Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России'

Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX / TAXATION / SPECIAL ECONOMIC ZONE / BALANCE OF INTERESTS / TAX BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна, Тарасевич Алексей Леонидович

Исследованы проблемы развития особых экономических зон (ОЭЗ). Предложен единый методический подход к выявлению территорий драйверов экономического роста. На основе расчетно-аналитического и ранжирующего методов систематизированы показатели деятельности различных типов ОЭЗ и конкретных ОЭЗ за 2017 год. На основе анализа показателей ОЭЗ и их сравнения со среднероссийскими показателями выявлены ОЭЗ драйверы экономического роста, на которые следует равняться другим зонам и экономическим субъектам: «Алабуга», «Липецк», «Санкт-Петербург».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна, Тарасевич Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS DRIVERS OF RUSSIA ECONOMIC DEVELOPMENT

The problems of the development of special economic zones (SEZ) are investigated. A unified methodological approach to identifying territories drivers of economic growth is proposed. Based on computational, analytical and ranking methods, the performance indicators of various types of SEZs and specific SEZs for 2017 are systematized. Based on the analysis of the SEZ indicators and their comparison with the average Russian indicators, the SEZ drivers of economic growth were identified, which should be equal to other zones and economic entities: Alabuga, Lipetsk, St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аннотация. Исследованы проблемы развития особых экономических зон (ОЭЗ). Предложен единый методический подход к выявлению территорий - драйверов экономического роста. На основе расчетно-аналитического и ранжирующего методов систематизированы показатели деятельности различных типов ОЭЗ и конкретных ОЭЗ за 2017 год. На основе анализа показателей ОЭЗ и их сравнения со среднероссийскими показателями выявлены ОЭЗ - драйверы экономического роста, на которые следует равняться другим зонам и экономическим субъектам: «Алабуга», «Липецк», «Санкт-Петербург».

Ключевые слова. Налог, налогообложение, особая экономическая зона, баланс интересов, налоговые льготы.

Vylkova E.S., Tarasevich A.L.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS DRIVERS OF RUSSIA ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract. The problems of the development of special economic zones (SEZ) are investigated. A unified methodological approach to identifying territories - drivers of economic growth is proposed. Based on computational, analytical and ranking methods, the performance indicators of various types of SEZs and specific SEZs for 2017 are systematized. Based on the analysis of the SEZ indicators and their comparison with the average Russian indicators, the SEZ drivers of economic growth were identified, which should be equal to other zones and economic entities: Alabuga, Lipetsk, St. Petersburg.

Keywords. Tax, taxation, special economic zone, balance of interests, tax benefits.

В настоящее время в мире и РФ широко применяется создание различных типов ОЭЗ, аспекты функционирования которых многопланово рассмотрены в экономической литературе [1-3; 5-13]. Детальный обзор публикаций по проблематике ОЭЗ приведен в работе Е.С. Вылковой и А. Л. Тарасевича [4].

Согласно данным Минэкономразвития РФ, в России насчитывается 25 ОЭЗ (9 промышленно-про-изводственных ОЭЗ (ОЭЗ ППТ), 6 технико-внедренческих ОЭЗ (ОЭЗ ТВТ), 9 туристско-рекреа-ционных ОЭЗ (ОЭЗТРТ) и 1 портовая ОЭЗ (ПОЭЗ)). С начала деятельности законодательства об ОЭЗ в них зарегистрировано более 700 резидентов; объем заявленных инвестиций составил более 14 млрд долл.; осуществленных резидентами инвестиций - более 5 млрд долл., создано более 30 ты-

ГРНТИ 06.73.15

© Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л., 2019

Елена Сергеевна Вылкова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики СевероЗападного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.

Алексей Леонидович Тарасевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Вылкова Е.С.): 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43 (Russia, St. Petersburg, V.O., Sredny av., 57/43). Тел.: 8 (812) 335-94-94. E-mail: vylkova-es@ranepa.ru. Статья поступила в редакцию 06.05.2019.

сяч рабочих мест, уплачено более 67 млрд руб. налоговых и таможенных платежей (см.: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/index). Основные показатели деятельности российских ОЭЗ приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности различных типов ОЭЗ за 2017 год

Количество резидентов ОЭЗ Количество рабочих мест Объем инвестиций (в том числе капитальных вложений), осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ млн руб. Объем капитальных вложений, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ млн руб. Объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг млн руб. Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ млн руб.

