психологические науки
Киселева Мария Георгиевна РОЛЬ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННЫМ ...
УДК 159.99
РОЛЬ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННЫМ ПОРОКОМ СЕРДЦА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
© 2016
Киселева Мария Георгиевна, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник,
клинический психолог Научный Центр Сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Россия, Москва Аннотация. Врожденный порок сердца (ВПС) встречается у примерно 1% живорожденных детей. Развитие хирургических способов лечения ВПС и совершенствование послеоперационного ведения привели к снижении смертности от ВПС, однако поставили задачу изучения психологической адаптации ребенка с ВПС и его родителей к сложной, связанной с риском смерти, ситуации хирургического лечения. В первый год жизни ребенка влияние эмоционального состояния матери на психическое благополучие ребенка особенно велико. Многочисленные исследования обнаружили, что депрессия матери оказывает неблагоприятное воздействие на когнитивное и эмоциональное развитие младенца. Целью нашего исследования стало изучение эмоционального состояния, отношение к болезни ухаживающего за ребенком с ВПС в возрасте от 1-го до 12-ти месяцев родителя и их связи с психическим развитием ребенка. В исследование включено 50 детей c ВПС в возрасте от 1 до 11 месяцев (средний возраст 7,75±3,85) и их родителей, проходивших кардиохирургическое лечение в Отделении экстренной хирургии новорожденных (ОЭХН) НЦССХ имени Бакулева в 2014-2015 году. Нами показано, что депрессия матери и неадекватное отношение к болезни ребенка негативно влияют на взаимодействие матери и ребенка, усугубляет отставание в физическом и психомоторном развитии.
Ключевые слова: депрессия, врожденный порок сердца, отношение к болезни, психомоторное развитие.
ROLE OF RELATIONSHIP OF MOTHER TO CHILD DISEASE WITH CONGENITAL HEART DEFECTS FIRST YEAR OF LIFE FOR HIS MENTAL DEVELOPMENT
© 2016
Kiseleva Maria Georgievna, candidate of psychological sciences, junior researcher. clinical psychologist Bakoulev Center for Cardiovascular Surgery of the Russian Academy of Medical Science, Moscow (Russia) Abstract. Congenital heart disease (CHD) occurs in approximately 1% of live births. The development of surgical treatments for CHD and improved postoperative management have led to decreasing mortality from CHD, however, was set the task of studying the psychological adaptation of the child with CHD and his parents to difficult associated with the risk of death, the situation of surgical treatment. In the first year of a child's life influence the emotional state of the mother on the mental welfare of the child is especially great. Numerous studies have found that depressed mothers has adverse effects on cognitive and emotional development of the infant. The aim of our study was to examine the emotional state, attitude to illness caring for a child with CHD aged 1 to 12 months parent and their relationship with mental development of the child. The study included 50 children with CHD aged 1 to 11 months (mean age of 7.75±3,85) and their parents, held cardiac surgical treatment in the Department of emergency surgery of newborns (OEHN) NTSSSH Bakulev in the 2014-2015 year. We have shown that the depression of the mother and inadequate attitude to the child's illness negatively affect the interaction between mother and child, exacerbated by the delayed physical and psychomotor development. Keywords: depression, congenital heart disease, attitude to disease, psycho-motor development.
Врожденный порок сердца (ВПС) встречается у 0,81% новорожденных [1]. У более трети детей ВПС угрожает жизни и требует немедленного хирургического вмешательства [2]. Развитие хирургических способов лечения ВПС и совершенствование послеоперационного ведения привели к снижении смертности от ВПС, однако поставили задачу изучения психологической адаптации ребенка с ВПС и его родителей к сложной, связанной с риском смерти, ситуации хирургического лечения. Закономерно предположить, что ситуация тяжелой болезни и сложного лечения оказывает негативное влияние на все сферы психической жизни: эмоциональную, поведенческую, когнитивную и социальную, как ребенка с ВПС , так и его родителей. Таким образом, все актуальнее становится изучение детей неонатального и младенческого возраста с целью определения влияния раннего опыта на последующее функционирование личности, и организации научно обоснованных программ ранней помощи и сопровождения детей [3].
