Научная статья на тему 'Осуществление надзора Национальным Банком Республики Казахстан за платежными системами'

Осуществление надзора Национальным Банком Республики Казахстан за платежными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1270
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапова О. А.

Статья посвящена вопросам осуществления надзора Национальным Банком Республики Казахстан за платежными системами, в особенности системой розничных безналичных платежей, с целью повышения эффективности их функционирования, надежности и безопасности. Проанализированы мероприятия, проводимые Национальным Банком РК, направленные на повышение операционной эффективности, надежности, скорости и своевременности платежных операций при одновременном сокращении рисков, а также создание условий для использования различных инновационных платежных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление надзора Национальным Банком Республики Казахстан за платежными системами»

УДК 336.71.078.3

О. А. Цапова

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ПЛАТЕЖНЫМИ СИСТЕМАМИ

Статья посвящена вопросам осуществления надзора Национальным Банком Республики Казахстан за платежными системами, в особенности системой розничных безналичных платежей, с целью повышения эффективности их функционирования, надежности и безопасности. Проанализированы мероприятия, проводимые Национальным Банком РК, направленные на повышение операционной эффективности, надежности, скорости и своевременности платежных операций при одновременном сокращении рисков, а также создание условий для использования различных инновационных платежных инструментов.

Ключевые слова: платежная система, платежные инструменты.

Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет оверсайт (надзор) за платежными системами в соответствии со статьями 8 и 48 Закона РК «О Национальном Банке Республики Казахстан» [1].

Оверсайт (надзор) за платежными системами - деятельность подразделения платежных систем, осуществляемая в целях обеспечения эффективного, безопасного и бесперебойного функционирования платежных систем, а также эффективного функционирования, использования и развития иных объектов надзора.

Согласно статье 48 Закона РК «О Национальном Банке Республики Казахстан» в целях осуществления надзора за функционированием платежных систем Национальный Банк Казахстана вправе:

- принимать нормативные правовые акты, определяющие условия и порядок организации и функционирования платежных систем;

- осуществлять мониторинг функционирования платежных систем и устанавливать порядок его проведения;

- проверять организацию и функционирование платежных систем;

- получать информацию от участников и операторов платежных систем;

- осуществлять проверки деятельности участников платежных систем в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана [1].

Объектами оверсайта за платежными системами являются: Межбанковская система переводов денег, Система межбанковского клиринга, Система корреспондентских отношений между банками, платежные инструменты, рынок платежных карточек и рынок международных денежных переводов.

Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет оверсайт за платежными системами согласно Правилам осуществления надзора за функционированием платежных систем и Концепции осуществления надзора за платежными системами Республики Казахстан.

В соответствии с правилами осуществления надзора за функционированием платежных систем от 23 мая 2007 г. № 108 основными задачами надзора за функционированием платежных систем являются:

1. Мониторинг, анализ и оценка функционирования платежных систем в целях поддержания стабильности и безопасности функционирования платежных систем, обеспечивающих своевременное проведение платежей и переводов денег на территории

Республики Казахстан, и разработка предложений по дальнейшему развитию платежных систем.

2. Управление и минимизация рисков, возникающих в платежных системах.

3. Анализ функционирования системы корреспондентских отношений между банками в целях обеспечения надежного проведения платежей через корреспондентские счета в казахстанских тенге, открытые между банками, а также между банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и совершенствования порядка установления корреспондентских отношений между банками, а также между банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.

4. Анализ использования платежных инструментов в целях совершенствования используемых и введения новых способов осуществления платежей и переводов.

5. Анализ развития рынка платежных карточек в целях обеспечения удобного, безопасного и своевременного проведения физическими и юридическими лицами Республики Казахстан платежей с использованием платежных карточек, развития новых видов платежных карточек и услуг, предоставляемых с их использованием.

6. Анализ развития рынка международных денежных переводов в целях обеспечения эффективного и своевременного проведения денежных переводов за рубеж физическими и юридическими лицами Республики Казахстан.

