внутренних дел, является одной из первостепенных задач ученых, которые уделяли в последнее время этому вопросу недостаточно внимания.
Хребтова Т.П.,
адъюнкт Академии управления МВД России
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В 1990-х гг. законодательством Российской Федерации установлено немалое число налогов. Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1 установил новую налоговую систему в стране. Данный Закон в ст. 2 определял «налоговую систему» как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налогов), взимаемых в установленном порядке». В соответствии с Законом в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др.
Объединение налоговых платежей в систему предполагает, как отмечалось в литературе, возможность их классификации, оснований для которой может быть несколько2.
По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций, налоги с физических лиц и общие налоги.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги подразделяют на прямые и косвенные. В связи с переходом к рынку Российская Федерация начала активно использовать косвенные налоги при формировании доходов бюджетов.
Помимо названных классификаций Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»3, а в дальнейшем и НК РФ4 подразделили
1 Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст .527. Утратил силу с 1 января 2005 г.
2 Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 381.
3 См.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3828.
4 Статья 12 НК РФ (в ред. ФЗ от 17 мая 2007 г. № 84-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 22. Ст. 2564.
и налоги, и сборы на три вида с учетом федеративного государственного устройства, развитием в России местного самоуправления на: федеральные, региональные (налоги субъектов РФ) и местные.
Федеральными считаются налоги и сборы, установленные НК РФ (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги, которые установлены ст. 14НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и являются обязательными к уплате на соответствующей территории.
Местными признаются налоги, которые устанавливаются ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на соответствующей территории.
Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды приносят: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и подоходный налог с физических лиц.
Развитие налоговой системы в России после ее перехода к рыночным отношениям и ее становление сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам экспертов, государство ежегодно недополучает более трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер (например, выплата в конвертах «черной» заработной платы, сокрытие прибыли и т.п.), является главной и основной причиной не поступления налогов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды1.
Особую опасность представляют преступления экономической направленности. За последние годы выявленные подразделениями по расследованию налоговых преступлений органов внутренних дел отражены в следующей таблице2.
Преступления экономической направленности Количество
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Тяжкие и особо тяжкие 5258 6743 7846 8667
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица 3178 4085 4675 4921
Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации 3517 4806 5918 6564
1 Проява С.М., Журко В.Ф. Соблюдение налогового законодательства как объект контроля органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2007. № 10. С. 33.
2 http://www.mvd.ru/stats/
Сокрытие денежных средств либо имущества (индивидуального предпринимателя), за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов 1194 1788 1827 1601
Выявлено налоговых преступлений всего 17647 22818 25623 26785
Таким образом, количество выявленных налоговых преступлений в 2007 году по отношению к 2004 году увеличилось на 51,8%, тяжких и особо тяжких — на 64,8%, уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица — на 54,9%, уклонение от уплаты налогов с организаций на 86,6%, сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов, — на 34,1%.
Уровень налоговой преступности особенно высок в топливно-энергетическом, строительном комплексах и т. д.
Приблизительный объем незаконных банковских операций в РФ достигает 1,5—2 трлн руб. По мнению авторитетных экспертов, количество банков, осуществляющих нелегальные операции, сокращается, но происходит удорожание таких операций: если раньше «обналичивание» в банках стоило 2% от суммы, то сейчас — от 7—8 и до 10%.
Особое внимание в литературе обращают на способы совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты отдельных видов налогов, путем сокрытия объектов налогообложения.
Можно согласиться с мнением специалистов, которые считают, что преимущественно сокрытие доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, достигается путем внесения в декларацию ложных сведений.
Одним из способов совершения налогового преступления является полное или частичное сокрытие полученных доходов, необоснованное увеличение расходов, связанных с получением дохода и подлежащих вычитанию из налогооблагаемой базы, путем предоставления фиктивных договоров, справок, счетов, в которых завышена стоимость основных и вспомогательных материалов, товаров, их доставки, других затрат, отнесенных на себестоимость, в действительности не имевших места.
Наиболее часто скрываемым объектом налогообложения является валовая прибыль организации, полученная от реализации продукции (работ, услуг), имущества (основных фондов и т. д.), доходов от внереализационных операций. Поэтому и финансовые санкции исчисляются исходя из суммы сокрытой (заниженной) налогооблагаемой прибыли без учета льгот, предоставляемых данной организации в соответствии с действующим законодательством.
