Научная статья на тему 'Возможности применения семейной психотерапии горя в психологической реабилитации семей с ребенком, имеющим врожденный порок сердца'

Возможности применения семейной психотерапии горя в психологической реабилитации семей с ребенком, имеющим врожденный порок сердца Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
356
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРОЖДЕННЫЙ ПОРОК СЕРДЦА / ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ / КОММУНИКАЦИИ / СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ГОРЯ / ДЕПРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселева М.Г.

Ситуация хирургического лечения врожденного порока сердца (ВПС) у младенцев является сильным стрессом для их родителей, а адаптация происходит через работу горя, что делает важным включение техник Семейной психотерапии горя в процесс психологической реабилитации семьи ребенка. Целью нашего исследование стала оценка эффективности реабилитационной программы с применением базовых техник Семейной психотерапии горя при работе с семьей ребенка, имеющего врожденный порок сердца. Нами показана эффективность использования техник Семейной психотерапии горя на этапе психологической реабилитации семей с ребенком младенческого возраста, имеющим ВПС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения семейной психотерапии горя в психологической реабилитации семей с ребенком, имеющим врожденный порок сердца»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ГОРЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ ВРОЖДЕННЫЙ ПОРОК СЕРДЦА

М.Г. КИСЕЛЕВА*

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» Минздрава России, Москва

Ситуация хирургического лечения врожденного порока сердца (ВПС) у младенцев является сильным стрессом для их родителей, а адаптация происходит через работу горя, что делает важным включение техник Семейной психотерапии горя в процесс психологической реабилитации семьи ребенка. Целью нашего исследование стала оценка эффективности реабилитационной программы с применением базовых техник Семейной психотерапии горя при работе с семьей ребенка, имеющего врожденный порок сердца. Нами показана эффективность использования техник Семейной психотерапии горя на этапе психологической реабилитации семей с ребенком младенческого возраста, имеющим ВПС.

Ключевые слова: врожденный порок сердца, патологическое горе, коммуникации, семейная терапия горя, депрессия, тревожность.

Введение

Дистресс, связанный с несущим угрозу жизни ребенка заболеванием, а именно: с тяжелым врожденным пороком сердца, отражается на всей семье. Семейная психотерапия горя - СПГ (Family focused grief therapy - FFGT) предлагает модель психотерапии, при которой семейное функционирование является первичной схемой вмешательства и основывается на том, что семья служит реципиентом заботы и горя [7]. СПГ носит ограниченный по времени характер, обычно продолжается три-во-семь сеансов, и ее основные задачи следующие: улучшение функционирования семьи и содействие адаптивному горю, связанному с болезнью ребенка. Первая

© Киселева М.Г., 2017

* Для корреспонденции:

Киселева Мария Георгиевна кандидат психологических наук Национальный научно-практический центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Минздрава России E-mail: only4masha@yandex.ru

цель сосредоточивается на трех основных параметрах, определяющих адаптивное функционирование, - сплоченность семьи, экспрессивность мыслей и чувств и разрешение конфликтов. Улучшения в любом или во всех этих параметрах влекут за собой общее улучшение функционирования семьи в целом. Вторая цель сложным образом переплетена с первой, потому что стремление поделиться горем зависит от эффективности коммуникации. Более того, горе, которым делятся, неизбежно легче переносится благодаря чувству солидарности [6].

Акцент на функционировании семьи носит позитивный характер, поскольку любой намек на критику в подобный стрессовый период нежелателен. Сильные стороны членов семьи подтверждаются, так что они могут использоваться для обеспечения соответствующих изменений. Психолог показывает свою заинтересованность в работе с семьями, для того чтобы помочь ее членам в заботе о больном ребенке [5].

Начало терапии обязательно носит исследовательский характер. Задача тера-

певта - вовлечь семью в деятельность посредством идентификации беспокойств ее членов. Достижение соглашения по этому вопросу наделяет терапевта правом пригласить их к совместной работе - согласованные вопросы становятся разумным объяснением для терапии [5].