7. Поддержание общественного доверия к платежным системам и иным объектам надзора в области платежей и переводов денег.

Предпринятые государством в 2007-2008 гг. меры по стабилизации экономики и финансовой сферы носят преимущественно краткосрочный характер и не служат структурной перестройке экономической системы. Однако, несмотря на это, меры оказались достаточно эффективными и позволили смягчить негативное воздействие мирового финансового кризиса. К слабым сторонам системы государственного управления макрорисками можно отнести ограниченные возможности институтов гарантирования.

Комплекс стабилизационных мер государства включает в себя как меры по прямой поддержке экономики и финансовой сферы, так и меры регуляторного характера, к которым можно отнести ряд принятых законов и подзаконных актов, а также изменения в пруденциальных нормативах.

Начиная с августа 2007 г. Национальный Банк Республики Казахстан осуществил ряд мер по поддержке ликвидности банковской системы. В период с августа по декабрь 2007 г. интенсивная поддержка банков второго уровня проводилась путем предоставления краткосрочной ликвидности в виде обратного РЕПО, СВОП, СВОП под залог минимальных резервных требований, валютного СВОП. Кроме того, с августа по октябрь

2007 г. был осуществлен досрочный выкуп нот Национального Банка в объеме 162,5 млрд тенге.

Совокупные объемы рефинансирования в национальной валюте составили в 2007 г. 4 473,2 млрд тенге, валютного СВОП - 3,7 млрд долл., в период с января по октябрь 2008 г. - 2,4 млрд тенге и 2,6 млрд долл. соответственно. Всего задолженность банков по этим операциям по балансу Национального Банка РК составила 20,8 млрд в тенге на 1 октября

2008 г., и 155,5 млн долл. - в иностранной валюте. Кроме того, в целях облегчения получения ликвидности банками второго уровня от Национального Банка был осуществлен ряд регуляторных изменений.

В частности, были снижены лимиты банковского займа под залог остатков денег на корреспондентских счетах с размеров не более 70% от остатков в день обращения за займом и не более 70% средних остатков за последний период формирования минимальных резервных требований до не более чем 50%. В ноябре 2007 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национального Банка РК между Национальным Банком РК, Агентством по регулированию финансового рынка и финансовых организаций РК и банками второго уровня. Согласно этому соглашению банки второго уровня взяли на себя

обязательства по сохранению внешней задолженности и активов на уровне не выше, чем на 1 ноября 2007 г., намерения по увеличению акционерного капитала и проведению консервативной кредитной и умеренной депозитной политики.

На конец сентября 2008 г. депозиты банков второго уровня в Национальном Банке составили 208,3 млрд тенге, значительно увеличившись с начала года (на конец 2007 г. -9,9 млрд тенге). За 2007-2008 гг. абсолютный максимум этого показателя был достигнут в конце марта 2007 г. и составил 309,3 млрд тенге, однако вскоре началось его резкое снижение и к концу августа 2007 г. депозиты составили всего 4,6 млрд тенге. Ситуация изменилась в 2008 г.: с января по август депозиты значительно выросли и составили на конец августа 2008 г. 271,4 млрд тенге. Таким образом, банковская система к августу 2008 г. обладала значительными объемами ликвидности, и дополнительная поддержка со стороны Национального Банка Республики Казахстан не требовалась.

В 2008 г. Национальным Банком РК был дважды существенно расширен список залогового обеспечения по операциям рефинансирования. Так, 4 февраля 2008 г. в перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО были включены ценные бумаги национальных компаний Республики Казахстан, ценные бумаги иностранных государств и ценные бумаги международных финансовых организаций, разрешенные к покупке банками второго уровня в соответствии с требованиями Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Однако в феврале и марте 2008 г. операций обратного РЕПО не проводилось, и в последующие месяцы их объем был несопоставим с объемом на август 2007 г. Таким образом, данная мера носила скорее упреждающий характер: в случае возникновения у банков острой потребности в тенговой ликвидности объемы ее предоставления могут быть выше, чем при использовании старого перечня залогового обеспечения.

