УДК 343.97
РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И НАЦИОНАЛИЗМУ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
A. В. КАРПОВ,
доктор юридических наук,
проректор Столичного института бизнеса и управления Е-mail: av-k. 07@mail. ru
B. В. ЛОМАКИН, кандидат юридических наук,
доцент Всероссийского института повышения квалификации МВД России Е-mail: lomakirina@yandex. ru
Проводится анализ современной ситуации, связанной с ростом экстремистских настроений и преступлений на почве межнациональной розни. Раскрываются пробелы действующего законодательства в сфере противодействия экстремизму. Делается вывод о необходимости проведения аналитических исследований и специальных мероприятий, позволяющих противодействовать становлению и формированию экстремистских настроений. Определяются роль и задачи государственных органов субъектов Федерации в данной сфере.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, национализм, местное самоуправление, противодействие терроризму, борьба с преступностью, правоохранительные органы.
Одной из особенностей функционирования общественной жизни современной России является активная деятельность различных партий, религиозных организаций и движений, многие из которых пытаются получить непосредственный доступ к политическим, финансовым, административным и иным ресурсам любым путем. Под данной деятельностью зачастую обнаруживаются различные противоправные манипуляции, борьба финансовых, политических, клановых и национальных групп за расширение своего властного пространства,
прикрываемая попытками разрешения социально-экономических, межконфессиональных, этнокультурных и иных важных проблем, стоящих перед нашим обществом.
Подобные процессы, обострившиеся еще в период постсоветского кризиса, оказали особенное влияние на политическую и социальную стабильность в государстве и продолжают наносить ущерб общественным отношениям, спекулируя на чувствах российских граждан, в том числе религиозных.
Неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором негативных процессов, влияющих на внутриполитическую и межконфессиональную жизнь России, стала радикально-религиозная, фундаменталистская и экстремистская подрывная диверсионно-террористическая деятельность наемников из африканских и ближневосточных стран, а также сотрудничество с ними некоторых правящих и околовластных национальных групп. Данные структуры по-прежнему нацелены на разрушение мультиэтнического российского общества и федеративного устройства страны, с перспективой наживы на богатейших запасах ископаемых и углеводородного сырья.
Сегодняшняя ситуация заключается в том, что многие республики Северного Кавказа до сих пор
- 39
во многом относятся к субъектам с неокрепшей экономикой и поэтому социально-экономическое положение, обострившееся еще в период развала СССР, представляет собой сложно разрешаемый клубок противоречий. Кроме того, имеет место некоторая неопределенность в разрешении статуса Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской и других республик РФ, а также проживающих там народов.
Тем более, что на территории многих республик Северного Кавказа исторически находили и продолжают получать приют одиозные личности, разыскиваемые преступники, международные террористы и религиозные экстремисты всех мастей.
Стал очевидным факт, что западные и ближневосточные эмиссары тесно сотрудничают с действующими преступными группировками, целенаправленно взаимодействуют с их лидерами в целях ослабления влияния органов государственной власти на общественно-политическую и социальную обстановку в Северо-Кавказском федеральном округе.
Зарубежные эмиссары, лидеры националистических и экстремистских группировок, прикрываясь лозунгами о защите прав, свободы, демократии и независимости, продолжают активно действовать в российских республиках под лозунгом защиты вероисповедания и религии, являясь, по сути, обыкновенными рэкетирами, бандитами и вымогателями. При этом практические интересы всех эмиссаров из-за рубежа направлены на огромные запасы нефти, газа и иных природных ресурсов нашей страны. Так, например, в российской части Каспийского моря на шельфе Республики Дагестан по прогностическим оценкам находятся запасы нефти, составляющие более 340 млн т с конденсатом, и 540 млрд м3 газа.
О значительной общественной опасности и остроте криминогенной ситуации в республиках Северного Кавказа говорит тот факт, что по официальному заявлению Администрации Президента Российской Федерации среди криминальных регионов республика Дагестан стоит на одном из первых мест.