Дети, из исследуемой нами группы оперируются в раннем постнатальном возрасте, проходят этапы разлучения с матерью, саму операцию, период пребывания в реанимации, но особенности влияния этого сложного периода на развитие их психики крайне мало изучены
[4].
В первый год жизни ребенка влияние эмоционального состояния матери на психическое благополучие ребенка особенно велико. Наблюдения Р.Шпица показали, что самым важным аспектом взаимодействия матери и младенца является эмоциональный климат. Он считал, что эмоционально обусловленный, непрерывный, взаимно стимулирующий диалог - действие и
реакция - создает среду, в которой формируются объектные отношения и интрапсихические структуры. Ранние вмешательства обычно оказывают более сильное воздействие на развитие психики, которое может быть как необратимым, так и обратимым [5].
Позиция многих современных исследователей (Р.Ж. Мухамедрахимова, Н.А. Аринцина и др. [6]) предполагает рассмотрение младенца в диадных отношениях с матерью или другим ухаживающим лицом.
Многочисленные исследования обнаружили, что депрессия матери оказывает неблагоприятное воздействие на когнитивное и эмоциональное развитие младенца. Депрессия делает мать менее чувствительной к нуждам младенца, менее ответственной, менее способной поддерживать эмоциональный контакт с младенцем, столь необходимый для его психологического развития. [7].
Изучение детей, перенесших в первые месяцы жизни хирургическую операцию и разлучение с матерью выявило, что нарушения начальных этапов формирования системы «мать-младенец» отрицательно отражается на характеристиках развития ребенка, определенных на втором году жизни. К этому возрасту, несмотря на полное или частичное выздоровление, дети, по сравнению с неоперированными и негоспитализированными сверстниками, в игре с матерью проявляют более негативный тон, низкие характеристики взаимодействия, и в целом имеют более низкий уровень личностно-соци-ального взаимодействия.
Целью нашего исследования стало изучение эмоционального состояния, отношение к болезни ухаживающего родителя за ребенком с ВПС в возрасте от 1-го до 12-ти месяцев родителя и их связи с психическим раз-
Киселева Мария Георгиевна психологические
РОЛЬ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННЫМ ... науки
витием ребенка.
Материалы и методы. В исследование включено 50 детей с ВПС в возрасте от 1 до 11 месяцев (средний возраст 7,75±3,85) и их родителей, проходивших кар-диохирургическое лечение в Отделении экстренной хирургии новорожденных (ОЭХН) НЦССХ им. Бакулева в 2014-2015 году. Изучение эмоционального состояния родителей происходило через определение уровня депрессии и тревоги (Госпитальная шкала уровня тревоги и депрессии (HADS), уровня эмоционального комфорта (по шкале самооценки Дембо-Рубинштейн), изучение отношения к болезни ребенка осуществлялось по модифицированной автором методике Тип отношения к болезни (ТОБОЛ).
Тип отношения к болезни базируется на понятии внутренней картины болезни, которое введено врачом-терапевтом Р.А. Лурия. Он указывал, что хорошее знание жалоб, переживаний и изменений характера больного так же важно для постановки диагноза, как и результат объективного исследования его болезни. Он отмечал, что успехи медицинской техники не исключают не заменяют исследования личности больного. Именно он ввел термин «внутренняя картина болезни» под которой понимал «все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений ... его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах... - весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [2].
Психомоторное развитие детей с ВПС оценивалось по Шкале А. Гезелла, взаимодействие между матерью и ребенком определялось через наблюдение интеракций и их анализа.
Для анализа полученных данных применялся частотный, корреляционный анализ (г-Пирсона), метод сравнения независимых выборок (критерий и-Манна-Уитни).
Результаты и обсуждение. В результате исследования было выявлено, что 31,3% матерей детей с ВПС в период хирургического лечения имели выраженную депрессивную симптоматику, а 18,8% признаки клинической депрессии. При этом 43,8% имели повышенный уровень тревоги, а 37,5% - высокий.
Средние уровни депрессии и тревоги, у родителей детей с ВПС возраста от 1-го до 12-ти месяцев, пребывающих в стационаре, составили 7,75±3,83 и 9,43±3,56 баллов соответственно.
Уровень самооценки эмоционального комфорта у родителей детей с ВПС возраста от 1-го до 12-ти месяцев, пребывающих в стационаре, составил 53,75±23,3.
