УДК 159.99
Киселева Мария Георгиевна
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, клинический психолог Отделения хирургического лечения интерактивной патологии Научного Центра Сердечнососудистой хирургии им. А». Бакулева only4masha@ramdler.ru
Родь эмоционального
СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ВПС В ВОЗРАСТЕ ОТ 1-го ДО 12 МЕСЯЦЕВ
Mariya G. Kiseleva
candidate of psychological Sciences, junior researcher, clinical psychologist. Department of surgical treatment of interactive pathology, Scientific Center of cardiovascular surgery of A.N. Bakulev only4masha@ramdler.ru
The role of mother’s
EMOTIONAL CONDITION IN PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT OF HOSPITALIZED INFANTS WITH CHD
Аннотация. В статье отмечается, что развитие хирургических способов лечения ВПС и совершенствование послеоперационного ведения привели к снижении смертности от ВПС, однако, поставили задачу изучения психологической адаптации ребенка с ВПС и его родителей к сложной, связанной с риском смерти, ситуации хирургического лечения. В первый год жизни ребенка влияние эмоционального состояния матери на психическое благополучие ребенка особенно велико. Многочисленные исследования обнаружили, что депрессия матери оказывает неблагоприятное воздействие на когнитивное и эмоциональное развитие младенца [1]. Целью нашего исследования стало изучение эмоционального состояния, отношение к болезни ухаживающего родителя за ребенком с ВПС в возрасте от 1-го до 12-ти месяцев родителя и их связи с психическим развитием ребенка.
Ключевые слова: депрессия, врожденный порок сердца, отношение к болезни, психомоторное развитие.
Annotation. Advances in surgical treatments have led to the fact that infants with congenital heart defects (CHD) survive to adulthood but they and their parents are at risk for psychological maladjustment due to the risk of death during surgery. It has been shown that depression and anxiety in mothers interfere with the quality and responsiveness of maternal care and can become an additional burden for infant with CHD [1]. The aim of our study is to identify the role of mother’s emotional condition (the level of depression and anxiety, the attitude towards the CHD) in physical and mental development of hospitalized infants with CHD.
Keywords: depression, congenital heart defect, attitude towards the infant’s decease, psychomotor development
Врожденный порок сердца (ВПС) встречается у 0,8-1 % новорожденных. У более трети детей ВПС угрожает жизни и требует немедленного хирургического вмешательства [2]. Развитие хирургических способов лечения ВПС и совершенствование послеоперационного ведения привели к снижении смертности от ВПС, однако, поставили задачу изучения психологической адаптации ребенка с ВПС и его родителей к сложной, связанной с риском смерти, ситуации хирургического лечения. Закономерно предположить, что ситуация тяжелой болезни и сложного лечения оказывает негативное влияние на все сферы психической жизни: эмоциональную, поведенческую, когнитивную и социальную, как ребенка с ВПС, так и его родителей.
В первый год жизни ребенка влияние эмоционального состояния матери на психическое бла-
гополучие ребенка особенно велико. Многочисленные исследования обнаружили, что депрессия матери оказывает неблагоприятное воздействие на когнитивное и эмоциональное развитие младенца.
Депрессия делает мать менее чувствительной к нуждам младенца, менее ответственной, менее способной поддерживать эмоциональный контакт с младенцем, столь необходимый для психологического развития (депр).
Целью нашего исследования стало изучение эмоционального состояния, отношение к болезни ухаживающего родителя за ребенком с ВПС в возрасте от 1-го до 12-ти месяцев родителя и их связи с психическим развитием ребенка.
Материалы и методы. В исследование включено 50 детей c ВПС в возрасте от 1 до 11 месяцев
248
(средний возраст 7,75 ± 3,85) и их родителей, проходивших кардиохирургическое лечение в Отделении экстренной хирургии новорожденных (ОЭХН) НЦССХ им. Бакулева в 2014-2015 году. Изучение эмоционального состояния родителей происходило через определение уровня депрессии и тревоги (Госпитальная шкала уровня тревоги и депрессии (HADS), уровня эмоционального комфорта (по шкале самооценки Дембо-Рубинштейн), изучение отношения к болезни ребенка осуществлялось по модифицированной автором методике Тип отношения к болезни (ТОБОЛ).
Психомоторное развитие детей с ВПС оценивалось по Шкале А. Гезелла, взаимодействие между матерью и ребенком определялось через наблюдение интреакций и их анализа.
Для анализа полученных данных применялся частотный, корреляционный анализ (r-Пирсона), метод сравнения независимых выборок (критерий U-Манна-Уитни).
