Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЦИФРОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЦИФРОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые преступления / информационная безопасность / информационно-телекоммуникационные технологии / органы внутренних дел / правоохранительные органы / предупреждение преступлений / виктимологическая профилактика преступлений / уголовная ответственность / digital crimes / information security / information and telecommunication technologies / internal affairs bodies / law enforcement agencies / crime prevention / victimization prevention of crimes / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М А. Маслиенко, М С. Каснова

процесс цифровизации является неотъемлемой частью жизни общества и в современных условиях интегрирован во все без исключения общественные отношения. Наиболее опасные посягательства, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в цифровом пространстве, урегулированы правовыми нормами уголовного законодательства. Органы внутренних дел являются специализированным субъектом предупредительной деятельности и играют важнейшую роль в профилактике, пресечении и предотвращении цифровых преступлений. Вопрос обеспечения информационной безопасности крайне актуален в условиях непрерывного процесса цифровизации. Это подтверждается наличием нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения. В статье на основе статистических данных представлена информация о современном состоянии цифровых преступлений. Автором предложены меры общего предупреждения цифровых преступлений, достижение которых возможно при реализации комплекса социально-экономических, культурно-воспитательных и иных программ. Также в статье отмечена важность реализации специальных мер предупреждения цифровых преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации с учетом особенностей данных общественно опасных деяний. Сформулированы основные направления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению подобных деяний, в том числе уголовно-правовыми средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М А. Маслиенко, М С. Каснова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES IN THE PREVENTION OF DIGITAL CRIMES

the process of digitalization is an integral part of the life of society and in modern conditions is integrated into all social relations without exception. The most dangerous encroachments committed with the use of information and telecommunication technologies in the digital space are regulated by legal norms of criminal legislation. Internal affairs bodies are a specialized subject of preventive activity and play a crucial role in the prevention, suppression and prevention of digital crimes. The issue of ensuring information security is extremely relevant in the context of the continuous process of digitalization. This is confirmed by the presence of normative-legal acts regulating these social relations. The article presents information on the current state of digital crime on the basis of statistical data. The author proposes measures of general prevention of digital crimes, the achievement of which is possible with the implementation of a set of socio-economic, cultural, educational and other programs. The article also notes the importance of implementing special measures to prevent digital crimes committed with the use of information and telecommunication technologies or in the sphere of computer information, taking into account the peculiarities of these socially dangerous acts. The main directions of activity of employees of internal affairs bodies for the prevention of these socially dangerous acts, including by criminal legal means, are formulated

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЦИФРОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЦИФРОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES IN THE PREVENTION OF DIGITAL CRIMES

УДК 343.973

М.А. МАСЛИЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) maslienkoma@mail.ru

М.С. КАСНОВА,

кандидат юридических наук (Краснодарский университет МВД России, Россия, Краснодар) mariya_iv23@mail.ru

MARIA A. MASLIENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

MARIA S. KASNOVA,

Candidate of Law (Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Krasnodar, Russia)

Аннотация: процесс цифровизации является неотъемлемой частью жизни общества и в современных условиях интегрирован во все без исключения общественные отношения. Наиболее опасные посягательства, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в цифровом пространстве, урегулированы правовыми нормами уголовного законодательства. Органы внутренних дел являются специализированным субъектом предупредительной деятельности и играют важнейшую роль в профилактике, пресечении и предотвращении цифровых преступлений. Вопрос обеспечения информационной безопасности крайне актуален в условиях непрерывного процесса цифровизации. Это подтверждается наличием нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения. В статье на основе статистических данных представлена информация о современном состоянии цифровых преступлений. Автором предложены меры общего предупреждения цифровых преступлений, достижение которых возможно при реализации комплекса социально-экономических, культурно-воспитательных и иных программ. Также в статье отмечена важность реализации специальных мер предупреждения цифровых преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации с учетом особенностей данных общественно опасных деяний. Сформулированы основные направления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению подобных деяний, в том числе уголовно-правовыми средствами.

Ключевые слова: цифровые преступления, информационная безопасность, информационно-телекоммуникационные технологии, органы внутренних дел, правоохранительные органы, предупреждение преступлений, виктимологическая профилактика преступлений, уголовная ответственность.

