Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган'

Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1648
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГАНЫ / СЕВЕРНЫЕ ЯКУТЫ / ОРНАМЕНТ / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / ТИПОЛОГИЯ / МОТИВЫ / ОБРАЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саввинов А. И.

Дается общая типологическая характеристика традиционного орнамента долган. На основе сравнительного анализа выявляется некоторое сходство орнаментальных мотивов долган с тунгусскими и якутскими традициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган»

Этнография

Вестник ДВО РАН. 2010. № 2

УДК 39 (571.511)

А.И.САВВИНОВ

Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган

Дается общая типологическая характеристика традиционного орнамента долган. На основе сравнительного анализа выявляется некоторое сходство орнаментальных мотивов долган с тунгусскими и якутскими традициями.

Ключевые слова: долганы, северные якуты, орнамент, традиционное искусство, художественные традиции, типология, мотивы, образы.

Ethnocultural peculiarities in ornamental traditions of the dolgans. A.I.SAVVINOV (Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk).

A general typological description of traditional ornaments of the dolgans is given in the paper Some similarity between the ornamental motives of the dolgans, and traditions of evenks and the northern Yakuts is revealed on the basis of the comparative analysis.

Key words: dolgans, the northern Yakuts, ornament, traditional art, artistic traditions, typology, motives, images.

Структура долганского1 орнамента сохраняет устойчивость основных форм и включает характерный круг мотивов, что ярко свидетельствует о той глубокой внутренней традиции, которая присуща древним орнаментальным культурам (рис. 1-4).

Впервые об искусстве долган, в том числе орнаменте, исследователи, в частности Е.Р.Шнейдер и Г.Финдайзен, писали еще в начале 1930-х годов [14-16]. Известный сибирский этнограф и археолог Е.Р.Шнейдер, который первым обратил внимание на типологические особенности долганского орнамента, неоднократно отмечал наличие в нем значительного якутского пласта. Однако в трудах известного исследователя С.В.Иванова долганский материал рассматривается в системе орнаментальных традиций эвенков и эвенов. И естественно, в долганском орнаменте он делает основной акцент на его тунгусских традициях. Такой подход, видимо, был продиктован широко бытовавшим тогда мнением о том, что долганы по своему происхождению - народ тунгусской группы, позже перешедший на якутский язык.

К настоящему времени слабо описана структура орнамента - одного из ярких элементов в духовной культуре долган, недостаточно изучены вопросы происхождения и распространения отдельных традиционных мотивов. Цель настоящей работы - показать общую типологическую картину долганской орнаментики, на основе новых данных осветить ранее не затронутые стороны ее бытования и выявить некоторые этногенетические и этнокультурные особенности развития.

Еще исследователи 1920-1930-х годов отмечали синкретический характер долганского искусства [7, 8, 11, 14-16], которое единодушно отнесли в особую, так называемую тунгусо-якутскую группу, отмечая, что оно «явится промежуточным звеном между

1 Долганы - один из малочисленных народов Севера, проживающих в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе Красноярского края. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., насчитывалось 5 517 таймырских долган.

САВВИНОВ Анатолий Иванович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск). E-mail: savvin_06@mail.ru

тунгусами и якутами» [15, с. 60]. С.В.Иванов также считал, что «было бы нецелесообразно рассматривать долганов, говорящих ныне на якутском языке, вместе с якутами, поскольку долганское искусство до настоящего времени сохраняет черты, сближающие его с искусством эвенков...» [4, с. 16].

В долганском орнаменте он выявил два преобладающих и три сопутствующих типа. Первыми названы типы II (саяно-алтайский) и III (среднесибирский), характерные в основном для южно-сибирских и тунгусоязычных народов, а также встречающиеся у северо-восточных палеоазиатов. Помимо основных типов, он отмечает узоры якутского (тип X) и северосибирского (тип I) происхождения [6, с. 373, 375]. Позже в монографии автора вопросы типологии подвергались более углубленной разработке. Так, у тунгусской группы народов, в том числе у долган, выделены четыре типа орнамента: североазиатский, северо-восточный, среднесибирский и евразийский [5, с. 312, 313].

Долганский орнамент нельзя рассматривать вне якутских традиций, которые так или иначе оказали значительное влияние на развитие местной орнаментальной культуры. В орнаменте тунгусоязычных народов С.В.Иванов хотя и отмечал якутский комплекс, но отдельно его не рассматривал. К якутским влияниям он относил лишь парные спирали в нескольких завитках и парные рожки. В то же время он пишет, что в долганском орнаменте можно проследить самостоятельное возникновение подобных мотивов [5, с. 284]. Однако данное утверждение малоубедительно. В целом в рассматриваемом материале, на наш взгляд, недостаточно уделено внимания традициям якутского орнамента - одному из важных компонентов в орнаментальном творчестве долган.

