8. Бородкин П. А. Роль партизанского движения на Алтае в разгроме колчаковщины. - Барнаул, 1990.
9. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5-ти т. Т. 5. / Глав. ред. А.П. Окладников, В.И. Шушнков и др. - Л.: Наука, 1968.
10. Королев Г.С. Освобождение // Краеведческие записки. - 1997. - Вып. 1.
11. Партизанское движение в Западной Сибири (1918-1920 гг.). - М., 1956.
12. Громов И.В. За власть Советов. - Барнаул, 1966.
13. Карначев М.Т. По местам партизанских боев. - Барнаул, 1971.
14. Исаев В.В. Вооруженная борьба казаков бийской линии с партизанами 6-й горно-степной дивизии в ноябре-декабре 1919 г. // Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи науч. чтения памяти проф. А.П. Бородавкина: материалы всероссийской конф. / Под ред. Ю.Ф. Кирюшина, Ю.А. Скубневского.
- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.
15. Плотников И.Ф. Во главе революционной борьбы в тылу колчаков-ских войск: Сибирское (Урало-Сибирское) бюро ЦК РКП (б) в 1918-1920 гг.
- Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
16. Иванова Н.Ю. К вопросу о репрессивной деятельности частей Красной Армии и ЧОН в период народно-повстанческого движения в Горном Алтае 1920-1922 гг. // Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкиа: сборник научных трудов / Под ред. В.А. Скубневского и Ю.М. Гончарова. - Барнаул: Аз Бука, 2005.
17. ГАРА. Ф. 1166. Оп. 1. Д. 37. Л. 126.
18. Гришаев В.Ф. За чистую советскую власть. - Барнаул, 2001.
19. Революционные события и гражданская война в Алтайской губернии 1917-1922 гг.: хрестоматия / Сост. Я.Е. Кривоносов. - Барнаул: Алт. полиграф. комбинат, 2001.
20. Богомолов Е. «Демократическая контрреволюция» в гражданской войне // Гражданская война как феномен мировой истории: материалы научной конференции (26 апреля 2008 г.) - Екатеринбург, 2008.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА УРАЛЕ В НАЧАЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918 Г.
© Дмитриева С.С.*
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,
г. Нижний Тагил
В данной статье рассказывается о начале Гражданской войны на Урале и о проблемах с которыми столкнунись большевики в разгар военных действий в регионе летом - осенью 1918 г.
* Доцент кафедры Теории и методики обучения истории, кандидат исторических наук.
В январе 1918 г. могло показаться, что Советская власть уже одержала полную победу над всеми своими вооруженными противниками. Именно тогда В.И. Ленин заметил, что «гражданская война была сплошным триумфом Советской власти». Но это было далеко от реальности. В действительности, в стране постепенно разгоралась общественная борьба. Недовольство политикой большевиков постепенно нарастало в различных слоях населения. Крестьянство весьма отрицательно отнеслось к созданию «комбедов», а введенная большевиками политика «военного коммунизма» обострила классовые противоречия. Поход вооруженных отрядов в деревню для изъятия хлеба и ликвидации ее зажиточной части стал одной из причин разгорания кровавой междоусобицы. Горожан раздражали мизерные продовольственные пайки, ограничение гражданских свобод. Одним из ключевых обещаний большевиков было обещание накормить трудящихся городов. Однако голод усиливался. Нормальные рыночные отношения в стране были окончательно расстроены. Единая денежная система не существовала. Весной 1918 г. усиливается распределительная политика большевиков: укрепляется хлебная монополия, отправка в деревню продовольственных отрядов и т.п. Ситуация стала меняться не в пользу Советов.