Дополнительные возможности для расширения финансирования обеспечивает принятое 12 мая 2008 г. расширение списка активов, признанных пригодными для принятия в обеспечение по операциям рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан. В перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО включены долговые облигации ряда банков, размещенные и находящиеся в обращении по состоянию на 1 мая 2008 г., и агентские долговые ценные бумаги АО «Казахстанская ипотечная компания».

В августе 2007 г. Национальным Банком были внесены изменения в Правила о минимальных резервных требованиях, направленные на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что должно было позволить банкам дополнительно высвободить, по предварительной оценке, 150 млрд тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2007 г.

Изменения коснулись структуры резервных активов, перечня внутренних и иных обязательств банков второго уровня, а также норм Правил, касающихся контроля за выполнением нормативов минимальных резервных требований. Однако реально представившимися возможностями по высвобождению ликвидности банков воспользовались позже и не в полной мере, о чем свидетельствует значительный разрыв между резервными активами и минимальными резервными требованиями (на 29 октября он составил оценочно 31,7% от значения минимальных резервных требований). При этом минимальный разрыв между минимальными резервными требованиями и резервными активами наблюдался в мае и августе 2007 г. (28 мая -7,3%, 20 августа - 7,9%).

Что касается изменений нормативов минимальных резервных требований (по внутренним обязательствам они были снижены с 6% до 5%, по иным обязательствам - с 8% до 7%), вступивших в силу 29 июля 2008 г., то оно оказало более ощутимый эффект. На 21 июля оценочное значение превышения резервных активов над минимальными резервными требованиями достигло локального минимума и составило 10,1%, а резервные активы снизились с 793,7 млрд тенге 4 августа текущего года до 683,8 млрд

тенге 18 августа, то есть банки смогли высвободить свыше 109 млрд тенге.

За период с начала октября 2007 г. (01.10.2007) по конец сентября 2008 г. (29.09.2008) снижение минимальных резервных активов, т. е. высвобождение средств, составило порядка 151 млрд тенге. При этом с учетом снижения минимальных резервных требований потенциальное высвобождение денежных средств за этот период могло составить 239 млрд тенге.

Последним изменением минимальных резервных требований стало снижение с 18 ноября текущего года с 5% до 2% по внутренним обязательствам и с 7% до 3% - по иным обязательствам, что, по оценкам, позволит высвободить порядка 350 млрд тенге.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что одной из важнейших функций Национального Банка является надзор за платежными системами. Данная функция позволяет обеспечивать эффективность и безопасность бесперебойного функционирования платежных систем. В рамках данной функции Национальный Банк РК осуществляет ряд мер по поддержанию ликвидности баков второго уровня с помощью различных инструментов и операций, таких как: обратное РЕПО, СВОП, СВОП под залог МРТ, валютного СВОП, досрочный выкуп нот Национального Банка РК. Данные меры были необходимы в период нестабильности в банковском секторе и явились надежным средством от кризисных ситуаций.

На сегодняшний день платежные системы Казахстана высоко оценены международными финансовыми организациями. Так, по результатам последней оценки FSAP эксперты Мирового банка и Международного валютного фонда признали Казахстанскую межбанковскую систему переводов денег соответствующей десяти ключевым принципам, разработанным Комитетом по платежным расчетным системам Банка международных расчетов для системно значимых платежных систем [4].

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2006 г. № 1284 «О Концепции развитияфинансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы» основной задачей Национального Банка в области развития платежных систем на среднесрочный период остается поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне, обеспечивающем безопасное и своевременное проведение платежей и переводов денег между различными субъектами экономики Казахстана.

При этом на период до 2011 г. Национальный Банк развитие платежных систем предполагает осуществлять по следующим основным направлениям.