Результаты и обсуждение. В результате исследования было выявлено, что 31,3 % матерей детей с ВПС в период хирургического лечения имели выраженную депрессивную симптоматику, а 18,8 % признаки клинической депрессии. При этом 43,8 % имели повышенный уровень тревоги, а 37,5 % - высокий.
Средние уровни депрессии и тревоги у родителей детей с ВПС возраста от 1-го до 12-ти месяцев, пребывающих в стационаре, составили 7,75 ± 3,83 и 9,43 ± 3,56 баллов соответственно.
Уровень самооценки эмоционального комфорта у родителей детей с ВПС возраста от 1-го до 12-ти месяцев, пребывающих в стационаре, составил 53,75 ± 23,3.
Гармоничный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 22, среднее значение 5,42 ± 7,82.
Эргопатический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 39 при среднем значении 13,00 ± 10,95/
Анозогнозический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 42 при среднем значении 8,57 ± 12,39.
Тревожный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 37 при среднем значении 12,26 ± 11,82.
Ипохондрический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 17, при среднем значении 7,00 ± 5,32.
Неврастенический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 32 при среднем значении 9,57 ± 8,82.
Меланхолический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 21 при среднем значении 6,00 ± 7,51. Апатический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя
представлен в диапазоне от 0 до 16 при среднем значении 4,42 ± 5,18.
Сенситивный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 4 до 32 при среднем значении 14,78 ± 8,24.
Эгоцентрический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 17 при среднем значении 4,78 ± 4,42.
Паранойяльный тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 16 при среднем значении 5,50 ± 5,06.
Дисфорический тип ВКБ ребенка у ухаживающего родителя представлен в диапазоне от 0 до 13 при среднем значении 3,00 ± 4,60.
Таким образом, наиболее распространенными типами отношения ухаживающего родителя к болезни ребенка с ВПС в возрасте от 1до 12 месяцев являются сенситивный, тревожный и эргопатический. Наименее распространенными типами отношения ухаживающего родителя к болезни ребенка с ВПС в возрасте от 1 до 12 месяцев являются дисфорический, апатический и эгоцентрический.
Корреляционный анализ взаимовлияния параметров эмоционального состояния и типа ВКБ выявил статистически значимую положительную корреляцию между высоким уровнем депрессии и более высоким баллом по шкале дисфорический тип ВКБ (R = 0,386, p = 0,000).
Влияния сложности ВПС ребенка на уровень депрессии и тревоги не был обнаружен. Физическое и психомоторное развитие всех обследованных младенцев с ВПС не соответствовало возрастной норме.
Наше исследование выявило, что матери c наличием деперссивной симптоматики «психологически отсутствуют» во время взаимодействия с ребенком, выполняя свои обязанности механически: они вяло реагируют на призывы малыша к общению, часто ложно интерпретируют его нужды, редко берут малыша на руки, особенно после операции, хотя медицинских противопоказаний к этому нет. Игра с малышом нередко сводится к механической, лишенной эмоций тряске погремушки. Малыши таких матерей издают меньшее количество звуков, делают меньше спонтанных и целенаправленных движений, а часто единственным призывом к взаимодействию является плач.
Защитой от депрессии часто служит маниакальное состояние матери (около 15 % матерей): они гиперактивны, много шутят и могут показаться адаптивными. Однако, это не так. Такие матери через гиперстимуляцию младенца снижают собственную тревогу и бегут от непереносимой депрессии. Им сложно распознать истинные нужды малыша, их движения хаотичны и непредсказуемы. Малыши таких матерей вынуждены уходить в свой внутренний мир, чтобы спастись от такой гиперстимуляции, они с трудом вступают в контакт с психологом, мало интересуются внешним миром, игрушками, у
249
них больший дефицит веса. Основными направления психологической поддержки матерей являются снижение эмоционального накала, помощь в планировании, информирование о этапах развития
Литература:
1. Солберг О. Отдаленные симптомы депрессии и тревоги у матерей мледенцев с ВПС // Психология в педиатрии. 2011, № 36(2), с. 179-187.
2. Лат ал Б. Психологическая адаптация и качество жизни детей с оперированным врожденным пороком сердца // Педиатрия. 2009, № 9. С. 6.
младенца и его психологических нуждах, обучение способам релаксации, тренинг развивающего детско-родительского взаимодействия, формирование адекватного отношения к болезни ребенка.
Literature:
1. Solberg Q. Long-term symptoms of depression and anxiety in mothers of infants with CHD // Psychology in Pediatrics. 2011, № 36(2), P. 179-187.
2. Latak B. Psychological adjustment and quality of life in children and adolescents following open-heart surgery for congenital heart disease: a systematic review // Pediatrics. 2009, № 9. P. 6.
250