Терапия делится на пять этапов: оценка; соглашение по поводу беспокойств или вопросов; целенаправленное лечение; консолидация и, наконец, завершение. Каждый этап начинается с краткой ориентировки и заканчивается подведением итогов, однако избыточного структурирования на самом сеансе не происходит. Последовательность сеансов обычно представляет собой два оценочных сеанса, которые проводятся еженедельно или раз в две недели; затем идут обсуждение и выделение основных семейных тревог. Как только будет достигнут адекватный прогресс, начинается кон-солидационная фаза. Проведение завершающего сеанса планируется в конце данной фазы консолидации [6].

На практике периодичность сеансов приспосабливается к потребностям семьи и протеканию болезни. Ход прогрессирующего и тяжелого заболевания носит непредсказуемый характер, и это приводит к необходимости стремиться к достижению гибкости модели [19].

Основные параметры семейной терапии горя

Цели:

- Улучшение функционирования семьи посредством укрепления сплоченности, улучшения коммуникации и способности к разрешению конфликтов.

- Стимулирование выражения горя [18].

Процесс:

- Стимулировать семейные ценности и усилия.

- Придание четкой формы паттернам функционирования семьи и приглашение ее к идентификации ее беспокойств как совместно преодолеваемого явления.

- Семья поощряется к взятию на себя ответственности за изменения [20].

Роль клинического психолога/психотерапевта:

- Центральным пунктом является совместный терапевтический союз.

- В число применяемых техник входит использование открытого, прямого подхода, исследующего ключевые измерения семейной жизни (функционирования) и стимулирующего выражение горя.

- Каждый 90-минутный сеанс начинается с краткой ориентировки и заканчивается подведением итогов, но без излишнего структурирования во время сеанса [5].

Практические рекомендации по ведению психотерапевтического процесса:

- Прогресс терапии достигается при помощи этапов оценки, привлечения к беспокойствам, целенаправленного вмешательства, консолидации и завершения.

- Для участия приглашаются все желающие члены семьи.

- Терапия ограничена по времени: на оценку отводится два сеанса; на активное вмешательство - от одного до четырех сеансов; на консолидацию - сеанс один раз каждые два месяца; завершение - через три месяца [16].

Данная модель не требует сложных маневров, таких как парадоксальные вмешательства, как в Миланской модели семейной терапии, равно как и стратегических, рефлексивных вопросов [5]. Вместо этого терапевт сотрудничает с семьей в исследовании любых поднятых вопросов, воздействуя на паттерны, повторяющиеся в течение многих поколений, и способствуя решению проблемы для предотвращения конфликтов. Подготовленный семейный терапевт сможет с готовностью применить такую модель. Более того, мы обнаружили, что ею сравнительно легко могут овладеть психологически думающие профессионалы, работающие в отраслях социальной работы, ухода за больными и психологии.

Новичку-психологу требуется суперви-зия со стороны подготовленного семейного терапевта, поскольку присутствующие в семейной группе взаимодействия будут

предсказуемо более сложными, чем взаимодействия в процессе индивидуальной терапии. Процесс супервизии помогает прояснить преобладающую динамику, служит основой для генерирования гипотез, подготавливает убедительные вопросы для объяснения паттернов и служит поддержкой цели, которую преследует терапия. В этом случае полезно рассмотреть явления контрпереноса. Более того, генерированное отражение обогащает понимание семьи по мере кристаллизации тем [5].

Многочисленные исследования подтвердили, что ситуация хирургического лечения врожденного порока сердца у младенцев является сильным стрессом для его родителей [8, 9, 14, 15], а адаптация происходит через работу горя [10-13], что делает важным включение техник Семейной психотерапии горя в процесс психологической реабилитации семьи ребенка, имеющего врожденный порок сердца.

Целью нашего исследования стала оценка эффективности реабилитационной программы с применением базовых техник Семейной психотерапии горя при работе с семьей ребенка, имеющего врожденный порок сердца.

Методика

Общие принципы методологии

Главные этапы программы психологической реабилитации детей с ВПС младенческого возраста в период хирургического лечения:

- Подготовительный этап, который состоит из: отбора участников реабилитационной программы, их психологической диагностики; определения основных мишеней психологического воздействия. Он включает в себя две встречи, а также анализ психологом истории болезни и беседу психолога с лечащим врачом.

- Основной этап, во время которого проводятся основные психореабилитационные мероприятия; он включает в себя от 3 до 7 встреч.

- Заключительный этап, во время которого происходит оценка эффективности программы психологической реабилитации для каждого ее участника.