Дальнейшее совершенствование и модернизация технической инфраструктуры действующих платежных систем. В рамках этой политики уже проведена работа по созданию нового Резервного центра платежных систем. Одной из основных задач Национального Банка по обеспечению функционирования платежных систем является поддержание его непрерывной и эффективной работы. В этих условиях вопрос создания нового Резервного центра платежных систем, который будет обеспечивать функционирование платежных систем в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения основного центра платежных систем, имеет исключительно важное значение для эффективного выполнения Национальным Банком задачи по обеспечению бесперебойного их функционирования. Он будет дублировать работу платежных систем и Национального Банка РК и обеспечивать сохранение критически важных информационных ресурсов на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств в месте расположения головного офиса Национального банка РК и основного центра. Новый резервный центр может быть использован также для обеспечения резерва других институтов, обеспечивающих функционирование основных финансовых рынков страны. К примеру, фондовой биржи, центрального депозитария ценных бумаг.

Также будут продолжены работы по дальнейшему расширению розничных безналичных платежей. Особое внимание будет уделено созданию необходимых условий

для развития инфраструктуры и широкого применения платежных карточек в расчетах за товары и услуги.

Приоритетными направлениями в сфере развития розничных безналичных платежей должны стать:

1) расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг для населения;

2) устранение правовых препятствий для развития рынка платежных услуг и внедрения инновационных технологий, поощрение конкурентных рыночных условий;

3) развитие необходимой инфраструктуры и создание соответствующих условий для использования платежных карточек [2].

С целью развития розничных безналичных платежей будет продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, способствующей внедрению и расширению безналичных платежей на основе применения современных технологий - платежных карточек, интернет-банкинга, мобильного банкинга и т. д.

Расширение сферы розничных безналичных платежей и развитие новых прогрессивных видов банковских продуктов зависит от активной деятельности банков в этом направлении. Для выхода на принципиально новый уровень предоставления розничных банковских услуг банкам необходимо сосредоточить усилия по построению развитой инфраструктуры рынка платежных карточек, расширению сервиса услуг, предоставляемых держателям платежных карточек, внедрению и развитию инновационных технологий и систем удаленного доступа на основе банкоматов и информационных киосков самообслуживания, средств мобильной связи и других инноваций [7].

В рамках выполнения пункта 2.6.2 Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 гг. (Проведение мероприятий по развитию инфраструктуры сети обслуживания платежных карточек) Национальным Банком продолжится координация деятельности территориальных филиалов Национального Банка РК по организации и принятию необходимых действий совместно с Акиматами областей и городами Алматы и Астана по дальнейшей реализации Постановления Правительства Республики Казахстан № 1328 от 15.12.2004 г. «Об утверждении категорий торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан».

На основании сведений, регулярно представляемых территориальными филиалами Национального Банка, был проведен сбор и анализ информации о результатах реализуемых мероприятий по расширению сферы использования платежных карточек на торгово-сервисных объектах. В конце 2008 г. рядом областных филиалов совместно с Акиматами городов и областей были разработаны и утверждены соответствующие планы мероприятий, охватывающие перечень конкретных действий по внедрению безналичных платежей на торгово-сервисных объектах. В краткосрочной перспективе необходимо обеспечить реализацию основных положений этих планов, особенно в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом.

Вместе с тем, в рамках дальнейшего развития рынка карточек продолжаются работы по реализации проекта «платежного шлюза», обеспечивающюго интеграцию банковской системы с созданной системой «электронного правительства» для решения следующих задач:

1) реализация безналичной on-line оплаты услуг «электронного правительства» за счет средств населения и юридических лиц, размещенных на счетах в банках второго уровня;

2) использование терминальной сети банков по обслуживанию платежных карточек для доступа к услугам «электронного правительства» [2].

