Научная статья на тему 'Роль особых экономических зон в региональном развитии в контексте экономической безопасности страны'

Роль особых экономических зон в региональном развитии в контексте экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / особая экономическая зона / социально-экономическое развитие / регионы / экономическая зона / экономический рост / инвестиции. / economic security / special economic zone / socio-economic development / regions / economic zone / economic growth / investments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина И.А., Круглова И.А., Борматов В.Ю.

Цель исследования – анализ роли особых экономических зон в региональном развитии, их проблематики и мирового опыта. В статье рассматривается сущность понятия особой экономической зоны в развитии регионов, сравнение особенностей их создания и существования в РФ и в других странах, на примере их развития в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области. Дается обоснования актуальности особых экономических зон. Рассматриваются параметры эффективности такой зоны в г. Санкт-Петербург. В результате исследования формулируется вывод о том, что развитие особых экономических зон способствует улучшению экономического развития региона, а также является мультипликативным фактором улучшения социально-экономической обстановки. Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию особых экономических зон в РФ. Результаты исследования могут быть полезными для разработки и реализации экономической политики, направленной на повышение уровня экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of special economic zones in regional development in the context of the country's economic security

The purpose of the study is to analyze the role of special economic zones in regional development, their problems and world experience. The article examines the essence of the concept of a special economic zone in the development of regions, a comparison of the features of their creation and existence in the Russian Federation and in other countries, using the example of their development in St. Petersburg and the Leningrad region. The relevance of special economic zones is justified. The efficiency parameters of such a zone in St. Petersburg are considered. As a result of the study, the conclusion is formulated that the development of special economic zones helps to improve the economic development of the region, and is also a multiplicative factor in improving the socio-economic situation. Recommendations for the further development of special economic zones in the Russian Federation are formulated. The results of the study may be useful for the development and implementation of economic policies aimed at increasing the level of economic development of regions.

Текст научной работы на тему «Роль особых экономических зон в региональном развитии в контексте экономической безопасности страны»

The role of special economic zones in regional development in the context of the country's economic security

Nikitina Irina Alexandrovna, DSc of Economics, Professor

Kruglova Irina Alexandrovna DSc of Economics, PhD of Judicial sciences, Associated Professor

Bormatov Vadim Yurievich, Postgraduate Student

International Banking Institute named after Anatoly Sobchak, St. Petersburg

The purpose of the study is to analyze the role of special economic zones in regional development, their problems and world experience. The article examines the essence of the concept of a special economic zone in the development of regions, a comparison of the features of their creation and existence in the Russian Federation and in other countries, using the example of their development in St. Petersburg and the Leningrad region. The relevance of special economic zones is justified. The efficiency parameters of such a zone in St. Petersburg are considered. As a result of the study, the conclusion is formulated that the development of special economic zones helps to improve the economic development of the region, and is also a multiplicative factor in improving the socio-economic situation. Recommendations for the further development of special economic zones in the Russian Federation are formulated. The results of the study may be useful for the development and implementation of economic policies aimed at increasing the level of economic development of regions.

Keywords: economic security; special economic zone; socio-economic development; regions; economic zone; economic growth; investments.

Цитировать: Никитина И.А., Круглова И.А., Борматов В.Ю. Роль особых экономических зон в региональном развитии в контексте экономической безопасности страны // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 94-101. EDN: GKZOPD. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.18

Никитина Ирина Александровна, доктор экономических наук, профессор

Круглова Инна Александровна, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, доцент

Борматов Вадим Юрьевич, аспирант

Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербург

Цель исследования - анализ роли особых экономических зон в региональном развитии, их проблематики и мирового опыта. В статье рассматривается сущность понятия особой экономической зоны в развитии регионов, сравнение особенностей их создания и существования в РФ и в других странах, на примере их развития в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области. Дается обоснования актуальности особых экономических зон. Рассматриваются параметры эффективности такой зоны в г. Санкт-Петербург. В результате исследования формулируется вывод о том, что развитие особых экономических зон способствует улучшению экономического развития региона, а также является мультипликативным фактором улучшения социально-экономической обстановки. Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию особых экономических зон в РФ. Результаты исследования могут быть полезными для разработки и реализации экономической политики, направленной на повышение уровня экономического развития регионов.