Отбор ребенка с ВПС в период хирургического лечения и ухаживающих за ним лиц к участию в психореабилитационных мероприятиях основывается как на личной инициативе ухаживающего лица, так и на предложении психолога.

Важным измерением раннего сбора сведений служит оценка функционирования семьи. Она проводится по следующим параметрам: коммуникация; сплоченность; конфликт; роли, правила и ожидания; ценности и убеждения, которые будут рассмотрены ниже.

Оценка коммуникации. Когда открывается возможность, психолог расспрашивает членов семьи ребенка с ВПС об их способах коммуникации по поводу болезни ребенка. В присутствии нескольких членов семьи используется круговой опрос. Несмотря на то, что сплоченность была определена как более мощный фактор типологии функционирования семьи по сравнению с коммуникацией, для семей сложнее понять первую и поэтому легче начать с последней.

Психолог осуществляет временное подведение итогов обсуждения коммуникации в семье, перед тем как перейти к другим вопросам.

Оценка сплоченности. Далее идет блок вопросов о командной работе семьи - способности семьи как функционального блока к координации усилий, сотрудничеству и поиску компромиссов. Наблюдение психолога за типом эмоциональной вовлеченности членов семьи при контактах друг с другом во время встречи также служит указателем качества их сплоченности.

Оценка ролей, правил и ожиданий. Семьи передают свои традиции от одного поколения к другому при помощи серии ролей, правил или норм, представляющих собой объект уважения в качестве части семейной культуры и скрытых ожиданий.

Объяснение этих ролей, правил и ожиданий обогащает понимание психологом типа функционирования семьи.

Изменение в семье приводит к необходимости перераспределения ролей - то, каким образом семья осуществляет его, дает нам много информации о ее функционировании. Свой вклад в понимание семьи вносят вопросы, которые необходимы для исследования способов достижения консенсуса по поводу ролей, независимо от того, достигается ли при этом удовлетворительный консенсус (а в случае, если по-прежнему остались разногласия, - в чем заключается их основная причина).

Оценка ценностей и убеждений. Религиозная и культурная основа семьи тесным образом связана с фундаментальными ценностями и убеждениями, сторонниками которых они являются. Сила религиозного убеждения влияет на адаптацию. Поведением семьи также руководят принципы социальной справедливости. С учетом того, что кросс-культурные браки становятся все более привычными, то, каким образом объединяются различные культуры, вносит свой вклад в характер функционирования семьи

Основная повестка дня следующей сессии - это исследование генограммы семьи с целью изучения вопроса, оказывают ли на нее влияние в настоящем аспекты ее прошлого. Вторая встреча также направлена на изучение взаимодействия между матерью и ее ребенком с ВПС.

Как и на первой встрече, психолог внимательно наблюдает за взаимодействием ухаживающего лица и ребенка, комментирует это взаимодействие ухаживающему лицу, определяет главные проблемные места во взаимодействии.

Затем психолог предлагает составить список проблемных для семьи тем, связанных с болезнью ребенка. После того как этот список будет составлен, начинается поиск решения проблемы. Если у родителей нет никаких беспокойств, тогда клинические основания для планирования буду-

щих встреч членов этой семьи отсутствуют. Понятно, что если в семье было лишь одно умеренное расстройство в своем функционировании, то она может преодолеть его к моменту завершения двух оценочных сеансов, и психореабилитационные мероприятия можно прекратить. Однако такое встречается редко.

После того как психолог и ухаживающее за ребенком с ВПС лицо пришли в положение консенсуса по повестке дня, начинается планирование программы реабилитации. Психолог вводит такие термины, как «психологическая реабилитация», с высказыванием рекомендации о том, что изменение возможно, беспокойства членов семьи ребенка с ВПС можно проработать и психолог охотно готов в этом помочь. Он составляет ограниченный по времени план на три-четыре встречи для сфокусированной целенаправленной работы с указанными проблемами. Перед завершением программы психологической реабилитации обычно проводится одна-две консолидирующие встречи с целью убедиться в устойчивости достигнутых изменений.

После достижения согласия по поводу проведения последующих встреч психолог конкретизирует цели посредством планирования функциональных ожиданий.

Встречи 3-6: основная часть психологической реабилитации.