Гармоничный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 22, среднее значение 5,42 ±7,82.
Эргопатический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 39 при среднем значении 13,00±10,95/
Анозогнозический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 42 при среднем значении 8,57±12,39.
Тревожный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 37 при среднем значении 12,26±11,82.
Ипохондрический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 17, при среднем значении 7,00±5,32.
Неврастенический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 32 при среднем значении 9,57±8,82.
Меланхолический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 21 при среднем значении 6,00±7,51. Апатический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 16 при среднем значении 4,42±5,18.
Сенситивный тип ВКБ ребенка у ухаживающего ро-
дителя представлен в диапазоне от 4 до 32 при среднем значении 14,78± 8,24.
Эгоцентрический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 17 при среднем значении 4,78±4,42.
Паранойяльный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 16 при среднем значении 5,50±5,06.
Дисфорический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 13 при среднем значении 3,00±4,60.
Таким образом, наиболее распространенными типами отношения ухаживающего родителя к болезни ребенка с ВПС в возрасте от 1до 12 месяцев являются сенситивный, тревожный и эргопатический. Наименее распространенными типами отношения ухаживающего родителя к болезни ребенка с ВПС в возрасте от 1 до 12 месяцев являются дисфорический, апатический и эгоцентрический.
Корреляционный анализ взаимовлияния параметров эмоционального состояния и типа ВКБ выявил статистически значимую положительную корреляцию между высоким уровнем депрессии и более высоким баллом по шкале дисфорический тип ВКБ (R=0,386,p=0,000).
Влияния сложности ВПС ребенка на уровень депрессии и тревоги не был обнаружен.
Физическое и психомоторное развитие всех обследованных младенцев с ВПС не соответствовало возрастной норме.
Наше исследование обнаружило, что матери c наличием депрессивной симптоматики «психологически отсутствуют» во время взаимодействия с ребенком, выполняя свои обязанности механически: они вяло реагируют на призывы малыша к общению, часто ложно интерпретируют его нужды, редко берут малыша на руки, особенно после операции, хотя медицинских противопоказаний к этому нет. Игра с малышом нередко сводится к механической, лишенной эмоций тряске погремушки. Малыши таких матерей издают меньшее количество звуков, делают меньше спонтанных и целенаправленных движений, а часто единственным призывом к взаимодействию является плач.
Защитой от депрессии часто служит маниакальное состояние матери (около 15% матерей): они гиперак-тивны, много шутят, и могут показаться адаптивными. Однако это не так. Такие матери через гиперстимуляцию младенца снижают собственную тревогу и бегут от непереносимой депрессии. Им сложно распознать истинные нужды малыша, их движения хаотичны и непредсказуемы. Малыши таких матерей вынуждены уходить в свой внутренний мир, чтобы спастись от такой гиперстимуляции, они с трудом вступают в контакт с психологом, мало интересуются внешним миром, игрушками, у них больший дефицит веса.
Основными направления психологической поддержки матерей являются снижение эмоционального накала, помощь в планировании, информирование о этапах развития младенца и его психологических нуждах, обучение способам релаксации, тренинг развивающего детско-родительского взаимодействия, формирование адекватного отношения к болезни ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альбицкий В.Ю, Баранов А.А. Заболеваемость детского населения России.М.: Педиатр, 2013. 87с.
2. Латал Б. Психологическая адаптация и качество жизни детей с оперированным врожденным пороком сердца // Педиатрия. 2009. № 9. 6 с.
3. Эмоциональные отношения развития человека на ранних этапах развития /под ред. Мухамедрахимова Р.Ж., СПб.: Изд-во С,-Петерб. Ун-та, 2008. 160.
4. Мухамедрахимова Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие, СПб.: Изд-во С,-Петерб. Ун-та, 1998. 286с._
психологические науки
Киселева Мария Георгиевна РОЛЬ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННЫМ ...
5. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. М.: Когито центр, 2006. 117с.
6. Шишков В.В. Клинико-психологические особенности детей, перенесших в период новорожденности неотложные хирургические вмешательства, реанимацию, интенсивную терапию: Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб, 1997. 24 с.
7. Солберг О. Отдаленные симптомы депрессии и тревоги у матерей младенцев с ВПС// Солберг О.// Психология в педиатрии.-2011,№36(2). С. 179-187.