Для цитирования: Маслиенко М.А., Каснова М.С. Роль органов внутренних дел в предупреждении цифровых преступлений // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 4. - C. 52-55.

Abstract: the process of digitalization is an integral part of the life of society and in modern conditions is integrated into all social relations without exception. The most dangerous encroachments committed with the use of information and telecommunication technologies in the digital space are regulated by legal norms of criminal legislation. Internal affairs bodies are a specialized subject of preventive activity and play a crucial role in the prevention, suppression and prevention of digital crimes. The issue of ensuring information security is extremely relevant in the context of the continuous process of digitalization. This is confirmed by the presence of normative-legal acts regulating these social relations. The article presents information on the current state of digital crime on the basis of statistical data. The author proposes measures of general prevention of digital crimes, the achievement of which is possible with the implementation of a set of socio-economic, cultural, educational and other programs. The article also notes the importance of implementing special measures to prevent digital crimes committed with the use of information and telecommunication technologies or in the sphere of computer information, taking into account the peculiarities of these socially dangerous acts. The main directions of activity of employees of internal affairs bodies for the prevention of these socially dangerous acts, including by criminal legal means, are formulated.

Keywords: digital crimes, information security, information and telecommunication technologies, internal affairs bodies, law enforcement agencies, crime prevention, victimization prevention of crimes, criminal liability.

For citation: Maslienko M.A., Kasnova M.S. The role of internal affairs agencies in the prevention of digital crimes // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 4. - P. 52-55.

Интегрирование процесса цифровизации во все сферы общественной и частной жизни оказывает положительное влияние, позволяя повысить результативность деятельности различных предприятий, организаций в производственной и иных сферах общественной жизни, а также в сфере деятельности частных лиц. Этот процесс носит повсеместный, трансграничный характер и в первую очередь должен быть направлен на оптимизацию деятельности человека. Однако ему присущи и негативные особенности, среди которых отмечается, в частности, возможность создания в цифровом пространстве благоприятных условий для совершения общественно опасных посягательств.

Современная преступность довольно быстро адаптируется к условиям существования современного информационного общества. Использование средств и возможностей информационного пространства в преступных целях осложняет процесс выявления причастных лиц, установления их местонахождения ввиду анонимности и опосредованности посягательства и ставит новые задачи по предупреждению цифровых преступлений перед сотрудниками правоохранительных органов.

Противодействие преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также в сфере компьютерной информации, является одним из приоритетных направлений политики государства. Так, в целях обеспечения информационной безопасности и поддержания правопорядка в цифровом пространстве правовыми средствами реализуется Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., в соответствии с которой государство осуществляет процесс цифровизации практически всех сторон жизни общества, создавая в том числе систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате1.

Безусловно, цифровой прогресс открывает новые возможности как для общества, так и для го-

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 20. - Ст. 290.

сударства. Вместе с тем он одновременно порождает и ряд проблем, одной из которых является рост количества противоправных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [1, с. 6]. Так, согласно официальным статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2023 году зарегистрировано 676,9 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. При этом прирост преступлений составил 29,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В период с января по апрель 2024 года зарегистрировано 240,9 тыс. преступлений, что на 17,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Приоритет в предупреждении сотрудниками органов внутренних дел цифровых преступлений обусловлен в том числе крайне негативными последствиями данных общественно опасных деяний. Например, в 2023 году доля тяжких и особо тяжких преступлений составила 50,6% от общего числа преступлений данной категории, за период с января по апрель 2024 года эти показатели также высоки - 46,7%.

Повышенная общественная опасность цифровых преступлений связана с созданием рисков и угроз для финансово-экономической сферы. В 2023 году размер причиненного ущерба в результате совершения данных общественно опасных деяний составил 152 796 190 тыс. рублей, из которых, что примечательно, сумма ущерба в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), оценивается в 132 550 860 тыс. рублей, это 86,75% от общей суммы ущерба, причиненного в результате совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации.

Также известны показатели причиненного ущерба за четыре месяца 2024 года: всего - 53 082 312 тыс. рублей; по ст. 159 УК РФ -48 253 494 тыс. рублей2. Таким образом, в

2 Статистика и аналитика. Состояние преступности (актуальные данные) [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics

результате мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, за указанный период причинен наибольший материальный ущерб, который составил 90,9% от суммы всего причиненного ущерба за совершение преступлений данной категории.