Это связано также с тем, что сдерживающим фактором на пути устойчивого развития экономики и социальной сферы кавказских республик стала криминализация многих сторон социально-общественной жизни и коррупция в органах местной власти. При этом ответственность перед обществом и российскими гражданами за такое положение дел лежит на исполнительных и судебных органах государственной власти, депутатах, судьях, правоох-
ранительных органах, на местном самоуправлении и правительствах субъектов Федерации, которые на сегодняшний день допускают провалы в социальной политике, обеспечении общественной безопасности и достойной жизни людей. Не случайно проводимые организационные, правовые и иные государственные реформы направлены на оптимизацию деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации [5].
Наряду с этим деятельность органов государственной власти регионов должна быть наполнена новыми стандартами государственного управления, подготовки управленческих кадров, обладающих знаниями в области межнациональных отношений [2], так как рост преступности и ее латентность ослабляют и без того невысокое доверие к государственной и региональной политике, проводимой органами государственной власти и местным самоуправлением.
Поэтому основой повышения эффективности борьбы с преступностью экстремистской и националистической направленности в субъектах Федерации, кроме усиления ответственности руководителей органов государственной власти, должны стать глубокие аналитические исследования в этой области. Также необходимы специальные и оперативно-технические мероприятия, позволяющие выявлять на ранних стадиях факты становления, формирования экстремистских настроений, весь причинно-следственный комплекс националистических и экстремистских проявлений. Такие своевременные мероприятия могут позволить с большей эффективностью прогнозировать, проводить профилактику и оказывать нейтрализующее воздействие на идеологию экстремизма, транснациональную и организованную преступность.
В этой связи необходимо, чтобы многие направления государственного регулировании социальной, экономической, правовой политики своевременно воздействовали на общественные отношения и отвечали современным требованиям противодействия общеуголовной преступности вообще и радикально-религиозной деятельности в частности.
Для наиболее успешного противодействия росту экстремистской преступности и национализму необходимо приводить активную социальную, общественно-правовую деятельность, такую как: • дальнейшее планирование и развитие городских и сельских поселений, направленное на
ликвидацию ветхого и старого жилья;
• управление процессами размещения беженцев и мигрантов, направленное на актуализацию проблемы бездомности и нелегального проживания;
• проектирование и обустройство учреждений культуры, здравоохранения, мест общественного пользования и торговли;
• увязывание вопросов строительства и размещения жилья с решением острых социальных и бытовых проблем (транспорта, школьных и дошкольных учреждений, мест работы);
• активизация политики занятости, ликвидация безработицы и создание большего количества рабочих мест;
• реализация федеральной государственной политики в области образования, семейной и молодежной политики путем создания разнообразных условий для молодежного досуга и отдыха, занятий спортом и приобщения к культурным мероприятиям;
• совершенствование политики в области борьбы с наркоманией и алкоголизмом;
• противодействие «сращиванию собственности с властью и мафиозными структурами» [6], ведь такая ситуация неизбежно порождает нарушение законов, связана с переделом денежных и сырьевых ресурсов, стремлением уклониться от налогообложения и провести незаконный вывоз капитала за границу.
Таким образом, в умении оптимально сочетать вышеназванные методы и использовать разнообразные формы их реализации заключается искусство государственного управления, социально-экономического развития и обеспечения межнационального согласия, защиты прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, местным самоуправлением и органами внутренних дел.
Анализируя практику местного самоуправления, Т. Я. Хабриева отмечает, что «необходимо найти равновесие в процессах саморегуляции и государственной регуляции местного самоуправления, оптимальное решение задачи разграничения компетенции по установлению правовых основ местного самоуправления» [7], «вовлекая в межнациональную правовую и политическую жизнь представителей разных конфессий» [3].
Следует отметить, что наряду с указанными мерами федеральное законодательство, являющееся следующим по значению после Конституции РФ правовым источником муниципального права,
должно отвечать принципам народовластия, равноправия и развития межнациональных отношений.
Например, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приветствует правотворческую инициативу населения и право населения выступать с различными проектами муниципальных правовых актов, вносимых в порядке реализации правотворческой инициативы. Существенным фактом является то, что вносимые проекты в соответствии с нормами закона подлежат обязательному рассмотрению местным самоуправлением и должностными лицами, в компетенции которых находится принятие соответствующих актов.