Платежные карты, которыми сегодня пользуются казахстанцы, прошли путь от

выдавленной полосы к магнитной, а теперь и к чиповой. Сейчас во всем мире происходит постепенный переход на выпуск и использование платежных карточек не с магнитной полосой, а с чипами (EMV стандарты). Эти карточки отличаются большей степенью безопасности и надежности, поскольку с них невозможно сделать копии. Кроме того, на них можно записывать достаточно большой объем информации и при необходимости изменять ее. Казахстанские банки также переходят на использование EMV стандартов международных карточных систем Visa International и Europay International и осуществляют массовый выпуск таких микропроцессорных комбинированных карт, пока сохраняя магнитную полосу. Соответственно необходимо модернизировать и инфраструктуру, предназначенную для их обслуживания. Все закупаемые банками банкоматы, POS-терминалы, инфо-киоски должны быть ориентированы на прием к обслуживанию микропроцессорных карт, необходимо проработать вопросы взаимодействия различных стандартов и систем для удобства использования платежных карточек казахстанцами.

Другое направление развития системы платежных карточек - это увеличение доли платежных карточек локальных систем. Основные положительные стороны использования платежных карточек международных систем - глобальная интеграция и глобальная инфраструктура. Используя международные платежные карточки, можно расплачиваться, снимать наличные, осуществлять другие операции не только на территории Казахстана, но также и за его пределами. То есть они предполагают международный уровень сервиса. Международные карточные системы - это открытые системы, а также современные передовые технологии и возможность предоставления населению продуктов, соответствующих международным стандартам. В числе минусов -необходимость размещения банками страховых депозитов в международных карточных системах; отсутствие возможности регулирования тарифной политики; высокая стоимость вступления банков в международные системы. Функционирование локальной системы не требует постоянного контакта с главным процессинговым центром, находящимся в другой стране или на другом континенте, как это происходит в международных системах. Обмен информацией происходит внутри страны, поэтому и тарифы на локальные карточки ниже. Кроме того, такие системы ориентированы на локальные рынки, а потому предлагают услуги, которые востребованы в конкретном регионе [3].

В отличие от Евросоюза, где все национальные системы объединены в систему, в Казахстане технической интеграции и взаимодействия платежных систем с платежными системами других стран нет. Взаимодействие с ними производится в рамках отношений между центральными банками стран СНГ и дальнего зарубежья, Мировым банком и Международным валютным фондом. Национальный Банк активно сотрудничает с зарубежными коллегами по вопросам функционирования платежных систем, выявления актуальных проблем, стоящих перед мировым платежным сообществом, и поиска путей их решения.

В рамках общих тенденций по интеграции финансовой системы Казахстана с финансовыми системами других стран будет продолжено участие в работе по построению общей платежной системы среди стран ЕврАзЭС, основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени. Национальным Банком также будут изучены возможные пути интеграции системы SWIFT с платежными системами Казахстана для предоставления пользователям дополнительных каналов приема и передачи сообщений в платежную систему через систему SWIFT. Предполагается дальнейшее развитие SWIFT сервисного бюро с подключением новых финансовых институтов.

Для популяризации платежных систем Казахстана предполагается дальнейшее развитие отношений с международными институтами в области Инициативы Мирового Банка по платежным системам и системам расчетов ценных бумаг стран СНГ (CISPI) и обмена опытом в построении платежных систем [4].

Для реализации планов по дальнейшему развитию платежных систем Национальным Банком планируется внести ряд изменений в законодательные акты Республики Казахстан.