Стоит отметить, что в общей структуре цифровых преступлений в 2023 году чаще всего совершались преступления против собственности (487,7 тыс. преступлений - 72,1%), преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (103,9 тыс. -15,4%), а также предусмотренные ст. 207 УК РФ (17,5 тыс. - 2,6%) и ст. 272 УК РФ (36,7 тыс. - 5,4%). За четыре месяца 2024 года структура преступности практически не изменилась, за исключением относительного роста числа преступлений, предусмотренных ст. 272 УК РФ (30,7 тыс. - 12,8%)3.

Ведущая роль в деятельности по предупреждению цифровых преступлений, как одному из наиболее опасных деяний, отведена органам внутренних дел в качестве специального субъекта предупреждения. Так, своевременное реагирование сотрудников органов внутренних дел на обострение криминальной обстановки, которое напрямую связанно с увеличением количества фактов совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, является важнейшим способом предупреждения таких преступлений [2, с. 12].

Для предупреждения цифровых преступлений специализированными субъектами проводится работа по формированию у населения высокого уровня правосознания, в том числе путем указания на уголовно-правовые последствия в случае совершения данных общественно опасных деяний.

Подразделениями органов внутренних дел в целях предупреждения проводятся следующие мероприятия:

- пропаганда правопослушного поведения, распространение правовых знаний посредством использования средств массовой информации и сети Интернет, осуществление общественного контроля, привитие цифровой грамотности населению, а также навыков обеспечения личной информационной безопасности всем пользователям глобальной Сети;

- совершенствование ведомственного правового регулирования в сфере противодействия киберпреступности с учетом актуальных запросов цифрового общества;

3 Статистика и аналитика. Состояние преступности (архивные данные) [Электронный ресурс]. - URL: Ь|Мрз://хп--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics

- проведение виктимологической профилактики правоохранительными органами при поддержке средств массовой информации, органов местного самоуправления и т.д. Проведение оперативно-профилактических мероприятий («Осторожно! Мошенничество!», «Осторожно! Телефонные мошенники!»), размещение на официальных сайтах подразделений МВД России на региональном уровне видеороликов и информации о мошеннических действиях, алгоритмах действий преступников, а также распространение информационных листовок и другие профилактические мероприятия;

- расширение международного сотрудничества в области противодействия корыстной преступности в киберпространстве, наращивание взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с правоохранительными органами зарубежных государств.

Общее предупреждение цифровых преступлений достигается путем реализации комплекса социально-экономических, культурно-воспитательных, а также других программ, целью которых является улучшение благосостояния населения, повышение их правовой культуры и правосознания [3, с. 70]. Специальные меры предупреждения рассматриваемых составов преступлений реализуются с учетом особенностей совершенного общественно опасного деяния.

Именно реализация комплексных мер противодействия цифровым преступлениям, совершаемым в информационно-телекоммуникационных сетях, способствует наиболее эффективному предупреждению данных преступлений. Так, комбинация мер общего и специального (криминологического) характера помогает сотрудникам органов внутренних дел достичь положительных результатов в борьбе с преступлениями, совершаемыми в цифровой среде [4, с. 48].

При реализации специально-криминологических мер правового характера важным направлением данной деятельности является проведение постоянного правового мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, а также сети Интернет, информирование пользователей информационно-телекоммуникационных сетей о привлекаемых к уголовной ответственности лицах, которые совершили цифровые преступления, а также об установленной уголовной ответственности и уголовном наказании за совершение данных деяний.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности на сегодняшний день является приоритетной задачей уголовной политики, а также всего государства. Проблема противодействия цифровой преступности давно приобрела межгосударственное значение, так как она не имеет территориальных границ, а ущерб в результате совершения данных преступлений негативно ска-

зывается на всем мировом цифровом обществе. Предупреждение цифровых преступлений представляет собой специфическую деятельность субъектов системы предупреждения, состоящую из профилактических мероприятий, связанных с выявлением и устранением причин и условий, детерминирующих рассматриваемый вид пре-

ступлений, с учетом особенностей, характеризующих специфику цифрового пространства. В связи с этим основная роль по противодействию цифровым преступлениям возложена на правоохранительные органы, в частности на органы внутренних дел как на специализированный субъект предупредительной деятельности.