Ключевые слова: экономическая безопасность; особая экономическая зона; социально-экономическое развитие; регионы; экономическая зона; экономический рост; инвестиции.

УДК 338.984

5.2.3

Никитина И.А., Круглова И.А., Борматов В.Ю.

Роль особых экономических зон в региональном развитии в контексте экономической безопасности страны

Введение

Для современной России экономическое развитие регионов является главной задачей, которая направлена на создание условий, повышающих активность и конкурентоспособность регионов [1]. От решения этой задачи фактически зависит экономическая безопасность страны, обеспечение ее самодостаточного и быстрого развития. Исследование проблем, с которыми сталкиваются при этом регионы, позволяет создавать более эффективные экономические зоны или совершенствовать действующие. Такие особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) представляют собой территории, в которых действуют не только особые визовые и таможенные условия, но и налоговые, а также инвестиционные. Именно это и привлекает инвесторов, которые вкладывают свои средства в развитие предприятий.

Цель работы предопределяет решение следующих задач: 1) выявить особенности создания и функционирования ОЭЗ в России и в мире; 2) определить особенности, проблемы и перспективы ОЭЗ, в том числе в г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Основными материалами данного исследования стали данные по особенностям развития и функционирования ОЭЗ в России и в мире. Объектом данного исследования выступают ОЭЗ, история и особенности их развития. Предмет исследования – степень влияния, которое оказывают ОЭЗ на экономическое развитие регионов.

Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предполагает использование системного подхода к решению проблем.

Вопросы функционирования ОЭЗ в рамках современной науки исследовались учеными из разных отраслей. Среди российских ученых, занимающихся темой анализа влияния особых экономических зон, можно выделить: Е.С. Вылкову и А.Л. Тарасевич [1], Е.А. Григорьева [3], В.А. Дегтереву [4; 5], Т.А. Игнатьеву [6]. Среди иностранных ученых, занимающихся темой анализа влияния особых экономических зон, можно выделить: Л. Гобиллион [23], С.Дженсен [24], Ванг Джин [26].

Однако, даже несмотря на наличие множества работ, связанных с вопросами функционирования свободных экономических зон, необходимо отметить, что данная тема остается недостаточно разработанной и обладает потенциалом для дальнейших дискуссий.

Результаты исследования

Под экономической безопасностью страны понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». [18] Обеспечение экономической безопасности страны неразрывно связано с развитием ее структурных элементов, в первую очередь территориальных. При оценке экономической безопасности региона оцениваются, как правило, региональные экономические интересы, правовая база и организационное обеспечение экономической безопасности, показатели экономической безопасности и их пороговые значения, угрозы в экономике региона. Особое внимание уделяется ОЭЗ регионов. При создании ОЭЗ государство нацелено на обеспечение стабильного экономического развития регионов. Нередко создание ОЭЗ направлено на решения разного рода проблем, которые мешают эффективному развитию региона [3].

При этом сам факт создания ОЭЗ объясняется необходимостью усиливать в определенном регионе или территории государства внешнеэкономические связи. Привлечение инвестиций в ОЭЗ направлено на активизацию среднего и малого бизнеса, в результате чего удается сгладить различия между регионами в государстве [9].

Международный опыт

При исследовании зарубежного опыта по созданию ОЭЗ (рис. 1), было установлено, что лидером по количеству их является США, в которых они подразделяются на три основные группы: технологические парки, предпринимательские зоны, зоны внешней торговли [22; 23]. Примечательно, что в США закон о ОЭЗ действует уже с 1934 года.