Теперь семья переходит к выполнению согласованного плана, в центре внимания которого находятся специфические аспекты ее функционирования в условиях болезни, - аспекты, которые были идентифицированы как вызывающие беспокойство.

На каждой встрече психолог делает обзор успехов в преодолении выбранных проблем. Для каждой из проблем осуществляется отбор примеров, служащих иллюстрацией успешного хода психологической реабилитации.

Ниже приведены наиболее частые проблемы, возникающие в семье в ситуации ВПС у ребенка младенческого и раннего возраста. К ним относятся:

- невозможность открыто обсуждать в семье заболевание ребенка;

- недостаточная сплоченность семьи;

- управление чувствами;

- патологическое горе;

- эмоциональные нарушения;

- нарушения в детско-родительском взаимодействии [1-4, 17].

Заключительная встреча. Заключительная встреча включает в себя подведение итогов, планирование будущего и прощание.

Краткосрочность реабилитационной программы не позволяет изменить сильно укоренившиеся взгляды или поведение ее участников. Обычно улучшается один из компонентов функционирования семьи, либо одна из подсистем семьи получает особую выгоду от реабилитационных мероприятий. Психолог обсуждает с семьей ограничения реабилитационной программы, при этом показывает все произошедшие позитивные изменения.

Далее семья приглашается к рассмотрению своих будущих потребностей. Психолог постоянно подчеркивает свою уверенность в способности семьи к поддержке произошедших положительных изменений.

Методы исследования.

Клиническая группа состоит из 95 диад (190 чел.), в которую вошли дети с ВПС первого года жизни на стадии хирургического лечения и их матери. Средний возраст детей составил 6,21±1,02 месяца (минимальный возраст - 4 месяца, максимальный возраст - 7 месяцев), из них 29,45% девочки.

Все пациенты из клинической группы имели сложные врожденные пороки сердца, требующие раннего и неоднократного хирургического лечения, негативно сказывающиеся на качестве жизни детей, и входили в так называемую группу пороков с преимущественным сбросом справа-налево («синие пороки»). К ним относятся тетрада Фалло ^21.3), многочисленные варианты транспозиции магистральных

сосудов (Q20.3), атрезия трехстворчатого клапана (Q22.0), общий артериальный ствол (Q20.0). Стадия хронической недостаточности кровообращения (ХНК) по классификации Стражеско - Василенко -2А. Функциональный класс (ФК) по классификации Нью-Йоркской ассоциации кардиологов (NYCA) - II-III. В 100% случаев пациентам проводилась открытая операция на сердце.

Для оценки эффективности предложенной программы психологической реабилитации из диад клинической группы были сформированы две группы:

- основная - 65 диад, согласившихся на исследование и участвовавших в программе психологической реабилитации;

- группа сравнения - 30 диад, согласившихся на исследование, но не участвовавших в программе психологической реабилитации.

Для исследования эмоционального состояния матерей были использованы следующие методы:

- Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности (STAI) Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, разработана Ч.Д. Спилбергером в 1966-1973 гг., на русском языке адаптирована Ю.Л. Ханиным. Шкала признана надежным и информативным методом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной, или ситуативной, тревожности как состояния

- A-stait и личностной тревожности как устойчивой характеристики - A-trait).

- Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований США (Center for Epidemiological Studies Depresston Scale CES-D) разработана в 1977 г. Рэдлофом. Опросник был переведен и валидизирован в России (А.В. Андрющенко, М.Д. Дроби-жев, А.В. Добровольский). Эта шкала, состоящая из 20 пунктов, предназначена для выявления депрессивных состояний.

- Метод исследования самооценки Дембо

- Рубинштейн предложен в 1970 году С.Я. Рубинштейн для исследования самооценки. Со времени его появления метод имел

несколько модификаций, которые состояли в добавлении или изменении некоторых ее шкал. В настоящем исследовании были использованы шесть шкал: здоровье, счастье, удовлетворенность жизнью, уверенность в себе, удовлетворенность контактом с ребенком, эмоциональный комфорт (уравновешенность).

Результаты и обсуждение

Оценка уровня выраженности депрессивной симптоматики показала, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень депрессии снизился по сравнению с дооперационным показателем, а у матерей детей с ВПС, в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень депрессии повысился по сравнению с дооперационным показателем. Уровень депрессии в основной группе был значимо ниже, чем в группе сравнения (и=348,000, 2=-2,271, р=0,023).