Продолжатся работы по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег, бухгалтерского учета и финансовой отчетности финансовых организаций и деятельности Национального Банка Республики Казахстан». В соответствии с регламентом работы Парламента Республики Казахстан планируется дальнейшее участие в деятельности рабочей группы, созданной при Мажилисе Парламента Республики Казахстан, по доработке указанного законопроекта с учетом замечаний и предложений депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В целях реализации норм данного законопроекта планируется разработать соответствующий подзаконный акт Национального Банка по установлению порядка исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, решений уполномоченных государственных органов или должностных лиц, обладающих правом наложения ареста на деньги клиента, находящиеся на его банковских счетах, и распоряжений уполномоченных государственных органов, обладающих правом приостановления расходных операций по банковским счетам клиента (при одновременном предъявлении к банковскому счету клиента), упразднению карт-счета как отдельного вида банковского счета, использованию только банками платежного инструмента - платежного требования - поручения, не требующего акцепта, разработке новых форм отчетности и сведений по вопросам платежей и переводов денег [5].

Электронные деньги, или Webmoney, широко распространены во всем мире. Пользователи Интернета все чаще выбирают этот способ оплаты, расплачиваясь за коммунальные услуги, делая покупки в интернет-магазинах. Многие компании, в штате которых есть сотрудники, работающие удаленно, предпочитают Webmoney как способ оплаты труда.

В большинстве стран СНГ выпускаются электронные деньги, приравненные к государственной валюте. Они очень просты в использовании, и для их покупки не требуется никаких счетов, чеков и прочих банковских бумаг. По данным www.webmoney.ru, на сегодняшний день в системе Webmoney Transfer зарегистрировано более 1,54 млн аттестованных участников. Из них на долю Казахстана приходится 1,37% из числа пользователей. Таким образом, Казахстан занимает 4-е место после России (79,31%), Украины (11,63%) и Беларуси (2,58%). Успех развития Webmoney в нашей стране напрямую зависит от развития самой системы Webmoney Transfer и законодательной базы Республики Казахстан. В настоящее время только в Беларуси (из стран СНГ) есть закон об электронных деньгах, по которому можно легально использовать такую валюту [6].

В соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2009 г. Национальный Банк РК представит проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег» в Министерство юстиции, Правительство Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан. В этих целях планируется всестороннее обсуждение, детальная проработка и выработка согласованного подхода к законодательному регулированию вопросов выпуска и использования в Казахстане «электронных денег» с членами рабочей группы, а также заинтересованными государственными органами, банками второго уровня, Ассоциацией финансистов Казахстана. Кроме того, планируется также разработать соответствующий подзаконный акт Национального Банка по установлению порядка выпуска и использования «электронных денег» на территории Республики Казахстан. С учетом этого будет подготовлена законодательная база и сделано все, чтобы в 2009 г. в Казахстане

официально появились «электронные деньги». Тем не менее, уже сейчас активно идет процесс бурного развития интернет-коммерции в Казахстане, открываются новые электронные магазины и сервисы, которые предлагают своим клиентам различные товары и услуги. К примеру, с помощью Webmoney уже сейчас можно мгновенно оплатить услуги мобильной связи практически любого оператора в Казахстане или приобрести пин-коды, пароли доступа к платным базам данных в магазине с мгновенной доставкой [7].

В целях осуществления перехода платежных систем Казахстана к международным стандартам и обеспечения возможности их интеграции с платежными системами других стран будет продолжена работа по организации и координации действий всех участников рынка (банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций), оператора платежных систем - РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов» и государственных органов по переходу на новую единую структуру банковского счета, утвержденную Постановлением Правления Национального Банка от 24 октября 2007 г. № 123, а также новую структуру банковского идентификационного кода, утвержденную Постановлением Правления Национального Банка от 24 ноября 2008 г. № 84, в том числе:

- по проведению информационно-разъяснительной работы с банками второго уровня по организации обмена информацией с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан при проведении инвентаризации инкассовых распоряжений и решений соответствующих государственных органов о приостановлении расходных операций и наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете;

- по проведению рабочих встреч с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан, банками второго уровня Республики Казахстан, структурными подразделениями Национального Банка РК с целью решения вопросов, возникающих в процессе выполнения мероприятий по уведомлению об изменении номеров банковских счетов, проведению инвентаризации платежных документов, находящихся в картотеке, и других мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка РК;

- по осуществлению мониторинга и контроля за своевременностью выполнения банками второго уровня мероприятий по переходу на новые структуры номера банковского счета и банковского идентификационного кода;

- будет также принято участие в доработке автоматизированных информационных подсистем Национального Банка РК, комплексном тестировании с пользователями платежных систем [2].