Рисунок 2 – Сравнение распространения ОЭЗ в странах мира

Источник: составлено авторами

Рисунок 1 – Лидеры по созданию ОЭЗ

Не менее значительным опытом по созданию ОЭЗ имеют и государства европейские государства: Германия, Ирландия и Польша.

В Германии существует 5 основных экономических зон. Первые 3 из них относятся к первому типу. Это означает, что товар перемещается в пределах области и находится под контролем таможни: Гамбургская ОЭЗ, Бремерхавен, Куксхафен. Две остальные относятся ко второму типу. Такими являются следующие: Деггендорф и Дуйсбург. Ежегодно из Гамбурга отправляется около 7 тыс. рейсов во все стороны света. Из Бремерхавена отправляется более, чем 1350000 автомобилей. Куксхафен является важным для Гамбурга и Кильского канала, так как является точкой регистрации судов. Кроме того, особенностью последнего времени стал приток компаний из азиатских стран. В настоящее время именно Китай является одним из самых крупных партнеров. Более чем 300 китайских фирм уже имеют офисы или представительства в Гамбурге. Главным достижением ОЭЗ в Гамбурге является привлечение более, чем 300 китайских компаний [24].

В Ирландии существуют различные типы зон: зоны свободной торговли, технопарки, экспортно-производственные зоны, а также зоны специального назначения. Одним из примеров успешного функционирования является свободная зона, которая располагается в аэропорту Шеннон. Она находится в западной части Ирландии. В данной зоне было зарегистрировано больше 120 компаний, начиная с 1959 г., которые создали порядка 7 500 рабочих мест. Годовой экспорт существенно превышает 2,5 млрд руб. [24].

ОЭЗ в Польше создавались с 1995 г. Зона Мелец стала первой ОЭЗ. Всего было создано 14 зон, а также было выдано более 1700 разрешений резидентам. Благодаря созданию ОЭЗ создано 250 тыс. рабочих мест, а объем инвестиций составил порядка 93 млрд злотых [24].

При анализе зарубежного опыта необходимо обратить внимание на практику создания ОЭЗ в Китае. История существования ОЭЗ в Китае началась в 1978 году. C того времени в Китае были достигнуты высокие макроэкономические показатели. Но опыт Китая по созданию ОЭЗ отличается тем, что их территория четко регламентирована нормативно-законодательными актами, которые принимались правительствами провинций, на территории которых были созданы ОЭЗ [26].

В России механизм функционирования ОЭЗ является относительным новым. Ранее была более распространено оказание помощи для некоторых предприятий. Такой способ представлялся более целесообразным с экономической точки зрения [20].

Опыт создания российских ОЭЗ начинается с 2005 г., когда был принят ФЗ о ОЭЗ №116 от 22.07.2005 г. [19] Позднее в 2006 г. было создано ОАО «Особые экономические зоны» для того, чтобы осуществлять управление ОЭЗ. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ, которое основывается на результатах конкурса.

В этой связи, учитывая, что ОЭЗ в перечисленных странах находятся на разных этапах своего развития, особый интерес представляет сравнительная характеристика преференций, которые они предоставляют своим резидентам (табл. 1).

Таблица 1 - Виды стимулирования участников ОЭЗ в отдельных странах мира [10], [11], [25].

В первые 11 лет после создания ОЭЗ в России на их содержание потребовалось 127, 1 млрд руб. При этом по оценке Счетной палаты Российской Федерации наиболее эффективными были признаны только четыре ОЭЗ, которые были созданы в следующих субъектах:

− в Татарстане;

− в Липецкой области;

− в Самарской области;

− в г. Санкт-Петербурге [4].

Кластерная политика, которая проводилась в Санкт-Петербурге, в настоящее время стала более системной. За 2022 г. количество компаний, которые занимаются инновациями в области технологий, возросло на 18%, объем поставленной продукции вырос до 28%, увеличились затраты на инновации на 30%, выросло количество объектов интеллектуальной собственности на 8%. Успешный пример кластерного подхода представляет собой автомобильный кластер. Были открыты и расширены заводы таких автомобильных компаний и автокомпонентов, как «Магна», «Ниссан Мотор Ко. ЛТД», «Хендэ Мотор Компани» [4].

