ее ортодоксальной реализации в политической практике. Также делается вывод о том, что основные концептуальные черты монархического проекта заимствуются иными идейно-политическими течениями, как необходимый элемент учета исторических особенностей России.
В современной литературе сложилось достаточно устойчивое определение неоконсерватизма, как широкого идейного течения, ставящего своей
* Доцент кафедры Исторической политологии, кандидат исторических наук.