Оценка уровня ситуативной тревожности продемонстрировала, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации и у матерей детей с ВПС в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень ситуативной тревожности снизился по сравнению с дооперационным показателем. Однако уровень ситуативной тревожности в основной группе был значимо ниже, чем в группе сравнения (и=156,000, 2=-2,188, р=0,029).

Оценка уровня самооценки собственного здоровья установила, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации, и у матерей детей с ВПС, в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабили-

тации, уровень самооценки собственного здоровья снизился по сравнению с доопе-рационным показателем. Статистически значимой разницы не было обнаружено.

При оценке уровня самооценки собственного счастья найдено, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации, и у матерей детей с ВПС, в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень самооценки собственного счастья повысился по сравнению с доопе-рационным показателем. Статистически значимой разницы не было выявлено.

Оценка уровня самооценки удовлетворенностью своей жизнью показала, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации, и у матерей детей с ВПС, в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень самооценки удовлетворенностью жизнью повысился по сравнению с дооперационным показателем. Статистически значимой разницы не было определено.

Оценка уровня самооценки уверенности в себе констатировала, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации, и у матерей детей с ВПС, в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень самооценки уверенности в себе повысился по сравнению с доопера-ционным показателем. Однако уровень самооценки уверенности в себе в основной группе был значимо выше, чем в группе сравнения (и=128,500, 2=-2,570, р=0,010).

При оценке уровня выраженности самооценки уравновешенности было выявлено, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психо-

логической реабилитации, уровень самооценки уравновешенности повысился по сравнению с дооперационным показателем, а у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения не участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень самооценки уравновешенности снизился по сравнению с дооперационным показателем. Уровень уравновешенности в основной группе был значимо выше, чем в группе сравнения (и=152,500, 2=-2,020, р=0,045).

Оценка уровня выраженности самооценки удовлетворенности контактом с ребенком показала, что у матерей детей с ВПС первого года жизни, в период хирургического лечения участвовавших в программе психологической реабилитации, уровень удовлетворенности контактом с ребенком повысился по сравнению с до-операционным показателем, а у матерей детей с ВПС, в период хирургического ле-ченияне участвовавших в программе психологической реабилитации, указанный уровень снизился по сравнению с доопе-рационным показателем. Уровень удовлетворенности контактом в основной группе был значимо выше, чем в группе сравнения (и=151,500, 2=-2,040, р=0,041).

Заключение

Проведенное исследование дает основание говорить, что наличие врожденного порока сердца у ребенка является сложным психологическим испытанием для всей семьи. Подавляющее большинство матерей детей младенческого и раннего возраста с врожденным пороком сердца имеет крайне неблагоприятный эмоциональный фон, который, в свою очередь, отрицательно сказывается на детско-родительском взаимодействии и психическом функционировании детей. Это делает крайне актуальным введение этапа психологической реабилитации детей с врожденным пороком сердца с младенческого возраста и включение в него всех членов семьи ребенка. Использо-

вание техник Семейной психотерапии горя в этапе психологической реабилитации семей с ребенком младенческого возраста, имеющим ВПС, оказалось эффективным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бокерия Л.А., Милиевская Е.Б., Крупян-ко С.М., Неведрова М.Н., Тамазян Г.В. Врожденые пороки сердца: пациент и семья после операции. - М: НЦССХ им. А.Н. Бакулева, 2015. - 184 с.

2. Киселева М.Г. Психологическая реабилитация детей с ВПС младенческого возраста в период хирургического лечения // Азимут научных исследований: психология и педагогика. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 301303.

3. Климова С.В., Микаелян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара // Журнал практического психолога. - 2009. - № 2. -С. 87-102.

4. Системная семейная терапия: Классика и современность / Составитель и научный редактор А.В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 400 с.

5. Bloch S., Hafner J., Harari E. and Szmukler G. The Family in Clinical Psychiatry. - Oxford: Oxford University Press, 1994.

6. Bloch S. A systems approach to loss // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. - 1991. - Vol. 25(4). - P. 471-480.