ОЭЗ ППТ 197 13315 200162 187546 386270 14159

ОЭЗ ТВТ 374 14464 88263 53749 136879 19671

ОЭЗ ТРТ 66 587 2610 2457 742 137

ПОЭЗ 19 55 1023 871 409 30

ИТОГО 656 28 421 292058 244623 524300 33997

Составлено авторами на основе информации сайта Министерства экономического развития Российской Федерации (см.: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2018290632).

Данные таблицы 1 дают основания для утверждения, что, к сожалению, вклад экономических субъектов из ОЭЗ в развитие экономики страны за 13 лет их деятельности очень небольшой. Согласно данным Росстата (см.: Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. С. 49, 311), в 2017 г. доля занятых в ОЭЗ составила 0,04%. Доля в ВВП выручки резидентов ОЭЗ -0,57%. Доля 656 резидентов ОЭЗ в 45 617 000 предприятиях и организациях, действующих в РФ в 2017 г., ничтожно мала. Это же можно сказать и про налоговые поступления. Исходя из данных таблицы 1, авторы рассчитали ряд относительных показателей, в том числе по налоговой эффективности различных типов ОЭЗ (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели результативности деятельности различных типов ОЭЗ за 2017 год

Объем выручки в среднем на одного резидента млн руб. Объем выручки в среднем на одного работника млн руб. Объем налогов в среднем на одного резидента ОЭЗ млн руб. Доля налогов в выручке, %

ОЭЗ ППТ 1961 29,0 71,9 3,7

ОЭЗ ТВТ 366 9,5 52,6 14,4

ОЭЗ ТРТ 11 1,3 2,1 18,5

ПОЭЗ 22 7,4 1,6 7,3

В среднем по ОЭЗ 799 18,4 51,8 6,5

В 2017 г. в среднем на одну организацию приходится 3,48 млн руб. оборота, что позволяет говорить о том, что показатели по ОЭЗ выше, чем средние по РФ. Согласно данным ФНС, в среднем на одну организацию приходится 5,22 млн руб. доходов от реализации, что меньше показателей по резидентам ОЭЗ. Даже если в состав доходов включить внереализационные доходы и учесть доходы по убыточным предприятиям, то на одну организацию приходится 8,7 млн руб., что практически на порядок меньше, чем по резидентам ОЭЗ. В среднем по РФ оборот предприятий, приходящийся на одного занятого, составляет 2,2 млн руб., а выручка на одного занятого - 3,3 млн руб., а если расчет производить исходя из общей суммы доходов, полученных организациями по данным ФНС, то получим 5,5 млн руб., что ниже, чем по ОЭЗ в среднем. Согласно данным ФНС РФ, в 2017 г. объем нало-

гов в среднем на одно предприятие - 0,38 млн руб., что существенно ниже, чем в ОЭЗ. Доля налогов в обороте предприятий 10,8%, а в доходах 7,2%, что выше, чем в среднем по резидентам ОЭЗ. Доля налогов существенно выше среднероссийских показателей в ОЭЗ ТВТ и ОЭЗ ТРТ.

Согласно «Отчёта о результатах функционирования ОЭЗ» (см.: http://economy.gov.ru/minec/about/ 8^сШгеМер08оЬЕс2опе/2018290632}, объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ за период с начала функционирования ОЭЗ, составил 33 998,25 млн руб. (104% от плана), в том числе за 2017 г. - 9 507,53 млн руб. (114% от плана). Объем используемых налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет, полученных резидентами ОЭЗ, за 2017 г. составил 500,80 млн руб. (142% от плана); в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, 3 573,93 млн руб. (209% плана). Итого объем льгот составил 4 074,73 млн руб., т.е. 43% от суммы уплаченных в 2017 году налогов. Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, за период с начала функционирования ОЭЗ составил 25 538,12 млн руб. (115% от плановых значений), в том числе за 2017 г. - 5 742,22 млн руб. (257% от плановых значений). Объем таможенных льгот, предоставленных резидентам ОЭЗ за 2017 г., составил 2 760,30 млн. руб., т.е. 48% от суммы уплаченных таможенных платежей.