Долганский орнамент имеет много общего прежде всего с художественными традициями северных якутов-оленеводов, с которыми долганы, как известно, имеют этнокультурное родство. Этнокультурные заимствования происходят преимущественно у тех народов, чьи формы хозяйства наиболее близки. В этом отношении долган и северных якутов-оле-неводов многое связывает. Культура якутов-оленеводов, выработавшая весьма самобытные художественные традиции, несколько отличается от культуры южных якутов-ското-водов системой орнаментальных мотивов. Как показывают наши полевые исследования на Таймыре и в ряде северных районов Якутии2, долганы и северные якуты пользуются типологически сходными художественными мотивами: по сути мы имеем дело с единым для данной этнической культуры орнаментальным комплексом. В связи с этим следует отметить, что особенности долганского орнамента нужно рассматривать прежде всего в тесной связи с североякутскими орнаментальными традициями, которые до настоящего времени отдельно еще не рассматривались, не изучены их типологические и стилистические особенности. В якутской орнаментике вопрос об особенностях этнотерриториальных традиций еще не разработан, в то же время эта проблема особенно важна для культур с субэтнической спецификой. Ареальное изучение орнамента может дать наиболее ощутимые результаты для выделения имеющихся этнокультурных особенностей локальных этнических групп, проживающих в одном географическом пространстве. Поэтому нельзя рассматривать долганский орнамент в отрыве от того этнокультурного ареала, в недрах которого он получил свое развитие.

Традиционные типы долганских мотивов весьма близки к наиболее архаичным пластам якутского орнамента, где в основном преобладают геометрические типы, отсутствуют растительные узоры (как известно, они более позднего происхождения). Основные характерные мотивы данного комплекса имеют общие типологические сходства.

Северные якуты-оленеводы - носители арктического типа кочевой культуры - выработали особую орнаментальную систему. Ее отличие - отсутствие некоторых групп мотивов, характерных для южных якутов. Это прежде всего сложнокриволинейные, или

2 В работе использованы хранящиеся в личном архиве автора полевые материалы, собранные в разное время, начиная с 1980-х годов, во время экспедиционных работ на Таймыре и в северо-западных районах Якутии.

так называемые растительные, мотивы, в основном распространенные на металлических изделиях. Появились они сравнительно поздно; как показывает анализ старинных серебряных изделий, данный тип орнамента стал развиваться лишь на рубеже ХУШ-ХХХ вв., а к концу XIX столетия с упадком традиций всего ювелирного ремесла уже намечается его угасание. В орнаменте северных якутов ярко прослеживаются также тунгусские мотивы, которые связаны прежде всего со спецификой местных ремесленных традиций, отраженной в меховой мозаике, кожаной аппликации, вышивке подшейным волосом оленя и т.д. Наличие характерных тунгусских черт в северной орнаментике связано с этногенети-ческими и этнокультурными особенностями данной группы якутов.

Северные якуты, прежде всего оленеводы и охотники, выработали несколько отличную от якутов-скотоводов ремесленно-технологическую культуру, продиктованную спецификой хозяйственно-бытовой деятельности и природной средой обитания, им свойствен определенный круг художественно-технических приемов. В развитии местных орнаментальных традиций очень важны особенность хозяйственно-культурного направления трудовой деятельности и технологическая специфика обработки традиционного материала.

Наличие территориальных различий в орнаментальных традициях кочевых этнических культур - явление характерное и вполне закономерное. Эта особенность художественной культуры кочевников на примере народного искусства двух этнических групп тувинцев -горно-таежных оленеводов и степных скотоводов - показана в работе С.И.Вайнштейна [1]. Автор придает особое значение хозяйственно-культурному типу как одному из важных факторов развития местных особенностей орнаментальных традиций. Он совершенно прав, когда отмечает, что каждая этнографическая группа, входящая в этнос, имеет свои особенности локальной культуры, в том числе специфический орнаментальный комплекс [2, с. 89]. Таким образом, местные этнокультурные различия, в том числе в изобразительном творчестве, могут быть вызваны не только этническими и территориальными, но и исторически сложившимися хозяйственно-культурными особенностями.

С.В.Иванов рассматривал долганский орнамент в системе художественных традиций тунгусоязычных народов Сибири, и такой подход был не случаен. Их типологические сходства объясняются не только хозяйственно-культурной и территориальной общностью, но и влиянием этногенетического фактора. Наличие столь очевидных эвено-эвенкийских мотивов в орнаментальных традициях долган связано прежде всего с присутствием в их этническом составе значительного тунгусского компонента.