7. Bloch S. Models of family functioning and their measurement / In: S. Bloch, J. Hafner, E. Harari and G. Szmukler. The Family in Clinical Psychiatry. - Oxford: Oxford University Press, 1994.

8. Eskedal L., Hagemo P., Eskild A., Aamodt G., Seiler K.S., Thaulow E. A population-based study of extra cardiac anomalies in children with congenital cardiac malformations // Cardiology in Yourth. - 2005. - Vol. 14(6). -P. 600-607.

9. Field T., Diego M. Depressed mothers' infants are less responsive to faces and voices // Infant Behavior and Development. - 2009. - Vol. 32(3). - P. 239-244.

10. Hearps S.J., McCarthy M.C., Muscara F., Hearps S.J.C., Burke K., Jones B. Psychosocial risk in

families of infants undergoing surgery for a serious congenital heart disease // Cardiol. Young. - 2014. - Vol. 24(4). - P. 632-639.

11. Hoehn K.S., Weronovsky G., Rychik T., Tien Z.Y., Donoghue D., Alderfer M.A., Gaynor J.W., Kozak A.E., Spray T.L., Nelson R.M. Parental decision-making in congenital heart disease // Cardiol. Young. - 2004. - Vol. 14(3).

- P. 309-314.

12. Landolt M.A., Ystrom E, Stene-Larsen K., Holmstr0m H., Vollrath M.E. Exploring causal pathways of child behavior and maternal mental health in families with a child with congenital heart disease: a longitudinal study // Psychol. Med. - 2014. - Vol. 44(16). - P. 3421-3433.

13. Menahem S., Poulakis Z, Prior M. Children subjected to cardiac surgery for congenital heart disease. Part 1 - Emotional and psychological outcomes // Interact. Cardiovasc. Thorac. Surg. - 2008. - Vol. 7(4). - P. 600-604.

14. Muscara F., Woolf C., Burke K., Anderson V.A. Early psychological reactions in parents of children with a life threatening illness within a pediatric hospital setting // Eur. Psychiatry. -2015. - Vol. 30(5). - P. 555-561.

15. Re J., Dean S., Lawoko S., Soares J. Distress and hopelessness among parents of children with congenital heart disease, parents of children with other diseases, and parents of healthy children // J. Psychosom. Res. - 2002.

- Vol. 52(4). - P. 193-208.

16. Schut H., Stroebe M., Van den Bout J., Terheggen M. (Eds.). The Efficacy of Bereavement Interventions: Determining Who Benefits. Handbook of Bereavement Research. - Washington, DC, 2001. - 814 p.

17. Steele L. The death surround: factors influencing the grief experience of survivors // Oncology Nursing Forum. - 1990. - Vol. 17(2). - P. 235-241.

18. Steinglass P. Family processes and chronic illness. Cancer and the Family. - Chichester: Wiley, 2000.

19. Stroebe M., Gergen M.M., Gergen K.J., Stroebe W Broken hearts or broken bonds: love and death in historical perspective // American Psychologist. - 1992. - Vol. 47(10). -P. 12051212.

20. Weihs K. and Reiss D. Family reorganization in response to cancer: a developmental perspective. - Chichester: Wiley, 2000.

References

1. Bokeriya LA, Miliyevskaya YeB, Krupyanko SM, Nevedrova MN, Tamazyan GV. Vrozhdenyye poroki serdtsa: patsiyent i sem'ya posle operatsii. Moscow: NTSSSKH im AN Bakuleva 2015: 184 (in Russian).

2. Kiseleva MG. Psikhologicheskaya reabilitatsiya detey s VPS mladencheskogo vozrasta v period khirurgicheskogo lecheniya. Azimut nauchnykh issledovaniy: psikhologiya i pedagogika 2017; 6(3(20)):301-303 (in Russian).

3. Klimova SV, Mikayelyan LL, Farikh YeN, Fisun YeV. Osnovnyye napravleniya psikhologicheskoy pomoshchi sem'yam s det'mi, stradayushchimi onkologicheskimi zabolevaniyami, v usloviyakh statsionara. Zhurnal prakticheskogo psikhologa 2009; 2:87-102 (in Russian).

4. Sistemnaya semeynaya terapiya: Klassika i sovremennost'. Sostavitel' i nauchnyy redaktor AV Chernikov. Moscow: Nezavisimaya firma «Klass» 2005: 400 (in Russian).