Особое внимание будет уделено реализации новых проектов:

- по модернизации платежных систем и их переходу на новую программно-техническую платформу и программное обеспечение (введение МСПД-2, МК-2 и СОБС-4) в целях повышения их уровня безопасности и надежности, а также увеличения производительной эффективности;

- по переходу платежных систем на новую структуру банковского счета клиента и банковского идентификационного кода;

- по запуску на базе Казахстанского центра межбанковских расчетов «Системы обработки розничных платежей населения» (процессинговой системы);

- по интеграции Межбанковской системы переводов денег с международной сетью финансовой телекоммуникации SWIFT в целях предоставления иностранным банкам возможности доступа в платежную систему Казахстан, а также предоставления банкам Казахстана - не участникам системы SWIFT возможности осуществления трансграничных платежей [5].

В целях осуществления проверки соблюдения требований нормативных правовых актов Национального Банка РК в части обеспечения безопасности рабочего места пользователя платежных систем, будут проведены соответствующие проверки банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (при переносе рабочего места пользователя платежной системы в другое помещение,

создании нового рабочего места или в случае возникновения иной необходимости). Также при необходимости будет принято участие в назначенных правоохранительными органами проверках банков второго уровня Республики Казахстан и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, на соблюдение требований законодательства в области платежей и переводов денег.

Совместно с филиалами Национального Банка РК будет продолжена работа по реализации норм Постановления Правительства Республики Казахстан № 1328 от 15.12.2004 г. «Об утверждении категорий торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан». В этих целях будет продолжена работа филиалами Национального Банка по разработке и утверждению с Акиматами города Астаны и областей планов мероприятий по развитию системы безналичных платежей в соответствующих регионах [2].

В рамках Инициативы Мирового банка в области платежных систем и систем расчетов по ценным бумагам в странах СНГ (CISPI) планируется дальнейшее участие в деятельности Рабочей группы центральных банков стран СНГ по вопросам платежных систем, председателем которой выступает Национальный Банк Казахстана. Так, в мае 2009 г. в г. Казани пройдет Международный форум «Payments Week» (организатор - Банк России), в сентябре - октябре 2009 г. в Армении (г. Ереван) будет проведено очередное заседания Рабочей группы [4].

Таким образом, Национальный Банк РК проводит работу по дальнейшему совершенствованию действующих платежных систем, в особенности системы розничных безналичных платежей, с целью повышения эффективности их функционирования, надежности и безопасности. Меры Национального Банка РК по развитию платежных систем направлены на повышение операционной эффективности, надежности, скорости и своевременности платежных операций при одновременном сокращении рисков, а также создание условий для использования различных инновационных платежных инструментов.

Библиографический список

1. О Национальном Банке Республики Казахстан : Закон РК № 2155 от 30 марта 1995 г. с изм и доп на 28 февраля 2007 г.

2. О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы : Постановление Правительства Республики Казахстан № 1284от 25 дек. 2006 г.

3. Жаналинова, Б. Н. Электронные деньги: проблемы и перспективы / Б. Н. Жаналинова // Банки Казахстана. - 2006. - № 11. - С. 13.

4. www.google.kz.

5. www.nationalbank.kz.

6. www.market-pages.ru.

7. www.prodengi.kz. © Цапова О. А., 2010

Автор статьи - Ольга Александровна Цапова, заведующая кафедрой, кандидат экономических наук, доцент (Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева). E-mail: 49320270@mail.ru.

Рецензент - В. П. Кадочникова, кандидат экономических наук, доцент СКГУ им. М. Козыбаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.