На основании данных таблиц 1 и 2 и приведенных выше авторских расчетов, можно сделать следующий вывод: значимость ОЭЗ в экономике России невелика, но большинство показателей деятельности их резидентов выше, чем в среднем по РФ, т.е. их резиденты работают более эффективно. Поэтому целесообразно исследовать опыт лучших резидентов ОЭЗ и тиражировать его как для других резидентов различных типов ОЭЗ, так и для прочих экономических субъектов. Для этих целей на основе данных Минэкономразвития авторами составлена таблица 3. Из нее видно, что в 2017 г. из 9 ОЭЗ ППТ наиболее динамично развивались Алабуга и Липецк. Данные ОЭЗ занимали лидирующие позиции практически по всем показателям. По ОЭЗ ТВТ видно, что в ОЭЗ ТВТ «Дубна» наблюдается наибольшее количество резидентов. ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» занимает первые позиции по наибольшему количеству показателей (трем). ОЭЗ «Технополис «Москва» имеет наибольшее значение двух показателей.

Таблица 3

Абсолютные показатели деятельности конкретных ОЭЗ в 2017 году, млн руб.

Количе- Объем вы- Объем ис- Объем ис-

Название ОЭЗ Период Количество резидентов ОЭЗ (ед.) ство рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на терри- Объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ ручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акци- Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной пользуемых резидентами налоговых льгот в части, зачисляемой в феде- пользуемых резидентами налоговых льгот в части, зачисляемой в региональный и мест-

тории ОЭЗ (ед.) зов и сумма доходов системы РФ ральный бюджет ный бюджеты

ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан за 2017 г. 8 755 5 482,30 77 833,10 1 139,70 796,30 1 452,10

нарастающим итогом за пе-

риод с начала функционирования 64 6 389 112 698,40 306 125,70 8 427,70 11 669,90 6 154,80

ОЭЗ за 2017 г. 7 366 13 763,00 16 532,00 854,96 1 636,20 519,60

в Липецкой обл. нараст. итогом 52 3 624 50 672,16 65 547,00 4 242,47 6 588,19 2 169,50

ОЭЗ за 2017 г. 2 460 1 665,23 3 013,38 281,78 5,30 130,61

в Самарской обл. нараст. итогом 20 1 077 10 382,04 6 974,34 764,40 792,04 267,57

Продолжение табл. 3

Название ОЭЗ Период Количество резидентов ОЭЗ (ед.) Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ (ед.) Объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ Объем выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ Объем используемых резидентами налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет Объем используемых резидентами налоговых льгот в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты

ОЭЗ в Свердловской обл. за 2017 г. 4 34 3 623,90 1 487,80 100,90 81,80 0,00

нараст. итогом 14 133 5 193,10 1 487,80 102,10 81,80 0,00

ОЭЗ в Псковской обл. за 2017 г. 4 37 620,87 7,30 32,51 0,00 0,00

нараст. итогом 9 77 928,86 7,30 36,67 0,00 0,00

ОЭЗ «Ступино квадрат» в Московской обл. за 2017 г. 4 66 2 451,07 17,80 30,07 0,00 0,09

нараст. итогом 8 69 2 519,47 17,80 30,25 0,00 0,17

ОЭЗ в Тульской обл. за 2017 г. 4 589 2 915,63 0,00 2,90 57,78 0,00

нараст. итогом 8 594 3 141,68 0,00 3,01 57,78 0,00

ОЭЗ в Астраханской обл. за 2017 г. 4 141 650,95 1 726,77 385,76 0,00 30,32

нараст. итогом 8 216 686,16 2 439,82 404,26 0,00 45,91

ОЭЗ в Калужской обл. за 2017 г. 5 518 7 649,83 1 975,31 78,63 0,00 147,21

нараст. итогом 14 1 136 13 939,74 3 670,31 148,60 169,49 284,10

Итого ППТ за 2017 г. 42 2 966 38 823 102 593 2 907 2 577 2 280

нараст. итогом 197 13 315 200 162 386 270 14 159 19 359 8 922

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге за 2017 г. 4 468 7 126,00 14 835,00 2 238,00 250,00 362,00

нараст. итогом 46 2 712 31 324,00 40 604,00 8 845,00 1 211,29 1 000,00

ОЭЗ в г. Москве за 2017 г. 7 517 5 370,78 13 766,71 2 022,78 29,00 271,70

нараст. итогом 44 5 191 15 926,34 37 154,28 4 943,89 69,00 587,42

ОЭЗ «Исток» в Московской обл. за 2017 г. 13 129 7 669,00 12 663,00 1 271,75 0,13 380,80

нараст. итогом 14 174 7 991,00 18 613,00 1 921,73 0,17 653,80

ОЭЗ «Дубна» в Московской обл. за 2017 г. 33 730 4 964,04 6 302,51 284,18 289,00 186,37

нараст. итогом 137 3 383 16 474,37 22 454,43 1 013,65 864,90 436,66

ОЭЗ в Томской обл. за 2017 г. 3 348 2 997,50 3 601,29 621,72 0,90 35,54

нараст. итогом 72 2 045 13 334,55 15 516,78 2 789,80 369,76 247,15

Окончание табл. 3

Название ОЭЗ Период Количество резидентов ОЭЗ (ед.) Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ (ед.) Объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ Объем выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ Объем используемых резидентами налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет Объем используемых резидентами налоговых льгот в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты

ОЭЗ «Инно-полис» в Республике Татарстан за 2017 г. 27 635 2 169,20 1 678,60 114,00 0,00 21,70

нараст. итогом 61 959 3 212,80 2 536,00 157,00 0,00 47,30

Итого по ТВТ за 2017 г. 87 2 827 30 296,52 52 847,11 6 552,43 569,03 1 258,11

нараст. итогом 374 14 464 88 263,06 136 878,49 19 671,07 2 515,12 2 972,33

ОЭЗ в Алтайском крае за 2017 г. 5 17 143,34 27,85 2,52 0,00 0,00

нараст. итогом 20 82 852,88 130,42 11,68 0,00 0,00

ОЭЗ в Республике Бурятия за 2017 г. 0 3 4,60 0,30 0,10 0,00 0,00

нараст. итогом 12 3 74,50 0,30 4,40 0,00 0,00

ОЭЗ в Иркутской обл. за 2017 г. 0 6 0,00 28,60 3,63 0,00 2,58

нараст. итогом 6 37 188,74 74,79 13,31 0,00 7,01

ОЭЗ в Кара-чаево-Черекес-ской Республике за 2017 г. 3 207 378,53 218,77 30,42 0,00 6,53

нараст. итогом 27 457 1 423,04 536,57 98,23 0,00 48,57

ОЭЗ в Чеченской Республике за 2017 г. 0 0 7,16 0,00 1,46 0,00 0,96

нараст. итогом 1 8 70,47 0,00 9,80 0,00 3,69

Итого по ТРТ за 2017 г. 8 233 533,63 275,52 38,13 0,00 10,07

нараст. итогом 66 587 2 609,63 742,08 137,42 0,00 59,27

ОЭЗ в Ульяновской обл. за 2017 г. 9 22 363,74 385,82 9,77 0,00 25,81

нараст. итогом 19 55 1 023,27 409,11 30,30 0,00 29,79

Итого по ПОЭЗ за 2017 г. 9 22 363,74 385,82 9,77 0,00 25,81

нараст. итогом 19 55 1 023,27 409,11 30,30 0,00 29,79

Всего за 2017 г. 146 6 048 70 016,67 156 101,91 9 507,53 3 146,41 3 573,93

нараст. итогом 656 28 421 292057,6 524 299,75 33 998,25 21 874,32 11 983,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено авторами на основе информации сайта Минэкономразвития России (см.: http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/dep0sobEcZone/2018290632); в таблице 3 не приведены данные по конкретным ТРТ, где они нулевые.

В целом среди всех ОЭЗ наибольшее количество резидентов за период с начала функционирования имеют: ОЭЗ «Дубна»; в Томской области; «Алабуга». По количеству созданных рабочих мест за период с начала функционирования первые места занимают: ОЭЗ «Алабуга»; в гг. Москве, Липецке. По сумме инвестиций с начала функционирования лидируют: ОЭЗ «Алабуга», Санкт-Петербург и Дубна. Наибольший объем выручки получен в ОЭЗ «Алабуга», Липецк и Санкт-Петербург. Больше всего налогов собрано в ОЭЗ Санкт-Петербург, «Алабуга», Липецк.