Вопросы генетического и ареального изучения долганского орнамента во многом еще не разработаны. Этой проблеме уделял особое внимание С.В.Иванов, рассматривавший сибирский орнамент как исторический источник. Им было высказано мнение по поводу датировки и происхождения как отдельных мотивов, так и целых орнаментальных комплексов. В системе тунгусского орнамента он особо выделял группу простейших узоров геометрического типа - как относящихся к наиболее древнему фонду. Данный орнаментальный комплекс у тунгусской группы народов, а также у долган на основе некоторых археологических и этногенетических данных он связывал с искусством древнего населения Прибайкалья, считая его художественным наследием эпохи неолита и ранней бронзы [5, с. 307-310]. При этом он неоднократно подчеркивал разновременной характер происхождения различных типов орнамента, хронологические пределы отдельных мотивов которого «необычайно велики - от позднего неолита до современности» [там же, с. 473].

Небезынтересен ретроспективный взгляд С.И.Вайнштейна на происхождение некоторых криволинейных мотивов (парные спирали, завитки, пальметки, мотив волны, Б-образные фигуры, некоторые роговидные мотивы, арочные узоры и др.), которые он в историко-генетическом плане относит к раннекочевническому слою. «Большая часть мотивов рассматриваемого слоя, - пишет он, - характерна для искусства довольно широкого круга народов Средней Азии и южной Сибири, в частности Саяно-Алтая, а также якутов» [1, с. 155]. Эти мотивы, - отмечает он, - получили распространение в южной Сибири еще

в скифское и гунно-сарматское время, о чем свидетельствуют археологические данные. Так, прекрасные образцы данного типа орнамента были найдены в археологических памятниках Алтая и Тувы, которые восходят к искусству ранних кочевников (1 тыс. л. до н.э.) южной Сибири [1, с. 155, 156; 2, с. 82]. Говоря об арочном орнаменте древних племен Тувы, автор указывает на его сходство с поясками из подобных узоров якутских деревянных сосудов - чоронов, которые, по его мнению, устойчиво сохранили форму, характерную для сосудов с поддонами, весьма распространенными в скифское и гуннское время. А это может служить определенным указанием в пользу гипотезы о влиянии культуры гуннов на якутскую культуру [1, с. 157].

Группа геометрических мотивов

Сюда входят распространенные виды геометрического типа орнамента, весьма характерного для долганского искусства (рис. 1). Эта группа разнообразна по видовому составу, способам технического исполнения. Ее отличает относительная простота рисунков - по своей структуре они наиболее архаичны, чем более сложные орнаментальные мотивы. В традиционных предметах геометрический орнамент создается при помощи различных технических приемов в зависимости от материала: меховая мозаика, текстильная аппликация, шитье, вышивка, раскрашивание и т.д. (мех, кожа, ровдуга, ткань). На твердых материалах (металл, кость, дерево) - резьба, гравировка, штамповка, инкрустация и др.

Особенность геометрических мотивов на твердых материалах - типологическое сходство, иногда и повторяемость лишь с незначительными различиями (в зависимости от специфики того или иного материала). Так, орнамент деревянных изделий часто повторяет узоры костяных предметов, эти же мотивы можно увидеть и на металле. Ниже остановимся на некоторых характерных мотивах изделий из твердых материалов.

Среди бытовых предметов богатым орнаментальным декором отличаются изделия из мамонтовой кости. Технические приемы нанесения орнамента достаточно разнообразны: линейная нарезка, разновидности выемчатой резьбы, прорезная техника и профилировка, иногда использовали и технику инкрустации оловом. Особую группу орнаментированных изделий представляют нащечные и налобные пластины оленьих наголовников (Ныцаак муоhа, ньуогу муоhа). Подобным резным декором также украшались и другие детали оленьей упряжи, например треугольная пряжка из рога оленя гилбэвун, небольшие пластинки-пуговицы, различные бытовые предметы из кости: ложки, ножны для ножа, курительные трубки и т. д.

Резной орнамент костяных пластин представляет собой простые по форме геометрические узоры: точки, кружочки, полукруги, зигзаги, треугольники, простые и диагонально пересеченные квадраты, уголки, шевроны, дуги и ее разновидности, параллельные линии, косые штрихи и т.д. (рис. 1: 1-5, 8, 11, 13, 15). Эти мелкие элементы благодаря умелому их сочетанию представляют единую орнаментальную композицию, сплошь покрывающую поверхность изделия. Некоторые распространенные мотивы - это отдельные комплексы. Один из них включает в себя треугольники, зигзаги, квадраты и прямоугольники с треугольниками внутри, другой представляет различные варианты дугообразных мотивов: простые и с крестиками на месте соединения дуг. Особую группу составляют различного рода розетки в виде мелких квадратиков или прямоугольников. Они наполняются в основном различными вариантами крестообразных мотивов (по определению С.В.Иванова - в виде андреевского креста) (рис. 1: 3, 9, 12). Встречаются и другие рисунки, например кружки, шевроны и т.д., но пересеченные квадраты простого и сложного рисунка весьма характерны для долганского орнамента на кости [5, с. 257]. Особую выразительность костяным пластинкам придает покрытие орнаментального декора красной или черной природной краской. В современных изделиях нередко встречаются новые технические приемы,

2

3

4

5

6

<1Х1ХЛ>

7

8

©00©

9

10

например, костяные поделки тонируются с помощью крепкой 1 чайной заварки, для получения узоров используется выжигание и т. д.

Мотивы долганского резного орнамента на предметах из мамонтовой кости представляют орнаментальные комплексы разнообразных, в основном геометрических, фигур, характерных для всего декоративного искусства долган. Наиболее близкие параллели технических приемов и орнаментальных мотивов на изделиях из мамонтовой кости находим в традициях искусства эвенков.

С.В.Иванов отмечал, что «.мотивы долганского орнамента на предметах из кости не представляют собой чего-либо оригинального и своеобразного. Все они в тех или иных вариантах известны и другим народам Севера. Поэтому вопрос о происхождении и развитии этого орнамента не может решаться на основе одного лишь долганского материала.

Важное значение в этой связи приобретает в первую очередь эвенкийский орнамент.» [5, с. 258]. Но, как бы то ни было, традиция орнаментации предметов из кости, получившая яркое и широкое развитие, - особое направление в декоративном искусстве долган. Несмотря на некоторые параллели с эвенкийскими мотивами, у долганских мастеров выработались свои орнаментальные комплексы с определенным кругом традиционных узоров. Долганская резьба по кости всегда отличалась тщательностью технической обработки, совершенноством форм. Орнаментальный декор костяных пластин насыщен и композиционно закончен (рис. 2).

Практически каждое значимое металлическое изделие имело тот или иной орнаментальный декор, при этом мастера использовали довольно разнообразные технические приемы. С.В .Иванов отметил следующие: линейная резьба или гравировка, желобчатая резьба, профилировка, штамповка, инкрустация серебром и медью, чекан [5, с. 256]. Художественное умение долганских мастеров проявлялось и в таких изделиях, как бытовые предметы - навершия женских посохов, крюки-гугарки, наконечники копий, пальм, скребки для выделки кожи, курительные трубки, подвески шаманского костюма и т.д. Образцы чеканного, резного и накладного орнамента на долганских изделиях не столь разнообразны, в основном они представлены в виде простых штрихов, параллельных полосок, зигзагов, шевронов, сеток и др. Нередко в технике традиционной инкрустации одновременно используются медь, олово, серебро, что придает изделию особый художественный эффект.

Деревянных изделий, отличающихся орнаментальным декором, было сравнительно немного. С.В.Иванов отмечал недостаточность орнаментального материала на деревянных предметах [5, с. 268]. В качестве основных можно назвать луки грузовых оленьих седел, женские швейные короба, черенки ножей, табакерки, деревянные чаши, детали могильных памятников и др. Набор традиционных орнаментальных мотивов в целом тот же, что и на изделиях из других

11

12

13

14

15

16

17

(О)

В8

►>:+:+и

Рис. 1. Основные мотивы долганского геометрического ор-

намента

Рис. 2. Оленьи нащечники из мамонтовой кости (по А.А.Попову [12, с. 113, 114]). Рис. автора

материалов: полосовой орнамент, пунктиры, прямоугольники, квадраты, ромбы (крупные, мелкие, наложенные в шахматном порядке), треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным узором между ними, шевроны, крупные зигзаги с короткими вертикальными линиями, кружками, треугольниками.

В декорировании изделий из дерева также характерно композиционное расположение узоров. Полоски зигзага, дуг, шевронов, квадратов, ромбов, уголков, перекрещенных прямоугольников и полукругов составляют несложные орнаментальные композиции. Небольшие деревянные предметы покрывались резными узорами в виде прямоугольной сетки или чередующихся рамчатых и диагонально перекрещенных квадратов. Эти мелкие резные рисунки во многом повторяют узоры костяных изделий.

Особый интерес представляет орнаментация деревянных лук долганских грузовых седел, в виде неправильного пятиугольника или округлой (овальной) формы. Орнаментальный декор - непременный художественный элемент долганских седел, во всяком случае нам не встречалось вьючное седло без какого-либо украшения. Орнаментом покрывалась только передняя лука, а задняя оставалась гладкой, лишь изредка ее оформляли скромным декором (иногда на ней можно увидеть вырезанный небольшой крест). Наносимый на плоскую поверхность лук орнаментальный декор разнообразен как по технике исполнения, так и по характеру узоров, часто вдоль краев луки располагали бордюрный полосовой орнамент. Для орнаментации лук седел долганы использовали два вида технических приемов: выемчатая резьба и инкрустация оловом или свинцом. При резной технике использовалось окрашивание в черный цвет, реже природной охрой. В орнаменте лук важна удачная компоновка простых геометрических узоров, благодаря чему достигается особая художественная выразительность декора. При оформлении долганских седел применяют не определенный тип орнамента, а различные их виды, часто включают и криволинейные мотивы довольно сложного рисунка. Седел с одинаковым оформлением нет, это всегда особое, неповторимое художественное решение. На луках седел можно увидеть целую галерею самых разнообразных мотивов - от простейших до вычурных.

Группа криволинейно-геометрических мотивов

Включает крестообразные, спиральные и криволинейные типы орнамента, среди которых встречаются архаичные. Их число сравнительно невелико, но они очень выразительны. Сюда относятся различные завитки, спирали парные, «рожки» в виде двух завитков на одной общей ножке, узоры в форме сердца и т.п. (рис. 3).

Эти мотивы получили распространение на изделиях из мягких материалов, но встречаются и на седельных луках. Круг орнаментированных изделий составляют всевозможные ровдужные мешочки для хранения предметов женского рукоделия, сыпучих продуктов, кисеты для табака и т.д. По размеру и характеру оформления они очень разнообразны. Вышивка подшейным волосом оленя - характерный прием декорирования ровдужных

изделий. Обычно ровдуга подкрашивалась в различные оттенки желто-охристого цвета. На темном контрастном фоне выделяется орнамент, выполненный из белого оленьего волоса. Художественные приемы орнаментации на изделиях из меха, кожи и тканей у долган чрезвычайно богаты и разнообразны. Они широко применяли темный и светлый мех оленя, крашеную ровдугу, олений волос, сухожильные нитки, разноцветный бисер, текстиль и бумажные нитки, а также природные красители.

Для данной группы долганской орнаментики наиболее характерны спиралевидные мотивы («рожки», завитки) (рис. 3: 4, 8, 12). Эти своеобразные орнаментальные знаки встречаются в традиционной вышивке белым подшейным волосом на ровдуге. По своим художественным особенностям они чрезвычайно архаичны, в них просматриваются очень древние традиции южных скотоводческих народов (рис. 4).

Близкие параллели спиралевидного мотива находим в орнаментике тюркоязычных народов южной Сибири, степных скотоводческих кочевников Средней Азии и Казахстана. Этот мотив, называемый кочкор муйуз (рога барана), характерен для киргизской и казахской орнаментики. Его можно видеть на киргизских войлочных коврах, изделиях из дерева тувинцев-скотоводов, алтайских кожаных флягах-тажуурах, казахской вышивке и т.д. Близкая аналогия сердце- и роговидному мотиву якутской архаичной орнаментики обнаруживается в вышивке мургабских киргизов на Памире, у которых он является одним из популярных орнаментов и носит название кучкурук (рога барана) [10]. По данным сибирской археологии, рого- и пальметтовидные мотивы были известны в древнем искусстве кочевых племен Алтая в УП-У вв. до н.э., у тюрок - в У1-УП вв., в орнаменте енисейских кыргызов и поздних кочевников южнорусских степей [9, с. 141].

В долганской орнаментике своеобразный тип представляют крестообразные мотивы (рис. 3: 11, 13, 15), а также различные их варианты, иногда напоминающие цветочный мотив. Эти популярные до настоящего времени для долганского орнамента узоры, бесспорно, имеют более позднее происхождение - судя по музейным предметам, это не ранее чем начало ХХ в., что также подтверждается основным материалом (цветной бисер), который применялся при выполнении орнамента. Рисунок чрезвычайно вариативен: от простого четырехлепесткового изображения до сложного многоотросткового. Встречаются крестообразные узоры на суконных оторочках обуви, в декоре мужской и женской одежды. Варианты этого мотива довольно разнообразны, но состоят, как правило, из четырех попарно расположенных одинаковых лепестков слегка вытянутой формы с кружочком в центре: их вышивали цветным бисером по сукну, другие технические приемы почти не использовались. Этот красивый орнамент называют просто - усуор (узор).

1 ±±±

2

3

4 т т т

5

6 ЛЯЛАЯЛ

7

8 ш

9

10 ш

11 ^о-^><8-о

12

13 $

14 -й—

15 ❖

16 Э€

17

Рис. 3. Основные мотивы долганского криволинейно-геометрического орнамента

Данный орнаменталь-

ный декор относится, как уже было сказано, к поздним художественным традициям. Подобные мотивы в долганском орнаменте, бесспорно, носят экзогенный характер, они не свойственны северным орнаментальным традициям. С.В .Иванов говорил о том, что они близки к мотивам финского и обско-угорского орнамента [5, с. 285]. Можно также отметить, что подобные крестообразные мотивы характерны для вышитого орнамента у населения русского Севера, они встречаются и на коми-пермяцких тканых кушаках и поясах. Однако сказать что-либо конкретное по поводу его происхождения невозможно - мы пока не располагаем достоверными данными.

В этой группе традиционной орнаментики долган особое место занимают мотивы, состоящие из дуг простого и более сложного рисунка (рис. 3: 5, 6, 7, 14) . Это один из основных орнаментообразующих типов долганского искусства. Их можно видеть практически на каждом орнаментированном предмете: изделиях из кости, металла, на женских ров-дужных мешочках для хранения предметов рукоделия, манжетах дорожных сум, деталях традиционной одежды и т.д.

Места соединения сложных дуг образуют зубцы, которые увенчиваются трефо- или крестовидными фигурами. В ряде случаев дуга более упрощена: нижняя ее часть полностью выпрямляется. Боковые стороны дуг иногда ломаются под почти прямым либо острым углом. Если острые углы соприкасаются друг с другом, линия выпрямленных дуг образует ромбовидные фигуры.

С.В .Иванов говорит о том, что данный мотив в тунгусском орнаменте схож с простым зигзагом, и предполагает, что они осознавались в отдельных случаях как разновидности одного и того же мотива. «Эти мотивы типично эвенкийские, - пишет он, - они унаследованы долганами от их тунгусоязычных предков, а также и от усвоивших эвенкийский орнамент северных групп якутов, частично вошедших в состав долган» [5, с. 258, 299]. Кроме того, он неоднократно отмечает тунгусское происхождение данного мотива [там же, с. 274, 284, 299 и др.]. Однако столь категоричное заявление, на наш взгляд, спорно. В качестве аргумента автор приводит археологический материал, датированный неолитической эпохой, и пишет: «.можно, следовательно, предположить, что узор из дуг был унаследован тунгусами от их далеких предков, живших в Прибайкалье и без каких-либо изменений сохранился до сегодняшнего дня» [5, с. 298, 299]. Такое предположение не совсем убедительно, поскольку этническая идентификация археологического материала, тем более относящегося к неолитическому времени, в известной мере условна. Поэтому с данным мнением вряд ли можно согласиться.

Позже С.В.Иванов посвятил теме арочного орнамента отдельную статью [3]. Привлеченные в ней новые материалы по древнеякутским погребениям и дополнительные музейные источники показали более широкое распространение данного типа орнамента, его ведущую роль в якутской традиционной орнаментальной системе: он встречается практически на всех орнаментированных изделиях якутов ХУП-ХУШ вв. Автор также обращает внимание на археологические материалы Прибайкалья, где наиболее ярко представлены арочные узоры. Наличие данного типа орнамента на керамике курыкан - носителей курумчинской

Рис. 4. Орнамент вышивки оленьим волосом (по С.В.Иванову [5, с. 387]). Рис. автора

культуры - дает повод говорить о его близости к уйгурским традициям УШ-1Х вв. Таким образом, на основании сопоставительного анализа орнамента керамики хуннского времени на территории Прибайкалья и Центральной Азии с образцами традиционного арочного узора якутов Иванов делает вывод о преемственности данного типа орнамента [3, с. 174-183].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как указывает С.В.Иванов, в Сибири арочный орнамент известен эвенкам, эвенам, отчасти южным алтайцам и тувинцам, в Поволжье - калмыкам. Он ссылается на немецкую исследовательницу Уллу Йохансен, которая в свое время высказала предположение о южном происхождении данного типа орнамента, что он был распространен как у эвенков, так и у якутов или, скорее, у их предков начала нашей эры (см. [3]).

Что касается распространения данного мотива у долган, особенно его сложных вариантов, то это, на наш взгляд, скорее всего, связано с традициями якутского орнамента. Арочный мотив - один из традиционных в якутской орнаментике, относится к архаичным ее типам, о чем свидетельствуют и варианты его названия (тыцырак, Иарбынньак), которые также употребляются у долган. Кроме того, они известны у северных якутов, эвенов и эвенков. Следует указать, что ареал распространения данного мотива - районы расселения северо-западных групп якутов, илимпийских, нижнетунгусских и таймырских эвенков, где пересекаются тунгусские и якутские этнокультурные традиции.

Мотив имеет близкое стилистическое сходство с простым дугообразным орнаментом. Долганы четко различают простой дугообразный (тыцырак) (рис. 3: 7, 9) и дугообразный с зубцами (Иарбынньак) (рис. 3: 5, 6 ) узоры. В долганской традиции это два разных, вполне самостоятельных мотива. Они свойственны и якутскому декоративному искусству, но здесь имеют несколько иной характер. В отличие от долганского варианта, на якутских предметах, особенно более позднего времени, он часто подается как бы в перевернутом виде, т.е. места соединения полукругов направлены вниз, и, соответственно, исследователями трактуются как арочные мотивы. Подобные явления довольно часто встречаются в долгано-якутских орнаментальных традициях. Например, бисерный елочный узор, также часто используемый в декорировке якутской обуви, в отличие от долганского обычно обращен острием орнамента вниз.

По характеру рисунка долганские варианты довольно богаты и разнообразны. В отличие от якутского у долганского орнамента дуги всегда обращены вверх. Если у якутов он чаще встречается на твердых материалах (дерево, металл, кость), то у долган в основном выполняется в виде вышивки подшейным волосом оленя, сухожильными нитками и бисером, с помощью раскрашивания. И.А.Потапов, рассматривавший Иарбынньак ойуу на материале якутских чоронов, относит его к арочному типу и связывает его развитие с усложнением простого зубчатого орнамента [13, с. 53]. Простой дугообразный мотив называется тыцырак (дословно «коготь»), судя по всему, слово архаичного происхождения. В настоящее время оно несколько утратило свое семантическое значение. М.М.Носов и последующие якутские авторы связывают название орнамента с другим значением слова - «ногти пальцев рук», так как находят в рисунке некоторое сходство с контурами последних. И.А.Потапов называет его ногтевидным мотивом. Хотя по рисунку орнамент, может быть, и похож на силуэты кончиков пальцев, такое сравнение не совсем точно, оно не соответствует семантике. У долган сохранилось его более древнее первоначальное значение - коготь. Слово, видимо, некогда использовалось именно в этом значении. Как название орнамента оно широко известно во многих тюркских языках. У башкир, казахов и киргизов название орнамента тырнак/тырмак связано с прямым его значением - коготь птицы. Однако у этих народов данный орнамент представляет собой трехвильчатый узор, напоминающий силуэт трехпалой птичьей лапки. Подобный мотив у современных долган - тарбак или квтвр атага (птичьи лапки). Тарбак и тыцырак семантически близкие слова. Можно сказать, что данное название орнамента, имеющее архаичное происхождение, означало птичий коготь или звериную лапу и, видимо, было связано с определенными тотемическими представлениями. Со временем оно частично утратило свое значение, но

как название орнамента устойчиво сохранилось до настоящего времени. Однако для данного изображения в ходе длительного творческого процесса, вероятно, использовались различные орнаментальные мотивы, и лишь позже это название закрепилось за данным традиционным мотивом. Поэтому здесь наблюдается некоторое несовпадение характера орнамента со значением его названия.

В традиционных, особенно древних, названиях очень часто встречаются подобные случаи. С.В.Иванов объясняет их следующим образом: «Геометрический орнамент некоторых народов, утратив свое прежнее значение, может оказаться осмысленным заново. В этом случае отдельные его мотивы, чем-либо напоминающие конкретные предметы, животных, части тела или внешние покровы, получают соответствующие названия, не всегда, впрочем, устойчивые» [9, с. 21]. Судя по всему, в прошлом данный орнаментальный мотив имел другое название, не связанное с его современным вариантом. За последним, вполне возможно, стоял какой-то определенный тип орнамента, больше соответствующий его значению, но позже он был вытеснен наиболее популярным мотивом, и за ним закрепилось данное название. Можно также предполагать, что орнамент постепенно, под влиянием более распространенного типа, мог менять характер изображения. Так или иначе, здесь мы имеем дело с весьма древним и устойчивым названием и не менее архаичным типом орнамента, которые, несмотря на значительную семантическую трансформацию, сохранились и продолжают существовать.

В орнаменте долган выделяются две различные группы мотивов: геометрическая и криволинейно-геометрическая. Нам они представляются двумя орнаментальными комплексами. Первый - северный (тунгусский) - составляют в основном простые геометрические узоры, представленные прежде всего с помощью таких художественных приемов, как меховая мозаика, вышивка подшейным волосом оленя, бисером, резьбой по кости, которые ярко характеризуют специфику культуры долган-оленеводов. Второй - якутский - включает наиболее сложные в художественном и стилистическом отношении типы и мотивы. Здесь отчетливо прослеживаются архаические традиции криволинейного орнамента: простые и сложные дуги различных модификаций, спирале- и роговидный орнамент, лировидные узоры и т.д. Отсутствие у долган растительного типа орнамента, весьма характерного для позднего якутского искусства, ярко свидетельствует о формировании системы долганского орнамента задолго до широкого распространения его у якутов.

Итак, предпринятый анализ имеющегося материала и новый подход к изучению долганского орнамента еще раз подтверждают, что в его структуре прослеживаются художественные традиции прежде всего двух этнических культур: тунгусской и якутской, которые представляют собой типологически близкие орнаментальные комплексы. Тунгусский пласт, занимающий значительное место в орнаментике долган, включает большое разнообразие полосового и кружкового орнаментов, вильчатые и зигзагообразные мотивы. Следует отметить особую близость и общность основных мотивов долганского и североякутского орнамента. По типологическим характеристикам они составляют самостоятельный орнаментальный комплекс, отличающийся единой художественной традицией.

В целом в орнаментальных традициях отразились особенности долганской культуры. В них прослеживаются те этнокультурные процессы и межэтнические связи, которые имели место на разных этапах истории ее развития. Следует особо отметить связь традиций долганского орнамента с тем кругом художественно-технических приемов, которые определены спецификой хозяйственно-трудовой деятельности долган-оленеводов. Этнокультурное влияние соседних народов объясняется прежде всего общностью этнической истории, спецификой традиционных занятий и кочевого уклада жизни долган-оленеводов, северных групп якутов и эвенков.

Таким образом, долганский орнамент, имея во многом синкретичный характер, предстает как яркое художественное явление с богатыми и устойчивыми традициями. Среди других орнаментальных культур Сибири орнамент долган в типологическом отношении

представляет выразительную и самобытную систему традиционных мотивов. Его особенность - наличие древнего круга как простейших, так и сложных орнаментальных мотивов, свойственных многим тунгусо- и тюркоязычным народам Сибири. Особо следует отметить отдельные архаичные мотивы, типологические параллели которых обнаруживаются в традиционной орнаментике народов южной Сибири и Центральной Азии. Существование столь древних и стилистически сложных орнаментальных мотивов свидетельствует о своеобразии долганской культуры, присутствии в ней древних этнических элементов южного происхождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 220 с.

2. Вайнштейн С.И. Об орнаменте как историко-этнографическом источнике // Народное прикладное искусство: Актуальные вопросы истории и развития. Рига: Зинатне, 1989. С. 79-89.

3. Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов // Якутия и ее соседи в древности: Тр. Приленской археол. экспедиции. Якутск: Кн. изд-во, 1975. С. 174-184.

4. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири Х1Х-начала ХХ в. // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Т. 22. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 838 с. (Нов. сер.).

5. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: (По материалам Х1Х-начала ХХ в.) // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Т 81. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 500 с. (Нов. сер.).

6. Иванов С.В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 373-375.

7. Мягков И. М. Задачи изучения искусства сибирских туземных племен // Тр. Первого сиб. краевого науч.-исслед. съезда. Новосибирск, 1928. Т. 5. С. 139-143.

8. Мягков И.М. Искусство туземных племен // Сиб. сов. энцикл. 1931. Т. 2. С. 362-364.

9. Народное декоративно-прикладное искусство киргизов: Тр. археолого-этнографической экспедиции. М.: Наука, 1968. Т. 5. 147 с.

10. Окладников А.П., Шибаева Ю.А. К истории якутской орнаментики: (Совпадение в орнаментике якутов и мургабских киргизов) // Тр. якут. ИЯЛИ. Якутск: Кн. изд-во, 1959. Вып. 1(6). С. 5-11.

11. Петри Б.Э. Народное искусство в Сибири: (Вопросы собирания и изучения). Иркутск: Сибгосиздат, 1923.

30 с.

12. Попов А.А. Техника долган // Сов. этнография.1937. № 1. С. 91-135.

13. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск: Кн. изд-во, 1972. 142 с.

14. Шнейдер Е.Р. Изобразительное искусство туземных племен Сибири // Сиб. сов. энцикл. 1931. Т. 2. С. 364-373.

15. Шнейдер Е.Р. Искусство народностей Сибири // Искусство народностей Сибири. Л.: Гос. Рус. музей, 1930. С. 57-100.

16. Findeisen H. Die Nordasiatischen Kunstkreise // Mitteilungen der antropologischen Gesellschaft. Wien, 1933. Bd 63, H. 5/6. S. 355-367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.