Литература

1. Яшин А.В. Социальная направленность современной преступности в Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2023. - № 1 (65). - С. 5-11.

2. Сидорова Е.З., Грибунов Е.З. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебное пособие. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2023. - 132 с.

3. Курилова Е.Н., Маслиенко М.А. Становление и развитие отечественной уголовно-правовой политики // Уголовная политика и правоприменительная практика: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года. - Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2023. С. 69-73.

4. Маслиенко М.А. Особенности квалификации краж и мошенничеств, совершаемых в информационно-телекоммуникационных сетях // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 4 (54). - С. 46-52.

5. Григорьева А.Е., Петрова Ю.М. О развитии понятия «цифровая преступность» по материалам международных договоров и соглашений // Аграрное и земельное право. - 2023. - № 12 (228). - С. 216-218.

6. Никульченкова Е.В. Трансформация киберпреступности: современные угрозы и их предупреждение // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2023. - Т. 20. - № 3. - С. 96-105.

7. Архипцев И.Н. Кибербезопасность и компьютерная грамотность в правоохранительных органах / И.Н. Архипцев, А.Э. Федосеев, А.Э. Федосеев, Р.М. Шевцов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. - С. 276-279.

8. Соловьев В.С. Криминологические риски цифросексуализма // Вестник Российской правовой академии. - 2020. - № 3. -С. 47-56.

9. Ильницкий А.С., Грибанов В.Е. Современная модель противодействия преступности в киберпространстве // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 74-й Научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год, Краснодар, 26 апреля 2019 года / отв. за выпуск А.Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. С. 1191-1195.

10. Прокофьева Т.В. О мерах по совершенствованию борьбы с киберпреступностью в Российской Федерации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2022. - № 1 (842). - С. 142-146.

References

1. Yashin A.V. Social'naya napravlennost' sovremennoj prestupnosti v Rossijskoj Federacii // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. - 2023. - № 1 (65). - S. 5-11.

2. Sidorova E.Z., GribunovE.Z. Preduprezhdenie prestuplenij i administrativnyh pravonarushenij organami vnutrennih del: uchebnoe posobie. - Irkutsk : Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2023. - 132 s.

3. Kurilova E.N., Maslienko M.A. Stanovlenie i razvitie otechestvennoj ugolovno-pravovoj politiki // Ugolovnaya politika i pravoprimenitel'naya praktika: sbornik statej po materialam X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 27 oktyabrya 2023 goda. - Sankt-Peterburg: Centr nauchno-proizvodstvennyh tekhnologij «Asterion», 2023. S. 69-73.

4. Maslienko M.A. Osobennosti kvalifikacii krazh i moshennichestv, sovershaemyh v informacionno-telekommunikacionnyh setyah // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2023. - № 4 (54). - S. 46-52.

5. Grigor'eva A.E., Petrova Yu.M. O razvitii ponyatiya «cifrovaya prestupnost'» po materialam mezhdunarodnyh dogovorov i soglashenij // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2023. - № 12 (228). - S. 216-218.

6. Nikul'chenkova E.V. Transformaciya kiberprestupnosti: sovremennye ugrozy i ih preduprezhdenie // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2023. - T. 20. - № 3. - S. 96-105.

7. Arhipcev I.N. Kiberbezopasnost' i komp'yuternaya gramotnost' v pravoohranitel'nyh organah / I.N. Arhipcev, A.E. Fedoseev, A.E. Fedoseev, R.M. Shevcov // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2021. - T. 14. - № 4. - S. 276-279.

8. Solov'ev V.S. Kriminologicheskie riski cifroseksualizma // Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii. - 2020. - № 3. - S. 47-56.

9. Il'nickij A.S., Gribanov V.E. Sovremennaya model' protivodejstviya prestupnosti v kiberprostranstve // Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej po materialam 74-j Nauchno-prakticheskoj konferencii studentov po itogam NIR za 2018 god, Krasnodar, 26 aprelya 2019 goda / otv. za vypusk A.G. Koshchaev. - Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet imeni I.T. Trubilina, 2019. S. 1191-1195.

10. Prokofeva T.V. O merah po sovershenstvovaniyu bor'by s kiberprestupnost'yu v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 2022. - № 1 (842). - S. 142-146.

(статья сдана в редакцию 02.06.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.