Необходимо указать, что в ряде ОЭЗ сумма предоставленных льгот превышает сумму уплаченных налогов. Так среди названных выше лидеров в 2017 г. по ОЭЗ «Алабуга» превышение составило практически 100%; а за весть период существования данной ОЭЗ - 111%, т.е. более чем в два раза. В ОЭЗ Липецк в 2017 г. льготы были больше, чем налоговые поступления в 2,5 раза, а за весь период -в 2,1 раза. В ОЭЗ Тулы за 2017 г. налоговые льготы превысили уплаченные налоги практически в 20 раз! Остальные ОЭЗ ППТ подобного превышения не имели. По ОЭЗ ТВТ в гг. Санкт-Петербург и Москве превышения сумм налоговых льгот над суммой уплаченных налогов нет. По ОЭЗ Дубна превышение за 2017 г. составляет 1,67, а за период функционирования - 1,28. В целом по ОЭЗ ТВТ превышения нет. Нет его и по ОЭЗ ТРТ. По ПОЭЗ Ульяновской области превышение сумм налоговых льгот над суммой уплаченных налогов 2,64 раза наблюдается только в 2017 г. Для полного представления о результативности деятельности конкретных ОЭЗ в таблице 4 авторами рассчитаны относительные показатели.

Таблица 4

Относительные показатели деятельности резидентов в конкретных ОЭЗ в 2017 г., млн руб.

Название ОЭЗ Период Объем выручки в среднем на одного резидента Объем выручки в среднем на одного работника Объем налогов в среднем на одного резидента ОЭЗ Доля налогов в выручке

ОЭЗ «Алабуга» за 2017 г. 9729,14 103,09 142,46 1,46%

нарастающим итогом за период с начала функционирования 4783,21 48 131,68 2,75%

ОЭЗ в Липецкой обл. за 2017 г. 2361,71 45 122,137 5,17%

нараст. итогом 1260,52 18 81,586 6,47%

ОЭЗ в Самарской обл. за 2017 г. 1506,69 7 140,89 9,35%

нараст. итогом 348,72 6 38,22 10,96%

ОЭЗ в Свердловской обл. за 2017 г. 371,95 44 25,23 6,78%

нараст. итогом 106,27 11 7,29 6,86%

ОЭЗ в Псковской области за 2017 г. 1,825 0 8,13 445,34%

нараст. итогом 0,811 0 4,074 502,33%

ОЭЗ «Ступино квадрат» в Московской обл. за 2017 г. 4,449 0 7,516 168,91%

нараст. итогом 2,225 0 3,781 169,94%

ОЭЗ в Тульской области за 2017 г. 0 0 0,725 нет выручки, но платят налоги

нараст. итогом 0 0 0,376 нет выручки, но платят налоги

ОЭЗ в Астраханской обл. за 2017 г. 431,692 12 96,44 22,34%

нараст. итогом 304,978 11 50,533 16,57%

ОЭЗ в Калужской области за 2017 г. 395,062 4 15,726 3,98%

нараст. итогом 262,165 3 10,614 4,05%

Итого ППТ за 2017 г. 2442,701 35 69,219 2,83%

нараст. итогом 1960,762 29 71,875 3,67%

Окончание табл. 4

Название ОЭЗ Период Объем выручки в среднем на одного резидента Объем выручки в среднем на одного работника Объем налогов в среднем на одного резидента ОЭЗ Доля налогов в выручке

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге за 2017 г. 3708,75 32 559,5 15,09%

нараст. итогом 882,696 15 192,283 21,78%

ОЭЗ в г. Москве за 2017 г. 1966,673 27 288,969 14,69%

нараст. итогом 844,415 7 112,361 13,31%

ОЭЗ «Исток» в Московской обл. за 2017 г. 974,077 98 97,827 10,04%

нараст. итогом 1329,5 107 137,266 10,32%

ОЭЗ «Дубна» в Московской обл. за 2017 г. 190,985 9 8,611 4,51%

нараст. итогом 163,9 7 7,399 4,51%

ОЭЗ в Томской области за 2017 г. 1200,43 10 207,24 17,26%

нараст. итогом 215,511 8 38,747 17,98%

ОЭЗ «Иннополис» в Республике Татарстан за 2017 г. 62,17 3 4,222 6,79%

нараст. итогом 41,574 3 2,574 6,19%

Итого по ТВТ за 2017 г. 607,438 19 75,315 12,40%

нараст. итогом 365,985 9 52,596 14,37%

ОЭЗ в Алтайском крае за 2017 г. 5,57 2 0,504 9,05%

нараст. итогом 6,521 2 0,584 8,96%

Итого по ТРТ за 2017 г. 34,44 1 4,766 13,84%

нараст. итогом 11,244 1 2,082 18,52%

ОЭЗ в Ульяновской области за 2017 г. 42,869 18 1,086 2,53%

нараст. итогом 21,532 7 1,594 7,41%

Итого по ПОЭЗ за 2017 г. 42,869 18 1,086 2,53%

нараст. итогом 21,532 7 1,595 7,41%

Всего за 2017 г. 1069,191 26 65,12 6,09%

нараст. итогом 799,237 18 51,827 6,48%

В таблице не приводятся данные по конкретным ОЭЗ ТРТ, т.к. в большинстве из них нет выручки и резидентов.