Часто нарушением налогового законодательства является отсутствие учета объекта налогообложения. В литературе отмечалось, что проблемы, связанные с применением штрафных санкций за отсутствие учета, объекта налогообложения или ведение бухгалтерского и налогового учета автоматически влекут за собой сокрытие и занижение дохода за проверяемый период.
Как известно, налоговые санкции, применяемые за совершение налоговых правонарушений, представляют собой разновидность финансово-правовых санкций. Налоговый кодекс РФ (раздел IV) ввел понятия налогового правонарушения и налоговой санкции.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ст. 106 НК РФ), чем подытожен спор о необходимости учета вины в данных правонарушениях.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.
Налоговый кодекс РФ предусматривает виды налоговых правонарушений с детальным определением их признаков (ст. 116—129, 132—135), включая в их перечень правонарушения, совершенные не только налогоплательщиками, но и банками, а также другими лицами (свидетелями, экспертами и т.д.).
К числу основных функций Департамента экономической безопасности МВД России помимо организации, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти, отнесены: комплексный анализ информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения; подготовка предложений по основным направлениям государственной политики по борьбе с преступлениями в сфере экономики и налогообложения; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.
По своему статусу Департамент экономической безопасности МВД России является структурным подразделением центрального аппарата МВД России, призванным обеспечивать полномочия министерства по борьбе с
преступлениями в сфере экономики и налоговыми преступлениями и правонарушениями через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации.
В борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями задействованы и другие подразделения МВД России, т.к. в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» система милиции Российской Федерации, помимо криминальной милиции, также включает милицию общественной безопасности.
В частности, милиция общественной безопасности МВД России и ее подразделения осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области налогов, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел, из числа тех, которые ранее рассматривались органами налоговой полиции. К таковым, в частности, относятся дела по правонарушениям, предусмотренные статьями 14.5 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»), 15.1 («Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»), 15.2 («Невыполнения обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К компетенции милиции общественной безопасности отнесено проведение дознания по делам о преступлениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, производство предварительного следствия по которым не обязательно, например предусмотренных статьями 171-1 («Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции») и 327-1 («Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование») Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предварительное следствие по делам о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198 («Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды») и 199 («Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации») Уголовного кодекса Российской Федерации, производят органы предварительного следствия системы МВД России.
В процессе реализаций функций, возложенных на Департамент экономической безопасности МВД России, осуществляется взаимодействие с федеральными органами государственной власти, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств.
Общность функций и задач определяют необходимость взаимодействия Департамента экономической безопасности МВД России с подразделениями Федеральной налоговой службы. В данном случае, прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков.
В пределах своей компетенции сотрудники криминальной милиции МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Документирование экономических и налоговых преступлений осуществляется посредством проведения проверок, инвентаризаций и ревизий. В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» милиции предоставлено право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их.
Подобные проверки и ревизии могут проводиться в порядке взаимодействия с Федеральной налоговой службой и Федеральным казначейством, входящими в структуру Министерства финансов Российской Федерации. На основании обращений органов внутренних дел при проведении контрольноревизионной работы ими осуществляются следующие виды контрольных мероприятий: ревизия, проверка, предварительное изучение документов.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ1, в ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции» внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми органам внутренних дел предоставлено право: участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением
1 ФЗ РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27. Ч. I. Ст. 2700; Российская газета. 2003. 1 июля. С. 9—11.
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с данными полномочиями органы внутренних дел фактически стали субъектами налоговых правоотношений и получили право осуществлять проверки налогоплательщиков как совместно с налоговыми органами, так и самостоятельно1.
На основании материалов таких проверок органами внутренних дел и должны приниматься соответствующие процессуальные решения. В случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, принимается решение о возбуждении уголовного дела, а при отсутствии таковых — об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, например в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня их выявления направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Право получения органами внутренних дел сведений, составляющих налоговую тайну, корреспондируется с положениями ст. 102 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ), согласно которым доступ к таким сведениям имеют должностные лица в соответствии с перечнем, определяемым МВД России. Кроме того, согласно измененной редакции ст. 26 «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений до возбуждения уголовного дела кредитными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Есть основания полагать, что наличие указанных полномочий в совокупности с другими правами должны позволить органам внутренних дел реализацию возложенных функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
1 Подобные проверки ранее осуществлялись органами налоговой полиции в соответствии с Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. № 285 «Об утверждении инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции».