Роль орнаментального искусства коренных народов Якутии в изучении краеведения
Ушницкая Виктория Вильямовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки по гуманитарным специальностям», Институт зарубежной филологии и регионоведения, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Диодорова Ираида Петровна,
студент, кафедра фольклора и культуры, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
В данной работе прослеживается связь между изучением истории родного края, орнаментального искусства и досуговой педагогики. Показана ведущая роль исследователей по Якутии начиная с 1 половины XVIII века. Интересные факты, музейные экспонаты, рассказы гидов-экскурсоводов открывают путь к исследованию, подводя к более углубленному изучению истории края, этнокультурных отношений, и в целом, к пониманию общих исторических процессов. Одним из наиболее выразительных и эффективных средств развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Таким образом, интерес к истории и навыки по декоративно-прикладному искусству стали мотивацией для совместных творческих занятий родителя и ребенка. На основе научных трудов и этнографических источников происходит практическая ревитализация традиционного орнаментального искусства в современном пространстве.
Ключевые слова: традиция, культура, орнамент, народы Севера, краеведение.
Введение. Орнаментика является составным элементом во многих предметах традиционной культуры народа. Орнаментальное искусство -это уникальный ментальный код народа, который наряду с устным народным творчеством требует дальнейшего исследования. Орнаменты как часть материальной культуры являются историческими источниками [2, с. 479]. Как отмечает А.И. Савви-нов, «традиционное искусство более чем другие формы культуры определяется этническим фактором и отражает происхождение народа, этнические процессы, исторические культурные связи с другими народами» [3, с. 32].
Известно, что искусство развивается на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение. Сейчас музейная сеть республики охватывает 88 учреждений. Старейшие из них - Якутский музей имени Ем. Ярославского и Вилюйский краеведческий музей имени П.Х. Староватова. Ведущую роль краеведов-энтузиастов и их сподвижников в сохранении материальной и духовной культуры народа можно увидеть в создании Черкехского историко-этнографического музея, основанного писателем Суоруном Омоллооном, и Эльгяйского природного музея, инициированного учителем Б.Н. Андреевым. Таким образом, краеведческая работа изучает, сохраняет историю, развивает эрудицию, мотивирует творческие способности школьников, помогает профориентационному выбору, пробуждает интерес к изучению жизни известных людей республики и своего края.
Изложение основного материала статьи. Этногенез народа покоится на трех компонентах: историко-культурном, языковом и антропологическом [1]. Мы остановимся на первом компоненте. Изучение исторических источников и работ ученых исследователей севера-востока Якутии стало нашим первым шагом в изучении края. В нашей работе особое внимание было уделено на традиции и материальной культуре коренных народов. В нашем случае мы остановились на изучении орнамента долганской одежды, эвенкийского кума-лана, орнаментов эвенской и юкагирской
В творческом процессе проектирования мы старались опираться на наиболее характерные особенности и отличительные черты орнаментов, упростить так, чтобы был понятен смысл и не отходить от традиционализма источника.
Орнаментика, участвуя в обрядовой, повседневной, погребальной одежде, она оставила несомненно свой исторический след. Также она выступает в качестве декора для бытовых утилитарных
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
предметов, используя орнаменты как исторический источник, была попытка найти особенности, сходства и отличительные черты у пяти народов Севера. Целью работы было создание современного творческого изделия на основе исторических предметов с ярким самобытным национальным колоритом.
Ареал проживания выбранных народов - суровая арктическая зона Якутии. Самым молодым этносом этого региона считаются долганы, сформировавшиеся начале XX в, в результате смешения и слияния таких народов как - эвенки, якуты, за-тундренных крестьян, эвены и нганасаны. Традиционное занятие-оленеводство, охота и рыболовство. Полевыми исследованиями образа жизни, собирательством устной и материальной культуры долган в разные годы занимались выдающиеся ученые А.А. Попов (автор коллекционного собрания РЭМ по культуре 44 этносов), П.В. Слепцов - ученый-краевед, начальник экспедиции по междуречью Анабара и Хатанги 1928-1929 годы, П.К. Ефремов (4 экспедиции на п-ов Таймыр-1964,1968,1987,1989). Из современных долганове-дов можно выделить к.и.н Саввинова А.И). В исследованиях ученого особое внимание уделяется этнокультурной идентификации малочисленных народов, в частности долган. Особое место в развитии и сохранении долганской культуры занимает Дом культуры Таймыра. Важно отметить, что именно с полуострова Таймыр началась аккумуляция народного творческого потенциала, которая привела к письменности долганского народа. Книгу «Орнамент - язык предков», выпущенную в 2020 году, эксперты оценивают как своеобразный прорыв в исследовании быта коренных народов Таймыра. Мы взяли орнамент из обложки этой книги. Этот орнамент <^уор, TYннYк» в виде че-тырехвильчатой розетки использовали только для мужской одежды, в основном на затылочной части мужского капора, своеобразный оберег со стороны спины [9, с. 25].
Близкий к долганам по языку народ-якуты, самоназвание-саха, коренное население Якутии. Научные экспедиции, поколения просвещенных, особенно польских ссыльных, территориальные и климатические особенности региона как изолированность, отдаленность сохранили якутский язык, что в последствии послужило укреплению тюркской группы языков. Основным занятием якутов было разведение крупного рогатого скота, в районах соседствующих с арктическими занимались оленеводством. Религия саха содержит архаичные черты, как существование душ и духов (иччи), почитание тотемных, птиц. Система шаманизма, прочно укоренившаяся на этой благодатной почве, стала основной проблемой внедрения атеизма в советское время. Якутское слово ойуу (узор) и ойуун(-° шаман) имеют одинаковый корень, можно предпо-" ложить, что только шаманам разрешалось нано-g сить или носить в одежде сакральные знаки. ^ Начиная с 1 половины XVIII начинается интен-Ü сивное исследование Сибирских земель. В ос-
новном это было связано с геополитической целью государства. Однако, описывая жизнь и быт народов, исследователи оставили нам ценнейшие информационные исторические источники. Например: оставленные Миддендорфом записи анализировал этнограф А.А. Попов. Он выявил, что записанные им три песни представляют исключительную ценность, т.к. хороводные песни до сих пор не записывались и в литературе, за исключением нескольких отрывков, их почти не имеются [11, с. 156]. В песне про дерево мы можем найти и про традиционную посуду якутов с словесным описанием орнамента: расставились в кучи посуды-чороны с кучевыми узорами, стали в ряды посуды rapian c длинными узорами, установились парами посуды- матаччах с двойными узорами посуды ымьуа стали друг за другом и один за другим уставились большие кубки с пучками конских волос, созвался ысыах. «Путешествуя среди якутов, не трудно убедиться, что они имеют замечательную способность к самым разнообразны ремеслам. Разнообразные предметы женских украшений и домашней утвари украшены разного рода резьбою, и было бы весьма интересно изучение рисунков для определения происхождения узоров. Я не имел ни времени, ни достаточных знаний, чтобы заняться этим предметом, но изучение представляло бы большой интерес» [7, с. 94]. Также он оставил 9 таблиц с описанием украшений, посуды, предметов быта, что является ценнейшим историческим источником для ревитализации традиционной культуры.