На основе данных таблиц 3 и 4 можно сделать вывод, что по большинству как абсолютных, так и относительных показателей среди ОЭЗ ППТ занимает первое место ОЭЗ «Алабуга». Вторые и третьи места также в подавляющем большинстве совпадают по соответствующим ОЭЗ как по абсолютным, так и по относительным показателям.

В настоящее время из 6 ОЭЗ ТВТ динамично развиваются, прежде всего, ОЭЗ г. Санкт-Петербург, ОЭЗ г. Москва и ОЭЗ «Дубна». Данные ОЭЗ занимают лидирующие позиции по содержащимся в таблицах показателям. Это же можно сказать и по ОЭЗ ТРТ. Сравнение со среднероссийскими показателями, расчет которых приведен после таблицы 2, свидетельствует о превышении средних по РФ показателей в большинстве ОЭЗ. Это дает первоначальное представление о том, на какие ОЭЗ следует равняться другим ОЭЗ и российским экономическим субъектам. Следует также отметить, что в 2017 г., согласно рейтинга лучших экономических зон (см.: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depOsobEcZone/201723104) следует выделить ОЭЗ «Алабуга», «Липецк», «Тольятти» и «Титановая долина», являющиеся промышленно-производственными ОЭЗ. Согласно рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ в 2017 г. (см.: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsob-EcZone/201707114) лидерами стали: ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис».

На основе приведенной выше информации, в том числе в таблицах, очевидно, что ОЭЗ для экономики РФ не очень значимы, при этом отдельные ОЭЗ и их резиденты имеют показатели более высокие, чем в среднем по России. Наиболее успешными следует признать ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», которые работают наиболее эффективно. На них следует равняться другим ОЭЗ и экономическим субъектам. Использование передового опыта наиболее успешных ОЭЗ будет способствовать социально-экономическому развитию нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландина А. С., Баннова К.А., Брайченко А.А. Зарубежный опыт создания особых экономических зон в развитых странах // Проблемы учета и финансов. 2016. № 4 (24). С. 60-63.

2. Баландина А.С., Баннова К.А., Брайченко А.А. Создание и функционирование особых экономических зон в развивающихся странах // Проблемы учета и финансов. 2016. № 3 (23). С. 49-51.

3. Вылкова Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 2002.

4. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Энциклопедия управления налогообложением экономических субъектов. Том 3. Управление налогообложением экономических субъектов на основе использования налоговых преференций особых экономических зон и территориальных образований РФ. Монография. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2018. 376 с.

5. Орлова Е.Н., Быков С. С. Роль налоговых расходов местных бюджетов в формировании налогового потенциала // Проблемы экономики (Харьков). 2012. № 3. С. 36-46.

6. Покровская Н.В. Разделение поступлений по налогу на прибыль организаций между региональными и местными бюджетами в Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1 (33). С. 235-239.

7. Троянская М.А., Ермакова Е.А. Мониторинг мирового опыта налогового регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 91-95.

8. Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Особенности функционирования налогового механизма в транзитивной экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 66. С. 222-234.

9. Тюрина Ю.Г. Сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков в аспекте развития теорий налогообложения // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 77-82.

10. Ambroziak A.A. Income Tax Exemption as a Regional State Aid in Special Economic Zones and Its Impact upon Development of Polish Districts Economia // Copernicana. 2016. Vol. 7. Iss. 2. Р. 245-267.

11. Bykov S.S., Zimmermann H. Tax expenditure as a problem in intergovernmental relations // Journal of Tax Reform. 2018. Т. 4. № 1. P. 27-44.

12. Moberg L. Political economy of special economic zones // Journal of Institutional Economics. 2015. Vol. 11. Iss. 1. P. 167-190.

13. Dorozynski T., Swierkocki J., Urbaniak W. The FDI Inflow to Special Economic Zones in Poland / In: Grima S., Bezzina F., Romanova I., Rupeika-Apoga R. (ed.) Contemporary Issues in Finance: Current Challenges from Across Europe (Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis). Emerald Group Publishing Limited, 2016. P. 135-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.