Тогда же ВЦИК обратился с призывом ко всем губернским, уездным и волостным Советам рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. В призыве говорилось, что создание вооруженных сил требует в качестве первого условия наличия хорошо налаженного аппарата военного управления на местах. 31 марта 1918 г. Высший военный совет республики принимает решение об изменении военно-административного деления страны. На основании этого решения 4 мая 1918 г. Председатель Совета Народных Комиссаров подписывает декрет, согласно которому создаются Ярославский, Московский, Орловский, Беломорский, Приволжский и Уральский военные округа. В состав Уральского военного округа, центром которого был утвержден Екатеринбург, вошли Пермская, Уфимская, Оренбургская, Вятская и Казанская губернии. Первым руководителем (военным комиссаром) Уральского военного округа (УрВО) в мае 1918 г. был назначен Ф.И. Голощекин.
Многие современные историки связывают начало масштабной гражданской войны с выступлением чехословацкого корпуса в конце мая 1918 г. Точнее, 26 мая чехословаки заняли Челябинск, ставший центром руководства корпусом а затем развили успех во всех направлениях вдоль железной дороги. В считанные дни чехословацкое восстание охватило огромные пространства Сибири и Урала. В течение лета они вместе с армиями антибольшевистских сил Востока России вступили в Омск, Самару, Симбирск, Екатеринбург и другие города, у Советской власти в тот момент почти не было сил оказать им сопротивление.
Мятеж чехословацкого корпуса привел к образованию самого обширного в гражданской войне Восточного фронта, который летом и в первой по-
ловине осени 1918 г. стал главным. 13 июня 1918 г. Совнаркомом РСФСР был создан Реввоенсовет Восточного фронта. В его состав вошли Г.И. Бла-гонравов и П.А. Кобозев и М.А. Муравьев. В этот же день, 13 июня на совещании Уральского обкома РКП (б), было принято решение о содании единого органа оперативного управления на Урале и в Сибири: все отдельные участки фронта объединялись в Северо-Урало-Сибирский фронт. Должность командующего была предложена РИ. Березину (военачальник, организатор РККА на Урале, репрессирован в 1939 г.), а членами коллегии назначили Д.Н. Надежного и С.А. Анучина [1, с. 68, 71]. Главнокомандующим всем фронтом назначили М.А. Муравьева (после левоэсеровского мятежа в Москве, М.А. Муравьев попытался совершить переворот в Симбирске и был убит 11 июля 1918 г. при вооруженном сопротивлении аресту). Забегая вперед, отметим, что с 18 июля 1918 г. командующим Восточным фронтом будет И.И. Вацетис (главнокомандующий Вооруженными Силами республики, после войны преподавал в Военной академии РККА, профессор, репрессирован в 1938 г.), потом (в июле 1919 г.) его сменит С.С. Каменев (крупный советский военачальник, член Коммунистической партии с 1930 года, умер в 1936 г.), тогда же (июль 1919 г.) командующим фронтом станет М.В. Фрунзе (под его руководством на Урале разрабатывались и проводились Бугурусланская, Белебеевская, Бугульминская, Уфимская операции).
Общими операциями руководил Уральский окружной комиссариат во главе с военкомами Ф.И. Голощекиным, С.А. Анучиным и военруком, бывшим генералом Д.Н. Надежным. Оперативное руководство частями Красной Армии на чехословацком фронте осуществлял революционный штаб Уральской области. Регулярные полки по мере их комплектования сводились в дивизии, а из дивизий составилась армия. 20 июля 1918 г. войска Севе-ро-Урало-Сибирского фронта образовали третью армию Восточного фронта.
2 сентября 1918 г. ВЦИК опубликовал постановление о том, что во главе всех фронтов и всех военных учреждений республики становится Революционный Военный Совет. 30 ноября последовало постановление ВЦИК об учреждении верховного органа военного управления - Совета Рабоче-Крестьянской Обороны под председательством В.И. Ленина. С его возникновением закончилась основная работа по организации управления вооруженными силами.
Комплектование регулярных частей Красной Армии происходило на основе введенной в стране всеобщей воинской повинности. 12 июня 1918 г. Совет Народных Комиссаров вынес постановление о призыве на военную службу рабочих и крестьян 1893-1897 гг. рождения в прифронтовых районах Поволжья, Урала и Сибири. В соответствии с этим постановлением Уральский военный комиссариат 29 июня 1918 г. объявил мобилизацию трудящихся в Екатеринбургском, Камышловском, Верхотурском и других уездах области [1, с. 48].
Были созданы полевые штабы в Кыштыме и Тургояке. В тыловых районах Урала задача по мобилизации сил и руководству боевыми действиями возлагалась на военные комиссариаты, последние были созданы незадолго до событий связанных с восстанием чехословаков. Так, Декретом от 8 апреля 1918 г. приказывалось создать комиссариаты по военным делам в составе трех членов при непременном участии одного военного специалиста. Как свидетельствуют документы, «большинство Советов еще не приступало к проведению в жизнь этого декрета». На места было спущено специальное предписание, которое давало недельный срок для создания комиссариатов под личную ответственность председателей Советов. Но даже после этого имелись случаи, когда волостные Советы категорически отказались создавать военные комиссариаты. Так Советы Ледянской и Бабинской волостей Вятского уезда и Морозовский волостной исполком Котельнического уезда Вятской губернии в июле 1918 г. отказались от строительства данной структуры власти [2].
К 1 июня 1918 г. в уральских добровольческих отрядах насчитывалось уже 19209 чел. Приток добровольцев позволял систематически наращивать численность «красных» войск. Если в начале чехословацкого мятежа в боях участвовало немногим более 8 тыс. красногвардейцев, то к 5 июля их стало 17174 [1, с. 98]. После подписания В.И. Лениным декрета СНК о призыве на военную службу в Уральском военном округе были призваны в ряды Красной Армии трудящиеся 6 уездов Уфимской губерний, 5 уездов Оренбургской и 4 уездов Екатеринбургского округа Пермской губернии. Мобилизованным на фронт, по сути, являлось все население. 3 июля в печати появилось постановление облсовета, отменяющее отпуска. Виновным в нарушении постановления грозило привлечение к суду, как саботажников. 4 сентября на расширенном пленуме областного совета народного хозяйства с представителями местных хозяйственных органов и отдела снабжения фронта обсуждался вопрос о мерах поддержания производства в условиях войны. По предложению комиссара труда A.A. Андреева решили ввести трудовую повинность, объявить всех рабочих мобилизованными и распределять их ме^ду заводами с учетом производственных планов. К повинности привлекались т.н. паразитирующие слои населения. Разработкой организационных мер по всеобщей трудовой повинности и проведением их в жизнь занимались профессиональные союзы.
Для обеспечения подразделений командным составом была создана сеть военных учебных заведений. Широкое распространение получили курсы, давшие армии около 97 % всех военных руководителей. Курсы создавались военкоматами и военными отделами Советов. Местные органы власти выделяли помещения для занятий, снабжали мебелью, топливом, следили за классовым отбором курсантов. Численность курсантов росла за счет коммунистов и рабочих. Во второй половине 1918 г. только в Уфе действовали стрелковая, кавалерийская, артиллерийская, пулемётная шко-
лы, а также школы связистов и разведчиков. На Урале для подготовки командно-штабных кадров приспособили одно из крупнейших военно-учебных заведений старой армии - Николаевскую военную академию (Академию Генерального штаба), эвакуированную в Екатеринбург. С целью укомплектования войск опытными военными кадрами ЦК РКП (б) 25 октября 1918 г. постановил освободить всех офицеров, взятых в качестве заложников, а в ноябре признал необходимым достичь соглашения с середняками, не отказываясь от борьбы с кулачеством, прочно опираясь только на бедноту [3].
Партийная и политическая работа на фронте зародилась с первых же дней вооруженной борьбы с чехословаками и белогвардейцами на Урале. Ее возглавили Уральский областной комитет партии и созданный 19 июня 1918 г. первый в истории Вооруженных сил политический отдел Северо-Урало-Сибирского фронта. Уральский обком РКП (б) по согласованию с Военным советом Третьей армии в первые дни войны взял руководство всей политической работой в армейских частях в свои руки. Был создан специальный орган - бюро партии из пяти человек. Возглавил его Ф.И. Го-лощекин, назначенный главным политическим комиссаром армии. К лету-осени 1918 г. относится и возникновение политических отделов в дивизиях Красной Армии.
К декабрю 1918 г. в частях Третьей армии было более 70 постоянных партийных агитаторов. Наиболее опытные работники назначались в аппарат армейского политотдела. Во 2-м Пермском полку ежедневно с 17 до 19 часов вечера членами Уралобкома РКП (б) проводились агитационные занятия с красноармейцами. На многие железнодорожные станции были назначены политические представители. В их обязанность входило обеспечение бесперебойной работы транспорта и организация политического воспитания красноармейцев в пути следования. Партийные ячейки воинских частей создавали школы грамотности, лекционные пункты, библиотеки, клубы и читальни. В ротах и полках собирали средства на приобретение учебников. Перед бойцами Третьей армии выступали знаменитый оркестр Андреева, артисты московских и петроградских театров. Вятский губком партии создал единую губернскую агитационную коллегию. Ей подчинялись все агитационные коллективы.
Партийные организации действовали в полках и отрядах, и возглавлялись они соответствующими партийными комитетами. Их деятельностью руководили наиболее опытные большевики. В некоторых частях партийные организации не были оформлены, но большевики вели политическую работу и среди беспартийных. Помимо этого, они вели борьбу за укрепление дисциплины, разъясняли красноармейцам боевые задачи. Осенью 1918 г. заслуги большевиков-армейцев были отмечены ЦК партии: «Сентябрьские военные успехи на Восточном фронте вызваны были в первую очередь той энергичной, решительной и самоотверженной работой, кото-
рую выполняли члены партии на Восточном фронте в качестве комиссаров, командиров и рядовых красноармейцев» [4].
Однако до окончательной победы над армиями контрреволюции в середине 1918 г., было еще далеко. Потребовалось крайнее напряжение людских сил и не один год жесточайшей крупномасштабной войны. Летом и осенью 1918 г. успех будет на стороне антибольшевистских сил Зауралье, южный Урал и значительная часть Среднего окажутся в руках «белых».
Список литературы:
1. Васьковский O.A., Ефремов Б.А., Ниренбург Я.Л. и др. Революция защищается. - Свердловск, 1989.
2. Абрамовский А.П. Первые социалистические преобразования в промышленности горнозаводского Урала. - Челябинск, 1981. - С. 63, 70.
3. Скоробов B.C. Проблемы военной деятельности Коммунистической партии на Урале (октябрь 1917-1920 гг.). - Свердловск, 1971. - С. 45.
4. Очерки коммунистических организаций Урала. - Свердловск, 1989. - С. 348.
КРЕСТЬЯНСТВО И НАЛОГИ В 20-Е ГГ. XX ВВ. (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ)
© Кулачков В.В.*
Брянская государственная инженерно-технологическая академия, г. Брянск
Крестьяне Западного региона России 20-х гг. XX в. воспринимали налоговую политику государства в зависимости от своего благосостояния. Начало нэпа было обусловлено ростом протеста в среде беднейшего крестьянства, зажиточное и среднее крестьянство нэп оценивало в целом положительно. В 1922-1924 гг. беднейшее крестьянство не ощущало социальной поддержки со стороны государства, среднее и зажиточное крестьянство - мер, направленных на развитие индивидуального крестьянского хозяйства. В 1925-1927 гг. увеличение прогрессии налогообложения и предоставление льгот малоимущим крестьянам способствовали улучшению настроения бедноты, но привели к ухудшению политических настроений среднего крестьянства и усилению недовольства властью зажиточного слоя деревни. С 1928-1929 гг. крестьяне-середняки совместно с зажиточными слоями деревни выступали против усиления классовой направленности «нового законодательства», протекционистской политики власти по отношению к бедноте, выражали недовольство классовым принципом
* Доцент кафедра Философии, истории и социологии, кандидат исторических наук.