Несомненно, что политическая ссылка конца XIX века сыграла историческую роль в исследовании якутской материальной и духовной культуры. В лице В. Иохельсона, В. Ионова, Э. Пекарского, Е. Ярославского отдаленный регион приобрел не только образованных людей, но ученых исследователей, которые оставили фундаментальные труды. Важно отметить, В. Серошевского, который составил подробное описание основных якутских ремесел и Э. Пекарского который издал первый якутский толковый словарь, запечатлевший некоторые названия якутских узоров. Трудно переоценить роль краеведов П.Х. Староватова, Г.В. Ксено-фонтова, А.Е. Кулаковского. Народный художник Якутии М.М. Носов - один из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента, составивший первую классификацию орнаментов. Из иностранных исследователей весьма интересна монография Уллы Йоханзен, где она отмечает сходство якутских орнаментальных мотивов с пазырыкскими. В своей работе этнограф Яны Турза описала музейные предметы материальной культуры народа саха из коллекции Ойгена Алек-сандера и Юлиуса Хойса. А.И. Гоголеву принадлежит классификация сосудов кулун-атахской культуры и 17-18 века по орнаменту по керамическим находкам. Классифицируя якутский орнамент по традиционному принципу, Т.П. Тишина разделяет на две основные группы: геометрический (линейный) и растительный (лировидный). Много ис-
следований и мастер-классов провел и проводит народный мастер и краевед из якутского села Ба-яга Б.Ф. Неустроев-Мандар Уус. Петрова С.И. подчеркивает, что «в материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют сакральное значение» [10, с. 34].
Также она дает трактовку якутских орнаментов. Пятиглазый оберегающий геометрический орнамент «Биэс харах» удьаа уга. из фондов Сунтар-ского музея [8, с. 44] - оберег (харысхал) человека от несчастий, болезней, выступающий в роли защиты рода. Используют в декоре одежды, в частности в мужском камзоле и в качестве различных оберегов в доме.
Эвенки и эвены-коренные родственные народы Восточной Сибири тунгусо-маньчжурского происхождения. Материальная культура и традиции эвенков связана с образом жизни, кочевьем. Основными занятиями народов на территориях их компактного проживания были и есть оленеводство и охота Костюмы эвенков были яркие и красивые, на что обратил внимание исследователь Матиас Кастрен, назвал тунгусов «дворянством Сибири» из-за их любви к нарядам и многочисленным украшениям» [5, с. 343].
Крупнейшим специалистом в области тунгусо-ведения является Г.М. Василевич. Ученый, которая кочевала с семьями оленеводов, владеющая эвенкийским языком, осужденная и реабилитированная, внесшая огромный вклад в изучении материальной культуры народов Сибири
Эвенки умели обрабатывать древесину, бересту, рога, кости, кожу и оленьи шкуры. Проблема сохранения традиционных навыков по выделке и шитью привело к созданию лаборатории «Сирэктэ», которая должна стать центром восстановления и сохранения традиционной национальной одежды эвенков, эвенов, чукчей, юкагиров.
Ярким самобытным изделием является эвенкийский национальный ковер-кумалан. Изделие изготовляют из шерсти оленя, чередовали светлые и темные полосы. Кумаланы шьют в технике меховой мозаики. Кумаланы бывают овальной, прямоугольной, круглой, восьмеркообразной формы. Присутствие в доме этого коврика есть показатель достатка и благословления семьи. Наглядным предметом стала орнаментация меховой мозаикой изделие народного мастера Т.М. Сафьян-никовой [4, с. 77].
Эвенская женская одежда была богато декорирована. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры разных животных, из которых можно было сделать ровдугу для летней одежды, а также зимнюю, для экстремальных условий для проживания Труды участника Я.И. Линденау из Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) стали основополагающими в изучении истории, этнографии и географии Якутии. Его работа «Описание народов Сибири» является первым серьёзным исследованием по этнографии охотских эвенов. В разные годы исследования проводили А.И. Худяков, М.Г. Левин,
В.А. Туголуков, И.С. Гурвич. Научное исследование B.C. Акимовой по традиционной одежде народов Севера Якутии является весьма актуальной, она рассматривает виды и типы одежды эвенов, эвенков и юкагиров Якутии. В традиционном народном искусстве эвенов значительное занимает религиозно-обрядовый характер. В своей работе мы взяли круговой орнамент, который напоминает хороводный танец «Иээдьэ». Использовали также основной элемент орнаментального искусства эвенов в центре -розетку, в их предпочитаемом цвете: белый-бежевый-голубой. [6, с. 72-73]
Юкагиры - аборигенный этнос Якутии. Основные традиционные занятия - полукочевая и кочевая охота на дикого оленя лося, оленя и горного барана озёрное и речное рыболовство, транспортное оленеводство. Огромную значение для изучения юкагиров как народа оказали ссыльные супруги этнограф В.И. Йохельсон и Д.Л. Йохельсон-Бродская, медик по образованию. Она занималась в экспедиции антропометрической и медицинской работой и выполнила большую часть фотосъемок. Начиная с 1896 года проводили включенное исследование юкагиров - жили с ними, описывали обычаи, брачные традиции и табу, повседневную жизнь и мифологию. У юкагиров существовала рисунчатая письменность - идеографика: мужская и женская, рассказы о людях, их чувствах и отношениях, симпатии и дружбе. Интересны работы современных исследователей на эту тему. Огромный вклад в развитие юкагирской культуры внесли братья Куриловы, так Семен Николаевич написал свой первый роман «Ханидо и Халерха», Гаврил Николаевич создал первую азбуку, труды по языкознанию, Николай Николаевич (Окат Бэй) известный поэт и художник-живописец. Примечательно то, что через сто лет супруги З.И. Иванова-Унарова и В.Х. Иванов-Унаров описали и опубликовали статью о сибирской коллекции Джезупо-вской коллекции и перевели 1996 году книгу Йо-хельсона «Юкагиры и юкагизированные тунгусы» с английского на русский.
По экспонатам музеев видно, что юкагирскому орнаменту свойственны и растительные мотивы. Сохранились также сумки из кожи рыб и меха пернатых птиц. Мужчины использовали для хранения патронов, женщины для ниток, иголок и прочих рукодельных принадлежностей. По конструкции все эти сумки придуманы таким образом, что либо затягиваются с помощью продетого в горловину ремешка, либо имеют навесной клапан. [12]
Таким образом, мы перенесли рисунок на наше изделие сохранив всю композицию декора из юкагирской сумки из ровдуги.
Исторически сложилось, что в народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный традиционный код, своя духовная культура. У всех народов есть свое понимание обрядов, обычаев, которые дошли нашего времени, трансформируясь, утрачивая или приобретая новые элементы. Одним из наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребен-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
ка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В связи с пандемией, с закрытием школ и отменой мероприятий многие подростки вынуждены были отказаться от многих значимых событий в жизни, включая ежедневное общение с друзьями и посещение школы, поэтому наше исследование заполнило часть свободного времени интересом к истории. На основе предметов исследования был отобран материал, характерный орнамент определенного народа севера Якутии. Затем эскиз изделия перенесен на заготовку и был декорирован. Работы сделаны на керамике и дереве. Роспись акриловыми, лаковыми красками, использовался акриловый контур.
Наиболее распространенным у всех групп является орнамент, состоящий линейного ряда, из зонально расположенных полос, который выступает бордюром и несет оберегающую роль. Исполняется он различными способами: полоской окрашенной (органические природные красители) и неокрашенной ровдуги, трудоемким нашиванием полосы белого оленьего волоса, полосок бисера, цветной ткани. Полосатый орнамент у северных народов используется как бордюр. Обычно узкие полоски даются в комбинации с широкими. В качестве разделительных и заканчивающих полос в орнаменте обычно служили белые волосяные жгутики по коже как защита от потусторонних сил. Белый подшейный волос не только практическую роль, но имел магическую силу. Обычно при изготовлении одежды мастерицы тщательно заделывали швы, чтобы злые духи не проникли и не лишили человека здоровья, удачи в охоте. Полосовой орнамент мог заканчиваться чередующимися парными бисеринками черного и белого цветов как символа смены дня и ночи. Часто встречается у эвенков и эвенов так называемый шахматный узор из меха оленя, считается это как инь и янь в китайской философии, показатель равновесия и баланса в мире. В якутском искусстве это в основном отражается в лоскутном творчестве, но в более ярком цветовом сочетании. Одежду и вещи (сумки, табакерки) наши предки делали из ровдуги (замша, сарыы) из шкуры оленя, лося или крупного рогатого скота, окрашивали природными красками и вышивали оленьими или конскими волосами, бисером и железками. Также умело использовали трафареты из бересты чтобы достигать прямых линий и расстояния между узорами. Эвены и юкагиры нашивали на одежду и головные уборы круглые серебряные бляшки, долганы-медные пуговицы, эвенки медные кольца, железные пластинки и оловянные пуговки. У якутов особую ценность представляли серебряные изделия.
Предпочтение цвета и основных знаков у каж-° дого народа разное, оно связано видимо с мен" тальной памятью народа. Цветовой У якутского ^ узора, как и долганского это-красно-коричневый, зеленый, желтый. Это возможно говорит о бога-Ц той зеленью природе, солнце и плодородной зем-
ле откуда они прибыли Любимые цвета эвенов- чистый белый и голубой на фоне сдержанного бежевого, по психологии цветов это цвет стабильности и доверия. У юкагиров и эвенков цвета орнаментов очень смелые притягивающие внимание: ярко красный, синий, охра, голубой. В орнаментальном ряде нашли сходство долганского и якутского орнаментов, особенно в оформлении бордюров-оберегов композиции вокруг основного элемента. Отличия составляют цветовые предпочтения. Основные элементы у якутов - это растительный лировидный узор, у долган - геометрический и арочный. Центральная фигура у долган розетка, количество которой связывают с количеством детей в семье или количеством стада в семье. Орнаментальный ряд юкагиров геометрический, состоит из прямых и перпендикулярных к ним линий, образующих прямоугольники с ритмичным рядом, в черно-красном цвете. Также активно используются в одежде перекрестные линии, пунктиры, зигзаги, углы, кружки и полукруги. Элементы растительных узоров и изображения человека (антропоморфные орнаменты) возможно указывают на более длительный контакт с другими народами на правах аборигенного этноса, который таким образом транслировал этнокультурные связи в своей орнаментальной культуре. Примечательно то, что у юкагиров была рисуночная письменность на тос (туос, береста). Так как эвены и эвенки родственные народы, у них орнаментальный комплекс сходный, особенно линейный ряд. Часто используемым знаком у эвенков сейчас является так называемый знак «лапка гагары» однако, такой знак встречается у долган в начале 20 века, обозначающий триединство мира. У эвенов часто встречается круг, олицетворяющий солнце и крестообразные розетки.
Якутские орнаменты в корне отличаются от узоров эвенов, эвенков, юкагиров, это говорит более позднем появлением якутов на территории аборигенного населения. Усиление криволинейности узоров у других народов севера по мнению этнографа С.В. Иванова - это влияние якутского орнамента.
Выводы. Орнамент как этнографический исторический источник имеет важное значение для изучения наследия материальной культуры народов. Проблема сохранения техники исполнения, содержания, смысла орнаментального искусства усиливается с сокращением числа исконных носителей материальной культуры: мастериц, кузнецов, олонхосутов, алгысчытов, шаманов. Орнаменты показывают идентификацию народа, его историческое развитие как этноса. Они меняются и дополняют друг друга по степени ассимиляции народов. С развитием компьютерных программ элементы орнаментального искусства заполняют пространства современного общества, соединяя прошлое с настоящим. Работа одного исследователя может оставить огромное наследие для целого народа и это несомненно вызывает интерес и мотивирует подрастающее поколение изучать историю
своего края. Чтобы не терять исторические корни, в маленькой ячейке общества, в семье, родители могут вызвать интерес у детей к изучению своего родного края, своих исконных традиций.
Литература
1. Гоголев А.И. Якуты/Проблемы этногенеза и формирования культуры - Якутск, 1993. -200 с.
2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ вв. - Серия «Народы Севера и Дальнего Востока». - М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 506 с.
3. Саввинов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган: на материалах традиционного искусства. - (Серия «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Долганы». - Новосибирск, Наука, 2005. 312 с.
4. Сафьянникова Т.М. Орнаменты и украшения эвенков. - Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. - 192 с.
5. Кастрен М.А. Собрание старых и новых путешествий // Путешествие Александра Кастре-на по Лапландии, северной России и Сибири (1838-1844, 1845-1849). М., 1860. Ч. 2. 495с.
6. Краски северного сияния в узорах мастериц: прикладное искусство эвенов Березовки, Департамент по делам народов и федеративным отношениям - Новосибирск: Наука, 2004. -92 с.
7. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области - ч. 3 изд. 1. -228 с.
8. Неустроев Б.Ф. Саха орнаменнара - Дьокуу-скай1963.- 98 с.
9. Орнамент-язык предков. В.И. Батагай, В.Н. Попова, С.С. Аксенова и др, под редакцией В.Г. Заварзиной-Дудинка, 2020. -155 с.
10. Петрова С.И. Традиционное якутское шитье и вышивка- Якутск 2007 г.стр. -61 с.
11. Попов А.А. Тюркологический сборник. Якутские записи А.Ф. Миддендорфа -1951 год. -194 с.
12. Художественный мир Сибири URL https://muse-umsrussian.blogspot.com (10.11.2022)
THE ROLE OF THE ORNAMENTAL ART OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA IN THE STUDY OF LOCAL HISTORY
Ushnitskaya V.W., Diodorova I.P.
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
This paper traces the connection between the study of the history of the native land, ornamental art and leisure pedagogy. The leading role of researchers in Yakutia since the 1st half of the XVIII century is shown. Interesting facts, museum exhibits, stories of tour guides open the way to research, leading to a more in-depth study of the history of the region, ethno-cultural relations, and in general, to an understanding of general historical processes. One of the most expressive and effective means of developing the emotional sphere of a child, his spiritual world, moral ideas and creative abilities is fine and decorative arts. Thus, interest in history and skills in decorative and applied arts became the motivation for joint creative activities of a parent and a child. On the basis of scientific works and ethnographic sources, there is a practical recreation of traditional ornamental art in modern space.
Keywords: tradition, culture, ornament, peoples of the North, local history.
References
1. Gogolev A.I. Yakuts/Problems of ethnogenesis and culture formation -Yakutsk, 1993. - 200 p.
2. Ivanov S.V. Ornament of the peoples of Siberia as a historical source (based on the materials of the XIX - early XX centurysSeries "Peoples of the North and the Far East". - M.: L.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1963. - 506 p.
3. Savvinov A.I. Problems of ethnocultural identification of Dol-gans: on the materials of traditional art. - (Series "Monuments of ethnic culture of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East, Dolgans". - Novosibirsk, Nauka, 2005. 312 p.
4. Safyannikova T. M. Ornaments and ornaments of the Evenks. -Krasnoyarsk: Siberian Crafts, 2007. - 192 p.
5. Kastren M.A. Collection of old and new travels // Alexander Kastren's journey through Lapland, northern Russia and Siberia (1838-1844, 1845-1849). M., 1860. Part 2. 495s.
6. The colors of the Northern Lights in the patterns of craftswomen: the Applied art of the Berezovka Evens, Department of Peoples' Affairs and Federal Relations - Novosibirsk: Nauka, 2004. -92 p.
7. Maak R.K. Vilyuysky district of the Yakut region -part 3 ed.1. -228 p.
8. Neustroev B.F. Sakha ornennara - Dyokuuskai1963. - 98 p.
9. Ornament-the language of ancestors. V.I. Batagai, V.N. Popo-va, S.S. Aksenova and others, edited by V.G. Zavarzina-Dudin-ka, 2020. -155 p.
10. Petrova S.I. Traditional Yakut sewing and embroidery- Yakutsk 2007 p. -61 p.
11. Popov A.A. Turkological collection. Yakut records of A.F. Middendorf -1951. -194 p.
12. The Art World of Siberia URL https://museumsrussian.blogspot. com (10.11.2022)