г. Санкт-Петербург – это центр СЗФО, который является одним из 9 округов в РФ и имеет особенное протекание социально-экономических, демографических и этнических процессов. Выгодное экономико-географическое расположение СЗФО определяет разнообразные природные условия. В качестве крупного индустриального района выступает Юго-западная часть округа, которая специализируется не производстве наукоемких товаров и точном машиностроении. Кроме того, в данном округе выпускается продукция лесной и химической промышленности и даже продукция народного потребления [6]. В СЗФО развит и индустриально-строительный комплекс, в который входит стекольная промышленности, производство железобетонных изделий и прочих материалов для строительства (табл. 2) [8].

В 2005 г. именно Санкт-Петербург среди ряда регионов стал победителем федерального конкурса по созданию ТВТ ОЭЗ. Можно сказать, что ОЭЗ является одним из инструментов государственного регулирования экономики, что и подтверждается на примере г. Санкт-Петербурга. А.А. Рац в своем исследовании указывает, что поддержка ОЭЗ и кластеров является важным направлением фискальной политики государства [16].

Таблица 2 - Отраслевая структура валового регионального продукта

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге состоит их двух площадок: «Нойдорф» в пос. Стрельна и «Новоорловская» в Приморском районе Санкт-Петербурга.

На территории «Новоорловской» власти региона провели дополнительные транспортные коммуникации, которые были соединены с автомагистралями. Кроме того, региональными властями были модернизированы системы водоснабжения, водоотведения и электросети. Именно после такой модернизации земельные участки, которые были расположены по соседству, существенно подорожали. Они оказались востребованы девелоперами. На таких участках сразу стали появляться большие жилые комплексы. В этом плане на площадке «Нойдорф» такие перспективы для роста отсутствуют.

В процессе исследования было установлено, что именно Санкт-Петербург стал первым регионом России, который получил возможность возвращать в городской бюджет из федерального те инвестиции, которые были вложены в дальнейшее развитие ОЭЗ. В такой обстановке городу стало проще составлять прогноз для дальнейшего развития ОЭЗ «Санкт-Петербург». Для возмещения затрат на создание ОЭЗ в 2023 г. Санкт-Петербург должен будет получить около 340 млн рублей. Первый транш в размере 338,6 млн рублей будет направлен из средств федерального бюджета в следующем году. Общая сумма возмещения Санкт-Петербургу может составить 4,4 млрд рублей. Это общая сумма региональных затрат с 2018 года, которые были направлены на развитие ОЭЗ. Другие регионы также планируют использовать данный опыт.

С 2018 г. в России критерии для оценки эффективности особых экономических зон существенно ужесточились, и при этом стали более конкретными. С этого времени ОЭЗ должны каждый год увеличивать количество резидентов, а самими инвесторами нужно поступательно наращивать объемы производства. Но в то же время ОЭЗ лишилась существенной части своих налоговых льгот.

При этом, также на территории ОЭЗ «Санкт-Петербург» распространяется «свободная таможенная зона». Она позволяет ввозить оборудование и детали для резидентов ОЭЗ со следующими льготами:

- Отсрочка выплаты таможенных пошлин;

- НДС и таможенной пошлины оплачивается либо полностью за весь продукт, либо отдельно за его компоненты;

- Возможность размещения с нулевой пошлиной товаров иностранного происхождения в зоне ОЭЗ без ограничений по времени.

По данным годовой отчетности за 2022 год, на территории ОЭЗ «Санкт-Петербург» свою деятельность осуществляют 68 резидентов, выручка которых в общем составила 318,76 млрд руб. Благодаря этим резидентам было создано 6 514 рабочих мест. В федеральный бюджет при этом выплачено 41,76 млрд руб. налоговых поступлений и 7,43 млрд руб. страховых взносов. Объем привлеченных инвестиций составил 85,26 млрд руб. По аналогичным данным отчетности за 2019-2022 гг. составлены графики для рисунка 2 [2].