5. Bloch S, Hafner J, Harari E and Szmukler G. The Family in Clinical Psychiatry. Oxford: Oxford University Press 1994.

6. Bloch S. A systems approach to loss. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 1991; 25(4):471-480.

7. Bloch S. Models of family functioning and their measurement. In: S Bloch, J Hafner, E Harari and G Szmukler. The Family in Clinical Psychiatry. Oxford: Oxford University Press 1994.

8. Eskedal L, Hagemo P, Eskild A, Aamodt G, Seiler KS, Thaulow E. A population-based study of extra cardiac anomalies in children with congenital cardiac malformations. Cardiology in Yourth 2005; 14(6):600-607.

9. Field T, Diego M. Depressed mothers' infants are less responsive to faces and voices. Infant Behavior and Development 2009; 32(3):239-244.

10. Hearps SJ, McCarthy MC, Muscara F, Hearps SJC, Burke K, Jones B. Psychosocial risk in families of infants undergoing surgery for a serious congenital heart disease. Cardiol. Young 2014; 24(4):632-639.

11. Hoehn KS, Weronovsky G, Rychik T, Tien ZY, Donoghue D, Alderfer MA, Gaynor JW, Kozak AE, Spray TL, Nelson RM. Parental

decision-making in congenital heart disease. Cardiol. Young 2004; 14(3):309-314.

12. Landolt MA, Ystrom E, Stene-Larsen K, Holmstrom H, Vollrath ME. Exploring causal pathways of child behavior and maternal mental health in families with a child with congenital heart disease: a longitudinal study. Psychol. Med 2014; 44(16):3421-3433.

13. Menahem S, Poulakis Z, Prior M. Children subjected to cardiac surgery for congenital heart disease. Part 1 - Emotional and psychological outcomes. Interact. Cardiovasc. Thorac. Surg 2008; 7(4):600-604.

14. Muscara F, Woolf C, Burke K, Anderson VA. Early psychological reactions in parents of children with a life threatening illness within a pediatric hospital setting. Eur Psychiatry 2015; 30(5):555-561.

15. Re J, Dean S, Lawoko S, Soares J. Distress and hopelessness among parents of children with congenital heart disease, parents of children with

other diseases, and parents of healthy children. J Psychosom Res 2002; 52(4):193-208.

16. Schut H, Stroebe M, Van den Bout J, Terheggen M (Eds.). The Efficacy of Bereavement Interventions: Determining Who Benefits. Handbook of Bereavement Research. Washington, DC 2001: 814.

17. Steele L. The death surround: factors influencing the grief experience of survivors. Oncology Nursing Forum 1990; 17(2):235-241.

18. Steinglass P. Family processes and chronic illness. Cancer and the Family. Chichester: Wiley 2000.

19. Stroebe M, Gergen MM, Gergen KJ, Stroebe W. Broken hearts or broken bonds: love and death in historical perspective. American Psychologist 1992; 47(10). -P. 1205-1212.

20. Weihs K and Reiss D. Family reorganization in response to cancer: a developmental perspective. Chichester: Wiley 2000.

THE POSSIBILITIES OF USING FAMILY PSYCHOTHERAPY OF GRIEF IN THE PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF FAMILIES WITH CHILDREN WITH CONGENITAL HEART DEFECT

M.G. KISELEVA

A.N. Bakulev Scientific Center of Cardiovascular Surgery, Ministry of Health of Russia, Moscow

The situation of surgical treatment of congenital heart defect (CHD) in infants is very stressful for their parents, and the adaptation involves working on grief, which makes it important to include the techniques of Family focused grief therapy (FFGT) in the process of psychological rehabilitation of the child's family. The aim of our study was to evaluate the effectiveness of the rehabilitation program using the basic techniques of family grief therapy when working with the family of a child who has a congenital heart defect. We have shown the effectiveness of using the techniques of FFGT within the psychological rehabilitation of families with children with CHD.

Keywords: congenital heart defect, pathological grief, communication, Family focused grief therapy, depression, anxiety.

Address:

Kiseleva M.G., PhD

A.N. Bakulev National Medical Research Center of Cardiovascular Surgery,

Ministry of Health of Russia, Moscow

E-mail: only4masha@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.