Как показывает практика, подобные нормы предоставляют соответствующий простор инициативе граждан в регулировании правоотношений и влиянии на правовую деятельность муниципальных властей, в том числе в отношении радикально настроенных организаций и групп, а также иных новомодных, нетрадиционных религиозных организаций, которые активно влияют на проявление и разжигание экстремистских настроений в обществе.
Хотелось бы отметить, что на ранней стадии своего становления радикализм вышеназванных групп и общественных организаций может легче поддаваться регулированию, чем в последующем, когда он принимает вид открытого (вооруженного) противостояния, несущего угрозу национальной безопасности государства.
Поэтому органам государственной власти, местного самоуправления и внутренних дел в своей повседневной деятельности необходимо системно и целенаправленно купировать стадии развития конфликтов местного уровня, ведь в условиях отсутствия контроля и профилактики они могут вырасти в широкомасштабное фундаменталистское или радикально-религиозное движение, что подтверждается существующей напряженностью в СКФО.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и соответствующими изменениями и дополнениями в законодательные акты Российской Федерации в 2007 г. принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области
противодействия экстремизму», которым в большей степени расширена роль субъектов Федерации по противодействию экстремизму. Также усиливается внимание общественности и специалистов к проблемам религиозного экстремизма, все шире распространяющегося в крупных населенных пунктах. Тем не менее возникают вопросы: когда же, наконец, будет окончательно остановлен в развитии социально-религиозный феномен экстремизма как источника терроризма, выработаны оптимальные и эффективные меры противодействия ему?
Как показывает практика, данная противоправная деятельность развивается там, где есть нерешенные социальные, экономические и правовые вопросы местного значения. Изначально не подавленный информационно, психологически, профилактическими и оперативными методами и не зафиксированный в жестких рамках правовой оценки экстремизм имеет тенденцию превращаться в крайнюю форму достижения преступных целей -терроризм.
И здесь значительным фактором противодействия может являться то обстоятельство, что местные власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» получили существенные возможности по противодействию экстремистско-политическим проявлениям. Например, к вопросам местного значения относятся организация и деятельность местного самоуправления по установлению между гражданами необходимого согласия, по реализации в своей практической правовой деятельности общепризнанных принципов свободы совести, вероисповедания, толерантности и равноправия, гарантированных Конституцией РФ.
Профессор Р. М. Абакаров в отношении толерантности отмечает, что она «должна быть не только как понятие, но как реально функционирующее явление духовной жизни российских регионов, известное много веков и, например, в Дагестане это явление называлось - «маслиат». Толерантность для нашего социума - должна быть наивысшей ценностью и социальной нормой гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к
пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [1].
«Людям необходимы различные контакты и общение, творческие встречи. Необходимо расширять поле знания о других конфессиях, обычаях и правилах. Этнокультура как единая система, объединяющая традиционное с прогрессивным, инновационным, способна сохранить уникальность при условии, если в своей основе она имеет общечеловеческие нравственные ценности, выраженные в формах, органичных и когерентных данной локальной культуре», - отмечает профессор Р. М. Абакаров [1].
Таким образом, этнокультура способна сохранить уникальность и межнациональное взаимопонимание, быть значимым фактором противодействия экстремизму и национализму, в полной мере должна использоваться органами государственной власти и местного самоуправления в достижении необходимого диалога власти и общества. Ведь национализм и экстремизм осуществляется, как правило, скрытно, под прикрытием общесоциального интереса, активно используя местные этнические сообщества и некоторые институты власти.
«При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, существует опасность, что под воздействием сохраняющихся в обществе негативных процессов в экономике и в социальной жизни многих субъектов Российской Федерации, ведущих в конечном счете к обнищанию значительной части населения, идеи равноправного гражданского общества могут быть окончательно дискредитированы, так же, как была дискредитирована советская история нашей страны.
Во-вторых, совершенно очевидно, что в сложившихся условиях власть без участия институтов гражданского общества не сможет не только реально воздействовать на экстремистские проявления, но и практически осуществлять любую социально значимую программу намеченных мероприятий. Так как в данной сфере наблюдается много деклараций со стороны органов государственной власти, и как факт - слабая активность общественности для эффективного использования представленных им законом возможностей», - отмечает профессор А. М. Муртазалиев [4].
Таким образом, на современном этапе противодействия национализму и экстремизму главный источник противостояния находится не в кабинетах
местной власти, а в гражданском обществе, культовых и религиозных учреждениях, соборах и мечетях, которые были и будут основой формирования эффективного функционирования институтов многонационального общества в противодействии идеологии саудитов и ближневосточных экстремистов.
Поэтому возведение храмов и мечетей, выделение земельных участков для обеспечения насущных потребностей и нужд различных конфессий требует системной работы при решении задач муниципального управления, которые определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Однако, как показывает практика, ныне действующий закон слабо учел конституционный принцип самостоятельности местных органов власти в решении стоящих местных задач, к которым, конечно же, относятся и вопросы урегулирования церковных взаимоотношений на вверенной территории. Наряду с этим остался до конца не решенным важнейший вопрос профилактики ваххабизма и салафизма как радикальной экстремистской религиозной деятельности.
Кроме того, в действующем Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» некоторым образом утеряна специфическая актуальность противодействия религиозному экстремизму, он растворился в экстремизме вообще. Хотя он имеет со всеми видами экстремизма мало общего, в большей степени встраивается в правовое поле Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Поэтому затруднительно сформировать исчерпывающее определение экстремизма, ведь в общее понятие экстремизма собираются разнородные виды экстремистской деятельности от бытового до радикального. Таким образом, необходим дальнейший анализ и теоретическое определение понятий, чтобы получить возможность сформулировать наиболее всеохватывающую и исчерпывающую терминологию экстремизма, ваххабизма и салафизма, показать сущность данной противоправной подрывной деятельности всему российскому обществу.
Данный анализ также может помочь в оказании существенной методической помощи для принятия необходимых правовых документов на муниципальном и региональном уровнях в рамках установленной компетенции местных органов власти.
Вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций, должны подпадать под действие законов, установленных для всех субъектов гражданского общества. В данном случае это приведет к дальнейшему укреплению авторитета органов власти, религиозных конфессий.
В нынешних условиях полиэтничности Российской Федерации, когда религия является еще и средством национальной самоидентификации, уход от принципа равенства и равноправия часто воспринимается людьми как дополнительная несправедливость, нарушение принципа свободы, равноправия и самоопределения народов, становится еще одним дополнительным фактором для религиозного и политического экстремизма.
Так, крайне необходимо ликвидировать даже формальный повод для экстремистских проявлений, ведущих к столкновениям на почве религиозной и иной розни, наихудшего проявления нетерпимости, радикализма и ксенофобии.
В ходе будущих научно-теоретических разработок и различных дискуссий по этим злободневным проблемам, возможно, появятся новые идеи, взгляды и подходы к взаимоотношению с различными религиозными организациями органов местного самоуправления и органов государства, к анализу факторов и причин появления религиозного экстремизма и национализма. Это поможет различным организациям и конфессиям трансформироваться, например, в поместную церковь и встроиться в нынешние формы местного самоуправления и гражданского общества.
В свою очередь, это может разрешить возможность проводить единую в своих истоках, но разностороннюю и разнообразную в проявлениях идеологию, полагаясь на местные исторические, культурные, этнические, духовные и другие традиции и нормы, близкие и понятные всему местному населению и в то же время способствующие объединению России в единый социокультурный этнос -россиян, что соответствует конституционным нормам о сохранении исторически сложившегося многонационального государственного единства.
Список литературы
1. Абакаров М. Толерантность против экстремизма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции на тему «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму». Махачкала, 2007.
2. Выступление Президента РФ Д. А. Медведева на заседании Госсовета по вопросам развития политической системы России. 22.01.2010. URL: М1р://президент. рф/transcripts/6693.
3. Выступление Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. Уфа. 11.02.2011. URL: Ы*р://президент. рф/news/10312.
4. Муртазалиев А. М. Правовые основы противодействия национальному и политическому экстремизму // Материалы Всероссийской научно-практической конференции на тему «Актуальные
проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму». Махачкала, 2007.
5. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.06.2007. № 825.
6. Права человека: учебник / Гл. VI. Права человека и правовое государство. 2-е изд. М. : Норма, 2009. С. 216.
7. Хабриева Т. Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 13.