Рисунок 2 - Показатели эффективности функционирования ОЭЗ «Санкт-Петербург» в 2019-2022 гг.

При анализе эффективности российских ОЭЗ следует отметить, что, по сравнению с китайскими и американскими ОЭЗ, по сути они находятся в начале своего становления, учитывая период порядка 18 лет с 2005 года. В настоящий момент ОЭЗ США и Китая прошли путь становления и развития и уже доказали свою эффективность.

Для оценки эффективности ОЭЗ можно руководствоваться тремя основными параметрами:

- объем привлеченных инвестиций;

- объем производства или экспорта (зависит от специфики ОЭЗ);

- количество созданных рабочих мест [12].

Согласно данным, отраженным на графиках, можно отметить стабильный рост по объемам привлеченных инвестиций, объемам выручки, количеству созданных рабочих мест за анализируемый период функционирования ОЭЗ, что характеризует его как достаточно эффективным.

Кроме того, ОЭЗ «Санкт-Петербург» занимает 3-ю строчку в “Рейтинге индустриальных парков и особых экономических зон” из 127 участников по состоянию на июнь 2023 г. [17]

В 2022 г. Правительство утвердило решение о создании ОЭЗ «Усть-Луга» для дальнейшего развития региона [15]. В Усть-Луге планируется строительство завода по производству СПГ. Также планируется строительство газохимического комплекса, производящего различные полимеры. Общий объем инвестиций в эти проекты составит 2,2 трлн рублей за 3 года, при этом будет создано более 5 600 рабочих мест [14].

Тем не менее, для ее создания и развития уже существующих необходимо восполнить недостаток не только прогноза, но и достоверной аналитической информации о тех грузопотоках, которые существуют в настоящее время. Сегодня все предприятия и транспортная отрасль вынуждены самостоятельность заниматься проведением маркетинговых исследований, проводить расчеты и составлять прогнозы. Но полученные при этом результаты могут расходиться друг с другом.

В Ленинградской области существует значительное расхождение в морском, железнодорожном и автомобильном транспорте. Проблема заключается еще и в том, что узкие места на железных дорогах не дают возможность развивать морской транспорт. Именно поэтому не могут развиваться и те производительные зоны, которые могли быть созданы в районе морского порта. В этой связи, необходимо начать с налаживания эффективной системы мониторинга. Только после этого возможно составления прогноза для эффективного развития грузопотоков.

Для дальнейшего развития региона в министерство экономического развития была направлена заявка на расширение ОЭЗ «Санкт-Петербург», в которой предполагается расширить зону в Шушарах до 127,2 га, на Парнасе - до 20,6 га. В результате чего ОЭЗ увеличится практически в два раза.

Кроме расширения и создания новых ОЭЗ, власти Санкт-Петербурга занимаются «расчисткой» уже действующей площадки. При этом все предприятия, которые не справляются с выполнением инвестиционной программы, выселяются по решению суда. Такая мера стала применяться еще в 2018 г.

В России обычно отдают предпочтение наиболее развитым регионам при выборе территории для создания ОЭЗ [14]. В итоге финансовые и трудовые ресурсы перемещаются в более развитые регионы, где создается ОЭЗ. Например, в других странах мира часто распространена совсем другая практика. Внимание уделяется депрессивным регионам. По сути создается новая точка привлечения, она становится катализатором дальнейшего роста инвестиционной активности. Помимо прочего, она также создает положительный эффект для развития всей прилегающей территории и районов.

Таблица 3 - Сравнение участия регионов и центральных органов управления в решении вопросов ОЭЗ в РФ и в мире

В таблице 3 дополнительно представлена подборка отличий работы ОЭЗ в России и в мире на примере разделения функций управления между центральными и региональными субъектами [14]. В принципе, часть вопросов решаются общими усилиями, по некоторым вопросам, конечно, есть отличия.

