Научная статья на тему 'Роль оверсайта в формировании эффективной платежной системы'

Роль оверсайта в формировании эффективной платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / НАДЗОР ЗА ПЛАТЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (ОВЕРСАЙТ) / РИСКИ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маланьина А. А.

Эффективный надзор (оверсайт) за национальной платежной системой, являясь функцией центрального банка государства, способствует надежному и безопасному прохождению расчетов, предотвращению рисков, защите интересов участников платежей. Оверсайт позволяет оценить уровень функционирования платежных систем, а также проанализировать эффективность развития тех или иных рынков платежных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль оверсайта в формировании эффективной платежной системы»

РОЛЬ ОВЕРСАЙТА В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

© Маланьина А.А.1

Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Республика Казахстан, г. Костанай

Эффективный надзор (оверсайт) за национальной платежной системой, являясь функцией центрального банка государства, способствует надежному и безопасному прохождению расчетов, предотвращению рисков, защите интересов участников платежей. Оверсайт позволяет оценить уровень функционирования платежных систем, а также проанализировать эффективность развития тех или иных рынков платежных услуг.

Ключевые слова: системно значимые платежные системы, надзор за платежными системами (оверсайт), риски платежных систем.

Национальная платежная система не только обеспечивает связь между финансовыми учреждениями при осуществлении расчетов, но и становится своего рода каналом, по которому риски могут распространяться, становясь системными и угрожая финансовой стабильности всей системы. Поэтому центральный банк государства осуществляет надзор за процессами развития в платежной системе, оценивая их влияние на денежный спрос, операции денежно-кредитной политики, а также на стабильность взаимосвязанных финансовых рынков.

Вопрос о значимости надзора за платежными системами был поднят еще в 90-х годах двадцатого века. Так, в Отчете Комитета по межбанковским схемам неттинга центральных банков государств Группы Десяти (Отчет Ламфалусси, Банк международных расчетов, 1990 год) указано, что центральные банки осуществляют наблюдение за развитием своих внутренних межбанковских рынков и деятельностью платежных и расчетных систем, обеспечивающих работу этих рынков [2]. Полномочия многих центральных банков в области надзора за платежными системами определены законодательными актами и включают разработку нормативной правовой базы в области платежей и переводов денег, мониторинг, сбор и анализ статистических данных и оценку функционирования платежных систем.

Согласно международной терминологии, надзор (оверсайт) за платежными и расчетными системами является функцией центрального банка, при выполнении которой цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений. К примеру, согласно Монетарному и финансовому кодексу Банк Франции обеспечивает

1 Профессор кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

бесперебойную работу и безопасность платежных систем в рамках задачи Европейской системы центральных банков по обеспечению беспрерывной работы платежных систем. Меморандумом о договоренности между Министерством финансов, Банком Англии и Управлением финансовых услуг предусмотрено, что Банк Англии отвечает за общую стабильность финансовой системы в целом, включая инфраструктуру финансовой системы и, в частности, платежные системы. Ежегодно с января 2005 года Банк Англии публикует Отчет по оверсайту платежных систем, который описывает работу Банка в данной области [2].

Эффективный надзор за национальной платежной системой способствует надежному и безопасному прохождению расчетов, предотвращению рисков, защите интересов участников платежей и гарантирует безопасность платежных инструментов, которые используют участники расчетов. Овер-сайт является одной из основных функций Национального Банка Республики Казахстан и позволяет оценить уровень функционирования платежных систем МСПД и СМК, а также проанализировать эффективность развития тех или иных рынков платежных услуг.

Объектами надзора за платежными системами являются МСПД, СМК, система корреспондентских отношений между банками, платежные инструменты, рынок платежных карточек и системы международных денежных переводов [2]. Цель оверсайта - это обеспечение эффективного функционирования платежных систем КЦМР и иных объектов надзора. К основным задачам оверсайта за платежными системами относятся мониторинг, разработка предложений по дальнейшему развитию, управление рисками и их минимизация, анализ использования платежных инструментов и их совершенствование, анализ использования систем международных переводов денег, а также поддержание доверия населения к платежным системам.

Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (БМР) определяет для системно значимых платежных систем следующий перечень возможных рисков: кредитный риск, риск ликвидности, юридический риск, операционный риск, системный риск. Для минимизации данных рисков Комитет по платежным и расчетным системам БМР установил ряд обязательных принципов, которым должна соответствовать системно значимая платежная система:

1. Система должна иметь хорошо проработанную нормативную базу во всех соответствующих юрисдикциях.

2. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о влиянии системы на каждый из финансовых рисков, которые они принимают на себя вследствие участия в системе.

3. Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитным риском и риском ликвидности, в них должны оговариваться соответствующие обязанности оператора системы и ее уча-

стников, а также содержаться надлежащие стимулы к управлению этими рисками и их ограничению.

4. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или, как минимум, на конец дня.

5. Система, в которой осуществляется многосторонний клиринг, должна, как минимум, быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести расчет.

6. Активы, используемые для расчета, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск, незначительный или нулевой риск ликвидности.

7. Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности, а также должна иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.

8. Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

9. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

10. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.

По оценке экспертов Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка, национальные платежные системы Казахстана соответствуют международным стандартам, в том числе всем 10-ти Ключевым принципам, установленным Банком Международных Расчетов для системно значимых платежных систем. Национальные платежные системы Казахстана (МСПД и СМК) характеризуются наличием полной правовой базы (что снижает правовые риски), а также высокой степенью безопасности и надежности используемых информационных решений (что снижает операционный и системный риски). МСПД и СМК базируются на внутренних программных продуктах и используют локальную систему обмена данными, это позволяет осуществлять необходимые настройки, вести доработку и совершенствование систем для максимального удовлетворения потребностей пользователей.

Национальным Банком и пользователями платежных систем на постоянной основе проводится мониторинг и контроль позиций пользователей в системах для управления риском ликвидности и системным риском, который может оказать существенное влияние на стабильность финансовой системы страны. Благодаря высокому уровню надежности национальных платежных систем Казахстана наблюдается ежегодный рост объемов платежей. В целом за январь-май 2016 года через Межбанковскую систему переводов

денег и Систему межбанковского клиринга проведено 14,2 млн. транзакций на сумму 210 194,0 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество платежей увеличилось на 1,1 % (на 150,8 тыс. транзакций), сумма платежей увеличилась в 2,2 раза (на 114,7 трлн. тенге) [1].

Через МСПД за январь-май 2016 года было осуществлено 5,6 млн. транзакций на сумму 208 001,5 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество платежей увеличилось на 6,2 % (на 329,9 тыс. транзакций), сумма платежей выросла в 2,2 раза (на 114,6 трлн. тенге). В среднем за день через МСПД за январь-май 2016 года проходило 70,0 тыс. транзакций на сумму 2 823,9 млрд. тенге, что больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года по количеству на 28,2 % (на 15,4 тыс. транзакций) и по сумме в 2,9 раза (на 1,8 трлн. тенге) [1].

Для управления риском ликвидности и системным риском в МСПД применяется механизм управления очередью с установлением приоритетности исполнения платежных документов, а также ежедневно рассчитываются коэффициент оборачиваемости денег (КОД) и коэффициент ликвидности (КЛД) за операционный день. Установлены следующие коридоры границ КЛД и КОД в системе: верхняя граница КЛД > 1,5 при КОД < 0,5 и нижняя граница КЛД < 0,5 при КОД > 1,5. При данных значениях риск ликвидности и системный риск в МСПД считаются минимальными.

Через СМК за январь-май 2016 года было проведено 8,6 млн. электронных платежных сообщений на сумму 2 192,5 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество платежных сообщений в клиринговой системе уменьшилось на 2,0 % (на 179,1 тыс. документов), сумма платежей увеличилась на 6,6 % (на 135,6 млрд. тенге). В среднем за день через клиринговую систему за январь-май 2016 года проходило 87,7 тыс. платежных сообщений на сумму 22,4 млрд. тенге, что меньше уровня аналогичного периода 2015 года по количеству сообщений на 3,0 % (на 2,8 тыс. транзакций) и больше по сумме платежей на 5,5 % (на 1,2 млрд. тенге) [1].

В Системе межбанковского клиринга в целях управления риском ликвидности и системным риском рассчитывают коэффициент оборачиваемости денег (КОД) в СМК, который показывает, сколько раз были проведены платежи в системе за счет встреченного потока денег, а также анализ суммы чистой позиции пользователей. Также определяется доля суммы чистой позиции пользователей в клиринге по отношению к сумме среднедневных оборотов пользователей в МСПД (средняя сумма чистой дебетовой позиции пользователей соотносится к среднедневной сумме оборотов пользователей в МСПД, поскольку расчет чистых позиций пользователей клиринга осуществляется за счет имеющихся средств пользователей в МСПД). Чем ниже этот показатель, тем ниже риск ликвидности при расчете чистых позиций через МСПД. Для минимизации кредитного и системного рисков, а также риска ликвидности в СМК ежедневно проводится анализ данных о плате-

жах, аннулированных по причине недостаточности денег у пользователя системы в МСПД при расчете его чистой позиции по результатам клиринга.

Одним из показателей эффективного развития платежных систем является удержание высокого коэффициента беспрерывности работы платежных систем, что способствует своевременному проведению платежей на территории Республики Казахстан. Коэффициент беспрерывности работы (КБР), или работоспособности платежной системы за год исчисляется как отношение реального времени работы к общему времени работы платежной системы. Коэффициент беспрерывности работы для МСПД составляет 99,949 %. Коэффициент работоспособности СМК составляет 99,997 %, что характеризует высокую эффективность функционирующих в стране платежных систем.

Осуществляя оверсайт платежных систем, Национальный Банк Республики Казахстан ориентируется на международные стандарты, разработанные Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и придерживается принципа прозрачности, открыто заявляя о политике надзора. Реализуются также принципы действенных полномочий и возможностей, последовательности, сотрудничества с другими официальными органами. Наблюдение за платежными системами, благодаря контролю рисков, обеспечивает оптимальное сочетание надежности и эффективности их функционирования.

Список литературы:

1. Итоги надзора (oversight) платежных систем и рынка электронных банковских услуг за 2015 год [Электронный ресурс] // Аналитическая информация (Оверсайт за платежными системами). - Сайт Национального банка Республики Казахстан. - Режим доступа: http://www.nationalbank.kz/ ?docid=704&switch=russian.

2. Статистика платежных систем. МСПД и СМК [Электронный ресурс] // Статистика. - Сайт Национального банка Республики Казахстан. - Режим доступа: http://www.nationalbank.kz/?docid=715&switch=russian.

СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Моргунова И.В.1

Серпуховский филиал Московского технологического университета,

г. Серпухов

В данной статье рассмотрена сущность кредитных потребительских кооперативов, вопросы правового регулирования деятельности потре-

1 Старший преподаватель кафедры СФ-1 (Экономические и гуманитарные науки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.