Депрессивные регионы – территории, в которых по экономическим, политическим, экологическим, социальным и иным основаниям не действуют условия и стимулы роста. Характерные черты - экономический спад в основных отраслях в последние годы, низкий уровень жизни населения и дефицит трудовых кадров.

В этот список в России входят Тува, Адыгея, Алтайский край и Республика Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Чувашия, Псковская и Курганская области [21]. Этим регионам были назначены кураторы на федеральном уровне. Они занимаются разработкой индивидуальных программ развития для таких регионов.

Дополнительно можно отметить проблемные вопросы развития ОЭЗ в России:

- правовое регулирование деятельности ОЭЗ. Решения о создании принимает правительство РФ (в мире есть ОЭЗ с региональным или даже муниципальных статусом, что гораздо упрощает инвестиционные инициативы);

- формирование заявок на ОЭЗ только от региональных или муниципальных властей;

- при подаче заявок ориентир на благополучные и инвестиционно-привлекательные районы, а не на проблемные и депрессивные;

- управление чрезмерно централизовано;

- малое количество технико-внедренческих зон в общем количестве ОЭЗ (В РФ всего 7 ТВТ ОЭЗ из 50 ОЭЗ).

Заключение

В результате исследования было установлено, что основным принципом функционирования ОЭЗ является обеспечение комплексна преференций и льгот, которые предоставляются инвесторам. Это добавляет стимулов для активизации потенциала региона, диверсификации его экономики, расширения инновационной деятельности. Помимо экономического результата от присутствия ОЭЗ в регионе, создаются новые рабочие места для населения, это позволяет привлекать квалифицированных специалистов, развивать местную инфраструктуру. Все это создает дополнительный социально-экономический эффект для региона.

В процессе исследования выявлено, что разные страны предоставляют различные преференции участникам своих ОЭЗ, которые отличаются по размерам в процентном отношении и по применению. Резидентам ОЭЗ в РФ также предоставляются определённые льготы, которые имеют свои отличия от мировых. Возможно предположить, что в настоящий момент одних льготных режимов недостаточно и необходимо предлагать дополнительные стимулы.

В ходе проведенного исследования был проанализирован опыт ОЭЗ в РФ, среди которых выделяется ОЭЗ «Санкт-Петербург», проведен анализ ее характеристик и показателей функционирования. Данная ОЭЗ функционирует уже много лет, является развитой и эффективной, вносит положительный вклад в экономику региона.

Также необходимо отметить, что формирование ОЭЗ в регионе нуждается в комплексном и системном подходе к такому процессу. В настоящий момент при подаче заявок на создание ОЭЗ в РФ явное преимущество отдают развитым и динамичным регионам. Вместе с тем, мировая практика показывает, что максимально эффективно можно использовать этот механизм применительно к депрессивным регионам. Это позволит создать новую местную точку для роста инвестиционной активности. Она, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на весь прилегающий район/регион.

В связи с долгим периодом получения экономического эффекта от деятельности ОЭЗ (согласно мировой практике – 10-15 лет), только некоторые из ОЭЗ в РФ, которые начали свою деятельность одними из первых в 2005 году вышли на плато своего эффективного функционирования (пример ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург»). На данном этапе развития ОЭЗ в РФ требуется проработка механизмов дальнейшего развития, с учетом мирового опыта, в том числе Китая и США.

В этой связи перспективными направлениями дальнейшего развития ОЭЗ могут стать:

- привлечение частных инвесторов к работе по созданию объектов инфраструктуры внутри самих ОЭЗ;

- делегирования процессов администрирования и управления ОЭЗ регионам;

- распространение ОЭЗ на другие регионы РФ, где такой институт еще не задействован;

- разработка дополнительных стимулов для привлечения резидентов ОЭЗ.

Следует предположить, что ОЭЗ в России будут развиваться и дальше и окажут еще более существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так страны в целом, станут одним из драйверов будущего роста страны, обеспечивая ее экономическую безопасность.

Литература:

1. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 5. – Ч. 1. – С. 57–64.

2. Годовой отчет АО ''ОЭЗ'' Санкт-Петербург'' за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spbsez.ru/about/ (дата обращения 12.10.2023).

3. Григорьев Е.А. Роль государственно-частного партнерства для регионального развития (на примере СЗФО) / Е.А. Григорьев, Д.Ю. Сахнов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 1(19). – С. 94-100.

4. Дегтерева В.А. Кластеры и особые экономические зоны как факторы регионального инновационного развития (на примере Санкт-Петербурга) / В.А. Дегтерева // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – Т. 18, №8(479). – С. 1418-1429.

5. Дегтерева В.А., Иванов М.В., Барабанов А.А. Россия на пути к цифровизации: шанс или вызов. В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. – С. 365–369.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Игнатьева Т.А. Инновационное развитие региона как условие эффективного развития регионального туризма (на примере СЗФО) / Т.А. Игнатьева // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – №2. – С. 63-74.

7. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. URL: https://econ.lenobl.ru/ru/budget/osobye-ekonomicheskie-zony/ (дата обращения 13.10.2023).

8. Кретинин В.А. Особые экономические зоны как институт экономического развития / В.А. Кретинин Б.В. Карцев // Муниципальная академия. – 2022. – №2. – С. 126-129.

9. Кузнецов Н.А., Рязанцев Е.Ю. Региональное развитие особых экономических зон в России // Политический журнал научных публикаций «Дискуссия». – 2013. – №2(32). – С. 42-44.

10. Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон. Реальная экономика. - 2016 – С. 29-36.

11. Министерство экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения 17.10.2023).

12. Москвина О.С. Анализ эффективности функционирования особой экономической зоны «Санкт-Петербург» // Аллея науки. - 2017. – Т. 1, №10. – С. 131–134.

13. Осмотр отстающих [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4713572 (дата обращения 12.10.2023).

14. Передкова И. В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона / И.В Передкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2013 – №11(057). – С. 89-92.

15. Постановление от 25.05.2022 № 949 «О создании на территории муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа». по состоянию на 09 декабря 2022 г.] [Электронный ресурс]. - М.: Косультант плюс.

16. Рац А.А. Инновационная миссия ОЭЗ // Инновации. – 2009. – №12. – С. 39–42.

17. Рейтинг индустриальных парков и особых экономических зон. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/expert/2023/24/spetsdoklad/97/ (дата обращения 12.10.2023).

18. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/

19. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/.

20. Федотов А.С. Особые экономические зоны как фактор экономического развития Российской Федерации / А.С. Федотов, В.В. Боброва // Академическая публицистика. – 2022. – №9-1. – С. 27-38.

21. Фурщик М.А, Ушаков Е.А. Перспективы особых экономических зон в условиях финансового кризиса // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2009. – С. 19-31.

22. Шаталов С.Д., Пинская М.Р., Стешенко Ю.А. Лучшие практики предоставления налоговых льгот инвестиционной направленности // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. - №4(42). - С. 7-23.

23. Gobillion, L., Magnac, T. and Laurent, H. Do Unemployed Workers Benefit From Enterprise Zones? The French experience. // Journal of Public Economics. – 2012. pp. 881 – 892.

24. Jensen C. and Winiarczyk, M., Special Economic Zones – Twenty Years Later, CASE Network Studies and Analyses. – 2014. – № 467. Centrum Analiz Społeczno-Ekonomicznych, Warszawa.

25. Learn All About Special Economic Zones In China [Электронный ресурс] URL: https://www.fdichina.com/blog/special-economic-zones-china/ (дата обращения 17.10.2023).

26. Wang, Jin. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities. Journal of Development Economics, Volume 101, 2013, pp.133–147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.